Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика обучения изложению в начальной школе

Работа №24612

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
691
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретическое обоснование применения изложения в начальной школе 8
1.1 Понятие «изложение» в современной лингводидактике 8
1.2 Классификация изложений 14
1.3 Особенности написания изложения в начальной школе 20
Глава 2 Опытно-экспериментальное обоснование методики обучения изложению в начальной школе 28
2.1 Методика обучения изложению в начальной школе
2.2 Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «СОШ
№ 4» г. Лесосибирска 36
2.3 Результаты внедрения ряда упражнений при обучении
изложению в начальной школе 42
Заключение 46
Список использованных источников 48


Если говорить об актуальности данного исследования, то она состоит в умении переработки информации и последующей ее передаче исходя из поставленных задач. Это, в свою очередь, непременный показатель умения пользоваться родным русским языком как средством наиболее качественной коммуникации в социуме. Сегодня современные люди с целью адаптации в мире должны как ориентироваться в потоках различных сведений, которые все время поступают из внешних источников, но и уметь оперировать ими. А именно - запоминать саму суть получаемых сведений и далее стараться передать его как в письменной, так и в устной формах исходя из заданных требований. В этом случае огромная значимость состоит в том, каким именно образом пользователи доносят смысл, насколько грамотно они смогут отобрать и интерпретировать исходные данные. Именно изложение является тем видом работы, благодаря которому младшие школьники учатся оперировать полученными сведениями. Далее проходит фиксация наиболее существенных моментов и переработка текста именно в том облике, который будет понятен как для себя, так и для остальных.
На основе ФГОС НОО были получены следующие необходимые метапредметные результаты: обработка, а также анализ и интерпретация текста в зависимости от поставленных целей. Во время написания изложения следует особое внимание уделять навыкам, поэтому их отработка должна непременно присутствовать в методике обучения изложению для начальной школы.
Если говорить о предметных результатах, то касаемо русского языка, они отражены в ФГОС в НОО через два пункта, которые отражают значимость всей темы исследования. Это формирование позитивного отношения к речи, как к устной, так и к письменной, как критериям, по которым оценивают общую культуру и гражданскую позицию людей, а также освоение первоначальных представлений норм русского языка, в том числе литературного.
Также следует отметить то, что начальной школой закладываются начальные знания русского языка и от того, как учащимися будут разобраны и усвоены принципы работы с текстами, а в изложении используется огромное количество разнообразных упражнений, в конечном счете зависит как успешность последующей деятельности в лингвистике, так и адаптация учащихся на дальнейших этапах обучения.
Гипотеза исследования: при подборе наиболее эффективной методики написания изложения в начальной школе значительно улучшится устная и письменная речь учащихся.
Цель исследования: проанализировать методику обучения изложению в начальной школе как средства развития речи.
Объект исследования: методика развития речи в начальной школе.
Предмет исследования: методика обучения изложению в начальной школе.
Задачи исследования:
ГРаскрыть понятие «изложение».
2. Рассмотреть классификацию изложений.
3. Выявить особенности написания изложения в начальной школе.
4. Изучить методику обучения изложению в начальной школе.
5. Проанализировать опыт работы учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 4» г. Лесосибирска.
6. Обосновать результаты внедрения ряда упражнений при обучении изложению в начальной школе.
В исследовании мы опирались на труды таких ученых как М.Р. Соловейчик, О.О. Айваяз, Л.С. Выготский, Т.Г. Рамзаева, И.Д. Морозова М.Р. Львов и другие.
Новизна исследования заключается в подборе системы заданий, направленных на качественное написание изложения в начальной школе.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования, полученные в ходе обработки экспериментальной части ВКР позволят акцентировать внимание на наиболее эффективной методике написания изложения в начальной школе.
В ходе исследовательской работы применялись такие методы как: анализ психолого-педагогической литературы по изучаемому вопросу, синтез, анализ, проведение эксперимента.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги нашего исследования, хотелось бы отметить, что его целью было проанализировать методику обучения изложению в начальной школе как средства развития речи.
Решая первую задачу, мы раскрыли понятие изложения, взяв за основу определение, которое даёт М.Р. Львов, из него следует, что изложение представляется устным или письменным пересказом текста, которое используется в общеобразовательной школе как один из основных видов классной учебной работы по развитию речи учащихся.
