Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОП-МУЗЫКИ 20 И 21 ВЕКОВ

Работа №30834

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
477
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТОВ ПОП-МУЗЫКИ 7
1.1 История становления российской поп-музыки 7
1.2 Тексты поп-песен как явление массовой литературы 13
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОП-ПЕСЕН 26
2.1 Методика психологического анализа текстов 26
2.2 Анализ текстов песен XX и XXI века 32
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность работы. Текст как продукт психической деятельности всегда был интересен психологам. Собирая сведения о тексте, исследователям удалось многое понять из того, как они соотносятся с особенностью личности человека. Обработка полученных результатов — большой труд, поскольку нужно обследовать тысячи и тысячи рисунков, перечитать и проанализировать многие страницы текстов и отдельных росчерков, чтобы за рисунком и надписью научиться видеть индивидуальность человека, его личностные качества и волнующие его проблемы.
В современном мире песня как один из трех китов, на котором стоит музыка, своим текстовым содержанием стала использовать в целях манипуляции сознанием человека. К сожалению, возможность слушать музыку, положительно влияющую на психику, весьма ограничена. Большинство музыкальных произведений обрушивающих на нас радио, телевидением, маршрутными такси, сотовыми телефонами, вызывают в нас гамму чувств от нейтральных до тоски, раздражения, сверх - возбуждения (при массовом прослушивании доводящих до состояния аффекта, агрессии). Таким образом, музыка несет на себе определенные социальные функции, оказывая воздействие на социальные процессы развития человека, а значит и человечества.
Современная поп-музыка охватывает разнообразные стили и жанры развлекательной эстрадной музыки, она сосредотачивает внимание молодежи и населения пожилого возраста в силу ее ориентации на широкий круг пользователей.
Наверное, любой человек замечал влияние музыки на себе, но не акцентировал на этом внимание. Так, услышав незамысловатый текст попсовой песни, человек невольно начинает напевать ее, просто узнав знакомые нотки. Справедливо отметить, что современная популярная музыка не блещет текстами песен, как правило — это набор незамысловатых фраз.
Известно, что именно музыка может сублимировать эмоции, чувства, душевные состояния человека, включая такой широкий спектр положительных эмоций как радость, ощущение чистоты, гармонии, покоя. Вместе с тем, она может вызывать истерию, депрессию и другие психические расстройства. Популярная музыка не отражает культуру общества в данный момент, она склонна придерживаться тенденций моды.
На сегодняшний день психологическому анализу текстов популярной музыки практически не отводится внимания в силу сложившегося мнения о минимальной смысловой нагрузки. Однако нельзя недооценивать силу влияния «попсы» на массовую аудиторию. Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования.
Степень изученности проблемы. Следует отметить, что на сегодняшний день практически нет работ, посвященных психологическому анализу текстов популярных песен. Однако в рамках данной работы необходимо базироваться на фундаментальных трудах, которые освещали вопросы психолингвистического анализа художественных и политических текстов.
Возникновение системных идей в лингвистике восходит к глубокой древности. Древнеиндийские и древнегреческие грамматики, стремясь познать законы бытия языка, описывали его как систему, то есть как целостность, характеризующуюся внутренними структурными свойствами и внешними связями. Много идей по анализу текста было высказано В. Гумбольдтом, И. А. Бодуэном де Куртене, Ф. де Соссюром. Много интересного в исследование языка внесла Пражская лингвистическая школа, представителями которой являются Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон и др. Известна Копенгагенская школа изучения языка, которая пыталась создать универсальную теорию языка. Классические и новейшие школы структурного анализа языка занимаются исследованием системных и структурных свойств языка, но не речи. Речь далеко не всегда рассматривается как система. Современные исследования языка большей частью разрозненны и нуждаются в интеграции.
Основные вехи психологического анализа текста заложены в трудах А. А. Потебни, Д. Н. Овсянико-Куликовского, Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, И. С. Нарского, А. А. Брудного, В. Ф. Петренко, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева и др.
Проблемы контекста в рамках системного изучения текста были обозначены в работах Н. С. Куликовой, Н. Н. Амосовой, Г. В. Колшанского, Г. А. Брутяна, В. Я. Миркина, А. Н. Уемова и др.
Процесс понимания текста был исследован в работах А. В. Антонова, Ю. М. Лотмана, Ю. А. Шерковина, А. П. Назаретяна, А. А. Брудного, Л. П. Доблаева, Т. М. Дридзе, Г. И. Рузавина и др.
Объект исследования - популярная музыка ХХ-ХХ1 вв.
Предмет исследования - тексты песен популярной музыки ХХ-ХХ1 вв.
Цель исследование - провести психологический анализ тематики песен ХХ-ХХ1 вв.
