Введение 3
1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью организации ... 6
1.1 Сущность и содержание конкурентоспособности организации 6
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность организации 12
1.3 Методы оценки и система управления конкурентоспособностью организации 18
2. Комплексный анализ конкурентоспособности организации ООО «АмРест» (KFC) 29
2.1 Анализ положения на рынке и конкурентной среды организации 29
2.2 Организационно-экономическая характеристика организации и ее системы управления 39
2.3 Оценка и анализ конкурентоспособности исследуемой организации 52
3. Направления совершенствования управления конкурентоспособностью ООО «АмРест» (KFC) 59
3.1 Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности организации 59
3.2 Внедрение проекта корпоративного сервиса «Fusion», его социально¬
экономическая оценка и роль в совершенствовании управления конкурентоспособностью организации 64
3.3 Определение эффективности предлагаемых мероприятий 69
Заключение 79
Список использованных источников
В современных условиях развития экономики конкурентоспособность является важным элементом в экономике многих стран мира. В настоящее время в условиях рынка невозможно добиться стабильного успеха в предпринимательстве, если не рассчитать эффективность его развития, не накапливать постоянно сведения о собственных перспективах и способностях, о состоянии рынков, не оценивать место конкурентов на них и не проводить анализ конкурентоспособности своей фирмы.
Одной из особенностей российской экономики в свете общемировых тенденций является интенсивное развитие сферы услуг, которая определяется динамичностью конкурентной среды. В этих условиях предприятия сферы услуг вынуждены осуществлять постоянный мониторинг своей конкурентоспособности, отражающей эффективность их работы на рынке. Изучение потребительского рынка, конкурентов, условий конкуренции дает предприятию сферы услуг возможность определить свои преимущества и недостатки перед конкурентами, а также способствует принятию грамотных управленческих решений в части разработки и принятия конкурентных стратегий и поддержания конкурентных преимуществ. Менеджменту предприятия сферы услуг и, в частности, предприятия ресторанного бизнеса, необходима осведомленность об уровне своей конкурентоспособности в сравнении с другими участниками рынка и стремление к достижению такого уровня конкурентоспособности, при котором предприятие имеет успешное развитие.
Вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы работы.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности организации.
В соответствии с данной целью в работе сформулированы и обоснованы следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание конкурентоспособности организации;
- изучить методы оценки и систему управления конкурентоспособностью организации;
- предоставить организационно-экономическую характеристику организации и ее систему управления;
- провести комплексный анализ конкурентоспособности организации ООО «АмРест» (KFC) и дать оценку конкурентоспособности;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности организации;
- предложить параметры внедрения проекта корпоративного сервиса «Fusion»;
- определить эффективности предлагаемых мероприятий.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе управления конкурентоспособностью организаций.
Объект исследования в выпускной квалификационной работе - ООО «АмРест» (KFC) - крупная ресторанная компания, под управлением которой находятся более 60-ти ресторанов KFC в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде.
В соответствии с целью н задачами исследования были использованы следующие методы:
- общенаучные - анализ и синтез, сравнение. генезис, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, классификация, обобщение;
- специальные - анализ документации ООО «АмРест» (KFC), интервьюирование.
Информационной основой данного исследования выступают учебная литература и монографии различных зарубежных и российских исследователей различных сторон и проблем конкурентоспособности предприятий, данные ООО «АмРест» (KFC), а также публикации СМИ по теме исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, в котором обозначаются актуальность, цели и задачи исследования; первой главы, в которой рассматриваются теоретико-методологические аспекты управления конкурентоспособностью; второй главы, в которой рассматривается организационно-экономическая характеристика ООО «АмРест» (KFC) и среды ее функционирования, а также проводится комплексный анализ конкурентоспособности организации; третьей главы, в которой приводятся предложения по внедрению программы «Fusion», дается их социально-экономическое обоснование; заключения, в котором подведены итоги; списка использованной литературы, состоящего из 52 источников; приложения на 10 листах.
В современных экономических условиях конкурентоспособность выступает для предприятия ресторанного бизнеса основной характеристикой эффективности системы управления. Конкурентоспособность предприятия ресторанного бизнеса характеризуется признаками возможности использования и практического применения инноваций, важнейшими направлениями которых применительно к ресторанному бизнесу являются уровень организации деятельности управления, уровень используемой технологии и производительность всей совокупности факторов производства.
