ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСЛАМСКОЙ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. Особенности формирования и принципы функционирования
исламского банкинга 6
1.2. Методы финансирования и инструменты, используемые в исламском
банковском деле 15
2. РАЗВИТИЕ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ СИСТЕМ В МИРЕ 25
2.1. Особенности исламских финансовых институтов и инструментов в
мусульманских странах 25
2.2. Развитие исламских финансов в немусульманском мире 43
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ИСЛАМСКОГО
БАНКИНГА В МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ РЫНОК 57
3.1. Проблемы интеграции исламских финансов в мировой финансовый
рынок 57
3.2. Развитие исламских банковских продуктов в России 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Когда правительствами Ирана, Пакистана и Судана было принято решение об «исламизации» всей экономической системы страны, данная трансформация вызвала ряд теоретических и концептуальных вопросов, в частности, какой должен быть новый тип экономической системы. К тому времени в наличии имелись лишь социалистическая, социально-капиталистическая и капиталистическая системы. Отсутствие подходящей модели позволило трем странам выбрать банковский сектор как отправную точку для исламизации всего процесса.
В так называемом процессе исламизации экономики участвует одна очень важная деталь: исключение процента из всех депозитных и финансовых транзакций. Многие ставят под сомнение вопрос, стоит ли называть банк исламским, так как принцип работы, за исключением ростовщических процентов, схож с деятельностью традиционных банков. Очевидно, что исламские банки во многих мусульманских странах создаются с целью удовлетворения потребностей мусульман в банковских услугах, а бизнес таких финансовых институтов развивается наравне с традиционным банковским сектором. В связи с этим, деятельность исламских и традиционных банков во многом схожа. Одними из основных функций традиционных банков являются: прием вкладов и выдача денежных средств. Клиенты, как правило, делятся на четыре категории: частные лица, компании, государственный сектор и остальные. В качестве вариантов для вложения денег традиционные банки обычно предлагают сберегательный счет, текущий счет, срочные вклады и свободно обращающийся депозитный сертификат. Вид услуг может изменяться в зависимости от типа клиентов. Традиционные коммерческие банки предлагают кредиты частным лицам, бизнесу, правительственным учреждениям. Клиентам предоставляется овердрафт, аккредитивы, гарантийные письма и т.п. В числе дополнительных услуг - денежные переводы, обмен валюты и консультации. Роль которую играют банки, может меняться, учитывая обстоятельства и временной контекст.
Исламские банки также принимают вклады и предлагают механизмы финансирования. Аналогично банкам, исламские банки имеют сберегательные, текущие счета и срочные вклады. Среди прочих услуг: денежные переводы, обмен валюты и консультации. Однако, все операции «очищены» от элемента «риба» или процента.
Несмотря на то, что во многом деятельность традиционных и исламских банков мало чем отличается, принципы работы и концептуальные основы находятся в разных плоскостях.
Исламские банки являются учреждениями, которые созданы с целью ведения банковской деятельности согласно религиозному учению. Коммерческие банки напротив, работают исключительно для достижения бизнес-целей и никак не связаны с религиозными аспектами.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в мире существует исламская банковская система, которая показала свою устойчивость и востребованность. Но в России, с большой численностью мусульман, не существует исламской банковской модели, но в то же время попытки ее создания есть. Изучением данной проблемы занимались многие ученые, то есть данная тема в теоретическом плане разработана достаточно детально. Например, изучением институциональных особенностей исламского бизнеса занимались кандидаты экономических наук Беккин Р.И. и Калимуллина М.Э., Болджурова А.С. изучала роль государства в становлении исламских финансов, также Люкевич И.Н., Басангов Л.Л. в журнале Вестник БНЦ СО РАН. Исламоведение 2011. № 4. описал перспективы создания исламского финансового центра в России.
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов развития исламского банкинга в России и за рубежом и посредством математического аппарата составить прогноз развития исламских банковских активов в сравнении с традиционными банками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие исламского банковского дела, принципы функционирования исламских банков и историю развития исламского банкинга;
- провести анализ развития исламского банкинга в развитых странах мусульманского и немусульманского типа;
- выявить проблемы развития исламского банкинга в России и возможность развития исламских принципов в дальнейшем в России.
В качестве объекта исследования были выбраны исламская банковская модель и система.
Предметом исследования является исламский банкинг: методы финансирования и инструменты, используемые в исламском банковском деле.
Теоретико-информационной основой написания выпускной квалификационной работы явились различные учебные пособия и материалы периодических изданий отечественной и мировой литературы, затрагивающие предмет исследования, а также годовые отчеты исламских банков.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка литературы.
В заключение проделанной работы подведем основные его итоги.
