МЕДИАТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
|
Введение 3
Глава 1. Посредничество (медиация) как альтернативная процедура урегулирования конфликтов
§ 1. Место альтернативных способов урегулирования конфликтов в системе защиты гражданских прав 7
§ 2. Примирительные процедуры как межотраслевой институт урегулирования правовых конфликтов 14
§ 3. Понятие, особенности и принципы медиации 19
Глава 2. Содержание и правовая квалификация медиативного соглашения § 1. Понятие, существенные условия и форма медиативного соглашения 29
§ 2.Правовая природа медиативного соглашения 34
§ 3. Участники медиативной процедуры 42
§ 4. Содержание медиативного соглашения 51
§ 5. Утверждение и исполнение медиативного соглашения 60
Заключение 72
Список использованной литературы 77
Глава 1. Посредничество (медиация) как альтернативная процедура урегулирования конфликтов
§ 1. Место альтернативных способов урегулирования конфликтов в системе защиты гражданских прав 7
§ 2. Примирительные процедуры как межотраслевой институт урегулирования правовых конфликтов 14
§ 3. Понятие, особенности и принципы медиации 19
Глава 2. Содержание и правовая квалификация медиативного соглашения § 1. Понятие, существенные условия и форма медиативного соглашения 29
§ 2.Правовая природа медиативного соглашения 34
§ 3. Участники медиативной процедуры 42
§ 4. Содержание медиативного соглашения 51
§ 5. Утверждение и исполнение медиативного соглашения 60
Заключение 72
Список использованной литературы 77
Развитие примирительных процедур является одним из приоритетных направлений совершенствования существующих в Российской Федерации механизмов урегулирования споров и защиты нарушенных прав граждан. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации от 19 февраля 2010 года (далее - Концепция) содержит в себе ряд положений, направленных на развитие самостоятельности, независимости участников гражданско-правовых отношений, в связи с чем - и на развитие альтернативных способов урегулирования споров (далее - АРС), где инициатива по регулированию конфликта исходит непосредственно от сторон спора.
С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Закон о медиации). Данный закон создает правовые основания для становления и развития медиации в Российской Федерации, является практическим шагом к реализации мероприятий по внедрению примирительных процедур. Ранее при возникновении спора практически единственным и привычным выходом служило обращение в государственные органы: в суд, который разрешал споры, возникающие из основной массы правоотношений; подача жалобы в прокуратуру и т.п. Такой подход, когда разрешение проблемы и конфликта передавалось специальным юрисдикционным органам, стал многим казаться единственно возможным. С закреплением медиации на законодательном уровне такое представление претерпевает существенное изменение уже потому, что разрешение конфликта остается в ведении самих сторон спора.
Председатель Конституционного суда РФ В.Д. Зорькин отметил, что медиация способна взять на себя часть важной функции судебной деятельности - восстановление мира между спорящими сторонами и это никоим образом не повлечет за собой уменьшения роли суда: «Напротив, медиация, освобождая суды от части нагрузки, в определенной мере усилит оперативность и эффективность рассмотрения и разрешения дел, по которым сторонам не удается прийти к согласию. Не противопоставляя суду, а рассматривая суд как один из возможных способов завершения конфликта, как гарант справедливости АРС могут успешно применяться там, где есть хорошо развитая, устойчивая система судопроизводства» .
Между тем, несмотря на наличие специального федерального закона, институт медиации в России мало изучен и практика его применения лишь начинает складываться. 14 января 2011 года в Арбитражном суде Омской области впервые в России в ходе рассмотрения корпоративного спора было утверждено мировое соглашение, основанное на медиативном соглашении, заключенном в ходе проведенной процедуры медиации в соответствии с вступившим в законную силу 1 января 2011 г. Законе о медиации . По данным Министерства юстиции Республики Татарстан на 2014 год на территории республики функционирует три организации, готовящие медиаторов (Центр медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма Института Непрерывного Образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт Бизнес Образования ЧОУ В11П «Институт Экономики, Управления и Права (г. Казань)», Научный центр медиации и права Регионального Агентства Развития Квалификаций при Министерстве труда и социальной защиты РТ) и пять организаций, практикующих медиацию (Коллегия посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате РТ, НП «Поволжский центр правового примирения (медиации)», АНО «Медиатор Поволжья», АНО «Международный центр урегулирования неправительственных споров», ИП Шамов (Шамов и партнеры), Некоммерческое партнерство «Лига медиаторов Поволжья», «НП «Альянс профессиональных медиаторов») .
