ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Журналистский текст и его воздействие на аудиторию 6
1.1. Общая характеристика журналистского текста 6
1.2. Психологическое воздействие журналистского текста на аудиторию. ... 11
1.3. Психологические типы журналистских текстов 16
ГЛАВА 2. Психологические типы текстов в издании «Комсомольская правда» 27
2.1. Типологическая характеристика издания «Комсомольская правда» 27
2.2. Характеристика психологических типов текстов в газете «Комсомольская правда» 37
2.3. Особенности структуры психологических типов текстов в издании
«Комсомольская правда» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
Библиографический список 59
использованных источников и литературы 59
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Приложение 3 67
Приложение 4 68
Приложение 5 69
Приложение 6 70
Приложение 7 71
Приложение 8 72
Приложение 9 73
Приложение 10
Журналистский текст, как и любой другой текст, воздействует на сознание аудитории. В связи с этим, журналист, как автор текста, несет ответственность за те смыслы, мнения и настроения, которые формируют его тексты. Журналисты массовых изданий - это те люди, которые воздействуют на сознание массовой аудитории. Создавая те или иные, по психологическому воздействию типы текстов, они могут вызывать страх, ориентировать читателя на продуктивную деятельность или развлечения, способствовать рациональному осмыслению ситуации или ее эмоциональному восприятию, поэтому мы считаем, что исследование нашей темы является актуальным.
Объектом выпускной квалификационной работы является журналистский текст, а ее предметом - психологические типы текстов в массовом издании. Цель работы - выявление характерных особенностей публикации текстов различных психологических типов в издании «Комсомольская правда».
В связи с целью были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа теоретической литературы, дать общую характеристику журналистского текста и выявить его специфику.
2. Выяснить каким образом журналистский текст оказывает психологическое воздействие на аудиторию.
3. Изучить концепции различных авторов в области классификации типов психологического воздействия журналистских текстов на аудиторию.
4. Дать типологическую характеристику исследуемого издания «Комсомольская правда».
5. Посредством контент-анализа исследовать частоту встречаемости и характер публикаций текстов различных психологических типов.
Теоретической основой работы послужили работы различных авторов: В.В. Ворошилова, Е.Е. Прониной, Ю.М. Лотмана, А.М. Коршунова и В.В. Мантатова, а также В.Ф. Олешко, Е.П. Прохорова, О.В. Лагутиной, Б.Я. Мисожникова. Тексты Б.Я. Мисожникова и Ю.М. Лотмана помогли нам в рассмотрении понятия журналистского текста. Работы В.В. Ворошилова,
А.В. Колесниченко, Е.П. Прохорова, Н.М. Кима были использованы при изучении структуры и составных частей журналистского текста. Статьи и монографии В.Ф. Олешко, Е.Е. Прониной, А.И. Соловьев пригодились нам при рассмотрении психологических характеристик журналистских текстов. Труды О.В. Лагутиной и Е.А. Сазонова были полезны при характеристике типа массового издания.
Методологической основой работы стали классификация психологических типов текстов, предложенная Е.Е. Прониной; схема типологического анализа А.И. Акопова; концепция журналистского текста Б.Я. Мисожникова. При исследовании были использованы определенные методы: логические методы (анализ, синтез); эмпирические методы (наблюдение, сравнение); дисциплинарные методы (социологические - контент анализ, журналистские - типологический анализ СМИ).
Эмпирической базой исследования послужили номера издания «Комсомольская правда» (еженедельный выпуск), опубликованные за период с 1 апреля 2016 года по 1 апреля 2017 года. Всего нами было проанализировано 12 номеров издания (по одному случайно выбранному за каждый месяц), 250 материалов газеты (опубликованных в данных
выпусках).
Практическая значимость данной работы состоит в возможности ее использования при подготовке будущих журналистов, а также - для анализа авторами собственных журналистских текстов.
Работа состоит из оглавления, введения, двух глав (трех и двух параграфов соответственно), заключения, списка использованных источников и литературы, а также 11 приложений. Во введении сформулированы объект, предмет, цель и задачи работы, описаны теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования. В первой главе изучено понятие журналистского текста, выявлены его особенности по сравнению с другими текстами; проанализировано понятие психологического воздействия текста на аудиторию и исследован механизм его реализации; также изучены концепции авторов по описанию различных психологических типов журналистских текстов. Во второй главе дана типологическая характеристика издания «Комсомольская правда», определены наиболее часто встречающиеся психологические типы текстов, выявлены особенности их публикации. В заключении сделаны выводы, полученные из проведенного исследования. Список источников и литературы содержит описание теоретической и эмпирической базы исследования.
