Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ТКАНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №68614

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы120
Год сдачи2018
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
273
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ТКАНИ
1.1. Исторические особенности художественной росписи ткани 10
1.2. Методика организации кружковых занятий по художественной
росписи ткани 20
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ДПИ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ТКАНИ
2.1. Развитие интереса к декоративно-прикладному искусству на
кружковых занятиях по художественной росписи ткани 26
2.2. Апробация экспериментальной рабочей программы кружкапо
художественной росписи ткани 34
ГЛАВА III. ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ВКР -
ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО В ТЕХНИКЕ БАТИК «АЛЫЕ ПАРУСА»
3.1. Материалы и техника художественной росписи ткани 45
3.2. Творческие поиски и методика работы над панно в технике холодного
батика «Алые паруса» 51
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложение 67


Меняются времена, многое меняется в нашей стране, но истинное мастерство всегда было в почете у русских людей, а те, кто им обладает, пользовались у окружающих огромным уважением, так как в каждое произведении мастера старались вложить частицу своей души, теплоту чувств. Поэтому работы мастеров отличалисьособой уникальностью и неповторимостью.
Существует множество разновидностей декоративно-прикладного искусства в зависимости от художественного материала, особенностей и национальных традиций работы с ним. Одним из видов ДПИ является батик или художественная роспись ткани.Украшение или роспись и ткани может стать интересным занятием, которое наполнит жизнь ребенка творческим смыслом.Занятия по батику направленью основном на творческую деятельность учащихся и использование на практике продуктов своей деятельности. Художественная роспись ткани может помочь учащимся реализовать оригинальные идеи по оформлению интерьера или дизайну одежды.
Существующиерабочие программы по изобразительному искусству для средней общеобразовательной школы не касаются художественной росписи ткани, поэтому на сегодняшний день достаточно актуальными являются внеклассные занятия с детьми по декоративно-прикладному искусству с целью освоения техники батик. Интерес к данному виду декоративно¬прикладного искусства находится в прямой зависимости от содержания программы кружка и педагогических условий проведения данных занятий.
Современные дети придирчиво выбирают внеклассные занятия. В большей степени школьников интересуют те занятия, которые могут помочь подготовиться к сдаче ЕГЭ и поступить в ВУЗ. Небольшая часть детей может заинтересоваться конкретными видами творчества, если впоследствии они смогут стать их профессией или послужит им как объект творческой самореализации.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что тема выпускной квалификационной работы «Формирование интереса к ДПИ на кружковых занятиях по художественной росписи ткани в общеобразовательной школе» является на сегодняшний день актуальной.
Данная исследовательская работа посвящена изучению методов формирования интереса школьников к декоративно-прикладному искусствув процессе внеклассных занятий по батику. Таким образом, необходимо было выработать методику, содержание которой учитывало психолого-
педагогическую и художественно-творческую направленность обучения данному виду ДПИ. Кроме того, обучение школьников художественной росписи по ткани должно отвечать современным требованиям, предъявляемым к декоративно - прикладному искусству. Поэтому для решения проблемы формирования мотивации учащихся к освоению одного из видов декоративно-прикладного искусства на внеклассных занятиях необходимо было проанализировать научные материалы по философии, психологии, педагогике, истории, теории, методике обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
В данном исследовании были использованы труды известных художников-педагогов, основные положения которых легли в основу современной концепции художественного образования (Г.В .Беда,
С.Е. Игнатьев, В.С.Кузин, С.П.Ломов, Б.М. Неменский, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова, Т.Я.Шпикалова, А. А. Унковский, Е. В. Шорохов и др).
РаботыР.А.Гильман, Б.А. Державина, И.И. Емельянович, В.Н. Козлова, С.А.Малаховой, С.И.Темерина и др. явились основными научно-методическими источниками при изучении опыта обучения декоративно - прикладному искусству, в области художественной росписи ткани.
Научные исследования в области декоративно-прикладного искусстваВ.А. Барадулина, Н.П. Бесчастнова, В.Я. Берсеневой, Н.С. Гассановой,Л.С. Жоголь, Ю.В. Максимова, Д.Начулене, Н.В. Романовой,
B. И.Савицкой и др. явились источниками информации о сущности современного декоративно - прикладного искусства, показали его значение в процессе воспитания личности.
Основными источниками изучения проблемы развития интереса к творчеству, декоративно-прикладному искусству стали труды Т.
