Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА АУДИТОРИЮ

Работа №84051

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК
СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ 6
1.1. Общая характеристика методов воздействия, их понятие и
особенности 6
1.2. Преобразование коммуникативно-содержательной стороны информации
в печатных СМИ 17
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ГАЗЕТЕ МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА АУДИТОРИЮ 26
2.1. Методы информационно-психологического воздействия в газетах
«Российская газета», «Нижнекамское время» 27
2.2. Способы преобразования информации в газетах «Российская газета»,
«Нижнекамское время» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ

Развитие информационного общества невозможно без эффективного взаимодействия информационных потоков, массовой коммуникации и общественного сознания. При этом общественное сознание формируется и моделируется посредством множества факторов, среди которых на сегодняшний день нет более влиятельного института, чем средства массовой информации. Подобная роль СМИ в процессе формирования общественного сознания достигается оперативностью предоставления информации, доступностью, широким охватом аудитории, многоплановостью (СМИ включают в себя информацию различного характера), социальной ориентированностью (выражение мнения и интересов больших социальных групп) и др. Таким образом, в условиях информационного общества человек подвержен одновременному влиянию печатных и электронных СМИ, радио и телевидения - своего рода манипулированию.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим влиянием СМИ в современном мире, необходимостью понимания журналистом серьезной ответственности при использовании информационного воздействия и манипуляции - это задача, имеющая непосредственное отношение к изучению мастерства современного журналиста.
Отметим, что печатное слово имеет большую традицию, следовательно, доверие к нему населения значительно выше, чем к слову, услышанному по телевидению, которое нередко воспринимается как средство развлечения. Во многом благодаря печатным СМИ (зачастую в их электронных версиях) новое слово закрепляется за определенными сферами употребления, создается традиция и последующее привыкание к выражению. Следовательно, периодика искусственным образом закрепляет в сознании реципиента языковые модели и штампы. Журналисты сознательно формируют внутреннюю готовность человека воспринимать какой-либо объект или эпизод действительности вполне определенным образом, изменяя таким образом состояние аудитории, на которую было направлено воздействие.
В процессе глобализации и регионализации информационного пространства печатные СМИ в контексте воздействия на аудиторию имеют следующие тенденции развития: сегментация, дифференциация,
массовизация СМИ, деполитизация прессы за счет обращения к развлекательной информации; укрупнение медиапредприятий и внедрение инновационных информационно-коммуникационных технологий; изменение функционального облика изданий и, в целом, профессии журналист. Данные тенденции развития местной прессы реализуются в условиях изменения самой читательской аудитории - появлении обогащенного мнения и, в то же время, пассивизации населения.
Степень изученности темы: тема исследования изучалась такими авторами как С.Г. Кара-Мурза, А.Е.Левченко, А. А. Гаврилов, С. Дацюк, К.Х. Каландаров, Д .Брайант и др.
Объект исследования - воздействие СМИ на аудиторию.
Предмет исследования - методы воздействия на аудиторию, применяемые в печатных СМИ.
Цель работы - исследование методов воздействия на аудиторию, применяемых в печатных СМИ.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
1) дать общую характеристику методов воздействия, их понятие и особенности;
2) рассмотреть способы преобразования информации в печатных СМИ;
3) проанализировать методы информационно-психологического воздействия в газетах;
4) проанализировать лингвистические средства воздействия на
аудиторию в газетах.
