Модернизация автомобилей по подготовке к эксплуатации в холодных условиях двигателей внутреннего сгорания, агрегатов трансмиссии, аккумуляторных батарей
Введение 6
1. Анализ состояния вопроса 10
1.1 Климат Севера РФ 11
1.2. Дорожные и горно-геологические условия 14
2. Эксплуатационные характеристики 17
2.1. Эксплуатационные характеристики и свойства техники в зоне холодного климата 18
2.2. Особенности использования грузовых автомобилей 24
в условиях холодного Севера 24
3. Модернизация автомобилей по подготовке к эксплуатации в холодных условиях двигателей внутреннего сгорания агрегатов трансмиссии, аккумуляторных батарей 28
3.1. Реконструкция автомобилей КАМАЗ 65225 для эксплуатации в ХМАО 29
3.2. Установка предпускового подогревателя АПЖ-30Д (24В) 32
3.3. Подогрев АКБ с использованием АПЖ-30Д (24В) 37
3.4. Подогрев различных систем с применением автономного предпускового подогревателя АПЖ-30Д (24В) 39
3.5. Установка воздушного отопителя Планар-4Д 43
3.6 Установка подогрева топливной системы двигателя (ПТ-570)
4. Подготовка системы подогрева 49
4.1. Подготовка системы подогрева с использованием устройства распределения теплового потока 50
5. Технология изготовления фальш-поддонов в условиях сервисного центра 54
6. Основы безопасности жизнедеятельности 58
6.1. Общая характеристика обеспечения тепловой подготовки автомобиля 59
6.2. Опасные и вредные производственные факторы 59
6.3. Нормативные и оценочные значения опасных производственных факторов. 62
6.4 Мероприятия, направленные на защиту от воздействия вредных и опасных производственных факторов 64
6.5. Обеспечение техники безопасности при работе с АКБ 65
7. Экономическая часть 68
7.1 .Расчет основных технико-экономических показателей 69
7.2. Оценка эффективности капиталовложений 73
Заключение 78
Список литературы 79
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Вопросы, связанные с улучшением тепловой подготовки автомобилей в условиях низких температур являются ключевыми вопросами в эксплуатации автомобилей в районах с суровым климатом. Низкие температуры воздуха и, связанное с ними, охлаждение агрегатов затрудняют пуск двигателей, уменьшают надежность автомобилей, ухудшают экономичность, увеличивают расход топлива, усложняют обслуживание автомобилей и их вождение.
Большая часть потенциальных запасов природных ресурсов страны приходится на территорию с холодным климатом и районы Севера, отличающиеся экстремальными климатическими условиями и низкими температурами. Вместе с тем в этих районах эксплуатируются в основном обычные серийные автомобили, недостаточно подготовленные к работе в таких условиях. Эксплуатация автомобилей в районах с суровым климатом связана с интенсивным охлаждением механизмов, агрегатов и имеет ряд особенностей. Производительность автомобилей в зимний период снижается. Много времени затрачивается водителем на пуск и подогрев двигателя автомобиля в условиях хранения автомобиля на открытых площадках. В результате этого, технически исправные автомобили, выходят в линию на 1-1,5 часа позже.
Ямало-Ненецкий автономный округ расположен на севере Западно-Сибирской равнины. Регион относится к районам Крайнего Севера, и более половины его территории расположено за Полярным кругом. Годичный перепад в некоторых районах Республики Саха (Якутия) достигает порой 102°С (-62°С зимой и 40°С летом). В осенне-весенний период суточный перепад доходит до 40°С (-20°С в предутренний период и 20°С днем при солнечной инсоляции на поверхности изделия). Такие колебания, накладываемые на низкие климатические температуры, резко снижают работоспособность металлоконструкций, изделий и деталей машин.
Учитывая, также что основной отраслью является топливная промышленность (нефть - 95,4%, газ - 60%), электроэнергетика (3,05%), промышленность строительных материалов (0,3,5%) возникает потребность в использовании дизельных грузовых автомобилей (КАМАЗ-65225 ) и спецтехники на производстве. Стоит отметить, что выполнение данного объема работ происходит в течение всего года, а эксплуатация неподготовленных автомобилей в условиях низких температур, значения которых даже в средней полосе России в зимние месяцы достигают минус 30°C и ниже, сопровождается существенным снижением теплового режима работы трансмиссии, двигателя, ходовой части, механизмов рулевого управления и других агрегатов и систем вследствие интенсивного теплообмена с окружающей средой, что является актуальной проблемой на сегодняшний день.
