ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЕКЛАМЫ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» 7
1.1. История правового регулирования рекламы 7
1.2. Понятие и классификация рекламы в сети «Интернет» 12
1.3. Источники регулирования рекламы в сети «Интернет» 23
ГЛАВА 2. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СЕТИ
«ИНТЕРНЕТ» 31
2.1. Публично-правовые стимулы и ограничения рекламной деятельности в
сети «Интернет» 31
2.2. Публично-правовая ответственность при осуществлении рекламной
деятельности в сети «Интернет» 39
2.3. Зарубежный опыт публично-правового регулирования рекламы в сети
«Интернет» 45
ГЛАВА 3. ЧАСТНОПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» 52
3.1. Гражданско-правовое положение субъектов рекламной деятельности в
сети «Интернет» 52
3.2. Договорное регулирование рекламной деятельности в сети «Интернет» ... 56
3.3. Гражданско-правовая ответственность при осуществлении рекламной деятельности в сети «Интернет» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
Список использованных источников и литературы 71
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЕКЛАМЫ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» 7
1.1. История правового регулирования рекламы 7
1.2. Понятие и классификация рекламы в сети «Интернет» 12
1.3. Источники регулирования рекламы в сети «Интернет» 23
ГЛАВА 2. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СЕТИ
«ИНТЕРНЕТ» 31
2.1. Публично-правовые стимулы и ограничения рекламной деятельности в
сети «Интернет» 31
2.2. Публично-правовая ответственность при осуществлении рекламной
деятельности в сети «Интернет» 39
2.3. Зарубежный опыт публично-правового регулирования рекламы в сети
«Интернет» 45
ГЛАВА 3. ЧАСТНОПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» 52
3.1. Гражданско-правовое положение субъектов рекламной деятельности в
сети «Интернет» 52
3.2. Договорное регулирование рекламной деятельности в сети «Интернет» ... 56
3.3. Гражданско-правовая ответственность при осуществлении рекламной деятельности в сети «Интернет» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
Список использованных источников и литературы 71
Глобальная сеть появилась совсем недавно по историческим меркам, но прочно вошла в жизнь многих людей. В 1969 году был запущен первый прототип будущей сети, и сегодня уже нельзя представить жизнь без сети «Интернет». В «Интернете» заключают сделки, обмениваются информацией, проводят переговоры, рекламируют. Развитие глобальной сети дало стимул для развития глобализации, расстояния между самыми уваленными точками планеты сократилось до скорости соединения компьютеров между собой. Большой стимул получило развитие мировой экономики, сегодня уже нельзя представить предпринимателя, у которого нет сайта или собственной страницы в сети «Интернет». Реклама не стала исключением, сегодня сеть «Интернет» это крупнейшая и развивающаяся площадка для продвижения товаров и услуг. По статистическим данным с 2005 года в России увеличилось пользователей сети «Интернет» с двадцати до семидесяти миллионов человек, это почти половина населения Российской Федерации. Если говорить о рекламе в сети «Интернет» то ее объем так же год от года только увеличивается, притесняя остальные способы распространения рекламы. Так в 2015 году рынок Интернет рекламы вырос на 15% по отношению к остальным способам распространения рекламы, тогда как они показали отрицательную динамику. На сегодняшний день реклама в сети «Интернет» занимает 32% всего рынка рекламы. Такой рост обусловлен относительной простотой размещения рекламы, дешевизной, и неоспоримой эффективностью данной рекламы.
Несмотря на сильную интеграцию сети «Интернет» в гражданский оборот и появление норм, регулирующих отношения, возникающие с помощью всемирной сети, все же возникает ряд проблем правового характера. Связаны данные проблемы с самой сущностью, структурой сети «Интернет». Сфера рекламы имеет пробелы законодательного регулирования в связи с появлением и развитием новых технологий. Указанные выше обстоятельства способствовали выбору темы данного исследования. Возникает необходимость анализа рекламы в сети «Интернет» с правовой точки зрения, норм которые регулируют данные отношения, а так же отношений возникающих в сфере рекламы в сети «Интернет», что и определяет актуальность данной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения по размещению, распространению рекламы в сети «Интернет». Предметом дипломной работы является правовое регулирование рекламы распространяемой с помощью сети «Интернет».
