Введение 4
Глава 1. ОСНОВЫ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Сущность и содержание закупочной логистики 6
1.2 Организация и управление закупочной логистики 9
1.3 Задачи и современные логистические концепции закупок 14
Глава 2. АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ПАО
“КАМАЗ” 19
2.1 Общая характеристика предприятия ПАО “КАМАЗ” 19
2.2 Анализ экономических показателей хозяйственной деятельности
предприятия ПАО “КАМАЗ” 32
2.3 Анализ закупочной деятельности ПАО “КАМАЗ” 39
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО “КАМАЗ” 44
3.1 Разработка рекомендации по повышению эффективности закупочной
логистики ПАО “КАМАЗ” 44
3.2 Оценка эффективности внедрения 1С:ЕИР 56
Заключение 64
Список использованной литературы 68
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Для успешной работы в условиях сложившейся нестабильной экономической ситуации в нашей стране необходимо, прежде всего, грамотное ведение оперативного торгового учета, позволяющее быстро ориентироваться в сложных рыночных ситуациях и принимать обоснованные управленческие решения, снижающие коммерческий риск.
Актуальность совершенствования логистики закупок заключается в том, что эффективное построение закупочной деятельности является одним из важнейших факторов успешной работы предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия ее организации. Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к снабжению, искать новых, более надежных поставщиков, более дешевое, но одновременно и качественное сырье и материалы, изучать проблему эффективности их использования. Поэтому для предприятия все возможные способы построения рациональной закупочной деятельности, включающей в себя закупки, поставку материалов и сырья, складирование, запуск этих средств в производство, приобретают все большую значимость.
Изучение проблемы эффективного построения закупочной деятельности предприятия значительно расширяет возможности совершенствования снабжения с позиций рационального использования поставщиков, складских помещений, информационного обеспечения и других составляющих.
Объектом исследования является общество публичное акционерное общество «КАМАЗ». [1, с. 8]
Предметом исследования является закупочная деятельность ПАО «КАМАЗ».
Целью дипломной работы является совершенствование закупочной деятельности на основе финансовых показателей, а также сильных и слабых сторон ПАО “КАМАЗ”, характеристик организации, сотрудничество с другими поставщиками, информационного обеспечения, используемого при закупке, правильной организации и планирования снабжения сырья и материалов, необходимых для производства.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и функциональную роль закупочной деятельности в производственном процессе;
- рассмотреть методы выбора поставщика по всем этапам (преимущества и недостатки каждого из них), а так же сформировать возможные варианты для эффективной работы предприятия;
- проанализировать степень использования логистики и информационного обеспечения в управлении материальными потоками на предприятии ПАО «КАМАЗ»;
- проанализировать сильные и слабые стороны закупочной деятельностью ПАО «КАМАЗ»;
- разработать предложения по совершенствованию закупочной деятельности ПАО «КАМАЗ»;
- провести оценки эффективности работы ПАО «КАМАЗ».
Информационную базу работы составляют: учебники отечественных и зарубежных специалистов в области логистики снабжения, логистики и управления цепями поставок, а так же пособия, посвященные информационным системам и технологиям, так же связанным с логистикой, а также электронные ресурсы.
В работе рассматривается основной круг вопросов по закупочной деятельности промышленного предприятия в современных условиях. В ней изложены теоретические основы логистики снабжения; кратко охарактеризовано информационное обеспечение закупочной деятельности предприятия; сформированы сущность, цель, функции и роль закупок в рыночной экономике.
В данной работе по теме “Пути повышения эффективности закупочной логистике ПАО КАМАЗ” была рассмотрена сущность самой закупочной логистики, были также рассмотрены как происходит процесс организации закупочной логистики. Из нее известно, что этот процесс происходит из нескольких этапов, начиная от планирования, заканчивая отправкой груза. Также стало известно, что организацией закупочной деятельности занимается самостоятельное подразделение - депортамент закупок. Также бывают и такие ситуации в предприятиях, что проще всего их отдать на саутсорсинг организации, но это зависит от многих факторов , проводится специальный анализ, на котором стоит вопрос об аутсорсинге.
Были рассмотрены виды выбора поставщика, и стало известно, что данный выбор можно провести двумя методами. Первое- - выбор из числа организаций, которые является поставщиками в данный момент и с которыми уже установлены деловые отношения. Второе- метод выбора поставщика методом рейтинговых оценок.