C. Комаровой,В.ВКорешкова,А.С.Хворостоваи др..
Большую роль для изучения особенностей формирования интереса к творческой деятельности имели труды известных психологов: Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, В.И.Киреенко, В.С.Кузина, С.А. Мочалова, А. А. Мелик - Пашаева и др.
В настоящее время в кружковой работе по декоративно-прикладному искусству используется большое количество методических находок, внедряются авторские программы. Они применяются в обучении различным техникам и видам декоративно-прикладного искусства. Однако, для формирования стойкого интереса к занятиям, желания детей заниматься конкретным видом ДПИ, можно расширить существующий реестр методов и приемов обучения школьников на внеклассных занятиях, в результате чего будет решена одна из проблем современной художественной школы - неустойчивость мотивации к занятиям художественным творчеством и декоративно-прикладным искусством.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы состоит в решении данной проблемы.
Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности форм и методов формирования интереса к ДПИ на занятиях кружка по художественной росписи ткани в общеобразовательной школе.
Цель исследования состоит в выявлении и обосновании эффективных форм и методов организации обучения, которые способствуют формированию устойчивого интересах ДПИ на занятиях по художественной росписи ткани.
Объект исследования: процесс обучения детей декоративно¬
прикладному искусству (художественной росписи ткани).
Предмет исследования: формы и методы развития интереса учащихся к ДПИ на занятиях по художественной росписи ткани.
Гипотеза исследования. Процесс формирования интереса к ДПИ на кружковых занятиях по художественной росписи ткани учащихся общеобразовательной школы будет эффективным, если:
- в процессе занятий педагог будет учитывать индивидуальные свойства личности: возрастные, психолого-педагогические особенности, социальные потребности, уровень развития творческих способностей учащихся;
- в организации учебного процесса по художественной росписи ткани педагог будет применять разнообразные традиционные и инновационные формы работы, специальные методы и приемы, стимулирующие стойкий интерес к декоративно-прикладному искусству;
- в процессе занятий будет использоваться экспериментальная программа занятий по художественной росписи ткани, которая включает конкретные задания и упражнения, нацеленные на формирования основных знаний и навыков работы учащихся в технике батик, развивающие потребности в работе с конкретным художественным материалом декоративно-прикладного искусства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сегодня все большего внимания заслуживает система
дополнительного образования детей. Обучение учащихся вне уроков не обязательно должно проходить в специальных центрах художественного образования и эстетического воспитания, очень удобно проводить внеклассные занятия по различным видам творчества на школьных кружках. Именно вобщеобразовательных школах сегодня можно осуществлять ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства и художественного ремесла, и даже проводить предпрофессиональную подготовку по определенным разновидностям декоративно-прикладного искусства. Задачи формирования творческого потенциала детей на различных возрастных этапах целесообразно решать именно на внеклассных занятиях по ДПИ.
В процессе обучения мастерству художественной росписи ткани, одновременно с освоением умений,знаний, навыков художественно-технологического характера, можно эффективно воздействовать на процесс формирования интереса к декоративно-прикладному искусству в целом.
В процессе исследования были изучены исторические особенности развития искусства художественной росписи ткани, проанализированы теоретические источники по педагогике и психологии художественного образования, методические разработки и программы педагогов по организации кружка по батику.
Был проведен констатирующий эксперимент с учащимися 6 классов общеобразовательной школы, который показал необходимость применения специальной программы кружковых занятий по художественной росписи ткани для развития творческого потенциала учащихся и интереса к конкретному виду декоративно-прикладного искусства.
В процессе данного исследования была разработана и апробирована программа кружка внеклассных занятий по батику. Разработанный курс занятий был призван пробудить интерес детей к народному творчеству, истокам культуры, декоративно-прикладному искусству. Занятия были построены учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. С целью закрепления опыта творческого общения, на кружковых занятиях применялись коллективные формы работы. Важным фактором было создание общественно значимых художественно - декоративных работ, которые могут использовались при оформлении школьного интерьера и для участия в школьных выставках.
Полученные в процессе исследования результаты подтвердили выдвинутую гипотезу.
В процессе апробации программы:
-учащихся познакомились с историей батика, различными материалами и приспособлениями для батика, различными способами и методами росписи ткани;
-учащиеся освоили основные особенности создания декоративной композиции;
-была организована работа по культуре восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства,
-был сформирован устойчивый интерес к декоративно¬прикладному искусству, его историческим и национальным особенностям.
