Методика обучения художественной росписи в системе дополнительного художественного образования (Художественное образование, Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Работа носит методический характер.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ…………….……...……………………....... 7
1.1. Краткий исторический обзор..…….……..................................... 7
1.2. Особенности хохломской росписи…………............................... 13
ГЛАВА 2 ВЫПОЛНЕНИЕ РОСПИСИ БЛЮДА ПОД ХОХЛОМУ…. 17
2.1. Выбор темы и работа над композицией……………………….. 17
2.2. Проектирование, подбор материалов и инструментов.............. 17
2.3. Этапы выполнения творческой работы……………………… 18
ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………… 19
3.1. Особенности восприятия художественной росписи у детей среднего школьного возраста …………………………………………………………………………………… 19
3.2. Педагогические условия развития навыков художественной росписи у детей среднего школьного возраста …………………………. 22
3.3. Критерии оценки уровня формирования навыков художественной росписи у детей среднего школьного возраста.……… 25
3.4. Методические рекомендации по развитию художественной росписи с детьми среднего школьного возраста …….………………… 26
3.5. Методика выполнения художественной росписи на блюде.…. 30
3.6. Планы-конспекты уроков по художественной росписи……… 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...…………..…………........ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................…………….................... 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………............. 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б .………………………………………………............... 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………….……….... 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Г……………………………………………….……….... 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Д……………………………………………….……….... 65
Цель выпускной квалификационной работы: разработка методики обучения художественной росписи в системе дополнительного образования для детей среднего школьного возраста, которая обеспечит эффективное развитие специальных навыков и приемов хохломской росписи на занятиях изобразительного искусства в дополнительном образовании.
Задачи:
1. Ознакомиться с историей появления и развития хохломской росписи.
2. Формирование системы знаний о хохломской росписи.
3. Изучить технологию, мотивы и композиции хохломской росписи.
4. Овладение навыками в выполнении эскиза по мотивам хохломской росписи.
5. Овладение приемами росписи.
6. Разработать методику обучения художественной росписи в системе дополнительного образования.
7. Выполнить творческую работу.
Объект исследования: процесс обучения детей среднего школьного возраста художественной росписи.
Предмет исследования: методы и приёмы, условия обучения детей среднего школьного возраста росписи по дереву в системе дополнительного образования детей.
Практическая значимость:
разработаны методические рекомендации по активизации творческой деятельности детей среднего школьного возраста на занятиях в студии декоративно – прикладного творчества;
предложены методические рекомендации для преподавателей по развитию детей старшего школьного возраста на занятиях в студии декоративно–прикладного творчества (на примере художественной росписи);
составлены планы-конспекты уроков по художественной росписи для учащихся в студии декоративно - прикладного творчества;
разработаны критерии оценки творческих способностей учащихся в студии декоративно-прикладного творчества;
разработана методика обучения художественным росписям.
Структура работы: введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.
В ходе выполнения данной работы, была изучена история возникновения Хохломской росписи, получены знания о ее видах и элементах, расширены знания о первых мастеров и художников, работавших с хохломой. Хохломские мотивы используются в современном интерьере. Была выбрана тема, и выполнена роспись изделий в соответствии технологической последовательности.
При выполнении хохломской росписи изделий развивается: воображение, логика, навыки, вкус и дизайнерский опыт. Этот вид искусства особенно востребован людьми, и с каждым годом авторские работы мастеров хохломы ценятся, что говорит о том, что и люди чтут русские традиции и культуру.
Изделия, расписанные под хохлому, могут преобразить любое помещение - квартиру, дом, офис, развлекательный центр и т. п. А также могут демонстрироваться на различных выставках. Методические рекомендации и данные наглядно-методические пособия могут стать учебным пособием для студентов и преподавателей.
Обучение художественной росписи в системе дополнительного художественного образования имеет огромный учебный и творческий потенциал.
Обобщая и анализируя положительный опыт, накопленный в методике обучения детей среднего школьного возраста художественной росписи можно выделить следующие моменты: обучение технологическим приёмам росписи декоративно-прикладных изделий тесно связано с развитием мелкой моторики руки и с образным, ассоциативным мышлением, воображением и фантазией ребёнка. Эффективное обучение детей декоративно-прикладному и народному искусству может проходить только в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся среднего школьного возраста на разных этапах их художественного развития.
Педагогу всегда нужно помнить, что результат выполнения заданий чаще всего зависит от уровня его профессионального художественного мастерства и эстетического вкуса. Успех в решении учебных и творческих задач зависит от того, насколько успешно владеет педагог организационно-педагогическими методами.
Декоративная работа связана с развитием чувства композиции и чувства материала. Знание языка художественной росписи помогает создавать декоративные композиции, поэтапно – от разработки композиционных эскизов до завершающего этапа.
В ходе выполнения бакалаврской работы мы выяснили, что обучая учеников среднего школьного возраста к декоративно-прикладному искусству, особое значение играет применение на занятиях по росписи активных методов и приёмов обучения эмоционально-образного воздействия, а именно художественного образного слова, соответствующей учебному материалу классической музыки, зрительных наглядных образов.
Осваивая народные традиции, постигая законы народного и профессионального декоративного искусства, ребёнок воспитывается гордость за народные ценности страны и мирового искусства. Он изучает национальные особенности искусства разных народов, учится любить и уважать культуру и народные обычаи.
