Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

Работа №133164

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы106
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ В РОССИИ 7
1.1 Современные тенденции преступности несовершеннолетних в России 7
1.2. Современное состояние социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в пенитенциарной системе России 18
ГЛАВА 2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ В ОТКРЫТЫХ И ЗАКРЫТЫХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 25
2.1. Причины криминализации в воспитательных колониях 25
2.2. Особенности работы с несовершеннолетними условно осужденными в Центре 30
2.3. «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ» 42
2.4. Зарубежный опыт организации социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в закрытых реабилитационных учреждениях 44
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ОСОБННОСТИ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫМ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАБИЛИТАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ «КОНТАКТ» И ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО 48
3.1. Программа исследования 48
3.2 Основные результаты исследования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
BIBLIOGRAPHY 73
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 77

Преступность несовершеннолетних в России и во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Эта проблема является актуальной в силу ее комплексности и негативных социальных последствий, поскольку преступления, совершаемые несовершеннолетними, причиняют вред как объекту, на которое было направлено совершенное правонарушение, так и для личности самого несовершеннолетнего, способствуя формированию и закреплению в его сознании определенных негативных социальных установок. Также, лица, совершающие противоправные действия в юном возрасте, позже, как правило, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой и рецидивной преступности. Некоторые исследователи, такие как Л.В.Мальцева, Р.А. Семенюк отмечают, что до 90% особо опасных рецидивистов и преступников-профессионалов свое первое преступление совершили в несовершеннолетнем возрасте.1 Распространенность преступлений среди несовершеннолетних, её количественные и качественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности, и поэтому даже превенция преступлений среди несовершеннолетних рассматривается как важнейший аспект превенции преступности в обществе в целом.2
Состояние преступности несовершеннолетних находится в прямой зависимости от социальной ситуации, происходящей в стране, поэтому увеличение доли преступлений, совершаемых в несовершеннолетнем возрасте, свидетельствует о множестве проблем, требующих решения.
За последние годы количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними в России, существенно увеличилось. Быстрыми темпами растет криминогенная пораженность несовершеннолетних младших возрастов, увеличивается количество лиц женского пола, растет количество криминальных группировок, создаваемых подростками, ими совершаются тяжкие преступления. Такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социальной стабильности и безопасности.3
Теоретическое обоснование социальной работы в пенитенциарных учреждениях с несовершеннолетними правонарушителями имеет недостаточную научно-методическую базу, а на практике почти не осуществляется. Если феномен социальной работы с осужденными имеет значительную теоретическую базу, получил свое распространение в некоторых исправительных учреждениях, то в области социальной работы с несовершеннолетними только внедряются преобразования с учетом изменяющихся условий.
В настоящее время внимания требуется особая социальная поддержка тех групп населения, которые не в состоянии себя защитить. Осужденные подростки, которые находятся в изоляции и лишены части прав, уже в силу этих обстоятельств не могут самостоятельно отстаивать свои права. Процессы социализации, ресоциализации, реадаптации несовершеннолетних, совершивших правонарушения, находящихся в местах лишения свободы, условно осужденных, относится к числу наиболее острых социальных проблем, не перестающих на протяжении длительного периода времени быть предметом внимания теоретиков и практиков в социальной работе в пенитенциарных учреждениях.4
Объект: социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями.
Предмет: социальная работа с несовершеннолетними осужденными в закрытых реабилитационных учреждениях.
Цель работы: изучить современное положение социальной работы с несовершеннолетними осужденными в открытых реабилитационных учреждениях.
Задачи:
1. Рассмотреть общие современные тенденции, особенности преступности несовершеннолетних в России.
2. Рассмотреть состояние пенитенциарной социальной работы с несовершеннолетними в России.
3. Выявить альтернативные меры наказания несовершеннолетних и изучить существующую практику социальной работы в этой области.
4. Изучить зарубежный опыт социальной работы в применении альтернативных мер наказания по отношению к несовершеннолетним осужденным.
