Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Работа №25711

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
549
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……………………..5
ГЛАВА ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТУДЕНТОВ, ХАРАКТЕРИСТИКА, СТРУКТУРА…………………………...13
1.1.Особенности профессионального самоопределения в юношеском
возрасте…………….………………………………………………………………..13
1.2. Особенности самоопределения в педагогическую
профессию….……………………………………………………………………….26
1.3.Роль деятельности в профессиональном
самоопределении…………………………………………………………................35
ГЛАВА СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВКЛЮЧЕНИЯ В РЕАЛЬНУЮ
ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ……………………………………………....42
2.1. Психологические особенности студентов, приступающих к
получению педагогической профессии …………………………………………..42
2.2. Общая модель практико-ориентированной подготовки учителей
начальных классов в модели прикладного бакалавриата ……………………….45
2.3. Становление профессионального самоопределения студентов в
процессе прохождения практики………………………………………………….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………….69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..73
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность: Проблема профессионального самоопределения
студенческой молодежи, обучающейся в педагогических вузах, становится все
более актуальной в современных условиях. Сегодня выдвигаются новые
требования к качеству школьного образования, выраженные в федеральных
государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального
стандарта педагога, разработка проекта модернизации педагогического
образования, которые предполагают необходимость изменения в самой
организации, содержании и технологиях подготовки педагогов.
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N
273-ФЗ от 29.12.2012, вступивший в силу 1 сентября 2013г., провозглашает,
что «содержание современного образования является одним из факторов
социально-экономического прогресса общества [10]. В проекте модернизации
педагогического образования отмечено, что «несмотря на глобальные
изменения информационного пространства, постоянное совершенствование
образовательных технологий…. ведущая роль в содействии развитию личности
по-прежнему принадлежит учителю. Именно он, как личность и профессионал,
обеспечивает вхождение подрастающего поколения в мир культуры,
социальных отношений, приобщает детей к духовному наследию прошлого и
новейшим достижениям человеческой цивилизации» [12]. Важным в контексте
Концепции модернизации педагогического образования представляется вопрос
об уникальном предназначении учителя в пространстве современного
социокультурного развития. Во-первых, выпускник системы педагогического
образования призван являть собой интеллигента, способного к развитию духа
интеллигентности у своих воспитанников как атрибута цивилизованного
сообщества. Во-вторых, именно учителю доверено обеспечивать на6
профессиональном уровне целенаправленный процесс социализации растущего
человека.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что
актуальность данного исследования определяется степенью расхождения
между повышенными требованиями современного общества к выпускникам
педагогических ВУЗов, - с одной стороны, и с нежеланием выпускников
работать по полученной специальности, т. е. наблюдаются трудности в
реализации профессиональных предпочтений современной молодежи, которые
являются результатом стихийного профессионального самоопределения,
происходящего несвоевременно в ситуации вынужденного принятия решения и
т.д. Отсюда встает задача изучения процесса профессионального становления
студентов, при помощи различных инструментов образовательного процесса
ИППС СФУ.
Проблема: При поступлении на педагогические направления приходят
выпускники с не сложившимся самоопределением, много «случайных
студентов», которые поступают просто для получения высшего
гуманитарного образования, также педагогические направления имеют далеко
не первые приоритеты среди абитуриентов, а иногда 4-5-е. В этом случае
важно, организовать процесс профессионального самоопределения студентов,
процесс «вхождения в педагогическую профессию», процесс «видения себя в
профессии», при помощи различных механизмов и инструментов, одним из
которых, по нашему мнению, является практика, начинающаяся с первого
курса и продолжающая весь период обучения.
Цель: Изучить процесс профессионального самоопределения студентов
профиля 44 03 02 (учитель начальных классов) ИППС СФУ под влиянием
включения их в реальную педагогическую деятельность.7
Задачи:
1.Проанализировать подходы, уточнить понятие и рассмотреть структуру
самоопределения в целом, и профессионального самоопределения в частности;
2. Проанализировать влияние включенности в реальную педагогическую
деятельность на профессиональное самоопределение студентов - будущих
педагогов.
3. Выявить и изучить влияние со-бытийной направленности практики,
как одного из важных этапов в становлении профессионального
самоопределения студентов.
4. Эмпирически исследовать процесс профессионального
самоопределения студентов, в ходе их включения в реальную педагогическую
деятельность.
Состояние изученности проблемы и методологические основания:
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
общепсихологические теории личности и деятельности (К.А. Абульханова -
Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); труды
отечественных и зарубежных исследователей, в которых раскрывается
сущность и содержание понятия профессионального самоопределения (М.Р.