Факторами, определяющими конкурентоспособность предприятия ресторанного бизнеса, являются: потенциальные возможности предприятия, определяемые его стратегическим потенциалом; степенью удовлетворения требований рынка конкурентоспособными услугами, которая с методической точки зрения может быть оценена через индекс удовлетворенности потребителя (CSI) либо через темпы роста объемов реализуемых услуг; результатами хозяйственной деятельности предприятия, которые оцениваются преимущественно показателями эффективности использования совокупности ресурсов и финансовыми показателями.
Оптимальными для применения для предприятия ресторанного бизнеса являются параметрические методы оценки конкурентоспособности, где в качестве параметров конкурентоспособности могут быть выбраны: цена услуги, издержки на ее оказание; совокупность характеристик технологических систем оказания услуг, эффективность подбора и расстановки кадров, система скидок постоянным клиентам, условия оплаты, эффективность организации закупочной деятельности, процессов разработки и реализации сервисных продуктов, мастерство исполнителя услуги, соотношение ее себестоимости и конечной цены, соответствие международным, государственным и региональным требованиям и стандартам.
В процессе работы проведено исследование конкурентоспособности ООО «АмРест» (KFC) в г. Казани.
АмРест - это крупная ресторанная компания, работающая на рынке Центральной и Восточной Европы, а также Индии и Китая. Развивая систему франчайзинговых отношений, начиная с 1993 года компания собрала портфолио хорошо известных всему миру американских брендов, таких как KFC, Pizza Hut, Burger King, Starbucks и La Tagliatella.
Точки глобальных сетей занимают львиную долю в структуре российского рынка общепита по количеству заведений. На международных операторов приходится 41,7% всех ресторанов в стране. При этом их доля продолжила расти и в 2016 году.
Сегмент фаст-фуд ресторанов оказался наиболее устойчивым к кризису, что не удивительно в условиях снижения доходов населения и ориентации на демократичные форматы общепита.
По оценке The NPD Group, бренд KFC занимает 17,4% сегмента ресторанов российского рынка быстрого питания по выручке по итогам 2016 г. В 2015 г. доля сети оценивалась аналитиками в 15,4%. Рост доли рынка KFC обусловлен как плановыми мероприятиями по увеличению количества гостей и повышению эффективности производства.
Таким образом, в России бренд KFC довольно популярен, что облегчает развитие сети в г.Казани. В Казани - месте присутствия ООО «АмРест» (KFC), сосредоточено около 260 ресторанов. Самый растущий сегмент - демократичные рестораны (средний чек - до 500 руб.).
Рост ресторанного рынка в Казани выше среднероссийского обусловлен ростом инвестиционной привлекательности региона, обилием международных проектов мирового масштаба («Универсиада-2013», Чемпионат по водным видам спорта, ожидаемый Чемпионат по футболу и др).
Проведенное исследование рынка и конкурентной среды показало высокие позиции формата демократичных ресторанов фаст-фуд, высокую 80
представленность в г.Казань точек ООО «АмРест» (KFC), а также высокий отрицательный уровень оценки факторов внешней среды.
Исследование финансового состояния показало, что авансированный капитал используется недостаточно эффективно, растет финансовая зависимость от заемных источников.
Исследование конкурентоспособности показало, что в организации работы исследуемого ресторана существует три приоритетных направления роста конкурентоспособности ООО «АмРест» (KFC): операции, то есть набор определённых действий, направленных на отработанность схемы обслуживания клиента. Во-вторых, финансовый менеджмент: бухгалтерский учёт, контроль над ценообразованием, планирование и учёт издержек, управление наличными деньгами. В-третьих, направление маркетинга: реклама, маркетинговые акции, проект положительного образа ресторанов.
Исходя из проведенного SWOT-анализа сформулируем направления роста конкурентоспособности ООО «АмРест» (KFC).
1) проведение обучения персонала контактной зоны навыкам продаж приведет к увеличению объему продаж на 1% и получению прибыли на каждый рубль вложенных затрат в размере 101 руб.
2) внедрение инновационного электронного меню, за счет чего выручка увеличится на 15%, прибыль на каждый рубль вложенных затрат составит 7,67 руб.
