ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
|
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 6
1.1. Сущность особой экономической зоны. Понятие и признаки 6
1.2. Становление института особых экономических зон 11
1.2.1. Возникновение Особых экономических зон. Цели создания 11
1.2.2. Особые экономические зоны в отдельных странах мира 14
1.2.2.1. Соединенные Штаты Америки 14
1.2.2.2. Технополисы и Зоны развития импорта Японии 19
1.2.2.3. FedNor и Centre Port Канады 22
1.2.3. Классификация Особых экономических зон 26
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
В РОССИИ 30
2.1. Появление Особых экономических зон в России. Современное правовое регулирование института 30
2.2. Особые экономические зоны и Всемирная торговая организация 39
2.3. Привлечение капитала в особые экономические зоны 44
2.3.1. Налогообложение и страховые взносы 44
2.3.2. Таможенные льготы. Процедура свободной таможенной зоны 48
2.3.3. Административные льготы. Инфраструктура 50
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОСОБЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ 53
3.1. Оценка эффективности деятельности Особых экономических зон 53
3.2. Перспективы развития особых экономических зон в России 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 6
1.1. Сущность особой экономической зоны. Понятие и признаки 6
1.2. Становление института особых экономических зон 11
1.2.1. Возникновение Особых экономических зон. Цели создания 11
1.2.2. Особые экономические зоны в отдельных странах мира 14
1.2.2.1. Соединенные Штаты Америки 14
1.2.2.2. Технополисы и Зоны развития импорта Японии 19
1.2.2.3. FedNor и Centre Port Канады 22
1.2.3. Классификация Особых экономических зон 26
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
В РОССИИ 30
2.1. Появление Особых экономических зон в России. Современное правовое регулирование института 30
2.2. Особые экономические зоны и Всемирная торговая организация 39
2.3. Привлечение капитала в особые экономические зоны 44
2.3.1. Налогообложение и страховые взносы 44
2.3.2. Таможенные льготы. Процедура свободной таможенной зоны 48
2.3.3. Административные льготы. Инфраструктура 50
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОСОБЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ 53
3.1. Оценка эффективности деятельности Особых экономических зон 53
3.2. Перспективы развития особых экономических зон в России 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
«Магниты, притягивающие инвестиции». Так эксперты характеризовали особые экономические формирования после принятия Федерального закона «Об особых экономических зонах» 2006 года. Диверсифицировать экономику, избавиться от сырьевой зависимости, развивать депрессивные территории. ОЭЗ по плану должны были способствовать и улучшению инфраструктуры в регионах России - вплоть до строительства новых дорог. Словом, в 2006 году обновляемый институт особых экономических зон виделся специалистам как решение проблем далеко не только экономических.
Спустя 11 лет после вступления в силу Закона №116-ФЗ в России, по данным на 1 января 2017 года, действуют 22 особых экономических зоны , в Татарстане функционирует сразу 2 ОЭЗ: промышленно-производственного типа «Алабуга» и технико-внедренческого типа «Иннополис». На долю «Алабуги» сегодня приходится 64% выручки всех зон и 49% всех вложенных резидентами инвестиций. Эта ОЭЗ считается одной из самых успешных в России, однако, в целом по стране институт особых экономических зон, по мнению Счётной палаты России, себя не оправдывает и продолжает оставаться неэффективным. В ежегодных докладах контрольного органа отмечается исключительно негативная тенденция. Следовательно, средства федерального бюджета расходуются необоснованно. Количество особых зон в России постепенно уменьшается , а одной из причин этого эксперты видят и то, что в стране нет долгосрочной стратегии развития ОЭЗ с обоснованием целесообразности их создания. Является ли этот инструмент способом привлечения иностранных инвестиций в страну или же направлен на развитие внутреннего рынка и поддержку местных компаний? Как на становление института влияют международные процессы, и по каким критериям нужно оценивать деятельность особых экономических зон в России? На эти и иные вопросы предстоит ответить по итогам этой работы.
Целью исследования является определить роль института особых экономических зон в экономике страны. Предмет - институт особых экономических зон в России и в мире.
