Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Работа №83341

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы42
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ 6
1.1 Подходы к определению основных понятий исследования 6
1.2 Структура творческого процесса 11
1.3 Формы и методы развития творческих способностей 13
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
СТУДЕНТОВ 18
2.1 Возможности декоративно-прикладного творчества в развитии
творческих способностей студентов 18
2.2 Методы диагностики творческого развития личности 22
Выводы по второй главе 29
ГЛАВА 3 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПАННО В ТЕХНИКЕ
ВЫШИВКИ ЛЕНТАМИ 30
3.1 Вышивка лентами как вид декоративно-прикладного творчества 30
3.2 Разработка эскизов и описание изделия 32
3.3 Технологическая последовательность изготовления изделия 34
Выводы по третьей главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39


Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.
Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными разрушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей обучающихся происходит их угасание.
Творческая деятельность привлекает к себе людей тем, что позволяет испытать радость высшего человеческого порядка - радость преодоления, радость творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которых создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Общественное значение имеет не только результат творческой деятельности, но и сам процесс творчества; творческий человек более ценен для общества, нежели безынициативный исполнитель. То есть другими словами, интерес к творчеству в настоящее время обусловлен общественными потребностями.
Декоративно - прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека - через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.
В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и любители: ученые, педагоги, работники творческих профессий и др.
Из зарубежных исследователей проблемы творчества рассматривались Дж. Гилфордом, П. Торренсом, С.А.Медником и др. В отечественной психологии и педагогике проблемой творческих способностей занимаются В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, Б.П.Теплов, Ю.З.Гильбух, Д.Б. Богоявленская и др.
К вопросу о компонентах творческих способностей обращались Р.Стернберг, А.Н.Лук, Л.Д.Столяренко, В.И.Андреев, В.Т.Кудрявцев и В.Синельников и др.
Рассматривая проблемы организации обучения творчеству и решению творческих задач, необходимо знание особенностей творческой личности. Только совокупность внутренних связей и внешних условий формирует вполне определенные свойства психики.
Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни изменения; готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным; стремлении избежать очевидных, традиционные решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации.
Слабым и неразработанным звеном в этом вопросе является разработка эффективных и доступных педагогам средств и методов диагностики творческих способностей.
Тему нашей выпускной квалификационной работы мы сформулировали следующим образом «Средства и методы диагностики творческих способностей студентов».
Объект исследования: развитие творческих способностей студентов колледжа.
Предмет исследования: средства и методы диагностики творческих способностей студентов колледжа при обучении декоративно-прикладному творчеству.
Цель исследования: разработать методику диагностики творческих способностей студентов колледжа при обучении декоративно-прикладному творчеству.
В соответствии с выдвинутой целью определены основные задачи исследовании:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Выявить возможности декоративно-прикладного творчества в развитии творческих способностей студентов колледжа.
3. Определить критерии оценки развития творческих способностей студентов колледжа.
4. Провести тестирование студентов Елабужского колледжа культуры и искусств.
5. Разработать технологию и изготовить триптих в технике «Вышивка лентами».
Методы исследования: изучение и анализ литературы, наблюдение за познавательной и творческой деятельностью студентов, тестирование.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы педагогами профессионального обучения для совершенствования процесса развития творческих способностей студентов.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав и выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема развития творческих способностей и изучения основных факторов, определяющих это развитие, является чрезвычайно актуальной для общества.
Творчество предполагает наличие у личности способностей мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Творческие способности - это особенности личности, характеризующие степень ее соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обуславливающие уровень ее результативности.
Структура творческой деятельности состоит из следующих элементов: мотивация, цель, предмет и результат.
Осуществление творческой деятельности включает несколько этапов, а именно:
- осознание, постановка и формулировка проблемы.
- нахождение принципа решения проблемы.
- обоснование и развитие найденной идеи решения проблемы, ее теоретическая, конструкторская и технологическая разработка.
- практическая проверка гипотезы (научное творчество), практическая
реализация изобретения (техническое творчество), создание художественного произведения (картины, литературного или музыкального произведения и т.д.).
Для определения уровня развития творческих способностей нами было проведено тестирование среди студентов 1 курса Елабужского колледжа культуры и искусств отделения «Дизайн». При проведении исследования мы анализировали такие критерии, как оригинальность и разработанность.
Помимо оценки продуктов творческой деятельности при исследовании и диагностике творческих способностей необходимо использовать различные варианты метода наблюдения, специальные диагностические тренинги, экспертное оценивание поведения студентов преподавателями, родителями;
организация различных интеллектуальных и предметных конференций, творческих конкурсов и т.п., психодиагностического исследования с использованием психометрических методик.



