Введение 2
Глава 1 Характеристика и история развития франчайзинга 4
1.1. Сущность франчайзинга, его виды и формы. Виды применяемых
франшиз 4
1.2. История развития франчайзинга 18
1.3. Процесс формирования франчайзинговой системы 22
Глава 2. Правовое регулирование договора франчайзинга 35
2.1. Международно-правовое регулирование франчайзинга 35
2.2. Правовое регулирование договора франчайзинга в России 44
2.3. Судебная практика 52
Заключение 57
Список использованной литературы
Актуальность. Создание собственного дела - это длительный, сложный, требующий много сил и затрат процесс. Франчайзинг является самым быстрорастущим методом организации бизнеса в рыночной системе.
По статистике, из всех вновь созданных фирм в мире 85% прекращают свою деятельность в первые пять лет. А из тех кто работает по франчайзинговой схеме - лишь 14%.
Франчайзинг - явление объективное, которое сложилось исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной.
Многолетняя практика применения франчайзинга в развитых странах убедительно доказала его чрезвычайную деловую эффективность, которая связана с идеей тиражирования по определенной технологии проверенных практикой концепций бизнеса. Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей - это один из способов стать владельцем бизнеса.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, непосредственно связанные с договором франчайзинга в международном частном праве.
Предмет составляет совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение договора франчайзинга.
Целью исследования является формирование целостного представления об институте франчайзинга.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие договора франчайзинга;
2) проследить этапы возникновения и становления договора франчайзинга;
3) исследовать правовую природу данного договора;
4) охарактеризовать законодательство Российской Федерации в
области франчайзинга;
5) изучить международно-правовое регулирование договора
франчайзинга.
В процессе изучения материалов, относящихся к предмету исследования, использовались как общенаучные методы: анализ и синтез, метод моделирования, метод системного подхода, диалектический метод, так и специальные: формально-юридический, сравнительно-правовой и другие.
Степень разработанности темы, возможно, рассмотреть с помощью трудов таких специалистов, как Цират А.В., Жаркова Н.Н, Канашевский А.В, Иваново Г.Г, Холин Е.С.Один из самых основательных трудов на тему дипломной работы - это монография Сосны С.А.
Структура и объем дипломной работы состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Франчайзинг - договор, по которому одно лицо - франчайзер (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения бизнеса и товарный знак, разрешает другому лицу - франчайзи - использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение. Договор франчайзинга заключается с целью интенсивного расширения бизнеса владельца исключительных прав при меньших капитальных затратах, чем при традиционных способах организации бизнеса.
Популярность франчайзинга объясняется его значительными преимуществами. Бизнес в форме франчайзинга во всем мире считается более надежным бизнесом по сравнению со свободным малым предпринимательством в связи с тем, что этот бизнес уже хорошо опробован и является частью системы или цепи франчайзинга. Именно данная форма бизнеса позволяет получить возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную марку, возможность обучаться и получать по ходу дела необходимые консультации. Все эти возможности могут предоставить те, кто уже имеет опыт, знания, обладает технологическими секретами предпринимателей, т.е. располагает капиталом не материальным, но весьма ценным и эффективным, если его правильно использовать.
Франчайзинг может быть выгоден и для экономики России в целом:
1. Франчайзинг способствует развитию малого предпринимательства в стране, положительно влияя на уровень развития отдельных отраслей хозяйства как путем внедрения новых идей, методов и технологий в малом бизнесе, так и за счет усиления эффективности положительного государственного влияния.
2. Франчайзинг создает комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ, повышая тем самым общую культуру предпринимательских отношений.
3. Франчайзинг способствует решению проблемы занятости.
Развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки со стороны законодательства, но тем не менее франчайзинг в России уже успешно развивается.
К сожалению, отдельного закона о франчайзинге в России нет. Однако именно в рамках деятельности РАФ разработан проект такого закона. Основная цель этого закона - создание системы договорных отношений по кооперации хозяйственной деятельности крупных и мелких фирм в области распространения продукции и услуг и обеспечение льготного предпринимательства.
