Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

Работа №83259

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
454
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ 8
1.1. Понятие правонарушений несовершеннолетних и их причины 8
1.2. Правонарушения среди подростков как социальная проблема 22
1.3. Социально-психологические характеристики подростка-
правонарушителя 28
Глава II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ 35
2.1. Состояние проблемы в социальной теории и практике 35
2.2. Технологии по профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних в 41
2.3. Методические рекомендации по совершенствованию социальной
работы с несовершеннолетними правонарушителями 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ

В настоящее время в России каждое десятое правонарушение совершается подростком или юношей, а в некоторых регионах - каждое четвертое. Отличительной особенностью подростков-правонарушителей является негативное отношение к нормативно-правовым запретам и общепринятым общественным нормам жизни, морали. Деформации, происходящие в ценностно-мотивационной сфере подростков- правонарушителей, с одной стороны, приводят к отсутствию интереса к обучению и производительности труда, с другой - обуславливают повышенное влечение к отдыху, проведению досуга, обладанию материальными средствами. Целью преступного поведения становится удовлетворение гипертрофированных потребностей и интересов, проведение досуга с употреблением алкогольных напитков, наркотиков, вступлением в сексуальные связи и др. Такая ориентация демобилизует личность, не создает установок на преодоление жизненных трудностей, долговременных жизненных планов, приводит к ситуативности, импульсивности в действиях и поступках.
Актуальность темы. За последние годы в России отмечается устойчивое повышение преступности среди несовершеннолетних. Новые задачи, которые возникают в практике социальной работы, неизбежно требуют совершенствования методов и форм их реализации на научной основе. Рост преступности среди несовершеннолетних связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.
Среди множества факторов, которыми может быть вызвано антисоциальное поведение подростков, совершение ними правонарушений, основными являются следующие [2, с. 34]:
- неблагоприятные социальные условия жизни (особенно семейные);
- индивидуальные особенности личности;
- непосредственное влияние сверстников или взрослых людей;
- социальная не контролируемость.
Крайне негативной тенденцией последних лет является снижение подросткового возраста лиц-правонарушителей (10-13 лет) и увеличение доли тяжких, особо тяжких преступлений, совершаемых ними.
Традиционно проблема подростковых правонарушений рассматривается обществом в контексте работы правоохранительных органов, которые должны заниматься профилактической работой среди подростков, а также поимкой, наказанием виновных лиц, разоблачением преступных группировок, защитой населения от посягательств на права и свободы граждан. Несмотря на то, что, структуры МВД предпринимают все усилия для профилактики подростковых правонарушений, решение рассматриваемой актуальной проблемы общества носит комплексный характер, и требует консолидации усилий не только правоохранителей, но и родителей, педагогов, психологов, медиков. Для успешной борьбы с подростковой преступностью необходимо, прежде всего, выявить социально-психологические характеристики детей данного возраста, биологические особенности развития организма, условия и причины, привлекающие подростков к совершению правонарушений и, на основе полученных данных, определить пути и способы профилактики детских правонарушений [2, с. 16].
Объект исследования: социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями.
Предмет исследования: содержание, формы и методы социальной работы с учащимися 9-10 классов и студентами первого курса аграрного колледжа.
Цель дипломной работы - выявить особенности и определить эффективные технологии социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях образовательного учреждения.
Исходя из цели выпускной квалификационной работы, были поставлены следующие задачи:
- проанализировать основные виды правонарушений среди подростков, социально-психологические особенности личности правонарушителей;
- изучить действующие технологии профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетних;
- рассмотреть на примере заданного административного района проблему подростковых правонарушений и практические подходы к ее решению;
- разработать на основе проведенного анализа рекомендации для совершенствования социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в условиях образовательного учреждения, основанная на их реальных потребностях и возможностях, а также создание новых направлений социальной работы, как включение их в общественно и личностно значимую деятельность, организацию общения и досуга, реклама позитивного участия подростков в жизни образовательного учреждения и по месту жительства поможет улучшить состояние и результаты социальной работы с ними.
Методологическую основу исследования составляют работы ученых по исследованию психологических и социальных особенностей подростков (С.А. Беличевой, М.А. Галагузовой, Г.М. Иващенко), технологий социальной работы с подростками-правонарушителями (А.С. Макаренко, В.Л. Васильеву).
Методы исследования:
- изучение теоретического и практического материала о подростковых правонарушениях и опыте социальной работы с подростками-правонарушителями;
- тестирование на базе МБОУ «Сармановская гимназия» и ГАПОУ «Сармановского аграрного колледжа» среди учащихся 9-10 классов и студентов первого курса соответственно;
- анализ полученных результатов;
- разработка и апробация мероприятий, которые помогут по борьбе с правонарушениями.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Сармановская гимназия» с. Сарманово и ГАПОУ "Сармановский аграрный колледж" в Сармановском муниципальном районе Республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования. Нами была сделана попытка систематизации знаний по технологиям социальной работы с подростками- правонарушителями и разработки методических рекомендаций совершенствования данной работы. Выводы и результаты исследования обогащают теорию социальной работы с подростками- правонарушителями.