1. Адаскина, А.А. Креативность и художественные способности / А.А. Адаскина. - СПб.: СПбГУ, 2013. - 103 с.
2. Альтшуллер, Г.С. Алгоритм изображения / Г.С. Альтшуллер.
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //royallib .com/read/altshuller g/al goritm izobreteniya.html#0
3. Анастази, Б.Г. Психологическое тестирование / Б.Г. Анастизи. - М.: Мир, 2014. - 200 с.
4. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2015. - 105 с.
5. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. - М.: Наука, 2013. - 184 с.
6. Ахметшина, Г.Р. Педагогический потенциал народного прикладного искусства в реализации способности к творческой самореализации у студентов вуза / Г.Р. Ахметшина. - Пенза: 2013. - № 1. - С.225-227
7. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: учеб. пособие / ТА. Барышева, Ю.А. Жигалов. СПб.: СПГУТД, 2006. - 268 .
8. Белозерцев, Е.П. Техническое творчество (Методологические проблемы) / Е.П. Белозерцев. - Ульяновск: Ученье, 2015. - 329 с.
9. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов н/Д.: Книга,2015. - 158 с.
10. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.ozon.ru
11. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 2013. - 96 с.
12. Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. - М.: Мир книги, 1973. - 264 с.
13. Галкин, А. Русская вышивка - вчера, сегодня, завтра / А. Галкин. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //www.softstitch.ru
14. Гаврилова, В.Ю. Вышивка лентами / В.Ю. Гаврилова. - М.: изд. Клуб семейного досуга, 2012. - 158 с.
15. Гаврилова, О.А. Специфика развития творческих способностей подростка в процессе реализации педагогического потенциала народной культуры / О.А. Гаврилова - 2014. - №21. - С. 66-72.
16. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2012. - 368 с.
17. Дружинин, В.Н. Творчество и деятельность / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2014. - 300 с.
18. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества. / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академический Проект, 2013. - 304 с.
19. Захарова, В. О. Развитие творческих способностей студентов ссузов в процессе профессиональной подготовки/ В.О. Захарова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - № 1 (5). - С. 40-43
20. Кутьев, В.О. Опыт изучения проблем будущего в современной школе / В.О. Кутьев. - Педагогика. - 2006. - №8. - С.45-47.
21. Культурология. Краткий тематический словарь. Под ред. Драч В.Г., Матяш Т.П. - Ростов н/Д.: Книга, 2001. - 192 с.
22. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978. - 125 с.
23. Мельникова, С.И. Развитие творческих возможностей обучаемых / С.И. Мельникова, В.И. Цымбал, В.И. Чигринов. - Харьков: Изд-во Харьк. гос. ун-т им. А.М. Горького, 2012. - 82 с.
24. Мещерякова, Б. Большой психологический словарь / Б. Мещерякова, В. Зинченко - СПб.: Прайм - Еврознак, 2015. - 627 с.
25. Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / В.Н. Молотова. - М.: Форум, 2010. - 288 с.
26. Новая философская энциклопедия. В 4 томах. Автор В.С. Степин [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //iph/ras/ru/enc/htm.
27. Петровский, А.В. Психология: Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 2014. - 494 с.
28. Платонов, К.С. Проблемы способностей / К.С. Платонов. - М.: Наука, 2012. - 245 с.
29. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Академия, 2013. - 296 с.
30. Разумникова, О.М. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности / О.М. Разумникова, О.С. Шемелина. - М.: Наука, 2013 - 130 с.
31. Рассел, Б. Художественная вышивка: узоры, схемы, инструкции: пер. с англ. / Б.Рассел. - М.: Ниола 21-й век, 2012. - 112 с.
32. Санагова, С.В. Роль педагога в развитии творческих способностей студентов-дизайнеров / С.В. Санагова // Вестник Амурского государственного университета. - 2010. - №50. - С.117-122.
33. Селифанов, А.И. Креативность личности: методики диагностики и технологии развития / А.И. Селифанов, Д.А. Потапов, Д.И. Селифанов. - М.: 2014.
34. Серавин, А.И. Исследование творчества / А.И. Серавин. - СПб.: «Копи-Парк», 2015. - 200 с.
35. Современный Энциклопедический Словарь [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://royallib.com/book/
36. Техническое творчество учащихся: Учеб. пособие для студентов / Ю.С. Столяров [и др.]. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
37. Теплов, Б.М. Избранные труды / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 2014. - 328 с.
38. Творческая личность [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.nspoznanie.com.
39. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы: учебник для проф. учеб. заведений / П.И. Уткин, Н.С. Королева. - М.: Высшая школа, 2012. - 159 с.
40. Цветкова, О.В. Вышивка лентами. Школа вышивки / О.В. Цветкова. - М.: Ниола-Пресс, 2012. - 128 с.
41. Чотти, Д. Вышивка шелковыми лентами: Техника, приемы, изделия / Д. Чотти. - М.: Аст-Пресс Книга, 2015. - 251 с.
42. Шарипов, Ф.В. Развитие творческих способностей студентов /Ф.В. Шарипов // Высшее образование сегодня. - 2013. - №8. - С. 58-63.
43. Эриксон, Э Шелковая фантазия. Искусство вышивки ленточками /Э. Эриксон. - М.: Альбом, 2013. - 346 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