Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исламский банкинг и его интеграция в мировой финансовый рынок

Работа №60859
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметбанковское дело и кредитование
Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы становления и развития исламского банкинга 8
1.1. Экономика исламского банкинга и ее развитие 8
1.2. Исламские финансовые продукты 14
1.3. Роль исламского банкинга в финансово - кредитной системе
зарубежных стран 22
Глава 2. Практические особенности развития исламского банкинга в России 31
2.1. Анализ перспектив развития исламского банкинга в России 31
2.2. Практические особенности исламских банковских продуктов 40
2.3. Анализ направлений деятельности ФД «Амаль» в системе исламских
финансов 50
Глава 3. Проблемы и перспективы развития исламского банкинга в России 60
3.1. Проблемы развития исламского банкинга 60
3.2. Перспективы использования технологий исламского банкинга 71
Заключение 81
Список использованной литературы 87
Приложения 92

Устойчивое развитие банковской системы невозможно без эффективно функционирующего рынка банковских продуктов. Это обусловлено тем, что предоставление банковскими организациями продуктов и услуг служит функциональной основой деятельности банков. Банковская система теряет свою устойчивость в том случае, если она не способна полноценно выполнять свои функции и эффективно предоставлять клиентам банковские продукты. Рынок банковских продуктов, в том числе и российский, носит спекулятивный характер, что усиливает отрыв финансового рынка от реального сектора экономики, провоцируя новые этапы кризиса. Исторически на мировом финансовом рынке были сформированы два центра рынка банковских продуктов: Европа и Ближний Восток. Несмотря на всестороннюю вовлеченность в мировой финансовый рынок и подверженность влиянию кризисных явлений банки, предоставляющие услуги в соответствии с нормами исламского права, по- прежнему, демонстрируют высокую степень надежности и устойчивости, однако опыт исламских банков остается за рамками многих исследований.
Актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью внедрения исламского банкинга в Российской Федерации. Развитие исламских финансов в стране окажет мощный импульс к экономическому и социальному развитию как страны в целом, так и субъектов, входящих ее состав, позволит привлечь инвестиции, повысит кредитный рейтинг, а также укрепит позиции Российской Федерации в мировых рейтингах.
Суть исламской экономической модели: не должно существовать конфликта между рентабельностью и этикой, эффективностью и социальной справедливостью.
Специфика исламского банкинга состоит в принципах деятельности исламских финансовых институтов, предлагаемых ими финансовых инструментов, а также их отличиях от традиционных банков. Цели
деятельности традиционного и исламского банкинга в корне отличаются: так, главной целью традиционного банка является максимизация прибыли, он устанавливает низкие процентные ставки по вкладам, и высокие - для своих заемщиков. Чем больше разрыв между этими двумя ставками, тем больше прибыли получает банк. В отличие от традиционного банкинга, исламская банковская система базируется, в большей степени, на религиозных факторах, а уже потом на прибыли. Предоставляя услуги и выполняя свои функции, исламский банк ожидает получить прибыль по итогам своей деятельности, направив ее на дальнейшее исполнение своих моральных и социальных обязательств.
Степень изученности проблемы. Рынок банковских продуктов как сфера финансовой деятельности и основа экономики стал формироваться с началом разделения труда и развитием экономических отношений. Основные теоретические положения, отражающие процессы его становления и развития, представлены в работах Дж. М. Кейнса, К. Маркса, Маршалла, Н.Г. Кузнецова, Л.Н. Красавиной, О.И. Лаврушина, Г.Н. Белоглазовой, Н.И. Парусимовой, Е.Ф. Жукова, О.Г. Семенюты, Ю.И. Коробова, Н.Г. Вовченко, 4 С.А. Уразовой, Л.В. Пригода, И.Н. Ефременко, Д.Я. Родина, В.М. Мазняка,
В.А. Перехожева, Г.И. Магомедова.
Теоретические основы моральной экономики были заложены в трудах
А.В. Чаянова, Э. Томсона и развиты в исследованиях исламских финансов отечественных и зарубежных исследователей: Р.И. Беккина, М.И. Яндиева,
А.Ю. Журавлева, П.В. Трунина, М.В. Каменских, М. Муфтяхетдинова, В.И. Вагизовой, К.В. Кочмола, И.Н. Ефременко, Муслим Абу Муса Ас-Саляфи. Авторы отмечают наличие элементов моральной экономики как отличительных черт, формирующих особенности исламских продуктов и их отличия от традиционных финансовых продуктов.
