Введение 11
1 Сложность изучения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа с учетом
способов их транспортировки 14
1.1 Основные характеристики континентального шельфа России 14
1.2 Современные подходы к экономической оценке освоения и транспортировки
углеводородов 20
1.3 Классификация участков российского шельфа по сложности освоения с
учетом схем транспортировки углеводородов 26
2 Технико-экономическая модель оценки экономической эффективности
транспортировки шельфовых углеводородов 33
2.1 Алгоритм выбора схемы транспортировки при освоении ресуров
углеводородов континентального шельфа 33
2.2 Определение доступных режимов налогообложения при освоении ресурсов
углеводородов континентального шельфа 43
2.3 Обоснование выбора параметров технико-экономической модели 53
3 Экономическая оценка транспортировки углеводородов при освоении участка на
арктическом шельфе 61
3.1 Общая характеристика выбранного участка шельфа 61
3.2 Оценка затрат на транспортировку углеводородов в структуре капитальных
и эксплуатационных затрат освоения участков 64
3.3 Результаты экономической оценки и рекомендации по выбору схемы
транспортировки углеводородов 71
Заключение 82
Список использованных источников 85
Приложение А Qassification of plots according to the complexity of the Russian shelf,
taking into account the development of schemes transportation of hydrocarbons 95
Выпускная квалификационная работа содержит 114 с., 9 рис., 19 табл., 85 источников, 1 прил.
Ключевые слова: арктический шельф, углеводородные ресурсы, способы транспортировки.
Объектом исследования является транспортная составляющая в проектах освоения углеводородных ресурсов арктического шельфа.
Цель работы - разработка методического инструментария для экономической оценки и выбора способа транспортировки углеводородов при освоении нефтегазовых ресурсов арктического шельфа России.
В процессе исследования проведен анализ научной литературы по соответствующей тематике. Основой для анализа послужили публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам транспортировки углеводородов с арктического шельфа России, в том числе выбору экономически целесообразных способов транспортировки добытых углеводородов на мировые рынки сбыта.
В результате исследования была выбрана и обоснована наилучшая организационная схема транспортировки углеводородов с участков российского арктического шельфа.
Область применения: информационно-аналитическое руководство при подготовке рекомендаций по выбору схемы транспортировки углеводородов с арктического шельфа; справочный материал по вопросам освоения углеводородных ресурсов российского шельфа и способах их транспортировки на мировые энергетические рынки.
Экономическая эффективность/значимость работы заключается в разработке предложений и материалов по формированию научно-методического аппарата выбора экономически целесообразных способов транспортировки углеводородных ресурсов с арктического шельфа.
Одним из наиболее перспективных по объему ресурсов углеводородов и наименее исследованных нефтегазоносных районов является российский континентальный шельф, большая часть которого располагается вдоль северной и восточной границ нашей страны. Российский континентальный шельф общей площадью более 6,2 млн кв. км (20% от мирового шельфа) содержит свыше 11 млрд т (14% от общероссийского показателя) начальных суммарных ресурсов нефти и более 74 трлн куб. м (29% от общероссийского показателя) природного газа. Вовлечение этих ресурсов в хозяйственное освоение позволит в долгосрочной перспективе обеспечить устойчивое развитие для всего нефтегазового комплекса страны.
Большая удаленность дальневосточного и арктического шельфа от добывающих регионов, от перспективных мировых рынков сбыта углеводородов и от территорий с высокой численностью населения и развитой инфраструктурой определяет существенную роль транспортного фактора в реализации проектов освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа.
Для континентальных месторождений углеводородов наиболее эффективной схемой транспортировки является трубопроводная схема, с помощью которой транспортируется 98% российской нефти, однако в силу различных особенностей шельфа данный способ транспортировки не всегда экономически целесообразен и возможен. Отсутствие развитой береговой инфраструктуры, специфические природно-климатические условия, большая удаленность от рынков сбыта обуславливает потребность поиска пренципиально новых подходов к организации транспортировки углеводородов с российского арктического шельфа.
