Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Детерминация доверия процессом социальной идентификации личности

Работа №8306

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы172 стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
572
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДОВЕРИЕ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 11
1.1. Особенности исследования доверия в отечественной общей и социальной психологии 11
1.2. Проблема доверия в зарубежных психологических исследованиях....31
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 55
2.1. Общепсихологический аспект проблемы общения 55
2.2. Социальная идентичность в отечественной и зарубежной психологии 63
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДОВЕРИЯ 85
3.1. Теоретическая концепция, задачи и программа эмпирического исследования проблемы доверия 85
3.2. Методологические принципы и методы исследования 90
3.3. Связь доверия с межгрупповой и внутригрупповой идентификацией 99
3.4. Связь доверия с процессом идентификации личности 107
3.5. Самооценка как фактор, определяющий возникновение доверия 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 139
ПРИЛОЖЕНИЯ
151



В настоящей работе представлены основные положения, связанные с поиском условий возникновения доверия в жизни человека, а также исследованы закономерности функционирования данного феномена и характеристики его проявления. Доверие рассматривается с точки зрения целостного взаимодействия системы «Человек и мир» [109]. Акцент делается на том, что при всем многообразии феноменологических проявлений условия возникновения, характеристики функционирования и закономерности существования доверия остаются универсальными во всех сферах жизни и деятельности человека, а потому оно выступает базовым условием как на уровне межгруппового, так и внутригруппового взаимодействия людей.
Актуальность работы. Мировая социальная психология осмысливает явление доверия в качестве базового элемента взаимодействия на всех уровнях социально-психологических общностей людей, поэтому ему придается очень большое значение. П.Н. Шихирев в недавно изданной монографии по социальной психологии отмечает, что 90-е годы двадцатого столетия можно считать годами постановки проблемы доверия в зарубежной социальной психологии.
В настоящее время практический аспект проблемы доверия разрабатывается многими отраслями отечественной психологической науки.
Осуществлены десятки исследований, направленных на изучение раз-личных феноменологических проявлений доверия и доверительности. Разработано множество методов и конкретных методик, направленных как на измерение доверия в межличностных отношениях, так и на изучение процессуальной динамической стороны возникновения и разрушения доверия в отношениях и в совместной (кооперативной) деятельности людей. Однако следует отметить, что, несмотря на все многообразие подходов к изучению доверия, за рамками исследований нередко остается анализ собственно психологической природы рассматриваемого явления.
Обзор многочисленных работ, в которых упоминается доверие, позволяет констатировать, что чаще всего ему отводится второстепенная роль фонового условия. Подавляющее большинство исследований носит прикладной характер, или работа проводится в смежных областях. Поэтому, несмотря на то, что заложены методологические основы исследований по проблеме доверия и накоплен значительный экспериментальный материал, нельзя считать данную проблематику исчерпанной.
Исключение составляют незначительное число работ, в которых доверие выступает в качестве предмета специального исследования (Б.Ф. Поршнев, 1971; B.C. Сафонов, 1981; Т.П. Скрипкина, 1984, 1998; П.Н. Шихирев, 1999; Л.А. Журавлева, 2004), оно рассматривается как условие существования явлений, связывающих человека с миром (Т. Говир, 1992; Э. Эриксон, 1967, 1968 и др.), человека с другими людьми (К.А. Абуль- ханова-Славская, 1981; Л.Я. Гозман, 1987; С. Джурард, 1959; М. Дойч, 1968;
А.И. Донцов, 1984; И.С. Кон, 1973, 1984; А.А. Кроник, Е.А. Кроник, 1989; Л.А. Петровская, 1982; Б.Ф. Поршнев, 1987; К. Роджерс, 1986; Т. Ямагиши, 1988, 1989 и др.), человека с самим собой (А. Бандура, 1977; Л.П. Гримак, 1990; И.С. Кон, 1967; Ф. Перлз, 1995; К. Роджерс, 1994; А.А. Столин, 1983;
Э. Шостром, 1992 и др.).
Ощущается недостаток исследований, ориентированных на изучение фундаментальных закономерностей возникновения доверия. Следует отметить, что противоречив категориально-понятийный аппарат в данной области психологического знания. Существует большая потребность в исследованиях доверия, направленных на вскрытие системных взаимосвязей между компонентами в процессе формирования доверия.
Выводы исследователей о взаимодействии факторов, определяющих возникновение доверия, и о потенциале различных способов его формирования часто опираются только на теоретические основания, поэтому требуют дополнительной эмпирической проверки.
Недостаточно изучен потенциал различных средств и способов формирования доверия. Необходимо, на наш взгляд, создать более полную научную классификацию средств и способов, влияющих на возникновение доверия. К сожалению, до настоящего времени не проводился сравнительный анализ проявления доверия в разных видах социального взаимодействия.
Все сказанное позволяет сделать вывод об актуальности избранной темы диссертации и перспективности исследований феномена доверия.
Цель исследования - выявить закономерности, влияющие на формирование доверия, которое выполняет системнополезную функцию в ходе межличностного общения.
Объект исследования - взаимодействие личностей в процессе общения.
Предмет исследования - социально-психологический феномен проявления доверия личности к другому.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Диссертационное исследование «Детерминация доверия процессом социальной идентификации личности» обобщает результат пятилетней работы автора. Началом исследований можно считать разработку и пилотажное апробирование анкеты о доверительных отношениях людей к различным предметам и явлениям общественной жизни. Эта анкета была создана на социолого-психологическом факультете Ивановского государственного университета для исследования феномена доверия как целостного социально¬психологического явления с помощью сравнения восприятия доверия через призму обмана между жителями города и сельской местности.
В процессе исследования феномена доверия мы вышли на такое социально-психологическое явление как идентичность, что заставило нас по-новому взглянуть на природу доверия и процесс его реализации.
Анализ отечественных и зарубежных концепций в изучении проблемы доверия показал, что существует научный стереотип, который рассматривает явление доверия с точки зрения индивидуальной парадигмы, то есть как феномен, проявляющийся в диадическом взаимодействии.
Осуществлены исследования, направленные на изучение различных феноменологических проявлений доверия и доверительности. Разработано множество методов и конкретных методик, направленных как на измерение доверия в межличностных отношениях, так и на изучение процессуальной динамической стороны возникновения и разрушения доверия в отношениях и в совместной, кооперативной деятельности. Доверие присутствует в контексте других психологических проблем: этапы и типология становления общностей людей, авторитетность, внушение, дружба, феномены внутригруппового и межгруппового взаимодействия и некоторые другие. Во всех перечисленных явлениях доверие, будучи важнейшим условием самого их существования, рассматривается как исходное условие социально-психологических
отношений между людьми в целом. В то же время доверие не было предметом специального изучения и не выделялось для анализа как относительно самостоятельное социально-психологическое явление, за исключением ряда малочисленных эмпирических исследований посвященных проблеме доверия, появившихся в последнее время в отечественной психологической литературе.
Наше исследование направлено на подтверждение предположения о том, что доверие связано с межличностными отношениями, реализуемыми в контексте социальной системы, социально-психологических отношений между людьми в целом.