В ходе обзора эволюции, зарождения исламских принципов финансирования и его течения на современном этапе рыночной экономики, было определено, что принципы работы исламских банков отнюдь не противоречат принципам работы рыночной экономики, и, отказываясь от взимания процента, работать на благотворительных началах они не стремятся. Стоит заметить, что в мировой практике существуют как отдельные финансовые организации, функционирующих на базе принципов исламской религиозной этики в рамках обычной финансовой системы, так и целые страны, финансовые системы которых основываются на нормах и законах шариата. При этом каждый исламский финансовый институт обязательно имеет религиозных советников, составляющих шариатский наблюдательный совет.
В исламском банковском деле огромная роль отводится этическим положениям ислама, которые во многом определяют принципы деятельности и политику исламских банков. Согласно шариату все деловые операции должны быть построены на принципах честности, справедливости, равенства, богатство не должно аккумулироваться, а должно быть использовано, в том числе на помощь нуждающимся. Хорошая репутация и высокий уровень этичности, которые снискали себе исламские банки, вкупе с достаточно высокой прибыльностью исламского банкинга влияют на их позицию не только в национальной экономике, но и на мировых финансовых рынках.
Обзор исламских банковских продуктов современного исламского банка показал, что рекомендованным исламской доктриной методом мобилизации денежных ресурсов, в том числе и для банков, является долевое финансирование - привлечение средств за счет участия инвестора в акционерном капитале. Приращение капитала не может происходить в сфере денежного оборота, в его основе должны лежать сделки, касающиеся реально существующих товаров и услуг. Деньги сами по себе не могут приносить новые деньги, капитал должен использоваться в производительных целях. Многие экономисты указывают, что в долевом финансировании кроются значительные преимущества. Банк финансирует производство какого-либо оборудования или продуктов, а денежные вложения производятся клиентом по согласованной цене. При этом все операции банка контролируются религиозными деятелями, которые выступают в роли советников руководителей любого исламского банка и бдительно следят за тем, чтобы не были нарушены священные заповеди. Например, советники по шариату, работающие в крупнейшем исламском банке, регулярно проверяют существование физических активов, с которыми проводятся сделки. Инвестиции в неосязаемые (фиктивный капитал) финансовые инструменты ими не дозволяются.
В рамках практической части исследования, был проведен анализ развитие исламского банкинга в мусульманских и немусульманских странах. В группе банков мусульманских стран были выделены отдельные банки: Малайзия - «Банк Ислам Малайзия», Бахрейн - «Шамиль Банк Бахрейна», Бангладеш - «Ислами Банк Бангладеш», Индонезия - «Банк Муамалат Индонезия», Кувейт - «Кувейтский финансовый дом», Турция - «Ал-барака Тюрк», ОАЭ - «Дубайский Исламский банк» и Иордания - «Исламский международный арабский банк».
Проведенный анализ показал, что пассивы данных банков, более чем на 70% состоят из депозитов, в структуре которых доминируют текущие и инвестиционные счета. Активы состоят во многом из финансовых и инвестиционных средств, в группе банков ряда стран активную часть занимают деньги, в структуре же инвестиций преобладают вложения в ценные бумаги.
Исламские финансовые институты начинают играть все большую роль в мировой финансовой системе, такой вывод был сделан на основе обзора развития исламского финансирования в немусульманских странах. При этом традиционные исламские финансовые продукты могут быть адаптированы таким образом, что они могут сравнительно легко предлагаться и обычными банками. В то же время зачастую выход исламских банков на традиционные банковские рынки сопряжен с определенными сложностями, связанными как с адаптацией самих банков, так и с законодательными регулированием банковской деятельности. Также как показал аналитический обзор, в немусульманском мире исламские продукты чаще всего предоставляются через исламские окна.
В рамках возможности интеграции исламского ведения бизнеса, в том числе и банковского в России, нами были определены два блока ключевых проблем - неприспособленность отечественного законодательства к исламской модели развития банковского дела и нехватка кадрового состава и специалистов, знающих и умеющих развивать исламские продукты на рынки. И говоря об успешности интеграции исламских банков в Россию преждевременно. Ведь в России пока не создана ни законодательная база, ни правовая база, люди и предприятия не готовы ментальны к этому процессу. Более того, доверие со стороны населения к кредитным организациям укрепилась только в 2000-х гг., когда была запущена система страхования вкладов, и у многих людей довольно свежи в памяти случаи дефолта, девальвации и других банковских процессов, которые привели к огромным потерям капитала населения. Следовательно, процесс интеграции исламского банкинга в России видится на постепенном уровне, скорее всего через пилотный проект в каком-то мусульманском регионе, либо через исламские окна, как это делалось и делается в немусульманских странах.
