Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИХ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

Работа №31545

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
505
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИХ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ 5
1.1. Особенности формирования детско-родительских отношений 5
1.2. Понятие и значение статусного положения ребенка - дошкольника в
группе сверстников 9
1.3. Влияние стиля детско-родительских взаимоотношений на статусное
положение дошкольника в группе сверстников 15
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИХ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ 21
2.1 Организация исследования 21
2.2 Организация и проведение исследования 24
Выводы по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 


Актуальность проблемы исследования. Большую роль в становлении личности ребенка играет семья. Семья, являясь главным институтом воспитания, формирует основные личностные образования ребенка, его нравственную сферу, социальные навыки, обеспечивает эстетическое развитие.
Тема достаточно актуальна, так как ребенок находится в семье в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Отношения в семье продолжают оказывать свое влияние, как на протяжении всего детства, так и в дальнейшей жизни.
Значимость проблематики детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка неоднократно рассматривалось в работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов (К. Роджерс, Д. Виннекот, М. Кляйн, А. С. Спиваковская, А. И Захаров, В. В. Столин, А. Е. Личко, В. В. Ткачева и другие) [1, с.137].
Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием детскородительских отношений. Изучением детско-родительских отношений в семьях занималась большая группа учёных (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская) [3, с.65].
Выявление особенностей детско-родительских отношений позволит наметить пути и способы психокоррекционной работы по оптимизации детско-родительских отношений, что, на наш взгляд, определяет актуальность избранной темы исследования.
Знание особенностей воспитания ребенка в семье, типа отношения родителей к своему ребенку, позволит более успешно подключить их к процессу социализации и адаптации ребенка, его интеграции в общество.
Цель исследования - изучить связь родительского отношения к детям дошкольного возраста с их социальным статусом в группе сверстников.
Объект исследования - детско-родительские отношения.
Предмет исследования - связь родительского отношения к детям дошкольного возраста с их социальным статусом в группе сверстников.
Задачи:
1. Выделить особенности формирования детско-родительских отношений
2. Охарактеризовать понятие и значение статусного положения ребенка - дошкольника в группе сверстников
3. Определить влияние стиля детско-родительских взаимоотношений на статусное положение дошкольника в группе сверстников
4. Провести эмпирическое исследование связи родительского отношения к детям дошкольного возраста с их социальным статусом в группе сверстников.
5. Дать интерпретацию полученных результатов, сформулировать выводы по результатам исследования.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между родительским отношением к детям дошкольного возраста с их социальным статусом в группе сверстников.
В работе использовались следующие методы исследования: беседа, письменный опрос (анкетирование), социометрия, тестирование, математической обработки данных.
Выявление уровня поведения, социометрического статуса детей, стратегии семейного воспитания осуществлялось на основе методик:
- Методика №1. Наблюдение за проявлениями поведения дошкольников;
- Методика №2. «Капитан корабля» Е.О.Смирновой;
- Методика №3. Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова.
Практическая значимость исследования заключается в необходимости разработки игровых занятий по коррекции детско - родительских отношений; использовании материалов при индивидуальной работе с детьми и родителями, а также в практике психологического консультирования родителей в работе социально - психологической службы ДОУ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованных источников. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Большую роль в становлении личности ребенка играет семья. Семья, являясь главным институтом воспитания, формирует основные личностные образования ребенка, его нравственную сферу, социальные навыки, обеспечивает эстетическое развитие.
Тема достаточно актуальна, так как ребенок находится в семье в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Отношения в семье продолжают оказывать свое влияние, как на протяжении всего детства, так и в дальнейшей жизни.
Значимость проблематики детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка неоднократно рассматривалось в работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов (К. Роджерс, Д. Виннекот, М. Кляйн, А. С. Спиваковская, А. И Захаров, В. В. Столин, А. Е. Личко, В. В. Ткачева и другие).
Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием детскородительских отношений. Изучением детско-родительских отношений в семьях занималась большая группа учёных (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.В, Дубровина, М,И, Лисина, А.С. Спиваковская).
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Семья как социальное окружение ребенка, принимает его, признает, защищает, поддерживает. Опыт социального и эмоционального взаимодействия ребенок приобретает в семье, которая оказывает огромное влияние на формирования мировосприятия ребенка. Этот опыт развивает определенные модели поведения с другими людьми.
От того, как ведут себя с детьми родители, как проявляют чувства и отношения, так и дети воспринимают родительский мир притягивающим или отталкивающим, доброжелательным или агрессивным, что в свою очередь ведет к разным взаимоотношениям ребенка.