Известно, что основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства с максимально возможной экономической эффективностью. Но и эта цель зависит от многих факторов. Важное значение играет также и эффективное проведение закупок полагает наличие подробной информации о рынках, где они осуществляются. Важнейший элемент в политике закупок — анализ цены приобретаемых товаров.
Вторым этапом считается - проведение методы анализа закупочной логистики на примере ПАО “КАМАЗ”.
На данном этапе были выявлены истории автоконцерна, его организационная структура. Стали известные акцентированные направления публичного акционерного общества, и его миссия и цели. Из характеристики стало известно, что КАМАЗ является признанным автогигантом в Европе, и имеет хорошие позиции на рынке большегрузов. ПАО “КАМАЗ” также занимается выпуском широкой гаммы грузовой техники: грузовые автомобили (более 40 моделей, свыше 1500 комплектаций, автомобили с правым рулём), прицепы, автобусы, тракторы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. Уставный капитал акционерного общества составляет 35 млрд. рублей. Самые крупные пакеты акций принадлежат государству и коммерческим банкам.
Единый производственный комплекс группы организаций ПАО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей -от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения.
В состав группы технологической цепочки входит несколько крупных заводов автомобильного производства. Также можно выделить и крупнейшие дочерние предприятия ПАО “КАМАЗА” : ПАО «Нефтекамский автозаводе и ПАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» (Республика Башкортостан).
В последнее время заметны также и рост продаж автомобильных тягачей КАМАЗ выросли на 30 %.
Деятельность ПАО «КАМАЗ» происходит на основе линейно-функциональной структуры управления предприятием.
Линейно - функциональная структура выстроена по принципу разделения функций и обязанностей внутри предприятия и основания сквозных подструктур по управлению функциями. Данный способ управления помогает облегчить работу руководителей, так как у них имеются заместители, и именно поэтому ему можно работать только с заместителем, а не со всем коллективом индивидуально.
Органами управления ПАО «КАМАЗ» являются:
-общее собрание акционеров;
-совет директоров;
-генеральный директор (единоличный исполнительный орган);
-ликвидационная комиссия.
Также были проведены анализы внешней и внутренний анализ предприятия. Были выявлены сильные и слабые стороны. А также различные факторы среды, где отображается на чем именно предприятию придется делать акцент.
Был проведен расчет финансовой устойчивости и ликвидности предприятия осуществляется по бухгалтерскому балансу за 2013-2015 года.
По анализу ликвидности баланса ПАО «КАМАЗ» видно, что некоторые коэффициенты ликвидности имеют тенденцию к понижению.
По проведенному анализу показателей ликвидности и платёжеспособности ПАО «КАМАЗ» можно сказать что финансовое положение предприятия считается устойчивым, если оно покрывает собственными средствами не менее 50% финансовых ресурсов, необходимых для осуществления нормальной хозяйственной деятельности, эффективно использует финансовые ресурсы, соблюдает финансовую, кредитную и расчетную дисциплину, иными словами, является платежеспособным.
Можно говорить о том, что ПАО «КАМАЗ» является финансово устойчивым. Организация в какой-то степени является финансово независима от внешних источников финансирования. Слабой стороной ПАО «КАМАЗ» можно признать отсутствие практического маркетинга, устаревшие технологии, как известно, это ведет к снижению конкурентоспособности предприятия.
ПАО «КАМАЗ» является развитым обществом, с хорошим положением как на рынке автозапчастей, так и на рынке труда.
По составлению таблицы “Дерево проблем” и ’’дерево решений” видно, что основной проблемой в ПАО “КАМАЗ” является стимулирование персонала, не только в финансовом плане, а также и в моральном. Поскольку из данной ситуации вытекает несколько проблем сразу. Были рассмотрены и мероприятия, которые требуются для стимулирования.
На последнем этапе была проведена оценка эффективности закупочной логистики ПАО “КАМАЗ”.
— По результатам которой можно сделать выводы об эффективности внедрения программы 1O:ERP. Для внедрения данного программного обеспечения по расчетам потребуется около 36 630 000 рублей. Оптимизировать данные затраты будем путем оптимизации персонала- программистов, исходя из формулы видно, требуемое количество программистов составляет в треть меньше. Выводы по проекту совершенствования:
— Инвестиционные затраты по проекту: 36 630 000 руб.;
— Чистый доход за весь срок жизни проекта: 108 490 480 руб.;
— Чистый дисконтированный доход (накопленный): 38 252 683 руб.;
— Индекс доходности: 1,05 > 1;
— СОИ и СОДИ: 1 год 7 месяцев и 1 года 10 месяцев соответственно;
— ВНД: 74,38% > 27%)