Введение 3
1. Теоретические аспекты маркетинговых коммуникаций
1.1. Понятие маркетинговых коммуникаций 6
1.2. Роль интернет-технологий в процессе маркетинговых коммуникаций 11
1.3 Использование интернет-технологий, как инструмента маркетинга в России и за рубежом 18
2. Анализ маркетинговой деятельности кафе "Приличное заведение".
2.1 Характеристика кафе "Приличное заведение" 23
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия 33
2.3. Исследование возможностей реализации маркетинговых коммуникаций
предприятия 38
3. Рекомендации по использованию интернет-технологий для маркетинговых коммуникаций кафе "Приличное заведение"
3.1. Рекомендации по улучшению маркетинговой деятельности
предприятия 43
3.2. Проект использования интернет-технологий в коммуникативной политике
организации 49
3.3. Оценка эффективности проекта 53
Заключение 58
Список литературы
Потребители диктуют с каждым днём всё новые и новые условия для предпринимательской деятельности. Предприниматели же, в свою очередь, стараются найти эффективные пути точного выяснения потребностей потребителей для того, чтобы максимально способствовать их удовлетворению. Одним из подобных эффективных путей является продвижение товаров и услуг в сети Интернет.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время Интернет занимает огромное место в жизни человека. Он позволяет организовывать многопользовательскую работу с документами, проектами, обмениваться различной информацией в едином сервисе с людьми, зарегистрированными в нем и разделенными большими расстояниями.
Впервые интернет-маркетинг возник в начале 1990-х годов, в то время, как текстовые сайты стали размещать информацию о своих товарах. Немного позже интернет-маркетинг превратился в нечто большее, чем просто продажа информационных продуктов. Такие компании, как Ооод1е, Уайоо, и MSN подняли рынок интернет-рекламы на новый уровень и сегментировали его, предложив малому и среднему бизнесу услуги по локальной рекламе. Рентабельность вложений возросла, а расходы понизились. Этот тип маркетинга положил основу современному капитализму, которая позволяет любому индивиду, у которого есть идея, услуга или товар, обрести максимально широкую аудиторию [27, стр. 152].
Одним из видов сервисов коллективной работы пользователей являются социальные сети. Социальная сеть - это совокупность социальных элементов (людей, групп, организаций, сообществ), которые обмениваются между собой различными данными. Такими данными могут быть как простые текстовые сообщения, так и изображения, видео- и аудиофайлы [16, стр. 224].
Переходя к теме простых сообщений, следует отметить, что в большинстве случаев они не несут значимой смысловой нагрузки и сводятся к простому диалогу между пользователями, который мог бы быть произойти, к примеру, при личной встрече. Возникает закономерный вопрос: почему бы не использовать социальную сеть для обмена действительно полезной информацией? Причем информация эта необязательно должна быть полезна определенному кругу людей - знакомых, коллег, учащихся одного учебного заведения: можно давать информацию, которая была бы полезна более широким группам людей, в конечном итоге - их социуму. Это могут быть как программисты, студенты, так и люди, не объединенные каким-либо занятием, но имеющие общие интересы, к примеру, в истории или в выращивании комнатных растений.
В нынешнее время использование социальных сетей в России характерно для более ста миллионов человек - все они являются потребителями. Следовательно, это очень большое количество потенциальных покупателей товаров и услуг фирмы. И, конечно же, такая обширная и активная среда, как социальные сети, не могла не привлечь внимания маркетологов. Поэтому вскоре после своего появления социальные сети стали выступать в качестве активной площадки проведения рекламных кампаний. Со временем стало очевидно, что маркетинговый потенциал социальных сетей гораздо шире привычных каналов распространения информации. Прежде всего, социальные сети сделали возможным персонифицировать рекламное послание. Так появился новый вид маркетинга - маркетинг в социальных сетях, Social Media Marketing или SMM [24, стр. 130].