Изучив литературу по данной теме, можно сказать, что она является актуальной в сегодняшнее время. Дополнительное художественное образование повышает уровень творческой компетенции обучающегося, развивает навыки художественной росписи и помогает ему добиться успеха и реализовать себя в творческой художественной деятельности.
В работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Проанализированы возрастные психологические особенности развития навыков художественной росписи, и сделаны выводы, что развитие навыков художественной росписи обучающихся требует методически правильной последовательной работы педагога, что обучение художественной росписи следует начинать в среднем школьном возрасте, когда основные психические функции уже достаточно развиты и сформированы основные знания, умения, навыки в области рисунка.
2. Проанализированы педагогические условия развития росписи у детей среднего школьного возраста и сформированы необходимые и достаточные условия для занятия художественным творчеством.
3. Разработаны критерии оценки уровня развития навыков художественной росписи у детей среднего школьного возраста с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся.
4. Проанализированы и выявлены типичные проблемы развития навыков художественной росписи у детей среднего школьного возраста.
5. Разработаны методические рекомендации по развитию навыков художественной росписи у детей среднего школьного возраста на основе выявленных проблем навыков художественной росписи учащихся с учетом возрастных психологических особенностей, педагогических условий обучения художественной росписи.
6. Были разработаны планы-конспекты занятий по росписи.
7. Сделан вывод по итогам выпускной квалификационной работы.
Результаты, полученные в процессе выполнения выпускной квалификационной работы, могут быть использованы в дальнейшей практической деятельности.
1. Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика ткани: учебное пособие. Д.: Феникс, 2000. 352 с.
2. БадаевВ.С. Русская кистевая роспись: учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2004. 32 с.
3. Бадаев В.С. Искусство русской кистевой росписи: учебное пособие для вузов по специальности "Изобразительное искусство", Москва : Изд-во ВЛАДОС, 2013. 135 с.
4. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М.: Высшая школа, 1990. 302 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. Пособие для вузов. М: Академия, 2002. 320 с.
6. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник для учащихся начальных профессиональных учебных заведений. - М.: Академия, 2006. - 208 с.
7. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: [энциклопедия]. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. 224 с.
8. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие. Ростов н/Д: 2008. 282 с.
9. Гоголева, Н. Точечная роспись / Н. Гоголева// Наука и жизнь. – 2012. - №9.- С. 15-17.
10. Городецкая роспись по дереву [Электронный ресурс]URL: https://schci.ru/gorodeckaya_rospis.html. (дата обращения: 27.01.2020).
11. Городецкая_роспись [Электронный ресурс]URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Городецкая_роспись.(дата обращения: 27.01.2020).
12. Гройсман, А.Л. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие /А.Л. Гройсман. – М.:Когито-Центр,2013. – 187с.
13. Диагностика творческих способностей. [Электронный ресурс]: – URL: https://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65635a3bd78b5d53a88521206d27_0.html(дата обращения 27.01.2020).
14. Клиентов, А. Е. Народные промыслы. М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, 2004. 47 с.
15. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство» М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2010. 272 с.
16. Косминская В.Б., Н.Б. Хелезова, Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1987. 128 с.
17. Красавцева, А.Н. Роспись по дереву./ А.Н. Красавцева. - МСП, 2007. – 96с.
18. Махмутова X.И. Роспись по дереву. Пособие для учителя. Из опыта работы. – М.: "Просвещение", 1987. - 79 с.
19. Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство. – М.: ФОРУМ, 2007. – 272 с.
20. Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1: Сб. статей НИИ теории и истории изобраз. искусств Академии художеств СССР / Под ред. М.А. Некрасовой. М., 1985. 137 с.
21. Процесс приобщения учащихся к декоративно прикладному искусству средствами наглядности. [Электронный ресурс]. - URL: http://studbooks.net/1804069/pedagogika/protsess_priobscheniya_uchaschihsya_dekorativno_prikladnomu_iskusstvu_sredstvami_naglyadnosti(дата обращения 27.01.2020).
22. Соколова М.С., Роспись по дереву. Технологии народных художественных промыслов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2005. 304 с.
23. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ.учреждений высш. проф. Образования /Н.М. Сокольникова. – 5-еизд.,перераб.идоп.-М.:Издательскийцентр«Академия»,2012. – 256с.
24. Тащева Н.Е. Преподавание традиционных художественных росписей в системе педагогических учреждений // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. 2018. №1.С. 78-84.
25. Тащева Н.Е. Художественная роспись: методические рекомендации для студентов ХГФ. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997. 16 с.
26. Художественная роспись по дереву: история возникновения, виды[Электронный ресурс] URL: https://studbooks.net/668320/kulturologiya/ rospis_derevu_istoriya_vozniknoveniya_vidy_rospisi.(дата обращения 27.01.2020).
27. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание школьника. – М.: Просвещение, банк 1945. 239 с
28. Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учебно-методическое пособие . – Москва: Владос, 2004. 158 с
29. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 030800 "Изобразительное 42 искусство"-М.: Гуманитар. изд. центр "Владос" 2005. 144 с. [Электронный ресурс] URL: https://fb.ru/article/167623/vostok-delo-tonkoe-ili-o-chem-rasskajetindiyskiy-ornament