ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНКИНГ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОГО БАНКИНГА 6
1.1. Понятие, особенности и роль электронного банкинга как
эффективного способа предоставления дистанционных 6
банковских услуг
1.2. Классификация электронных банковских услуг 18
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОННЫХ 31
БАНКОВСКИХ УСЛУГ
2.1. Анализ развития электронного банкинга в России 31
2.2. Зарубежных опыт в области предоставления 44
электронных банковских услуг
3. РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО БАНКИНГА В УСЛОВИЯХ 56
ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Проблемы на современном рынке электронных 56
банковских услуг
3.2. Перспективы развития электронного банкинга в России 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
79
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОГО БАНКИНГА 6
1.1. Понятие, особенности и роль электронного банкинга как
эффективного способа предоставления дистанционных 6
банковских услуг
1.2. Классификация электронных банковских услуг 18
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОННЫХ 31
БАНКОВСКИХ УСЛУГ
2.1. Анализ развития электронного банкинга в России 31
2.2. Зарубежных опыт в области предоставления 44
электронных банковских услуг
3. РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО БАНКИНГА В УСЛОВИЯХ 56
ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Проблемы на современном рынке электронных 56
банковских услуг
3.2. Перспективы развития электронного банкинга в России 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
79
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Деятельность коммерческих банков направлена на получение прибыли и, очевидно, что показатели их экономической эффективности во многом зависят от ассортимента и качества предоставляемых услуг, а также от осуществляемых мер по снижению издержек, что предполагает использование процессного подхода к расширению бизнеса. Традиционные способы доставки услуг клиентам не позволяют добиться высокого уровня услуг и обслуживания в реальном масштабе времени. Именно решению этого противоречия - неэффективности взаимодействия со своими клиентами, расширения рынка сбыта своих услуг и снижения их себестоимости способствует внедрения новых банковских технологий, в частности интернет-технологий.
Современный этап развития банковской системы характеризуется высоким уровнем насыщенности рынка финансовыми продуктами и услугами и, как следствие, интенсивной конкуренцией между кредитными организациями. В таких условиях существенное преимущество получают те кредитные организации, которые способны разрабатывать и внедрять новые технологии, модернизировать продуктовый ряд, то есть осуществлять инновационный процесс.
Удобство банковской системы является решающим фактором, благодаря которому онлайновые банковские услуги становятся привлекательными для большинства клиентов. Кроме удобства, важное значение для пользователей имеют функциональные возможности системы онлайнового банковского обслуживания. Чем шире функциональные возможности такой системы, тем более полноценной и востребованной она является.
Вопросы обеспечения безопасности при создании и эксплуатации систем онлайнового банковского обслуживания также являются очень важными. Защита системы должна обеспечивать: однозначную идентификацию
взаимодействующих субъектов (клиента и банка); шифрование передаваемой финансовой информации; безопасность каналов передачи информации; защиту носителей информации. Сегодня эти вопросы успешно решаются большинством профессиональных средств защиты.
В настоящее время российские банки успешно внедряют электронный банкинг: интернет - банкинг, мобильный банкинг, беспроводные технологии, видеобанкинг, банковские карты. Обосновывается вывод о том, что в условиях глобализации инновации в банках просто необходимы. Чтобы выстоять в глобальной конкуренции, российские банки должны ориентироваться только на передовые продукты и технологии. В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий. Актуальность также обусловлена необходимостью изучения вопросов обеспечения безопасности электронного банкинга.
Указанные обстоятельства предопределили выбор темы, целей и задач настоящего научного исследования, а также обусловили его актуальность.
Актуальность этой темы проявляется в том, что ввиду сильнейшего развития информационных технологий банки стремятся приблизиться к клиенту за счет внедрения передовых достижений науки и техники, реализованных в различных методах дистанционного банковского обслуживания.
Целью работы является исследование теоретических основ и разработка рекомендаций по развитию электронного банкинга в России.