В доктрине только вырабатывается единая концепция медиации и обсуждаются возможные принципиальные поправки и нововведения в действующий Закон о медиации, с учетом зарубежного, а также российского исторического опыта. Например, возможные направления внедрения медиации в деятельность нотариата, административных органов, особенности применения процедуры медиации при разрешении отдельных категорий гражданских дел.
Вышесказанное, несомненно, подтверждает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является формирование комплексного представления о медиативном соглашении как о гражданско-правовом договоре. В соответствии с поставленной целью обозначены основные задачи, решение которых составило содержание настоящей работы:
- определить место альтернативных способов урегулирования
конфликтов в системе защиты гражданских прав;
- рассмотреть примирительные процедуры как межотраслевой институт урегулирования правовых конфликтов;
- изучить понятие, особенности и принципы медиации;
- раскрыть понятие, существенные условия и форму медиативного соглашения;
- определить правовую природу медиативного соглашения;
- рассмотреть участников медиативной процедуры
- проанализировать содержание медиативного соглашения;
- изучить вопрос утверждения и исполнения медиативного соглашения.
Теоретической основой данной работы послужили труды таких авторов, как: М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, М.О. Владимирова, Ю.С. Гамбаров, Д.Л. Давыденко, С.К. Загайнова, С.И. Калашникова, С.В. Николюкин, М.А. Рожкова, А.П. Сергеева, А.А. Фуртак, А.И. Херсонцев, В.А. Хохлов, М.Ю. Челышев, Ц.А. Шамликашвили, Г.Ф. Шершеневич, В.В. Ярков и др.
Нормативно-правовую основу исследования составили Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ), Гражданско-процессуальный кодекс РФ (далее - ГПК РФ), Арбитражно-процессуальный кодекс РФ (далее - АПК РФ), Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
При проведении исследования применялись общенаучные (логический, исторический, анализа и синтеза, аналогии и сравнения) и специально-юридические методы (сравнительно-правовой, формально-юридический и др.).
Структура квалификационной работы определяется ее целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, которые объединяют восемь параграфов, и заключения. К работе прилагается список использованной литературы, состоящий из нормативных правовых актов, специальной литературы и материалов судебной практики.
С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Закон о медиации). Данный закон создает правовые основания для становления и развития медиации в Российской Федерации, является практическим шагом к реализации мероприятий по внедрению примирительных процедур. Ранее при возникновении спора практически единственным и привычным выходом служило обращение в государственные органы: в суд, который разрешал споры, возникающие из основной массы правоотношений; подача жалобы в прокуратуру и т.п. Такой подход, когда разрешение проблемы и конфликта передавалось специальным юрисдикционным органам, стал многим казаться единственно возможным. С закреплением медиации на законодательном уровне такое представление претерпевает существенное изменение уже потому, что разрешение конфликта остается в ведении самих сторон спора.
Председатель Конституционного суда РФ В.Д. Зорькин отметил, что медиация способна взять на себя часть важной функции судебной деятельности - восстановление мира между спорящими сторонами и это никоим образом не повлечет за собой уменьшения роли суда: «Напротив, медиация, освобождая суды от части нагрузки, в определенной мере усилит оперативность и эффективность рассмотрения и разрешения дел, по которым сторонам не удается прийти к согласию. Не противопоставляя суду, а рассматривая суд как один из возможных способов завершения конфликта, как гарант справедливости АРС могут успешно применяться там, где есть хорошо развитая, устойчивая система судопроизводства» .
Между тем, несмотря на наличие специального федерального закона, институт медиации в России мало изучен и практика его применения лишь начинает складываться. 14 января 2011 года в Арбитражном суде Омской области впервые в России в ходе рассмотрения корпоративного спора было утверждено мировое соглашение, основанное на медиативном соглашении, заключенном в ходе проведенной процедуры медиации в соответствии с вступившим в законную силу 1 января 2011 г. Законе о медиации . По данным Министерства юстиции Республики Татарстан на 2014 год на территории республики функционирует три организации, готовящие медиаторов (Центр медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма Института Непрерывного Образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт Бизнес Образования ЧОУ В11П «Институт Экономики, Управления и Права (г. Казань)», Научный центр медиации и права Регионального Агентства Развития Квалификаций при Министерстве труда и социальной защиты РТ) и пять организаций, практикующих медиацию (Коллегия посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате РТ, НП «Поволжский центр правового примирения (медиации)», АНО «Медиатор Поволжья», АНО «Международный центр урегулирования неправительственных споров», ИП Шамов (Шамов и партнеры), Некоммерческое партнерство «Лига медиаторов Поволжья», «НП «Альянс профессиональных медиаторов») .
