ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ 8
1.1. Понятие правонарушений несовершеннолетних и их причины 8
1.2. Правонарушения среди подростков как социальная проблема 22
1.3. Социально-психологические характеристики подростка-
правонарушителя 28
Глава II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ 35
2.1. Состояние проблемы в социальной теории и практике 35
2.2. Технологии по профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних в 41
2.3. Методические рекомендации по совершенствованию социальной
работы с несовершеннолетними правонарушителями 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время в России каждое десятое правонарушение совершается подростком или юношей, а в некоторых регионах - каждое четвертое. Отличительной особенностью подростков-правонарушителей является негативное отношение к нормативно-правовым запретам и общепринятым общественным нормам жизни, морали. Деформации, происходящие в ценностно-мотивационной сфере подростков- правонарушителей, с одной стороны, приводят к отсутствию интереса к обучению и производительности труда, с другой - обуславливают повышенное влечение к отдыху, проведению досуга, обладанию материальными средствами. Целью преступного поведения становится удовлетворение гипертрофированных потребностей и интересов, проведение досуга с употреблением алкогольных напитков, наркотиков, вступлением в сексуальные связи и др. Такая ориентация демобилизует личность, не создает установок на преодоление жизненных трудностей, долговременных жизненных планов, приводит к ситуативности, импульсивности в действиях и поступках.
Актуальность темы. За последние годы в России отмечается устойчивое повышение преступности среди несовершеннолетних. Новые задачи, которые возникают в практике социальной работы, неизбежно требуют совершенствования методов и форм их реализации на научной основе. Рост преступности среди несовершеннолетних связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.
Среди множества факторов, которыми может быть вызвано антисоциальное поведение подростков, совершение ними правонарушений, основными являются следующие [2, с. 34]:
- неблагоприятные социальные условия жизни (особенно семейные);
- индивидуальные особенности личности;
- непосредственное влияние сверстников или взрослых людей;
- социальная не контролируемость.
Крайне негативной тенденцией последних лет является снижение подросткового возраста лиц-правонарушителей (10-13 лет) и увеличение доли тяжких, особо тяжких преступлений, совершаемых ними.
Традиционно проблема подростковых правонарушений рассматривается обществом в контексте работы правоохранительных органов, которые должны заниматься профилактической работой среди подростков, а также поимкой, наказанием виновных лиц, разоблачением преступных группировок, защитой населения от посягательств на права и свободы граждан. Несмотря на то, что, структуры МВД предпринимают все усилия для профилактики подростковых правонарушений, решение рассматриваемой актуальной проблемы общества носит комплексный характер, и требует консолидации усилий не только правоохранителей, но и родителей, педагогов, психологов, медиков. Для успешной борьбы с подростковой преступностью необходимо, прежде всего, выявить социально-психологические характеристики детей данного возраста, биологические особенности развития организма, условия и причины, привлекающие подростков к совершению правонарушений и, на основе полученных данных, определить пути и способы профилактики детских правонарушений [2, с. 16].
Объект исследования: социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями.
Предмет исследования: содержание, формы и методы социальной работы с учащимися 9-10 классов и студентами первого курса аграрного колледжа.
Цель дипломной работы - выявить особенности и определить эффективные технологии социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях образовательного учреждения.
Исходя из цели выпускной квалификационной работы, были поставлены следующие задачи:
- проанализировать основные виды правонарушений среди подростков, социально-психологические особенности личности правонарушителей;
- изучить действующие технологии профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетних;
- рассмотреть на примере заданного административного района проблему подростковых правонарушений и практические подходы к ее решению;
- разработать на основе проведенного анализа рекомендации для совершенствования социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в условиях образовательного учреждения, основанная на их реальных потребностях и возможностях, а также создание новых направлений социальной работы, как включение их в общественно и личностно значимую деятельность, организацию общения и досуга, реклама позитивного участия подростков в жизни образовательного учреждения и по месту жительства поможет улучшить состояние и результаты социальной работы с ними.
Методологическую основу исследования составляют работы ученых по исследованию психологических и социальных особенностей подростков (С.А. Беличевой, М.А. Галагузовой, Г.М. Иващенко), технологий социальной работы с подростками-правонарушителями (А.С. Макаренко, В.Л. Васильеву).
Методы исследования:
- изучение теоретического и практического материала о подростковых правонарушениях и опыте социальной работы с подростками-правонарушителями;
- тестирование на базе МБОУ «Сармановская гимназия» и ГАПОУ «Сармановского аграрного колледжа» среди учащихся 9-10 классов и студентов первого курса соответственно;
- анализ полученных результатов;
- разработка и апробация мероприятий, которые помогут по борьбе с правонарушениями.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Сармановская гимназия» с. Сарманово и ГАПОУ "Сармановский аграрный колледж" в Сармановском муниципальном районе Республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования. Нами была сделана попытка систематизации знаний по технологиям социальной работы с подростками- правонарушителями и разработки методических рекомендаций совершенствования данной работы. Выводы и результаты исследования обогащают теорию социальной работы с подростками- правонарушителями.
