Экономический анализ способов транспортировки нефтегазовых ресурсов при освоении Арктического шельфа
|
Введение 11
1 Сложность изучения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа с учетом
способов их транспортировки 14
1.1 Основные характеристики континентального шельфа России 14
1.2 Современные подходы к экономической оценке освоения и транспортировки
углеводородов 20
1.3 Классификация участков российского шельфа по сложности освоения с
учетом схем транспортировки углеводородов 26
2 Технико-экономическая модель оценки экономической эффективности
транспортировки шельфовых углеводородов 33
2.1 Алгоритм выбора схемы транспортировки при освоении ресуров
углеводородов континентального шельфа 33
2.2 Определение доступных режимов налогообложения при освоении ресурсов
углеводородов континентального шельфа 43
2.3 Обоснование выбора параметров технико-экономической модели 53
3 Экономическая оценка транспортировки углеводородов при освоении участка на
арктическом шельфе 61
3.1 Общая характеристика выбранного участка шельфа 61
3.2 Оценка затрат на транспортировку углеводородов в структуре капитальных
и эксплуатационных затрат освоения участков 64
3.3 Результаты экономической оценки и рекомендации по выбору схемы
транспортировки углеводородов 71
Заключение 82
Список использованных источников 85
Приложение А Qassification of plots according to the complexity of the Russian shelf,
taking into account the development of schemes transportation of hydrocarbons 95
1 Сложность изучения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа с учетом
способов их транспортировки 14
1.1 Основные характеристики континентального шельфа России 14
1.2 Современные подходы к экономической оценке освоения и транспортировки
углеводородов 20
1.3 Классификация участков российского шельфа по сложности освоения с
учетом схем транспортировки углеводородов 26
2 Технико-экономическая модель оценки экономической эффективности
транспортировки шельфовых углеводородов 33
2.1 Алгоритм выбора схемы транспортировки при освоении ресуров
углеводородов континентального шельфа 33
2.2 Определение доступных режимов налогообложения при освоении ресурсов
углеводородов континентального шельфа 43
2.3 Обоснование выбора параметров технико-экономической модели 53
3 Экономическая оценка транспортировки углеводородов при освоении участка на
арктическом шельфе 61
3.1 Общая характеристика выбранного участка шельфа 61
3.2 Оценка затрат на транспортировку углеводородов в структуре капитальных
и эксплуатационных затрат освоения участков 64
3.3 Результаты экономической оценки и рекомендации по выбору схемы
транспортировки углеводородов 71
Заключение 82
Список использованных источников 85
Приложение А Qassification of plots according to the complexity of the Russian shelf,
taking into account the development of schemes transportation of hydrocarbons 95
Выпускная квалификационная работа содержит 114 с., 9 рис., 19 табл., 85 источников, 1 прил.
Ключевые слова: арктический шельф, углеводородные ресурсы, способы транспортировки.
Объектом исследования является транспортная составляющая в проектах освоения углеводородных ресурсов арктического шельфа.
Цель работы - разработка методического инструментария для экономической оценки и выбора способа транспортировки углеводородов при освоении нефтегазовых ресурсов арктического шельфа России.
В процессе исследования проведен анализ научной литературы по соответствующей тематике. Основой для анализа послужили публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам транспортировки углеводородов с арктического шельфа России, в том числе выбору экономически целесообразных способов транспортировки добытых углеводородов на мировые рынки сбыта.
В результате исследования была выбрана и обоснована наилучшая организационная схема транспортировки углеводородов с участков российского арктического шельфа.
Область применения: информационно-аналитическое руководство при подготовке рекомендаций по выбору схемы транспортировки углеводородов с арктического шельфа; справочный материал по вопросам освоения углеводородных ресурсов российского шельфа и способах их транспортировки на мировые энергетические рынки.
Экономическая эффективность/значимость работы заключается в разработке предложений и материалов по формированию научно-методического аппарата выбора экономически целесообразных способов транспортировки углеводородных ресурсов с арктического шельфа.