Необходимость разработки методического инструментария выбора экономически целесообразных способов транспортировки углеводородов при реализации проектов освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа определяет высокую актуальность темы данного исследования.
Данное исследование посвящено решению задач в рамках проблемы
экономической оценки транспортировки углеводородов при реализации проектов на континентальном шельфе, в том числе выбору экономически целесообразных способов организации транспортировочного процесса добытых углеводородов на традиционные рынки сбыта.
Цель исследования - разработка методического инструментария для экономической оценки и выбора схемы транспортировки углеводородов при реализации проектов освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа.
В связи с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть основные характеристики российского континентального шельфа;
- выявить современные подходы к экономической оценке освоения и транспортировки углеводородного сырья;
- провести классификацию участков российского шельфа на группы по сложности освоения на основе расчета интегрального показателя сложности освоения участка шельфа с учетом способов транспортировки углеводородов;
- систематизировать возможные варианты транспортировки углеводородных ресурсов с континентального шельфа и на их основе в зависимости от ключевых факторов разработать алгоритм выбора экономически целесообразных способов транспортировки;
- определить доступные режимы налогооблажения при освоении углеводородных ресурсов континентального шельфа;
- произвести оценку экономической эффективности транспортировки углеводородов с различных участков российского континентального шельфа на основе разработанной технико-экономической модели;
- детально изучить характеристику выбранного участка арктического шельфа;
- с учетом различных способов провести экономическую оценку транспортировки углеводородов с шельфа Карского моря.
- выявить экономически целесообразную схему транспортировки углеводородного сырья на основе результатов экономической оценки транспортировки с шельфа Карского моря.
Объект исследования - транспортная составляющая в проектах освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа.
Предмет исследования - теоретические основы и методика оценки эффективности транспортировки углеводородов при освоении углеводородных ресурсов континентального шельфа.
В результате проведенного исследования магистерской диссертации:
1. Рассмотрены основные характеристики российского континентального шельфа;
2. Выявлены современные подходы к экономической оценке освоения и транспортировки углеводородного сырья;
3. Проведена классификация участков российского шельфа на группы по сложности освоения, основанная на учете ресурсных, климатических, геологических, инфраструктурных, экологических и технологических факторов;
Данная классификация может быть использована при определении размера налоговых льгот при разработке различных участков шельфа, а также может быть использована специалистами нефтегазовых компаний при планировании транспортных направлений для экспорта углеводородов с российских шельфовых месторождений.
4. Систематизированы возможные варианты транспортировки углеводородных ресурсов с континентального шельфа и на их основе в зависимости от ключевых факторов разработан алгоритм выбора экономически целесообразных способов транспортировки;
Разработанный алгоритм позволяет рассчитать диапазон удельных затрат на транспортировку углеводородов с различных участков российского шельфа в зависимости от ключевых параметров (глубина моря, удаленность от берега и природно-климатические условия). Результаты расчета удельных затрат на транспортировку шельфовых углеводородов на европейский и азиатский рынки сбыта позволяют выявить наиболее перспективные транспортные направления для транспортировки углеводородов с каждого участка российского континентального шельфа.
5. Определены доступные режимы налогооблажения при освоении
углеводородных ресурсов континентального шельфа;
6. Произведена оценка экономической эффективности транспортировки углеводородов с различных участков российского континентального шельфа на основе разработанной технико-экономической модели;
7. Детально изучены характеристики выбранного участка арктического шельфа;
8. Проведена экономическая оценка доступных способов транспортировки углеводородов с шельфа Карского моря;
9. На основе результатов экономической оценки транспортировки с шельфа
Карского моря выбрана и обоснована рекомендуемая организационная схема транспортировки углеводородов с шельфа Карского моря.
