ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ТЕКСТОВ В МАССОВЫХ ИЗДАНИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Журналистский текст и его воздействие на аудиторию 6
1.1. Общая характеристика журналистского текста 6
1.2. Психологическое воздействие журналистского текста на аудиторию. ... 11
1.3. Психологические типы журналистских текстов 16
ГЛАВА 2. Психологические типы текстов в издании «Комсомольская правда» 27
2.1. Типологическая характеристика издания «Комсомольская правда» 27
2.2. Характеристика психологических типов текстов в газете «Комсомольская правда» 37
2.3. Особенности структуры психологических типов текстов в издании
«Комсомольская правда» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
Библиографический список 59
использованных источников и литературы 59
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Приложение 3 67
Приложение 4 68
Приложение 5 69
Приложение 6 70
Приложение 7 71
Приложение 8 72
Приложение 9 73
Приложение 10
ГЛАВА 1. Журналистский текст и его воздействие на аудиторию 6
1.1. Общая характеристика журналистского текста 6
1.2. Психологическое воздействие журналистского текста на аудиторию. ... 11
1.3. Психологические типы журналистских текстов 16
ГЛАВА 2. Психологические типы текстов в издании «Комсомольская правда» 27
2.1. Типологическая характеристика издания «Комсомольская правда» 27
2.2. Характеристика психологических типов текстов в газете «Комсомольская правда» 37
2.3. Особенности структуры психологических типов текстов в издании
«Комсомольская правда» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
Библиографический список 59
использованных источников и литературы 59
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Приложение 3 67
Приложение 4 68
Приложение 5 69
Приложение 6 70
Приложение 7 71
Приложение 8 72
Приложение 9 73
Приложение 10
Журналистский текст, как и любой другой текст, воздействует на сознание аудитории. В связи с этим, журналист, как автор текста, несет ответственность за те смыслы, мнения и настроения, которые формируют его тексты. Журналисты массовых изданий - это те люди, которые воздействуют на сознание массовой аудитории. Создавая те или иные, по психологическому воздействию типы текстов, они могут вызывать страх, ориентировать читателя на продуктивную деятельность или развлечения, способствовать рациональному осмыслению ситуации или ее эмоциональному восприятию, поэтому мы считаем, что исследование нашей темы является актуальным.
Объектом выпускной квалификационной работы является журналистский текст, а ее предметом - психологические типы текстов в массовом издании. Цель работы - выявление характерных особенностей публикации текстов различных психологических типов в издании «Комсомольская правда».
В связи с целью были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа теоретической литературы, дать общую характеристику журналистского текста и выявить его специфику.
2. Выяснить каким образом журналистский текст оказывает психологическое воздействие на аудиторию.
3. Изучить концепции различных авторов в области классификации типов психологического воздействия журналистских текстов на аудиторию.
4. Дать типологическую характеристику исследуемого издания «Комсомольская правда».
5. Посредством контент-анализа исследовать частоту встречаемости и характер публикаций текстов различных психологических типов.
Теоретической основой работы послужили работы различных авторов: В.В. Ворошилова, Е.Е. Прониной, Ю.М. Лотмана, А.М. Коршунова и В.В. Мантатова, а также В.Ф. Олешко, Е.П. Прохорова, О.В. Лагутиной, Б.Я. Мисожникова. Тексты Б.Я. Мисожникова и Ю.М. Лотмана помогли нам в рассмотрении понятия журналистского текста. Работы В.В. Ворошилова,
А.В. Колесниченко, Е.П. Прохорова, Н.М. Кима были использованы при изучении структуры и составных частей журналистского текста. Статьи и монографии В.Ф. Олешко, Е.Е. Прониной, А.И. Соловьев пригодились нам при рассмотрении психологических характеристик журналистских текстов. Труды О.В. Лагутиной и Е.А. Сазонова были полезны при характеристике типа массового издания.
Методологической основой работы стали классификация психологических типов текстов, предложенная Е.Е. Прониной; схема типологического анализа А.И. Акопова; концепция журналистского текста Б.Я. Мисожникова. При исследовании были использованы определенные методы: логические методы (анализ, синтез); эмпирические методы (наблюдение, сравнение); дисциплинарные методы (социологические - контент анализ, журналистские - типологический анализ СМИ).