Мы исследовали психологические типы тестов в издании «Комсомольская правда». Это было сделано для того, чтобы выявить особенности данных текстов. Тексты в массовых изданиях отличаются от любых других текстов особенными признаками. Журналистский тексты в «Комсомольской правде» отличаются своим познавательным и развлекательным аспектом. Встречаются материалы с конкретными проблемами, но их мало. Журналистский текст обладает следующими чертами: познавательность, развлекательность, сенсационность, мало проблем в текстах, фактичность и образность в одинаковом соотношении.
Любой текст оказывает определенное психологическое воздействие на аудиторию. Тексты «Комсомольской правды» оказывают определенное воздействие на аудиторию. Гедонистические, смысловыявляющие, мифологические направлены на развлечение аудитории: они рассказывают интересные, занимательные, устрашающие, познавательные факты из событий в мире или из жизни отдельных людей. Часть убеждающих текстов также рассказывает интересные факты. Убеждающий и прагматический текст направлены на более серьезные темы. Они заставляют задуматься; сообщают о конкретных проблемах и их решении. Они оказывают воздействие на разум читателя: заставляют подумать, попытаться найти ответ, научиться чему - то (самостоятельно решать проблемы, повысить уровень грамотности в той или иной сфере). Более полезными по психологическому воздействию являются убеждающие и прагматические тексты - они помогают человеку самому контролировать свою жизнь и управлять ею; смысловыявляющие, гедонистические и мифологические преследуют развлекательные цели, либо стараются внушить читателю определенные эмоции, установки, воздействовать на него через устрашающие, развлекательные или другие истории.
Кроме того, журналистские тексты создаются в различных жанрах - информационных, аналитических, художественно-публицистических. В «Комсомольской правде» встречаются все виды жанров в определенном соотношении. Прагматические и гедонистические тексты тяготеют к информационным жанрам, убеждающие - к аналитическим, мифологические и смысловыявляющие - к художественно-публицистическим. Это говорит о том, что прагматические и гедонистические тексты направлены на поверхностное, обзорное освещение темы и вариантов развития событий. Убеждающие тексты направлены на более глубокое, развёрнутое освещение темы, раскрытие деталей и нюансов определённой ситуации, выявление ее прогнозов и перспектив. Мифологические и смысловыявляющие тексты дают интересную, красочную, загадочную историю, где читателю предоставляют право самому додумать некоторые элементы повествования.
Еще одним элементом выразительности является структура текста. Она разная в разных типах текстов. Во всех типах текстов «Комсомольской правды» заголовки соответствуют тексту публикации. Встречаются затяжные лиды. Больше всего их в смысловыявляющем, убеждающем, гедонистическом типах текстов. Журналистские материалы «КП» мало привязаны к информационным поводам, особенно это заметно в прагматических и убеждающих текстах. Все типы текстов отличаются авторской подачей материала. К сожалению, в большинстве текстов, и особенно - в мифологических, смысловыявляющих, гедонистических - почти нет конкретных проблем. Больше всего проблемная подача материала характерна для прагматических и убеждающих текстов .
Как мы выяснили, для «Комсомольской правды» более характерны материалы, соответствующие прагматическому типу текстов (39 % проанализированных материалов). Это значит, что издание нацелено на принесение конкретной пользы читателю: научить его самостоятельно решать жизненные проблемы, находить выход из трудных ситуаций.
Гедонистические тексты (24 % материалов), смысловыявляющие (22 % материалов), мифологические (5 % материалов) и убеждающие тексты (10 % материалов) просто рассказывают истории. Некоторые - более детально и аналитически (убеждающий, смысловыявляющий), другие - более поверхностно и эмоционально (гедонистический, мифологический). Одни тексты по исполнению являются более сухими, фактичными (убеждающие, прагматические), вторые - более яркими и насыщенными (мифологические, смысловыявляющие, гедонистические, отчасти - убеждающие). Газета «Комсомольская правда» ориентирована на то, чтобы предоставить читателю интересную, развлекательную, познавательную информацию о мире. Лишь некоторая часть текстов освещает конкретные проблемы.
1. Атлас СМИ [Электронный ресурс], газета “Комсомольская правда»/ Режим доступа: http://www.mediageo.ru/fedpressa/ezhednev/koms-pravda.html. Дата обращения: 1. 05. 2017.
2. Энциклопедия “Биржевой лидер» [электронный ресурс]; История "Комсомольской правды" до наших дней / Режим доступа: http://www.profi- forex.org/wiki/komsomolskaya-pravda.htmlм. Дата обращения: 14.04.2017.