Гинзбург, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В. Ф. Сафин, Д. Сьюпер, Д.
Холланд и др.). Теоретический анализ в исследовании выполнен с опорой на
принцип детерминизма, развития, системного подхода, единства сознания и
деятельности (С.Л. Рубинштейн); закономерности развития личности (Л.И.
Божович, Л.С. Выготский, A.C. Мудрик, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.);
исследования в области практической психологии (М.Р. Битянова, Ю.В.
Вишневский, Е.Е. Григорьева, И.В. Дубровина, П.И. Дынин, O.A. Махаева, Р.В.
Овчарова, Н.С. Пряжников, Н.Ю. Пряжникова и др.)8
Объект исследования: Процесс становления профессионального
самоопределения студентов профиля 44 03 02 (учитель начальных классов).
Предмет исследования: Влияние включенности в реальную
педагогическую деятельность на профессиональное самоопределение
студентов профиля 44 03 02 (учитель начальных классов) ИППС СФУ.
Гипотеза:
Для осуществления раннего профессионального самоопределения
студентов профиля 44 03 02 (учитель начальных классов) ИППС СФУ
необходимо выполнить следующие условия:
-включение студентов в реальную педагогическую практику, начиная с
первых дней обучения;
-создание со - бытийной направленности процесса прохождения
практики, как важного этапа в становлении профессионального
самоопределения студентов;
- создание различных ситуаций ответственности студентов за
собственные учебные действия, выполняемые и реализованные в процессе
прохождения практики в течение всего периода обучения в Вузе.
Методы исследования:
- теоретические - изучение, отбор и систематизация педагогических,
психологических и философских материалов по данной проблеме, включающих
анализ и прогноз по результатам исследования.
- эмпирические - наблюдение, мониторинг, методики, направленные для
сбора информации.
- диагностические, включающие методики, направленные на изучение
личностного и профессионального самоопределения: методика диагностики
межличностных отношений Т. Лири, анкетирование, опросники, беседа,
тестирование;9
- методы количественной и качественной обработки эмпирических
данных; метод сравнительного анализа, а также методы статистической
обработки экспериментальных данных - методы для анализа полученной
информации, с целью заключения каких-либо выводов.
База исследования:
Эмпирическую базу исследования составляют результаты следующих
исследований, полученных лично автором в сотрудничестве с кафедрой ОиСП
ИППС СФУ.
1. Социологический опрос на тему «Качества идеального педагога», 2014-
2015гг. Генеральную совокупность составили студенты 1 курса профиля 44 03
02 (учитель начальных классов) ИППС СФУ очной формы обучения.
2. Мониторинговое исследование на тему «Особенности
профессионального самоопределения студентов с 1-го по 2-ой курс психологопедагогического направления ИППС СФУ», 2014-2016гг.
3. Изучение Дневников практики, рефлексивных отчетов об учебных
событиях, студентов 1-2 курса профиля 44 03 02 (учитель начальных классов)
ИППС СФУ очной формы обучения.
4. Материалы студенческих творческих отчетов о завершенном этапе
практики.
5. Анализ статистических данных «Центра карьеры СФУ» за 2013-2015 гг.
6. Анализ нормативных правовых материалов в сфере развития
образования и подготовки педагогических кадров.
Научная новизна
Научная новизна исследования определяется совокупностью
поставленных в работе задач и выражается в следующем:
1. Выявлены особенности влияния включенности студентов в реальную
педагогическую деятельность на формирование их желания в дальнейшем
работать в школе, проанализирована динамика профессионального10
самоопределения студентов на протяжении первых двух лет обучения.
2. Эмпирическим путем исследован процесс профессионального
самоопределения студентов в ходе их включения в реальную педагогическую
деятельность, определена структура факторов, влияющих на профессиональное
самоопределение.
3. Разработаны и предложены рекомендации по совершенствованию
системы профессионального самоопределения студентов педагогического
направления ИППС СФУ (или системы процесса организации практики в
красноярских школах), при помощи прохождения практики, как одного из
инструментов профессионального становления.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
результаты работы позволяют:
- составить целостное представление о процессе становления
профессионального самоопределения студентов, посредством включения их в
реальную педагогическую деятельность с помощью прохождения практики,
начиная с первого курса обучения;
- представить структуру, этапы и особенности становления процесса
профессионального самоопределения студентов педагогических
специальностей ИППС СФУ;
- расширить представления о факторах, влияющих на профессиональное
самоопределение студентов на этапе получения высшего педагогического
образования;
Практическая значимость исследования определяется тем, что
основные положения и выводы могут быть использованы при разработке целей
и задач программ по практике, направленных на:
-становление профессионального самоопределения студентов
(педагогического и психолого-педагогического направления), начиная с
первого курса;11
- формирование положительного имиджа профессии учителя;
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В данном исследовании раскрывается понятие профессионального
самоопределения как поэтапный и длительный процесс, включения индивида в
социально-трудовую структуру общества с учетом согласования своих
внутренних профессиональных потребностей, соотнесение их с требованиями
профессиональной деятельности, общественными предпочтениями и
социально-экономическими условиями ее выполнения.
