Конфликт во взаимодействии органов государственного управления РФ и ресурсодобывающих корпораций
|
Введение 3
Глава 1.Анализ деятельности и моделей взаимодействия крупных ресурсодобывающих корпораций и органов государственной власти 9
1.1. Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты социальной
ответственности 9
1.2. Основные модели взаимоотношения ресурсодобывающих
корпораций и органов государственной власти 20
Глава 2. Конфликты власти и бизнеса в современной России и политика их урегулирования 29
2.1. Содержание и формы конфликтов власти и бизнеса в современной
России 29
2.2. Особенности политики урегулирования конфликтов власти и
бизнеса в современной России 36
Глава 3. Диалог государства и крупных ресурсодобывающих корпораций в рамках международных экономических форумов 2014-2015 гг 50
3.1 Анализ конфликта главы ФАС России и Газпром на
Международном Инвестиционном Форуме в г. Сочи 50
3.2 Сотрудничество в рамках Международных Экономических Форумов 2014-2015 гг., как преодоление конфликтов между
государством и крупных ресурсодобывающих корпораций 59
Заключение 71
Список используемой литературы и источников
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1.Анализ деятельности и моделей взаимодействия крупных ресурсодобывающих корпораций и органов государственной власти 9
1.1. Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты социальной
ответственности 9
1.2. Основные модели взаимоотношения ресурсодобывающих
корпораций и органов государственной власти 20
Глава 2. Конфликты власти и бизнеса в современной России и политика их урегулирования 29
2.1. Содержание и формы конфликтов власти и бизнеса в современной
России 29
2.2. Особенности политики урегулирования конфликтов власти и
бизнеса в современной России 36
Глава 3. Диалог государства и крупных ресурсодобывающих корпораций в рамках международных экономических форумов 2014-2015 гг 50
3.1 Анализ конфликта главы ФАС России и Газпром на
Международном Инвестиционном Форуме в г. Сочи 50
3.2 Сотрудничество в рамках Международных Экономических Форумов 2014-2015 гг., как преодоление конфликтов между
государством и крупных ресурсодобывающих корпораций 59
Заключение 71
Список используемой литературы и источников
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. Сегодня происходит увеличение влияния крупного бизнеса на органы государственной власти. Организации уже не просто непосредственно влияют на политическую систему государства, но и являются ее составляющей. Именно поэтому конфликтные ситуации, которые возникают в данной сфере, способствуют появлению негативных факторов в управлении государством. Также необходимо отметить, что в России существует идеологическое многообразие и политический плюрализм, что создает конфликтогенную среду. В данной среде существуют группы интересов, которые приобрели высокую актуальность в свете реформ президента России, направленные на деполитизацию диалога власти и бизнеса. Именно эти факторы заставляют обратиться к исследованию проблемы взаимоотношений власти и бизнеса в современной России в свете конфликтной парадигмы, которая признает существование конфликтных позиций и интересов важнейшим условием общественного прогресса.
Степень разработанности проблемы. Тема исследования конфликтов государства и бизнеса в России приобрела актуальность только сегодня, но не смотря на это аспекты изучения данной тематики можно проследить в трудах ученных различных эпох.
Во-первых, необходимо обратить внимание на наследие К.Маркса для конфликтологии. Оно включает структурные компоненты конфликтов, такие как: субъекты, предмет, динамика, факторы и т.д.
Во-вторых, влияние на исследование данного вопроса оказали концепции Р. Дарендорфа, Г. Зиммеля, JI. Козера, Т. Парсонса находятся в основании спора с Марксоми и функционируют вместе с его теорией. Важнейшей особенностью концепции Р. Дарендорфа являются использование марксистского понятия «Класс», а также использование приему дихотомии - деление общества на два класса - субъектов конфликтного взаимодействия, которые имеют различные интересы, признается оправданным большинством современных исследователей как выделение доминантного размежевания1.