Достижение намеченной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучить понятие, особенности и роль электронного банкинга как эффективного способа предоставления дистанционных банковских услуг;
- рассмотреть классификацию электронных банковских услуг;
- провести анализ развития электронного банкинга в России;
- рассмотреть опыт зарубежных стран в области предоставления электронных банковских услуг;
- определить проблемы на современном рынке электронных банковских услуг;
- наметить перспективы развития электронного банкинга в России с применением инструментов экономико-математического моделирования.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является современный рынок электронных банковских услуг на предмет выявления значения данных услуг для банковского бизнеса, основных тенденций и перспектив развития банковских продуктов и операций.
Предметом исследования являются организационно-экономические
отношения, возникающие в электронных формах банковского обслуживания.
В процессе исследования были использованы следующие методы: системного и сравнительного анализа, синтеза, дедукции, классификаций, группировок, экспертных оценок. Совокупность используемой
методологической базы позволила обеспечить достоверность, обоснованность теоретических выводов и практических решений.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
При написании данной выпускной квалификационной работы использовалась широкая информационная база, включающая в себя российскую учебно-методическую литературу, нормативно-правовые акты Российской Федерации, публикации в периодических изданиях финансово-банковской направленности, а также ресурсы сети Интернет, посвященные электронной коммерции и электронному банкингу.
Современный этап развития банковской системы характеризуется высоким уровнем насыщенности рынка финансовыми продуктами и услугами и, как следствие, интенсивной конкуренцией между кредитными организациями. В таких условиях существенное преимущество получают те кредитные организации, которые способны разрабатывать и внедрять новые технологии, модернизировать продуктовый ряд, то есть осуществлять инновационный процесс.
Удобство банковской системы является решающим фактором, благодаря которому онлайновые банковские услуги становятся привлекательными для большинства клиентов. Кроме удобства, важное значение для пользователей имеют функциональные возможности системы онлайнового банковского обслуживания. Чем шире функциональные возможности такой системы, тем более полноценной и востребованной она является.
Вопросы обеспечения безопасности при создании и эксплуатации систем онлайнового банковского обслуживания также являются очень важными. Защита системы должна обеспечивать: однозначную идентификацию
взаимодействующих субъектов (клиента и банка); шифрование передаваемой финансовой информации; безопасность каналов передачи информации; защиту носителей информации. Сегодня эти вопросы успешно решаются большинством профессиональных средств защиты.
В настоящее время российские банки успешно внедряют электронный банкинг: интернет - банкинг, мобильный банкинг, беспроводные технологии, видеобанкинг, банковские карты. Обосновывается вывод о том, что в условиях глобализации инновации в банках просто необходимы. Чтобы выстоять в глобальной конкуренции, российские банки должны ориентироваться только на передовые продукты и технологии. В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий. Актуальность также обусловлена необходимостью изучения вопросов обеспечения безопасности электронного банкинга.
Указанные обстоятельства предопределили выбор темы, целей и задач настоящего научного исследования, а также обусловили его актуальность.
Актуальность этой темы проявляется в том, что ввиду сильнейшего развития информационных технологий банки стремятся приблизиться к клиенту за счет внедрения передовых достижений науки и техники, реализованных в различных методах дистанционного банковского обслуживания.
Целью работы является исследование теоретических основ и разработка рекомендаций по развитию электронного банкинга в России.
Достижение намеченной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучить понятие, особенности и роль электронного банкинга как эффективного способа предоставления дистанционных банковских услуг;
- рассмотреть классификацию электронных банковских услуг;
- провести анализ развития электронного банкинга в России;
- рассмотреть опыт зарубежных стран в области предоставления электронных банковских услуг;
- определить проблемы на современном рынке электронных банковских услуг;
- наметить перспективы развития электронного банкинга в России с применением инструментов экономико-математического моделирования.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является современный рынок электронных банковских услуг на предмет выявления значения данных услуг для банковского бизнеса, основных тенденций и перспектив развития банковских продуктов и операций.