Эмпирической базой исследования послужили номера издания «Комсомольская правда» (еженедельный выпуск), опубликованные за период с 1 апреля 2016 года по 1 апреля 2017 года. Всего нами было проанализировано 12 номеров издания (по одному случайно выбранному за каждый месяц), 250 материалов газеты (опубликованных в данных
выпусках).
Практическая значимость данной работы состоит в возможности ее использования при подготовке будущих журналистов, а также - для анализа авторами собственных журналистских текстов.
Работа состоит из оглавления, введения, двух глав (трех и двух параграфов соответственно), заключения, списка использованных источников и литературы, а также 11 приложений. Во введении сформулированы объект, предмет, цель и задачи работы, описаны теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования. В первой главе изучено понятие журналистского текста, выявлены его особенности по сравнению с другими текстами; проанализировано понятие психологического воздействия текста на аудиторию и исследован механизм его реализации; также изучены концепции авторов по описанию различных психологических типов журналистских текстов. Во второй главе дана типологическая характеристика издания «Комсомольская правда», определены наиболее часто встречающиеся психологические типы текстов, выявлены особенности их публикации. В заключении сделаны выводы, полученные из проведенного исследования. Список источников и литературы содержит описание теоретической и эмпирической базы исследования.
Объектом выпускной квалификационной работы является журналистский текст, а ее предметом - психологические типы текстов в массовом издании. Цель работы - выявление характерных особенностей публикации текстов различных психологических типов в издании «Комсомольская правда».
В связи с целью были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа теоретической литературы, дать общую характеристику журналистского текста и выявить его специфику.
2. Выяснить каким образом журналистский текст оказывает психологическое воздействие на аудиторию.
3. Изучить концепции различных авторов в области классификации типов психологического воздействия журналистских текстов на аудиторию.
4. Дать типологическую характеристику исследуемого издания «Комсомольская правда».
5. Посредством контент-анализа исследовать частоту встречаемости и характер публикаций текстов различных психологических типов.
Теоретической основой работы послужили работы различных авторов: В.В. Ворошилова, Е.Е. Прониной, Ю.М. Лотмана, А.М. Коршунова и В.В. Мантатова, а также В.Ф. Олешко, Е.П. Прохорова, О.В. Лагутиной, Б.Я. Мисожникова. Тексты Б.Я. Мисожникова и Ю.М. Лотмана помогли нам в рассмотрении понятия журналистского текста. Работы В.В. Ворошилова,
А.В. Колесниченко, Е.П. Прохорова, Н.М. Кима были использованы при изучении структуры и составных частей журналистского текста. Статьи и монографии В.Ф. Олешко, Е.Е. Прониной, А.И. Соловьев пригодились нам при рассмотрении психологических характеристик журналистских текстов. Труды О.В. Лагутиной и Е.А. Сазонова были полезны при характеристике типа массового издания.
Методологической основой работы стали классификация психологических типов текстов, предложенная Е.Е. Прониной; схема типологического анализа А.И. Акопова; концепция журналистского текста Б.Я. Мисожникова. При исследовании были использованы определенные методы: логические методы (анализ, синтез); эмпирические методы (наблюдение, сравнение); дисциплинарные методы (социологические - контент анализ, журналистские - типологический анализ СМИ).
Эмпирической базой исследования послужили номера издания «Комсомольская правда» (еженедельный выпуск), опубликованные за период с 1 апреля 2016 года по 1 апреля 2017 года. Всего нами было проанализировано 12 номеров издания (по одному случайно выбранному за каждый месяц), 250 материалов газеты (опубликованных в данных
выпусках).
Практическая значимость данной работы состоит в возможности ее использования при подготовке будущих журналистов, а также - для анализа авторами собственных журналистских текстов.
