РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОУ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития двигательных навыков у детей дошкольного возраста 8
1.1 Развитие двигательных навыков дошкольников как педагогическая
проблема 8
1.2 Особенности функционирования национального ДОУ 19
1.3. Музыка как средство развития двигательных навыков дошкольников 24
Выводы по I главе 33
Глава II. Практический опыт развития двигательных навыков у детей
дошкольного возраста средствами музыки 35
2.1 Разработка цикла музыкальных занятий для дошкольников с целью
развития двигательных навыков 35
2.2 Опытно-экспериментальная работа по развитию двигательных навыков у детей в ДОУ «Кубэлэк» с. Муслюмово РТ и обобщение результатов
исследования 44
Выводы по II главе 56
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложение 1 69
Приложение 2 70
Приложение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития двигательных навыков у детей дошкольного возраста 8
1.1 Развитие двигательных навыков дошкольников как педагогическая
проблема 8
1.2 Особенности функционирования национального ДОУ 19
1.3. Музыка как средство развития двигательных навыков дошкольников 24
Выводы по I главе 33
Глава II. Практический опыт развития двигательных навыков у детей
дошкольного возраста средствами музыки 35
2.1 Разработка цикла музыкальных занятий для дошкольников с целью
развития двигательных навыков 35
2.2 Опытно-экспериментальная работа по развитию двигательных навыков у детей в ДОУ «Кубэлэк» с. Муслюмово РТ и обобщение результатов
исследования 44
Выводы по II главе 56
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложение 1 69
Приложение 2 70
Приложение 3
Дошкольный возраст - период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном детстве формируются те двигательные навыки и умения ребенка, которые служат основой его полноценного развития. Особо следует иметь в виду, что в физическом воспитании дошкольников развитие движений занимает одно из основных мест. Решение этой важной задачи во многом определяется знанием закономерностей проявления и дальнейшего формирования у детей основных двигательных умений и навыков. Знать данные закономерности очень важно по той причине, что одним из факторов, характеризующих физическую подготовленность дошкольников, является оптимальный уровень развития их двигательных умений и навыков. Это в значительной мере определяет многие методические аспекты физического воспитания в детских садах, так как гармоническое совершенствование основных двигательных качеств, способствует укреплению здоровья детей.
Процесс формирования двигательного действия представляет собой переход от знаний и представлений о действии к умению его выполнить, а от умения к навыку. Сформированные двигательные навыки служат "строительным материалом" для образования нового, более сложного в двигательном и координационном отношении.
В последние годы повышению физической культуры населения уделяется особое внимание со стороны государства, о чем свидетельствует принятие ряда основополагающих документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» (1989), указов Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» (1998), «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» (2000), «О повышении роли здорового образа жизни россиян» (2002), «Об усилении роли физической культуры и спорта» (2002).
Великий русский критик В.Г.Белинский в одной из своих статей писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце...»[ 16].
Действительно, трудно переоценить благотворное влияние музыки на человека, особенно если оно начинается с самого раннего детства. Двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, что в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании. Радостно- приподнятое настроение, возникающее под воздействием музыки, стимулирует все жизненно-важные (физиологические) функции детского организма (дыхание, кровообращение и пр.), способствует формированию нравственного облика ребенка, становлению положительных черт характера, а также таких индивидуальных психических качеств, как восприятие, внимание, память, воображение. У ребенка формируется правильное, жизнеутверждающее отношение к окружающему миру, трудолюбие, растет желание творить добро для близких людей. На основе первых представлений о музыке у детей развиваются высокие моральные качества: любовь к родине, к ее природе, любовь к своему родному языку, к его героям и культуре.
Степень разработанности проблемы.
В контексте общего исследования физического развития детей дошкольного возраста значительная теоретическая база была сформирована в работах А.А.Гужаловского[14], Е.И.Ильина[22], П.Ф.Лесгафта[27], .И.Ляха[28], Э.Я.Степаненковой[55], И.М. Туревкого[51] и др.
Психофизические качества и морфофункциональные особенности анализировались В.М. Зациорским, который рассматривал целенаправленный процесс воздействия на развитие ребёнка-дошкольника.
Однако следует отметить, что значительная часть исследований посвящена физическому воспитанию в школе или развитию дошкольников, целенаправленно занимающихся спортом. Специальные работы по формированию умений и двигательных навыков у школьников и дошкольников, не занимающихся спортом, представлены в работах А.А.Гужаловского [14],Л.Б.Кофмана [24], В.И. Ляха [28]и др.
Развитие двигательных навыков в процессе формирования личности дошкольников являлось предметом исследований Е.А. Аркина[2], В.В. Гориневского [36], А.В. Кенеман [21], Т.И.Осокиной [36], Э.Я. Степаненковой[55], Е.А. Тимофеевой[61] и др.