Целью дипломной работы является проведение комплексного исследования правового регулирования рекламы в сети «Интернет», ее регулировании в публично-правовой и частноправовой сфере. Данная цель может быть достигнута с помощью решения следующих задач в рамках данной работы: исследование истории и закономерностей развития рекламы;
рассмотрение понятия и признаков рекламы в сети «Интернет», а так же ее видов; выявление источников регулирования рекламы в сети «Интернет»; рассмотрение осуществления публично-правового регулирования, его
стимулов и ограничений; проведение сравнительного анализа зарубежного публично-правового регулирования рекламы в сети «Интернет»; исследование публично-правовой и гражданско-правовой ответственности; выявление договоров, с помощью которых осуществляется регулирование рекламы в сети «Интернет».
В работе используются как общенаучные и частные методы исследования: аналитический, сравнение, исторический метод, сравнительно-правовой, статистический, анализ нормативно-правовых актов, формально-юридический и другие методы.
В ходе написания работы исследовались тексты Конституции Российской Федерации , Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 , федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 , акты Федеральной антимонопольной службы и другие
нормативно-правовые акты, а так же решения судов, постановления пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ.
При написании работы использовалась специальная литература по гражданскому праву, предпринимательскому праву, информационному праву, рекламе и информатике. Работа основывается на трудах таких правоведов, как Баранова М.В., Шиткина И.С., Копытин Д.А., Савельев А.И.,Нечуй-Ветер В.Л. и другие.
Содержащиеся выводы в работе можно использовать для дальнейшего исследования и изучения правового регулирования рекламы в сети «Интернет» , для совершенствования законодательства о рекламе.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы. В первой главе исследуется история развития рекламы, ее основные этапы развития и правового регулирования, общие положения о рекламе и рекламе в сети «Интернет», ее признаки, виды, источники регулирования рекламы в сети «Интернет». Во второй главе анализируется публично-правовое регулирование рекламы в сети «Интернет», стимулы и ограничения, с помощью которых оно осуществляется, ответственность за уголовные и административные правонарушения, а так же зарубежный опыт публично-правового регулирования рекламы в сети «Интернет». В третьей главе рассматривается частно-правовое регулирование рекламы в сети «Интернет», субъекты правоотношений в сфере рекламы, договорное регулирование и гражданско-правовая ответственность. В заключении приводятся выводы, которые сделаны по итогам работы.
Несмотря на сильную интеграцию сети «Интернет» в гражданский оборот и появление норм, регулирующих отношения, возникающие с помощью всемирной сети, все же возникает ряд проблем правового характера. Связаны данные проблемы с самой сущностью, структурой сети «Интернет». Сфера рекламы имеет пробелы законодательного регулирования в связи с появлением и развитием новых технологий. Указанные выше обстоятельства способствовали выбору темы данного исследования. Возникает необходимость анализа рекламы в сети «Интернет» с правовой точки зрения, норм которые регулируют данные отношения, а так же отношений возникающих в сфере рекламы в сети «Интернет», что и определяет актуальность данной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения по размещению, распространению рекламы в сети «Интернет». Предметом дипломной работы является правовое регулирование рекламы распространяемой с помощью сети «Интернет».
Целью дипломной работы является проведение комплексного исследования правового регулирования рекламы в сети «Интернет», ее регулировании в публично-правовой и частноправовой сфере. Данная цель может быть достигнута с помощью решения следующих задач в рамках данной работы: исследование истории и закономерностей развития рекламы;
рассмотрение понятия и признаков рекламы в сети «Интернет», а так же ее видов; выявление источников регулирования рекламы в сети «Интернет»; рассмотрение осуществления публично-правового регулирования, его
стимулов и ограничений; проведение сравнительного анализа зарубежного публично-правового регулирования рекламы в сети «Интернет»; исследование публично-правовой и гражданско-правовой ответственности; выявление договоров, с помощью которых осуществляется регулирование рекламы в сети «Интернет».
В работе используются как общенаучные и частные методы исследования: аналитический, сравнение, исторический метод, сравнительно-правовой, статистический, анализ нормативно-правовых актов, формально-юридический и другие методы.