Но необходимо весь процесс начать с решения правовых проблем, ведь пока не будет создана законодательная база, споров в отношении правомерности деятельности подобных финансовых институтов будут лишь увеличиваться и в конечном итоге процесс интеграции исламского банкинга в России может прийти в тупик, так и не показав клиентам все преимущества и достоинства исламского ведения бизнеса.
С целью возможности развития исламского банкинга в России мы составили матричную модель, которая позволила определить востребованность и привлекательность исламских продуктов и услуг для клиентов на примере АО «Булгар Банк» и его филиала Финансового Дома «АМАЛЬ», который работает по нормам Шариата в Казани. Итоги модели таковы, что продукты исламского финансового учреждения на текущий момент выглядят более привлекательны с позиции развития и укрепления в структуре банка, не говоря уже о доходности продуктов, как для клиентов, так и для самого финансового учреждения.
Для функционирования исламского банка в России требуется решение следующих задач: создание правовых основ функционирования исламских банков; определение форм и методов государственного регулирования и надзора за деятельностью банков; определение перечня и порядка осуществления исламских банковских операций; установление степени и порядка осуществления традиционными банками исламских банковских операций; установление возможности участия исламских банков в уставных капиталах юридических лиц.
К продвижению исламских финансовых продуктов следует особо внимательно отнести правила, обеспечивающие защиту прав потребителей: реклама таких продуктов не должна вводить в заблуждение. Это требование особенно актуально для исламских финансов по трем причинам. Во-первых, продукты данной сферы являются новыми, и их структура отличается от большинства традиционных продуктов. Во-вторых, многие потенциальные потребители данных продуктов смогут иметь мало опыта использования финансовых услуг. В-третьих, российские потребители могут иметь неверное представление о сути операций исламского финансировании, с учетом распространённого мнения, что исламские банки главным образом выдают беспроцентные кредиты.
Поэтому, скорее всего, наиболее верным будет развитие исламского банкинга по примеру небанковских кредитных организаций, функционал которых несколько срезан и укорочен в сравнении с традиционными банками, то есть приспособить отечественное законодательство под нормы Шариата можно, и в условиях кризиса, возможно даже стоит попробовать.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 6.06.2016.
2. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.12.1990 г., № 395-1 (ред. от 5.04.2016).// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 6.06.2016.
3. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г., № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) .// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 6.06.2016.
4. О порядке принятия банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций [Электронный ресурс]: Инструкция Банка России от 02.04.2010 г., № 135-И (ред. От 21.03.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 6.06.2016.
Однотомная книга одного автора
5. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. М.: Изд. Дом Марджани, 2010. 352 с.
6. Журавлев А.Ю. Экономическая модель ислама: некоторые аспекты теории и практики. Ближний Восток и современность. М: ИИИиБВ, 2000. 384 с.
7. Журавлев А.Ю. Принципы функционирования исламских банков / Исламские финансы в современном мире: экономические и юридические аспекты / Беккин Р.И. М.: 2004. 283 с.
8. Павлов В.В. Исламские банки в исламском финансовом праве: Учебник. М.: Анкил, 2003. 256 с.
9. Трунин П.В. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития. М.: ИЭПП, 2009. 108 с.
Однотомная книга двух и более авторов:
10. Марчуков В.Ф., Зобова И.Ю. Деньги, кредит, банки в исламских странах: учебное пособие / под общ. Ред. Марчукова В.Ф. Казань: К(П)ФУ, 2012. 195 с.
11. Найденов Н.Д., Чесноков В.П. Основные понятия менеджмента: Глоссарий / под общ. Ред. Чеснокова В.П. Сыктывар: КРАГСиУ, 2007. 195с.
Переводная книга:
12. Ансофф И. Стратегическое управление Пер. с англ. М.: Экономика, 2009. 358 с.
13. Судин Харонван, Нурсофиза Ван Азми Исламские финансы и банковская система: философия, принципы и практика / перевод Н.Г. Нагучев. Казань: Линова-Медиа, 2012. 536 с.
Автореферат диссертации:
14. Беккин Р.И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: автореф. Дисс. Док. Экон. Наук. Москва, 2009. 34 с.
15. Калимуллина М.Э. Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы: автореф. Дисс. Кан. Экон. Наук. Москва, 2011. 29 с.
Статья в периодическом издании:
16. Автурханов Э.М. Исламский банкинг // Деньги и кредит. 2008. № 6.
С. 72-74.
17. Бахмутская Л.Л. Исламский банкинг // Банковские услуги. 2006. №6. С. 76-78.
18. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и проблемы ее применения в России. // Центральная Азия и Кавказ. 2006. № 1. С. 94-97.
19. Беккин Р.И. Специфика услуг исламских банков // Банковские услуги. 2007. № 8. С. 27-29.
20. Беккин Р.И. Методы кредитования в работе исламских банков. // Банковское кредитование. 2008. № 1. С. 21-23.