Предметом исследования являются организационно-экономические
отношения, возникающие в электронных формах банковского обслуживания.
В процессе исследования были использованы следующие методы: системного и сравнительного анализа, синтеза, дедукции, классификаций, группировок, экспертных оценок. Совокупность используемой
методологической базы позволила обеспечить достоверность, обоснованность теоретических выводов и практических решений.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
При написании данной выпускной квалификационной работы использовалась широкая информационная база, включающая в себя российскую учебно-методическую литературу, нормативно-правовые акты Российской Федерации, публикации в периодических изданиях финансово-банковской направленности, а также ресурсы сети Интернет, посвященные электронной коммерции и электронному банкингу.
С каждым годом банки становятся все более технологичными компаниями. Меняется подход к клиенту, набор сервисов, каналов, по которым идет взаимодействие и обслуживание клиентов. Меняются и потребности клиентов, которые требуют нового качества обслуживания. Сегодня банк, если он не становится все более высокотехнологичной компанией, не имеет перспектив на рынке. В условиях глобализации инновации в обслуживании банков просто необходимы. Чтобы выстоять в глобальной конкуренции, российские банки должны ориентироваться только на передовые продукты и технологии.
Электронное банковское обслуживание качественно меняет отношения между банком и клиентом и играет очень важную роль в их развитии. Электронный банкинг способствует аккумуляции информации о потребностях клиента, позволяет получить комплексное видение ситуации, своевременно делать интересные для него предложения и улучшить обслуживание. На современном этапе развития природа банковских продуктов остается прежней, изменяются лишь технологии предоставления услуг. Возможно, для некоторых банков и самих клиентов такая эволюция отношений не кажется очевидной, но это закономерная тенденция, которая будет все сильнее проявляться на российском рынке в ближайшие годы.
В теоретической части мы рассмотрели основные понятия электронного банкинга, таким образом можно сказать что электронный банкинг - система услуг, с помощью которых клиент банка может совершать все стандартные банковские операции, за исключением операций с наличными, со своего компьютера, имеющего доступ к сети Интеренет.
Основными особенностями электронного банкинга является: абстрактность электронных банковских услуг, наличие ряда посредников, неотделимость услуги от источника предоставления, непостояноство качества услуг, несохраняемость банковских услуг, множественность каналов доступа, электронные банковские услуги отличаются высокой обезличенностью и сложностью для восприятия. Наблюдается следующий ряд существенных преимуществ электронных банковских услуг: простота в использовании, оперативность, конфиденциальность, удобство и возможность контроля. Перечисленные преимущества электронных банковских услуг позволяют банку повысить конкурентоспособность и построить эффективное управление бизнесом.
Классификация электронных банковских услуг была рассмотрена по характеру предоставления услуг, в зависимости от того, ведет ли использование системы к выполнению финансовых транзакций или нет. Мы рассмотрели информационный банкинг, целью которого является предоставление пользователю финансовой информации, например получение выписки,
предоставление информации о последних совершенных операциях, SMS- информирование о каждой совершенной операции и других подобных операциях. Также мы рассмотрели транзакционный банкинг, который позволяет проводить финансовые транзакции, в результате которых происходит зачисление или списание реальных денежных средств, например платежи, переводы со счета на счет, управление своим счетом и другие подобные виды транзакций. Наиболее интерактивным видом информационного банкинга является интернет и SMS. Наиболее удобным и популярным видом транзакционного банкинга является интернет-банкинг и мобильный банкинг.
Проведенное исследование показало динамичное развитие электронного банкинга в России. Отмечено значительное увеличение счетов, в особенности физических лиц, с дистанционным доступом, доля проникновения составляет около 85% на конец исследуемого периода в общем объеме открытых счетов. Увеличивается объем и количество электронных платежей.
Успешному развитию электронного банкинга в России способствует рост финансовой грамотности населения, планомерная работа высокотехнологичных банков по развитию удаленных каналов обслуживания.