Практическая значимость данной работы заключается в обобщении технологий социальной работы с подростками-правонарушителями, а также в определении рекомендаций для совершенствования социальной работы с ними в условиях образовательного учреждения.
Апробация исследования была проведена на занятиях по «Технологии социальной работы», научно-образовательной студенческой конференции КФУ в апреле 2016 года.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
По результатам выполнения выпускной квалификационной работы можно сформулировать следующие выводы.
Подростковые правонарушения составляют одну из наиболее острых социальных проблем общества, так как ежегодно увеличивается количество детей, вовлекаемых в криминальную среду, тяжесть совершаемых при их участии преступлений, деформация подросткового сознания, ведущая к потере нравственных, правовых, моральных ориентиров в жизни. Несмотря на усиление и расширение действующих мер правоохранительной системы, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений среди подростков, только с их помощью невозможно стабилизировать и решить данную проблему, так как она имеет комплексный характер, обусловленный физиологическими, психологическими, социальными условиями формирования молодого поколения, которым, в силу сложных социально-экономических, политических преобразований в стране, не уделяется должное внимание со стороны взрослых, которые часто дистанцируются от проблем подросткового возраста, стремятся их не замечать или вменять в обязанность различным структурам (родители - школе, школа - правоохранительным органам, те, в свою очередь - социальным работникам, которые неэффективность своей работы объясняют отсутствием надлежащего государственного финансирования и т.д.).
На основе теоретического изучения научной литературы нами было определено, что спецификой подросткового возраста является период перехода от детства к взрослой жизни, сопровождающийся формированием зрелого организма, стремлением к самовыражению, самоопределению, поиском жизненных ориентиров и ценностей. Формирование подростка как взрослого человека и гражданина страны во многом зависит от условий, в которых оно происходит. В неблагоприятной социальной обстановке (семейные проблемы, сомнительные уличные компании и т.д., незащищенный социальный статус) у подростка формируется и закрепляется склонность к правонарушениям, выражающаяся, в первую очередь, в характерных чертах: агрессивность, импульсивность, равнодушие к окружающим, отсутствие стремления к учебе, познанию мира, достижению целей, непринятие общественных запретов на поступки, противоречащие установленным нормам и принципам права, морали. Ввиду недостатка собственных физических сил для совершения правонарушений такие подростки часто вовлекаются в сформированные криминальные группы, в которых, выполняя определенные функции и обязанности, приобретают опыт и навыки совершения противоправных действий. Как правило, подростки - правонарушители не имеют долгосрочных планов и взглядов на саморазвитие, будущую жизнь, ориентируются на совершение конкретных поступков в текущий момент времени, не задумываясь об их последствиях, значимости для себя и общества.
В ходе исследовательской работы на тему, социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями, находящихся в социально опасном положении, нами была проанализирована литература, посвященная данной проблематике, изучены нормативно-правовые акты, применяемые в работе с несовершеннолетними правонарушителями, проведено тестирование среди подростков Сармановского района республики Татарстан на предмет выявления склонности к отклоняющимся формам поведения и совершению правонарушений, а также сформулировано основные мероприятия для работы с подростками, составляющими «группу риска».
Профилактика правонарушений среди подростков включает множество разработанных форм, методов, приемов воздействия на них. Среди наиболее распространенных технологий профилактики следует отметить разъяснительную работу с подростками, родителями, педагогами в учебных заведениях, проведение тематических акций, посвященных подростковым проблемам (употребление наркотических, психотропных веществ, алкоголя, хулиганство, проституция, кражи и т.д.), расширение сети внешкольных учреждений, организующих спортивные, культурно - массовые и другие виды работ с детьми во внеурочное время, регулярный контроль органами социальной защиты, правоохранителями социальных условий жизни подростков и др.
Таким образом, мы считаем, что цель исследования была достигнута, поставленные задачи были выполнены.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Полный сборник Кодексов РФ. - Москва: Наука, 2000. - с. 10.
2. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 13.10.2009) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»//
3. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 29 с.
4. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 379 с.
5. Алемаскин М.Л. Воспитательная работа с подростками. - М.: Знание, 2006. - 42 с.
6. Арпадьев Г. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий // Развитие личности. - 2000. - № 2.
7. Ашин А. А. Наказание несовершеннолетних за хищение чужого имущества. - Владимир: ЭКСПО, 2004. - 310 с.
8. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений
несовершеннолетних - М.: Логос, 2004. - 362 с.
9. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.
10. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних / А.А. Бакаев. - М.: Росс. Право, 2004. - 214 с.
11. Балтук, Ю.В. Междисциплинарное ведение случая в работе с безнадзорными несовершеннолетними: методическое пособие/ Ю.В. Балтук, Р.В. Йорика, С.В. Суворовой. - СПб.: Врачи детям, 2009. - 77 с.
12. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.: Социальное здоровье России, 2000. - 45с.
13. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика
мотивационной среды подростков-правонарушителей // Изучение мотивации детей и подростков. - М.: Педагогика, 2000. - С. 239-250.
