ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
КОМЕРЧЕСКОГО БАНКА 6
1.1. Понятие организационной структуры банка, ее принципы и роль при
управлении кредитной организацией 6
1.2. Виды организационных структур кредитных организаций 15
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПАО
«СБЕРБАНК РОССИИ» 23
2.1. Характеристика организационной структуры ПАО «Сбербанк
России» 23
2.2. Анализ эффективности организационной структуры ПАО «Сбербанк
России» и механизмы ее оптимизации 35
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРОЙ БАНКА 50
3.1. Проблемы действующих организационных структур российских
кредитных организаций 50
3.2. Пути совершенствования организационной структуры банка
посредством оптимизации процессов 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Эффективность управления имеет фундаментальное значение для любого субъекта экономики, но особенно велика ее роль в механизме функционирования кредитных организаций. Важная особенность банковского бизнеса состоит в том, что здесь очень высока степень риска, поэтому любая управленческая ошибка неизбежно ведет к потере ликвидности, платежеспособности и, в конечном счете, - к банкротству. Изменения в экономике требуют от кредитных организаций необходимости пересмотра своей стратегии. Сложные экономические условия предъявляют к банкам новые качественные требования, в основе которых лежит устойчивость работы банка. Следовательно, поиск инструментов, обеспечивающих эффективность управления и финансовую устойчивость в кредитных организациях, является актуальной проблемой. Опыт развития западных банков показывает, что для реализации стратегии банка необходима адекватная организационная структура управления, позволяющая осуществлять динамичное управление деятельностью банка.
Однако организационные структуры управления кредитных организаций в зарубежных странах в условиях развитой экономики сориентированы на решение других проблем. Применительно к российским коммерческим банкам необходимо осуществить более детальные исследования с целью определения влияния организационных структур управления на повышение эффективности деятельности, учитывая особенности развития экономики России.
Организационная структура управления должна быть необходимым инструментом повышения эффективности деятельности кредитной организации, ее финансовой устойчивости и конкурентоспособности. В настоящее время практика формирования организационных структур управления в кредитных организациях опирается в основном на практический опыт руководителя или на теоретическую базу, предназначенную для предприятий и организаций, без учета особенностей и специфики 3
функционирования кредитных организаций. Четкая регламентация координационных связей между подразделениями банка отсутствует. В результате многие управленческие решения принимаются стихийно, носят разобщенный характер. Существующие организационные структуры управления не в состоянии определить проблемы в деятельности кредитной организации и оценить степень возникающих рисков. Такая организация управления требует коренного пересмотра, необходимости внесения изменений в практику формирования организационной структуры управления в кредитных организациях.
Несмотря на большое количество исследований в данной области, анализ современного состояния изученности проблемы свидетельствует о недостаточной разработанности отдельных аспектов организационной структуры управления применительно к кредитным организациям.
Цель выпускной квалификационной работы - оценка эффективности и определение направлений совершенствования управления организационной структурой банка.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия организационной структуры банка, ее принципы и роль при управлении кредитной организацией;
- охарактеризовать основные виды организационных структур управления;
- дать характеристику организационной структуры ПАО «Сбербанк России», оценить ее эффективности и предложить механизмы ее оптимизации;
- определить проблемы действующих организационных структур российских кредитных организаций и пути их решения.
Теоретической базой работы послужили важнейшие работы таких отечественных исследователей как О.Г. КоролеваБ.З. Мильнера, А.В. Руковчука, А.М. Тавасиева, А.В. Тютюнника, С.Л. Ермакова.
Практической базой работы выступили годовые отчеты ПАО «Сбербанк России».
Опыт развития западных банков показывает, что для реализации стратегии банка необходима адекватная организационная структура управления, позволяющая осуществлять динамичное управление деятельности банка. Организационная структура управления должна быть необходимым инструментом повышения эффективности деятельности кредитной организации, её финансовой устойчивости и конкурентоспособности.
В настоящее время практика формирования организационных структур опирается на практический опыт руководителя или же на теоретическую базу банка. Отсутствует четкая регламентация координационных связей между подразделениями банка. От этого мы сделали вывод, что существующие организационных структуры не в состоянии определить проблемы в деятельности кредитной организации и оценить степень возникающих рисков. Такая организация управления требует коренного пересмотра необходимости внесения изменений в практику формирования организационной структуры управления в кредитных организациях.
Данная работа была посвящена изучению проблемы управления организационной структурой кредитной организации.
В первой главе работы были рассмотрены теоретические аспекты организационных структур коммерческого банка, а именно изучены понятия организационной структуры банка, ее принципы и роль при управлении кредитной организацией, охарактеризованы основные виды организационных структур управления. При этом под организационной структурой кредитной организации следует понимать взаимосвязь и соподчиненность уровней управления и функциональных областей, построенную в такой форме, которая дает возможность наиболее эффективно достигать целей банка при выполнении каждым подразделением определенного набора функций управления и работ.