Вместе с тем, проведенные отечественными и зарубежными учеными исследования, посвященные проблемам обеспечения устойчивого развития рынка банковских продуктов, нельзя считать завершенными. До сих пор в мировой и отечественной практике остается не изученным опыт исламских банков, характеризующихся высокой степенью устойчивости к кризисам.
Актуальность и недостаточная степень научной разработанности темы, а также несомненная их практическая значимость обусловили выбор темы и определили объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является институциональные особенности исламского банкинга.
Предмет исследования составляют формальные и неформальные нормы и правила, которые упорядочивают и координируют деятельность субъектов исламского банкинга.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование исламского банкинга и его интеграции на мировой финансовый рынок.
Поставленная цель определила научные задачи исследования:
- изучить экономику исламского банкинга и ее развитие;
- рассмотреть исламские финансовые продукты;
- выявить роль исламского банкинга в финансово - кредитной системе зарубежных стран;
- провести анализ перспектив развития исламского банкинга в России;
- изучить практические особенности исламских банковских продуктов;
- проанализировать направления деятельности ФД «Амаль» в системе исламских финансов;
- выявить проблемы развития исламского банкинга;
- определить перспективы использования технологий исламского банкинга.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в выпускной квалификационной работе:
выявлены факторы, оказывающие влияние на спрос и предложение исламских финансовых продуктов в России;
- разработаны и представлены рекомендации по повышению эффективности экономико-правового функционирования исламского банкинга в России.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в ориентации научных положений об особенностях современного исламского банкинга на разработку стратегии развития исламских финансовых институтов в России.
Информационную и эмпирическую основу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, научная и учебно-методическая литература, российские и зарубежные периодические издания, материалы межрегиональных научно-практических конференций, статистические данные, Интернет - ресурсы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


В результате проведенного исследования, мы можем сделать определенные выводы.
В первые годы Ислама концепция исламского банкинга не получила необходимого развития, которое могло бы привести к созданию завершенной банковской системы. По-новому об этой системе заговорили в 1960 году, а 1970-е ознаменовались бурным ростом данной отрасли.
Исламский банкинг - альтернативное традиционному банковскому делу направление предпринимательской деятельности, функционирующее с соблюдением исламских экономических принципов. Главной особенностью продуктов, разработанных с учетом требований мусульман, является избегание элементов, запрещенных Исламом и сводом правил жизни мусульманина - Шариатом. Речь идет о запрете ссудного процента и ростовщичества (рибы), чрезмерного риска (гарар) и неопределенности (майсир). Кроме того запрещается вкладывать средства и получать доход от запретных видов деятельности: производства и продажи свинины, алкоголя, оружия; а также индустрии «низменных чувств» - азартных игр, лотерей, букмекерских контор, продукции «для взрослых», специализированных клубов, гостиниц, баров и т.п.
Все используемые инструменты и сделки в исламском финансовом институте должны получить одобрение Шариатского совета. Финансовые институты, предлагающие лишь отдельные исламские продукты, обычно привлекают внешних шариатских советников: те же банки, которые хотят развивать свою деятельность с учетом положений Шариата, создают Шариатский совет внутри своей структуры. Кроме того обычно в тех странах, где приняты специальные законы, определяющие деятельность исламских финансовых институтов, как в области банковского дела, так и страхования и операций на финансовых рынках, Шариатский совет действует и в структуре регулятора. Он и является конечной инстанцией, определяющей соответствие того или иного продукта положениям Шариата.
Банковские продукты, созданные на основе мусульманского права, должны соответствовать основным принципам шариата: деньги являются только мерой стоимости и не могут служить в качестве товара; прибыль создается в реальном секторе экономики; отношения между участниками сделки строится на основе партнерства; инвесторы вкладывают денежные средства с целью получения дохода только в промышленные и сельскохозяйственные отрасли. Использование в любом виде ссудного процента (риба) запрещено законами шариата, прибыль может возникнуть только в результате случайного стечения обстоятельств.
Также регламентируются и направления вложения денежных средств. Нормы ислама запрещают исламским банкам финансировать производство алкоголя и табачной продукции, игорный бизнес, свиноводство и переработку свинины. Естественно под запретом находится также то, что запрещено светскими законами и в немусульманских странах, например, производство и сбыт наркотиков. Поэтому заключение определенных банковских сделок, в частности вложение денежных средств в инвестиционные проекты, осуществляется при неимущественном поручительстве местного имама.