5. Провести исследование практических альтернативных мер наказания и изложить результаты исследования.
В работе использованы общенаучные методы исследования, такие как анализ, сравнение, классификация, группировка, обобщение, кейс-стади, интервьюирование и специальный метод - контент-анализ интернет ресурсов. Для достижения указанных задач и целей было проведено эмпирическое исследование на базе двух центров: Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ» и Центр социальной адаптации святителя Василия Великого.
Композиционно работа состоит из введения, где определяется актуальность, степень изученности поставленной проблемы, формулируется цель и задачи курсовой работы, метод, объект, предмет исследования; определяется структура работы, которая содержит три главы, отражающих основное содержание работы; и заключения, где даются выводы по работе. В конце прилагается список использованной по теме литературы и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несовершеннолетняя преступность в российском обществе начинает приобретать глобальный характер. Всё возрастающий разрыв между реальными доходами и привлекательными жизненными стандартами, социально-политические и другие экономические изменения вызывают обострения криминальной ситуации в подростковой среде. Воздействие факторов микро - и макросреды заметно влияет на качественные и количественные изменения преступности несовершеннолетних - основы для воспроизводства преступности в целом. Хоть в настоящее время по сравнению с девяностыми годами можно наблюдать динамику общего спада количества преступлений, но при этом, показатели преступности несовершеннолетних продолжают расти за счет сокращения детского населения страны и повышения уровня латентности и преступности в целом. Анализируемое мною явление является одной из наиболее существенных и общезначимых социально-правовых проблем нашего общества, так как именно данная возрастная группа есть будущее нашей страны, а также потому, что несовершеннолетние являются основным ресурсом пополнения рядов взрослой, рецидивной преступности.
Современное состояние пенитенциарной системы характеризуется наличием проблем, которые необходимо решать. Несомненно, базовые разработки в этой сфере уже есть, и они имеют перспективу для дальнейшего совершенствования нового профессионального направления. Для дальнейшей разработки теоретических и практических оснований отечественной пенитенциарной социальной работы, возможно, обращение к международному опыту. Однако следует принимать во внимание специфику различий, существующей в нашей и зарубежных системах.
Вопросы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей связаны с проблемой, носящей острый характер, а именно проблемой преступного рецидива. Воспитательные колонии, главной целью которых является исправление осужденного, в современных условиях фактически не только не выполняют свою цель, а даже, наоборот, еще более криминализирует личность. И поэтому мною были предложена альтернативная мера наказания, такая как помещение несовершеннолетних правонарушителей в открытые реабилитационные учреждения.
Целью данной работы было изучить Центр «КОНТАКТ» и единственный существующий на сегодняшний день в России Центр святителя Василия Великого, изучить особенности работы Центра и проанализировать его эффективность на основе проведенного мною исследования.
В настоящее время пенитенциарная система не может в полном объеме решить вопросы ресоциализации и последующей социальной адаптации в общество несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в местах лишения свободы, условно осужденных и освободившихся из мест лишения свободы. К таким несовершеннолетним необходим личностно-ориентированный подход, основанный на различных формах педагогической и психологической работы, направленных на успешную социализацию несовершеннолетних, на восстановление его социальных и семейных связей и на активизацию потенциала самого подростка как субъекта своей жизни.
Анализ Центра подтвердил мою убежденность, что для успешной социальной реабилитации необходимо использование воспитательной модели, построенной на принципах взаимного уважения, доверительных отношений, а также воспитание ценности собственной личности, человеческого достоинства при использовании различных комплексных подходов в решении проблем подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Изучение зарубежного опыта социальной работы Центром в применении альтернативных мер наказания по отношению к несовершеннолетним осужденным показало, что наиболее эффективные методы воспитательной работы могут быть применены и адаптированы с учетом политических, социально -экономических, культурных условий с несовершеннолетними правонарушителями в России. Именно это и доказало существование Центра социальной адаптации, что также является основанием для создания в будущем подобных центров для содержания возможно не только подростков, но и других категорий правонарушителей. И, возможно, понадобится время на апробирование западных программ, форм и методов воспитательной практики в нашей стране.