В процессе управления банком огромная роль принадлежит организационной структуре, поскольку с ее помощью структурируются и формализуются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений, то есть осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение целей, которые ставит перед собой та или иная кредитная организация.
В современном менеджменте различают два основных класса организационных структур: механистические и органические. В пределах класса механистических структур выделяют три подкласса: линейные, функциональные (линейно-функциональные) и дивизиональные структуры, а в пределах класса органических структур выделяются также два подкласса: проектная и матричная.
Во второй главе была охарактеризована организационная структура одного из крупнейших банков России - ПАО «Сбербанк России».
Организационная структура ПАО «Сбербанк России» относится к дивизиональному типу. Система управления ПАО «Сбербанк России» 66
соответствует требованиями законодательства Российской Федерации, регулятора, Московской Биржи, а также с учетом рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору и международных лучших практик управления. Высшим органом управления Банка, принимающим решения по основным вопросам его деятельности, является Общее собрание акционеров. Коллегиальным органом управления, осуществляющим стратегическое управление и общее руководство деятельностью Банка, определяющим основные принципы и подходы к организации в банке системы управления выступает Наблюдательный совет Банка. Руководство текущей деятельностью Банка осуществляется исполнительными органами - Президентом, Председателем Правления и Правлением Банка.
Организационная структура банка является важной составляющей успешного достижения целей выбранной стратегии. Следовательно, под организационной структурой кредитной организации мы понимаем взаимосвязь и соподчиненность уровней управления и функциональных областей, построенную в такой форме, которая дает возможность наиболее эффективно достигать целей банка при выполнении каждым подразделением определенного набора функций управления и работ. Так как от уровня организации банка, налаживания отношений между руководством и подчиненными зависит успех его деятельности.
Организационную структуру банка во многом формируют подразделения (управления) и службы (отделы). Выбор оптимальной организационной структуры является важтш условием эффективной организации труда в банке и осуществления им успе'шной коммерческой деятельности. Следовательно, правильно выбранная внутренняя организационная структура, своевременная ее трансформация в соответствии с меняющимися обстоятельствами - важные, строго обязательные условия реализации банком своей стратегии и планов, его эффективной деятельности сегодня и в дальнейшей перспективе'.
Кроме того, была проведена оценка эффективности организационной структуры ПАО «Сбербанк России» посредством анализа операционных 67
рисков, расходов на персонал за 2013-2014 гг. За анализируемый период сокращается доля управленческих расходов, так и расходов на содержание персонала в общем объеме расходов Банка. Увеличение данных расходов можно оценить негативно ввиду того, что при росте данных расходов прибыль ПАО «Сбербанк России» сокращается, что свидетельствует о неэффективности функционирования персонала Банка и необходимости оптимизации сотрудников и пересмотра организационной структуры ПАО «Сбербанк России». К негативным тенденциям можно отнести увеличение операционного риска Банка, который за рассматриваемый период вырос на 133,81%, данная динамика повлияла на сокращение уровня покрытия операционного риска за счет прибыли Банка за 2013-2014 гг. В связи с этим риск-менеджмент ПАО «Сбербанк России» в области операционного риска можно охарактеризовать как неэффективный. В рамках работы был проведен сравнительный анализ организационных структур ПАО «Сбербанк России» и ПАО «АК БАРС» БАНК. Сравнивая показатели ПАО «Сбербанк России» и ПАО «АК БАРС» БАНК, можно сделать вывод, что организационная структура и персонал ПАО «АК БАРС» БАНК показали более высокие показатели, следовательно, необходимым видится оптимизация организационной структуры ПАО «Сбербанк России».
Для оптимизации организационной структуры ПАО «Сбербанк России» нами было предложено внедрение модели по делегированию полномочий, а также модели управления ПАО «Сбербанк России» на основе
совершенствования организационной структуры управления. Внедрение
модели по делегированию полномочий по схеме «Территориальный банк» - «Отделение Банка», являясь либерализацией мер внутреннего контроля, состоящий неотъемлемой частью организационной структуры Банка, выступает необходимым условием поддержания конкурентоспособности банка при работе на рынке. В связи с этим, разработанная модель была ориентирована на минимизацию принимаемых рисков. Однако при внедрении предложенной модели Банку необходимо оценивать её эффективность на основе данных по 68
результатам реализации каждым Территориальным банком, и проводить доработку и детализацию организации кредитного процесса в рамках определения лимита величины крупного кредита для каждого Территориального банка.