Значительным вкладом в понимание важности формирования осознанности движений явились работы таких ученых, как В.К.Бальсевич [3], П.Ф.Лесгафт[31], Н.И. Пономарева и др.
Развитие двигательных навыков в условиях игровой деятельности представлено в работах П.Ф.Лесгафта [31], К.Д.Ушинского[34] и др.
Развитие двигательных навыков средствами музыки рассмотрено в трудах А.И. Бурениной[7], Н.А.Ветлугиной[10], Б.М.Теплова[49], И.М.Сеченова[44], В.М. Бехтеревой [5].
Анализ литературы по данной проблематике показал, что многие аспекты развития двигательных навыков дошкольников средствами музыки остаются недостаточно разработанными. Актуальность и недостаточная изученность данного вопроса позволили сформулировать проблему исследования: каковы особенности развития двигательных навыков дошкольников средствами музыки в условиях национального ДОУ?
Тема исследования: «Развитие двигательных навыков дошкольников средствами музыки в условиях национального ДОУ».
Объект исследования: двигательные навыки дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития двигательных навыков дошкольников средствами музыки в условиях национального ДОУ.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить цикл музыкальных занятий для развития двигательных навыков дошкольников средствами музыки в условиях национального ДОУ.
Задачи исследования:
1. Выявить сущностно-содержательную характеристику базового понятия исследования - «двигательные навыки».
2. Рассмотреть особенности функционирования национального ДОУ.
3. Определить роль музыки как средства развития двигательных навыков.
4. Разработать и реализовать цикл занятий для дошкольников с целью
развития двигательных навыков средствами музыки в ДОУ «Кубэлэк» с. Муслюмово; обобщить результаты опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза исследования: развитие двигательных навыков дошкольников средствами музыки в условиях национального ДОУ будет успешным, если:
- использован специально подобранный музыкальный репертуар для развития двигательных навыков;
- на занятиях дошкольников будут применены следующие приемы по развитию двигательных навыков: пальчиковые упражнения, психогимнастика, коммуникативные игры.
Методологической основой исследования явились:
- концепции по психологии (Л.С.Выготский [11],Б.М.Теплов [49]);
-педагогические теории (Н.А.Ветлугина [10],К.Д.Ушинский [71]);
-фундаментальные труды в области физиологии (Н.А.Бернштейн [4], А.Е.Дмитриев [59], П.Ф.Лесгафт[27],А.В.Кенеман [21]).
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение литературы по проблеме исследования); эмпирические(наблюдение, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных).
Этапы исследования:
Первый этап (2013-2014 гг.) - проводился теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
Второй этап (2014-2015 гг.) - разрабатывался цикл музыкальных занятий для дошкольников с целью развития двигательных навыков.
Третий этап (2015-2016 гг.) - проводилась опытно-экспериментальная работа. Анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, завершалось оформление исследования.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Кубэлэк» с. Муслюмово. В эксперименте принимало участие 30 детей дошкольного возраста
Научная новизна исследования: разработан и применен цикл музыкальных занятий для дошкольников с целью развития двигательных навыков средствами музыки в МБДОУ «Кубэлэк» с. Муслюмово. Данный цикл занятий направлен на формирование двигательных навыков дошкольников; развитие артистических и эмоциональных данных; а также на музыкально-эстетическое воспитание.
Практическая значимость: основные выводы исследования и разработанный цикл музыкальных занятий может быть использован в ДОУ, центрах детского творчества.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы - 89 страниц.
Процесс формирования двигательного действия представляет собой переход от знаний и представлений о действии к умению его выполнить, а от умения к навыку. Сформированные двигательные навыки служат "строительным материалом" для образования нового, более сложного в двигательном и координационном отношении.
В последние годы повышению физической культуры населения уделяется особое внимание со стороны государства, о чем свидетельствует принятие ряда основополагающих документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» (1989), указов Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» (1998), «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» (2000), «О повышении роли здорового образа жизни россиян» (2002), «Об усилении роли физической культуры и спорта» (2002).
Великий русский критик В.Г.Белинский в одной из своих статей писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце...»[ 16].
Действительно, трудно переоценить благотворное влияние музыки на человека, особенно если оно начинается с самого раннего детства. Двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, что в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании. Радостно- приподнятое настроение, возникающее под воздействием музыки, стимулирует все жизненно-важные (физиологические) функции детского организма (дыхание, кровообращение и пр.), способствует формированию нравственного облика ребенка, становлению положительных черт характера, а также таких индивидуальных психических качеств, как восприятие, внимание, память, воображение. У ребенка формируется правильное, жизнеутверждающее отношение к окружающему миру, трудолюбие, растет желание творить добро для близких людей. На основе первых представлений о музыке у детей развиваются высокие моральные качества: любовь к родине, к ее природе, любовь к своему родному языку, к его героям и культуре.