Растет количество платежных карт, эмитированных кредитными организациями, наблюдается рост устройств самообслуживания.
По статистическим данным Центрального Банка РФ видна положительная динамика развития электронного банкинга в России.
Приведенные данные показывают, что операции по снятию наличных денег увеличились всего на 14,6% по сравнению со значительным ростом операций по оплате товаров и услуг - рост на 73,9% в 2013-2015 году.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в период с 2013г. по 2015 г. общее число счетов с дистанционным доступом увеличилось на 45,5 %, в том числе счетов, открытых юридическим лицам - на 32,3 %.
Количество счетов с доступом в интеренет стабильно растет. Так в абсолютном выражении количество счетов увеличилось на 1100 тыс. единиц или на 41,3 %. Количество счетов с доступом посредством сообщений с использованием абоненетских устройств мобильной связи увеличилось на 279,8%, то есть почти в три раза. Рост количества электронных платежей в 2013-2015 годах составил 23%, из них количество платежей, принятых через сеть Интернет увеличилось на 29%.
Пример развития электронного банкинга в ПАО Ак Барс Банк показал его эффективность - экономия времени клиента на каждой операции составляет до 15 минут в сравнении с проведением аналогичной операцией в кассе; дополнительный доход Банка при совершении операций посредством сервиса около 10 млн.руб. за квартал.
В западных банках происходит массовое внедрение электронных технологий, электронный банкинг участвует в разработке
клиентоориентированных стратегий. В ряде зарубежных стран электронный банкинг развит более высоко, чем в России. Так, на первом месте по числу пользователей находятся Канада, на втором месте - Нидерланды, на третьем месте - США и Австралия.
В отличие от России, объем операций в POS-терминалах во многих зарубежных странах превышает объем операций по снятию наличных, например, во Франции, Г ермании, Швейцарии, Нидерландах, Англии.
Также более высокие показатели в сравнении с Россией по количеству карт на одного человека, по числу POS-терминалов, что свидетельствует об имеющемся потенциале развития электронного банкинга в России.
Вместе с тем, западные государства вынуждены решать проблему конкуренции электронных банковских услуг, вырабатывая
клиентоориентированные стратегии и внедрение более технологичных услуг. Анализируя платежное поведение клиента западные банки совершенствуют индивидуальные предложения для клиентов.
Основными причинами, сдерживающими рост электронного банкинга являются: недоверие большинства взрослого населения к интернет-сервисам, неудобство подключения, разнообразие и сложность интерфейсов большинства систем.
Основными проблемами на современном рынке банковских услуг являются: во-первых, проблема нефинансовых рисков значительно выше у системы дистанционного банковского обслуживания, чем у традиционного обслуживания. Источники угроз кроются и в программном обеспечении и в человеческом факторе. Во-вторых для запуска системы электронного банкинга необходимы большие капиталовложения. В-третьих, наблюдается диспропорции в банковском обслуживании между крупными городами и отдельными регионами. В-четвертых, со стороны пользователей системы имеется факт недостаточной информированности и отсутствие явной необходимости в совершении онлайн-платежей, сложность интерфейсов для новых пользователей.
Особо следует отметить проблему возможного использования электронных банкинга в схемах, направленных на так называемое отмывание денег и финансирование терроризма (ОД/ФТ).
Так же, на развитие электронного банкинга влияет рост киберпреступлений, связанных с незаконным выведением средств с пластиковых карт.
Ключевой проблемой, стоящей перед коммерческими банками при развитии карточного бизнеса, является разработка и внедрение инновационных технологий в обслуживании банковских карт с целью расширения круга клиентов, использующих все функциональные возможности банковской карты.
Важной сдерживающей причиной использования электронного банкинга, в частности, среди определенного сегмента (пенсионеры), есть укоренившаяся привычка к использованию наличных денежных средств в розничных платежах.