В-третьих, можно выделить фундаментальные парадигмы в конфликтологии, такие как конфликтный структурализм Т. Парсонса и позитивный функционализм Л. Козера. Вторая теория позволяет раскрыть сущность конфликтного взаимодействия государства и бизнеса, а также вывести технологии разрешения конфликтов.
Помимо перечисленных исследований можно также выделить Д.Бертона и его общую теорию конфликтов, К.Боулдинга, Л.Крисберга, Й.Галтунга. Они проанализировали причины возникновения, этапы протекания и возможности разрешения конфликтов с участием государства .
Большое внимание в выпускной квалификационной работе уделено трудам П. Бурдье, Э. Гидденса, М. Лернера, С. Липсета, К. Поппера, Р.-Ж. Шварценберга6, где рассматривались основные проблемы, касаемые социально политического конфликта, и проблемы создания институционального 'механизма представительства, а также взаимодействия интересов.
«Институционализация и институциональный механизм взаимоотношений субъектов конфликта рассматривается как универсальный способ упорядочения социальных правил и норм в трудах отечественных исследователей в области политической социологии, предложивших действенный инструментарий для анализа этих явлений. Следует прежде всего отметить работы Ю. Г. Запрудского, Е. Б. Тихомировой1».
Начала развития конфликтологии в России относится к 1990 годам. В это время выпускается большое количество статей по тематике конфликтного взаимодействия субъектов. Данный период характеризуется демократизацией политической и социальной сферы в российском обществе. Специфику развития демократизации исследовали такие ученые как: А. В. Глухову, А. В. Дмитриева, Е. И. Степанова и др.
Вместе с тем, работы в сфере рассматриваемой проблематики в основном носили специализированный характер, что позволяло сосредотачивать фокус исследовательского внимания на отдельных аспектах конфликтного взаимодействия организованных интересов бизнес- сообщества и государства в современной России, ограничивая в определенной степени комплексность проводимых исследований. Несмотря на обилие работ, посвященных тем или иным аспектам заявленной темы, следует признать определенный дефицит научных работ, в которых бы проводилось исследование конфликтов интересов российской государственной власти и бизнес-сообщества как разновидности социально-политических конфликтов; давался анализ эволюции конфликтов интересов в контексте конфликтной общественной парадигмы, признающей различные позиции и их столкновение неотъемлемым атрибутом развития; а также исследовались возможности и перспективы функционирования институционального механизма.
Объектом исследования являются конфликты между органами государственного управления РФ и ресурсодобывающих корпораций.
Предметом исследования являются особенности конфликтов между органами государственного управления РФ и ресурсодобывающих корпораций.
Целью исследования является анализ особенностей конфликтов между органами государственного управления РФ и ресурсодобывающих корпораций.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Изучение форм и моделей взаимодействия крупных ресурсодобывающих корпораций и органов государственной власти в РФ;
2. Анализ конфликтов власти и ресурсодобывающих корпораций и власти в современной России.
3. Выявление особенностей политики урегулирования конфликтов между органами государственного управления РФ и ресурсодобывающих корпораций;
4. Анализ конфликта главы ФАС России и «Газпром» на
Международном форуме в г. Сочи.
5. Рассмотрение сотрудничества, как в рамках Международных Экономических форумов, как преодоление конфликтов между государством и крупных ресурсодобывающих корпораций.
Методологическая основа. В дипломной работе будут использованы общенаучные методы, такие как логико-эвристические приемы, индукция и дедукция, анализ и синтез, определение и классификация. Также в данной работе будут использованы специальные методы, такие как метод системного анализа. В первом случае это предполагает, целостность и системность подхода, к рассмотрению конфликтов между органами государственного управления РФ и ресурсодобывающих корпораций вне зависимости от множественности концепций, во втором случае существует попытка слияния теорий и смежных областей знаний, такие как обществознание, социология, право, история, демография. Также используется метод анализа документов ФАС, учредительных документов «Газпром», программ экономических форумов.