Реализация проекта добычи углеводородов на шельфе Карского моря является наиболее эффективной при выборе схемы транспортировки углеводородов «танкеры-танкеры» в режиме действующей налоговой системы. Данная схема транспортировки углеводородов с шельфа предполагает использование танкеров-челноков для доставки добытых углеводородов на береговой комплекс, где происходит их хранение, подготовка к транспортировке и перегрузка в линейные танкеры большой вместимости для последующей транспортировки на рынки сбыта. Основные показатели эффективности проекта следующие: чистый дисконтированный доход 3 130 млрд руб., внутренняя норма доходности 17%.
На российском континентальном шельфе успешно реализуются четыре проекта добычи углеводородов «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Сахалин-3», «Приразломное месторождение», в которых применяются самые современные подходы к организации транспортировки углеводородов с шельфовых месторождений. Кроме того, российские нефтегазодобывающие компании ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром» и ОАО «НОВАТЭК» в настоящее время совместно с иностранными нефтегазодобывающими компаниями ExxonMobil, Statoil, Eni, Total, China National Petroleum Corporation разрабатывают технологическое и экономическое обоснование реализации проектов освоения различных участков российского континентального шельфа в Баренцевом,
Карском и Охотском морях. Одним из наиболее сложных аспектов освоения шельфовых ресурсов углеводородов в этих морях является выбор схемы транспортировки углеводородов в связи со сложными природно-климатическими условиями, сложной ледовой обстановкой, большой удаленностью от прибрежных регионов и предполагаемых рынков сбыта. В этих условиях особую значимость приобретает предварительный анализ доступных и выбор экономически целесообразных схем транспортировки добытых на шельфе углеводородов.
Результаты настоящего исследования могут быть использованы при экономической оценке и выборе схем транспортировки углеводородов с месторождений российского континентального шельфа для новых российских шельфовых проектов добычи углеводородов.
1. Алекперов В.Ю. Нефть страны Советов. Проблемы истории нефтяной промышленности СССР. М.: Древлехранилище, 2011. - 618 с.
2. Алиев Р.А., Белоусов В.Д., Немудров А.Г. и др. Трубопроводный транспорт нефти и газа. М.: Недра, 2008. - 368 с.
3. Ананьев В.В. Проблемы и перспективы освоения ресурсной базы углеводородов в арктических акваториях России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2013. - № 3. - С. 42-47 .
4. Баталин Ю.П. Новое поколение трубопроводов - веление времени // Г азовая промышленность. - 2011. - № 9. - С. 44-46.
5. Богатырева Е.В. Анализ систем и технических средств транспорта углеводородов с морских месторождений // Вестн. Ассоциации буровых подрядчиков. - 2013. - № 3. - С. 26-30.
6. Богоявленский В.И. Нефтегазодобыча в Мировом океане и потенциал российского шельфа // ТЭК стратегии развития. - 2014. - № 6. - С. 44-52.
7. Богоявленский В.И. Углеводородные богатства Арктики и Российский геофизический флот: состояние и перспективы // Морской сборник. М.: ВМФ,
2012. - № 9. - С. 53-62.
8. Выгон Г., Рубцов А., Ежов С., Козлова Д. Арктический шельф. Система регулирования в России. М.: Энергетический центр Московской школы управления Сколково, 2015. - 110 с.
9. Газеев М.Х., Волынская Н.А. Методические рекомендации по экономической оценке участков недр континентального шельфа Российской Федерации // Науковедение. Электронный научный журнал. № ФС77-39378.
URL: http://naukovedenie.ru/PDF/184EVN613.pdf (Дата обращения: 02.05.2013).
10. Герт А.А. Программный комплекс «Стратегия» как инструмент оценки финансово-экономической эффективности геологоразведочных работ // Технологии ТЭК. - 2008. - № 4. - С. 88-93.
11. Глухарёва Е.К. Перспективы добычи и транспортировки нефтегазовых ресурсов запада российской Арктики // Проблемы прогнозирования. - 2013. - № 5. - С. 65-75.
12. Глухарева Е.К. Челночные характеристики морской транспортировки углеводородного сырья в регионах российской Арктики // Нефть, газ и бизнес. -
2014. - № 9. - С. 17-20.
