Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Работа №83054

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы109
Год сдачи2016
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
382
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ
КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
1.1 Необходимость, сущность и цели бизнес планирования 7
1.2 Этапы, технологии и структуры бизнес планирования
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ РФ
2.1 Практика бизнес планирования в коммерческих банках РФ 28
2.2 Анализ организации бизнес планирования в ПАО «АК БАРС» Банк 38
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС
ПЛАНИРОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
3.1 Проблемы, возникающие в области бизнес планирования,
и пути их решения
3.2 Прогноз развития бизнес планирования в российских банках
на основе экономико-математического моделирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ

В условиях жесткой конкуренции современный коммерческий банк вынужден всегда бороться за своих клиентов и их ресурсы предлагать новые банковские продукты и услуги, которые обеспечили бы ему и его клиентам достаточную прибыль, при этом демонстрируя свою стабильность, надежность и способность очень быстро реагировать на неожиданные изменения рыночной конъюнктуры. Все это заставляет банк хеджировать риски, возникающие в процессе его деятельности.
Приход планирования в кредитную сферу был вызван конкуренцией в банковском деле. Несколько лет назад банковская конкуренция вышла на международный уровень, появились новые финансовые рынки, которые изменили характер финансирования. Банки стали диверсифицировать свои услуги и продукцию. Меры финансовой либерализации, проводимые сегодня во многих странах, в том числе в России, укрепляют названные тенденции, и банки вынуждены разрабатывать конкурентные стратегии и планы.
Планирование является одной из важнейших функций банковского управления, которое формулирует цель, намечает перспективы, необходимые пропорции деятельности банка. Функция организации позволяет реализовать бизнес планы путем установления последовательности выполнения операций, выбора средств и методов. Успеха в реализации функции бизнес планирования сложно добиться без соответствующей мотивации, равно как и без мониторинга выполнения заданий.
Бизнес планирование приносит существенную пользу банкам. Оно требует определения приоритетов и четкой постановкой задач, способствует координации усилий по избранным направлениям и обеспечивает единство общей цели внутри организации. Планирование значительно снижает риск принятия неверных решений, повышает готовность банка к внезапным изменениям рыночной ситуации. Особое значение банковское планирование приобретает в условиях банковской конкуренции, а также при стремлении банков увеличить эффективность своих операций. Не только план как формальный документ, но и сам процесс планирования побуждают руководство банка распознать проблемы и найти способы их решения.
Бизнес планирование - это процесс, определяющий общие и локальные перспективы развития банка, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами.
Важность планирования признается многими банкирами мира. Опыт показывает, что от времени, затраченного на планирование, зависит продолжительность работы, ее качество. Недостатки планирования, обусловленные преобладавшим ранее централизованным авторитарным стилем управления в банках, не должны быть причиной отказа от составления банковских планов в России. Необходимость банковского планирования диктуется особенностями отечественных финансовых рынков.
Общепризнанным инструментом планирования становится бизнес-план. Бизнес-план представляет собой документ, который используется как средство управления и дает возможность установить текущие задачи на соответствующий период, выделить приоритеты и определить методы организации работы. Бизнес-план — это документ многоцелевого значения:
1) используется для информирования партнеров, отражает рыночные, организационные, финансовые стратегии;
2) служит средством самоорганизации и формирует стратегию и тактику деятельности;
3) позволяет, поставить новые цели и задачи, согласовать действия подразделений, выбрать наиболее рациональные управленческие решения, выявить сильные и слабые стороны кадров и всего банка и определить потенциал кредитной организации
Многолетний опыт планирования в международной банковской деятельности доказал безусловную необходимость осуществления этой функции менеджмента для успешного функционирования банка. Многочисленные исследования свидетельствуют о наличии сильной корреляции между планированием и финансовыми результатами деятельности банка. Кроме того, они показали важное значение планирования как на уровне высшего руководства банком так и на уровне других структурных подразделений.
Основная стратегия развития ведущих коммерческих банков, как и большинства кредитных организаций, состоит в укреплении рыночной позиции, расширении ассортимента и повышении качества предоставляемых услуг, повышении надежности и эффективности банковских операций. Поэтому сегодня выигрывают те банки, которые наиболее успешно разрабатывают и воплощают в жизнь долгосрочную стратегию своего развития, они постоянно концентрируют усилия на реализацию процедуры стратегического управления и планирования. Основным инструментом решения данной проблемы выступает бизнес-план деятельности банка, разрабатываемый на планируемый период, который:
-осуществляет четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
-заставляет руководителей изучить перспективы развития банка, распознать проблемы и найти способы их решения;
-делает банк подготовленным к внезапным изменениям рыночных ситуаций;
-определяет ответственность и обязанность руководителей всех подразделений банка;
-определяет показатели деятельности, необходимые для последующего контроля.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что бизнес планирование является важным инструментом устойчивости банка и его защиты от внешних рисков.