В доктрине только вырабатывается единая концепция медиации и обсуждаются возможные принципиальные поправки и нововведения в действующий Закон о медиации, с учетом зарубежного, а также российского исторического опыта. Например, возможные направления внедрения медиации в деятельность нотариата, административных органов, особенности применения процедуры медиации при разрешении отдельных категорий гражданских дел.
Вышесказанное, несомненно, подтверждает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является формирование комплексного представления о медиативном соглашении как о гражданско-правовом договоре. В соответствии с поставленной целью обозначены основные задачи, решение которых составило содержание настоящей работы:
- определить место альтернативных способов урегулирования
конфликтов в системе защиты гражданских прав;
- рассмотреть примирительные процедуры как межотраслевой институт урегулирования правовых конфликтов;
- изучить понятие, особенности и принципы медиации;
- раскрыть понятие, существенные условия и форму медиативного соглашения;
- определить правовую природу медиативного соглашения;
- рассмотреть участников медиативной процедуры
- проанализировать содержание медиативного соглашения;
- изучить вопрос утверждения и исполнения медиативного соглашения.
Теоретической основой данной работы послужили труды таких авторов, как: М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, М.О. Владимирова, Ю.С. Гамбаров, Д.Л. Давыденко, С.К. Загайнова, С.И. Калашникова, С.В. Николюкин, М.А. Рожкова, А.П. Сергеева, А.А. Фуртак, А.И. Херсонцев, В.А. Хохлов, М.Ю. Челышев, Ц.А. Шамликашвили, Г.Ф. Шершеневич, В.В. Ярков и др.
Нормативно-правовую основу исследования составили Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ), Гражданско-процессуальный кодекс РФ (далее - ГПК РФ), Арбитражно-процессуальный кодекс РФ (далее - АПК РФ), Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
При проведении исследования применялись общенаучные (логический, исторический, анализа и синтеза, аналогии и сравнения) и специально-юридические методы (сравнительно-правовой, формально-юридический и др.).
Структура квалификационной работы определяется ее целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, которые объединяют восемь параграфов, и заключения. К работе прилагается список использованной литературы, состоящий из нормативных правовых актов, специальной литературы и материалов судебной практики.
Рассмотрев вопрос о месте АРС в системе защиты гражданских прав можно утверждать, что абсолютно все признанные государством способы урегулирования и разрешения правовых споров необходимо рассматривать во взаимосвязи и взаимодействии в рамках одной единой системы, основной целью функционирования которой является обеспечение беспрепятственной реализации субъективных прав граждан путем предупреждения, урегулирования и разрешения правовых споров. В этой системе в зависимости от формы защиты и восстановления нарушенного права предлагается выделять две подсистемы способов разрешения и урегулирования правовых споров: юрисдикционную и внеюрисдикционную. Применительно к медиации следует сказать, что медиатор не применяет право и не уполномочен на вынесение обязательного для сторон решения, именно поэтому медиацию следует отнести к внеюрисдикционной подсистеме единой системы урегулирования и разрешения правовых споров.
Необходимо отметить, что медиация становится самостоятельным институтом российской правовой действительности и ее можно рассматривать в качестве комплексного межотраслевого института, который объединяет нормы, регламентирующие отношения, связанные с урегулированием гражданских (в широком смысле) споров в рамках примирительной процедуры.
Медиация - это определенным образом организованные переговоры двух спорящих сторон с участием нейтрального посредника (медиатора), который содействует сторонам в выработке взаимовыгодного решения. Такой подход является одним из наиболее эффективных способов восстановления нарушенных субъективных прав.
К основным чертам медиации можно отнести следующие:
1) самостоятельное решение правового конфликта;
2) внеюрисдикционный способ урегулирования правовых споров;
3) участниками медиации являются стороны правового спора и непосредственно сам медиатор.
Медиация применяется на основе принципов добровольности, равноправия сторон, нейтральности, беспристрастности медиатора, конфиденциальности.
Правила проведения медиации, основания урегулирования спора, содержание медиативного соглашения, квалификация, необходимая медиатору для проведения примирительной процедуры, предопределяются избранной моделью медиации. При применении медиации в практике урегулирования правовых споров, а также при разработке программ подготовки медиаторов необходимо иметь в виду, какая именно модель медиации должна быть задействована в данной ситуации.