В ходе написания работы исследовались тексты Конституции Российской Федерации , Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 , федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 , акты Федеральной антимонопольной службы и другие
нормативно-правовые акты, а так же решения судов, постановления пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ.
При написании работы использовалась специальная литература по гражданскому праву, предпринимательскому праву, информационному праву, рекламе и информатике. Работа основывается на трудах таких правоведов, как Баранова М.В., Шиткина И.С., Копытин Д.А., Савельев А.И.,Нечуй-Ветер В.Л. и другие.
Содержащиеся выводы в работе можно использовать для дальнейшего исследования и изучения правового регулирования рекламы в сети «Интернет» , для совершенствования законодательства о рекламе.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы. В первой главе исследуется история развития рекламы, ее основные этапы развития и правового регулирования, общие положения о рекламе и рекламе в сети «Интернет», ее признаки, виды, источники регулирования рекламы в сети «Интернет». Во второй главе анализируется публично-правовое регулирование рекламы в сети «Интернет», стимулы и ограничения, с помощью которых оно осуществляется, ответственность за уголовные и административные правонарушения, а так же зарубежный опыт публично-правового регулирования рекламы в сети «Интернет». В третьей главе рассматривается частно-правовое регулирование рекламы в сети «Интернет», субъекты правоотношений в сфере рекламы, договорное регулирование и гражданско-правовая ответственность. В заключении приводятся выводы, которые сделаны по итогам работы.
В заключение настоящей работы необходимо сделать следующие выводы.
Реклама это явление, которое появилось достаточно давно, развивалось, появлялись новые формы распространения. Каждый новый этап развития рекламы связан с новой информационной революцией, после появления речи и с развитием торговли появилась устная реклама, развитие письменности привело к появлению письменной рекламы, после изобретения книгопечатания реклама стала появляться в газетах и распространилась повсеместно, изобретение радио и телевидения привело к тому, что и с помощью этих средств стали рекламировать различные товары и услуги. Изобретение компьютера и сети «Интернет» неизбежно привело к тому, что реклама стала распространяться и с помощью данных средств, но так как сеть «Интернет» это явление, которое появилось недавно, следовательно, имеет недостаточное правовое урегулирование, следовательно, и сфера рекламы нуждается в дополнительном правовом регулировании с учетом специфики средства распространения.
Говоря о понятии рекламы в сети «Интернет» необходимо отталкиваться от легального понятия рекламы, которое дано в Федеральном законе «О рекламе». Так как сеть «Интернет» это способ распространения рекламы, следовательно это информация, распространяемая в сети «Интернет», в различных формах, с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама в сети «Интернет» так же имеет свои особенности: она более разнообразна, наиболее яркая, запоминающаяся, менее затратная, может взаимодействовать с пользователями, имеет возможность целенаправленного воздействия на определенный круг потребителей. Рекламу
в сети «Интернет» можно разделить на следующие виды: баннерная, контекстная, и распространяемая с помощью электронной почты.
Регулируется реклама в сети «Интернет» с помощью законов, подзаконных актов. Среди законов необходимо выделить следующие: ГК РФ; Федеральный закон «О рекламе», в котором регулируется реклама вообще и распространение рекламы по сетям электросвязи в частности; Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». К подзаконным актам необходимо отнести в первую очередь акты, издаваемые Федеральной антимонопольной службой. Письма ФАС РФ не относятся к нормативным актам, но в данных разъяснениях можно найти ответы на многие интересующие вопросы, выяснить правовую позицию органа государственной власти. Так же можно отнести к источникам регулирования общепризнанные принципы и нормы международного права, а так же международные договоры и соглашения, такие как Европейская конвенция по правам человека. Так же необходимо отметить существенную роль в регулировании сети «Интернет» международных организаций, международных неправительственных организаций, и иных международных организаций, в частности которые вырабатывают технические нормы и регламенты пользования сетью «Интернет», следовательно, косвенно влияя и на распространение рекламы, появления ее новых видов.