Необходимость выделения франчайзинга в отдельный блок гражданско- правовых отношений обоснована эффективностью мировой практики применения франчайзинга, а также потребностью сторон урегулировать свои взаимоотношения при помощи единого франчайзингового договора, а не ряда стандартных гражданских договоров, использование которых в системе не обеспечивает, тем не менее, единства работы системы
Нормативно-правовые акты и иные документы:
1. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи
товаров от 11.04.1980 // Сборник международных договоров СССР и
Российской Федерации.- 1994- №2- Ст.9
2. Парижская конвенция об охране промышленной собственности от 20.04.1883//Ведомости Верховного Совета СССР.-1968- №4- Ст.8
3. Европейский этический кодекс франчайзинга от 1990// http: //www.eff-franchise.com.- Ст. 5
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред.от 28.03.2017)//СЗ РФ.- 1996.№5.- Ст.1030
Материалы судебной практики:
1. Решение Советского Районного Суда г.Тулы от 27.10.2016 № 2-2390/2016 // СПС Консультант плюс
2. Решение Арбитражного Суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.04.2017 № А56-1651/2017 // СПС Консультант плюс.
Специальная литература:
1. Багдасарян А.Ф. Договор коммерческой концессии (франчайзинг). Гражданско-правовые проблемы заключения договора. М.: НОРМА, 2009.¬224с
2. Белов А.П. Международное предпринимательское право. М.: Юстицинформ. -2001.-331с
3. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2005.- 604с
4. Борисов В.Н. Отдельные виды обязательств в международном частном праве: монография.- М.: ИНФРА-М, 2014. - 352с
5. Васильев Е.Н. Франчайзинг: коммерческая концессия. М.:
Академкнига ИКЦ, 2005.- 375с
6. Ватунин С.В. Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста. СПб.: Питер, 2013.- 192с
7. Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте.
Учебник. -М.: Юридическая фирма «Контракт», 2004. - 903с
8. Голубева Т.М. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие. М.: Форум, 2013.- 272с
9. Дельтей Ж. Франчайзинг. СПб.: Нева, 2003.- 128с
10. Дягтерева О.И. Международное торговое дело. М.: ИНФРА-М, 2015.- 608с
11. Еремин А.А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии. Теория и практика применения. Монография.- М.:НОРМА, 2005.- 376с
12. Есютина А.А. Розничные торговые сети: стратегии экономика, управление. М.: КиноРус, 2009.- 200с
13. Земляков Д.Н. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса. М.: ЮНИТИ, 2012.-142с
14. Иванов Г.Г. Экономика организации (торговли): учебник. М.: ИД «ФОРУМ», 2012. - 352с
15. Иншакова А.О. Международное частное право: Учебное пособие. Волгоград: ВГУ, 2002.-244с
16. Канашевский В.А. Международные сделки: правовое
регулирование. М.: НОРМА, 2016.- 664с
17. Кац Р.Б. Франчайзинг: построенеи предприятия, бухгалтерский учет, правовые аспекты. М.: Гросс- Медиа, 2012.-136с
18. Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшизы. СПб.: Питер, 2008.- 288с
19. Меркулов А.А. Франчайзинг от А до Я. М.: Феникс, 2013.- 160с
20. Моисеева Н.К. Международный маркетинг и бизнес: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2013.- 272с
21. Мюррей Я. Франчайзинг: типы франшизы, где достать финансы, как добиться успеха. СПб.: Питер, 2004.-144с
22. Парабеллум А. Масштабирование бизнеса. Создаем франчайзинг в розничной торговле. СПб.: Питер, 2013.-50с
23. Попондопуло В.Ф. Международное торговое право: Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2005, 472с
24. Стажкова М.М. Договор франчайзинга: правовые основы, учет и налоги. М.: Инфра-М, 2007.- 255с.
25. Черкашов А. С. Франшиза без паушального взноса, роялти и рисков. М.: Ридеро, 2016.- 163с