Первыми в мире SMM начали применять крупные компании, такие как Disney, Coca-Cola, в России за ними последовал Сбербанк. Социальные сети предоставили им возможность успешнее решать такие задачи в сфере маркетинговых коммуникаций, как информирование целевой аудитории, отслеживание и реагирование на ее настроения, повышение узнаваемости и лояльности бренду и тому подобное [31]. Благодаря продвижению сразу на нескольких площадках, форумах и блогах, крупный бизнес смог охватить достаточно большое количество пользователей. По следам крупных компаний пошли компании-представители среднего и малого бизнеса, приспособившие социальные сети для решения части тактических задач главным образом в сфере создания спроса и стимулирования сбыта.
Преимущественно, продвижение в социальных сетях имеет два направления развития - это создание сообщества бренда и таргетинговая реклама. Рассмотрение этих направлений важно с точки зрения развития репутации непосредственно самой фирмы: потребительская лояльность, выражаемая тем, что потребители предпочитают покупать товары именно этой фирмы, играет огромную роль при ведении предпринимательской деятельности. Под эгидой сообщества бренда можно объединить десятки и сотни тысяч человек, а таргетинговую рекламу можно показать сотням тысяч, и даже миллионам человек, но этот метод является намного более затратным, чем ведение и поддержание сообщества в действии [24, 163].
Цель написания дипломной работы заключается в определении роли интернет-технологий в процессе маркетинговых коммуникаций и разработке рекомендаций по использованию интернет-технологий для совершенствования коммуникационной политики организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с понятием Интернет и видами Интернет-технологий;
- изучить тенденции развития интернет-технологий в мире и в пределах Российской Федерации;
- рассмотреть технологии продвижения товаров и услуг в сети Интернет;
- проанализировать эффективность использования интернет-технологий на примере кафе «Приличное заведение»;
- разработать проект использования интернет-технологий в
коммуникативной политике организации.
Объектом исследования в дипломной работе выступают маркетинговые коммуникации в интернет-технологиях кафе «Приличное заведение».
Предметом исследования в дипломной работе является процесс использования интернет-технологий, как инструмента маркетинговых коммуникаций.
Изучение литературных источников позволило установить, что: маркетинговые коммуникации представляют собой процесс передачи информации о товаре целевой аудитории. Под средством продвижения подразумевается способ донесения информационного сообщения до целевой аудитории. Основными средствами продвижения являются:
1) реклама. Современные технологии делают рекламу настолько многоликой, что дать ее универсальную характеристику просто невозможно. Реклама может использоваться для создания долгосрочного имиджа торговой марки и для стимулирования сбыта. Массовая реклама одним своим существованием влияет на объемы сбыта: потребители полагают, что большой объем затрат на рекламу свидетельствует о массовом спросе на товары и серьезности торговой марки;
2) РпЬйе Relations, в последние годы PR-технологии приобретают все большую популярность. Это в первую очередь связано с насыщением рынка, с увеличением разборчивости потребителей, с накопленным раздражением по отношению к традиционной рекламе, а также с необходимостью создавать новые устойчивые стереотипы и преодолевать уже существующие. Основными инструментами PR являются материалы в СМИ, которые подаются в формате новостей, аналитических материалов, экспертных тестов и т. д. Тем самым создается мнение об авторитетности и независимости материалов для сомневающихся потребителей, которая может в значительной степени изменить их отношение к объекту продвижения;
3) стимулирование сбыта. К средствам стимулирования сбыта относятся распродажи, скидки, лотереи и т. д. Целью мероприятий по стимулированию сбыта является быстрая реакция потребителей. Как правило, такие мероприятия имеют краткосрочный эффект и не позволяют сформировать долгосрочные предпочтения аудитории;
4) личные продажи и прямой маркетинг. Личные продажи подразумевают под собой организацию тесного личного контакта менеджера по продажам с потребителем и являются особенно эффективными на последних стадиях процесса покупки. Важным позитивным свойством личных продаж является наличие выраженной ответной реакции потребителя почти в каждом случае применения. Под прямым маркетингом понимается адресация сообщений напрямую к потенциальному потребителю в виде почтовой рассылки, рассылки по факсу или электронной почте. Несмотря на такие важные черты как оперативность, обновляемость и индивидуальность, использование адресных рассылок все чаще вызывает раздражение аудитории из-за затрат времени на изучение бесполезной информации. Борьба с многоадресными рассылками в сети Интернет (борьба со спамом) в последнее время достигла промышленных масштабов. По независимым оценкам процент сообщений спамеров в настоящее время достигает 70% от общего объема электронных писем.
