Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №47238

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО¬ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Развитие творческой активности как психолого-педагогическая
проблема 7
1.2. Специфика художественно-проектной деятельности студентов-
дизайнеров 19
1.3. Анализ методов развития творческой активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности 30
Выводы по главе I
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
2.1. Метафорические ассоциативные карты как основа методики развития
творческой активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности
2.2. Диагностический инструментарий развития творческой активности
студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности 53
2.3. Опытно-экспериментальная работа и обобщение ее результатов 61
Выводы по главе II
Заключение 73
Список литературы 75
Приложения


Актуальность исследования. В основе современного образовательного процесса лежит направленность на подготовку личности к активному освоению перемен, развитие потребности в творческом подходе к организации социально значимой деятельности.
Деятельность специализированных факультетов вузов и преподавателей направлена на использование современных образовательных методов в целях подготовки выпускников, успешно реализующих профессиональные и социальные задачи, что отражено в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки дизайн.
Особо актуально применение данных методов в художественно- проектной деятельности студентов-дизайнеров, так как именно художественно-проектная деятельность формирует основы профессиональных компетенций дизайнера.
В связи с этим возникает потребность в обучении студентов- дизайнеров проектированию и развитии у них творческой активности в исследуемом процессе.
Степень изученности проблемы. Проблема творческой активности явилась предметом исследования таких ученых, как К.А.Абульханова- Славская,И.П.Гладилина,Г.В.Гавришина, К.А.Городецкая,М.А. Данилов, В.С.Кузин,Г.А.Коровкина, А.Н. Леонтьев, Ю.К.Лернер, Я.А.Наумов,И.Я. Пономарёв,Б.Х.Пикалов, Е.В. Рогалёва,Т.М.Смирнова, В.П.Строков, Е.А. Ходырева,Л.Н.Шульпина, Г.И.Щукина,Е.Н.Яковлева др.
Художественно-проектная деятельность явилась предметом исследования таких ученых, как А. И. Асессорова, Е. А. Елизарова, Д. К. Джонса, Г. Л. Ильина, А. Г. Куликова, Н. В. Матяш, В. П. Наумова, Е. С. Полат. А.А. Грицанова, Т.В Усатой.
Объект исследования: художественно-проектная деятельность в вузах.
Предмет исследования: творческая активность студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности.
Цель исследования: изучить научную литературу по проблеме развития творческой активности студентов в художественно-проектной деятельности, выявить методы для развития творческой активности и апробировать их в процессе экспериментального исследования.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты развития творческой активности как психолого-педагогической проблемы.
2. Рассмотреть специфику художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров.
3. Изучить методы развития творческой активности студентов- дизайнеров в художественно-проектной деятельности.
4. Изучить применение метафорических ассоциативных карт как основу методики развития творческой активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности.
5. Разработать диагностический инструментарий развития творческой активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности.
6. Провести опытно-экспериментальную работу и обобщить ее результаты.
Гипотеза исследования:развитие творческой активности студентов- дизайнеров в художественно-проектной деятельности вузов станет эффективным, если будет:
- изучены теоретические аспекты развития творческой активности как психолого-педагогической проблемы;
- выявлена специфика художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров.
- внедрены методы развития творческой активности студентов- дизайнеров в художественно-проектную деятельность.
Методы исследования:
а) теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, нормативных документов, описание и обобщение эмпирического материала, моделирование и прогнозирование.
б) эмпирические методы: педагогическая диагностика, наблюдение.
Методологическая основа исследования:
- в философии труды по проблеме развития творческих способностейвнесли Платон, Аристотель, Р. Декарт, А. Бергсон, Н.А. Бердяев.
-психологическиетруды по проблеме развития творческих способностей К.А.Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, В.С.Кузин, А.Н. Леонтьев, И.Я.Лернер, Я.А.Наумов, И.Я. Пономарёв, Б.Х.Пикалов.
- в педагогике И. П. Гладилина, Г.В.Гавришина, К.А.Городецкая, М.А. Данилов, Г.А.Коровкина, Б.Х.Пикалов, Л.Н.Шульпина.
- фундаментальные исследования в области художественно-проектной деятельностии дизайна составили труды А. И. Асессорова, Е. А. Елизаровой, Д. К. Джонса, В. П. Наумова, А.А.Пищева, Т.В Усатой.