Цель исследования предопределила постановку следующих задач:
1. Раскрыть основные моменты в истории становления поп-музыки;
2. Объяснить возникновение текстов поп-песен;
3. Рассмотреть существующие методы анализа текстов произведений и на их основе предложить методы анализа текстов популярных песен ХХ- ХХ1 вв.;
4. Провести сравнительный анализ текстов популярных песен по определенным тематикам.
Научная новизна работы заключается в том, что в работе предприняты попытки сформулировать основные принципы методов анализа текстов поп-песен отечественной эстрады с упором на контентанализ и интент-анализ. Также в работе при помощи объяснения принципа работы окна Овертона раскрывается специфика внедрения в тексты поп- песен социально-острых тем (тема гомосексуализма в текстах поп-песен).
Методы исследования: интент-анализ, контент-анализ.
Практическая значимость работы. Данная работа имеет практическое значение для развития социологии культуры, социологии музыки и социологии массовой коммуникации, так как материалы работы могут быть использованы для разработки исследовательских программ в контексте изучения масс-медиа, медиа-рынка музыкальной продукции. Также следует отметить, что материалы работы применимы при разработке образовательных программ для студентов, магистрантов, аспирантов социологических, искусствоведческих факультетов, психологов, маркетологов и специалистов по PR-менеджменту. Возможно включение материалов работы в специализированные курсы по актуальным проблемам формирования массовой культуры.
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка использованных источников. В рамках первой главы рассмотрены теоретические аспекты психологического анализа текстов поп-музыки. Вторая глава посвящена поиску оптимальной методики психологической оценки текстов поп-песен, а также анализу тематики песен ХХ-ХХ1 веков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках первой главы было выявлено, что поп-музыка - музыкальный жанр, который обладает свойственными ему признаками, функциями и особенностями, среди которых следует выделить: тиражирование произведений средствами массовой информации; унифицированность музыкально-поэтических инструментов;
направленность на развлекательный аспект, легкость восприятия; ориентирование на молодежную аудиторию.
Основной формой воздействия поп-музыки на человека является песня, для которой характерны легкость и простота восприятия мелодии. Благодаря этому происходит активизация творческих способностей и креативного мышления слушателя, создается ощущение гармонии или дисгармонии. С одной стороны, это воздействие способно формировать и укреплять межличностные отношения, объединять одним настроением и мнением; с другой - поп-музыка выступает в качестве создателя пассивного потребителя.
Несмотря на то, что поп-музыка остановилась в своем развитии и имеет стандартную схему воспроизведения, она влияет на создание и развитие новых форм музыкального взаимодействия музыкантов, исполнителей и аудитории.
Анализ текстов поп-песен должен, по нашему мнению, учитывать тот факт, что они конструируются по законам шоу-бизнеса и функционируют на его поле. Это специфический вид медийной словесности, который заодно является фактом культуры, литературы, но и индустрии, так же, как и другие жанры массовой литературы: детективы, триллеры, боевики, мелодрамы, «розовые» романы или хоррор. Поп-песня является синтетическим феноменом, и ее тексты приобретают смысл только в контексте целостного перфоманса, который зависит от исполнительского мастерства, видеоряда и рецепции публикой. Дальнейшее рассмотрение этого паралитературного явления должно быть направлено на конкретные проявления, то есть тексты песен.
В рамках второй главы были рассмотрены основные методы психолингвистического анализа текста. По нашему мнению, для психологического анализа текстов поп-песен целесообразно использовать интент-анализ с соответствующими корректировками его этапов, а именно:
1. В силу простоты текстов поп-музыки не делить текст на фрагменты, а анализировать наличие интенции в целом объеме;
2. Определить интенции, на основании которых будет происходить анализ;
3. Третий этап рекомендуется оставить без корректировки за исключением построения графика смены позитивных и негативных интенций;
4. Если анализируется один текст песни автора, составление «ментальных карт» не требуется;
5. Упрощенная вербальная интерпретация полученных результатов.
Было рассмотрено смещение нравственных ориентиров общества на основании принципа «окна Овертона» (на примере темы гомосексуальной темы в текстах песен). Данная тема, которая некогда была под запретом, с течением времени стала нормой и обыденностью в текстах поп-музыки.
На основании упрощенного контент-анализа было выявлено, что в настоящее время основная тематика поп-музыки - любовная.



1. Адорно Т. Избранное: социология музыки. — М.-СПб.:Университетская книга, 1998. — 445 с.
2. Алексеева Н. Г. Психологический тип личности и многоуровневое темарематическое структурирование текста // Проблемы современного теоретического и синхронно-описательного языкознания. Семантика и коммуникация. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - Вып. 4. - С. 148-163.
3. Афиногенова В. А. Интенциональная организация речевого взаимодействия в неформальном повседневном дискурсе. Дисс. канд. психол. наук: 19.00.01. — М.: Институт психологии РАН, 2015. — 234 с.
4. Глухов В. П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - С. 316-324.
5. Григорьева Т. А. Стереотипность шлягера как текста массовой культуры. Дисс. канд. филолог. наук. - СПб., 2003. - 236с.