Применение процедуры урегулирования споров с участием посредников (медиаторов) позволит в некоторой степени «разгрузить» суды, предоставить спорящим сторонам самостоятельно решать, как и каким способом наиболее перспективнее будет урегулировать возникший правовой спор.
В зарубежной практике существуют различные варианты примирительных процедур исходя из того, на какой стадии находится конфликт и каких именно отношениях находятся стороны. Однако лишь в результате проведения процедуры медиации заключается медиативное соглашение, среди результатов других АРС аналогов не существует.
Оценивая медиацию с точки зрения ее динамики уместно выделить три стадии: а) проверочно-представительскую, б) содержательную, в)
завершающую. На первой стадии происходит выяснение правового содержания спора, затем спор непосредственно решается, и на третьей стадии осуществляется заключение медиативного соглашения. Возможны и такие случаи, когда стороны заключают медиативное соглашение, но спор при этом остается нерешенным; в таком случае урегулирования конфликта не происходит, но стороны лишь устанавливают дополнительные права и обязанности. Главные действующие субъекты медиации, принимающие участие в составлении медиативного соглашения, - стороны. Поскольку медиативное соглашение есть именно гражданско-правовой договор, для его заключения стороны должны обладать общей гражданской правоспособностью.
Закон о медиации содержит положения о следующих участниках медиации: стороны, медиатор, организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Надо учитывать, что если обращение сторон было к последней, то с точки зрения оказания услуг, именно она находится со сторонами в соответствующих отношениях. Кроме того, в отличие от судебного разбирательства при проведении процедуры медиации не предусмотрено участие третьих лиц, заявляющих или не заявляющих самостоятельные требования .
Заключаемое после медиации медиативное соглашение - результат проведенной процедуры, представляет собой заключительное волеизъявление сторон по трансформации существующих правоотношений, в рамках которых возник спор. Соглашение играет ключевую роль в развитии дальнейших правоотношений между сторонами после преодоления конфликта, представляет собой гражданско-правовой договор вне зависимости от характера первоначальных материально-правовых отношений, в рамках которых возник спор.
Поскольку медиативное соглашение обладает свойствами гражданско- правового договора, то оно способно порождать гражданские права и обязанности независимо от того, будет ли в дальнейшем заключено на его основе мировое соглашение. Это означает, что суд, рассматривающий спор, обязан учесть изменение состава и содержания гражданских прав и обязанностей в результате медиативного соглашения.
Медиативное соглашение, как правило, носит консенсуальный характер. Требования к его оформлению и заключению, предусмотренные ч. 1 ст. 12 Закона о медиации, следует рассматривать как существенные в значении ст. 432 ГК, и без их соблюдения медиативное соглашение не будет считаться
заключенным. В него могут войти отдельные гражданско-правовые компоненты и категории (прощение долга, предоставление отступного), которые будут составными частями медиативного соглашения, вплетаться в его канву. Медиативное соглашение является специальной договорной конструкцией и лишено признаков самостоятельного договора (suigeneris). Однако это не лишает его юридического значения, поскольку оно имеет собственную правовую цель (causa), а входящие в состав его предмета отдельные действия приобретают правовой смысл лишь при условии соответствия ей (прекращение) спора. Форма соглашения должна быть письменная, и содержать определенные законом условия: конфликт,
наименование сторон, медиатора.
Медиативное соглашение - процесс модификации уже существующих гражданских отношений, не работающих на момент обращения к процедуре медиации, в отношения, которые могут иметь будущее.
Медиативное соглашение, заключенное в частной медиации, предлагается рассматривать в качестве юридического факта материального права, влекущего возникновение, изменение или прекращение правоотношений сторон. При этом, учитывая тот факт, что такое соглашение, как правило, будет содержать условия различной правовой природы, представляется возможным говорить о его комплексном характере. Условия такого соглашения не должны противоречить нравственности, императивным нормам права, затрагивать права лиц, не присутствовавших на медиации. Обеспечение соблюдения данных требований при заключении соглашения является профессиональной обязанностью медиатора. По общему правилу медиативное соглашение должно исполняться добровольно. В то же время в целях обеспечения прав добросовестных участников примирительной процедуры видится необходимым предусмотреть упрощенный порядок приведения медиативное соглашения, заключенного в частной медиации в исполнение, например, нотариальное удостоверение медиативного соглашения и признание за ним исполнительной силы . Судебное медиативное соглашение, не являясь тождественным мировому соглашению, может быть утверждено в качестве такового, а это значит, что его содержание в таких случаях должно соответствовать требованиям не только гражданского, но и процессуального законодательства. При этом мировое соглашение - институт процессуального права, в то время как медиативное соглашение обладает всеми признаками гражданско-правового договора.