Степень разработанности проблемы.
В контексте общего исследования физического развития детей дошкольного возраста значительная теоретическая база была сформирована в работах А.А.Гужаловского[14], Е.И.Ильина[22], П.Ф.Лесгафта[27], .И.Ляха[28], Э.Я.Степаненковой[55], И.М. Туревкого[51] и др.
Психофизические качества и морфофункциональные особенности анализировались В.М. Зациорским, который рассматривал целенаправленный процесс воздействия на развитие ребёнка-дошкольника.
Однако следует отметить, что значительная часть исследований посвящена физическому воспитанию в школе или развитию дошкольников, целенаправленно занимающихся спортом. Специальные работы по формированию умений и двигательных навыков у школьников и дошкольников, не занимающихся спортом, представлены в работах А.А.Гужаловского [14],Л.Б.Кофмана [24], В.И. Ляха [28]и др.
Развитие двигательных навыков в процессе формирования личности дошкольников являлось предметом исследований Е.А. Аркина[2], В.В. Гориневского [36], А.В. Кенеман [21], Т.И.Осокиной [36], Э.Я. Степаненковой[55], Е.А. Тимофеевой[61] и др.
Значительным вкладом в понимание важности формирования осознанности движений явились работы таких ученых, как В.К.Бальсевич [3], П.Ф.Лесгафт[31], Н.И. Пономарева и др.
Развитие двигательных навыков в условиях игровой деятельности представлено в работах П.Ф.Лесгафта [31], К.Д.Ушинского[34] и др.
Развитие двигательных навыков средствами музыки рассмотрено в трудах А.И. Бурениной[7], Н.А.Ветлугиной[10], Б.М.Теплова[49], И.М.Сеченова[44], В.М. Бехтеревой [5].
Анализ литературы по данной проблематике показал, что многие аспекты развития двигательных навыков дошкольников средствами музыки остаются недостаточно разработанными. Актуальность и недостаточная изученность данного вопроса позволили сформулировать проблему исследования: каковы особенности развития двигательных навыков дошкольников средствами музыки в условиях национального ДОУ?
Тема исследования: «Развитие двигательных навыков дошкольников средствами музыки в условиях национального ДОУ».
Объект исследования: двигательные навыки дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития двигательных навыков дошкольников средствами музыки в условиях национального ДОУ.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить цикл музыкальных занятий для развития двигательных навыков дошкольников средствами музыки в условиях национального ДОУ.
Задачи исследования:
1. Выявить сущностно-содержательную характеристику базового понятия исследования - «двигательные навыки».
2. Рассмотреть особенности функционирования национального ДОУ.
3. Определить роль музыки как средства развития двигательных навыков.
4. Разработать и реализовать цикл занятий для дошкольников с целью
развития двигательных навыков средствами музыки в ДОУ «Кубэлэк» с. Муслюмово; обобщить результаты опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза исследования: развитие двигательных навыков дошкольников средствами музыки в условиях национального ДОУ будет успешным, если:
- использован специально подобранный музыкальный репертуар для развития двигательных навыков;
- на занятиях дошкольников будут применены следующие приемы по развитию двигательных навыков: пальчиковые упражнения, психогимнастика, коммуникативные игры.
Методологической основой исследования явились:
- концепции по психологии (Л.С.Выготский [11],Б.М.Теплов [49]);
-педагогические теории (Н.А.Ветлугина [10],К.Д.Ушинский [71]);
-фундаментальные труды в области физиологии (Н.А.Бернштейн [4], А.Е.Дмитриев [59], П.Ф.Лесгафт[27],А.В.Кенеман [21]).
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение литературы по проблеме исследования); эмпирические(наблюдение, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных).
Этапы исследования:
Первый этап (2013-2014 гг.) - проводился теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
Второй этап (2014-2015 гг.) - разрабатывался цикл музыкальных занятий для дошкольников с целью развития двигательных навыков.
Третий этап (2015-2016 гг.) - проводилась опытно-экспериментальная работа. Анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, завершалось оформление исследования.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Кубэлэк» с. Муслюмово. В эксперименте принимало участие 30 детей дошкольного возраста
Научная новизна исследования: разработан и применен цикл музыкальных занятий для дошкольников с целью развития двигательных навыков средствами музыки в МБДОУ «Кубэлэк» с. Муслюмово. Данный цикл занятий направлен на формирование двигательных навыков дошкольников; развитие артистических и эмоциональных данных; а также на музыкально-эстетическое воспитание.