2. Специфика профессионального самоопределения студентов
педагогических специальностей обусловлена системой мотивов
профессионального выбора, характеризующих частичную педагогическую
направленность, основанную на потребностях молодежи в частных моментах
учительского труда, не связанных с реализацией целей самой профессиональнопедагогической деятельности по обучению и воспитанию.
3. Анализ уровня процесса становления профессионального
самоопределения студентов, основанного на оценке следующих показателей:
- влияния включенности студентов в реальную педагогическую
деятельность, посредством прохождения практики , начиная с первого курса
обучения;
- осознанного профессионального выбора, свидетельствующего о
наличии действительной педагогической направленности субъекта;
- уровня удовлетворенности выбранной сферой деятельности,
положительного отношения к профессии, посредством включения в реальную
педагогическую деятельность;
- устойчивого профессионального интереса по мере перехода с одной
ступени обучения на другую, посредством включения в реальную
педагогическую деятельность;12
- идентификации себя в качестве субъекта будущей учительской
деятельности, готовности к профессионально-педагогической работе;
- развития понимания доли ответственности в профессии педагога и в
своих личностных качествах в сознании студентов.
4. С учетом особенностей профессионального самоопределения студентов
педагогических специальностей вузов, целесообразным представляется
разработка и внедрение в образовательный процесс многоступенчатой системы
непрерывной педагогической практики, как одного из инструментов
организации самоопределения студентов в педагогическую профессию.
Структура диссертации. Структура работы соответствует поставленным
задачам и отражает методологию диссертационного исследования. Диссертация
представлена введением, двумя главами, шестью параграфами, заключением,
списком литературы и приложениями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведения исследовательской работы, исходя из
представленных задач, можно сделать следующие выводы:
1. Проанализировав сущность процесса профессионального и жизненного
самоопределения, мы получили, что наиболее успешно оно протекает в
процессе деятельности, приближенной к реальной. Эта деятельность должна
носить преобразующий характер, являться важной, ответственной,
результативной, эмоционально и личностно значимой для самого человека,
должна быть включенной в целостный процесс жизнедеятельности, иметь не
разовый, а непрерывный, постоянный характер.
2. Представленные условия деятельности выполняются в ходе учебной и
производственной практики студентов, которая многопланово воздействует на
профессиональное самоопределение. Можно выделить следующие моменты
влияния практики на профессиональное самоопределение студентов - будущих
педагогов:
- Педагогическая практика должна иметь распределенный,
непрерывный, деятельностно-рефлексивный, межвозрастной, со-бытийный
характер, тесную взаимосвязь с учебным процессом.
- Педагогическая практика как одна из основополагающих составных
частей учебного образовательного процесса в вузе дает студентам верное
представление о многих аспектах и особенностях педагогического труда.
Исследование проиллюстрировало, что проецирование теоретических знаний,
умений и навыков на практико-ориентированную деятельность является
важным этапом в системе профессионального становления будущего
специалиста. Необходимо осуществлять погружение студентов в практику
реальной педагогической деятельности, начиная с первого курса. Это приводит70
к тому, что у будущих специалистов формируется видение целостного
педагогического процесса в школе.
- В процессе практики студенты ставят перед собой ценностно-смысловые
вопросы педагогической деятельности, происходит осознание своих
возможностей в осуществлении педагогической деятельности.
- С помощью прохождения практики в школах происходит вхождение
студентов в педагогическую среду, развитие рефлексивных способностей,
социальных и профессиональных компетенций, осуществление фиксации
студентами изменений, происходящих в них самих в результате проделанной
работы.
- Студенты в процессе прохождения практики идентифицируют себя
как специалиста в данной профессионально-педагогической области,
происходит осмысление своих ресурсов и дефицитов как профессионала, идет
установка на дальнейшее обучение по избранной специальности.