Медиативные соглашения, достигнутые сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда, могут быть изменены или расторгнуты исключительно с учетом правовых норм, подлежащих применению к той или иной договорной конструкции, которая лежит в основе медиативного соглашения.
Если же речь идет о медиативном соглашении, утвержденном судом в качестве мирового, такое соглашение изменить или расторгнуть, в частности, путем обжалования определения суда об утверждении мирового соглашения в вышестоящую инстанцию или же заявив об изменении порядка и (или) способа исполнения судебного акта, представляется неверным. Допустимым способом внесения изменения в медиативное соглашение, утвержденное судом в качестве мирового, на сегодняшний день видится заключение нового медиативного соглашения на стадии исполнения прежнего медиативного соглашения, безусловно, с соблюдением предусмотренных законом требований.
Медиативное соглашение - самостоятельное гражданско-правовое явление, и, не смотря на то, что в настоящий момент не упоминается в ГК РФ, обладает всеми признаками, позволяющими отграничивать его от схожих явлений, и характеризовать как самодостаточный правовой институт.
Необходимо отметить, что медиация становится самостоятельным институтом российской правовой действительности и ее можно рассматривать в качестве комплексного межотраслевого института, который объединяет нормы, регламентирующие отношения, связанные с урегулированием гражданских (в широком смысле) споров в рамках примирительной процедуры.
Медиация - это определенным образом организованные переговоры двух спорящих сторон с участием нейтрального посредника (медиатора), который содействует сторонам в выработке взаимовыгодного решения. Такой подход является одним из наиболее эффективных способов восстановления нарушенных субъективных прав.
К основным чертам медиации можно отнести следующие:
1) самостоятельное решение правового конфликта;
2) внеюрисдикционный способ урегулирования правовых споров;
3) участниками медиации являются стороны правового спора и непосредственно сам медиатор.
Медиация применяется на основе принципов добровольности, равноправия сторон, нейтральности, беспристрастности медиатора, конфиденциальности.
Правила проведения медиации, основания урегулирования спора, содержание медиативного соглашения, квалификация, необходимая медиатору для проведения примирительной процедуры, предопределяются избранной моделью медиации. При применении медиации в практике урегулирования правовых споров, а также при разработке программ подготовки медиаторов необходимо иметь в виду, какая именно модель медиации должна быть задействована в данной ситуации.
Применение процедуры урегулирования споров с участием посредников (медиаторов) позволит в некоторой степени «разгрузить» суды, предоставить спорящим сторонам самостоятельно решать, как и каким способом наиболее перспективнее будет урегулировать возникший правовой спор.
В зарубежной практике существуют различные варианты примирительных процедур исходя из того, на какой стадии находится конфликт и каких именно отношениях находятся стороны. Однако лишь в результате проведения процедуры медиации заключается медиативное соглашение, среди результатов других АРС аналогов не существует.
Оценивая медиацию с точки зрения ее динамики уместно выделить три стадии: а) проверочно-представительскую, б) содержательную, в)
завершающую. На первой стадии происходит выяснение правового содержания спора, затем спор непосредственно решается, и на третьей стадии осуществляется заключение медиативного соглашения. Возможны и такие случаи, когда стороны заключают медиативное соглашение, но спор при этом остается нерешенным; в таком случае урегулирования конфликта не происходит, но стороны лишь устанавливают дополнительные права и обязанности. Главные действующие субъекты медиации, принимающие участие в составлении медиативного соглашения, - стороны. Поскольку медиативное соглашение есть именно гражданско-правовой договор, для его заключения стороны должны обладать общей гражданской правоспособностью.
Закон о медиации содержит положения о следующих участниках медиации: стороны, медиатор, организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Надо учитывать, что если обращение сторон было к последней, то с точки зрения оказания услуг, именно она находится со сторонами в соответствующих отношениях. Кроме того, в отличие от судебного разбирательства при проведении процедуры медиации не предусмотрено участие третьих лиц, заявляющих или не заявляющих самостоятельные требования .
Заключаемое после медиации медиативное соглашение - результат проведенной процедуры, представляет собой заключительное волеизъявление сторон по трансформации существующих правоотношений, в рамках которых возник спор. Соглашение играет ключевую роль в развитии дальнейших правоотношений между сторонами после преодоления конфликта, представляет собой гражданско-правовой договор вне зависимости от характера первоначальных материально-правовых отношений, в рамках которых возник спор.