Новизна и самостоятельность проводимого исследования заключается в выработке комплексного подхода к анализу и развитию как финансового, так и внефинансового взаимодействия государства и ресурсодобывающих корпораций, в котором последний выполняет двоякую роль и выступает в качестве «реципиента» (получателя различных форм государственной поддержки в рамках реализуемых программ) и «донора» (поставщика финансовых ресурсов в финансовой системе государства). Элементы научной новизны заключаются в наложении форм и моделей взаимодействия бизнеса и государства на ресурсодобывающие корпорации с учётом специфики их организации и управления, а также в разработке подходов к разрешению конфликтов между ресурсодобывающих корпораций и органов государственной власти в РФ с помощью Международных Экономических Форумов, в рамках которых определяются проблемы во взаимодействии данных сторон и определяются пути их разрешения.
Структура работы. Дипломная работа включает в себя три главы, заключение и список использованной литературы. В первой главе производится анализ деятельности, форм и моделей взаимодействия крупных ресурсодобывающих корпораций и органов государственной власти в РФ. Во второй главе разбирается конфликт интересов ресурсодобывающих корпораций и органов государственной власти в РФ, а также выделен приоритет институционального механизма в его урегулировании. Четвертая глава посвящена диалогу государства и крупных ресурсодобывающих корпораций в рамках международных экономических форумов 2014-2015 гг. и их значению в нормализации отношений.
Степень разработанности проблемы. Тема исследования конфликтов государства и бизнеса в России приобрела актуальность только сегодня, но не смотря на это аспекты изучения данной тематики можно проследить в трудах ученных различных эпох.
Во-первых, необходимо обратить внимание на наследие К.Маркса для конфликтологии. Оно включает структурные компоненты конфликтов, такие как: субъекты, предмет, динамика, факторы и т.д.
Во-вторых, влияние на исследование данного вопроса оказали концепции Р. Дарендорфа, Г. Зиммеля, JI. Козера, Т. Парсонса находятся в основании спора с Марксоми и функционируют вместе с его теорией. Важнейшей особенностью концепции Р. Дарендорфа являются использование марксистского понятия «Класс», а также использование приему дихотомии - деление общества на два класса - субъектов конфликтного взаимодействия, которые имеют различные интересы, признается оправданным большинством современных исследователей как выделение доминантного размежевания1.
В-третьих, можно выделить фундаментальные парадигмы в конфликтологии, такие как конфликтный структурализм Т. Парсонса и позитивный функционализм Л. Козера. Вторая теория позволяет раскрыть сущность конфликтного взаимодействия государства и бизнеса, а также вывести технологии разрешения конфликтов.
Помимо перечисленных исследований можно также выделить Д.Бертона и его общую теорию конфликтов, К.Боулдинга, Л.Крисберга, Й.Галтунга. Они проанализировали причины возникновения, этапы протекания и возможности разрешения конфликтов с участием государства .
Большое внимание в выпускной квалификационной работе уделено трудам П. Бурдье, Э. Гидденса, М. Лернера, С. Липсета, К. Поппера, Р.-Ж. Шварценберга6, где рассматривались основные проблемы, касаемые социально политического конфликта, и проблемы создания институционального 'механизма представительства, а также взаимодействия интересов.
«Институционализация и институциональный механизм взаимоотношений субъектов конфликта рассматривается как универсальный способ упорядочения социальных правил и норм в трудах отечественных исследователей в области политической социологии, предложивших действенный инструментарий для анализа этих явлений. Следует прежде всего отметить работы Ю. Г. Запрудского, Е. Б. Тихомировой1».
Начала развития конфликтологии в России относится к 1990 годам. В это время выпускается большое количество статей по тематике конфликтного взаимодействия субъектов. Данный период характеризуется демократизацией политической и социальной сферы в российском обществе. Специфику развития демократизации исследовали такие ученые как: А. В. Глухову, А. В. Дмитриева, Е. И. Степанова и др.