База исследования: Диагностический этап исследования проведен на базе Казанского федерального университета,Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого,Кафедры дизайна и национальных искусств.
Новизна исследования заключается в новом методическом подходе к развитию творческой активности студентов- дизайнеров, разработке метафорических ассоциативных карт. использования полученных выводов для дальнейшего исследования развития творческой активности в художественно-проектной деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные научные результаты, диагностический инструментарий и выводы могут быть использованы в процессе подготовки студентов художественно-педагогических вузов в области дизайна, при разработке учебных планов, рабочих программ, учебно-методических пособий.
Результаты исследования апробировались в процессе выступления автора на Итоговой студенческой конференции КФУ (7 апреля 2017 г.), на VI Всероссийском конкурсе студенческих и научных работ в области искусства и художественного образования (12 мая 2017 г.), на VI Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (20 октября 2017 н).
Основные положения исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Гафиятуллина Г.Х. Эвристические методы развития творческой
активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности// Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 1: Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого. - С. 309.
2. Майорова И.М., Гафиятуллина Г.Х. Проблемное обучение как условие развития творческой активности в художественно-проектной деятельности // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы международной научно¬практической конференции. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 494¬496.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении представлены наиболее значимые результаты исследования, сформулированы основные выводы:
В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил нам определить понятие «творческая активность» как личностная характеристика (совокупность свойств и качеств, присущее самой личности) и её направленность и готовность (внутренней и внешней) к осуществлению этой деятельности.
При уточнении определения мы руководствовались тем, что свойство нельзя сформировать, оно изначально присуще любому объекту как его характеристика. Качество же можно формировать и развивать так же, как и творческую активность.
Проанализировав аспекты творческой активности, мы сделали выводы, что основным звеном является потребность личности в овладении и приобретении новых знаний.
В свою очередь, важно, чтобы творческая активность переросла в личностное качество студента. Поэтому важно развивать у студентов творческую активность и что в свою очередь формирует отношение к творческой деятельности в процессе проектирования.
Структуру мы определили, как систему компонентов: мотивационного, когнитивного, рефлексивного, поведенческого.
Художественно-проектную деятельность мы определили, как творческую деятельность, которая направлена на преобразование окружающей предметно-пространственной среды путем создания качественно новых художественных моделей и объектов предметно¬пространственной среды, культурных образцов и субъективно или объективно значимых ценностей.
В проведенном исследовании были выявлены, теоретически обоснованы и практически подтверждены методы развития творческой активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности.
В качестве решения проблемы развития творческой активности студентов дизайнеров, нами был выявлен новый методический подход, разработка метафорических ассоциативных карт.
В целях подтверждения гипотезы нами был проведен педагогический эксперимент со студентами-дизайнерами Казанского Федерального Университета. Для определения развития творческой активности студентов мы выявили критерии с помощью которых провели исследование двух групп. Статистические данные показали, что в экспериментальной и контрольной группе динамика развития творческой примерно одинаковая.
Таким образом, используя метафорические ассоциативные карты в процессе художественно-проектной деятельности, благодаря собственным творческим ассоциациям, студенты создали запоминающиеся разнообразные и интересные, оригинальные эскизы.
С целью проверки эффективности нами был проведен контрольный этап эксперимента. Было осуществлено сравнение уровней развития творческой активности студентов до и после эксперимента.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что реализация метода метафорических ассоциативных карт дает высокую достоверную эффективность.
Основные положения и выводы, изложенные в диссертации, дают основание считать, что сформулированная гипотеза исследования в целом подтвердилась, а задачи исследования решены.
Апробация и внедрение результатов исследования позволяют утверждать, что проведенное исследование имеет реальную научную, теоретическую и практическую значимость.



1. Абульханова-Славская, К.А. Личностная регуляция времени [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности в трудах отечественных психологов. / сост. и общ.ред. Л. В. Куликова. — СПб.: ПИТЕР, 2001. — с. 279-297
2. Андреев, В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография [Текст] / В.И. Андреев - Казань: Центр инновационных технологий, 2015. - 21 с.
3. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы [Текст] / С.И. Архангельский - М.: Высш. шк., 1980. - 368с.
4. Асессоров, А.И. Роль проектно-производственной деятельности в формировании профессиональной культуры студента-дизайнера [Текст] / А.И. Асессоров // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 9. - с. 172-173
5. Бердяев, Н. А. Опыт эсхатологической метафизики [Текст] / Н. А. Бердяев // Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. - Мн.: Экономпресс, 2000. С. 20.