Поскольку медиативное соглашение обладает свойствами гражданско- правового договора, то оно способно порождать гражданские права и обязанности независимо от того, будет ли в дальнейшем заключено на его основе мировое соглашение. Это означает, что суд, рассматривающий спор, обязан учесть изменение состава и содержания гражданских прав и обязанностей в результате медиативного соглашения.
Медиативное соглашение, как правило, носит консенсуальный характер. Требования к его оформлению и заключению, предусмотренные ч. 1 ст. 12 Закона о медиации, следует рассматривать как существенные в значении ст. 432 ГК, и без их соблюдения медиативное соглашение не будет считаться
заключенным. В него могут войти отдельные гражданско-правовые компоненты и категории (прощение долга, предоставление отступного), которые будут составными частями медиативного соглашения, вплетаться в его канву. Медиативное соглашение является специальной договорной конструкцией и лишено признаков самостоятельного договора (suigeneris). Однако это не лишает его юридического значения, поскольку оно имеет собственную правовую цель (causa), а входящие в состав его предмета отдельные действия приобретают правовой смысл лишь при условии соответствия ей (прекращение) спора. Форма соглашения должна быть письменная, и содержать определенные законом условия: конфликт,
наименование сторон, медиатора.
Медиативное соглашение - процесс модификации уже существующих гражданских отношений, не работающих на момент обращения к процедуре медиации, в отношения, которые могут иметь будущее.
Медиативное соглашение, заключенное в частной медиации, предлагается рассматривать в качестве юридического факта материального права, влекущего возникновение, изменение или прекращение правоотношений сторон. При этом, учитывая тот факт, что такое соглашение, как правило, будет содержать условия различной правовой природы, представляется возможным говорить о его комплексном характере. Условия такого соглашения не должны противоречить нравственности, императивным нормам права, затрагивать права лиц, не присутствовавших на медиации. Обеспечение соблюдения данных требований при заключении соглашения является профессиональной обязанностью медиатора. По общему правилу медиативное соглашение должно исполняться добровольно. В то же время в целях обеспечения прав добросовестных участников примирительной процедуры видится необходимым предусмотреть упрощенный порядок приведения медиативное соглашения, заключенного в частной медиации в исполнение, например, нотариальное удостоверение медиативного соглашения и признание за ним исполнительной силы . Судебное медиативное соглашение, не являясь тождественным мировому соглашению, может быть утверждено в качестве такового, а это значит, что его содержание в таких случаях должно соответствовать требованиям не только гражданского, но и процессуального законодательства. При этом мировое соглашение - институт процессуального права, в то время как медиативное соглашение обладает всеми признаками гражданско-правового договора.
Медиативные соглашения, достигнутые сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда, могут быть изменены или расторгнуты исключительно с учетом правовых норм, подлежащих применению к той или иной договорной конструкции, которая лежит в основе медиативного соглашения.
Если же речь идет о медиативном соглашении, утвержденном судом в качестве мирового, такое соглашение изменить или расторгнуть, в частности, путем обжалования определения суда об утверждении мирового соглашения в вышестоящую инстанцию или же заявив об изменении порядка и (или) способа исполнения судебного акта, представляется неверным. Допустимым способом внесения изменения в медиативное соглашение, утвержденное судом в качестве мирового, на сегодняшний день видится заключение нового медиативного соглашения на стадии исполнения прежнего медиативного соглашения, безусловно, с соблюдением предусмотренных законом требований.
Медиативное соглашение - самостоятельное гражданско-правовое явление, и, не смотря на то, что в настоящий момент не упоминается в ГК РФ, обладает всеми признаками, позволяющими отграничивать его от схожих явлений, и характеризовать как самодостаточный правовой институт.
Подобные работы
- МЕДИАТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ: ГРАЖДАНСКО-
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ
МЕДИАТИВНОГО СОГЛАШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Медиативное и мировое соглашение в арбитражном процессе
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018 - МЕДИАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИВИЛИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПОСРЕДНИЧЕСТВО (МЕДИАЦИЯ) КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Посредничество (медиация) как способ урегулирования юридических конфликтов с участием предпринимателей.
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Правовые аспекты разрешения коммерческих споров с применением процедуры медиации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Имплементация института медиации в правовую систему Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Мировое соглашение в цивилистическом процессе (Основы правозащитной деятельности, Кемеровский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2019