При решении второй задачи, мы рассмотрели обширную классификацию изложений по различным характеристикам, таким как: по объему (подробные; близкие к тексту; сжатые или иначе краткие), по типу речи (повествовательные; описательные; изложение-рассуждение), по отношению к содержанию исходного текста (полные; выборочные; с дополнительным заданием), по восприятию (прочитанного, воспринятого зрительного текста; услышанного, воспринятого на слух текста; воспринятого и на слух, и зрительно), по другим основаниям (содержание исходного текста; в зависимости от типа; в зависимости от жанровой и композиционной особенности текста). Применительно к начальному звену образования можем отметить последовательную организацию членения изложений. От простого к сложному, по мере усложнения изучаемого материала, что упрощает раскрытие методических аспектов изложения в начальной школе.
Решая третью задачу, мы выявили особенности написания изложения, в начальной школе которые представлены в том, что учащиеся младших классов ограничены в восприятии предложенного материала. Поэтому следует подбирать материал с учетом таких требований как: доступность и интересное повествование текста, отсутствие перегруженности текста трудными словами или оборотами речи, отсутствие в тексте малознакомых морфологических форм и усложненных типов предложений. При работе берутся высокоидейные тексты, имеющие патриотическую, экологическую, художественную, трудовую или эстетическую направленность в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Решение четвертой задачи конкретизировало методику обучения изложению в начальной школе, а именно изучив методику обучения изложению в начальной школе следует отметить такие обязательные этапы как составление плана, дальнейший устный пересказ по нему. Обсуждение также необходимо для выяснения темы и основной мысли текста, так как при видоизменении текста учащиеся с большей вероятностью сохранят суть передаваемого текста.
Проводя опытно-экспериментальное исследование, мы провели первичную диагностику, в результате которой выяснилось, что работа в совершенствовании написания изложения необходима, так как уровень класса по результатам последних изложений соответствует значению низкого. Для коррекции выявленных недочетов был организован урок в разработке которого принимал участие учитель начальных классов. Мы получили ценные сведения и интерпретировав их под деятельность учащихся 3 «Б» класса, провели занятие в соответствии с целью повышения навыков обучающихся, при написании изложения.
Конечным этапом исследования стал контрольный, на котором была проведена вторичная диагностика, показавшая в процентном соотношении повышение высокого уровня на 13,4%, среднего на 20% и снижение низкого на 33,4% что позволяет считать проведенную работу эффективной.
Стоит добавить, что работа в данном направлении не может считаться в полной мере законченной, так как было отмечено, что орфографические ошибки допускались учащимися, но для их максимального предотвращения не был разработан достаточный комплекс упражнений, который бы вместился в рамки одного урока.



1. Айваяз, О.О. Изложение как важная форма развития русской связной письменной речи учащихся начальных классов// 0.0. Айваяз. - Педагогика и психология. - № 3. - 2013. - С. 10-14.
2. Андреева, Л.Н. Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника// Л.Н. Андреева. - Материалы V Международной научной конференции. - Пермь: Меркурий, 2014. - 146 с.
3. Андрюхова, Л. Л. Уроки развития речи в начальной школе (методика и практика преподавания)/ Л.Л. Андрюхова, Н.А. Шевердина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 320 с.
4. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы)/ Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - Москва: Академия, 2012. - 448 с.
5. Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Е.В. Архипова. - Рязань: Издательство РГПУ, 2009. - 134 с.
6. Байкова, Т. А. Русский язык. 1-4 класс. Методическое пособие/ Т.А. Бойкова, О.В. Малаховская, Н.В. Чуракова. - Москва: Академический Учебник, 2012. - 272 с.
7. Бакулина, Г.А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка/ Г.А. Бакулина, Е.А. Обухова, Н.В. Дембицкая. - Москва: Владос, 2006. - 216 с.
8. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе/ М.Т. Баранов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
9. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь/ Б.М. Бим- Бад. - Москва: Просвещение, 2002. - 648 с.
10. Божович, Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования/ Е.Д. Божович. - Москва: Воронеж, 2002. - 114 с.