6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высших учеб. Заведений [Текст] / Д.Б. Богоявленская - М.: Академия, 2002. 320-325 с.
7. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие [Текст] / М.В. Буланова-Топоркова - Ростов-на - Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
8. Вилкова, А.А. Личностный потенциал в профессиональной деятельности дизайнера [Текст] / Вилкова А.А. // Казанский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С.16-19.
9. Вундт, В. Очерк психологии [Текст] / В. Вундт - СПб., 1896
10. Гавришина, Г.В. Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла [Текст] : Дис. ... канд. пед. наук. / Г.В. Гавришина - Вологда, 2000. -188 с.
11. Галеев, Б.М. Светомузыка: Становление и сущность нового искусства [Текст] / Б.М. Галеев - Казань, Казанский авиационный институт им. А. Н. Туполева: Татарское книжное издательство, 1976. - 271 с.
12. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин - Минск: Харвест, 1998.- 77 с.
13. Городецкая,С.В. Развитие художественно-творческой активности
студентов художественно-графическихфакультетоввпроцессе изучения
орнаментовнародовмир [Текст]:Автореф.дис.канд.пед.наук. / С.В
Городецкая-М.,2004. -22с.
14. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию [Текст] / В. Гумбольдт - М.: Прогресс, 1984. - 397 с.
15. Грицанов, А.А. Новейший философский словарь [Текст] / А.А. Грицанов - Минск: Книжный Дом. 1999.- 88 с.
16. Джонс, Дж.К. Методы проектирования [Текст] / Дж.К. Джонс 1986- 19 с.
17. Дизайн-концепция [Электронный ресурс] - Режим доступа: ййр://’№№№.’Мш-’№еЬ.ги/а1беп1о1оду/34/(Дата обращения 21.03.2018).
18. Дудьев, В.П. Психомоторика: словарь-справочник [Текст] / В.П. Дудьев - 2008-48 с.
19. Ивановский, В.Н. Ассоциация идей и гносеологический ассоциационизм [Текст] / В.Н. Ивановский // Ученые записки Казанского университета. — Казань, 1908. — 32-33 с.
20. Искра, И.С. Развитие творческой активности студентов- дизайнеров вузов в процессе проектирования [Текст] / И.С. Искра -М.: ГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. — 170 с.
21. Лукьянова, Л.С. Теоретико-исторический анализ использования метафорических ассоциативных карт [Текст] / Л.С Лукьянова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные Науки: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14.
22. Калдыбаева, А.Т. Компоненты И Критерии Творческой
Активности Студентов [Электронный ресурс] / А.Т. Калдыбаева, К.А. Шамбеталиев- Режим доступа: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=25493 (Дата обращения: 19.06.2018).
23. Конюхов, Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы [Текст] / Н.И. Конюхов - 1992 г- 170с.
24. Коровкина, Г.А. Развитие творческой активности подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности центра народного творчества [Текст]: Дис. канд. пед. наук. / Г.А. Коровкина - М., 1996. 170с.
25. Краснова, Т.В., Проектирование В Дизайне И Архитектуре Средствами Ассоциаций [Текст] / Т.В. Краснова, С.С. Карпенко // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4-8.
26. Критерии оценки творческой активности детей 7-9 лет
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://studbooks.net/1834279/pedagogika/kriterii_otsenki_tvorcheskoy_aktivnosti_detey (Дата обращения 3.06.2018).
27. Крупнов, А. И. Психологические проблемы исследования активности человека [Текст] / А. И. Крупнов // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - с. 25, 29.
28. Крушевский, Н.В. Очерк науки о языке [Текст] / Н. В. Крушевский - с. 129
29. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе [Текст] / В.С. Кузин - М.: Просвещение, 1977. - 208с.
30. Кузин, В.С. Психология [Текст] / В.С. Кузин - 3-е изд. - М. 1997
31. Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории "педагогические условия" [Текст] / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2001. - №2. - с. 101-104.
32. Мэй, Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. — Львов: Инициатива [Текст] / Р. Мэй - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - с. 128
33. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов [Текст] / Н.В. Матяш - М.: Изд-во «Вентана - Граф», 2004. - с.112
34. Ментальные карты Бьюзена - ассоциативный метод активизации
мышления [Электронный ресурс] - Режим доступа:
ййр://’№№№.Ь17.ги/агйс1е/шеп1а1шекагй/(Дата обращения 8.05.2018).