Также опыт деятельности Центра показал эффективность используемых методов и принципов работы, об этом свидетельствует низкий процент рецидива среди воспитанников Центра. Важным показателем необходимости подобных центров также является то, что большинство воспитанников поддерживают связь с Центром после прохождения основного курса и социального патронажа, участвуют в различных мероприятиях и программах, реализуемых на базе Центра.
Конечно, при этом уже долгие годы сохраняется проблема финансирования. Я очень надеюсь, что благодаря поддержке неравнодушных Центр сможет существовать еще долгие годы, расширяться и транслировать опыт другим учреждениям.
Необходимо изменить систему наказания несовершеннолетних преступников таким образом, чтобы она не приводила к ожесточению детей, делая их частью криминального сообщества. Действия соответствующих специалистов и заинтересованных общественных сил должны быть направлены на изменение ситуации, которая привела к правонарушению, дабы избежать его повторения в будущем
Все вышеперечисленное доказывает, что к подросткам, совершившим правонарушения, целесообразно применять наказание, не связанное с лишением свободы, способствующее исправлению осужденных, их ресоциализации и реабилитации.


1. А.А. Суконщиков, Д.Ю. Крюкова, Т.С. Уханова. Этапы институциализации пенитенциарной социальной работы в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России. Перспективы внедрения информационных технологий// Вестник Воронежского института МВД России. 2010. №3.
2. А.Г. Осипенко. Справка по результатам обобщения информации судов субъектов Российской Федерации об использовании ювенальных технологий судами общей юрисдикции // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. №6. С.29-32.
3. А.М. Гайсина. Подготовка несовершеннолетних к освобождению - залог успешной адаптации на свободе/ Методическое пособие для специалистов, работающих с несовершеннолетними осужденными: социальных педагогов, психологов, инспекторов по делам несовершеннолетних. Уфа. 2013. С. 11.
4. А.Н. Ильяшенко. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды). М., 2001. С. 9.
5. А.Н. Сухов. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: Учебное пособие/М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. С. 5-15.
6. Авдеев В. Актуальные вопросы лишения свободы несовершеннолетних // Уголовное право. - М.; Интел-Синтез, 2001. № 2. С.3-6.
7. Антонов А.И., Лебедь О.Л. Несовершеннолетние преступники // Социс. 2003. №3. С. 57-61.
8. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. - М.: ООО «Триада», 2005. 105 с.
9. Д.В. Волков. Анализ девиантного поведения несовершеннолетних (по материалам США и Великобритании): дис. канд. педагогических наук. Коломенский государственный педагогический институт, Коломна, 2001.
10. Д.С. Супрунович, С.С. Седова. Социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей// Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7 -2. С. 59.
11. Е. Ю. Уткина, А. В. Ким. Особенности ювенологической преступности// Ученые заметки ТОГУ. 2013. Том 4. № 4. С. 565-567.
12. Е.В. Абашкина. Организационные проблемы адаптации и социализации несовершеннолетних правонарушителей (на примере Суровкинского района)// Вестник Волгоградского государственного университета. 2011. №9. С. 120.
13. Е.В. Демидова-Петрова. Современное состояние и тенденции преступности несовершеннолетних как одного из видов преступности в РФ// Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. №2 (16). С. 60.
14. З.И. Брижак, С.Н. Волочай. Характеристика преступлений несовершеннолетних и ее значение для повышения эффективности расследования// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011.
15. З.Н. Григорова, Ю.В. Никитина. Внедрение ювенальных технологий работы с несовершеннолетними и молодёжью, находящихся в учреждениях УФСИН по СПб и ЛО, с условно осуждёнными и освободившимися из мест лишения свободы. Часть 1. Создание службы социально-психологического сопровождения подростков, находящихся в местах лишения свободы и их семей// Методические рекомендации. 2011. С.1.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