ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО ТКАНИ КАК ВИД
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 6
1.1 История возникновения и развития художественной росписи по ткани
1.2 Художественная роспись по ткани и основные ее виды 10
1.3 Модульные картины в современном интерьере 15
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ПО ТКАНИ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 20
2.1 Методическая разработка обучения студентов элементам
художественной росписи по ткани 20
2.2 Анализ рабочей программы курса «Художественная роспись по ткани в
оформлении помещения» 23
2.3 Методические рекомендации по обучению студентов оформлению
помещений с использованием «Художественной росписи по ткани» 27
Выводы по второй главе 30
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ИНТЕРЬЕРА С ЭЛЕМЕНТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ПО ТКАНИ 31
3.1 Технология выполнения изделия в технике «холодный батик»
3.2 Технологическая последовательность изготовления проектируемого
изделия 33
Выводы по третьей главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема нашей выпускной квалификационной работы называется «методика обучения студентов оформлению помещений с использованием элементов декоративно-прикладного искусства». Данную тему мы считаем достаточно обширной и интересной, она охватывает все виды декоративно-прикладного искусства. В процессе обучения мы изучали разные виды декоративно-прикладного искусства, и наиболее интересной мне стала «художественная роспись по ткани» открыв, тем самым для меня безграничные возможности для экспериментов.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что интересная техника ткани становиться все более популярной, несмотря на то, что это очень древнее искусство. Познакомившись с этой техникой ближе и изучив специальную литературу, мы выяснили, что техника холодного батика для нас интересна и доступна. Совместив современные модульные картины и батик, мы получим интересную оригинальную работу.
Декоративно-прикладное искусство связано с дизайном и включает в себя огромное число отраслей. Оно является областью декоративного искусства, которая изучает создание произведений искусства используемых в декоре интерьера. Данная сфера достаточно многогранна, включает в себя различные художественные техники: различные виды аппликации, мозаику, художественную роспись по ткани и т.д.
Ручная художественная роспись тканей - особенный тип оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую давность. Ремесло ручной росписи ткани возникло почти в то же время, что и ткачество. Шло время, менялись технологические процессы, которые являлись новейшими в использовании, появлялись все новые материалы и оборудование. Процессы украшения тканей механизировались. Современный уровень развития ткацкого производства достиг небывалых высот. В наше время мы располагаем безграничным выбором тканей различной фактуры и окраски.
Техника художественной росписи по ткани все совершенствуется, и появляются разные нововведения. Нынешняя роспись поглотила в себе все характерные черты и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витражи, мозаики. Например, раньше люди расписывали небольшие участки ткани панно, шарфики, платочки, платья, занавески, то сейчас данную технику можно увидеть на шикарных шторах большого размера, на модульных картинах которые стали элементом декора с недавних пор.
Так как тема нашей выпускной квалификационной работы связана с элементами декора помещения, мы решили остановиться на модульной картине, которая будет выполнена в технике художественной росписи по ткани. Термин «сегментированная картина» он появился недавно. Обычно модульные картины рисуются маслом или за основу берется определенное изображение, которое распечатывается на бумаге большого формата и де-литься на сегменты.
Ранее было изучено то, как создается современная модульная картина, мы хотим попробовать технологию художественной росписи совместить с сегментированными картинами, выбрать определенное изображение, рас-писать на ткани и разделить на модули.
Цель выпускной квалификационной работы: изучение особенностей проектирования и изготовления предметов интерьера в технике «батик» в высших образовательных учреждениях.
Объект исследования: техника художественной росписи по ткани.
Предмет исследования: методика обучения студентов оформлению помещений с использованием элементов декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Изучить понятия, историю возникновения и развития художественной росписи по ткани.
2. Проанализировать методику обучения студентов элементам художественной росписи и методику обучения проектированию и изготовлению предметов интерьера с элементами художественной росписи по ткани.
3. Разработать рабочую программу курса «художественная роспись по ткани».
4. Спроектировать и изготовить предмет интерьера с элементами художественной росписи по ткани.
Гипотеза исследования: создание изделия для оформления помещения в технике холодного батика - это доступное и уникальное занятие для студентов.
Методы исследования: теоретический анализ искусствоведческой литературы и методических исследований, изучение учебных программ и методической литературы по обучению студентов художественной росписи по ткани, изучение передового педагогического опыта, создание методических рекомендаций по проведению занятия.
Практическая значимость: разработанная нами рабочая программа курса «художественная роспись по ткани» для студентов высших образовательных учреждений может быть положена в основу совершенствования дизайн образования.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы и выводы по ним, заключение, список использованных источников, приложения. Общий объем - 54 страницы.
Работа над темой расширила наши представления о мировой художественной культуре, обогатила наше понимание настоящего через прошлое. Нам представилась возможность выполнить творческую работу в технике, которая вдохновила меня в дальнейшей творческой работе. Те знания, умения и навыки, которые мною приобретены в процессе создания выпускной квалификационной работы помогут мне в дальнейшей работе.
Батик открывает безграничные возможности для экспериментов и поисков. В последние десятилетия художники разных стран обратили особое внимание на не традиционные способы крашения тканей. Они разнообразили древние приемы, и текстильное ремесло вышло на новый виток своей истории, увлекая все большее число художников - и профессионалов, и любителей, и даже тех, кто до сих пор не подозревал в себе, какие либо художественные способности.
Работа над темой дала возможность нам расширить представления о мировой художественной культуре, понимание настоящего через далекое прошлое. Большое количество людей увлекаются росписью по ткани, они обмениваются между собой опытом на страницах интернета, образуя цельные группы единомышленников. Это показывает, что роспись по ткани как искусство совершенно не устарела и до сих пор пользуется популярностью.