35. Метафорические ассоциативные карты [Электронный ресурс] — Режимдоступа:ййр://кагасйеу1зеуа.ги/соипзе11пд/ше1а1Ьг1сйезк1е_аззос1а11Упуе_ karty/ (дата обращения 07.02.2018).
36. Мещерякова, Б.Г.[Текст] / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко - М.: Прайм - Еврознак, 2003
37. Наумов, В.П. Основы проектной деятельности: Учебное пособие [Текст] / В.П. Наумов, А.Г. Куликов. - Магнитогорск: Изд-во МАГУ, 2001. - 150 с.
38. Петровский, А.В. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов[Текст] / А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.: Под ред. А.В. Петровского. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - с. 464, 348
39. Пищев, С. Г. Художественно- проектная деятельность студентов педвузов в условиях дизайн-групп [Текст] / С. Г. Пищев - Новосибирск, 2000. - 19 с.
40. Пикалов, Б.Х. Комплексное учебное задание как средство развития творческой активности школьника [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук. / Б.Х. Пикалов - Оренбург, 1999. -170с.
41. Раковская, О. Л. Саморазвитие творческой активности студентов колледжа в процессе учебной проектной деятельности [Текст] / О. Л. Раковская // Образование и саморазвитие. - 2008. - №2(8). - с. 7-13
42. Рогалёва, Е.В. Дидактические основы проектных заданий как средство развития творческой активности учащихся 5-7 классов в образовательной области “Технология” [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук. / Е.В. Рогалёва -М.,1999. - с.189
43. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн- СПб.: Питер, 2005. - с. 551
44. Семешкина, Т.В. Роль Ассоциативного Мышления В Архитектуре И Дизайне. Специальность Теория и история искусства [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения / Т.В. Семешкина - Саратов-277 с.
45. Соколов, В.Н. Педагогическая эвристика. Введение в теорию и методику эвристической деятельности [Текст] / В.Н. Соколов. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 255с.
46. Сокольникова, Н.М. Воспитание художественно-творческой активности учащихся 1-7 кл. в процессе иллюстрирования литературных произведений на уроках ИЗО [Текст] / Н.М. Сокольникова, - М., 1988. - с. 110
47. Степин, В.С. Новая философская Энциклопедия: в 4х томах [Текст] / В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов и др. — М.: Мысль, 2010. — Т. 1 — с. 200.
48. Сущность, содержание и структура художественно-проектной деятельности студента-дизайнера [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://scicenter.online/ekonomika-otrasli-scicenter/suschnost-soderjanie-struktura-hudojestvenno-100525.html (Дата обращения 13.02.2018).
49. Теплов, Б. М. Психология [Текст] / Б. М. Теплов - М.,Учпедгиз, 1953. - с. 56
50. Тощенко, Ж.Т. Социальное проектирование [Текст] / Ж.Т. Тощенко, Н.А. Аитов, Н.И. Лапин. - М.: Мысль, 1982. - с. 254
51. Федоров, К. П., Абрамян Г. В. Эвристические методы и методики
обучения информатике в школах с углубленным изучением иностранных языков [Текст] / Федоров К. П., Абрамян Г. В. // Региональная информатика «РИ-2012»: Материалы юбилейной XIII Санкт-Петербургской
международной конференции. - 2012. - С. 268-269.
52. Филимонова, В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях [Текст] / В. Б. Филимонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № S10. - С. 51-55.
53. Фрейд, З. О психоанализе (1921) [Текст] / З. Фрейд // Основные принципы психоанализа - Минск, 1997-88 с.
54. Ходырева, Е.А. Игровая среда как фактор развития творческой активности младших школьников в обучении [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук. / Е.А. Ходырева - Киров, 1998. - 260 с.
55. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А.В. Хуторской - М.: Изд-во МГУ, 2003. - с. 416
56. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: теория, методология,
практика. Научное издание. - [Текст] / А.В. Хуторской - М.:
Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.
57. Целуйко, В.М. Методики изучения эмоциональных особенностей личности [Текст] / В.М. Целуйко - Волгоград, 1991.-19 с.
58. Шульпина, Л.Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования [Текст]: Дис. канд. пед. наук. / Л.Н. Шульпина - М., 2003. - с.142
59. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина - М.: Просвещение, 1979. - с. 160


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