При финансировании проекта банк выступает не кредитором, а компаньоном, соучредителем или акционером, обладающим всеми надлежащими правами на участие в управлении бизнесом и получение прибыли от предпринимательской деятельности в оговорённом процентном соотношении в зависимости от финансовых результатов деятельности. В данном случае важно то, что банк разделяет риски предпринимательской деятельности наравне с кредитором, и в случае банкротства не претендует на возврат вложенных средств.
Несмотря на существенные запреты, сегодня практически все банковские услуги могут быть предоставлены на основе шариата. Можно выделить три группы исламских банковских продуктов:
• банковские продукты, основанные на партнерстве (мудараба, мушарака);
• банковские продукты, основанные на участии в сделках (мурабаха, иджара, иджара ваиктина, истисна, салам, платёжные карты, кард хасан, амана, вади'а);
• банковские продукты, основанные на оплате комиссии банка (вакала).
Мировая история развития исламской банковской системы показала ее эффективность, устойчивость и жизнеспособность. Несмотря на то, что исламские банки кажутся не такими значимыми в сравнении с традиционными банковскими институтами, вопросы об их создании активно обсуждаются практически во всех странах мира. Это связано с большим потенциалом ведения исламского банковского дела.
Исламские банки на данный момент работают в странах Ближнего Востока, Малайзии, Великобритании, США и в Германии. По оценке компании Ernst & Young, к 2018 г. мировые активы мусульманских банков составят $3,4 трлн. В прошлом году объем активов данных предприятий в Саудовской Аравии, ОАЭ, Катаре, Турции, Малайзии и Индонезии превысил $750 млрд.
В настоящее время в России вновь открылся исламский банк, пока единственный в своем роде. Это произошло 24 марта 2016 года. Центр партнерского банкинга был создан на базе ООО КБ «Татагропромбанк» в г. Казань. Банк оказывает свои услуги как физическим, так и юридическим лицам. Главными принципами его работы являются отказ от процентов, от сделок с фьючерсами и от сделок по запрещенным в Исламе товарам (алкоголь, табак, оружие).
Финансовый дом «Амаль» начал работать в 2010 году с публичным открытием в феврале 2011 года. Финансовый дом «Амаль» представляет широкий спектр финансовых услуг в строгом соответствии с нормами ислама и требованиями законодательства РФ. Двери финансового дома «Амаль» открыты для всех клиентов, независимо от религиозной принадлежности. Сегодня Финансовый дом «Амаль» является лидером в своем сегменте, задающим стандарты отрасли, на которые ориентируются наши конкуренты. Опыт работы компании на рынке более 5 лет, консервативная финансовая политика, постоянный рост портфеля, стабильная доходность инвесторов выше банковских депозитов, говорят о том, что Финансовый дом «Амаль» - надежная организация, которой доверяют и с которой хотят работать.
ФД «Амаль» оказывает услуги финансирования на принципах товарной рассрочки (мурабаха) и лизинга (иджара), а также предлагает исламские инвестиционные продукты с возможностью получения дохода, основанные на исламском контракте «мудараба». Используемая правовая модель, методы финансирования и продукты разработаны в соответствии с современными положениями исламского права, закрепленные в международных стандартах (AAOIFI, Бахрейн).
Основными направлениями размещения являются:
1) Финансирование малого бизнеса РТ (прежде всего, лизинг).
2) Финансирование физических лиц (прежде всего авторассрочка и ипотека).
Проблемами реализации исламского банкинга в России являются:
1) проблемы психологического принятия исламского банкинга (исламофобия, настороженное отношение к новым финансовым продуктам);
2) низкая финансовая грамотность населения (потенциальных отечественных потребителей исламских финансовых услуг и поставщиков таких услуг как среди профучастников, так и финансовых властей);
3) недостаток в РФ собственных шариатских экспертов мирового уровня;
4) отсутствие осознанного спроса на исламские финансовые продукты даже со стороны исламской части населения РФ;
5) проблема финансового обеспечения развития исламского банкинга в
РФ;
6) проблемы правового обеспечения исламского банкинга (отсутствие института защиты прав исламских инвесторов; двойное налогообложение исламских финансовых продуктов и необходимость уточнения бухгалтерского учёта и др.).
Можно перечислить основные преимущества исламского сектора экономики:
1. Направленность на реальный сектор экономики. Исламские финансовые институты строят свою работу на основе участия (в качестве инвестора) в развитии тех или иных проектов совместно со своими клиентами.