Задачи исследования:
1) Дать общую характеристику особых экономических зон в России;
2) Изучить опыт создания подобных формирований за рубежом;
3) Изучить влияние Всемирной торговой организации на развитие института;
4) Охарактеризовать предоставляемые резидентам зон льготы;
5) Определить основные проблемы института и очертить возможные перспективы развития ОЭЗ в стране;
6) Подвести итоги работы.
Основными источниками исследования стали действующие и утратившие силу нормативно-правовые акты в сфере регулирования деятельности особых экономических зон, в первую очередь, федеральный закон от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», зарубежные источники, а также многочисленные научные работы, посвященные проблемам развития этого инструмента в России и практике внедрения аналогичных формирований за рубежом.
Основными методами, которые использовались при создании данной работы, стали метод системного анализа, а также сравнительно-правовой метод.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из трех разделов: в первом дана общая характеристика изучаемого института, его понятие, признаки, история становления и классификация, изучен зарубежный опыт функционирования ОЭЗ. Во второй главе мною был проанализирован 4
российский опыт внедрения ОЭЗ, рассмотрены действующие налоговые и иные льготы и преференции, предоставляемые резидентам зон, а также освещено изменение сущности института вследствие вступления России во Всемирную торговую организацию. В третьей главе были охарактеризованы основные проблемы особых экономических зон в России на 2017 год и перспективы дальнейшего развития института.
На сегодняшний день общепризнанно, что институт ОЭЗ в России нуждается в совершенствовании. За последний год в России закрылись 8 особых экономических зон. Среди основных причин неэффективности деятельности зон называют, в первую очередь, недостатки нормативно-правового регулирования. На рассмотрении в Государственной Думе России находится законопроект о внесении изменений в Закон №116-ФЗ.
Теоретической и практической значимостью данного исследования, на мой взгляд, является систематизация опыта правового регулирования данной сферы в преддверии следующего этапа изменений существующей в России практики регулирования института.
Спустя 11 лет после вступления в силу Закона №116-ФЗ в России, по данным на 1 января 2017 года, действуют 22 особых экономических зоны , в Татарстане функционирует сразу 2 ОЭЗ: промышленно-производственного типа «Алабуга» и технико-внедренческого типа «Иннополис». На долю «Алабуги» сегодня приходится 64% выручки всех зон и 49% всех вложенных резидентами инвестиций. Эта ОЭЗ считается одной из самых успешных в России, однако, в целом по стране институт особых экономических зон, по мнению Счётной палаты России, себя не оправдывает и продолжает оставаться неэффективным. В ежегодных докладах контрольного органа отмечается исключительно негативная тенденция. Следовательно, средства федерального бюджета расходуются необоснованно. Количество особых зон в России постепенно уменьшается , а одной из причин этого эксперты видят и то, что в стране нет долгосрочной стратегии развития ОЭЗ с обоснованием целесообразности их создания. Является ли этот инструмент способом привлечения иностранных инвестиций в страну или же направлен на развитие внутреннего рынка и поддержку местных компаний? Как на становление института влияют международные процессы, и по каким критериям нужно оценивать деятельность особых экономических зон в России? На эти и иные вопросы предстоит ответить по итогам этой работы.
Целью исследования является определить роль института особых экономических зон в экономике страны. Предмет - институт особых экономических зон в России и в мире.
Задачи исследования:
1) Дать общую характеристику особых экономических зон в России;
2) Изучить опыт создания подобных формирований за рубежом;
3) Изучить влияние Всемирной торговой организации на развитие института;
4) Охарактеризовать предоставляемые резидентам зон льготы;
5) Определить основные проблемы института и очертить возможные перспективы развития ОЭЗ в стране;
6) Подвести итоги работы.
Основными источниками исследования стали действующие и утратившие силу нормативно-правовые акты в сфере регулирования деятельности особых экономических зон, в первую очередь, федеральный закон от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», зарубежные источники, а также многочисленные научные работы, посвященные проблемам развития этого инструмента в России и практике внедрения аналогичных формирований за рубежом.
Основными методами, которые использовались при создании данной работы, стали метод системного анализа, а также сравнительно-правовой метод.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из трех разделов: в первом дана общая характеристика изучаемого института, его понятие, признаки, история становления и классификация, изучен зарубежный опыт функционирования ОЭЗ. Во второй главе мною был проанализирован 4
российский опыт внедрения ОЭЗ, рассмотрены действующие налоговые и иные льготы и преференции, предоставляемые резидентам зон, а также освещено изменение сущности института вследствие вступления России во Всемирную торговую организацию. В третьей главе были охарактеризованы основные проблемы особых экономических зон в России на 2017 год и перспективы дальнейшего развития института.