21. Беккин Р.И. Механизмы финансирования, используемые в исламском банковском деле // Банковское право. 2007. № 4. С. 27-30.
22. Богатырев К.А. Мусульманские банки и система финансовых инвестиций // Инвестиции и инновации. 2010. № 1. С. 82-84.
Аналитический обзор:
23. Болджурова А.С. Роль государства в становлении исламских финансов // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2008. № 2. С. 43-46.
24. Вафин Р. Исламские банки не могут работать в России // Деловой квартал. 2010. № 13 (57). С. 12-14.
25. Калимуллина М.Э. Великобритания: исламские финансы без привилегий // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 2. С. 44 -46.
26. Калимуллина М.Э. Исламский банкинг в России и странах СНГ в условиях мирового финансового кризиса: теория и практика // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2009. № 4. С. 28-30.
27. Косарев В.Е. Получится ли исламский банкинг в России // Банковское дело 2012. № 6. С. 56-59.
28. Охлопков А.В. Особенности применения некоторых моделей финансирования в исламском банкинге // Банковские услуги. 2010. № 9. С. 6¬9.
29. Прудникова Ю. Проблемы правового регулирования деятельности исламских банков в немусульманских странах (на примере Великобритании) // Проблемы современной экономики. 2005. №3 (15). С. 78-81.
30. Сребник Б.В. Финансы стран исламского мира и возможности использования в российских инфраструктурных проектах // Финансы. 2010. № 11. С. 37-42.
Статья в сборнике:
31. Ахтямов Н.С. Исламская экономическая модель: концептуальные и теоретические основы // ВЕСТНИК РГГУ 2013. № 15. С. 203-205.
32. Люкевич И.Н., Басангов Л.Л. Перспективы создания исламского финансового центра в России // Вестник БНЦ СО РАН. Исламоведение 2011. № 4. С. 118-120.
33. Нигматуллина Л.Г. Общее и особенные в традиционной и исламской экономики // Вестник ТИСБИ. 2013. № 3. С. 239-242.
Электронные ресурсы удаленного доступа:
34. Ал-барака Тюрк. Режим доступа:http://www.albaraka.com (дата обращения 6.06.2016).
35. Банк Муамалат Индонезия Режим доступа:
http://www.muamalatbank.com (дата обращения 6.06.2016).
36. Банк Ислами Малайзия Берхад. Режим доступа: http://www.bankislam.com (дата обращения 6.06.2016).
37. Депозитные продукты исламского банкинга. Режим доступа: http://ibfd-fund.ru/islamic-deposits (дата обращения 6.06.2016).
38. Дубайский исламский банк. Режим доступа:http://www.dib.ae (дата обращения 6.06.2016).
39. Ислами Банк Бангладеш Лимител. Режим доступа: http://www.islamibankbd.com (дата обращения 6.06.2016).
40. Исламский банкинг: основные отличия и инструменты. Режим доступа:http://islamic-finance.ru/board/8-1-0-11 (дата обращения 6.06.2016).
41. Исламский международный арабский банк. Режим доступа: http://www.iiabank.com.jo/ (дата обращения 6.06.2016).
42. Кувейтский финансовый дом. Режим доступа:http://www.kfh.com(дата обращения 6.06.2016).
43. Новиков И.Б. Институциональная среда функционирования
мусульманских банков. Режим доступа:
http: //www.idmedina.ru/books/materials/turkology/1 /islam_novikov.htm (дата
обращения 6.06.2016).
44. Проблемы и перспективы развития исламских финансов в России. Режим доступа:http://riss.ru/analitycs/1005/ (дата обращения 6.06.2016).
45. Станут ли исламские финансы источником развития экономики России. Режим доступа:http://islam-today.ru/ekonomika/stanut-li-islamskie-finansy-istocnikom-razvitia-rossijskoj-ekonomiki/ (дата обращения 6.06.2016).
46. Финансовые показатели. Режим доступа:
http://bulgarbank.ru/about/financial-indicators/ (дата обращения 6.06.2016).
47. Финансовый Дом «АМАЛЬ». Режим доступа:http://amal-bank.ru/(дата обращения 6.06.2016).
48. Шамиль Банк Бахрейна. Режим доступа:http://www.shamilbank.net/(дата обращения 6.06.2016).
49. Шариатский стандарт 8. Мубараха. Режим доступа: http://islameconomy.ru/books/ (дата обращения 6.06.2016).
50. Исламский Банк Развития. Официальный сайт Исламского Банка Развития. Режим доступа: htpp : //www.isdb.org (дата обращения 6.06.2016).
51. Статистика: Экономические показатели мира. Мировая экономика. Режим доступа: htpp : //www.ereport.ru (дата обращения: 06.06.2016).