Использование положительного опыта, накопленного в области методики обучения декоративно-прикладному искусству, показало необходимость применения на занятиях образцов изделий народного искусства; создания на внеклассных занятиях творческой доброжелательной атмосферы, которая настраивает учащихся на проявление интереса к занятиям ДПИ. Было доказано положительное значение разработки и внедрения на практике эффективных обучающих технологий, экспериментальной программы обучения декоративно-прикладному искусству (батику) с применением современных дидактических принципов и педагогических требований.
В данной работе приводятся краткие сведения о технологических особенностях основных видов художественной росписи ткани, приводится описание конкретной техники - холодного батика, показаны творческие возможности использования этого вида росписи при выполнении творческой части диплома, и в педагогической практике.
Данное исследование позволило решить поставленные задачи, однако возможности использования элементов экспериментальной программы по художественной росписи ткани в целях формирования устойчивого интереса учащихся к ДПИ могут в дальнейшем рассматриваться за рамками ВКР и преддипломной практики.
Выпускная квалификационная работа и методические материалы в дальнейшем могут быть использованы для разработки подобных учебных программ, учебных пособий по обучению детей художественной росписи ткани.



1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. - М.: Просвещение, 1984. -160с: ил.
2. Аллахвердова Е.Л. Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие / Е.Л.Аллахвердова. - М.: ООО «Изд-во Астрель», 2001. - 96 с, ил.
3. Алпатова И.А. Узорные ткани. Русское декоративное искусство. М.,1965
4. Алфёров Л.Г. Технология росписи. Дерево.Металл. Керамика. Ткани. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - 336 с.
6. Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. Под ред. Н. Н. Соболева. М - Л., 1931.
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс 1974.¬392с.
8. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. - 1987. - №2. - С.3-9.
9. Баёва Г.Д. Ручная роспись ткани / Г.Д. Баёва // Школа и производство. - 1994. -№1.
10. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология - Ростов н/Д: "Феникс", 1999. - 416 с.
11. Барадулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла: в 2т. - М., 1978-254 с.
12. Барышников А., Лямин И. Основы композиции. - М., 1978.
13. Брита Хансен. Роспись по шелку. 1997
14. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия - М., Русское слово, 1996. -667 с.
15. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.:Искусство, 1971. - 287с.
16. Вайткявичене Р.В. Первоосновы техники батика/ / Школа и
производство. - 1987. - №8.
17. Воробьев В.А., Соколов Г.А. Очерки по истории науки, техники и ремесла Японии. М., 1976
18. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. Учебное пособие для ВУЗОВ. , - М.: 2004.
19. Громов Е.С. Природа художественного творчества. - М.:
Просвещение,1986.-237 с.
20. Гурьева Т.С. Опыты Л. В. Маяковской в оформлении тканей. - Сборник трудов НИИХП, Вып. б. М., 1972.
21. Давыдов С. Г. Батик. Приёмы. Техника. Изделия. - М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2005.- 184с.
22. Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — М.:
«Радуга», 2002, 2-е изд. — 2008.
23. Дуайт Д. Основы китайской живописи. Энциклопедия. - М.: АРТ - РОДНИК, 2007.
24. Жоголь Л.Е. Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий. Киев, 1978
25. Искусство батика Перевод с нем. Успенская Е. - М.: «Внешсигма», 2001.-112 с, ил.
26. Искусство батика, - М.: АСТ. Артель. 2003.
27. Калинина Т.В. Модель и технология развития художественного восприятия ребенка на основе комбинаторных игр с элементами языка изобразительного искусства, - Екатеринбург, Урал.гос. пед. ун-т, 2004.-50с.
28. Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся // Школа и производство. - 1997 г., № 2, с.10-11.
29. Классическая живопись Китая. М., Изобразительное искусство, 1981
30. Ковалицкая Л. Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Айрис- пресс, 2008.-112с.
31. Кожохина С. К. Батик. Всё о картинках на ткани, - Ярославль: Академия развития, 2006.
32. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981
33. Коломиец А.С. Современная гравюра Японии и ее мастера. М.- ,Изобразительное искусство, 1974
34. Корюкин В.Н Батик, Л., 1978
35. Кузин В.С. Вопросы изобразительного творчества, - М.: Просвещение, 1971
36. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников// Педагогика и психология. - М.: Знание, 1988. - 80 с.
