Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика обучения художественной росписи в системе дополнительного художественного образования (Художественное образование, Новосибирский Государственный Педагогический Университет)

Работа №86883

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы71
Год сдачи2022
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ…………….……...……………………....... 7
1.1. Краткий исторический обзор..…….……..................................... 7
1.2. Особенности хохломской росписи…………............................... 13
ГЛАВА 2 ВЫПОЛНЕНИЕ РОСПИСИ БЛЮДА ПОД ХОХЛОМУ…. 17
2.1. Выбор темы и работа над композицией……………………….. 17
2.2. Проектирование, подбор материалов и инструментов.............. 17
2.3. Этапы выполнения творческой работы……………………… 18
ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………… 19
3.1. Особенности восприятия художественной росписи у детей среднего школьного возраста …………………………………………………………………………………… 19
3.2. Педагогические условия развития навыков художественной росписи у детей среднего школьного возраста …………………………. 22
3.3. Критерии оценки уровня формирования навыков художественной росписи у детей среднего школьного возраста.……… 25
3.4. Методические рекомендации по развитию художественной росписи с детьми среднего школьного возраста …….………………… 26
3.5. Методика выполнения художественной росписи на блюде.…. 30
3.6. Планы-конспекты уроков по художественной росписи……… 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...…………..…………........ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................…………….................... 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………............. 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б .………………………………………………............... 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………….……….... 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Г……………………………………………….……….... 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Д……………………………………………….……….... 65



Цель выпускной квалификационной работы: разработка методики обучения художественной росписи в системе дополнительного образования для детей среднего школьного возраста, которая обеспечит эффективное развитие специальных навыков и приемов хохломской росписи на занятиях изобразительного искусства в дополнительном образовании.
Задачи:
1. Ознакомиться с историей появления и развития хохломской росписи.
2. Формирование системы знаний о хохломской росписи.
3. Изучить технологию, мотивы и композиции хохломской росписи.
4. Овладение навыками в выполнении эскиза по мотивам хохломской росписи.
5. Овладение приемами росписи.
6. Разработать методику обучения художественной росписи в системе дополнительного образования.
7. Выполнить творческую работу.
Объект исследования: процесс обучения детей среднего школьного возраста художественной росписи.
Предмет исследования: методы и приёмы, условия обучения детей среднего школьного возраста росписи по дереву в системе дополнительного образования детей.
Практическая значимость:
 разработаны методические рекомендации по активизации творческой деятельности детей среднего школьного возраста на занятиях в студии декоративно – прикладного творчества;
 предложены методические рекомендации для преподавателей по развитию детей старшего школьного возраста на занятиях в студии декоративно–прикладного творчества (на примере художественной росписи);
 составлены планы-конспекты уроков по художественной росписи для учащихся в студии декоративно - прикладного творчества;
 разработаны критерии оценки творческих способностей учащихся в студии декоративно-прикладного творчества;
 разработана методика обучения художественным росписям.
Структура работы: введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения данной работы, была изучена история возникновения Хохломской росписи, получены знания о ее видах и элементах, расширены знания о первых мастеров и художников, работавших с хохломой. Хохломские мотивы используются в современном интерьере. Была выбрана тема, и выполнена роспись изделий в соответствии технологической последовательности.
При выполнении хохломской росписи изделий развивается: воображение, логика, навыки, вкус и дизайнерский опыт. Этот вид искусства особенно востребован людьми, и с каждым годом авторские работы мастеров хохломы ценятся, что говорит о том, что и люди чтут русские традиции и культуру.
Изделия, расписанные под хохлому, могут преобразить любое помещение - квартиру, дом, офис, развлекательный центр и т. п. А также могут демонстрироваться на различных выставках. Методические рекомендации и данные наглядно-методические пособия могут стать учебным пособием для студентов и преподавателей.
Обучение художественной росписи в системе дополнительного художественного образования имеет огромный учебный и творческий потенциал.
Обобщая и анализируя положительный опыт, накопленный в методике обучения детей среднего школьного возраста художественной росписи можно выделить следующие моменты: обучение технологическим приёмам росписи декоративно-прикладных изделий тесно связано с развитием мелкой моторики руки и с образным, ассоциативным мышлением, воображением и фантазией ребёнка. Эффективное обучение детей декоративно-прикладному и народному искусству может проходить только в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся среднего школьного возраста на разных этапах их художественного развития.
Педагогу всегда нужно помнить, что результат выполнения заданий чаще всего зависит от уровня его профессионального художественного мастерства и эстетического вкуса. Успех в решении учебных и творческих задач зависит от того, насколько успешно владеет педагог организационно-педагогическими методами.
Декоративная работа связана с развитием чувства композиции и чувства материала. Знание языка художественной росписи помогает создавать декоративные композиции, поэтапно – от разработки композиционных эскизов до завершающего этапа.
В ходе выполнения бакалаврской работы мы выяснили, что обучая учеников среднего школьного возраста к декоративно-прикладному искусству, особое значение играет применение на занятиях по росписи активных методов и приёмов обучения эмоционально-образного воздействия, а именно художественного образного слова, соответствующей учебному материалу классической музыки, зрительных наглядных образов.
Осваивая народные традиции, постигая законы народного и профессионального декоративного искусства, ребёнок воспитывается гордость за народные ценности страны и мирового искусства. Он изучает национальные особенности искусства разных народов, учится любить и уважать культуру и народные обычаи.
Изучив литературу по данной теме, можно сказать, что она является актуальной в сегодняшнее время. Дополнительное художественное образование повышает уровень творческой компетенции обучающегося, развивает навыки художественной росписи и помогает ему добиться успеха и реализовать себя в творческой художественной деятельности.
В работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Проанализированы возрастные психологические особенности развития навыков художественной росписи, и сделаны выводы, что развитие навыков художественной росписи обучающихся требует методически правильной последовательной работы педагога, что обучение художественной росписи следует начинать в среднем школьном возрасте, когда основные психические функции уже достаточно развиты и сформированы основные знания, умения, навыки в области рисунка.
2. Проанализированы педагогические условия развития росписи у детей среднего школьного возраста и сформированы необходимые и достаточные условия для занятия художественным творчеством.
3. Разработаны критерии оценки уровня развития навыков художественной росписи у детей среднего школьного возраста с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся.
4. Проанализированы и выявлены типичные проблемы развития навыков художественной росписи у детей среднего школьного возраста.
5. Разработаны методические рекомендации по развитию навыков художественной росписи у детей среднего школьного возраста на основе выявленных проблем навыков художественной росписи учащихся с учетом возрастных психологических особенностей, педагогических условий обучения художественной росписи.
6. Были разработаны планы-конспекты занятий по росписи.
7. Сделан вывод по итогам выпускной квалификационной работы.
Результаты, полученные в процессе выполнения выпускной квалификационной работы, могут быть использованы в дальнейшей практической деятельности.



1. Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика ткани: учебное пособие. Д.: Феникс, 2000. 352 с.
2. БадаевВ.С. Русская кистевая роспись: учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2004. 32 с.
3. Бадаев В.С. Искусство русской кистевой росписи: учебное пособие для вузов по специальности "Изобразительное искусство", Москва : Изд-во ВЛАДОС, 2013. 135 с.
4. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М.: Высшая школа, 1990. 302 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. Пособие для вузов. М: Академия, 2002. 320 с.
6. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник для учащихся начальных профессиональных учебных заведений. - М.: Академия, 2006. - 208 с.
7. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: [энциклопедия]. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. 224 с.
8. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие. Ростов н/Д: 2008. 282 с.
9. Гоголева, Н. Точечная роспись / Н. Гоголева// Наука и жизнь. – 2012. - №9.- С. 15-17.
10. Городецкая роспись по дереву [Электронный ресурс]URL: https://schci.ru/gorodeckaya_rospis.html. (дата обращения: 27.01.2020).
11. Городецкая_роспись [Электронный ресурс]URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Городецкая_роспись.(дата обращения: 27.01.2020).
12. Гройсман, А.Л. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие /А.Л. Гройсман. – М.:Когито-Центр,2013. – 187с.
13. Диагностика творческих способностей. [Электронный ресурс]: – URL: https://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65635a3bd78b5d53a88521206d27_0.html(дата обращения 27.01.2020).
14. Клиентов, А. Е. Народные промыслы. М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, 2004. 47 с.
15. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство» М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2010. 272 с.
16. Косминская В.Б., Н.Б. Хелезова, Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1987. 128 с.
17. Красавцева, А.Н. Роспись по дереву./ А.Н. Красавцева. - МСП, 2007. – 96с.
18. Махмутова X.И. Роспись по дереву. Пособие для учителя. Из опыта работы. – М.: "Просвещение", 1987. - 79 с.
19. Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство. – М.: ФОРУМ, 2007. – 272 с.
20. Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1: Сб. статей НИИ теории и истории изобраз. искусств Академии художеств СССР / Под ред. М.А. Некрасовой. М., 1985. 137 с.
21. Процесс приобщения учащихся к декоративно прикладному искусству средствами наглядности. [Электронный ресурс]. - URL: http://studbooks.net/1804069/pedagogika/protsess_priobscheniya_uchaschihsya_dekorativno_prikladnomu_iskusstvu_sredstvami_naglyadnosti(дата обращения 27.01.2020).
22. Соколова М.С., Роспись по дереву. Технологии народных художественных промыслов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2005. 304 с.
23. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ.учреждений высш. проф. Образования /Н.М. Сокольникова. – 5-еизд.,перераб.идоп.-М.:Издательскийцентр«Академия»,2012. – 256с.
24. Тащева Н.Е. Преподавание традиционных художественных росписей в системе педагогических учреждений // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. 2018. №1.С. 78-84.
25. Тащева Н.Е. Художественная роспись: методические рекомендации для студентов ХГФ. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997. 16 с.
26. Художественная роспись по дереву: история возникновения, виды[Электронный ресурс] URL: https://studbooks.net/668320/kulturologiya/ rospis_derevu_istoriya_vozniknoveniya_vidy_rospisi.(дата обращения 27.01.2020).
27. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание школьника. – М.: Просвещение, банк 1945. 239 с
28. Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учебно-методическое пособие . – Москва: Владос, 2004. 158 с
29. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 030800 "Изобразительное 42 искусство"-М.: Гуманитар. изд. центр "Владос" 2005. 144 с. [Электронный ресурс] URL: https://fb.ru/article/167623/vostok-delo-tonkoe-ili-o-chem-rasskajetindiyskiy-ornament


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