6. Денисенко В. Н., Чеботарева Е. Ю. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации: Учеб. пособие. - М.: РУДН, 2008. - 258 с.
7. Кириллова Е. И. Интент-анализ психотерапевтической речи / дис. канд. психолог. наук : 19.00.01. — М.: Гос. ун-т — Высш. шк. экономики,2010.— 288 с.
8. Кострюкова О. С. Текст современной популярной лирической песни в когнитивном, коммуникативном и стилистическом аспектах: автореф. дисс. ... к. филол. н. - М., 2007. - 20 с.
9. Куренкова Т. Н. Лексико-семантическое поле и другие поля в современной лингвистике // Вестник Сибирского гос. аэрокосмич. ун-та им. акад. М.Ф. Решетнева, 2006. - Вып.4. - С. 173-178.
10. Малкова Г. Ю. Выявление психологических особенностей личности методом контент-анализа // Психологические исследования дискурса. Сборник научных трудов / Отв. ред. Н.Д. Павлова. - М.: ПЕРСЭ, 2002. - С. 85-97.
11. Павлова Н. Д., Алмаев Н. А., Зачесова И. А., Латынов В. В., Шустова Л. А. Интент-анализ вербальной коммуникации // Проблемы психологии дискурса / Отв. ред. Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова. - М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2005. - С. 28-42.
12. Павлова Н. Д., Гребенщикова Т. А. Интент-анализ: основания, процедура, опыт использования. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. - 151 с.
13. Попова Н. В. К проблеме методологии исследования языковой реализации саморефлексии личности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. - 2006. - №3. - С. 53-58.
14. Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Психологический анализ рисунка и текста. - СПб.: Речь, 2006. -524 с.
15. Сигал К. Я. Некоторые проблемы теории психолингвистического эксперимента // Вопросы филологии. - 2004. - №3. - С. 22-33.
16. Троцук И. В., Карпова А. М. Поп-культура как фактор
социализации: возможности эмпирического анализа // Вестник
Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2010. - № 1. - С. 96-107.
17. Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д. Латынов В. В., Цепцов В. А., Алексеев К. И. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. - СПб.: Алетея, 2000. - 320 с.
18. Чередниченко Т. В. Типология советской массовой культуры. Между «Брежневым» и «Пугачевой». - М.: РИК «Культура», 1994. - 255 с.
19. Шейко А. В. Российский рынок популярной музыки: структура, функционирование, пути развития: автореф. дисс. ... к. филос. н. - М., 1999. - 25 с.
20. Dolfsma W. Consuming Pop-Music / Constructing a Life World: The Advent of Pop-Music // International Journal of Cultural Studies. 2004. № 7. P. 421-440.
21. Frith Simon. Why Do Songs Have Words? / Simon Frith / / Frith S. Music for Pleasure. Essays in the Sociology of Pop. — Routledge — New York, 1988. — P. 105—128.
22. MacDonald R., Hargreaves D. J., Miell D. What Are Musical Identities, and Why Are They Important? // Musical Identities / ed. by R. MacDonald, David J. Hargreaves, and D. Miell. Oxford University Press, 2002. P. 1-20.
23. The Overton Window/[Электронный ресурс]// Mackinac Center for
Public Policy.- Режим доступа:
URLhttps://www.mackinac.org/OvertonWindow (дата обращения 20.04.2019).
24. Исследование взаимосвязей между восприятием музыки разных
жанров и стилями мыслительной деятельности/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://www.actseptor.ru/application_in_industry/v_iskusstve/issledovanie_vzaim osvyazej_
mezhdu_vospriyatiem_muzyki_raznyh_zhanrov_i_stilyami_myslitelnoj_deyatel nosti/ (дата обращения 20.04.2019).
25. Митина О. В., Евдокименко А. С. Методы анализа текста:
методологические основания и программная реализация // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2010. №40 (216). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metody-analiza-teksta-metodologicheskie- osnovaniya-i-programmnaya-realizatsiya (дата обращения: 25.04.2019).
26. ПОП-КУЛЬТУРА/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.artap.ru/cult/pop_k.htm (дата обращения 04.04.2019).
27. Почему поп не является музыкой/ [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: URL: Ьйр://’^^^ё’^сот/т/почему-поп-не-является-
музыкой/ a-17601068 (дата обращения 18.04.2019).
28. ТОП популярных текстов песен на GL5.RU/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:https://www.gl5.ru/ (дата обращения
20.04.2019) .
29. Что такое поп-музыка [Электронный ресурс]/. — Режим доступа
URL: https://m.wikiyours.com/что_такое_попса (дата обращения27.04.2019) .
30. Что такое попса? Приглашение к разговору /Архипов С., Кинчев К. и др. [Электронный ресурс]/ / Фома. — 2005. — 5.07. — Режим доступа URL: http ://rusk.ru/st.php? idar=323473 (дата обращения 19.04.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