Одним из наиболее перспективных по объему ресурсов углеводородов и наименее исследованных нефтегазоносных районов является российский континентальный шельф, большая часть которого располагается вдоль северной и восточной границ нашей страны. Российский континентальный шельф общей площадью более 6,2 млн кв. км (20% от мирового шельфа) содержит свыше 11 млрд т (14% от общероссийского показателя) начальных суммарных ресурсов нефти и более 74 трлн куб. м (29% от общероссийского показателя) природного газа. Вовлечение этих ресурсов в хозяйственное освоение позволит в долгосрочной перспективе обеспечить устойчивое развитие для всего нефтегазового комплекса страны.
Большая удаленность дальневосточного и арктического шельфа от добывающих регионов, от перспективных мировых рынков сбыта углеводородов и от территорий с высокой численностью населения и развитой инфраструктурой определяет существенную роль транспортного фактора в реализации проектов освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа.
Для континентальных месторождений углеводородов наиболее эффективной схемой транспортировки является трубопроводная схема, с помощью которой транспортируется 98% российской нефти, однако в силу различных особенностей шельфа данный способ транспортировки не всегда экономически целесообразен и возможен. Отсутствие развитой береговой инфраструктуры, специфические природно-климатические условия, большая удаленность от рынков сбыта обуславливает потребность поиска пренципиально новых подходов к организации транспортировки углеводородов с российского арктического шельфа.
Необходимость разработки методического инструментария выбора экономически целесообразных способов транспортировки углеводородов при реализации проектов освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа определяет высокую актуальность темы данного исследования.
Данное исследование посвящено решению задач в рамках проблемы
экономической оценки транспортировки углеводородов при реализации проектов на континентальном шельфе, в том числе выбору экономически целесообразных способов организации транспортировочного процесса добытых углеводородов на традиционные рынки сбыта.
Цель исследования - разработка методического инструментария для экономической оценки и выбора схемы транспортировки углеводородов при реализации проектов освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа.
В связи с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть основные характеристики российского континентального шельфа;
- выявить современные подходы к экономической оценке освоения и транспортировки углеводородного сырья;
- провести классификацию участков российского шельфа на группы по сложности освоения на основе расчета интегрального показателя сложности освоения участка шельфа с учетом способов транспортировки углеводородов;
- систематизировать возможные варианты транспортировки углеводородных ресурсов с континентального шельфа и на их основе в зависимости от ключевых факторов разработать алгоритм выбора экономически целесообразных способов транспортировки;
- определить доступные режимы налогооблажения при освоении углеводородных ресурсов континентального шельфа;
- произвести оценку экономической эффективности транспортировки углеводородов с различных участков российского континентального шельфа на основе разработанной технико-экономической модели;
- детально изучить характеристику выбранного участка арктического шельфа;
- с учетом различных способов провести экономическую оценку транспортировки углеводородов с шельфа Карского моря.
- выявить экономически целесообразную схему транспортировки углеводородного сырья на основе результатов экономической оценки транспортировки с шельфа Карского моря.
Объект исследования - транспортная составляющая в проектах освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа.
Предмет исследования - теоретические основы и методика оценки эффективности транспортировки углеводородов при освоении углеводородных ресурсов континентального шельфа.
Ключевые слова: арктический шельф, углеводородные ресурсы, способы транспортировки.
Объектом исследования является транспортная составляющая в проектах освоения углеводородных ресурсов арктического шельфа.
Цель работы - разработка методического инструментария для экономической оценки и выбора способа транспортировки углеводородов при освоении нефтегазовых ресурсов арктического шельфа России.
В процессе исследования проведен анализ научной литературы по соответствующей тематике. Основой для анализа послужили публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам транспортировки углеводородов с арктического шельфа России, в том числе выбору экономически целесообразных способов транспортировки добытых углеводородов на мировые рынки сбыта.
В результате исследования была выбрана и обоснована наилучшая организационная схема транспортировки углеводородов с участков российского арктического шельфа.