Эмпирическую базу исследования составили материалы интернет- версий газет «Российская газета», «Нижнекамское время» с декабря 2015 по май 2016 г. (24 материала из «Российской газеты» и 24 материала из газеты «Нижнекамское время»). Нам показалось интересным сравнить использование методов воздействия на аудиторию федеральной газеты и городской. При выборе материалов для анализа в газетах «Российская газета» и «Нижнекамское время», придерживались критериев популярности статей широкой аудитории: вкладка «Главное» (в «Российской газете»), вкладка «Главная» (в газете «Нижнекамское время»); количество просмотров. В основном использовались материалы политического содержания.
Теоретическую основу работы составляют исследования в области воздействия средств массовой информации на аудиторию С. Дацюка, С.Г. Кара-Мурзы, К.Х. Каландарова, Д.Брайанта.
Методы исследования. В ходе исследования использовались такие методы, как анализ, синтез, сравнение, включенное наблюдение.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе на кафедре массовых коммуникаций при изучении дисциплины «Психология журналистики».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Общественное сознание аудитории формируется и моделируется посредством множества факторов, среди которых на сегодняшний день нет более влиятельного института, чем средства массовой информации. Подобная роль СМИ в процессе формирования общественного сознания достигается оперативностью предоставления информации, доступностью, широким охватом аудитории, многоплановостью (СМИ включают в себя информацию различного характера), социальной ориентированностью (выражение мнения и интересов больших социальных групп) и др. Вопросы о воздействии средств массовой информации на аудиторию, о социальной ответственности прессы являются первостепенными вопросами современности, от которых зависит существование как СМИ, так и самого общества. В связи с этим важным моментом является такая форма повышения гражданской ответственности, как саморегулирование СМИ, а также воздействие на СМИ самой аудитории (неправительственные организации, ассоциации защиты потребительских прав и т.п.).
СМИ используют довольно широкий арсенал методов и приёмов влияния на аудиторию, в первую очередь можно выделить эмоциональное воздействие, которые достигаются в основном лингвистическими средствами и преобразование коммуникативно-содержательной стороны информации.
В «Российской газете» обнаружены следующие методы воздействия на читателя: заражение, убеждения, внушение. Журналисты «Российской
газеты» пытаются повлиять на активное сознание, логику, поскольку используют «получение доказательств», прием «авторитетное мнение» - в каждом восьмом материале имеется ссылка на мнения экспертов. Было выявлено, что журналисты пытаются работать над различными состояниями «Я» в человеке, в основном, используются такие методы воздействия, как сопереживание, внушения, эвфемизм, противоречащие друг другу судебные
решения, обращение к общечеловеческим ценностям, прием «Сахарный сэндвич». Положительное влияние «Российской газеты» заключается в том, что журналисты способствуют возникновению и развитию чувства патриотизма среди аудитории.
Газета «Нижнекамское время» эти методы также использует, но в основном с целью привлечь внимание к некоторым вопросам. Газета «Нижнекамское время» лишь частично насаждает и фиксирует в массовом сознании понятия, которые характеризуют новые социально-экономические явления. Используя различные методы воздействия на общественное мнение, такие как «комментарий», «приклеивание ярлыков», «метод противоречивых суждений», «культивирование социальной программы города»; «персонализация журналиста», она оказывает влияние на восприятие, понимание информации. Положительное влияние газеты «Нижнекамское время» заключается в том, что журналисты газеты в многих материалах обращают внимание аудитории на общечеловеческие ценности, такие как материнство, дом, семья, ребенок.
Обнаруженные приемы воздействия могут быть сгруппированы следующим образом: метод обращения к горькому опыту; обращения к общечеловеческим ценностям; сопереживание, предложение, эвфемизм, использование противоречивых суждений, прием «Сахарный сэндвич»; использование гедонистических, мифологических текстов. Журналисты обоих изданий преимущественно воздействуют на эмоции читателей.