3. Media-online [электронный ресурс], «Комсомольская правда»: рейтинг
самых читаемых тем/ режим доступа: https://www.media-
online.ru/index.php3?id=156168. Дата обращения: 02.05.2017.
4. Комсомольская правда. Главные новости недели: общественно - полит. газ. / учредитель ЗАО «Комсомольская правда. Издательский дом». - 1992, август - . - Москва - Еженед.
2016, № 10 - № 51;
2017, № 1 - № 13.
Список использованной литературы.
5. Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика: учеб. пособие / А.И. Акопов. - ВГУ, 2002. - 368 с.
6. Акопов А.И. «Общий курс издательского дела»: учеб. пособие / А.И. Акопов. - М.: Воронеж, 2004. - 220 с.
7. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 290 с.
8. Анненкова И.В. Медиадискурс ХХ1 века. Лингвофилософский аспект языка СМИ: дис. ... д - ра филологических наук: 03.10.11 / И.В. Аненкова. - Москва, 2011. - 391 с.
9. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986 г. - 162 с.
10. Богомолова, Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения: учеб. пособие для вузов / Н.Н. Богомолова. - М.: МГУ, 1991. - 265 с.
11. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. - М.: ИНФРА, 1999. - 224 с.
12. Былинский К.И. Язык газеты: избранные работы: учеб. пособие / К.И. Былинский. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1996. - 304 с.
13. Васильева, Л.А. Делаем новости: учеб. пособие / Л.А. Васильева. - М.: «Аспект Пресс», 2003. - 299 с.
14. Володина M.H. Язык СМИ - основное средство воздействия на
массовое сознание [Электронный ресурс]: учебник / М.Н.Володина. - Электрон.дан. - М., 2007. - 39 с. Режим доступа:
http://genhis.philol.msu.ru/article_262.shtml(дата обращения: 12.04.2014).
15. Ворошилов В.В. Журналистика: учеб. пособие / В.В. Ворошилов. - М.: СПб Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 447 с.
16. Горохов В.Н. Газетно-журнальные жанры. - М., 1993. С. 162
17. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебник для вузов/
А.А. Грабельников. - М.: РИП - холдинг, 2001. - 274 с.
18. Грабельников А.А Русская журналистика на рубеже тысячелетий: учеб. пособие / А.А. Грабельников. - М.: РИП - холдинг, 2001. - 336 с.
19. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра/ С.М. Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 134 с.
20. Гусев Д.В. [Электронный ресурс] Краткий курс лекций по дисциплине «Психология массовой коммуникации» статья / Д.В. Гусев, с. 120. Режим доступа:
http://studme.org/47129/psihologiya/psihologiya_massovoy_kommunikatsii. Дата обращения: 23.04.2017
21. Дмитриев Л.А. Законы творчества: учеб. пособие / - М.: ИПК, 2006. - 56 с.
22. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы,
защита: учеб. пособие / Е.Л. Доценко. - М.: МГУ, 2010. - 344 с.
23. Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию: хрестоматия/ Б.Н. Лозовский. - М.: Высшая школа, 1993. - 303 с.
24. Золотова Е. С, Надейкина Е. В. Влияние социально - демографических характеристик аудитории на восприятие печатного журналистского текста (на примере качественных и массовых изданий) // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2015. - №2. - С 13 - 17.
25. Ким М.Н. Технологи создания журналистского произведения: учеб. пособие / М.Н. Ким. - М.: СПб Изд-во Михайлова В.А., 2001, - 320 С.
26. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста: учеб. пособие / А.В. Колесниченко. - М.: «Аспект Пресс», 2013. - 329 с.
27. Кормилицына М.А. Язык СМИ: учеб. пособие / М.А. Кормилицына, О.Б. Сиротинина. - М.: Флинта, 2015. - 93 с.
28. Коршунов А. М. Теория отражения и эвристическая роль знаков: учеб. пособие / А.М. Коршунов, В.В. Мантатов. - М.: Изд. Моск - го ун - та, 1974. - 127 с.
29. Кузин В.И. Психологическая культура журналиста: учеб. пособие /
В.И. Кузин. - М.: СПБгу, 2011. - 205 с.
30. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб.
пособие / Г.В. Лазутина. - М.: «Аспект Пресс», 2001. - 240 с.
31. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества:
учеб. пособие / Г.В. Лазутина. - М.: Моск. ун-та, 1988. - 79 с.