Целью исследования является изучение теоретических и практических основ бизнес планирования деятельности коммерческого банка.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
-изучить современное состояние банковской системы России и условий планирования деятельности коммерческих банков;
-определить содержание основных этапов бизнес-планирования деятельности коммерческого банка;
-разработать основные цели и задачи развития коммерческого банка, и организационных форм поддержки их достижения при реализации бизнес- плана;
-разработка процедуры и технологии бизнес планирования ПАО «АК БАРС» Банк и банковской системы РФ.
Объектом исследования является крупный коммерческий банк России.
Теоретической базой исследования, проведенного исследования послужили нормативные правовые акты, учебные пособия, публикации в периодической печати, ресурсы сети интернет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В условиях российского финансового рынка бизнес планирование является одним из наиболее важных методов управления коммерческим банком. Задача бизнес планирования состоит в определении основных стратегий развития банка и средств их достижения. Верно организованный процесс планирования позволяет банку добиться стабильного и последовательного роста, избежать опасности, лежащие на его пути и реализовать возможности.
Банковская сфера характеризуется значительной зависимостью от государственного регулирования. Поэтому организация банка требует определенного наличия изначальных финансовых ресурсов и эффективной системы планирования. Имея в арсенале лицензию и тщательно составленный бизнес план, многие банки начинали свой путь от небольших специализированных банков в одном городе до глобальных организаций банковской сферы, предоставляющих огромное количество услуг в разных городах России и за ее пределами.
Бизнес планирование - это разработка бизнес-плана Банка, процесс, определяющий локальные и общие перспективы развития, масштабы, сферу и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Бизнес- планирование призвано обосновать и определить конкретные пути решения стратегических задач. Бизнес-план должен быть документом, определяющим выбор из нескольких стратегических альтернатив, содержащим финансовую модель в виде прогноза потоков денежных средств, увязывающих оттоки и притоки денег в Банке.
Бизнес планирование начинается с появления основополагающей цели и продвигается вплоть до ее воплощения в планы конкретных мероприятий и количественные показатели.
Вместе с тем практика бизнес планирования показывает, что, план не должен быть твердым и жестким, поскольку внешняя среда банка развивается по рыночным законам и в соответствии с ними динамична и гибка. Результаты деятельности не могут принести успеха, если банк будет строго придерживаться только выполнения плана без учета требований внешней среды (потребностей и спроса клиентов, действий конкурентов, различных общественных организаций, поведения прессы и т.д.). В бизнес - план, как правило, оперативно вносятся изменения в зависимости от конъюнктуры на финансовом рынке, он может претерпевать изменения в зависимости от рыночных ситуаций.
Независимо от масштабов деятельности кредитной организации грамотно организованное бизнес - планирование может принести существенную пользу, особенно в условиях усиливающейся банковской конкуренции и стремлении банков повысить эффективность своих операций.
Бизнес планирование обеспечивает единство общей цели внутри организации и способствует строгой координации усилий по избранным направлениям, требует четкой постановки задач и установления приоритетов. Значительно уменьшая риск принятия неверных решений, бизнес - планирование повышает готовность банка к внезапным изменениям рыночной ситуации. Не только план как документ, но и сам процесс бизнес - планирования побуждает руководство заглянуть в будущее, распознать проблемы и найти способы их решения.
Нет сомнений в том, что в постоянно меняющихся условиях рыночной экономики нельзя добиться хороших результатов без планирования и прогнозирования своих действий.
Как видно из проведенного исследования бизнес-планирование деятельности банка представляет собой управленческий процесс, связанный с изучением финансово-экономических результатов его деятельности, выявлением факторов, тенденций и пропорций хозяйственных процессов, обоснованных направлений банков.
Потребность в бизнес планирование, в современных условиях обусловлена:
1) Постоянно меняющимися условиями среды бизнеса.
2) Конкурентной и динамической природой банковской деятельности.