Изучение детско - родительских отношений является очень важным и необходимым для понимания факторов, которые влияют на становление личности ребенка, и для организации психолого - педагогической практики. Они оказывают огромное влияние и на социальный статус ребенка в группе сверстников. Ведь именно семья выступает важным звеном социализации ребенка.
Наша работа была ориентирована на определение влияние стиля детско-родительских взаимоотношений на статусное положение дошкольника в группе сверстников.
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №24 «Росинка» комбинированного вида ЕМР г. Елабуга. В качестве объекта исследования были выбраны воспитанники МБДОУ №24 в возрасте 6 лет, в исследовании принимали 30 воспитанников и их родители.
Выявление уровня поведения и социометрического статуса детей осуществлялось на основе методик:
-Методика №1. Наблюдение за проявлениями поведения дошкольников.
- Методика №2. «Капитан корабля» Е.О. Смирновой.
- Методика №3. «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова Результаты нашего исследования показали следующее:
Анализ результатов наблюдения за особенностями поведения дошкольников показал, что с ярко выраженной инициативностью обладают два ребенка, это 7% дошкольников, которые приняли в эксперименте. Они с легкостью шли на контакт со сверстниками, активно организовывали игры, сами собирали детей на игру, предлагали различные варианты взаимодействия. Старались обратить на себя внимание сверстников. Мы наблюдали ровные эмоциональные взаимоотношения, легко общались с детьми. Они более чувствительны: откликаются на действия сверстников, регулируют собственное поведение.
У 21 ребенка - 70% исследуемой группы инициативность проявлялась ситуативно, обидчивы, часто не дослушивают сверстника. Эти дети старались обратить на себя внимание сверстников, но более удачливые сверстники отбивали это внимание. Поэтому они старались избегать общения со сверстниками, или играли в одиночку, или выбирали себе пары. Больше всего они обращали на оценку взрослого. У этих детей эмоциональный фон не устойчив, общались не охотно, могли легко расплакаться от требований и приказов более сильных сверстников.
У семи детей - это 23% - инициативность вообще отсутствовала. Они избегали общения со сверстниками, вообще не стремились наладить отношений с ними. Предпочитали играть одни, активность и инициативу не проявляли. Эти дети не пытались получить оценку со стороны сверстников. У них преобладающий эмоциональный фон - негативный. На просьбы поиграть со всеми детьми отвечали грубо, сердились, отмахивались рукой, споры решают путем применения силы.
По результатам исследования методики «Капитан корабля» выявлено: «Звезды» - 10 детей, что составляет 33,3% обследуемых детей. Сверстники охарактеризовали их как - «это мой друг», «он добрый», «самый умный», «он всегда играет со мной», «никого не обижает» и т.д. Такие дети с интересом привлекали окружающих детей к своим действиям, активно откликались на инициативу сверстников, доброжелательно относились ко всем.
«Предпочитаемые» - 7 детей, 23,3% обследуемых детей. Эти дети получили как положительные, так и отрицательные выборы. Они характеризовались как с положительной стороны, так и с негативной - «он не хочет со мной играть», «не делится с игрушками», «иногда хороший, а иногда не дружит со мной».
К «Изолированным» детям относится 7 детей - 23,3% обследуемых детей. Эти дети не получили ни положительные ни отрицательные выборы. Сверстники их не замечают. В основном это часто болеющие дети, молчаливые, «новенькие» и или только пришедшие дети.
К «Пренебрегаемым» относится - 6 детей - 20% обследуемых детей. Они получили в основном отрицательные выборы. Сверстники характеризовали их через описание агрессивных и негативных форм поведения: «он не слушается», «обзывается», «он все игрушки ломает», «дерется», «он плохой, всегда бьет девочек» и т.д.
При исследовании социометрического статуса дошкольников в группе сверстников было выявлено, что основная часть группы - это «звезды», которые с интересом привлекали окружающих детей к своим действиям, активно откликались на инициативу сверстников, доброжелательно относились ко всем. Родители, чьи дети имеют статус «звезд» и «предпочитемых», уважают их индивидуальность, общаются с ними, поддерживают их интересы и планы. Дети, имеющие статус «изолированных» и «пренебрегаемых» в поведении преобладают агрессивные действия, эмоционально-возбужденное состояние. Родители этих детей требуют от них послушания и дисциплинированности. Общаются с ними в командном тоне.
Таким образом, гипотеза о том, что существует взаимосвязь между родительским отношением к детям дошкольного возраста с их социальным статусом в группе сверстников, подтвердилась.



1. Аверченко Л. К. Сущность и содержание межличностных отношений // Социально-психологические факторы перестройки. - М., 2016. -С. 137-155.
2. Азаров Ю. П. Педагогика семейных отношений. - М., 2014. - 202 с.