37. Левин В.А. Воспитание творчества, - Томск: Пеленг, 1992.- 56с.
38. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304с.
39. Махмутова Х.И. Горячий батик /Х.И. Махмутова // Школа и производство. -1999. -№5.
40. Махмутова Х.И. Холодный батик /Х.И. Махмутова // Школа и производство. - 1999. - №2.
41. Мелик-Пашаев А.А. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством /Психолого-педагогические рекомендации для преподавателей художественных школ и школ искусств, - М.: АСТ пресс, 1997,-80с.
42. МендиСаутен. Роспись по шёлку/ Руководство для начинающих. - Ростов: Феникс, 2005.
43. Моргадес К. Роспись по шелку. - М.: АРТ - РОДНИК, 2008.
44. Некрасова Г. Н. Уроки технологии с использованием компьютера. //Школа и производство, №3 2004 .
45. Перелёшина И. А. Батик. От основ к импровизации. — СПб, «Паритет», 2007 . Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология, 1-4 классы, 5-11 классы. Под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. Москва, «Просвещение», 1995.
46. Погадаев В. «Магия батика» — в «Восточная коллекция», N 6 Москва: Российская государственная библиотека, 2002, 71-74.
47. Пухол-Ксикой Р., Касале Х.Х. Трафаретная роспись: Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.
48. Развитие художественного восприятия у студентов художественно - графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно- прикладному искусству:Роспись ткани: : Автореф. канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.В.Зарали; Моск. пед. гос. ун-т. -М.: 2006. 16 с.
49. Робинсон Р. Искусство батика: техника и образцы. - М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007.
50. Рогинская Ф. Советский текстиль. М., 1930.
51. Роль костюма в развитии эстетической культуры личности. /Научная сессия по итогам научно-исследовательской работы. - М.: Прометей, 1994. -с. 127- 128.
52. Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. М., 1964
53. Руубер Г. О закономерностях художественного визуального восприятия. -Таллин: Валгус, 1985. - 260с
54. Саутан М. Расписываем цветы по шелку. - М.: Издательство «Ниола- Пресс», 2007.
55. Синеглазова М.О. Батик / М.О. Синеглазова. - М.: Изд. дом МСП. - 2004. - 96 с.
56. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами. М., Профиздат, 1998
57. Соболев Н. II. Набойка в России и способ работы. М., 1012.
58. Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей. М., 1934
59. Сузи Стоку. Батик. Практическое руководство. - М.: Ниола 21 век.
60. Танкус О. В., Гороховская Л. М. и др. Технология росписи тканей. М., 1969.
61. Темсрин С. М. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. М., 1960.
62. Терешина Г.В. Батик своими руками. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2007.
63. Технология. Этотчудесный батик: конспекты занятий к разделу
«Художественная роспись ткани» / авт.-сост.
А. А. Ярыгина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 78 с.
64. Хартел Т. Ткань и краска: шаблоны, окраска, печать / перевод с немецкого. - М: Профиздат, 2002. - 64 с, ил.
65. Шлёва А.В. Роспись шёлка акварелью / А.В. Шлёва // Школа и производство. - 2001. - №6.
66. Шумяцкая Н. Как создаются рисунки для тканей. - "Декоративное искусство СССР». 1958, №8.
67. Юсов Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество : очерки по истории, теории и психологии художеств. воспитания детей, - М-во образования Рос. Федерации, Магнитог. гос. ун-т. - Магнитогорск :Изд-во Магнитог. гос. ун-та, 2002 (Тип.МаГУ). - 282 с.
68. Ярыгина А.А. Этот чудесный батик: конспекты занятий к разделу « Художественная роспись тканей» - Волгоград: Учитель, 2006.- 78с.
Интернет - источники
http :// www.artbatik.ru / demo.html
http :// www.karotina.com / batic / batic.php http://www.art-mozaika.ru/batik.php?page=3http://www.batik-center.ru/master_tech.html Батик. Центр батика Сергея Давыдова http://batiki.narod.ru/info/batik.htmlhttp://www.batics.ru/
http://www.batikdesign.narod.ru/
http://mosfilm-grimer.narod.ru/bat/batik1.htm по книге Синеглазовой М. О. http://www. batik-art. ru/
http://www.batikart.ucoz.ru/ Горячий батик http://oosha.narod.ru/batik/batik1_rus.htmlhttp://www.screen.ru/techno/2005/batik/chto.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