С целью выявления перспектив электронного банкинга в России на основании экономико-математического моделирования было проанализировано влияние различных факторов на объем электронных переводов. Был построен прогноз объема электронного банкинга до 3 квартала 2016 года. Подводя итог данному анализу с применением экономико-математического моделирования, можно сделать вывод, что изменение показателя объема электронного банкинга российских банков в разной степени зависит от конъюнктуры рынка и внешних факторов. На основе проведенного анализа можно сделать вывод о большом потенциале развития электронного банкинга в России.
Электронное банковское обслуживание качественно меняет отношения между банком и клиентом и играет очень важную роль в их развитии. Электронный банкинг способствует аккумуляции информации о потребностях клиента, позволяет получить комплексное видение ситуации, своевременно делать интересные для него предложения и улучшить обслуживание. На современном этапе развития природа банковских продуктов остается прежней, изменяются лишь технологии предоставления услуг. Возможно, для некоторых банков и самих клиентов такая эволюция отношений не кажется очевидной, но это закономерная тенденция, которая будет все сильнее проявляться на российском рынке в ближайшие годы.
В теоретической части мы рассмотрели основные понятия электронного банкинга, таким образом можно сказать что электронный банкинг - система услуг, с помощью которых клиент банка может совершать все стандартные банковские операции, за исключением операций с наличными, со своего компьютера, имеющего доступ к сети Интеренет.
Основными особенностями электронного банкинга является: абстрактность электронных банковских услуг, наличие ряда посредников, неотделимость услуги от источника предоставления, непостояноство качества услуг, несохраняемость банковских услуг, множественность каналов доступа, электронные банковские услуги отличаются высокой обезличенностью и сложностью для восприятия. Наблюдается следующий ряд существенных преимуществ электронных банковских услуг: простота в использовании, оперативность, конфиденциальность, удобство и возможность контроля. Перечисленные преимущества электронных банковских услуг позволяют банку повысить конкурентоспособность и построить эффективное управление бизнесом.
Классификация электронных банковских услуг была рассмотрена по характеру предоставления услуг, в зависимости от того, ведет ли использование системы к выполнению финансовых транзакций или нет. Мы рассмотрели информационный банкинг, целью которого является предоставление пользователю финансовой информации, например получение выписки,
предоставление информации о последних совершенных операциях, SMS- информирование о каждой совершенной операции и других подобных операциях. Также мы рассмотрели транзакционный банкинг, который позволяет проводить финансовые транзакции, в результате которых происходит зачисление или списание реальных денежных средств, например платежи, переводы со счета на счет, управление своим счетом и другие подобные виды транзакций. Наиболее интерактивным видом информационного банкинга является интернет и SMS. Наиболее удобным и популярным видом транзакционного банкинга является интернет-банкинг и мобильный банкинг.
Проведенное исследование показало динамичное развитие электронного банкинга в России. Отмечено значительное увеличение счетов, в особенности физических лиц, с дистанционным доступом, доля проникновения составляет около 85% на конец исследуемого периода в общем объеме открытых счетов. Увеличивается объем и количество электронных платежей.
Успешному развитию электронного банкинга в России способствует рост финансовой грамотности населения, планомерная работа высокотехнологичных банков по развитию удаленных каналов обслуживания.
Растет количество платежных карт, эмитированных кредитными организациями, наблюдается рост устройств самообслуживания.
По статистическим данным Центрального Банка РФ видна положительная динамика развития электронного банкинга в России.
Приведенные данные показывают, что операции по снятию наличных денег увеличились всего на 14,6% по сравнению со значительным ростом операций по оплате товаров и услуг - рост на 73,9% в 2013-2015 году.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в период с 2013г. по 2015 г. общее число счетов с дистанционным доступом увеличилось на 45,5 %, в том числе счетов, открытых юридическим лицам - на 32,3 %.
Количество счетов с доступом в интеренет стабильно растет. Так в абсолютном выражении количество счетов увеличилось на 1100 тыс. единиц или на 41,3 %. Количество счетов с доступом посредством сообщений с использованием абоненетских устройств мобильной связи увеличилось на 279,8%, то есть почти в три раза. Рост количества электронных платежей в 2013-2015 годах составил 23%, из них количество платежей, принятых через сеть Интернет увеличилось на 29%.