Говоря об ограничениях, с помощью которых осуществляется публично- правовое регулирование рекламы в сети «Интернет», необходимо разделить данные ограничения на общие и специальные. К общим требованиям, которые устанавливаются для рекламы независимо от способа распространения можно отнести требование добросовестности, достоверности, требования этики, требования которые налагаются для защиты несовершеннолетних и так далее. К специальным требованиям можно отнести лишь положение, которое предписывает получать предварительное согласие при распространении рекламы по средствам сетей электросвязи, а, следовательно, по средствам электронной почты. За нарушение ограничений, установленных 69
законодательством о рекламе и другими законами предусмотрена уголовная и административная ответственность. Стимулов намного меньше. Они присутствуют лишь в рамках развития малого и среднего предпринимательства и некоторых налоговых льгот для предпринимателей. Так же можно отметить как стимул - деятельность Фонда развития интернет-инициатив, который развивает перспективные проекты, вкладывает инвестиции, обеспечивает информационную поддержку.
Проведя сравнительный анализ зарубежного законодательства, можно прийти к выводу о различности подходов правового регулирования рекламы в сети «Интернет». В Китае подходят к регулированию сети «Интернет» с позиции полного контроля всей информации, которая присутствует в национальной сети, а, следовательно, и рекламы, менее жесткое регулирование присутствует в Японии, где введена цензура в Сети, и действуют законы регулирующие распространение «спама». В США действуют законы регулирующие рекламу, но в основном регулирование рекламы, в том числе и рекламы в сети «Интернет», отдано на откуп саморегулированию.
Договоры, регулирующие рекламные отношения, можно разделить на две группы: договоры регулирующие изготовление рекламных материалов
(договор на выполнение рекламных работ), то есть между рекламодателем и рекламопроизводителем и договоры регулирующие распространение рекламных материалов (договор на возмездное оказание рекламных услуг), то есть между рекламодателем и рекламораспространителем. Ярче всего специфика рекламы в сети «Интернет» проявляется при распространении рекламы, это происходит либо с помощью баннеров, либо контекстной рекламы, либо по средствам электронной почты. Рекламораспространителями в данном случае выступают баннерообменные сети либо владельцы сайтов, поисковые системы, либо специализирующиеся на рекламе в сети «Интернет» рекламные агентства.
Гражданско-правовая ответственность урегулирована Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «О рекламе» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Формами ответственности выступают возмещение убытков, компенсация морального вреда, а так же контрреклама (опровержение ненадлежащей рекламы). Кроме того, рекламораспространитель в некоторых случаях не несет гражданско- правовой ответственности в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а именно: лицо, оказывающее услуги по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней, при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
Таким образом, рассмотрев все поставленные вопросы и выполнив все задачи, поставленные в начале, достигнута главная цель данной дипломной работы, а именно комплексное исследование правового регулировании рекламы в сети «Интернет».
Реклама это явление, которое появилось достаточно давно, развивалось, появлялись новые формы распространения. Каждый новый этап развития рекламы связан с новой информационной революцией, после появления речи и с развитием торговли появилась устная реклама, развитие письменности привело к появлению письменной рекламы, после изобретения книгопечатания реклама стала появляться в газетах и распространилась повсеместно, изобретение радио и телевидения привело к тому, что и с помощью этих средств стали рекламировать различные товары и услуги. Изобретение компьютера и сети «Интернет» неизбежно привело к тому, что реклама стала распространяться и с помощью данных средств, но так как сеть «Интернет» это явление, которое появилось недавно, следовательно, имеет недостаточное правовое урегулирование, следовательно, и сфера рекламы нуждается в дополнительном правовом регулировании с учетом специфики средства распространения.
Говоря о понятии рекламы в сети «Интернет» необходимо отталкиваться от легального понятия рекламы, которое дано в Федеральном законе «О рекламе». Так как сеть «Интернет» это способ распространения рекламы, следовательно это информация, распространяемая в сети «Интернет», в различных формах, с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама в сети «Интернет» так же имеет свои особенности: она более разнообразна, наиболее яркая, запоминающаяся, менее затратная, может взаимодействовать с пользователями, имеет возможность целенаправленного воздействия на определенный круг потребителей. Рекламу
в сети «Интернет» можно разделить на следующие виды: баннерная, контекстная, и распространяемая с помощью электронной почты.