Практическая значимость данной работы заключается в обобщении технологий социальной работы с подростками-правонарушителями, а также в определении рекомендаций для совершенствования социальной работы с ними в условиях образовательного учреждения.
Апробация исследования была проведена на занятиях по «Технологии социальной работы», научно-образовательной студенческой конференции КФУ в апреле 2016 года.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам выполнения выпускной квалификационной работы можно сформулировать следующие выводы.
Подростковые правонарушения составляют одну из наиболее острых социальных проблем общества, так как ежегодно увеличивается количество детей, вовлекаемых в криминальную среду, тяжесть совершаемых при их участии преступлений, деформация подросткового сознания, ведущая к потере нравственных, правовых, моральных ориентиров в жизни. Несмотря на усиление и расширение действующих мер правоохранительной системы, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений среди подростков, только с их помощью невозможно стабилизировать и решить данную проблему, так как она имеет комплексный характер, обусловленный физиологическими, психологическими, социальными условиями формирования молодого поколения, которым, в силу сложных социально-экономических, политических преобразований в стране, не уделяется должное внимание со стороны взрослых, которые часто дистанцируются от проблем подросткового возраста, стремятся их не замечать или вменять в обязанность различным структурам (родители - школе, школа - правоохранительным органам, те, в свою очередь - социальным работникам, которые неэффективность своей работы объясняют отсутствием надлежащего государственного финансирования и т.д.).
На основе теоретического изучения научной литературы нами было определено, что спецификой подросткового возраста является период перехода от детства к взрослой жизни, сопровождающийся формированием зрелого организма, стремлением к самовыражению, самоопределению, поиском жизненных ориентиров и ценностей. Формирование подростка как взрослого человека и гражданина страны во многом зависит от условий, в которых оно происходит. В неблагоприятной социальной обстановке (семейные проблемы, сомнительные уличные компании и т.д., незащищенный социальный статус) у подростка формируется и закрепляется склонность к правонарушениям, выражающаяся, в первую очередь, в характерных чертах: агрессивность, импульсивность, равнодушие к окружающим, отсутствие стремления к учебе, познанию мира, достижению целей, непринятие общественных запретов на поступки, противоречащие установленным нормам и принципам права, морали. Ввиду недостатка собственных физических сил для совершения правонарушений такие подростки часто вовлекаются в сформированные криминальные группы, в которых, выполняя определенные функции и обязанности, приобретают опыт и навыки совершения противоправных действий. Как правило, подростки - правонарушители не имеют долгосрочных планов и взглядов на саморазвитие, будущую жизнь, ориентируются на совершение конкретных поступков в текущий момент времени, не задумываясь об их последствиях, значимости для себя и общества.
В ходе исследовательской работы на тему, социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями, находящихся в социально опасном положении, нами была проанализирована литература, посвященная данной проблематике, изучены нормативно-правовые акты, применяемые в работе с несовершеннолетними правонарушителями, проведено тестирование среди подростков Сармановского района республики Татарстан на предмет выявления склонности к отклоняющимся формам поведения и совершению правонарушений, а также сформулировано основные мероприятия для работы с подростками, составляющими «группу риска».
Профилактика правонарушений среди подростков включает множество разработанных форм, методов, приемов воздействия на них. Среди наиболее распространенных технологий профилактики следует отметить разъяснительную работу с подростками, родителями, педагогами в учебных заведениях, проведение тематических акций, посвященных подростковым проблемам (употребление наркотических, психотропных веществ, алкоголя, хулиганство, проституция, кражи и т.д.), расширение сети внешкольных учреждений, организующих спортивные, культурно - массовые и другие виды работ с детьми во внеурочное время, регулярный контроль органами социальной защиты, правоохранителями социальных условий жизни подростков и др.
Таким образом, мы считаем, что цель исследования была достигнута, поставленные задачи были выполнены.



1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Полный сборник Кодексов РФ. - Москва: Наука, 2000. - с. 10.
2. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 13.10.2009) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»//
3. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 29 с.
4. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 379 с.
5. Алемаскин М.Л. Воспитательная работа с подростками. - М.: Знание, 2006. - 42 с.
6. Арпадьев Г. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий // Развитие личности. - 2000. - № 2.
7. Ашин А. А. Наказание несовершеннолетних за хищение чужого имущества. - Владимир: ЭКСПО, 2004. - 310 с.
8. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений
несовершеннолетних - М.: Логос, 2004. - 362 с.
9. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.
10. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних / А.А. Бакаев. - М.: Росс. Право, 2004. - 214 с.
11. Балтук, Ю.В. Междисциплинарное ведение случая в работе с безнадзорными несовершеннолетними: методическое пособие/ Ю.В. Балтук, Р.В. Йорика, С.В. Суворовой. - СПб.: Врачи детям, 2009. - 77 с.
12. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.: Социальное здоровье России, 2000. - 45с.
13. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика
мотивационной среды подростков-правонарушителей // Изучение мотивации детей и подростков. - М.: Педагогика, 2000. - С. 239-250.