1. Абульханова-Славская КА. Личностный аспект проблемы общения в психологии // Проблема общения в психологии. М: МГУ, 1981. - 270 с.
2. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. М.: 1991. - С.37-74.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ 1980. - 413 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1989. - 432 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996. - 376 с.
6. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1999. - 374с.
7. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс,
2000. -288 с.
8. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: МГУ 1980.- 128 с.
9. Баразгова Е.С. Американская социология: традиция и современность. Екатеринбург. 1997. - С.76.
10. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. Воронеж. 2000. - С. 30-43.
11. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности.//Мир психологии. 1999. № 3. - С. 40-46.
12. Белинская Е. П. Конструирование идентификационных структур лично¬сти в ситуации неопредленности // Трансформация идентификационных структур в современной России / Под ред. Т. Г. Стефаненко. - М., 2001.-С. 30-53.
13. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология лично¬сти. М.: Аспект-Пресс, 2001. - 301 с.
14. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс,
1986. -422 с.
15. Бехтерев М.С. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.-399 с.

140
16. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Д., 1965. - 124 с.
17. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.-135 с.
18. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ 1982.-200 с.
19. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Междун. пед. Акад., 1995.-328 с.
20. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурланук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 1999. - 245 с.
21. Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука,
1994. -255 с.
22. Вера // Современный философский словарь. / Под общ. Ред
В.Е.Кемерова-М.: Академический проект, 2004. - 864 с. - С. 100-103.
23. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.-207 с.
24. Говир Т. Недоверие как практическая проблема // Социальные и гумани-тарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социоло¬гия. М., 1994. №3. с. 94-98.
25. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. - М., 1992. - 376 с.
26. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. - 176 с.
27. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л.: Лениздат,
1990. -174 с.
28. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984. - 206 с.
29. Достовалов С.Г. Система доверительных отношений как детерминанта восприятия индивидуальности в юношеском возрасте. Дисс. ... канд. психол. наук. Ростов н / Д, 2000. - 168 с.
30. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. М.: РЭЙ, 1994.-118 с.
31. Журавлев А.Л., Сумарокова В.А. Доверие предпринимателей к разным