Также, в первой главе было рассмотрено значение Интернет-технологий в маркетинге. Они активно внедряются в нашу жизнь и составляют основу развития всей страны. Именно они способствуют информационному взаимодействию между людьми и играют важную роль в системах подготовки и распространения массовой информации.
Необходимо отметить, что количество пользователей Интернета увеличивается очень быстро, а так же тот факт, что в наше время он стал одним из важнейших каналов получения информации, общения и развлечений. Таким образом, на смену более традиционным видам рекламирования приходит Интернет-реклама. В результате использования Интернет-технологий реклама приобрела не столько новую количественную характеристику, сколько качественную, получила новое, перспективное направление своего развития, предоставляющее немалые выгоды от использования Интернет. Также, в первой главе мы выяснили, какую роль играют интернет-технологии в Росии и за рубежом и выявили, что для России эти технологии все еще остаются неким новшеством в то время, как для зарубежных стран это уже давно стало обыденностью.
Во второй главе, анализируя кафе «Приличное заведение», мы выявили ряд его достоинств и недостатков. К сильным сторонам предприятия мы отнесли:
- наличие блюд здорового питания;
- высокое качество продукции, сюда поставляются всегда свежие продукты, кафе внимательно следит за тем, чтобы не было просрочек;
- благоприятные условия для готовки. На кухне своевременно проводятся генеральные уборки, всегда чисто, насекомых нет;
- доступные цены, разнообразное меню может порадовать своих клиентов низкими ценами;
- приятный интерьер, уютное двухэтажное помещение, располагающая к отдыху атмосфера, играющая музыка, удобные диваны;
- банкеты, здесь можно отпраздновать любое событие. Вместимость до 30 человек.
К недостаткам мы отнесли:
- неквалифицированный персонал;
- низкая конкурентоспособность;
- слабо развиты маркетинговые коммуникации.
И после того, как мы проанализировали финансово-экономическое положение организации, перед нами предстала полная картина ситуации в кафе. А именно, несмотря на большое количество достоинств организации, недостатки сыграли свою важную роль. Предприятие находится на грани банкротства, с каждым месяцем приносит все больше убытков. А все из-за того, что организация ранее не применяла никаких маркетинговых средств коммуникации. Посетителей всегда было много, и заведение решило, что не нуждается в дополнительных затратах на рекламу. В это же время «Татмак» перерастал из обычного киоска на остановке в полноценное кафе, в котором теперь есть не только пицца с пирожками, но и салаты, супы и второе. Конкурент решил вплотную заняться своим продвижением и даже открыл детское кафе на втором этаже своего здания.
Теперь «Татмак» активно продает свои франшизы, использует рекламу на телевидении и радио. Также он раздает листовки, флаеры и по городу ездит специальный фирменный автомобиль с макетом пиццы на крыше. В результате таких активных действий со стороны конкурента, «Приличное заведение растеряло всех своих постоянных клиентов и теперь переживает кризис.
Анализируя маркетинговую деятельность организации, мы в очередной раз убедились в том, что ее в кафе очень мало. Существуют различные акции в меню, но о них знают только клиенты организации. А ведь о них стоит сообщать всем потенциальным клиентам. Иначе какой смысл от акции, ведь она должна привлекать новых посетителей и удерживать старых, а в данном случае выходит, что акция - лишь небольшой бонус уже пришедшим в кафе, который выполняет единственную функцию - быстрее продает акционные блюда. Что касается участия организации в Интернет-маркетинге, то буквально два месяца назад она наконец наняла специалиста для продвижения сайта. Также недавно заведение открыло странички в таких социальных сетях, как «Instagram» и «В контакте», правда, их продвижением занимаются не в полную силу.