14. Бреева, Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России / Е.Б. Бреева. - М.: Росс. Право, 2005. - 234 с.
15. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 371-448 с.
16. Галагузова М.А. Социальная педагогика. - М.: ФК, 2000. - 8¬21 с.
17. Гончарова А.А. Практикум по гражданскому праву. - М.: КНОРУСС, 2005. - 440 с.
18. Данилова З.А. Девиантное поведение в молодежной среде. - Новосибирск: издательство СО РАН, 2008. - 236 с.
19. Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико - психологические аспекты. А.Ю. Егоров. - СПб.: Речь, 2005. - 448 с.
20. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.: ТК Велби, 2008.- 440 с.
21. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки // СоцИс. - 2001.
- № 2.
22. Змановская Е.Е. Девиантология: (Психология отклоняющего поведения). - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 183 с.
23. Иващенко А.В., Савельев А.И. Предупреждение преступности несовершеннолетних: учебное пособие. - М.:2001, 74-87 с.
24. Елькин И. О. Профилактика зависимого поведения подростков.
- М.: Генезис, 2004. - 75 с.
25. Кон И. С. Ребенок и общество. - СПб.: Питер, 2008. - 198 с.
26. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления. В.Г.
Казанская. - СПб.: Речь, 2006. - 217 с.
27. Касьянов, В.В. Социология права / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 343 с.
28. Косевич, Н.Р. Профилактика преступности
несовершеннолетних в малых и средних городах / Н.Р. Косевич. - М.: Наука, 2003. - 278 с.
29. Косицина Н. Педагогические условия развития способности к самоопределению у старшеклассников // Развитие личности. - 2000. - № 1.
30. Курбатова Т. Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. канд. дисс. - Л., 2001. - 25с.
31. Лановенко, И.П. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / И.П. Лановенко, Э.И. Дранищева, Ф.С. Иванов. - Киев: Наук. думка, 2003. - 201 с.
32. Личко А. Е. Дети и подростки. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 80¬175 с.
33. Манько, Ю.В. Социология молодежи: учебное пособие / Ю.В. Манько, К.М. Оганян. - СПб.: ИД «Петрополис», 2008. - 316 с.
34. Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. Т.3 - М., 1989.
35. Новоселова А. С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. - Пермь: ПГПИ, 2003. - 78 с.
36. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие. Н.М. Платонова. - СПб.: ИД «Петрополис», 2004. - 190-213 с.
37. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.; Воронеж: МОДЭК. - 2000. - 303 с.
38. Прозуметов, Л.М. Несовершеннолетние: преступность,
особенности уголовной ответственности. Л.М. Прозуметов. - Томск: ТМЛ- Пресс, 2006. - 276 с.
39. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
40. Рождественская Н. А Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учебн. пособие, Рождественская Н. А.; М.: Генезис, 2015 г.
41. Самыгин, П.С. Девиантное поведение молодежи / П.С.
Самыгин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 312 с.
42. Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 224 с.
43. Свистунова Е.В. Особенности Я-концепции подростков с нарушением поведения: Автореф. - М., 2002. - 23 с.
44. Слуцкий, Е.Г. Социальная работа с молодёжью: учебное пособие/ Е.Г. Слуцкий, Р.А. Костин, Н.И. Сапова. - СПб.: Изд-во СПбГИСЭ.- 2004. - 122 с.
45. Тарабаева В.Б. Исследование причин возникновения конфликтов подростков с родителями // Семейная психология и семейная психотерапия. - 2004. - № 1.- С. 42-52.
46. Тархова, Л.А. Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели / Л.А. Тархова. - М.: Просвещение.- 2005. - 274 с.
47. Фирсов М.В., Шапиро Б.К Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
48. Холостова Е.И. Социальная работа. - М.: «Дашков и к», 2004. - 692 с.
49. Шептенко П. А. Методика и технология работы социального педагога. - М.: ТЦ «Сфера», 2007. - 70 с.
50. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2000. - № 2.
51. Шипунова, Т.В. Опыт построения социологической теории девиантности / Т.В. Шипунова. - СПб.: Речь.- 2004. - 299 с.
52. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: «Академический проект: Трикста», 2005. - 246 с.
53. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 2004.- № 6. - С. 54-58.
54. Ястреб И. И. Профилактика девиантного поведения. -
Челябинск, ЧГАКИ, 2009. - 107 с.
55. Деятельность антинаркотической комиссии Сармановского
муниципального района в 2011 году [Электронный ресурс], Режим доступа: http://flatik.ru/deyatelenoste-antinarkoticheskoj-komissii-
sarmanovskogo-munici, свободный. (Дата обращения: 17.04.2016)
56. Сармановский муниципальный район [Электронный ресурс], Режим доступа: http://sarmanovo.tatarstan.ruсвободный. (Дата обращения: 17.04.2016)
57. РИА Новости [Электронный ресурс], Режим доступа:
http://ria.rU/incidents/20160224/1379793389.html#ixzz4C2Ih9AKQ. (Дата
обращения: 17. 04. 2016)