Экономические затраты от эксплуатации грузовых автомобилей и спецтехники на Севере достигают огромных величин. Главным фактором снижения этих затрат является тепловая подготовка автомобиля, обеспечивающая наименьшие потери и наиболее надежное техническое оснащение автомобилей.
Более эффективной и рациональной является доработка тепловой системы автомобиля с применением установки автономного жидкостного подогревателя и воздушного отопителя, использование которых обеспечат наилучший разогрев двигателя в условиях холодного Севера с сохранением положительного воздействия на аккумуляторную батарею.
Основная тема, рассматриваемая в дипломной работе - это обеспечение улучшения тепловой подготовки автомобиля в холодных условиях эксплуатации, путем разработки средств подогрева, отопления и поддержания теплового состояния двигателя, агрегатов трансмиссии и аккумуляторной батареи автомобиля.
ОАО «РИАТ» является одной из крупных промышленных предприятий, которое ведет разработки и изготовление единичных образцов и малых партий модернизированной автотехники, востребованной на российском рынке. Предприятие имеет большое количество заказов на автомобили оригинальной конструкции и нестандартной комплектации, в том числе поступают заказы на модернизированные автомобили КАМАЗ 65225, применяемые в условиях низких температур. ОАО «РИАТ» проводит следующие работы по доработке автомобилей КАМАЗ:
• Установка защитных сеток на фары и фонари;
• Установка усиленного грязевого настила над КПП;
• Установка усиленной быстросъемной защиты двигателя и радиатора;
• Установка струйного омывателя фар;
• Замена пластиковых трубопроводов системы пневмотормозов на медные;
• Установка защиты топливного бака;
• Установка электрического подогревателя зоны «парковки» щеток стеклоочистителя;
• Установка задней светотехники на виброзащитных резиново-тканевых фартуках;
• Установка воздухозаборника над крышей кабины в зоне «чистого воздуха»;
• Дополнительное закрепление пучков проводов и защита датчиков;
• Окраска кабины, рамы, надстройки, дисков колес, ступиц и т.д. в корпоративный цвет заказчика;
• Антикоррозионная обработка кабины, рамы, самосвальной установки.
Целью данного дипломного проекта является модернизация автомобиля по подготовке к эксплуатации в холодных условиях двигателей внутреннего сгорания, агрегатов трансмиссии, аккумуляторных батарей.
Задачи исследования:
■ обеспечение тепловой подготовки двигателя, агрегатов и систем автомобиля с разработкой устройств подогрева для эксплуатации в условиях низких температур.
• повышение технического состояния автомобилей при эксплуатации в
холодных условиях, на примере установки фальш-поддонов;
• внедрение фальш-поддона для дополнительного прогрева, двигателя и агрегатов трансмиссии.
1. В дипломной работе решена актуальная проблема, состоящая в разработке фальш-поддонов для подогрева двигателей внутреннего сгорания, агрегатов трансмиссии, аккумуляторных батарей и дополнительного прогрева масла в картере двигателя.
2. Проведен анализ основных факторов воздействия низких температур на работу всех систем автомобиля и показано, что основной эксплуатационной причиной отказов, является несовершенство тепловой подготовки автомобиля. Для обеспечения эксплуатационной надежности в условиях низких температур, целесообразно применять средства предпусковой подготовки, в том числе устройства, обеспечивающие предпусковой подогрев.
3. На основе патентов РФ на изобретение [19,20,21,22] разработана система обогрева двигателей внутреннего сгорания, агрегатов трансмиссии, масла в картере двигателя. Применение предложенной системы автономного обогрева позволяет сократить время предпусковой подготовки автомобиля в условиях низких температур.
4. Эффективность использования фальш-поддонов заключается в сокращении количества отказов предпусковой подготовки. В результате сокращаются простои в ТО и ТР и снижаются затраты на запасные части, что позволяет повысить производительность автомобилей. Расчеты показали, что капиталовложения являются эффективными. Окупаемость проекта составляет 4 года.
1. Ишков A.M., Кузьминов М.А., Зудов Г.Ю. Теория и практика надежности техники в условиях Севера /Отв. ред. В.П. Ларионов. Якутск: ЯФ ГУ «Изд-во СО РАН». 2004.313 с.
2. Семенов Н.В. Эксплуатация автомобилей в условиях низких температур.—М.: Транспорт, 1993—190с.
3. Эксплуатация автомобилей на севере. Бакуревич Ю.Л., Толкачев С.С., Шевелев Ф.Н. Изд-во "Транспорт", 1973, с. 1—180.