Таким образом, проанализировав деятельность кафе «Приличное заведение», мы пришли к неким выводам и рекомендациям в третьей главе.
1. Мы предложили поработать над продвижением банкетного зала. А именно, продвигать его как уютное место, где за доступные цены можно отметить свое торжество, будь-то корпоратив, день рождения или помолвка. Проблема в том, что сам зал открылся уже полгода назад, но нигде это не было освещено. Поэтому, на наш взгляд, это является хорошим инфоповодом, чтобы привлечь к себе внимание потенциальных посетителей. Вдобавок ко всему, решение развивать этот зал пришло после анализа источников доходов организации, где мы наглядно увидели спад выручки данного показателя. За последние три месяца зал очень редко использовался, а значит не исполнял своей главной функции - не приносил прибыли организации.
2. Далее мы предложили заведению расширить свой ассортимент. Из-за совпадения некоторых позиций меню нашего кафе с меню конкурента, некоторая часть наших клиентов ушла в соседнее кафе. Поэтому «Приличному заведению» необходимо предложить что-то новое. В качестве новшества мы предложили введение в меню японской кухни. Уже длительное время эта кухня пользуется спросом. А где есть спрос, там должно быть и предложение.
3. Также, в качестве предложенных мероприятий, было предложено развитие страничек организации в социальной сети. Мы выявили самые предпочтительные сети для нашего заведения, которые на данный момент пользуются наибольшим спросом. Это «Вконтакте», «Instagram» и «Одноклассники».
4. Помимо всего упомянутого, мы также предложили комплекс по развитию сайта организации. Во-первых, у нашего сайта должна быть мобильная версия, так как большинство жителей Казани пользуются, в основном, смартфонами. Во- вторых, сайт должен быть удобен для пользователя, номер организации должен быть доступен на каждой странице, чтобы в любой момент потенциальный гость мог позвонить, уточнить все интересующие его вопросы и заказать столик. Еще лучше, если это будет кнопка обратной связи. В-третьих, на сайте должен быть онлайн-помощник, чтобы все эти вопросы гость мог решить в режиме онлайн, так как для многих это средство коммуникации является более предпочтительным. В- четвертых, на сайте должны быть представлены все фотографии предложенных в меню позиций. Причем фотографии должны быть качественные и красиво оформленные. Ну и, в-пятых, должны быть отзывы. Причем некоторые следует создавать самим. И также, здесь следует учитывать, что если будут присутствовать только положительные, потенциальный гость может насторожиться, ведь даже в первоклассном ресторане всегда находятся свои критики. Необходимым элементов ведения отзывов также является умение работать с негативом. К примеру, если гость окажется недовольным обслуживанием какого-либо официанта, нужно отвечать от имени организации, что данную проблему обязательно обсудят и решат, поблагодарив за отзыв и проявленную внимательность.
5. Ну и последней нашей рекомендацией было введение данных организации и внедрение своей деятельности в таких приложениях, как «Foursquare», «TripAdvisor» и «DeliveryClub». Они являются топовыми среди приложений по кафе и ресторанам. Там посетители могут оставлять свои отзывы, оставлять чек-ины и просто делиться с друзьями и знакомыми местами, которые они посетили.
Для предложенных мероприятий был создан специальный маркетинговый проект, который содержит в себе цель проекта, его задачи, планируемые мероприятия и их бюджет. Нами был предложен комплекс маркетинговых мероприятий, который состоит из:
- рекламы, а именно таргетированная реклама в социальных сетях «В контакте» и «Одноклассники», и реклама в сети «Instagram»;
- стимулирования сбыта посредством тех же социальных сетей, как «Instagram» и «В контакте», где будут предложены конкурсы за сладкие призы, а также приложения «Forsquare», за чек-ин в котором посетитель получит бутылку шампанского в подарок;
- PR мероприятий в интернете, где будет размещены статьи о нашем заведении в социальной сети «В контакте» в таких группах, как «Казань. Куда пойти» и «ProKazan», а также в онлайн газете «pro город»;
- и личных продаж в сети Интернет, которые будут выражены в участии представителя организации на различных форумах и обсуждениях, где он будет предлагать услуги кафе, а также наличие на сайте организации онлайн- помощника, который будет беседовать с гостями сайта в режиме онлайн.