Область применения: информационно-аналитическое руководство при подготовке рекомендаций по выбору схемы транспортировки углеводородов с арктического шельфа; справочный материал по вопросам освоения углеводородных ресурсов российского шельфа и способах их транспортировки на мировые энергетические рынки.
Экономическая эффективность/значимость работы заключается в разработке предложений и материалов по формированию научно-методического аппарата выбора экономически целесообразных способов транспортировки углеводородных ресурсов с арктического шельфа.
Одним из наиболее перспективных по объему ресурсов углеводородов и наименее исследованных нефтегазоносных районов является российский континентальный шельф, большая часть которого располагается вдоль северной и восточной границ нашей страны. Российский континентальный шельф общей площадью более 6,2 млн кв. км (20% от мирового шельфа) содержит свыше 11 млрд т (14% от общероссийского показателя) начальных суммарных ресурсов нефти и более 74 трлн куб. м (29% от общероссийского показателя) природного газа. Вовлечение этих ресурсов в хозяйственное освоение позволит в долгосрочной перспективе обеспечить устойчивое развитие для всего нефтегазового комплекса страны.
Большая удаленность дальневосточного и арктического шельфа от добывающих регионов, от перспективных мировых рынков сбыта углеводородов и от территорий с высокой численностью населения и развитой инфраструктурой определяет существенную роль транспортного фактора в реализации проектов освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа.
Для континентальных месторождений углеводородов наиболее эффективной схемой транспортировки является трубопроводная схема, с помощью которой транспортируется 98% российской нефти, однако в силу различных особенностей шельфа данный способ транспортировки не всегда экономически целесообразен и возможен. Отсутствие развитой береговой инфраструктуры, специфические природно-климатические условия, большая удаленность от рынков сбыта обуславливает потребность поиска пренципиально новых подходов к организации транспортировки углеводородов с российского арктического шельфа.
Необходимость разработки методического инструментария выбора экономически целесообразных способов транспортировки углеводородов при реализации проектов освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа определяет высокую актуальность темы данного исследования.
Данное исследование посвящено решению задач в рамках проблемы
экономической оценки транспортировки углеводородов при реализации проектов на континентальном шельфе, в том числе выбору экономически целесообразных способов организации транспортировочного процесса добытых углеводородов на традиционные рынки сбыта.
Цель исследования - разработка методического инструментария для экономической оценки и выбора схемы транспортировки углеводородов при реализации проектов освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа.
В связи с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть основные характеристики российского континентального шельфа;
- выявить современные подходы к экономической оценке освоения и транспортировки углеводородного сырья;
- провести классификацию участков российского шельфа на группы по сложности освоения на основе расчета интегрального показателя сложности освоения участка шельфа с учетом способов транспортировки углеводородов;
- систематизировать возможные варианты транспортировки углеводородных ресурсов с континентального шельфа и на их основе в зависимости от ключевых факторов разработать алгоритм выбора экономически целесообразных способов транспортировки;
- определить доступные режимы налогооблажения при освоении углеводородных ресурсов континентального шельфа;
- произвести оценку экономической эффективности транспортировки углеводородов с различных участков российского континентального шельфа на основе разработанной технико-экономической модели;
- детально изучить характеристику выбранного участка арктического шельфа;
- с учетом различных способов провести экономическую оценку транспортировки углеводородов с шельфа Карского моря.
- выявить экономически целесообразную схему транспортировки углеводородного сырья на основе результатов экономической оценки транспортировки с шельфа Карского моря.
Объект исследования - транспортная составляющая в проектах освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа.
Предмет исследования - теоретические основы и методика оценки эффективности транспортировки углеводородов при освоении углеводородных ресурсов континентального шельфа.
В результате проведенного исследования магистерской диссертации:
1. Рассмотрены основные характеристики российского континентального шельфа;
2. Выявлены современные подходы к экономической оценке освоения и транспортировки углеводородного сырья;
3. Проведена классификация участков российского шельфа на группы по сложности освоения, основанная на учете ресурсных, климатических, геологических, инфраструктурных, экологических и технологических факторов;
Данная классификация может быть использована при определении размера налоговых льгот при разработке различных участков шельфа, а также может быть использована специалистами нефтегазовых компаний при планировании транспортных направлений для экспорта углеводородов с российских шельфовых месторождений.
