Введение
1.1 Понятие правовой культуры общества, соотношение правовой культуры и правосознания 6
1.2 Структура и виды правовой культуры 21
1.3 Функции правовой культуры и факторы, определяющие высокий уровень
правовой культуры 26
Глава 2. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры граждан 31
2.1 Правовое воспитание в системе общего воспитания, цель и содержание
правового воспитания 31
2.2 Методы и принципы правового воспитания, направленные на формирование и повышение уровня правовой культуры 35
Глава 3. Проблемы формирования и повышения уровня правовой культуры граждан в современной России 46
3.1 Правовые проблемы формирования и повышения уровня правовой
культуры граждан в современной России 46
3.2 Современная российская правовая политика в сфере формирования и
повышения уровня правовой культуры граждан 55
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 61
Правовая культура является частью общей культуры, важнейшим элементом гражданского общества и правового государства. Она включает в себя правовую культуру отдельной личности, социальных групп и общества в целом. Правовая культура составляет внутреннюю, морально-духовную сторону правовой системы общества и тесно взаимосвязана с такими категориями как правосознание, право, правовые отношения, законность, правопорядок, правотворческая деятельность, правовая политика.
Правовая культура является индикатором правомерности поведения людей, взаимодействуя с социальными, культурными, историческими особенностями различных этнических групп, а также выступает механизмом достижения социальной стабильности. Состояние правовой культуры любого государства является важнейшим показателем эффективности правовой политики государства. Правовая культура и правовое сознание пронизывают все основные сферы общественной жизни: правотворчество и правореализацию, правовое воспитание, права, свободы и обязанности граждан.
Осуществление эффективной правовой политики, становление правового государства и гражданского общества, процесс правового воспитания невозможны без высокого уровня правовой культуры.
В Российской Федерации существует ряд факторов препятствующих становлению высокого уровня правовой культуры общества, которые необходимо преодолеть для того, чтобы поддерживать высокий уровень законности и правопорядка в обществе.
Объектом исследования является правовая культура как сложное, динамично развивающееся общественное явление
Цель исследования. Целью дипломной работы является всестороннее изучение сущности, структуры, видов и типов правовой культуры, анализ ее взаимодействия с другими правовыми явлениями общества, выявление роли и значения правовой культуры для гарантии прав и свобод человека и гражданина и правовой системы России, определение основных путей повышения ее уровня. В ходе исследование необходимо изучить роль правового воспитания в системе общего воспитания в Российской Федерации, его роль в становлении правовой культуры и правового сознания граждан.
Для достижения данных целей следует решить такие задачи, как:
-выделение теоретических основ понятия и основных элементов правовой культуры;
- рассмотрение ее сущности, содержания, структуры и функции;
-анализ правовой культуры общества и гражданина в современной России;
- рассмотрение сущности правового сознания, как определяющего элемента правовой культуры;
- изучение роли правового воспитания в системе общего воспитания население;
- слияние правового воспитания на формирование правовой культуры и правового сознания:
-разработка рекомендаций по усовершенствованию правовой культуры.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В дипломной работе затрагивается широкая проблема, служащая основой для научно-теоретических исследований правовой культуры в будущем. Результаты работы помогут определить тенденции развития правовой культуры на современном
этапе, выявить ее особенности; проследить взаимодействие правовой культуры с иными правовыми категориями.
Практическое значение исследования состоит в том, что сформулированные в работе выводы и предложения могут быть использованы в процессе повышения уровня и качества правового воспитания и как следствие достижения более высокого уровня правовой культуры населения, конкретизации ее отдельных структурных элементов.
Кроме того, данные выводы помогут при разработке и совершенствовании текущего законодательства в сфере правового образования, а также государственно-правовых форм и методов обеспечения и защиты прав и свобод граждан, в подготовке профессиональных специалистов в учебных заведениях.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания объективной действительности. Применялись также основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы, прежде всего, системный, статистический, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, структурно-функциональный, основные общелогические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Применение различных методов исследования и научных достижений в их сочетании позволило проанализировать и раскрыть предмет исследования в обобщающих закономерностях, а, в конечном счете, способствовать решению обозначенной цели и поставленных задач.
Структура и содержание работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка литературы.
В заключении, хотелось бы сказать, что формирование правовой культуры - это сложный и долгий процесс, который затрагивает все стороны общественной жизни. Правовую культуру формируют пропаганда права, появление у граждан знаний в области права, практическое укрепление закона, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, достигающееся благодаря имеющейся в государстве демократичной конституции и высокому качеству нормативно-правовых актов. Если у руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности будет пример, то это будет оказывать существенное влияние в процессе формирования правовой культуры общества.
Правовая культура является необходимым условием сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению устаревших взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан зарождают укрепление законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.
В настоящее время существует ряд факторов, препятствующих становлению высокого уровня правовой культуры граждан. В первую очередь проблемой является отсутствие качественного правового воспитания, бюрократизированность правоприменительной деятельности, недостаточно эффективный правотворческий процесс, частное противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также ряд проблем, связанных с
деформацией правового сознания личности. В первую очередь-правовой нигилизм, отрицание нравственных и юридических принципов.