Нам представилась возможность выполнить творческую работу в технике батик, которая в настоящее время воодушевляет огромное количество людей на творческую деятельность. Эти знания, мастерства и навыки, которые были получены, в процессе деятельности над объектом проектирования помогут в последующей работе с этой техникой. Осознавая, что имеется много других не менее интересных приемов росписи, можно считать, что их изучение позволит сделать более содержательной нашу после-дующую творческую деятельность.
Нами была поставлена цель, изучить особенности проектирования и изготовления предметов интерьера в технике «батик», в высших образовательных учреждениях.
Для решения поставленных задач, мы изучили понятие и историю возникновения и развития художественной росписи по ткани. Проанализировали методику обучения студентов элементам художественной росписи и методику обучения проектированию и изготовлению предметов интерьера с элементами художественной росписи по ткани в технике. Разработали рабочую программу курса «Художественная роспись по ткани» для студентов.
Кроме того, нами была спроектирована и изготовлена модульная картина, выполненная в технике художественная роспись по ткани, которая состоит из четырех сегментов и выполнена в трех основных цветах (красный, черный и белый). Черно - белая картина с вкраплением красного сможет подойти практически к любому современному интерьеру, особенно для кабинета руководителя.
Когда начинаешь делать что - то своими руками то невольно пере-даешь этому изделию, чувства, впечатления, душу, все те эмоции, которые ты испытал при создании работы. Наверное, поэтому некоторые картины передают характер своего создателя, художника, передавая его мысли через картины.
1. Арманд, Т. Руководство по росписи ткани. / Т. Арманд. - М. : 2002 г.
2. Аскова, Е. Ткань. Декоративная ткань. Панно. Графика. / Е. Аскова -
М.: Сов. Художник, 1986.
3. Арманд, Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани.
/ Т. Арманд. - М. :Издательский центр «Академия», 1931. - 206 с.
4. Барадулин А.В. Основы художественного ремесла. / А.В Барадулин,
О.В Танкус. - М. : 1978. - 240 с.
5. Блиничева, И.Б. Искусство отделки тканей - в твоих руках. / И.Б Блиничева, Б.Н. Мельников. - М. : Издательский
центр "Легпромбытиздат", 1985. - 96 с.
6. Гильман, Р. А. Художественная роспись тканей: Учеб. пособие для студентов вузов / Р.А. Гильман - Магнитогорск: Изд - во АРС-Экспресс, 1996. - 206 с.
7. Демин Л, Искусство Индонезии. / Л. Демин. - М. : Знание, 1965.
8. Дворкина, И.Н. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый / И.Н. Дворкина
- М. : ОАО «Радуга». - 2000. - 160 с.
9. Дворкина, И.Н. Батик. Все о картинах на ткани: практическое руководство / И.Н. Дворкина. - М. : Академия развития, 2006. - 144 с.
10. Давыдов, С.А. Батик. Техника, приемы, изделия: энциклопедия / С.А. Давыдов. - М. : АСТ/Астрель, 2008. - 118 с.
11. Жолобчук, А.В. Подарки из батика: практическое руководство / А.В.
Жолобчук. - М. : АСТ / Астрель, 2003. - 80 с.
12. Зайцева, О.В. Батик: практическое руководство / О.В. Зайцева. - М. : АСТ / Астрель, 2008. - 92 с.
13. Искусство батика. Энциклопедия художника. - М «Внешсигма». - 2000. - 110с.
14. Кузнецова, С.С. У истоков индонезийской культуры. / С.С. Кузнецова.
- М. : 1989. - 200 с.
15. Мартынова, Л. Художественная роспись тканей. / Л. Мартынова. 1966.
16. Моран, А. Декоративно - прикладное искусство. / А.Моран. - М. :
1999.
17. Моргадес, К. Роспись по шелку: для начинающих: практическое руководство / К. Моргадес. - М. : АРТ-Родник, 2000. - 175 с.
18. Махмутова, Х. Предметы интерьера в технике батик и аппликация. Делаем сами: практическое руководство / Х. Махмутова. - М. : Стрекоза, 2006. - 64 с.
19. Пономарева, Е.С. Цвет в интерьере. / Е.С. Пономарева. - Минск: Вышей. Шк., 1984. - 167 с.
20. Перелешина, И.А. Батик. От основ к импровизации. Законы композиции и цвета. Холодный батик. Горячий батик и др.: практическое руководство / И.А. Перелешина. - Санкт-Петербург: Паритет, 2008. - 208 с.
21. Пидкасистый, П.И. Педагогика: Учеб. для студентов педагогических учебных заведений. / П. И. Пидкасистый. - М. : Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
22. Синеглазова, М. О. Распишем ткань сами. / М.О. Синеглазова. - М. : Профиздат, 2000. - 93 с.
23. Сараев Ю.С. Роспись по ткани. / Ю.С. Сараев. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000.
24. Синеглазова, М.О. Батик: практическое руководство / М.О. Синеглазова. - М. : МСП, 2002. - 96 с.
25. Танкус, О. В. Технология росписи тканей / О.В. Танкус, Л. Гороховская. - М., 1969.
26. Темерин С.М. Роспись по ткани. Пособие для художников и мастеров / С.М. Темерин. - М. : «КОИЗ»,1952. - 66 с.
27. Хроменков, П. А. Методология, теория и технологии межнаучных
коммуникаций в высшем педагогическом образовании / П. А. Хроменков - М.: МГОУ, 2005.
28. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.batics.ru/
29. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //www. mayskaya.com/
30. [Электронный ресурс] - Режим доступаhttp: //m-batik.ru/
31. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://allpainters.ru/modulnyie-
kartinyi.html
32. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zakazkartina.ru/useful/istoriya-modulnykh-kartin