3. Со-бытийная направленность практики при становлении
профессионального самоопределения будущего педагога имеет основные
признаки : изменение у студентов отношения к будущей педагогической
деятельности, изменение представлений о ребенке, о себе, своих возможностях,
зарождение педагогического и рефлексивного опыта, наличие новых
эмоциональных переживаний (возникновение в процессе практики ситуаций
«неуспеха», «неудач» в процессе осуществления проб), изменение у студентов
представления о совместной деятельности, отношения к взаимодействию
между ее участниками, происходит формирование студенческой событийной
общности, которая оказывает влияние на личностное развитие человека, и
формирование педагогической, профессиональной общности между
практикантами и педагогами, свидетельствует о встраивании студентов в
учебно-профессиональное педагогическое сообщество.71
4. В процессе практики реализуются основные элементы
профессионального самоопределения. Основной принцип возникновения
процесса самоопределения состоит в нем внешние причины, преломляясь через
внутренние условия, имеют воздействие на самого объекта, и зависят от его
внутренних свойств. В основном понятии самоопределения определяется
активная природа «внутренних условий, свойств» самого объекта.
Возникновение активации природы внутренних условий объекта начинается с
видения собственных знаний (в нашем исследовании, знаний студентов о
профессии педагога, его личностных качествах), т.е. представления человека о
смысле осваиваемой профессиональной деятельности.
Далее эти знания в процессе включения в реальную педагогическую
деятельность с помощью прохождения практики, интерпретируются,
видоизменяются, происходит активация внутренних сил самого человека через
внешнее воздействие, через ту среду педагогической действительности, в
которую попадает студент на практике.
В процессе практики студенты соотносят те знания, представления,
которые были в начале, с тем, что они увидели в реальности, проецируя это
видение на себя, на видение и осмысление своего места в осваиваемой
(получаемой) профессии, происходит формирование самосознания личности, ее
индивидуализация, т.е. зарождение процесса самоопределения.
Процесс прохождения практики, организованной таким образом, как
представлено в исследовании, активизирует внутренние силы человека, путем
постоянного, непрерывного внешнего воздействия на него. Под влиянием этого
процесса происходит осмысление происходящего на практике, ситуации
неудачи, неуспеха активизируют мотивацию студентов на освоение
педагогической деятельности, они фиксируют свои трудности, и совместно (с
группой или с классным руководителем) их решают, постепенно решая
педагогические задачи, стоящие перед ними. Студенты начинают проецировать72
на себя все, что с ними происходит на практике, фиксируют свои изменения в
личном и профессиональном развитии, эта фиксация позволяет понять и
видеть траекторию собственного развития, увидеть себя в профессии.
Включение в реальную педагогическую деятельность с помощью
практики позволяет
Одним из показателей уровня процесса становления
профессионального самоопределения студентов посредством включения их в
реальную педагогическую деятельность с помощью практики, является:
- уровень удовлетворенности выбранной сферой деятельности,
положительного отношения к профессии. При сравнении результатов
исследования на 1-ом и 2-ом курсе, вырос процент от общего числа
опрошенных студентов, точно принявших решение стать учителями.
- развитие понимания доли ответственности в профессии педагога и в
своих личностных качествах в сознании студентов. По результатам
исследования увеличился процент студентов, считающих, что профессия
педагога является ответственной, и отмечающих развитие у себя этого
качества(с 12%- 1 семестра, до 25%-3 семестр).
- устойчивый профессиональный интерес по мере перехода с одной
ступени обучения на другую, по мере усложнения Программ практик,
постановка студентами образовательных задач (запроса) на следующий,
очередной этап прохождения практики.
- идентификация себя в качестве субъекта будущей учительской
деятельности, готовности к профессионально-педагогической работе.


Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», глава XX
«Самосознание личности и ее жизненный путь» / Рубинштейн С.Л./ - 4-е изд.
СПб: Питер, 2004.-С.234-310.
2. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология развития человека
/В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев/ - Москва: Школьная пресса, 2000. - С. 320-336.
3. Гинзбург М.Р. «Личностное самоопределение как психологическая
проблема». Психология личностного самоопределения Дисс. докт. психол. наук.
/ Гинзбург М.Р./ Москва, 2006. - С.122-178.
4. Основная образовательная программа высшего профессионального
образования. Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое
образование. Профиль подготовки Педагогическая деятельность в начальном
общем образовании.
5. Макарычева И.Н. «Особенности формирования мотивов
профессионального самоопределения и самосовершенствования студентов
высших учебных заведений» / Макарычева И.Н. // «Высшее образование
сегодня»- № 4.- 2014.- С. 287-300.
6. Лукина А.К., Волкова М.А., Воронина Н.Б. Роль практики в
профессиональном самоопределении студентов - будущих педагогов //
Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL:
http://www.science-education.ru/article/view?id=24252
7. Лукина А.К. Особенности мотивации студентов – будущих педагогов
//Материалы международной научно-практ. конф. Достижения высшей школы"
15- 22 ноября 2014 г.//София, 2014.