4. Систематизированы возможные варианты транспортировки углеводородных ресурсов с континентального шельфа и на их основе в зависимости от ключевых факторов разработан алгоритм выбора экономически целесообразных способов транспортировки;
Разработанный алгоритм позволяет рассчитать диапазон удельных затрат на транспортировку углеводородов с различных участков российского шельфа в зависимости от ключевых параметров (глубина моря, удаленность от берега и природно-климатические условия). Результаты расчета удельных затрат на транспортировку шельфовых углеводородов на европейский и азиатский рынки сбыта позволяют выявить наиболее перспективные транспортные направления для транспортировки углеводородов с каждого участка российского континентального шельфа.
5. Определены доступные режимы налогооблажения при освоении
углеводородных ресурсов континентального шельфа;
6. Произведена оценка экономической эффективности транспортировки углеводородов с различных участков российского континентального шельфа на основе разработанной технико-экономической модели;
7. Детально изучены характеристики выбранного участка арктического шельфа;
8. Проведена экономическая оценка доступных способов транспортировки углеводородов с шельфа Карского моря;
9. На основе результатов экономической оценки транспортировки с шельфа
Карского моря выбрана и обоснована рекомендуемая организационная схема транспортировки углеводородов с шельфа Карского моря.
Реализация проекта добычи углеводородов на шельфе Карского моря является наиболее эффективной при выборе схемы транспортировки углеводородов «танкеры-танкеры» в режиме действующей налоговой системы. Данная схема транспортировки углеводородов с шельфа предполагает использование танкеров-челноков для доставки добытых углеводородов на береговой комплекс, где происходит их хранение, подготовка к транспортировке и перегрузка в линейные танкеры большой вместимости для последующей транспортировки на рынки сбыта. Основные показатели эффективности проекта следующие: чистый дисконтированный доход 3 130 млрд руб., внутренняя норма доходности 17%.
На российском континентальном шельфе успешно реализуются четыре проекта добычи углеводородов «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Сахалин-3», «Приразломное месторождение», в которых применяются самые современные подходы к организации транспортировки углеводородов с шельфовых месторождений. Кроме того, российские нефтегазодобывающие компании ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром» и ОАО «НОВАТЭК» в настоящее время совместно с иностранными нефтегазодобывающими компаниями ExxonMobil, Statoil, Eni, Total, China National Petroleum Corporation разрабатывают технологическое и экономическое обоснование реализации проектов освоения различных участков российского континентального шельфа в Баренцевом,
Карском и Охотском морях. Одним из наиболее сложных аспектов освоения шельфовых ресурсов углеводородов в этих морях является выбор схемы транспортировки углеводородов в связи со сложными природно-климатическими условиями, сложной ледовой обстановкой, большой удаленностью от прибрежных регионов и предполагаемых рынков сбыта. В этих условиях особую значимость приобретает предварительный анализ доступных и выбор экономически целесообразных схем транспортировки добытых на шельфе углеводородов.
Результаты настоящего исследования могут быть использованы при экономической оценке и выборе схем транспортировки углеводородов с месторождений российского континентального шельфа для новых российских шельфовых проектов добычи углеводородов.
1. Рассмотрены основные характеристики российского континентального шельфа;
2. Выявлены современные подходы к экономической оценке освоения и транспортировки углеводородного сырья;
3. Проведена классификация участков российского шельфа на группы по сложности освоения, основанная на учете ресурсных, климатических, геологических, инфраструктурных, экологических и технологических факторов;
Данная классификация может быть использована при определении размера налоговых льгот при разработке различных участков шельфа, а также может быть использована специалистами нефтегазовых компаний при планировании транспортных направлений для экспорта углеводородов с российских шельфовых месторождений.