3) рост качества обслуживания путем разработки и введения Стандартов обслуживания, регулярного контроля их соблюдения, введения системы мотивации/депремирования по итогам мониторинга, за счет чего прибыль на каждый рубль вложенных затрат составит 7,67 руб.
4) проведение маркетинговых акций в стиле «fusion», программ лояльности для привлечения и удержания клиентов, за счет чего прогноз роста выручки составит 8,5 процентов, прибыль на каждый рубль вложенных затрат 101 руб.
5) введение «fusions-меню, что принесет дополнительную прибыль в размере 51 рубль на каждый вложенный 1 рубль затрат.
Приведенные расчеты наглядно подтверждают экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.
Кроме того, исследуемая компания сможет улучшить уровень конкурентоспособности по критерию «качество обслуживания», которое в настоящее время по результатам проведенного исследования уступает конкурентам Subway, McDonald's.
В результате реализации мероприятий ООО «АмРест» (KFC) достигнет следующих эффектов: роста качества обслуживания, доверия посетителей и репутации ресторана, что приведет к росту конкурентоспособности, а, соответственно, и к росту доли рынка и экономической эффективности компании.
1. О защите прав потребителей: федеральный закон от 07.02.1992г.№2300-1 (ред. от 13.07.2015г.)// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Арманская О.В. Развитие ключевых компетенций как основа современного подхода к обеспечению конкурентоспособности предприятий в инновационной экономике / О.В. Арманская // Вестник АГТУ. 2012. №1. С. 39-41.
3. Березин И.С. Маркетинговые исследования рынков. М.: РДЛ, 2013. - 416 с.
4. Волкова И.В., Миропольский Я.И., Мумрикова Г.М. Ресторанный бизнес
в России: с чего начать и как преуспеть / И.В.Волкова,
Я.И.Миропольский, Г.М.Мумрикова. - М: Флинта, 2013. - 184 с.
5. Ворожбит О.Ю., Зубова Н.В. Структура предпринимательской среды / О.Ю.Ворожбит, Н.В.Зубова // Вестник ТОГУ. - 2015. - №4. - С.22-29.
6. Воронов Д.С. Соотношение конкурентоспособности предприятия и
конкурентоспособности его продукции / Д.С.Воронов // [Электронный ресурс]. // Деловой мир. - Режим доступа:
http://delovoymir.biz/2013/06/20/sootnoshenie-
7. Гельвановский М.И. Конкурентоспособность: макро-, мезо- и
микроуровни. Вопросы методологии // Высшее образование в России.
2014. №10. С. 32-40
8. Гурков И.Е.Стратегический менеджмент организации / И.Е.Гурков. - М.:ТЕИС, 2015.- 126с.
9. Даль В.И. Толковый словарь русского языка/В.И. Даль. М.: ЭКСМО, 2013. - 896 с.
10. Друкер П. Бизнес и инновации: пер с англ. М.: Вильямс, 2013. - 432 с.
11. Дьяков С.А., Шаталова Е.Н. Маркетинг в ресторанном бизнесе // Символ науки. 2016. №6-1.
12. Жигарев В.А. Пути повышения конкурентоспособности промышленных мебельных предприятий России. М., 2016. - 193 с.
13. Ибрагимова М.Х. Анализ внешней среды компании для принятия стратегических решений / М.Х.Ибрагимова // Проблемы современной экономики. - 2012. - №2. - С.12-16.
14. Казань лидирует среди городов РФ по приросту баров и ресторанов // БИЗНЕС Online [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/news/129815
15. Ковалева В.Д. Управление инновациями как фактор повышения эффективности предпринимательской деятельности / В.Д.Ковалева // Креативная экономика. - 2014. - № 9. - С. 9-15.
16. Конкурентоспособность: теория, методология, практика. Экономические исследования / под ред. Л.С. Бляхмана, А.А.Абишева. Алматы: Экономика, 2014. - 640 с.
17. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. М.: Альпина Паблишер, 2014. - 221 с.
18. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2012. - 944 с.
19. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь
современной экономической науки. - 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2013. - 520 с.
20. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. М.: Эксмо, 2015. 256 с.
21. Мазилкина Е.А. Управление конкурентоспособностью. М.: Омега-Л,
2015. - 514 с.