Вместе с тем, работы в сфере рассматриваемой проблематики в основном носили специализированный характер, что позволяло сосредотачивать фокус исследовательского внимания на отдельных аспектах конфликтного взаимодействия организованных интересов бизнес- сообщества и государства в современной России, ограничивая в определенной степени комплексность проводимых исследований. Несмотря на обилие работ, посвященных тем или иным аспектам заявленной темы, следует признать определенный дефицит научных работ, в которых бы проводилось исследование конфликтов интересов российской государственной власти и бизнес-сообщества как разновидности социально-политических конфликтов; давался анализ эволюции конфликтов интересов в контексте конфликтной общественной парадигмы, признающей различные позиции и их столкновение неотъемлемым атрибутом развития; а также исследовались возможности и перспективы функционирования институционального механизма.
Объектом исследования являются конфликты между органами государственного управления РФ и ресурсодобывающих корпораций.
Предметом исследования являются особенности конфликтов между органами государственного управления РФ и ресурсодобывающих корпораций.
Целью исследования является анализ особенностей конфликтов между органами государственного управления РФ и ресурсодобывающих корпораций.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Изучение форм и моделей взаимодействия крупных ресурсодобывающих корпораций и органов государственной власти в РФ;
2. Анализ конфликтов власти и ресурсодобывающих корпораций и власти в современной России.
3. Выявление особенностей политики урегулирования конфликтов между органами государственного управления РФ и ресурсодобывающих корпораций;
4. Анализ конфликта главы ФАС России и «Газпром» на
Международном форуме в г. Сочи.
5. Рассмотрение сотрудничества, как в рамках Международных Экономических форумов, как преодоление конфликтов между государством и крупных ресурсодобывающих корпораций.
Методологическая основа. В дипломной работе будут использованы общенаучные методы, такие как логико-эвристические приемы, индукция и дедукция, анализ и синтез, определение и классификация. Также в данной работе будут использованы специальные методы, такие как метод системного анализа. В первом случае это предполагает, целостность и системность подхода, к рассмотрению конфликтов между органами государственного управления РФ и ресурсодобывающих корпораций вне зависимости от множественности концепций, во втором случае существует попытка слияния теорий и смежных областей знаний, такие как обществознание, социология, право, история, демография. Также используется метод анализа документов ФАС, учредительных документов «Газпром», программ экономических форумов.
Новизна и самостоятельность проводимого исследования заключается в выработке комплексного подхода к анализу и развитию как финансового, так и внефинансового взаимодействия государства и ресурсодобывающих корпораций, в котором последний выполняет двоякую роль и выступает в качестве «реципиента» (получателя различных форм государственной поддержки в рамках реализуемых программ) и «донора» (поставщика финансовых ресурсов в финансовой системе государства). Элементы научной новизны заключаются в наложении форм и моделей взаимодействия бизнеса и государства на ресурсодобывающие корпорации с учётом специфики их организации и управления, а также в разработке подходов к разрешению конфликтов между ресурсодобывающих корпораций и органов государственной власти в РФ с помощью Международных Экономических Форумов, в рамках которых определяются проблемы во взаимодействии данных сторон и определяются пути их разрешения.
Структура работы. Дипломная работа включает в себя три главы, заключение и список использованной литературы. В первой главе производится анализ деятельности, форм и моделей взаимодействия крупных ресурсодобывающих корпораций и органов государственной власти в РФ. Во второй главе разбирается конфликт интересов ресурсодобывающих корпораций и органов государственной власти в РФ, а также выделен приоритет институционального механизма в его урегулировании. Четвертая глава посвящена диалогу государства и крупных ресурсодобывающих корпораций в рамках международных экономических форумов 2014-2015 гг. и их значению в нормализации отношений.
Сегодня происходит увеличение влияния крупного бизнеса на органы государственной власти. Организации уже не просто непосредственно влияют на политическую систему государства, но и являются ее составляющей. Именно поэтому конфликтные ситуации, которые возникают в данной сфере, способствуют появлению негативных факторов в управлении государством. Также необходимо отметить, что в России существует идеологическое многообразие и политический плюрализм, что создает конфликтогенную среду. В данной среде существуют группы интересов, которые приобрели высокую актуальность в свете реформ президента России, направленные на деполитизацию диалога власти и бизнеса. Именно эти факторы заставляют обратиться к исследованию проблемы взаимоотношений власти и бизнеса в современной России в свете конфликтной парадигмы, которая признает существование конфликтных позиций и интересов важнейшим условием общественного прогресса.