11. Волховская, Н.С. Что такое изложение и как работать над ним// Н.С. Волховская. - Начальная школа. - № 4. - 2016. - С. 45-49.
12. Борисенко, Н.А. Современные подходы к написанию изложения/ Н.А. Борисенко, А.Г. Нарушевич. - Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2014 - 76 с.
13. Бородкина, Е.Ю. Предупреждение речевых ошибок младших школьников в сочинениях и изложениях краеведческой направленности// Е.Ю. Бородкина. - Вестник Северного федерального университета. - № 1. - 2013. - С. 129-133.
14. Выгосткий, Л.С. Лекции по педологии/ Л.С. Выготский. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. - 304 с.
15. Денисова, Л.О. Использование творческих заданий на уроках грамматики с целью подготовки школьников к написанию изложения// Л.О. Денисова. - Наука и школа. - № 3. - 2016. - С. 173-178.
16. Есенина, С.А. Как научить вашего ребенка писать изложения. 4 класс (Пособие для начальных классов)/ С.А. Есенина. - М.: «Грамотей», 2014. - 464 с.
17.Зиновьева, Т.Н. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Т.П. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. Москва: Издательский центр «Академия», 2007. - 344 с.
18.Зорина, М.Е. Методика работы над изложением и сочинением: текстоцентрический подход// М.Е. Зорина. - Филологический класс. - № 1. - 2014. - С. 105-110.
19. Капинос, В.А. Развитие речи: теория и практика/ В.А. Капинос. - Москва: ФЛИН, 1993. - 190 с.
20. Караулова, Ю.Н. Русский язык и языковая личность/ Ю.Н. Караулова. - Москва: УРСС, 2004. - 264 с.
21. Климанова, Л.Ф. Русский язык. 1 класс/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. - Москва: Просвещение, 2018. - 143 с.
22. Кобелева, И.Л. Особенности обучения младших школьников написанию изложения// И.Л. Кобелева. - Начальная школа. - № 2. - 2017. - С. 120-126.
23. Козырева, Л.М. Развитие речи/ Л.М. Козырева - Ярославль: Академия Холдинг, 2002. - 160 с.
24. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя/ Т.А. Ладыженская. - Москва: Просвещение, 1991. - 205 с.
25. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения/ И.Я. Лернер - Москва: Педагогика, 1981. - 186 с.
26. Лобчук, Е.И. Устное и письменное изложение: совет методиста / Е.И. Лобчук // Начальная школа. - 2015. - № 7. - С.30-33.
27. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 464 с.
28. Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения: пособие для учителя / И. Д. Морозова. - М.: Просвещение, 1984. - 125 с.
29. Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их преподавания/ И.Д. Морозова. - Москва: Просвещение, 1990. - 180 с.
30. Пантюхина, Н.А. Изложения в начальной школе: развитие, активность, творчество: учебно-методическое пособие/ Н.А. Пантюхина, М.В. Кузнецова. - Москва: Книга по требованию, 2014. - 96 с.
31. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в нач. классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения»/ Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов - Москва: Просвещение, 1979. - 415 с.
32. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы/ Т.Г. Рамзаева. - Москва: Дрофа, 2013. - 112 с.
33. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
34. Соловейчик, М.Р. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников// М.Р. Соловейчик. - Начальная школа. - № 4. - С. 23-29.
35. Соловейчик, М.Р. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/ М.Р. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская, Г.А. Цукерман, В.Г. Горецкий. - Москва: Академия, 1997. - 383 с.
36. Узорова, О. В. Диктанты и изложения по русскому языку: 1 - 4 класс/ О.В. Узорова. - Москва: Астрель, 2006. - 266 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г./ Министерство образования и науки РФ. - Москва: «Просвещение», 2014. - 33 с.
38. Черемисина, Н. А. Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению// Н.А. Черемисина. - 2013. - № 10.- С.17-22.
39.Эльконин, Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/ Д.Б. Эльконин. - Москва: «Москва», 1962. - 145 с.
40. Юртаев, С. В. Языковое образование и речевое развитие младших школьников: учеб. пособие/ С. В. Юртаев. - Москва: ФЛИНТА, 2013. - 238 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