На сегодняшний день общепризнанно, что институт ОЭЗ в России нуждается в совершенствовании. За последний год в России закрылись 8 особых экономических зон. Среди основных причин неэффективности деятельности зон называют, в первую очередь, недостатки нормативно-правового регулирования. На рассмотрении в Государственной Думе России находится законопроект о внесении изменений в Закон №116-ФЗ.
Теоретической и практической значимостью данного исследования, на мой взгляд, является систематизация опыта правового регулирования данной сферы в преддверии следующего этапа изменений существующей в России практики регулирования института.
Нельзя сказать, что институт особой экономической зоны в России находится на этапе становления: этот инструмент применяется уже более 20 лет. Однако, как было указано ранее, несовершенство нормативно-правовой базы по-прежнему считается одним из ключевых препятствий к эффективному действию ОЭЗ.
Во-первых, как было отмечено в первой главе работы, у законодателя нет четкого разграничения понятий «свободная» и «особая» экономическая зона, он использует в нормативно-правовых актах оба этих понятия и, более того, наделяет их одинаковым смыслом. Потому, на мой взгляд, законодательство России об особых экономических зонах нуждается в более детальной проработке и дифференциации зон, как, например, в США или в Канаде, таким образом подстраивая их под актуальные проблемы и тенденции социально-экономического развития отдельного региона. На данный момент принципиально различающиеся типы зон (промышленно-производственная и технико-внедренческая) в России регулируются практически идентичными нормами. Сущность же функций каждой из зон требует более детальной проработки и точечного регулирования.
Во-вторых, важно принять долгосрочную концепцию развития особых зон, и, возможно, сконцентрировать их в менее благополучных, так называемых «депрессивных» районах страны. После начала внедрении новых типов ОЭЗ в 2006 году некоторые эксперты сразу отметили, что несмотря на заявленные цели первые ОЭЗ были созданы в регионах с изначально благоприятным инвестиционным климатом (в том числе и «Алабуга» в Татарстане). Иначе с учетом активного внедрения института ТОР (территорий опережающего социально-экономического развития) ОЭЗ в конечном итоге могут вообще быть ликвидированы.
В-третьих, изучив льготы, получаемые резидентами российских особых экономических зон», я убедилась в том, что в целом предпосылки для 63
эффективного функционирования и привлечения больших объемов инвестиций у особых экономических зон есть. Даже несмотря на сложности, возникшие при вступлении России во Всемирную торговую организацию, преференции, предоставляемые резидентам ОЭЗ, продолжают оставаться привлекательными в том числе и для иностранных компаний. Наиболее ярким примером тому служит деятельность ОЭЗ «Алабуга». Препятствием же для полноценной реализации потенциала, на мой взгляд, является несовершенство системы управления зонами. Возможно, положительную роль сыграют изменения в критерии оценки эффективности ОЭЗ, согласно которым финансовую ответственность теперь будут нести регионы, в которых расположены зоны.
В-четвертых, сейчас существует тенденция на передачу части полномочий по управлению зонами регионам, потому считаю необходимым рассмотреть возможность переноса центра управления из центра в субъекты Федерации. Подобное уже было предложено законопроектом, который сейчас ожидает второго чтения в Государственной Думе России.
В-пятых, одним из препятствий для стабильного развития института особых экономических зон в России несомненно стало и вступление страны во Всемирную торговую организацию, и последовавшие за этим процессы. Переговоры по присоединению к ВТО велись Россией на протяжении многих лет, однако вопрос приведения в соответствие внутренних норм не был проработан заранее и в итоге решался в последний момент, что отрицательно сказалось на доверии инвесторов, в особенности иностранных.
Отсутствие долгосрочной концепции развития также усложняет поиск ответа на ключевой вопрос: какие цели преследует создание особой экономической зоны? Является ли решающим фактором количество привлеченных иностранных резидентов и объём вложенных ими инвестиций, или же важнее стимулирование внешнеэкономической деятельности местных производителей? В целом, существующие таможенные преференции, в особенности процедура свободной таможенной зоны способствуют привлечению зарубежных компаний, однако, как показывает практика, этого критерия для успешного функционирования особых зон недостаточно.