Для разрешения указанных проблем необходима четкая и структурированная государственная политика, основной целью которой будет являтся повышения качества правового образования, формирование позитивного отношения к праву и правовой культуры общества через правотворческий процесс, средств массовой информации, органы государственной власти, образовательные учреждения.
Формирование позитивного отношения к закону, праву, государству, понимание и использование гражданами своих прав и обязанностей, взаимная ответственность между государством и личностью является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.
Ключевые выводы:
- Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры, а идеальные элементы правовой культуры являются сутью элементов культуры общества в целом;
- Важным методологическим аспектом изучения правовой культуры является выделение правовой культуры общества и правовой культуры личности;
- Учитывая множество трактовок понятия «правовая культура» в современной науке можно заметить то, что процесс формирования единообразного и общепризнанного значения понятия «правовая культура» завершится не скоро;
- Правовая культура должна рассматриваться не только как совокупность элементов, относящихся к сфере права, но и как важный регулятор социальных отношений;
- Повышение качества правового образования и правового воспитания является первоочередной задачей правовой политики Российской Федерации;
- Особенности отечественной правовой культуры не только не умаляют её значение в жизни общества, но, напротив, актуализируют необходимость изучения правовой культуры, необходимость разработки методов её повышения, в частности прививания осознания права как важнейшей социальной ценности.
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета - 2009. - №7. - 21 января.
2. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» // Российская газета. - 1992. - 7 апреля.
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Российская газета. №66 (122). - 8 июня 2015.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки РФ. -URL:минобрнауки.рф/документы/938(дата обращения 15.02.2016).
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 // Российская газета. - 2012. - №303. - 31 декабря.
2. Монографии, учебная и учебно-методическая литература
1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. - М.: Наука, 1988. - 144 с.
2. Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания // Современные актуальные вопросы государства, права и юридического образования. Материалы Всероссийской научно-практической Интернет-конференции, 1 ноября 2004 г.. - Тамбов: Першина, 2004.
3. Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник .Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2003. - 592 с.
4. Бочкарева Светлана Владимировна. Правовая культура и правовая политика (На примере законодательства Республики Мордовия): Дис. ... канд. юрид. наук. -Саранск, 2004. - 194 с.
5. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник для вузов. - М. : ОМЕГА -Л, 2009. - 607 с.
6. Дуглас Н. О. Профессиональная правовая культура - состояние правовой жизни общества // Молодой ученый. - 2012. - №7. - 202 с.
7. Егоров С.Н. Аксиоматические основы теории права. - СПб.: Лексикон, 2001. - 272 с.
8. Кваша А. А. Правовые установки граждан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук - Волгоград, 2002. - 191с.
9. Королев А.И. Теория государства и права. - СПб.: Юрист, 2007. - 657с.
10. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2010. - 166 с.
11. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. - М., 2012. - 198 с.
12. Любашиц В.Я. Теория государства и права (учебный курс). - М.: Март, 2012. - 435 с.
13. Марченко М. Н.. Теория государства и права . - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 648 с.
14. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. - М.:Юрид. Лит. 2006. - 432 с.
15. Морозова Л.А., Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2002. - 384 с.
16. Муслумов Р.Р. Правовое сознание личности. - Екатиринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013 - 84 с.
17. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. М.: Норма - Инфра - М, 2007. - 832 с.
18. Общая теория права/ Под общ. ред. А.С. Пиголкина. -М: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. - 384 с.
19. Парций Я.Е. Комментарий к Закону РФ “О защите прав потребителей”: Постатейный. М.: Юрист, 2001. - 206 с.
20. Певцова Е.А. Современные подходы юристов к вопросу соотношения дефиниций «правовая культура», «правовое воспитание», «правовое образование» // Основы государства и права. 2002. №6. - С. 67 -75.
21. Правовое пространство и человек: монография / Власова Н.В. [и др.]; отв. ред. Ю. А. Тихомиров .[и др.] - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ИД «Юриспруденция», 2012. - 456 с.
22. Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства // Демократия и законность: проблемы развития и соотношения. Самара, 1991. - 218 с.
23. Семитко А.П. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права / отв. ред. В.Д. Перевалов. - М., 2007. - 311 с.
24. Сырых В.М. Материалистическая теория права: Избранное. - М.: РАП, 2014. - 298 с.
25. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов./ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М: Изд. группа ИФРА-М - НОРМА, 2011.- 516с.
26. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе// Гос-во. и право. 1993.№8. С. 52
27. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. /Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова - М.: ИКФ Омега-Л: Интерстиль, 2004. - 336 с.
28. Чечина Н. А. Воспитательная функция советского гражданского процессуального права. - Л., 1972. - 112 с.
29. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. - 120 с.
30. Юридическая педагогика / под. ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004 - 512 с.
32. Якушев А.В. Теория государства и права. - М.: «Издательство ПРИОР», 2012. - 256 с.
3. Информационные ресурсы
1. Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс] //URL:http://crimestat.ru(дата обращения 15.02.2016).