Пример развития электронного банкинга в ПАО Ак Барс Банк показал его эффективность - экономия времени клиента на каждой операции составляет до 15 минут в сравнении с проведением аналогичной операцией в кассе; дополнительный доход Банка при совершении операций посредством сервиса около 10 млн.руб. за квартал.
В западных банках происходит массовое внедрение электронных технологий, электронный банкинг участвует в разработке
клиентоориентированных стратегий. В ряде зарубежных стран электронный банкинг развит более высоко, чем в России. Так, на первом месте по числу пользователей находятся Канада, на втором месте - Нидерланды, на третьем месте - США и Австралия.
В отличие от России, объем операций в POS-терминалах во многих зарубежных странах превышает объем операций по снятию наличных, например, во Франции, Г ермании, Швейцарии, Нидерландах, Англии.
Также более высокие показатели в сравнении с Россией по количеству карт на одного человека, по числу POS-терминалов, что свидетельствует об имеющемся потенциале развития электронного банкинга в России.
Вместе с тем, западные государства вынуждены решать проблему конкуренции электронных банковских услуг, вырабатывая
клиентоориентированные стратегии и внедрение более технологичных услуг. Анализируя платежное поведение клиента западные банки совершенствуют индивидуальные предложения для клиентов.
Основными причинами, сдерживающими рост электронного банкинга являются: недоверие большинства взрослого населения к интернет-сервисам, неудобство подключения, разнообразие и сложность интерфейсов большинства систем.
Основными проблемами на современном рынке банковских услуг являются: во-первых, проблема нефинансовых рисков значительно выше у системы дистанционного банковского обслуживания, чем у традиционного обслуживания. Источники угроз кроются и в программном обеспечении и в человеческом факторе. Во-вторых для запуска системы электронного банкинга необходимы большие капиталовложения. В-третьих, наблюдается диспропорции в банковском обслуживании между крупными городами и отдельными регионами. В-четвертых, со стороны пользователей системы имеется факт недостаточной информированности и отсутствие явной необходимости в совершении онлайн-платежей, сложность интерфейсов для новых пользователей.
Особо следует отметить проблему возможного использования электронных банкинга в схемах, направленных на так называемое отмывание денег и финансирование терроризма (ОД/ФТ).
Так же, на развитие электронного банкинга влияет рост киберпреступлений, связанных с незаконным выведением средств с пластиковых карт.
Ключевой проблемой, стоящей перед коммерческими банками при развитии карточного бизнеса, является разработка и внедрение инновационных технологий в обслуживании банковских карт с целью расширения круга клиентов, использующих все функциональные возможности банковской карты.
Важной сдерживающей причиной использования электронного банкинга, в частности, среди определенного сегмента (пенсионеры), есть укоренившаяся привычка к использованию наличных денежных средств в розничных платежах.
С целью выявления перспектив электронного банкинга в России на основании экономико-математического моделирования было проанализировано влияние различных факторов на объем электронных переводов. Был построен прогноз объема электронного банкинга до 3 квартала 2016 года. Подводя итог данному анализу с применением экономико-математического моделирования, можно сделать вывод, что изменение показателя объема электронного банкинга российских банков в разной степени зависит от конъюнктуры рынка и внешних факторов. На основе проведенного анализа можно сделать вывод о большом потенциале развития электронного банкинга в России.
Подобные работы
- ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНКИНГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие электронного банкинга в России и в мире
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Электронный банкинг в России и за рубежом
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНКИНГ: ПРЕИМУЩЕСТВА, РИСКИ
И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Электронный банкинг в России и за рубежом
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНКИНГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Бакалаврская работа, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНКИНГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНКИНГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Электронный банкинг
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - Электронный банкинг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016