3) Необходимостью стратегии, которая обеспечит банку возможность поддерживать или увеличить свою долю на рынке с целью обеспечения долгосрочной рентабельности. Стратегическое планирование позволяет банку создать свое собственное будущее и сконцентрироваться на своих специальных областях и обслуживаемых рынках. Бизнес - планирование также обеспечивает адекватность капитала, чтобы выполнить международные требования о взвешенности по риску капитала, что обеспечит поддержание уверенности клиента в кредитоспособности банка.
4) Желанием акционеров выплаты больших дивидендов и увеличения рыночной цены акций. Бизнес - планирование позволяет банку оптимизировать прибыль и увеличить ценность для держателей акций.
Планирование также ориентировано на составление альтернативных бюджетов, учитывающих необходимые затраты капитала на новые программы или проекты, и плановых балансов банка, обеспечивающих реализацию этих программ и одновременное соблюдение разработанных лимитов.
Планирование прибыли коммерческого банка - основа составления финансового плана. Оно базируется на сопоставлении прибыли, необходимой банку для его дальнейшего развития и связанной с осуществлением его стратегических задач, и реальной прибыли, на которую может рассчитывать конкретный банк, имеющий определенный объем и структуру активных и пассивных операций.
Задачей процесса планирования является нахождение оптимального варианта, который, с одной стороны будет основываться на его реальных возможностях, а с другой позволит наиболее полно решить стратегические проблемы банка.
Разработанный бизнес-план определяет конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта услуг, место банка на этих рынках и оценивает затраты, необходимые для реализации предоставляемых услуг, соизмеряет их с ценами, по которым они будут продаваться, чтобы определить прибыльность банковских операций.
Бизнес-план коммерческого банка определил основные направления деятельности банка в 2016 году, которые состоят в следующем:
1) поддержание ликвидности банка, обеспечив оптимальное сочетание ликвидности и прибыльности, за счет наращивания высоколиквидных активов, путем расширения банковских операций, приносящих доход, увеличения объема валютного кредитования, увеличения объема сделок с высокодоходными ценными бумагами;
2) снижение степени риска;
3) увеличение объема капитала;
4) повышение рентабельности кредитных операций
5) соблюдение нормативов в сфере кредитования.
Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:
1) Бизнес планирование позволяет выработать наиболее рациональные управленческие решения, выявить сильные и слабые стороны кадров всей кредитной организации и определить потенциал банка, ставить новые цели и задачи;
2) Каждый коммерческий банк имеет свои общие для всех характерные черты, которые формируют структуру, технологии и этапы бизнес планирования, используемые всеми коммерческими банками, при этом имея свои особенности определяемые спецификой ее деятельности;
3) Наличие недостатков при составление бизнес планов оказывает отрицательное влияние на результат деятельности банка и дальнейшего его планирования;
4) Большинство кредитных организаций сталкиваются с проблемой выбора и уточнения стратегии развития бизнеса в меняющихся макроэкономических и политических условиях;
5) Практически все исследуемые банки РФ в качестве стратегического ориентира рассматривают развитие розничных банковских услуг, основанных на использовании новейших банковских и информационных технологий, а также развитие бизнеса с использованием слияний и поглощений;
6) Все ведущие российские банки формируют свою корпоративную стратегию на основе принципов универсализации и диверсификации деятельности, повышения качества и увеличение спектра предоставляемых продуктов и услуг, жесткого контроля базовых активов и минимизации издержек;
7) Многие российские банки до сих пор склонны недооценивать роль внутрибанковского планирования вообще и подготовки обоснованного бизнес- плана в частности;
8) Слабый уровень бизнес планирования в коммерческих банках является сдерживающим внутренним фактором развития банковского сектора России;
9) Согласно проведенным расчетам у АК БАРС Банка к 2018 году прогнозируется убыток, кредитный портфель уменьшится, а активы-нетто увеличатся. Для стабилизации ситуации банку необходимо искать новые пути получения дохода, вывести качество обслуживания на новый уровень и пересмотреть свою финансовую политику.
Таким образом, бизнес планирование является одним из наиболее важных методов управления банком. Правильно организованный процесс планирования позволит банку добиться стабильного и последовательного роста, избежать опасности и реализовать возможности, лежащие на этом пути.
В настоящее время у большинства кредитных организаций слабо развиты навыки выбора ключевых направлений деятельности или стратегий. Как правило, имеет место несогласованность в действиях руководства, отсутствуют ясная концепция и четко сформулированное стратегическое видение Банка. Наблюдается также отсутствие системного подхода к процессу стратегического управления и планирования. Экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские Банки, часто не позволяет им непосредственно использовать зарубежные методики при составлении бизнес-планов.