4. Систематизированы возможные варианты транспортировки углеводородных ресурсов с континентального шельфа и на их основе в зависимости от ключевых факторов разработан алгоритм выбора экономически целесообразных способов транспортировки;
Разработанный алгоритм позволяет рассчитать диапазон удельных затрат на транспортировку углеводородов с различных участков российского шельфа в зависимости от ключевых параметров (глубина моря, удаленность от берега и природно-климатические условия). Результаты расчета удельных затрат на транспортировку шельфовых углеводородов на европейский и азиатский рынки сбыта позволяют выявить наиболее перспективные транспортные направления для транспортировки углеводородов с каждого участка российского континентального шельфа.
5. Определены доступные режимы налогооблажения при освоении
углеводородных ресурсов континентального шельфа;
6. Произведена оценка экономической эффективности транспортировки углеводородов с различных участков российского континентального шельфа на основе разработанной технико-экономической модели;
7. Детально изучены характеристики выбранного участка арктического шельфа;
8. Проведена экономическая оценка доступных способов транспортировки углеводородов с шельфа Карского моря;
9. На основе результатов экономической оценки транспортировки с шельфа
Карского моря выбрана и обоснована рекомендуемая организационная схема транспортировки углеводородов с шельфа Карского моря.
Реализация проекта добычи углеводородов на шельфе Карского моря является наиболее эффективной при выборе схемы транспортировки углеводородов «танкеры-танкеры» в режиме действующей налоговой системы. Данная схема транспортировки углеводородов с шельфа предполагает использование танкеров-челноков для доставки добытых углеводородов на береговой комплекс, где происходит их хранение, подготовка к транспортировке и перегрузка в линейные танкеры большой вместимости для последующей транспортировки на рынки сбыта. Основные показатели эффективности проекта следующие: чистый дисконтированный доход 3 130 млрд руб., внутренняя норма доходности 17%.
На российском континентальном шельфе успешно реализуются четыре проекта добычи углеводородов «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Сахалин-3», «Приразломное месторождение», в которых применяются самые современные подходы к организации транспортировки углеводородов с шельфовых месторождений. Кроме того, российские нефтегазодобывающие компании ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром» и ОАО «НОВАТЭК» в настоящее время совместно с иностранными нефтегазодобывающими компаниями ExxonMobil, Statoil, Eni, Total, China National Petroleum Corporation разрабатывают технологическое и экономическое обоснование реализации проектов освоения различных участков российского континентального шельфа в Баренцевом,
Карском и Охотском морях. Одним из наиболее сложных аспектов освоения шельфовых ресурсов углеводородов в этих морях является выбор схемы транспортировки углеводородов в связи со сложными природно-климатическими условиями, сложной ледовой обстановкой, большой удаленностью от прибрежных регионов и предполагаемых рынков сбыта. В этих условиях особую значимость приобретает предварительный анализ доступных и выбор экономически целесообразных схем транспортировки добытых на шельфе углеводородов.
Результаты настоящего исследования могут быть использованы при экономической оценке и выборе схем транспортировки углеводородов с месторождений российского континентального шельфа для новых российских шельфовых проектов добычи углеводородов.
Подобные работы
- Арктика в системе международных отношений
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - Политика стран Восточной Азии в освоении Арктических территорий в
XXI веке
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4450 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ЛЕДОСТОЙКИХ АНОДОВ ДЛЯ
СИСТЕМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ СУДОВ ЛЕДОВОГО
ПЛАВАНИЯ, ЛЕДОКОЛОВ И МОРСКИХ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ НЕФТЕГАЗОДОБЫЧИ НА ШЕЛЬФЕ АРКТИЧЕСКИХ МОРЕЙ
Диссертация , машиностроение. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Перспективы газогидратоностности Западно-Арктического шельфа
Бакалаврская работа, газовые сети и установки. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Экологические проблемы при транспортировке углеводородного сырья в
районах Крайнего Севера
Бакалаврская работа, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
ПРИМЕНЯЕМОЙ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Оценка экологического риска добычи и транспортировки природного газа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (на примере Юрхаровского нефтегазоконденсатного месторождения)
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - ТЕНДЕНЦИИ И ФОРМЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА МИРОВОМ РЫНКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017