22. Маркетинг ресторана [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://restoranbiznes.blogspot.ru/2012/08/blog-post.html
23. Маркетинговые исследования как основа обеспечения
конкурентоспособности предприятий ресторанного бизнеса. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6395
24. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ / М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хелдоури. - М: Дело, 2012. - 704 с.
25. Минцберг Г., Альстренд Б., Лемпел Дж. Школы стратегий/Г.Минцберг, Б.Альстренд, Дж.Лемпел. - СПб.:Питер, 2012.
26. Михайлов К.Л. Концептуальные аспекты конкурентоспособности и ее оценки // Вестник Чувашского университета. 2014. №2. С.19-25.
27. Назарова А.П. Свойства и характеристики услуги / А.П.Назарова // [Электронный ресурс] Экономический интернет-журнал Nota Bene Режим доступа: http: //www.nbene. narod.ru/market/fmarket10 .htm
28. Нурова А.Р. Конкурентоспособность предприятий общественного
питания / А.Р.Нурова [Электронный ресурс] // Экономика и социум. -
2016. - №6(25). Режим доступа: www.iupr.ru
29. Обзор рынка ресторанного бизнеса:http://www.reste.ru/
30.Официальный сайт компании Kafe-soft [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://kafe-soft.ru
31. Панов О.И., Коробейников, А.И. Стратегический менеджмент. Учебное пособие / О.И.Панов, А.И.Коробейников. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2014. - 384 с.
32. Поляничкин Ю.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий // Бизнес в законе. 2012. № 3. С. 191-194.
33. Портер М. Конкурентное преимущество или Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М. : Альпина Бизнес Букс, 2012. - 715 с.
34. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2012. - 608 с
35. Прохоров А.П. Русская модель управления. М.: Эксперт, 2012. - 376 с
36. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ ВШЭ, 2013. - 127 с.
37. Райзберг А.Б., Лозовский, Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М., 2012. - 512 с.
38. Родионова В.Е., Федоркова, Н.В., Чекменев, А.Н. Стратегический менеджмент. М: РИОР, 2015. - 384с.
39. Рождественская Л.Н., Чередниченко Л.Е. Креатив в системах общественного питания: границы допустимого / Л.Н.Рождественская, Л.Е.Чередниченко // Креативная экономика. - 2011. - № 7 (55). - С. 136-144.
40. Рябинина Е.П. Стратегический менеджмент / Е.П.Рябинина. - СПб.:Питер, 2014. - 204с.
41. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2010. - 960 с.
42. Сханова С.Э. Пути повышения конкурентоспособности в рыночных условиях//Российское предпринимательство. - 2012. - №10. - С.12-14.
43. Таджимова З.К. Конкуренция [Электронный ресурс]//Программа «Энциклопедический фонд России» [Офиц. сайт]. Ррежим доступа: http://www.russika.ru/ef.php?s=4854
44. Туватова В.Е. Повышение конкурентоспособности предприятий ресторанного бизнеса, за счет внедрения инноваций // Инновационная наука. 2016. №4-2 (16).
45. Услуги - понятие, свойства, классификация // Вопросы маркетинга [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dl5.ru/41-uslugiponyatie- svoj stvaklassifikaciya.html
46. Фасхиев Х.А. Определение конкурентоспособности предприятия. М., 2012. - 265 с.
47. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность. М.: Экономика, 2015. - 504 с.
48. Флит А.Л. Особенности оценки конкурентоспособности предприятия в сфере услуг // Проблемы современной экономики. 2014. № 2 (50). С.98-105.
49. Шигапова З.Ф. Методы оценки конкурентоспособности предприятий //
Социально-экономические и технические системы: исследование,
проектирование, оптимизация. 2013. № 2. С. 3.
50. Яроменко Н.Н. Экономико-статистический анализ эффективности использования основных средств предприятия / Н.Н. Яроменко, М.Ю. Власова. В сборнике: Исследование различных направлений современной науки VIII Международная научно-практическая конференция. - 2016. - С. 1403-1410.
51. The World Competitiveness Yearbook 2011. - IMD, 2013.
52. KFC выходит на рынок мобильного общепита [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://restoranoff.ru/news/newsfeed/kfc-vykhodit-na-rynok- mobilnogo-obshchepita/