Работа состоит из оглавления, введения, двух глав (трех и двух параграфов соответственно), заключения, списка использованных источников и литературы, а также 11 приложений. Во введении сформулированы объект, предмет, цель и задачи работы, описаны теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования. В первой главе изучено понятие журналистского текста, выявлены его особенности по сравнению с другими текстами; проанализировано понятие психологического воздействия текста на аудиторию и исследован механизм его реализации; также изучены концепции авторов по описанию различных психологических типов журналистских текстов. Во второй главе дана типологическая характеристика издания «Комсомольская правда», определены наиболее часто встречающиеся психологические типы текстов, выявлены особенности их публикации. В заключении сделаны выводы, полученные из проведенного исследования. Список источников и литературы содержит описание теоретической и эмпирической базы исследования.
Мы исследовали психологические типы тестов в издании «Комсомольская правда». Это было сделано для того, чтобы выявить особенности данных текстов. Тексты в массовых изданиях отличаются от любых других текстов особенными признаками. Журналистский тексты в «Комсомольской правде» отличаются своим познавательным и развлекательным аспектом. Встречаются материалы с конкретными проблемами, но их мало. Журналистский текст обладает следующими чертами: познавательность, развлекательность, сенсационность, мало проблем в текстах, фактичность и образность в одинаковом соотношении.
Любой текст оказывает определенное психологическое воздействие на аудиторию. Тексты «Комсомольской правды» оказывают определенное воздействие на аудиторию. Гедонистические, смысловыявляющие, мифологические направлены на развлечение аудитории: они рассказывают интересные, занимательные, устрашающие, познавательные факты из событий в мире или из жизни отдельных людей. Часть убеждающих текстов также рассказывает интересные факты. Убеждающий и прагматический текст направлены на более серьезные темы. Они заставляют задуматься; сообщают о конкретных проблемах и их решении. Они оказывают воздействие на разум читателя: заставляют подумать, попытаться найти ответ, научиться чему - то (самостоятельно решать проблемы, повысить уровень грамотности в той или иной сфере). Более полезными по психологическому воздействию являются убеждающие и прагматические тексты - они помогают человеку самому контролировать свою жизнь и управлять ею; смысловыявляющие, гедонистические и мифологические преследуют развлекательные цели, либо стараются внушить читателю определенные эмоции, установки, воздействовать на него через устрашающие, развлекательные или другие истории.
Кроме того, журналистские тексты создаются в различных жанрах - информационных, аналитических, художественно-публицистических. В «Комсомольской правде» встречаются все виды жанров в определенном соотношении. Прагматические и гедонистические тексты тяготеют к информационным жанрам, убеждающие - к аналитическим, мифологические и смысловыявляющие - к художественно-публицистическим. Это говорит о том, что прагматические и гедонистические тексты направлены на поверхностное, обзорное освещение темы и вариантов развития событий. Убеждающие тексты направлены на более глубокое, развёрнутое освещение темы, раскрытие деталей и нюансов определённой ситуации, выявление ее прогнозов и перспектив. Мифологические и смысловыявляющие тексты дают интересную, красочную, загадочную историю, где читателю предоставляют право самому додумать некоторые элементы повествования.
Еще одним элементом выразительности является структура текста. Она разная в разных типах текстов. Во всех типах текстов «Комсомольской правды» заголовки соответствуют тексту публикации. Встречаются затяжные лиды. Больше всего их в смысловыявляющем, убеждающем, гедонистическом типах текстов. Журналистские материалы «КП» мало привязаны к информационным поводам, особенно это заметно в прагматических и убеждающих текстах. Все типы текстов отличаются авторской подачей материала. К сожалению, в большинстве текстов, и особенно - в мифологических, смысловыявляющих, гедонистических - почти нет конкретных проблем. Больше всего проблемная подача материала характерна для прагматических и убеждающих текстов .
Как мы выяснили, для «Комсомольской правды» более характерны материалы, соответствующие прагматическому типу текстов (39 % проанализированных материалов). Это значит, что издание нацелено на принесение конкретной пользы читателю: научить его самостоятельно решать жизненные проблемы, находить выход из трудных ситуаций.