Бюджет данных мероприятий составил 57202 рубля. Это именно тот бюджет, который может себе позволить организация в данный момент, обладая при этом высокой эффективностью и клиентоориентированностью. Большинство мероприятий направлены на эффект «сарафанного радио», благодаря которому о нашем кафе будет узнавать все больше потенциальных потребителей.
При оценке эффективности проекта мы выявили, что наибольшим эффектом обладают мероприятия, стимулирующие сбыт, что обусловлено их низкими затратами и большой отдачей. Общая эффективность проекта составила 1,122%, что говорит об окупаемости вложенных средств. Низкий процент лишь от того, что средняя выручка на данный момент не столь высока и это был лишь первый маркетинговый шаг компании. Это означает, что если предприятие будет соблюдать все выше предложенные рекомендации, то оно повысит свою рентабельность, его станут узнавать и оно, как и раньше, окажется востребованным.
1. Аванесова Г. А. Сервисная деятельность Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие. - М: Аспект Пресс, 2006 - 320 с.
2. Амблер Т. Практический маркетинг / Т. Амблер. - СПб.: Питер, 2006 - 213 с.
3. Андерсон С. Приманка для пользователей. Создаем привлекательный сайт / С. Андерсон. - М.: Питер, 2013 - 317 с.
4. Бабаев А. Контекстная реклама / А. Бабаев, Н. Евдокимов, А. Иванов. - М.: Питер, 2013 - 304 с.
5. Белошапка М. И. Технология ресторанного обслуживания: Учебное пособие - М: Изд. центр "Академия", 2004 - 224 с.
6. Блюм М. А., Герасимов Б. И., Молоткова Н. В. Маркетинг рекламы. - М.: Форум, 2009- 144 с.
7. Березин И. Маркетинговые исследования. Как это делают в России. - М.: Вершина, 2005 - 432 с.
8. Броган К. Формула эффекта. Как получить реальный результат в социальных медиа / Крис Броган , Джулиен Смит. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013 - 340 с.
9. Вердиян В. Секреты успешного интернет-маркетинга / Вадим Вердиян. - М.: Книжный мир, 2011 - 160 с.
10. Вертайм К. Цифровой маркетинг. Как увеличить продажи с помощью социальных сетей, блогов, вики-ресурсов, мобильных телефонов и других современных технологий / Кент Вертайм , Ян Фенвик. - М.: Альпина Паблишер, Юрайт, 2010 - 384 с.
11. Винкельманн П. Маркетинг и сбыт. Основы ориентированного на рынок управления компанией - М.: Издательский Дом Гребенникова, 2006 - 660 с.
12. Голубков Е.П. Основы маркетинга / Е. П. Голубков. - М.: Фин-Пресс, 2007 - 688 с
13. Инькова Н. А. Современные Интернет-технологии в коммерческой деятельности: учебное пособие/ Н. А. Инькова. - Москва: Издательство «Омега- Л», 2007 - 188 с.
14. Кабушкин Н. И., Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник - Минск: Новое знание, 2003 - 368 с.
15. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер - М.: Издательство АСТ, 2009 - 230 с.
16. Левин В.И. История информационных технологий : учеб. пособие / В.И. Левин. - М. : Интернет-Университет Информационных Технологий : Бином. Лаборатория знаний, 2007 - 335 с.
17. Лидовская О. П. Оценка эффективности маркетинга и рекламы. Готовые маркетинговые решения. - СПб.: Питер, 2008 - 144 с.
18. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко. - М.: Финансы и статистика, 2006 - 345 с.