Регулируется реклама в сети «Интернет» с помощью законов, подзаконных актов. Среди законов необходимо выделить следующие: ГК РФ; Федеральный закон «О рекламе», в котором регулируется реклама вообще и распространение рекламы по сетям электросвязи в частности; Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». К подзаконным актам необходимо отнести в первую очередь акты, издаваемые Федеральной антимонопольной службой. Письма ФАС РФ не относятся к нормативным актам, но в данных разъяснениях можно найти ответы на многие интересующие вопросы, выяснить правовую позицию органа государственной власти. Так же можно отнести к источникам регулирования общепризнанные принципы и нормы международного права, а так же международные договоры и соглашения, такие как Европейская конвенция по правам человека. Так же необходимо отметить существенную роль в регулировании сети «Интернет» международных организаций, международных неправительственных организаций, и иных международных организаций, в частности которые вырабатывают технические нормы и регламенты пользования сетью «Интернет», следовательно, косвенно влияя и на распространение рекламы, появления ее новых видов.
Говоря об ограничениях, с помощью которых осуществляется публично- правовое регулирование рекламы в сети «Интернет», необходимо разделить данные ограничения на общие и специальные. К общим требованиям, которые устанавливаются для рекламы независимо от способа распространения можно отнести требование добросовестности, достоверности, требования этики, требования которые налагаются для защиты несовершеннолетних и так далее. К специальным требованиям можно отнести лишь положение, которое предписывает получать предварительное согласие при распространении рекламы по средствам сетей электросвязи, а, следовательно, по средствам электронной почты. За нарушение ограничений, установленных 69
законодательством о рекламе и другими законами предусмотрена уголовная и административная ответственность. Стимулов намного меньше. Они присутствуют лишь в рамках развития малого и среднего предпринимательства и некоторых налоговых льгот для предпринимателей. Так же можно отметить как стимул - деятельность Фонда развития интернет-инициатив, который развивает перспективные проекты, вкладывает инвестиции, обеспечивает информационную поддержку.
Проведя сравнительный анализ зарубежного законодательства, можно прийти к выводу о различности подходов правового регулирования рекламы в сети «Интернет». В Китае подходят к регулированию сети «Интернет» с позиции полного контроля всей информации, которая присутствует в национальной сети, а, следовательно, и рекламы, менее жесткое регулирование присутствует в Японии, где введена цензура в Сети, и действуют законы регулирующие распространение «спама». В США действуют законы регулирующие рекламу, но в основном регулирование рекламы, в том числе и рекламы в сети «Интернет», отдано на откуп саморегулированию.
Договоры, регулирующие рекламные отношения, можно разделить на две группы: договоры регулирующие изготовление рекламных материалов
(договор на выполнение рекламных работ), то есть между рекламодателем и рекламопроизводителем и договоры регулирующие распространение рекламных материалов (договор на возмездное оказание рекламных услуг), то есть между рекламодателем и рекламораспространителем. Ярче всего специфика рекламы в сети «Интернет» проявляется при распространении рекламы, это происходит либо с помощью баннеров, либо контекстной рекламы, либо по средствам электронной почты. Рекламораспространителями в данном случае выступают баннерообменные сети либо владельцы сайтов, поисковые системы, либо специализирующиеся на рекламе в сети «Интернет» рекламные агентства.
Гражданско-правовая ответственность урегулирована Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «О рекламе» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Формами ответственности выступают возмещение убытков, компенсация морального вреда, а так же контрреклама (опровержение ненадлежащей рекламы). Кроме того, рекламораспространитель в некоторых случаях не несет гражданско- правовой ответственности в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а именно: лицо, оказывающее услуги по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней, при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
Таким образом, рассмотрев все поставленные вопросы и выполнив все задачи, поставленные в начале, достигнута главная цель данной дипломной работы, а именно комплексное исследование правового регулировании рекламы в сети «Интернет».
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-правовое регулирование рекламной деятельности по законодательству Российской Федерации
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование контекстной рекламы в интернете
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Правовое регулирование рекламной деятельности (Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2022 - Правовое регулирование рекламной деятельности
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4520 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование рекламы в РФ (Уральский Государственный Экономический Университет)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Реклама как объект гражданско-правового регулирования
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021