Как показал проведенный анализ бизнес-планирования на примере одного регионального банка, кредитными организациями региона еще не наработан достаточный опыт бизнес-планирования, подтверждающий возможность реализации стратегических задач с учетом реальных финансовых возможностей банка. Но все возрастающая конкуренция, грядущая борьба за средства населения, введение международных стандартов финансовой отчетности не оставляет региональным кредитным организация большого запаса времени.
Таким образом, по мере развития банковского дела использование кредитными организациями систем бизнес - планирования во все большей мере будет превращаться в один из основных факторов успеха. При этом стратегический выбор и определение направлений развития Банка не будут иметь большого значения, если они не приведут к практическим результатам.



1. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): [Электронный ресурс]: Федеральный закон принят от 26 апреля 1995 г. № 86- ФЗ (ред. от 23.07.2013)] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф.
2. О банках и банковской деятельности: [Электронный ресурс]:
Федеральный закон принят от 02 декабря 1996 г. № 395-1 (ред. от 30.09.2013)] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф.
3. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ (ред. от 07.05.2013)] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф.
4. О защите конкуренции: [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф.
5. О бизнес-планах кредитных организациях [Электронный ресурс]: Указание РФ от 5 июля 2002 г. № 1176-У // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф.
6. О внесении изменений в Указание Банка России от 5 июля 2002 года N 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций». [Электронный ресурс]: Указание ЦБ РФ от 05.11.2009 N 2325-У // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф.
7. Абаева Н. П., Хасанова Л. Т. Конкурентоспособность банковских услуг / под ред. Н. П. Абаева, Л. Т. Хасанова. Ульяновск: УлГТУ, 2012. - С.118
8. Аргунов И. А. Прибыльность и ликвидность: анализ финансового состояния банка // Банковский журнал. 2010. №10. С. 12-21.
9. Викулов В. С. Маркетинг банковских продуктов на основе сегментационных моделей // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. №1. С. 25-40.
10. Гиляровская Л. Т., Паневина С. Н. Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов / под. ред. Л.Т. Гиляровская, С.Н. Паневина. СПб.: Питер, 2013. С.240.
11. Голубев С.Г., Галочкин В.В. «Коммерческие банки» / под.ред. Голубев С.Г., Галочкин В.В - М.: Алгоритм, 2012. С.88.
12. Жарковская Е.П. «Финансовый анализ деятельности коммерческого банка» / под ред. Жарковская Е.П - М.: Омега-Л, 2010. С.88
13. Захарьян А. Г. Экспертная оценка комплексной устойчивости коммерческого банка // Финансовые исследования. 2010. №9. С. 13-16.
14. Иода Е.В., Унанян И.Р. «Основы организации деятельности коммерческого банка» /под ред. Иода Е.В., Унанян И.Р - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2013. С.101
15. Капустин С. Н. «Организация мониторинга финансовой устойчивости банков-контрагентов» // Финансы и кредит. 2014. №3. С.12-15.
16. Коробова Г.Г. Банковское дело: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Г. Г. Коробовой. М.: Экономист, 2010. С.766.
17. Краюшкин, В. С. «Управление конкурентоспособностью коммерческого банка» /под ред. Краюшкин В.С. Ставрополь, 2013. С. 26.
18. Кудашева Ю. С. «Совершенствование методики оценки конкурентоспособности коммерческого банка» / под.ред. Кудашева Ю.С. Ставрополь, 2012. С.101.
19. Куницина Н.Н., Малеева А.В., Ушвицкий Л.И. «Бизнес-планирование в коммерческом банке» / под ред. Куницина Н.Н - М.: Магистр, 2009. С.46.
20. Лаврушин, О. И., Абрамова, М. А., Александрова, Л. А. Деньги, кредит, банки: учебник для студентов / под ред. О.И. Лаврушина, М.А. Абрамова, Л.А. Александрова, 11-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2013. С.44.
21. Лаврушин О.И. «Банковский менеджмент» / под ред. Лаврушин О.И. - М.: КНОРУС, 2009. С.54.
22. Мильнер, Б. З. «Теория организации»: учебник /под ред. Б. З. Мильнер, 8-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012. С.34.
