Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ДОВЕРИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СОТРУДНИКОВ В СФЕРЕ ТОРГОВОГО БИЗНЕСА

Работа №84553

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДОВЕРИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СОТРУДНИКОВ В СФЕРЕ ТОРГОВОГО БИЗНЕСА 6
1.1. Ответственность как социально-психологический феномен 6
1.2. Феномен доверия в отечественных и зарубежных исследованиях 11
1.3. Социально-психологические особенности лиц, работающих в сфере
торгового бизнеса 18
1.4. Методики изучения доверия и ответственности 24
Выводы по первой главе 37
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1. Выборка и методики исследования 38
2.2. Организация исследования 46
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОВЕРИЯ И
ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СОТРУДНИКОВ В СФЕРЕ ТОРГОВОГО БИЗНЕСА 48
3.1. Описание результатов исследования доверия и ответственности у
сотрудников в сфере торгового бизнеса 48
3.2. Взаимосвязь доверия и ответственности у сотрудников в сфере торгового
бизнеса 53
Выводы и рекомендации 56
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Приложение

Актуальность. Данная работа посвящена исследованию таких качеств личности, как доверие и ответственность. При благоприятных условиях развития личности доверие к себе (рефлексивный феномен, определяющий ценностное отношение человека к своему внутреннему миру, к своей жизненной позиции в нем) является внутриличностным образованием личности. Однако тенденции современности таковы, что принцип «внешнее через внутреннее» трансформируется в принцип «внешнее во внутреннее».
Доверие к себе все больше начинает уступать место ориентации на всеобщую успешность и другие внешние ориентиры. Следствием данной тенденции является потеря индивидом контакта с самим собой (отчуждение от своих чувств и переживаний). Поэтому внимание к изучению и развитию доверия к себе становится актуальным и практически значимым в современной действительности.
Феномен доверия представляет большой интерес для изучения как отечественных, так и зарубежных психологов. Наиболее информативны труды следующих отечественных исследователей К.А. Абульханова- Славская [1], Т.Б. Алишев [4; 5] А.Л. Журавлев [19], А.Б. Купрейченко [26; 27], Т.П. Скрипкина [43; 44] и др. Зарубежные исследования феномена доверия: П. Штомпка, Р. Левицки, Д. МакАлистер, Р. Бис, и другие.
В свою очередь, ответственность - это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, т.е. сознательного предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества.
Социальную ответственность следует рассматривать как стойкое личностное свойство. Составляя жизненные планы, человек обычно взвешивает, посильна ли ему эта цель или нужно надеяться на внешние силы, на других людей. Социально ответственным личностям свойственно наличие позитивных качеств, начиная от пунктуальности, точности, послушности и заканчивая нравственными, гражданскими чертами, такими как честность, справедливость, принципиальность.
К настоящему времени в отечественной и зарубежной литературе имеется довольно много исследований в области ответственности. Среди авторов можно назвать следующих: И.В. Антоненко [6], А. Бейн, К. Муздыбаев [32; 33] и другие.
Достаточно заметно чувство ответственности перед организацией развивается у новых членов организации, если они привлекаются к обсуждениям и аналогичным мероприятиям, проводимым руководством организации. В этом случае сопричастность к принятию глобальных, с точки зрения организации, решений способствует выработке чувства ответственности за результаты этих решений, а, следовательно, и за функционирование организации в целом.
Исходя из актуальности проблемы, выбрана тема дипломной работы «Изучение доверия и ответственности у сотрудников в сфере торгового бизнеса».
Цель исследования: выявить особенности доверия и ответственности у сотрудников в сфере торгового бизнеса.
Объект исследования: 30 мужчин в возрасте 35-45 лет, 30 женщин в возрасте 35-45 лет.
Предмет исследования: доверие и ответственность у сотрудников в сфере торгового бизнеса.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что исследуемые нами переменные, а именно уровень доверия и локус- контроля связаны друг с другом и при изменении одной из них другая имеет тенденцию двигаться в противоположном направлении.
В соответствии с объектом, предметом и целью поставлены задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению доверия и ответственности у сотрудников в сфере торгового бизнеса;
2. Изучить организацию и методы исследования;
3. Провести экспериментальное исследование доверия и ответственности у сотрудников в сфере торгового бизнеса;
4. Разработать практические рекомендации по повышению доверия и ответственности у сотрудников в сфере торгового бизнеса.
Методы исследования:
- теоретические: метод теоретического анализа и синтеза (для изучения отечественной и зарубежной литературы), метод сопоставления, систематизация полученных результатов;
- эмпирические: Методика оценки уровня доверия в организации Р.Б. Шо; Методика диагностики уровня субъектного контроля Дж. Роттера (УСК) (адаптирован Е.Ф. Бажиным, С.А. Голынкиной, А.М. Эткиндом), коэффициент корреляции Пирсона.