13. Григоренко Ю.Н., Мирчинк И.М., Савченко В.И., и др. Углеводородный потенциал континентального шельфа России: состояние и проблемы освоения // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. -
2010. - № 4. - С. 14-69.
14. Жилина И.В., Ершов А.В., Новикова О.В. Анализ ресурсной базы углеводородов и выбор приоритетных направлений нефтегазодобычи с учетом рисков, сопутствующих разработке месторождений на суше и шельфе России // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2015. - № 7. -
С. 24-28.
15. Земцов Р.Г. Государственное регулирование транспортировки нефти. Теоретические и практические закономерности современной экономики / отв. ред.
А.Г. Коржубаев. Новосибирск: НГУ, 2006. - 151 с.
16. Иванов В.Л. Восточно-арктический шельф России ждет своих исследователей // Г орный журнал. - 2015. - № 3. - С. 71-76.
17. Иванова В.В., Белова Е.С., Анохин В.М. Оценка экологических рисков при освоении месторождений углеводородов арктического шельфа // Горный журнал. - 2015. - № 11. - С. 30-34.
18. Ильинский А.А., Мнацаканян О.С., Череповицын А.Е. Нефтегазовый комплекс Северо-Запада России. Стратегический анализ и концепции развития. СПб.: Наука, 2009. - 476 с.
19. Ишков А.Г., Романов К.В., Бадюков И.Д. и др. Стратегическая экологическая оценка при освоении северозападного сектора Арктики // Газовая промышленность. - 2015. - № 688. - С. 18-21.
20. Калашникова С.Е., Мостовая И.Е. По разные стороны океана // Трубопроводный транспорт нефти. - 2012. - № 6. - С. 24-26.
21. Касаткин Р.Г. Перспективы развития шельфовых месторождений нефти и газа в мире // Российский внешнеэкономический вестник. - 2008. - № 1. - С. 57-61.
22. Касаткин Р.Г. Система морской транспортировки сжиженного природного газа из Арктики. М.: ЛКИ, 2011. - 104 с.
23. Каспаров О.С., Хлебников П.А., Варламов А.И. и др. Итоги геологоразведочных работ на углеводородное сырье в 2013 г. на территории России и ее континентальном шельфе и задачи на 2014 г. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2014. - № 2. - С. 9-19.
24. Клячко Л.М., Глазачев Д.О., Зеленецов А.В. и др. Безопасность добычи углеводородов в российском секторе Арктики нуждается в автоматизации процессов управления // Морской вестник. - 2013. - № 1. - С. 37-42.
25. Кожина Л.Ю., Черкасов В.А., Баранов Ю.Б. и др. Исследования динамики ледяного покрова на арктическом шельфе методами космического радиолокационного зондирования с целью обеспечения промышленной безопасности добычи и транспорта углеводородов // Вести газовой науки (научнотехнический сборник). - 2015. - № 3. - С. 79-91.
26. Колесников В.И. Анализ развития мультимодальных перевозок сжиженного природного газа и перспективные маршруты его транспортировки // Бюллетень транспортной информации. - 2011. - № 10. - С. 3-12.
27. Конопляник А.А. Нефть и газ как шестой инновационный кластер российской экономики // Нефть России. - 2014. - № 4. - С. 34-38.
28. Конторович А.Э., Эпов М.И., Бурштейн Л.М. и др. Геология, ресурсы углеводородов шельфов арктических морей России и перспективы их освоения // Геология и геофизика. - 2013. - Т. 51. № 1. - С. 7-17.
29. Коржубаев А.Г., Филимонова И.В., Эдер Л.В. Стратегия формирования газового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока // Бурение и нефть. -
2010. - № 2. - С. 6-9.
30. Коржубаев А.Г., Филимонова И.В., Эдер Л.В., Мочалов Р.А. и др. Энергетическая кооперация с АТР как фактор обеспечения экономических и геополитических интересов России в мире: предпосылки, стратегические ориентиры, проекты / под ред. А.Г. Коржубаева, И.И. Меламеда. Владивосток: Изд-во Дальневост. фед. ун-та, 2013. - 625 с.
31. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Нефтегазовый комплекс России: состояние, проекты, международное сотрудничество. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2012. - 295 с.
32. Котомин А.Б. Оценка изученности шельфа российских северных морей // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2014. - Т. 2. № 30. - С. 111-116.
33. Краснов О.С., Назаров В.И., Прищепа О.М. и др. Геологоэкономические проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы нефти и газа // Нефтегазовая геология. Теория и практика. - 2013. - Т. 6. № 1. - С. 12-18.
34. Крупенникова М.А. Экологические аспекты разведки и освоения месторождений природных углеводородов на шельфе Арктики // Управление качеством в нефтегазовом комплексе. - 2013. - Т. 4. - С. 46-49.
35. Лаверов Н.П., Дмитриевский А.Н., Богоявленский В.И. Фундаментальные аспекты освоения нефтегазовых ресурсов Арктического шельфа России // Арктика: экология и экономика. - 2012. - № 1. - С. 26-37.
36. Лахаузова А.В. Нормативное обеспечение морских нефтегазовых проектов на уровне национальной стандартизации // Газовая промышленность. -
2012. - № 11. - С. 60-62.
37. Лисютин А.М., Островский А.М. Железнодорожные перевозки нефти и нефтепродуктов: перспективы и проблемы развития // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2013. - № 2. - С. 35-39.
38. Макинтош Э., Ноубл П., Рамлахан К. Морская транспортировка природного газа. М.: Нефтегазовое обозрение, 2010. - 16 с.
39. Маргулис Л.С., Подольский Ю.В., Боровиков И.С. и др. Состояние и проблемы воспроизводства сырьевой базы углеводородов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2015. - № 5. - С. 19-49.
40. Маркушина Е.В. Организация освоения месторождений нефти и газа в Арктике // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2013. - № 5. - С. 442-444.
41. Методические рекомендации по оценке эффективности
инвестиционных проектов. Официальное издание. (Вторая редакция). Минэкономики РФ, Минфин РФ, ГК РФ по стр-ву, архит. и жил. политике / рук. авт. коллектива В.В. Коссов, В.Н. Лившиц, А.Г. Шахназаров. М.: Экономика,
2012. - 421 с.
42. Министерство энергетики российской федерации: справочные
материалы по транспортировке углеводородов. URL:
http: //minenergo. gov.ru/activity/oil/oildirection/transport/ (Дата обращения:
14.11.2012).
43. Мовсумзаде Э.М. и др. Морская нефть: трубопроводный транспорт и переработка продукции скважин / под ред. А.М. Шаммазова. СПб.: Недра, 2009. - 192 с.
44. Мочалов Р.А. Арктический шельф как возможность инновационного развития России // Трофимуковские чтения-2013: материалы Всерос. молодежной научной конф. с участием иностранных ученых. Новосибирск, 8-14 сент. 2013 г. / ред. кол. М.А. Фомин и др.; Ин-т нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН, Новосиб. нац. исслед. гос. ун-т. Новосибирск, 2015. - С. 403-406.
45. Мочалов Р.А. Ключевые проблемы и особенности освоения месторождений углеводородов на шельфе арктических и дальневосточных морей // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2015. - Т. 3. № 1. - С. 148 -154.
46. Мочалов Р.А. Нефтегазовый комплекс - важнейший элемент российской экономики в настоящем и будущем // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012: VIII Междунар. науч. конгресс и выставка [10-20 апреля 2012 г., Новосибирск]. Сб. материалов в 4-х т. Новосибирск: СГГА, 2014. - Т. 1. - С. 169-175.
47. Мочалов Р.А. Нефтегазовый комплекс в экономике России и системе международных отношений // Студент и научно-технический прогресс: материалы 50-й юбилейной Междунар. науч. студ. конф. 13-19 апр. 2012 г. Экономика / Новосиб. гос. ун-т, Сиб. отд-е РАН. Новосибирск, 2013. - С. 60-61.