В целом, существующая тенденция на уменьшение количества зон и ужесточение требований законодательства, на мой взгляд, положительно скажется на развитии обсуждаемого инструмента. Однако, ныне действующих норм и условий для успешного развития ОЭЗ в России недостаточно.
Во-первых, как было отмечено в первой главе работы, у законодателя нет четкого разграничения понятий «свободная» и «особая» экономическая зона, он использует в нормативно-правовых актах оба этих понятия и, более того, наделяет их одинаковым смыслом. Потому, на мой взгляд, законодательство России об особых экономических зонах нуждается в более детальной проработке и дифференциации зон, как, например, в США или в Канаде, таким образом подстраивая их под актуальные проблемы и тенденции социально-экономического развития отдельного региона. На данный момент принципиально различающиеся типы зон (промышленно-производственная и технико-внедренческая) в России регулируются практически идентичными нормами. Сущность же функций каждой из зон требует более детальной проработки и точечного регулирования.
Во-вторых, важно принять долгосрочную концепцию развития особых зон, и, возможно, сконцентрировать их в менее благополучных, так называемых «депрессивных» районах страны. После начала внедрении новых типов ОЭЗ в 2006 году некоторые эксперты сразу отметили, что несмотря на заявленные цели первые ОЭЗ были созданы в регионах с изначально благоприятным инвестиционным климатом (в том числе и «Алабуга» в Татарстане). Иначе с учетом активного внедрения института ТОР (территорий опережающего социально-экономического развития) ОЭЗ в конечном итоге могут вообще быть ликвидированы.
В-третьих, изучив льготы, получаемые резидентами российских особых экономических зон», я убедилась в том, что в целом предпосылки для 63
эффективного функционирования и привлечения больших объемов инвестиций у особых экономических зон есть. Даже несмотря на сложности, возникшие при вступлении России во Всемирную торговую организацию, преференции, предоставляемые резидентам ОЭЗ, продолжают оставаться привлекательными в том числе и для иностранных компаний. Наиболее ярким примером тому служит деятельность ОЭЗ «Алабуга». Препятствием же для полноценной реализации потенциала, на мой взгляд, является несовершенство системы управления зонами. Возможно, положительную роль сыграют изменения в критерии оценки эффективности ОЭЗ, согласно которым финансовую ответственность теперь будут нести регионы, в которых расположены зоны.
В-четвертых, сейчас существует тенденция на передачу части полномочий по управлению зонами регионам, потому считаю необходимым рассмотреть возможность переноса центра управления из центра в субъекты Федерации. Подобное уже было предложено законопроектом, который сейчас ожидает второго чтения в Государственной Думе России.
В-пятых, одним из препятствий для стабильного развития института особых экономических зон в России несомненно стало и вступление страны во Всемирную торговую организацию, и последовавшие за этим процессы. Переговоры по присоединению к ВТО велись Россией на протяжении многих лет, однако вопрос приведения в соответствие внутренних норм не был проработан заранее и в итоге решался в последний момент, что отрицательно сказалось на доверии инвесторов, в особенности иностранных.
Отсутствие долгосрочной концепции развития также усложняет поиск ответа на ключевой вопрос: какие цели преследует создание особой экономической зоны? Является ли решающим фактором количество привлеченных иностранных резидентов и объём вложенных ими инвестиций, или же важнее стимулирование внешнеэкономической деятельности местных производителей? В целом, существующие таможенные преференции, в особенности процедура свободной таможенной зоны способствуют привлечению зарубежных компаний, однако, как показывает практика, этого критерия для успешного функционирования особых зон недостаточно.
В целом, существующая тенденция на уменьшение количества зон и ужесточение требований законодательства, на мой взгляд, положительно скажется на развитии обсуждаемого инструмента. Однако, ныне действующих норм и условий для успешного развития ОЭЗ в России недостаточно.
Подобные работы
- Финансово - кредитные технологии развития особых экономических зон
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - Особые экономические зоны как инструмент развития регионов в современной России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКО — ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН НА РАЗВИТИЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Создание и функционирования особых экономических зон в мировой и отечественной практике
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОЭЗ «АЛАБУГА»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017