1. Российская газета. Газета. - Интернет-портал «Российской газеты» зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.06.2012 г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 50379. - Режим доступа: http://rg.ru//
2. Нижнекамское время. Газета. - Газета зарегистрирована 16 .09.2008 г. управлением Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 16-00065. - Режим доступа: http://nk- times.ru//
Литература
3. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия : Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. - 432 с.
4. Вдовыченко Е.В. Проблема самоидентификации наций:
особенности украинского менталитета [Электронный ресурс] / Е.В. Вдовыченко. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/problemasamoidentifikatsii-natsiy-osobennosti- ukrainskogo-mentaliteta (дата обращения 03.12.2015).
5. Виноград, Т.К. Процессуальному пониманию семантики / Т.К. Виноград. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 12: Прикладная лингвистика / под ред. Б.Ю. Городецкого. - Москва: Радуга, 1983. - С. 123-170.
6. Володина Н. М. Язык - основное средство воздействия на
массовое сознание // Язык как объект междисциплинарного исследования. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //evartist.narod.ru/text 12/03.Йт#з_09
7. Гаврилов А. А. Средства воздействия на общественное сознание в условиях информационного общества [Текст] / А. А. Гаврилов // Молодой
ученый. — 2012. — №8. — С. 152-155. Режим доступа:
http://www.moluch.ru/archive/43/5220/ (дата обращения 05.03.2016)
8. Герасимова С.А. Телевидение как средство формирования и управления общественным сознанием // Управленческое консультирование. - 2007. - №2. - С. 143 - 148.
9. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М., 2001. С. 208.
10. Дацюк С.А. Коммуникативные технологии. - Режим доступа: http: //www.korolevstvo. narod.ru/ psychostat/comstr.htm
11. Дзялошинский И.М. Символические фигуры российского бизнеса // Инновационные технологии бизнес-коммуникаций: стратегии и тактики. Вып. 2. Материалы международной научно- практической конференции (25 ноября 2011 г.). Серия «Коммуникативные исследования». Вып. 7. - М.: НИУ ВШЭ, 2011.
12. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. - СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. - 280 с.
13. Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. — СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2008. — 248 с. Режим доступа: http: //psyfactor.org/lib/zel3 .htm
14. Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. - М.: Гуманитарный центр «Монолит». - 1998.
- 80 с.
15. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2004.
- 528 с.
16. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. - М., 2002. С. 18.
17. Коэн Д.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. - М., 2003. С. 610.
18. Копнина Г.А. Речевое манипулирование: учеб. пособие / Г.А. Копнина. - Москва: Флинта; Наука, 2007. - 176 с.
19. Кузнецов И.Н. Риторика. - Минск: 2000. С. 177-178.
20. Левченко А.Е. Формы и методы воздействия СМИ на
общественное сознание. - М.: ИНФА-М, 2000. - 20 с. - Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/653649/
21. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1997. С. 273. 15
Доценко Е. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М., 1997;
22. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1997. С. 256;
23. Локтионова, В.Г. К проблеме способов представления нового
знания в тексте художественного произведения // Университетские чтения- 2006. Симп. 1: Секция № 1-20: актуальные проблемы языкознания и
литературоведения. - Пятигорск, 2006.
24. Любимова, А. А. Языковые моменты воздействия на общественное сознание : дис. ... канд. филол. наук / А. А. Любимова. - М., 2006. - С. 140.
25. Мандель Б.Р. Психология рекламы: история, проблематика: учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА, 2013, - 272 с.
26. Мансурова А.И. Вербальные способы манипуляции общественным сознанием // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - Казань: Изд-во КГУ, 2009. - №1. - С. 69 - 73.
27. Науменко Т. В. Массовая коммуникация и методы ее воздействия на аудиторию. [Электронный ресурс] // Философия и общество. - 2004. - Выпуск№ 1 (34). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/massovaya- kommunikatsiya-i-metody-ee-vozdeystviya-na-auditoriyu
28. Низкая, Н.С. Методология речевого воздействия // Вестн. Амурского гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - 2009. - Вып. 46. - С. 102¬104.
29. Печатные издания в современной России [Электронный ресурс] //
Сайт «Рустрана». - Режим доступа: http://xn--80aa2bkafhg.xn--
p1ai/article.php?nid=3594. .(Дата обращения 11.04.2016).
30. Розенталь Д. Э. и др. Словарь лингвистических терминов,Изд. 2¬е. М.: Просвещение, 1976, с.20


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