23. Морсман, Э.М. «Кредитный департамент банка: организация
эффективной работы» /под ред. Э.М. Морсман - М., 2013. - С.164.
24. Никонова И. А., Шамгунов Р. Н. «Стратегия и стоимость коммерческого банка» /под ред.Никонова И.А., Шамгунов Р.Н. М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. С.105.
25. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер.с англ. / Майкл Портер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. С.454.
26. Попов В.М., Ляпунов С.И. «Бизнес-планирование» /под ред. Попов В.М., Ляпунов С.И - М.: Финансы и статистика, 2013. С.22.
27. Поморина М. А. «Планирование как основа управления деятельностью банка» /под ред. Поморина М.А. - М.: Финансы и статистика. 2012.С.55
28. Поморина, М. А. Внутренний анализ финансового состояния банка / М.А. Поморина // Банковское дело. - 2013. - №5. - С. 18 - 25.
29. Роуз, П.С. Банковский менеджмент: Пер. с англ. / П.С. Роуз - М.: Дело Лтд, 2012. - С.300.
30. Робинсон, Дж. В. «Экономическая теория несовершенной конкуренции» / Дж. В. Робинсон: пер. с англ. М.: Прогресс, 2010. С.26.
31. Спицнадель, В. Н. «Основы системного анализа»: учеб. пособие / под ред. В. Н. Спицнадель. СПб.: Бизнес-пресса, 2013. С.326.
32. Славянский, А.В. Управление проблемной задолженностью банка / А.В. Славянский // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - №1. - С. 6-15.
33. Спицин И. О., Спицин Я. О. «Маркетинг в банке» / под ред. Спицин И.О., Спицин Я.О - К.: Писпайп, 2013. С.164
34. Сысоева, Е. Ф. Банковская конкуренция и необходимость ее развития в Российской Федерации / под. ред. Е. Ф. Сысоева, Н. А. Кретова. М.:Финансы и кредит. 2013. С.21.
35. Фетисов Г. Г. «Устойчивость коммерческого банка и рейтинговые системы ее оценки» / под ред.Фетисова Г.Г. М.: Финансы и статистика, 2009.С.94.
36. Фрост, С.М. Настольная книга банковского аналитика. Деньги, риски и профессиональные приемы / С.М. Фрост - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2013. - С.394.
37. Шеремет А. Д., Щербакова Г. Н. «Финансовый анализ в коммерческом банке» /под ред.Шеремет А.Д., Щербакова Г.Н.- М.: Финансы и статистика, 2010. С 82.
38. ПАО «АК БАРС» банк. Официальный сайт. Режим доступа: www.akbars.ru(дата обращения 20.02.2016).
39. Официальный сайт ЦБ РФ (Банка России). Режим доступа: www.cbr.ru(дата обращения 01.04.2016).
40. Журнал «Банковское дело». Режим доступа:http://www.bankdelo.ru(дата обращения 01.04.2016).
41. Информационный портал Банки.ру. Режим доступа:
http://www.banki.ru/.( дата обращения 05.04.2016)
42. Кто и как пишет банковские стратеги. Режим доступа: http://www.rbsys.ru/. (дата обращения 05.04.2016)
43. Мировая экономика. Режим доступа: http://www.ereport.ru/(дата
обращения 10.04.2016)
44. РосБизнес Консалтинг. Режим доступа: Ьйр://дио1е.гЬс.ги/(дата
обращения 12.04.2016)
45. Экономика и финансы. Режим доступа:http://www.finansy.ru/ (дата обращения 20.04.2016)
46. Креативная экономика. Режим доступа:https://creativeconomy.ru (дата обращения 01.05.2016)
47. Курс квадратного метра, курс доллара, курс евро. Режим доступа: http://www.kurs.metrinfo.ru/ (дата обращения 21.05.2016)
48. Центр исследования региональной экономики. Режим доступа: http://www.lerc.ru/ (дата обращения 22.05.2016)
49. Информационно - правовое обеспечение Гарант. Режим доступа: http://base.garant.ru/ (дата обращения 22.05.2016)
50. Википедия - Свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org(дата обращения 23.05.2016)
51. Центр управления финансами. Режим доступа:http://center-yf.ru/ (дата обращения 25.05.2016)
52. Индивидуальный инвестиционный счет. Режим доступа:http://iis24.ru/(дата обращения 26.05.2016)
53. Мир знаний. Режим доступа:http://mirznanii.com/ (дата обращения 30.05.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