Исследую функции власти и бизнеса можно сделать вывод, что бизнес выполняет свои функции в пределах организации или территории, на которой ведет свою деятельность - то есть, социальная важность ограниченна территориально, в то время, как государство имеет более глобальные функции. Оно несет ответственность не только на территории субъекта федерации, но всей страны и даже на международной арене. С другой стороны необходимо отметить, что развитие государства будет затрудненно без функционирования бизнеса и без выполнения им своих обязанностей.
Возникший финансовый кризис будет способствовать усилению активности населения. Государству необходимо понять позитивное влияние сотрудничества с предпринимателями. Это поможет вывести развитие государственно частного партнерства на новый этап. Могут произойти качественные изменения для функционирования бизнес - структур. Такая тенденция диалога прослеживается в России с 2010 года. Ежегодно проводятся экономические форумы, где предприниматели и властные представители обсуждают.
В России взаимоотношение органов Федеральной власти и крупных компаний часто замыкается на регулировании деятельности вторых. В связи с этим возникает множество конфликтов, которые отрицательно влияют на экономику страны. Самые крупные компании в России ведут свою деятельность в сфере добычи полезных ископаемых. В связи с этим рассмотрение конфликтов ресурсодобывающих корпораций и органов власти имеют актуальность сегодня.
В выпускной квалификационной мне удалось провести анализ конфликта между ПАО «Газпром» и Федеральной Антимонопольной Службой. Удалось установить, что конфликты между субъектами разрешаются с помощью арбитража. Диалога между структурами, как такового нет. Это усложняет их конструктивное взаимодействие и оставляет «шлейф» после конфликта. Также с помощью анализа кейса удалось установить пробелы в законодательстве страны, которые приводят к недопониманию во взаимоотношениях власти и крупных корпораций.
Исследую функции власти и бизнеса можно сделать вывод, что бизнес выполняет свои функции в пределах организации или территории, на которой ведет свою деятельность - то есть, социальная важность ограниченна территориально, в то время, как государство имеет более глобальные функции. Оно несет ответственность не только на территории субъекта федерации, но всей страны и даже на международной арене. С другой стороны необходимо отметить, что развитие государства будет затрудненно без функционирования бизнеса и без выполнения им своих обязанностей.
Возникший финансовый кризис будет способствовать усилению активности населения. Государству необходимо понять позитивное влияние сотрудничества с предпринимателями. Это поможет вывести развитие государственно частного партнерства на новый этап. Могут произойти качественные изменения для функционирования бизнес - структур. Такая тенденция диалога прослеживается в России с 2010 года. Ежегодно проводятся экономические форумы, где предприниматели и властные представители обсуждают.
В России взаимоотношение органов Федеральной власти и крупных компаний часто замыкается на регулировании деятельности вторых. В связи с этим возникает множество конфликтов, которые отрицательно влияют на экономику страны. Самые крупные компании в России ведут свою деятельность в сфере добычи полезных ископаемых. В связи с этим рассмотрение конфликтов ресурсодобывающих корпораций и органов власти имеют актуальность сегодня.
В выпускной квалификационной мне удалось провести анализ конфликта между ПАО «Газпром» и Федеральной Антимонопольной Службой. Удалось установить, что конфликты между субъектами разрешаются с помощью арбитража. Диалога между структурами, как такового нет. Это усложняет их конструктивное взаимодействие и оставляет «шлейф» после конфликта. Также с помощью анализа кейса удалось установить пробелы в законодательстве страны, которые приводят к недопониманию во взаимоотношениях власти и крупных корпораций.
Подобные работы
- Коммуникации ресурсодобывающих предприятий с локальной общественностью
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2018