Практическая значимость работы заключается в том, что данные могут быть использованы специалистами в консультативной практике.
База исследования: ООО «Лидер Тим» г. Набережные Челны.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мы проводили исследование на тему «Изучение доверия и ответственности у сотрудников в сфере торгового бизнеса» с целью выявления особенностей доверия и ответственности у сотрудников в сфере торгового бизнеса.
В результате анализа литературы по теме исследования мы выяснили, что доверие и ответственность считаются сегодня одними из востребованных тем в философии и социально-экономических науках, поскольку эти феномены - необходимое условие нормальной социальной коммуникации, обеспечивающее согласие, диалог, понимание, сотрудничество, современная социальная проблема, социально-экономический механизм, обеспечивающий социальное развитие и социальный порядок. Социальное доверие и социальная ответственность - взаимосвязь поддерживающая целенаправленное функционирование
общества для достижения определённых целей. Возрастает роль доверия и ответственности в условиях новой конфигурации социума - глобальной мировой ситуации.
Дефицит доверия входит в число наиболее значимых причин социальной напряженности, размывании социальных сетей, нарастающей безответственностью в отношениях субъектов.
Для решения второй задачи нами было изучены 60 сотрудников, работающих в сфере торгового бизнеса. Нами было проведено 2 методики.
По результатам проведения методики оценки уровня доверия в организации Р.Б. Шо мы выяснили, что в целом низкий уровень по каждому компоненту выражен очень слабо, а умеренный уровень практически везде равен высокому, за исключением компонента доверия, в нем умеренный уровень выражен значительно сильнее. Возможно, это говорит о том, что компонент доверия развит в организации несколько хуже, чем остальные.
Методика диагностики уровня субъектного контроля Дж. Роттера (УСК) (адаптирован Е.Ф. Бажиным, С.А. Голынкиной, А.М. Эткиндом) показала, что шкала общей интернальности 53%. Данные позволяют говорить об сотрудниках как о более уверенных в себе, более спокойных и благожелательных. Их отличает более позитивная система отношений к миру и большая осознанность смысла и целей жизни.
Корреляционный анализ Пирсона показал, исследуемые нами переменные связаны друг с другом и при изменении одной из них другая имеет тенденцию двигаться в противоположном направлении. Возможно, выявленный характер связи (слабая связь) обусловлен текучестью кадров в исследуемой организации и недостаточной четкостью образа организации в сознании молодых сотрудников.
В результате проведения эмпирического исследования и анализа его результатов мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась частично: уровень доверия является важным, однако не решающим компонентом при формировании ответственности. Итак, цель достигнута, задачи решены.



1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 1991. - 299 с.
2. Агеев В.С. Атрибуция ответственности за успех и неудачу группы в межгрупповом взаимодействии // Вопросы психологии. -2004. - №6. - С. 34-45.
3. Алешин С.В. Взаимосвязь доверия и ответственности // Наука и современность. - 2010. - №1-3. - С. 8-11.
4. Алишев Т.Б. Доверие как фактор предпринимательской деятельности: дис. ... канд. социол. наук / Алишев Тимирхан Булатович. - Казань, 2011. - 198 с.
5. Алишев Т.Б. Доверие как рефлексивный феномен // Векторы развития современной России: Материалы 6-ой международной научно-практической конференции. - М.: МВШСЭН, 2007. - С. 55-59.
6. Антоненко И.В. Социально-психологическая концепция доверия: монография. - М. : Флинта : Наука, 2006. - 479 с.
7. Антоненко И.В. Доверие: социально-психологический феномен. Монография / И.В. Антоненко - М.: Социум; ГУУ, 2004. - 320 с.
8. Баранов А.А. Уверенность личности в себе и доверие к другому // Зависимость, ответственность, доверие: в поисках субъектности. - 2004. - С. 105-106.
9. Бирюков А.П. Формирование доверия населения к власти. - М.,
2003. - 200 с.
10. Бос Л. Доверие. Дарение. Благодарение. Силы социального созидания. - Калуга, 2001. - 264 с.
11. Важенин С.Г. Архитектура доверия в экономике / С. Г. Важенин, В. В. Сухих // Журнал экономической теории. - 2010. - № 3. - С. 22-34.
12. Вахтина М.А. Роль морально-ассоциативного механизма в обеспечении доверия между экономическими субъектами // Философия хозяйства. - 2011. - № 1(73). - С. 240-249.
13. Волков А. Доверие нельзя купить // Управление персоналом. - 2009. - № 1(203). - С. 58-61.
14. Дементий Л.И. К проблеме меры ответственности // Личность. Культура. Общество. - 2009. - №7. - С. 34-38.