8. Лукина А.К. Роль практики в становлении профессионального
сознания студентов - будущих педагогов// Современные проблемы науки и
образования. – 2014. – № 5.74
9. Риски введения Федеральных образовательных стандартов основного
общего образования: научный доклад / Коллектив авторов, руководитель М.В.
Рыжаков. — Москва, ИСМО РАО, 2013.
10. Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и
социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)" от 18 октября 2013 года.
11. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N
273-ФЗ от 29.12.2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://base.garant.ru/70291362
12. Концепция модернизации педагогического образования (проект).
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
mpsu.ru›files/docs/3.1evolution_concept.doc
13. Блонский П.П. «Избранные педагогические и психологические
сочинения». Том 1, Том 2.[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.koob.ru/blonskij_p_p/
14. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / Маркова
А. К /— Москва: Просвещение, 2003. –С.192.
15. Кадакин В.В. «Новые направления деятельности Вуза в условиях
введения профессионального стандарта педагога» / Кадакин В.В./ «Высшее
образование сегодня»- 2014.- № 6. - С.23
16. Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология» / Талызина Н.Ф.//
Москва: «Академия» - 2008. –С. 145.
17. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая
рефлексия/ Бизяева А.А.// - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. – 2.
18. Лукина А.К., Чиганова С.Д. Образ профессии педагога у студентовпервокурсников как ресурс индивидуализации образовательных программ /75
Лукина А.К., Чиганова С.Д.// Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева, 2015, №3- с.82-
88.
19. Рязанцева М. В., Субочева А. О. Исследование роли учебной практики
как активного метода профессионального самоопределения / Рязанцева М. В.,
Субочева А. О.// Вопросы образования. – 2012. – № 1. – С.24 - Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2014/10/39654
20. Иванченко А.М. О цикле Колба, модели обучения, основанной на
поэтапном формировании умственных действий. / Иванченко А.М. //Журнал
«Компетенции»- №3- 2015г. Режим доступа:
http://trenerskaya.ru/article/view/cikl-kolba
21. Анализ статей журнала «Высшее образование сегодня», 2014-2015гг. -
Режим доступа: http://www.hetoday.org/index.html
22. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности :
избранные труды: в 2 томах. / Фельдштейн Д. И. // — Москва; Воронеж: Изд-во
Московского психолого-социального ин-та: МОДЭК, 2005.
23. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности /
Абульханова-Славская// - Москва: МОДЭК, 2003.- С.144-156
24. Выготский Л.С. «Психология развития человека» / Выготский Л.С. //
Москва: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с, ил. — (Библиотека
всемирной психологии).
25. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности /
Головаха Е.И., Кроник А.А.//Москва: «Мысль» - 2009.- С.299.
26. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Феномены социального
самоопределения: закономерности его динамики в условиях устойчивого
экономического развития / Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. // Вестник
практической психологии образования- 2000.- № 4. - С. 31–36.76
27. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение
молодежи: структура и детерминация / Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. //
Вестник практической психологии образования- 2007.- № 1. - С. 50–55.
28. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения /
Климов Е. А. // Москва: Издательство МПСИ, 2006. – С.208
29. Пряжников Н. С., Пряжникова Е.Ю.Профессиональное и личностное
самоопределение. / Пряжников Н. С., Пряжникова Е.Ю. // Москва: Издательство
МПСИ, 2004. – С. 154-160.
30. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. / Пряжников Н. С. //
Москва: Издательство Институт практической психологии, 2004. – С.352
31. Сафин В. Ф. К проблеме профессионального самоопределения
личности и ее активности / Сафин В. Ф. // Вопросы самоопределения личности
и ее активности. Уфа, 2005.
32. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Учебное
пособие к спецкурсу / Сафин В.Ф. // – Москва : Академия, 2013. –С.150-186.
33. Гилем, 2004. Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологичесекий аспект
самоопределения личности / Гилем, 2004. Сафин В. Ф., Ников Г. П. //
Психологический журнал- 2004. - Т. 5. - № 4. - С. 65-73.
34. Угарова М. Г. Проблема структуры профессионального
самоопределения в трудах российских психологов/ Угарова М. Г. // Социальная
психология XXI столетия. Т. 2. Ярославль: МАПН.- 2004.- С. 320–324.
35. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и
самоопределения/ Карпухин О.И. // Социс.- 2000.- № 3.С. 43.
36. Маслоу А. Мотивация и личность: Перевод с английского./ Маслоу А.
// СПб: Питер- 2006. –С. 352.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