2. Справедливость в распределение финансовых результатов деятельности. Доход от успешной реализации проекта делится между банком и предприятием, взявшим средства в управление. Если же проект провалится, финансовая организация (инвестор) не получает комиссионных. Такое разделение ответственности способствует развитию предпринимательства. В то же время традиционные банки заинтересованы лишь в получении процента, не интересуясь при этом, насколько успешно клиенту удалось реализовать предоставленный заем.
3. Расширение ассортимента банковских продуктов. Развитие исламских банков приводит к тому, что на рынке появляются более разнообразные финансовые услуги, то есть происходит диверсификация. Все это положительно влияет на спрос.
4. Приток инвестиций из мусульманских стран.
5. Содействие в развитии экономики страны.
На наш взгляд, развитие исламкого банкинга в России приведет:
во-первых, к росту сбережений в экономике. Произойдет это посредством накоплений мусульманского и немусульманского населения. Причем, если для первых появление исламских финансовых институтов открывает возможности использования финансовых услуг, то для населения, не исповедующего Ислам, это значит расширение ассортимента доступных инструментов финансирования;
во-вторых, к увеличению инвестиций. Это произойдет после того, как имеющиеся в экономике сбережения превысят норму и будут доступны инвесторам для использования в целях расширения производства;
в-третьих, к притоку капитала из зарубежных стран. Стоит отметить, что тут имеется в виду не только Ближний Восток, но и другие страны, не исповедующие Ислам. Ярким примером может быть выпуск в 2014 году правительством Гонконга суверенного сукука стоимостью в 1 млрд. долл. Предварительно, были внесены изменения в фискальное законодательство страны, с целью избежать налогообложения в двойном размере в исламских операциях. Ценные бумаги были приобретены 120 мировыми инвесторами, из них 47% находились в Азии, 36% - в странах Ближнего Востока, 11% были расположены в США и 6% - на территории Европы.
Подводя итог исследования, хотелось бы сказать, что внедрение исламского банкинга в российскую финансовую систему до сих пор является дискуссионным вопросом, представляя как возможности, так и риски для нее. Однако, несмотря, на существующие риски и проблемы нельзя недооценить реальное возрастание влияния исламских финансов в современном мире на систему мирохозяйственных связей, международные экономические отношения и мировое хозяйство в целом и их потенциальные возможности для развития экономики России.



1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 05.04.2016) "О банках и банковской деятельности" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 6. - ст. 492.
2. Алиев А.И. История и развитие исламской банковской системы // В сборнике: Развитие исламской финансово-экономической системы в современных условиях РФ Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Б.Х. Алиева; Дагестанский государственный университет. - 2016. - С. 13-20.
3. Аль Аззави А.А.Х. Характеристика и современные проблемы исламских банков // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2016. - № 7-8. - С. 5-11.
4. Бабенкова С.Ю. Исламские финансы в современном
политическом аспекте // Путеводитель предпринимателя. - 2016. - № 31. - С. 14-20.
5. Беккин Р. И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития [Электронный ресурс]: Автореф. дисс. докт. ... экон. наук / Р.И. Беккин. - М., 2009. - 48 с. - URL: http: // www.inafran.ru / sites / default / files / page _ file / Avtoreferat % 20Bekkin.pdf (Дата обращения: 22.12.2016).
6. Галиуллина В.В. Исламское финансирование (исторический аспект) // Научный альманах. - 2016. - № 2-3 (16). - С. 394-397.
7. Гафаров З.М., Курилов К.Ю. Исследование возможности
применения исламского банкинга в России // Устойчивое развитие науки и образования. - 2016. - № 1. - С. 15-22.
8. Годовой отчет Всемирного банка за 2015 год. URL:
https://openknowledge.
worldbank.org/bitstream/handle/10986/22550/WBAnnualReport2015RU.pdf (дата обращения 01.06.2016).
9. Данченко Е.А. Распространение исламских банковских
продуктов на глобальном финансовом рынке // Финансы и кредит. - 2015. - № 25 (649). - С. 32-40.
10. Елакова А.А., Шаймарданова Л.И. Исламские финансовые
институты // Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - № 5 (45). - С. 113-119.
11. Заболотникова В.Д., Фурсова Т.В. Исламские финансовые
продукты, основанные на партнерстве // Вестник университета Туран. - 2015. - № 3 (67). - С. 234-238.
12. Зиязетдинов А.Р., Рудалева И.А. Исламские финансовые
институты в Российской Федерации // European Science. - 2016. - № 1 (11). -
С. 16-19.