15. Дементьев В.Е. Доверие - фактор функционирования и развития современной рыночной экономики // Рос. экон. журн. - 2004. - № 8. - С. 46-65.
16. Доверие в современной России : (компаративистский подход к «социальным добродетелям») / М. Сасаки [и др.] // Вопр. экономики. - 2010. - № 2. - С. 83-102.
17. Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / отв. ред. А. Б. Купрейченко, И. В. Мерсиянова. - М., 2013. - 382 с.
18. Диагностика парциальных позиций интернальности - экстернальности личности (Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкина, А.М.Эткинд) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - C.14-19.
19. Журавлева Л.А. Половые различия в типах доверия личности к
другим людям // Зависимость, ответственность, доверие: в поисках субъектности. Материалы Международной научно-практической
конференции. Кн. 1. М. - Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет»,
2004. - С. 117-119.
20. Зинченко В.П. Психология доверия // Вопр. Философии. - 1998. № 7. - С. 76-93.
21. Калинина А.О. Факторы, влияющие на формирование субъективного контроля. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 294 с.
22. Корнев С.А. Детерминация доверия процессом социальной идентификации личности: Дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2006. - 176 с.
23. Кроник А., Кроник Е. Психология человеческих отношений.
Дубна. - М.: Феникс, 1998. - 214 с.
24. Кертман Г.Л. Межличностное доверие в России // Социальная реальность. - 2006. - № 4. - С. 7-24.
25. Козырева П.М. К вопросу о доверии в трудовых коллективах // Социологические исследования. - 2008. - № 11. - С. 24-33.
26. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 571 с.
27. Купрейченко А.Б. Межличностное доверие как фактор психологической дистанции // Психология созидания. Ежегодник РПО. - Казань, 2000. - С. 90-91.
28. Локус контроля / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. - 98 с.
29. Логинова А.Ю., Гутгарц Р.Д. Кадры из жизни менеджера по персоналу. - М.: ДМК Пресс, 2002. - 240 с.
30. Локке Р.М. Формирование доверия: [доклад на ежегодном собрании Американской ассоциации политических наук, Сан-Франциско, 1 сентября 2001 г.] / Ричард М. Локке ; [пер. с англ. А. Скрипко]. - М. : ГУ ВШЭ, 2005. - 29 с.
31. Мозговая Т.М. Социально-политическое доверие как объект социологического анализа: Дис. ... канд. социол. наук. - М., 1999. - 237 с.
32. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л.: Наука, 1983. - 240 с.
33. Муздыбаев К. Влияние форм организации труда на ответственность личности на производстве // Психол. журн. - 1983. - №3. - С. 61-69.
34. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2003.
35. Мясищев В.Н. Психология отношений. - Воронеж, 1996. - 128 с.
36. Пантилеев С.Р. Методы измерения локуса контроля // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд. МГУ, 1987. - С. 278-285.
37. Психология. Учебник / Под ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2002.
38. Сардарян А. Как управлять персоналом в виртуальных компаниях? / А. Сардарян, Е. Барабанова // Управление персоналом. - 2010. - № 3 (229). - С. 38-41.
39. Сахарова В.Г. Ответственность как личностный фактор и
возможности ее диагностики. - Владивосток, 2003. - 135 с.
40. Сафонов В.С. О психологии доверительного общения // Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. - М., 1981. - С. 264¬272.
41. Селигмен А. Проблема доверия / А. Селигмен. - М.: Идея Пресс, 2002.
42. Сидоренков А. В. Доверие в малых группах / А. В. Сидоренков, И. И. Сидоренкова // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 94-105.
43. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
44. Скрипкина Т. П. Доверие к себе как условие развития личности / Т.П. Скрипкина // Вопросы психологии. - 2002. - №1. - С. 95-103.
45. Темницкий А.Л. Проблема доверия в отношениях руководства - подчинения как предмет социологического анализа и элемент концепции согласия в российском обществе // Социология и современная Россия. - М.: ГУВШЭ, 2003. - С. 167-187.
46. Фукуяма Ф. Доверие. - М., 2004. - 231 с.
47. Шо Р.Б. Ключи к доверию в организации: Результативность, порядочность, проявление заботы. — М.: Дело, 2000. - 272 с.
48. Шихирев П.Н. Взаимное доверие как основа деловой этики // Доверие - ключ к успеху экономических реформ (материалы «Круглого стола»). - М.: Институт экономики РАН, 1998. - 208 с.
49. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. - СПб.: Питер, 2003. -
65 с.
50. Эмерсон Р.У. Доверие к себе // Г.Д. Торо. Жизнь без принципа; Р.У. Эмерсон. Доверие к себе; Л.Н. Толстой. Исповедь. - СПб.: Вахта мира, 1992. - 43 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