32. Лазутина Л.В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб.
пособие / Л.В. Лазутина - М.: «Аспект Пресс», 2004. - 240 с.
33. Лукина М.М. Технология интервью: учеб. пособие / М.М. Лукина. - М.: «АспектПресс», 2003. - 87 с.
34. Лотман Ю.М. Текст в тексте: учеб. пособие / Ю.М. Лотман. - М.: РОССПЭН, 1981. - 309 с.
35. Мельник Г.С. Психология профессионального общения в журналистике: учеб. пособие / Г.С. Мельник. - М.: СПБГУ, 2011. - 130 с.
36. Мечет О.М. Особенности развития системы массовой информации в постсоветской России: учеб. пособие / О.М. Мечет. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 113 с.
37. Мирошниченко А.А. Когда умрут газеты: учеб. пособие / А.А. Мирошниченко - М.: Книжный мир, 2011. - 384 с.
38. Мисожников Б.Я. Журналистика - введение в специальность: учеб. пособие / Б.Я. Мисожников. - М.: СПБГУ, 2012. - 213 с.
39. Никулина С.А. Психология массовой коммуникации: учеб. пособие /
С.А. Никулина. - М.: Директ - Медиа, 2014. - 170 с.
40. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество: учеб. пособие / В.Ф. Олешко. - М.: РИП-холдинг, 2012. - 222 с.
41. Олешко В.Ф. Психология журналистики: учеб. пособие / В.Ф. Олешко
- М.: СПБГУ, 2012. - 240 с.
42. Осетрова Е.В. Речевые жанры СМИ: теория и практика: учеб. пособие / Е.В. Осетрова. - М.: СФУ, 2012. - 68 с.
43. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории: учеб. пособие / Б.Д. Парыгин. - М.: Мысль, 1971. - 351 с.
44. Пельт В. Д. Информация в газете: учеб. пособие / В.Д. Пельт. - М.: Изд
- во МГУ, 1980. - 63 с.
45. Прозоров В.В. Власть и свобода журналистики: учеб. пособие / В.В. Прозоров. - М.: Флинта - Наука, 2012. - 240 с.
46. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества: учеб. пособие / Е.Е. Пронина. - М.: КДУ, 2009. - 322 с.
47. Прохоров Е.П. Введение в журналистику: учеб. пособие / Е.П. Прохоров - М.: «АспектПресс», 2012. - 351 с.
48. Прохоров Е.П. Журналист и массовое сознание: учеб. пособие / Е.П. Прохоров. - М.: РИП - Холдинг, 2007. - 94 с.
49. Рощин, С. К. Психология и журналистика: учеб. пособие / С.К. Рощин.
- М.: 1989. - 190 с.
50. Сазонов Е.А. "Желтая" пресса в контексте развития печати XX века (социокультурный аспект): Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10/ Е.А. Сазонов.
- Воронеж, 2004. - 260 с.
51. Свитич Л.Г. Профессия: журналист: учеб. пособие / Л.Г. Свитич. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 255 с.
52. Синдяев А.В. Особенности аудитории российских СМИ / А.В. Синдяев.
- М.: Лаборатория книги, 2012. - 217 с.
53. Симонов А. К. Журналист в поисках информации: учеб. пособие / А.К. Симонов - М.: Галерия, 2004. - 180 с.
54. Соловьев А.И. Политическая теория, политические технологии: учеб. пособие / А.И. Соловьев, М.: «Аспект Пресс», 2006. - 559 с.
55. Сосновская А.М. Журналист: личность и профессионал: учеб. пособие /
А.М. Сосновская. - М.: Роза мира, 2009. - 205 с.
56. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А.А. Тертычный. - М.: «Аспект Пресс», 2017. - 320 с.
57. Трофимова О.В. Публицистический текст: учеб. пособие / О.В. Трофимова, Н.В. Кузнецова. - М.: Флинта, 2016 - 16 с.
58. Шестернина А.М. Психология журналистики: учеб. пособие / А.М. Шестерина. - М.: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2010. - 31 с.
59. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования
[Электронный ресурс]. Учебное пособие // Ответственный редактор: д.ф.н. проф. Володина М.Н. - Электрон.дан. - М.: Изд-во Московского
университета, 2003. - 460 с. - Режим доступа:
http://www.evartist.narod.ru/text12/01.htm(дата обращения: 28.04.2014).
60. Ященко Е.Ф. Структура методов воздействия журналистов на сознание людей, используемых на страницах периодической печати. (на примере российского медиарынка) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2013. - №1. - С 6 - 10.