141
видам организаций: региональные особенности // Социально¬психологическая динамика в условиях экономических изменений / Под ред. A.JI. Журавлева, Е.В. Шороховой. М.: «Институт психологии РАН»,
1998. -С. 258-272.
32. Журавлева JI.A. Автореферат. Связь общительности личности и доверия к людям. М, 2004. - 20 с.
33. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Ростов н / Д, 1999. - 200 с. - С. 124-125.
34. Зинченко В.П. Психология доверия // Вопр. философии. М, 1998. №7.-С. 76-93.
35. Зинченко В.П. Психология доверия. 2-е изд. Самара: СИОКПП,
2001. -104 с.
36. Знаков В.В. Макиавелизм и феномен вранья // Вопросы психологии.
1999. №6.-С. 59-70.
37. Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понима¬ния // Вопросы психологии. 1993. №2. - С. 9-16.
38. Иванова H.J1. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов// Вопросы психологии. 2004. №6.-С. 54-63.
39. Иванова H.J1. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопросы психологии. 2004. №4. - С. 65-76.
40. Иванова H.JI. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психол. журнал. 2004. Т. 25, №1. - С. 52-60.
41. Иванова H.JI. Социальная идентичность: структура и трансформация. Ярославль: ЯГПУ, 2004, - 132 с.
42. Изард К.Э. Психология эмоций. С-Пб., 2000. - 464 с.
43. Ионин Jl. Т. Идентификация и инсценировка // Психология самосозна¬ния. - Самара, 2000. - С. 641-655.
44. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. -

142
Грозный. 1979. - 138 с.
45. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - Грозный, 1988. - 68 с.
46. Климов Е. А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности // Трансформация идентификационных структур в совре¬менной России / Под ред.Т. Г. Стефаненко. - М., 2001. - С. 54-81.
47. Князев В.Н. Психологические особенности понимания личности значи¬мого другого как субъекта общения: Автореф. дис. ... канд. наук. М., 1981.-24 с.
48. Коломинский Я.Л. Психология взаимодействия в малых группах. Минск: БГУ, 1976.-350 с.
49. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969. - 234 с.
50. Комарова Л.Э. Базовые ориентации как детерминанты взаимодействия личности и группы // Личность в системе коллективных отношений: Тезисы докл. М., 1980.
51. Комарова Л.Э. Исследование социально-психологического климата // Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. Ульяновск, 1981.
52. Кон И.С. Дружба (историко-психологический этюд). М., 1973.
53. Кон И.С. Дружба: этико-психологический очерк. М.: Политиздат,
1987. -349 с.
54. Кондратьев М.Ю. Авторитет педагога как результат его персонализации // Психол. развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. .
55. Костинская А.Г. Феномен идентичности как структурирующий фактор // Мирпсихологии. 2003. № 1. - С. 186-198.
56. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психоло¬гия значимых отношений. М., 1989. - 356 с.
57. Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов ЮН. Руководитель и коллектив.

143
Л.: Лениздат, 1974. - 167 с.
58. Куликов В.Н. Контрсуггестия и воспитание // Взаимосвязь убеждения и внушения в педагогическом процессе. Пермь, 1976. - С. 50-59.
59. Куликов В.Н., Сушков И.Р., Ципцюк В.Г. Социально-психологический аспект межнациональных отношений // Психол. журн. 1991. Т. 12. № 1.-С. 31-39.
60. Куликов В.Н., Сушков И.Р., Ципцюк В.Г. Социально-психологические проблемы межнациональных отношений (опыт эмпирического исследо¬вания) // Социально-психологические исследования межнациональных отношений / Под ред. П.Н. Шихирева. М., 1993. - С. 153-183.
61. Купрейченко А.Б. Отношение личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров). Дисс.... канд. психол. наук. М, 2001. - 185 с.
62. Купрейченко А.Б. Методика оценки доверия личности другим людям // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Часть
5. Программы и методики психологического исследования личности и группы: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002г. Ответственный редактор А.Л. Журавлев. М.: «Институт психологии РАН», 2002. - 368 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