3. Алексеева Л. С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - М., 2004. - С.65
Источник: http://referat-lib.ru/view/referat-pedagogics/139/138457.htm
4. Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание. - 2015. - №10. - С.25
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. / // Вопросы психологии, 2016. - № 6. - С.38
6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 2017. - 237 с.
7. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.,2014. -С.145
8. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на
социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук /
Н.Т. Колесник. - М. МГПУ, 2016. - 15 с.
9. Коломинский Я.А., Жизневский Б. Социально -
психологические аспекты руководства ролевой игрой. //Дошкольное воспитание.- 2016. - №6. - С.12
10. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 2015.
11. Краевский В.В. Методологическая компетентность педагогов- исследователей как условие научного обеспечения модернизации образования // Соискатель-педагог. - 2008. - №1. - С.31- 35.
12. Кудрявцев В.Т. Исследования детского развития на рубеже столетий (научная концепция института) // Вопросы психологии. - 2016. - № 2. - С. 3-21.
13. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения - М.: Высшая школа, 2014. -119 с.
14. Куликовская И.Э. Эволюция мировидения детей дошкольного возраста и ее педагогическое сопровождение / И.Э. Куликовская: Дис..д-ра пед. наук. - Ростов н/Д., 2015. - 450 с.
15. Ларина В.П. Модернизация деятельности региональных органов управления образованием // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - №6. - С. 151-159.
16. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //
Школьное образование. - 2014. - №5. - С. 3-12.
17. Леднев В.С. Государственные образовательные стандарты в
системе общего образования: теория и практика / В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжков. - М.: МПСИ, 2016. - 384 с.
18. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные
различия - М.: «Институт практической психологии», Воронеж: «НПО МОДЭК», 2017. - 448 с.
19. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст - М.:
Педагогика, 2017. - 240 с.
20. Леонтьев А.Д. Развитие идей самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. - 2017. - №3. - С 165.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность: Учебное
пособие для вузов - М.: Смысл, 2015. - 352 с.
22. Лернер И.Я. Проблемное обучение - М.: МПСИ, 2015. - С. 56
23. Лесгафт П.Ф. Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т. 1. - М.: АПН РСФСР,
2015. - 269 с.
24. Лидак Л. Сюжетно ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, 2015. - №7. - С.23.
25. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. http://www.fictionbook.ru/author/maviva ivanovna lisina/formirovanie lichnosti rebenka v obshenii/
26. Лисина М.И., Сарториус Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников. // Психология формирования личности и проблемы обучения (Под редакцией Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В.) М.: Знание, 2010. 175 с.
27. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской / - 2-е изд. - М.: МПСИ; - Воронеж: МОДЭК, 2016. - 383 с.
28. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Прогресс,2016. - 240 с.
29. Лобанова Н.Н. Профессиональная компетентность педагога / Н.Н. Лобанова, В.В. Косарев, А.П. Крючатов. - Самара, СПб, 2017. - 107 с.
30. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика и развитие / М.И. Лукьянова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 144 с.
31. Менджерицкая Д.В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада //Воспитание детей в игре. - М., 2016. - С.5-18
32. Минаева Н.С., Жукова Т.Ю. Психологический климат в семье: проблемы оптимизации межличностных отношений // Молодая семья и реализация активной социальной политики в регионе. - Свердловск, 2016. -
С.96-110.
33. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 2015. - 239 с.
34. Мухина В.С., Возрастная психология - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 456 с.
35. Нифонтова О.В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтныхситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук - Курск. 2015. -16 с.
36. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 2010. - 152 с.
37. Отношения между сверстниками в группах детского сада. /Под ред. Репиной Т.А. - М.: Педагогика. - 2014. - 123 с.
38. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально
психологический тренинг - М.: МГУ, 2016. - 216 с.
39. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. - 2012. - № 3. - С. 44-53.
40. Полани Л. Личностное знание - М., 2015. - 344 с.
41. Поляков В.А. Кадровый менеджмент. Лидер в коллективной стратегии - М., 2015. - 128 с.
42. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 2016. - С. 21-25.
43. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социолизации мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание, - 2014. - №4. С.38
44. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 2016. - 230 с.
45. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности
индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 2016. - 117 с.
46. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 2017. - №2. - С.14
47. Самсонова Е.В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками // Психолог в детском саду. - 2013. - №3. - С. 89-109.
48. Сенько Т. В. Взаимосвязь положения старших дошкольников в группе сверстников с успешностью их познавательной и элементарной трудовой деятельности. Канд. дис. М., 2014.
49. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников. - М,
50. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 160 с.
51. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 2016. - №3. - С. 254
52. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М, 2015.
53. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М,2015.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