Гедонистические тексты (24 % материалов), смысловыявляющие (22 % материалов), мифологические (5 % материалов) и убеждающие тексты (10 % материалов) просто рассказывают истории. Некоторые - более детально и аналитически (убеждающий, смысловыявляющий), другие - более поверхностно и эмоционально (гедонистический, мифологический). Одни тексты по исполнению являются более сухими, фактичными (убеждающие, прагматические), вторые - более яркими и насыщенными (мифологические, смысловыявляющие, гедонистические, отчасти - убеждающие). Газета «Комсомольская правда» ориентирована на то, чтобы предоставить читателю интересную, развлекательную, познавательную информацию о мире. Лишь некоторая часть текстов освещает конкретные проблемы.
Любой текст оказывает определенное психологическое воздействие на аудиторию. Тексты «Комсомольской правды» оказывают определенное воздействие на аудиторию. Гедонистические, смысловыявляющие, мифологические направлены на развлечение аудитории: они рассказывают интересные, занимательные, устрашающие, познавательные факты из событий в мире или из жизни отдельных людей. Часть убеждающих текстов также рассказывает интересные факты. Убеждающий и прагматический текст направлены на более серьезные темы. Они заставляют задуматься; сообщают о конкретных проблемах и их решении. Они оказывают воздействие на разум читателя: заставляют подумать, попытаться найти ответ, научиться чему - то (самостоятельно решать проблемы, повысить уровень грамотности в той или иной сфере). Более полезными по психологическому воздействию являются убеждающие и прагматические тексты - они помогают человеку самому контролировать свою жизнь и управлять ею; смысловыявляющие, гедонистические и мифологические преследуют развлекательные цели, либо стараются внушить читателю определенные эмоции, установки, воздействовать на него через устрашающие, развлекательные или другие истории.
Кроме того, журналистские тексты создаются в различных жанрах - информационных, аналитических, художественно-публицистических. В «Комсомольской правде» встречаются все виды жанров в определенном соотношении. Прагматические и гедонистические тексты тяготеют к информационным жанрам, убеждающие - к аналитическим, мифологические и смысловыявляющие - к художественно-публицистическим. Это говорит о том, что прагматические и гедонистические тексты направлены на поверхностное, обзорное освещение темы и вариантов развития событий. Убеждающие тексты направлены на более глубокое, развёрнутое освещение темы, раскрытие деталей и нюансов определённой ситуации, выявление ее прогнозов и перспектив. Мифологические и смысловыявляющие тексты дают интересную, красочную, загадочную историю, где читателю предоставляют право самому додумать некоторые элементы повествования.
Еще одним элементом выразительности является структура текста. Она разная в разных типах текстов. Во всех типах текстов «Комсомольской правды» заголовки соответствуют тексту публикации. Встречаются затяжные лиды. Больше всего их в смысловыявляющем, убеждающем, гедонистическом типах текстов. Журналистские материалы «КП» мало привязаны к информационным поводам, особенно это заметно в прагматических и убеждающих текстах. Все типы текстов отличаются авторской подачей материала. К сожалению, в большинстве текстов, и особенно - в мифологических, смысловыявляющих, гедонистических - почти нет конкретных проблем. Больше всего проблемная подача материала характерна для прагматических и убеждающих текстов .
Как мы выяснили, для «Комсомольской правды» более характерны материалы, соответствующие прагматическому типу текстов (39 % проанализированных материалов). Это значит, что издание нацелено на принесение конкретной пользы читателю: научить его самостоятельно решать жизненные проблемы, находить выход из трудных ситуаций.
Гедонистические тексты (24 % материалов), смысловыявляющие (22 % материалов), мифологические (5 % материалов) и убеждающие тексты (10 % материалов) просто рассказывают истории. Некоторые - более детально и аналитически (убеждающий, смысловыявляющий), другие - более поверхностно и эмоционально (гедонистический, мифологический). Одни тексты по исполнению являются более сухими, фактичными (убеждающие, прагматические), вторые - более яркими и насыщенными (мифологические, смысловыявляющие, гедонистические, отчасти - убеждающие). Газета «Комсомольская правда» ориентирована на то, чтобы предоставить читателю интересную, развлекательную, познавательную информацию о мире. Лишь некоторая часть текстов освещает конкретные проблемы.