48. Мочалов Р.А. Основные проблемы освоения континентального шельфа России // Проблемы и перспективы модернизации российской экономики: Сб. науч. тр. / отв. ред. А.В. Алексеев, Л.К. Казанцева. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. - С. 263-271.
49. Мочалов Р.А. Перспективы освоения углеводородных месторождений российского арктического и дальневосточного шельфа // IX Осенняя конференция молодых ученых в Новосибирском академгородке: Актуальные вопросы экономики и социологии: Сб. тез. докл. науч. - практ. конф. молодых ученых, 2123 окт. 2013 г. / отв. ред. А.А. Горюшкин. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. - С. 22-23.
50. Мочалов Р.А. Современное состояние и перспективы освоения шельфовых месторождений России // Инновационный потенциал экономики России: состояние и перспективы: Сб. науч. тр. / отв. ред. А.В. Алексеев, Л.К. Казанцева. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. - С. 235-245.
51. Мочалов Р.А. Экономические аспекты освоения углеводородных ресурсов российского континентального шельфа // Интерэкспо ГЕОСибирь-2014. X Междунар. науч. конгресс и выставка, 8-18 апр. 2014 г. Сб. материалов. Новосибирск: СГГА, 2014. - Т. 1. - С. 127-132.
52. Налоговый Кодекс Российской Федерации. // СПС «Гарант» (Дата обращения: 24.10.2013).
53. Неведеева Е.Р. Арктический шельф России: современное состояние и перспективы освоения // Газовая промышленность. - 2015. - № 01 (685). - С. 15-17.
54. Нехаев С.А. Экономическое обоснование параметров системы разработки морского нефтяного месторождения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 11 (127). - С. 68-73.
55. Никитин Б.А., Захаров Е.В., Комаров B.C. Основные проблемы освоения морских месторождений нефти и газа и пути их решения // Геология, геофизика и разработка нефтяных и газовых месторождений. - 2005. - № 1. - С. 4-9.
56. Огнев А.Ф., Митрофанов А.Д., Коробейников А.А. и др. Нетривиальные подходы к доразведке и освоению морских частей газовых и газоконденсатных залежей Харасавэйского и Крузенштернского месторождений на приямальском шельфе // Газовая промышленность. - 2013. - № 13. - С. 72-76.
57. Остроумова Е.Г. Континентальный шельф России - уникальный источник углеводородов // Газовая промышленность. - 2014. - № 11. - С. 86-87.
58. Официальный сайт ОАО «Газпром». Материалы о проекте
«Приразломное месторождение». URL:
http: //www. gazprom. ru/about/production/proj ects/deposits/pnm/ (Дата обращения:
17.06.2014) .
59. Петров М.П., Лубенко В.Н. Математическое моделирование оптимального состава челночных танкеров для транспортировки углеводородов российских месторождений каспийского шельфа // Вестн. Астраханского гос. техн. ун-та. Серия: Морская техника и технология. - 2012. - № 1. - С. 13-18.
60. Потеряев А.Г., Торопов С.В. Выбор экономических параметров соглашения о разделе продукции (СРП) // Вестник недропользователя Ханты- Мансийского автономного округа. - 2010. - № 2. - С. 25-30.
61. Приказ Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 23 мая 2006 г. № 139/82н "Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации" // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 04.02.2013).
62. Проворная И.В. Трубопроводный транспорт России в системе поставок углеводородов // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2012. - Т. 2. - № 2. - С. 3-8.
63. Пыткин А.Н., Баландин Д.А. Основные инвестиционные риски разработки нефтегазовых месторождений арктического шельфа // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. - 2013. - № 1. - С. 74-80.
64. Руководство ЕС по анализу выгодности затрат инвестиционных проектов.иЕЬ:Шр://ес.еигора.еи/ге§юпа1_роНсу/8оигсе8/ёос§епег/§шёе8/со81/§шёе2 008_en.pdf (Дата обращения: 10.03.2013).