19. Панова Л. А. Обслуживание на предприятиях общественного питания. - М.: Дашков и Ко, 2003 - 304 с.
20. Райен Д. Краткий курс интернет-маркетинга / Дэмиен Райен , Келвин Джонс. - М.: ШКИМБ, 2013 - 320 с.
21. Смирнов В. Прибыльная контекстная реклама. Быстрый способ привлечения клиентов с помощью Яндекс.Директа / Василий Смирнов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013 - 192 с.
22. Соловьев, Б.А. Маркетинг: учеб. / Б.А. Соловьев. - М.: ИНФРА-М, 2009 - 383 с.
23. Управление маркетингом: учеб. пособие / Под ред. А.В. Короткова, И.М. Синяевой. -M.: ЮНИТИ-ДАНА. 2005 - 463 с.
24. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях / Дамир Халилов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013 - 240 с.
25. Хант Б. Конверсия сайта. Превращаем посетителей в покупателей / Бен Хант. - М.: Питер, 2012 - 288 с
Статьи и материалы периодической печати
26. Галкин А. М. Технология Ethernet (к 35-летию изобретения) / А. М. Галкин, Д. М. Сепиашвили, Г. Г. Яновский // Вестн. связи. - 2008. - № 8. - С. 49-57
27. Гринченко Т. А. История Интернет в СССР и в Украине: основные этапы развития / Т. А. Гринченко, С. К. Полумиенко // Математичш машини i системи. -
2009. - № 3. - С. 151-156
28. Косихин В. История Интернета // UPGRADE. - 2007. - № 2. - С. 36-42
29. Штрик А. А. Состояние и перспективы формирования информационного общества в России до 2015 года // Информационные технологии. - 2010. - № 6. - с. 1-32.
Электронные ресурсы
30. Виды и цели маркетинговых коммуникаций [Электронный ресурс] http://memosales.ru/potrebiteli/sposoby-informirovaniya-klientov
31. Интернет-маркетинг. [Электронный ресурс] Технологии. http://icbcode.ru/blog/internet-marketing-tehnologii
32. Интернет-технологии в маркетинге [Электронный ресурс] http://www.rumvi.com/products/ebook/интернет-технологии-в-маркетинге/4a83e561-be04-4ab8-90d1-114e55d7c002/preview/preview.html
33. Кафе «Приличное заведение» официальный сайт [Электронный ресурс] http://www.prilichka.ru
34. Маркетинговые коммуникации [Электронный ресурс] http://www.marketing.spb.ru/lib-comm/comm intro.htm
35. Маркетинговые коммуникации. Понятие и сущность [Электронный ресурс] http://www.aup.ru/books/m99/7 1.htm
36. Оценка эффективности рекламной кампании: миф или реальность?
[Электронный ресурс]http://www.marketing.spb.ru/lib-
comm/advert/effective advertising.htm
37. Таргетированная реклама «В контакте» [Электронный ресурс]http://sales- text.ru/kontextnaya-reklama/targetirovannaya-reklama-vkontakte-poshagovyj-algoritm- sozdaniya-effektivnogo-obyavleniya/
38. Управление проектами. Маркетинг проекта [Электронный ресурс]http://club- energy.ru/e3 5.php
39. Цена клика и стоимость средних ставок в Яндекс Директе [Электронный
ресурс]http://unitad.ru/osnovi/tsena-i-stoimost-klika-yandex-direct/
40. Эффективность маркетинга и рекламы в социальных медиа [Электронный ресурс]http://www.cossa.ru/234/2438/
41. Эффективность рекламы в Одноклассниках [Электронный ресурс]http://e- kontact.ru/?page id=742
42. Эффективность рекламной кампании [Электронный ресурс]
http://powerbranding.ru/mediastrategiya/advertising-report/
43. Pest анализ [Электронный ресурс]http://center-yf.ru/data/Marketologu/PEST-analiz.php
44. ROI: как подсчитать эффективность контекстной рекламной кампании [Электронный ресурс]http://www.icontext.ru/consulting/calculating-efficiency/