Тем временем как разработанная модель управления ПАО «Сбербанк России» на основе совершенствования организационной структуры управления обеспечит:
- адекватность функций органов управления целям и стратегии ПАО «Сбербанк России»;
- надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций;
- минимизацию рисков банковской деятельности;
- контроль за соблюдением сотрудниками действующего законодательства;
- восприимчивость к изменениям внешних условий и способность к быстрой трансформации организационной структуры управления для решения возникающих проблем;
- способность к переработке и точному распределению интенсивных потоков информации;
- жесткий контроль исполнения управленческих решений.
В третьей главе нами были выявлены проблемы действующих организационных структур российских кредитных организаций. К таким проблемам можно отнести неудовлетворительное функционирование банка, перегрузка высшего руководства и перегрузка персонала, отсутствие ориентации на перспективу, разногласия по организационным вопросам, смена руководства, потребность в росте масштаба деятельности, развитие инноваций, новых банковских продуктов, недостаточный уровень подготовки банковского персонала, изменение технологии управления, изменение рыночных условий деятельности, слияние, поглощение или разделение.
Основные способы решения этих проблем сводятся к нескольким 69
направлениям:
- совершенствование структур за счет внутренних упрощений;
- это создание различных форм временных гибких (адаптивных) структур, внутри существующей структуры банка;
- создание конгломератной структуры.
Реализация изложенных подходов при организации управления является тем инструментом, который позволит банкам принимать экономически сбалансированные коммерческие решения при проведении банковских операций.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.01.1996 г., №14-ФЗ (ред. от 6.04.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 1.06.2016.
2. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2.12.1990 г., №395-1 (ред. от 20.04.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 1.06.2016.
3. Об акционерных обществах [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.12.1995 г., №208-ФЗ (ред. от 6.04.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 1.06.2015.
4. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г., №86-ФЗ (ред. от 29.12.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 1.06.2016.
Однотомная книга одного автора:
5. Данилова Т.Н. Структура банка и организация управления филиальной сетью / Данилова Т.Н. // Финансы и кредит. - 2014.
6. ЖарковскаяЕ.П. Банковское дело: учебник для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / Е.П. Жарковская. - 8-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008.
7. Жуков Е.Ф. Банковский менеджмент / Жуков Е.Ф. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2009.
8. Лаврушин О.И. Банковский менеджмент / Лаврушин О.И. - М.: КНОРУС, 2008.
9. Лаврушин О.И. Банковское дело / Лаврушин О.И. - Финансы и статистика,
2010.
10. Лаврушин О.И. Управление деятельностью коммерческого банка / Лаврушин О.И. - М.: Юрист, 2010.
11. Максютов А.Л. Банковский менеджмент: учебно-практическое пособие. / Максютов А.Л. - М.: Альфа-Пресс, 2011.
12. Мамонтов А.К. Исследование систем управления / Мамонтов А.К. - М.: Коллегия, 2012.
13. Мильнер Б.З. Теория организаций / Мильнер Б.З. - М.: ИНФРА-М, 2008.
14. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / перевод с нем. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2014.
15. Ольхова Р.Г. - 2-е изд., перераб. и доп. - М:КноРус, 2009.
16. Тавасиев А.М. Банковское дело. Управление и технологии. / Тавасиев А.М.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
17. Тысленко А.Г. Менеджмент. Организационные структуры управления / Тысленко А.Г. - М.: «Альфа-Пресс», 2011.
18. Тютюнник А.В. Реинжиниринг кредитных организаций. Управленческая аналитическая разработка / Тютюнник А.В. - Издательская группа «БДЦ- Пресс», 2011.
Однотомная книга двух и более авторов:
19. Ермаков С.Л., Юденков Ю.Н. Основы организации деятельности коммерческого банка. / Ермаков С.Л., Юденков Ю.Н. - М.: КНОРУС, 2010.
20. Кириченко О.А., Гиленко И.В., Роголь С. Сиротян С.В., Немой О. Банковский менеджмент / Кириченко О.А., Гиленко И.В., Роголь С. Сиротян С.В., Немой О. - К.: Знания -Пресс, 2012.
21. Кузнецова В.В., Ларина О.И.Пособие / Кузнецова В.В., Ларина О.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:КноРус, 2010. - 264 с.
22. Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие / О.И. Лаврушин. О.Н.Афанасьева, С.Л. Корниенко; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина.- 5-изд., стер. - М.:
КНОРУС, 2009.
23. Тавасиев А.М. / Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (080105) «Финансы и кредит»/ А.М. Тавасиев, В.А. Москвин, Н.Д. Эриашвили. - 2-е изд., пепераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
24. Черешнев В.В. Управление сложными организационными системами: концепции, принципы, инструментарий / В.В. Черешнев, Д.Н. Верзилин, Т.Г. Максимова. - Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН, 2009.