13. Ибрагимов А.О. Препятствия в сфере исламского банкинга в России // В сборнике: Развитие исламской финансово-экономической системы в современных условиях РФ Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. Под ред. Б.Х. Алиева ; Дагестанский государственный университет. - 2016. - С. 45-55.
14. Интернет-ресурс http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=56313
15. Интернет-ресурс http://islamic-fmaiice.ru/board/2 -1-0-20
16. Курочкина И.Г. Перспективы использования финансовых
инструментов исламской финансовой модели // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 10-2 (75-2). - С. 344-349.
17. Магомадова М.М. Особенности исламских банковских продуктов // International Scientific Review. - 2016. - № 5 (15). - С. 49-50.
18. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Исламские финансы в российских реалиях» Махачкала, Дагестан 06.05.2013 http://eng.islam-today.ru/article/932/ (Май 10, 2013).
19. Мусаев Р., Магомедова Ю. Тенденции развития исламских финансовых институтов в условиях глобализации // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 11. - С. 39-48.
20. Нуртдинова Л.С. Исламский банкинг или альтернатива западному банковскому делу // В сборнике: Современное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 84-86.
21. О центре партнерского банкинга // https://cpbank.ru/about/ (дата обращения: 25.12.2016).
22. Рабаданова Д.А., Шахтаманова А.О., Магомедрасулова Х.А. Проблемы и перспективы развития исламского банкинга в России // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 4-2 (69-2). - С. 112-114.
23. Разумова И.А. Исламский банкинг: мировой опыт и возможности для России // Ученые записки Международного банковского института. - 2015. - № 11-1. - С. 157-166.
24. Сбербанк URL: https://www.sberbank.ru/ru/person (дата
обращения: 25.12.2015).
25. Таилов И.Г., Махдиева Ю.М. Исламский банкинг как инструмент
развития банковского сектора региона // В сборнике: Пути повышения финансовой стабильности регионов Северного Кавказа: взгляд молодых ученых материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей. ФГБОУ ВО
«Дагестанский государственный университет». - 2016. - С. 187-190.
26. Таштамиров М.Р., Саралиева Э.Р. Краткая история становления исламского банкинга и перспективы развития в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 11-3. - С. 197-202.
27. ТНВ «ЛяРиба» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.lariba.ru/ (дата обращения: 25.12.2015).
28. ФД «Амаль» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://finamal.ru/ (дата обращения: 25.12.2015).
29. ФД «Масраф» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.masraf.ru/ (дата обращения: 25.12.2015).
30. Филина Ф.В. Исламский банкинг и социально ответственное инвестирование: оценка возможностей и перспектив для России // Человек. Общество. Инклюзия. - 2016. - № 3-1 (27). - С. 122-129.
31. Хадиуллина Г.Н. Исламский банкинг и возможности реализации его потенциала в современной российской экономике // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2015. - № 1 (19). - С. 102-106.
32. Халимов Т.М. Исламский банкинг: специфика и перспективы развития в Российской Федерации // Экономика и социум. - 2015. - № 24 (15). - С. 1087-1093.
33. Цаллагова Л.М., Адаев М.А. Современные тенденции развития исламской банковской системы // В сборнике: Проблемы и пути социальноэкономического развития: город, регион, страна, мир V Международная научно-практическая конференция. Под общей редакцией В.Н. Скворцова; ответственный редактор Н.М. Космачева. - 2015. - С. 48-52.
34. Центробанк с оптимизмом смотрит на идею исламского банкинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mql5.com/ru/blogs/ post/424387
35. Шайхутдинова Д.Р., Дибаева М.Р. Исламский банкинг: сущность, возможности, риски и проблемы развития в отечественной финансовой системе // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 5-1 (83). - С. 264-268.
36. Электронное интервью с Мадиной Калимуллиной, директором департамента экономики Совета муфтиев России. (Май 15, 2013).
37. Яковенко Н. Станет ли Лондон новым центром исламских финансов? // ИноСМИ, Россия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inosmi.ru/op_ ed/20131128/215188028.html.
38. Яхин Э.Б., Яхина Э.Б. Исламский банкинг в России // В
сборнике: Роль науки в развитии общества Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян
Асатур Альбертович. - 2015. - С. 316-320.
39. Global Sukuk Market: Quarterly Bulletin. July 2014 // Rasameel Structured Finance [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rasameel.com/ downloads/RSFGlobalSukukReport1H2014-sep11 .pdf
40. http://www.lariba.ru/ (дата обращения: 25.12.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.