4. Автомобиль КамАЗ-65225. Руководство по эксплуатации. А.А.Иговский, С.И.Нефедьев, Е.А.Хованцев / Набережные Челны: 2011. 704с.
5. Обеспечение работоспособности турбокомпрессоров автотракторных двигателей: монография/ А.С.Денисов, А.Т.Кулаков, А.Р.Асоян, А.А.Коркин. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2012. - 156с.
6. Автомобильные эксплуатационные материалы: учеб. пособие. Ч. П.Масла и смазки / В. Б. Джерихов; СПб. гос. архит.-строит. ун-т. - СПб.,2009. - 256 с.
7. Костин А.К., Ларионов В.В., Михайлов Л.И.
Теплонапряжённость двигателей внутреннего сгорания. Справочное пособие.- Л.: Машиностроение Ленингр. Отд-ние, 1979.-222с.
8. Горшков А.Г., Тарлаковский Д.В., Старовойтов Э.И. Теория упругости и пластичности / М.: Машиностроение, 2011. 416 с.
9. Техническая эксплуатация автомобилей. Учебник для вузов, 4-е изд. перераб. идополн. / Е.С. Кузнецов, А.П. Болдин, В.М. Власов и др. - М.: Наука. 2001 -535 с.
10. Патент №130644 Российская Федерация, МПК7: F04D29/063.
Устройство подачи масла в турбокомпрессор с постоянным давлением, подогревом и очисткой / Кулаков А. Т., Якубович И.А., Якубович А.Н., Финоченко А.Г., Малаховецкий А.А.; заявитель и патентообладатель Кулаков А.Т., Якубович И.А., Якубович А.Н., Финоченко А.Г., Малаховецкий А.А. - заяв.07.12.12; опубл. 10.01.13, Бюл. № 1. - 3 с. : ил.
11. Байрамов Р.А.Повышение эксплуатационных показателей автотракторных дизелей в условиях низких температур / Уфа: ФГОУ ВПО БГАУ. 2008г.
12. А.С. Денисов, А.Р. Асоян, Н.В. Орлов / Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина, г. Саратов, Россия. Повышение эксплуатационной надежности турбокомпрессора путем установки автономной системы смазки.
13. Денисов А.С. Эксплуатационные факторы и надежность автомобиля. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003. - 269 с.
14. Механика упругопластического разрушения. В 2 частях. Часть 1. Основы механики разрушения / В.З.Партон, Е.М.Морозов, 2008. - 352с.
15. Опыт доводки и производства турбокомпрессоров автомобильных двигателей/ Савельев Г.М., Лямцев Б.Ф., Аболтин Э.В. // Министерство высшего и среднего специального образования СССР. Ин-т повышения квалификации руководящих работников и специалистов автомобильной промышленности. - М., 1986. - 123 с.
16. Неговора А.В., Разяпов М.М., Гусев Д.А. Исследование рабочего процесса системы смазки коробки передач ZF 16S1820 в условиях низких температур / Уфа. 2013. Научный отчет.
17. Карнаухов Н.Н., Крамской В.Ф. Тархов А.И. Устройство предпускового подогревателя привода землеройно-строительной машины. Патент РФ№2057049;1996г
18. Карнаухов Н Н Тархов А И Харитонов Н А . Устройство предпускового подогревателя привода землеройной - строительной машины. Патент РФ №2077632;1997г
19. Патент РФ №2478824 F 02N 19/02 на изобретение «Устройство с электронным управлением для парового обогрева масляного картера двигателя внутреннего сгорания, коробки передач, мостов автомобиля» /Габитов И.И., Негорова А.В., Рязапов М.М., Гусев Д.А. - Уфа, Башкирский ГАУ - заявлено 15.04.2011 г., опубликовано 10.04.2013 г. Бюллетень №10.
20. Патент РФ №2480617 F 02N 19/02 на изобретение «Устройство для тепловой подготовки агрегатов автомобиля» /Габитов И.И., Негорова А.В., Рязапов М.М., Гусев Д.А. - Уфа, Башкирский ГАУ - заявлено 15.04.2011 г., опубликовано 27.04.2013 г. Бюллетень №12
21. Патент №61359 на полезную модель «Устройство для парового обогрева масляного картера ДВС»/Габитов И.И., Негорова А.В., Байрамов Р.А. - Уфа, Башдизель - заявлено 07.11.2006 г., опубликовано 27.02.2007 г. Бюллетень №6.
22.. Патент №139572 F 02N 17/02 «Устройство для тепловой подготовки ДВС»/ 07.11.2006 г., опубликовано 20.05.2008 г., Бюлл. №14.