Переводная книга:
25. Кинг У., Клиланд Д. Системный анализ и целевое управление: Пер. с англ. / Кинг У. - М.: Сов. Радио, 2006.
Диссертация:
26. Бабинцева Е.Ю. Соотношение организационной культуры и структуры в процессе развития коммерческих банков: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук / Бабинцева Е.Ю.- Сыктывкар, 2008.
27. Зике Р.В. Формирование эффективной организационной структуры управления в кредитных организациях: Автореф. дисс. . канд. экон. наук / Зике Р.В. - Екатеринбург, 2011.
28. Иванова И.П. Социально-психологические особенности взаимодействия «Организация-клиент», как элемент организационной структуры банка: Автореф. дисс. ... канд. псих.наук / Иванова И.П. - Санкт-Петербург, 2012.
29. Имаметдинов Р.Н. Оптимизация организационной структуры коммерческого банка: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук / Имаметдинов Р.Н. - Москва, 2012.
Статья в периодическом издании:
30. Алимов М.Л. Типы и виды организационных структур кредитных организаций / Алимов М.Л. // Банковское дело. - 2013. - №11.
31. Бородавкин Д.К. Организационные структуры банков: сравнение отечественного и зарубежного построения / Бородавкин Д.К. // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - №8.
32. Горелкина Н.Р. Факторы и элементы, влияющие на формирование организационной структуры коммерческого банка / Горелкина Н.Р. // Эксперт. - 2012. - № 7(116).
33. Ефремов А.В. Совершенствование организационной структуры - необходимое условие успешного развития компании / Ефремов А.В. // Кадры предпрития. - 2013. - №9.
34. Ишханов А.В., Малахова Т.С., Ширинян С.А. Транснационализационные процессы в банковской сфере / Ишханов А.В., Малахова Т.С., Ширинян С.А. // Финансы и кредит. - 2014. - № 3.
35. Королев О.Г. Децентрализация управления кредитной организацией как средство повышения эффективности ее деятельности // Королев О.Г. / Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 2.
36. Лобанова Т.Н. Банковский консалтинг: особенности организационного развития банков / Лобанова Т.Н. // Аналитический журнал «Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке». - 2015. - №2.
37. Мишин Н.О. Особенности построения институциональной среды региона (на примере банковской сферы) / Мишин Н.О. // Вопросы управления. - 2013. - №17.
38. Николишин Л.В. Необходимость трансформации и видоизменения организационной структуры банка под влиянием внешнего рынка / Николишин Л.В. // Финансы и кредит. - 2014. - №8.
39. Осипова А.А. РольНЕАБ-ОБНСЕ, FRONT-OFFICE, MIDDLE-OFFICE, BACK-OFFICEв формировании организационной структуры кредитной организации / Осипова А.А. // Аналитический журнал «Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке». - 2014. - №11.
40. Руковчук А.В. Оптимизация организационной структуры управления банком / Руковчук А.В. // Управленческое консультирование. - 2015. - №2.
41. Самойлова Е.Н. Организационная структура коммерческого банка / Самойлова Е.Н. // Банковское дело. - 2014. - №5.
42. Сыроижко В.В. Совершенствование технологии анализа деятельности организации на основе оценки ее экономического потенциала / Сыроижко В.В. // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 1.
42. Феофанов К.К. Принципы организационных структур отечественных кредитных организаций / Феофанов К.К. // Банковское обозрение. - 2013. - №6.
Электронные ресурсы удаленного доступа:
44. Информационный портал Banki.ru [Электронный ресурс]: Словарь банковских терминов. - Официальный сайт информационно-аналитического портала Banki.ru, 2016. - Режим доступа: http://www.banki.ru.
45. Проект allsummary [Электронный ресурс]: Конспекты лекций - Организационная структура банка. - Официальный сайт Проектаallsummary, 2015. - Режим доступа: https://www.allsummary.ru
46. ПАО «АК БАРС» БАНК [Электронный ресурс]: Открытая информация - Годовые отчеты - Официальный сайт ПАО «АК БАРС» БАНК, 2016. - Режим доступа: https://www.akbars.ru
47. ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]: Открытая информация - Годовой отчет - Официальный сайт ПАО «Сбербанк России», 2016. - Режим доступа: http: //www.sberbank.ru
48. Росбизнесконсалтинг [Электронный ресурс]: Исследования - Официальный сайт Рейтингового агентства Росбизнесконсалтинг, 2016. - Режим доступа: http: //www.rbk.ru.
49. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: Информация по кредитным организациям - ПАО «АК БАРС» Банк - Официальный сайт Банка России, 2016. - Режим доступа: http://www.cbr.ru.
50. Отчетные материалы ПАО «Сбербанк России».[Электронный ресурс]: Информация по кредитным организациям-ПАО «Сбербанк России»