14. Бреева, Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России / Е.Б. Бреева. - М.: Росс. Право, 2005. - 234 с.
15. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 371-448 с.
16. Галагузова М.А. Социальная педагогика. - М.: ФК, 2000. - 8¬21 с.
17. Гончарова А.А. Практикум по гражданскому праву. - М.: КНОРУСС, 2005. - 440 с.
18. Данилова З.А. Девиантное поведение в молодежной среде. - Новосибирск: издательство СО РАН, 2008. - 236 с.
19. Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико - психологические аспекты. А.Ю. Егоров. - СПб.: Речь, 2005. - 448 с.
20. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.: ТК Велби, 2008.- 440 с.
21. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки // СоцИс. - 2001.
- № 2.
22. Змановская Е.Е. Девиантология: (Психология отклоняющего поведения). - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 183 с.
23. Иващенко А.В., Савельев А.И. Предупреждение преступности несовершеннолетних: учебное пособие. - М.:2001, 74-87 с.
24. Елькин И. О. Профилактика зависимого поведения подростков.
- М.: Генезис, 2004. - 75 с.
25. Кон И. С. Ребенок и общество. - СПб.: Питер, 2008. - 198 с.
26. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления. В.Г.
Казанская. - СПб.: Речь, 2006. - 217 с.
27. Касьянов, В.В. Социология права / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 343 с.
28. Косевич, Н.Р. Профилактика преступности
несовершеннолетних в малых и средних городах / Н.Р. Косевич. - М.: Наука, 2003. - 278 с.
29. Косицина Н. Педагогические условия развития способности к самоопределению у старшеклассников // Развитие личности. - 2000. - № 1.
30. Курбатова Т. Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. канд. дисс. - Л., 2001. - 25с.
31. Лановенко, И.П. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / И.П. Лановенко, Э.И. Дранищева, Ф.С. Иванов. - Киев: Наук. думка, 2003. - 201 с.
32. Личко А. Е. Дети и подростки. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 80¬175 с.
33. Манько, Ю.В. Социология молодежи: учебное пособие / Ю.В. Манько, К.М. Оганян. - СПб.: ИД «Петрополис», 2008. - 316 с.
34. Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. Т.3 - М., 1989.
35. Новоселова А. С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. - Пермь: ПГПИ, 2003. - 78 с.
36. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие. Н.М. Платонова. - СПб.: ИД «Петрополис», 2004. - 190-213 с.
37. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.; Воронеж: МОДЭК. - 2000. - 303 с.
38. Прозуметов, Л.М. Несовершеннолетние: преступность,
особенности уголовной ответственности. Л.М. Прозуметов. - Томск: ТМЛ- Пресс, 2006. - 276 с.
39. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
40. Рождественская Н. А Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учебн. пособие, Рождественская Н. А.; М.: Генезис, 2015 г.
41. Самыгин, П.С. Девиантное поведение молодежи / П.С.
Самыгин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 312 с.
42. Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 224 с.
43. Свистунова Е.В. Особенности Я-концепции подростков с нарушением поведения: Автореф. - М., 2002. - 23 с.
44. Слуцкий, Е.Г. Социальная работа с молодёжью: учебное пособие/ Е.Г. Слуцкий, Р.А. Костин, Н.И. Сапова. - СПб.: Изд-во СПбГИСЭ.- 2004. - 122 с.
45. Тарабаева В.Б. Исследование причин возникновения конфликтов подростков с родителями // Семейная психология и семейная психотерапия. - 2004. - № 1.- С. 42-52.
46. Тархова, Л.А. Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели / Л.А. Тархова. - М.: Просвещение.- 2005. - 274 с.
47. Фирсов М.В., Шапиро Б.К Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
48. Холостова Е.И. Социальная работа. - М.: «Дашков и к», 2004. - 692 с.
49. Шептенко П. А. Методика и технология работы социального педагога. - М.: ТЦ «Сфера», 2007. - 70 с.
50. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2000. - № 2.
51. Шипунова, Т.В. Опыт построения социологической теории девиантности / Т.В. Шипунова. - СПб.: Речь.- 2004. - 299 с.
52. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: «Академический проект: Трикста», 2005. - 246 с.
53. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 2004.- № 6. - С. 54-58.
54. Ястреб И. И. Профилактика девиантного поведения. -
Челябинск, ЧГАКИ, 2009. - 107 с.
55. Деятельность антинаркотической комиссии Сармановского
муниципального района в 2011 году [Электронный ресурс], Режим доступа: http://flatik.ru/deyatelenoste-antinarkoticheskoj-komissii-
sarmanovskogo-munici, свободный. (Дата обращения: 17.04.2016)
56. Сармановский муниципальный район [Электронный ресурс], Режим доступа: http://sarmanovo.tatarstan.ruсвободный. (Дата обращения: 17.04.2016)
57. РИА Новости [Электронный ресурс], Режим доступа:
http://ria.rU/incidents/20160224/1379793389.html#ixzz4C2Ih9AKQ. (Дата
обращения: 17. 04. 2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