Практическая значимость: основные выводы исследования и разработанный цикл музыкальных занятий может быть использован в ДОУ, центрах детского творчества.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы - 89 страниц.
В данной выпускной квалификационной работе, посвященной теме «Развитие двигательных навыков дошкольников средствами музыки в условиях национального ДОУ», раскрывающие сущностно-содержательную характеристику базовых понятий исследования;
Методологической основой исследования явились труды психологов Л.С.Выготского [15], Б.М.Теплова [60];педагогические теории Н.А.Ветлугиной [14],К.Д.Ушинского [71]фундаментальные труды в области физиологии Н.А.Бернштейна [3], А.Е. Дмитриева [71], П.Ф.Лесгафта [31], А.В.Кенеман [24].
Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в жизни. В процессе развития двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности.
Формирование двигательных способностей ребенка происходит в соответствии с законом роста и развитием детского организма. Освоение двигательных навыков средствами музыки активизирует музыкальный слух, двигательные способности, чувство ритма, артистичность и т.д.
В процессе развития двигательных навыков необходимо решить следующие задачи: совершенствовать развитие движения; использовать разнообразные исходные положения двигательных комбинаций; освоить разнообразный музыкально-ритмический репертуар. Для осуществления поставленных целей и задач можно использовать педагогический опыт Н.А.Ветлугиной [14], А.И.Бурениной [7], О.Б.Бубновой [7], Б.М.Теплова [60].В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции).
Главным компонентом национальной культуры можно назвать родной язык, он является проводником устного народного творчества. Знание основ родной культуры способствует познанию дошкольниками самих себя, воспитывает гордость по отношению к своей стране, осознания ценности, а главное, необходимости своей жизни для общества в целом. Воспитывая детей на основах родного языка в ДОУ, педагоги решают значительную проблему обучения, а именно воспитания любви, бережного взаимоотношения, уважения интереса к своей малой родине.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность использования на занятиях татарского музыкального репертуара; введение в содержание занятий основ национальных традиций. Это отвечает потребностям и интересам представителей титульной нации и позволяет организовать занятия, направленные на изучение музыкальной культуры, экономических особенностей региона, национального (родного) языка и литературы.
Развитие двигательных навыков средствами музыки положительно влияет на общее развитие детей. У ребенка развивается внимание, воля, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленная также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии и способности к импровизации в движении под музыку.
Восприятие музыки - активный слуховой и двигательный процесс. Через движение ребенок ярче и эмоциональнее воспринимает музыку, ощущает смену ее настроений, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности. В процессе восприятия, эмоционально сопереживая образы музыкальных произведений, ребенок осмысливает их. Он находится под влиянием художественного музыкального образа, сила которого пробуждает эстетическое отношение. Постепенно ребенок подходит к отражению сопереживаемых художественных образов в доступной ему исполнительской деятельности. Работа в направлении развития психологии музыкального восприятия обогащает художественный и жизненный опыт ребенка. Разнообразие музыкальных художественных образов, смена их эмоционального колорита оказывает непосредственное глубокое воспитательное влияние на детей, вызывает различные чувства, мысли, раздумья, дает возможность пережить пусть кратковременные, но яркие эмоции, обогащающие внутренний мир ребенка.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В реализации разработанном нами цикле музыкальных занятий приняли участие 30 детей из МБДОУ «Кубэлэк» с. Муслюмово. Из них - 15 детей из старшей группы (КГ) и 15 детей из подготовительной группы (ЭГ).
На констатирующем этапе с помощью диагностики был выявлен начальный уровень развития двигательных навыков детей. Перевод числовых данных в таблицы и диаграммы наглядно продемонстрировал недостаточный уровень двигательных навыков детей в обеих группах.
Содержание формирующего этапа представляло собой реализацию цикла музыкальных занятий для детей ЭГ с целью развития двигательных навыков, включающих в себя пальчиковые упражнения, психогимнастику и коммуникативные игры.
Дошкольники (КГ) занимались по программе предусмотренный ФГОС. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождение до школы».
На контрольном этапе эксперимента была повторно проведена диагностика уровня развития детей (ЭГ) и (КГ) и представлены сравнительные результаты в таблице №7. Результаты диагностики показали более высокий уровень развития двигательных навыков у детей (ЭГ), и незначительное повышение уровень у детей (КГ).
Опытно-экспериментальная работа показала, что разработанный и внедренный в процесс обучения дошкольников цикл музыкальных занятий дал возможность существенно увеличить уровень развития двигательных навыков у дошкольников в экспериментальной группе. Результаты проявились по следующим показателям:
- музыкальность;
- эмоциональность;
- творческие проявления;
- координация, ловкость движений;
- память;
- внимание.
Предложенная гипотеза исследования по развитию двигательных навыков дошкольников средствами музыки в условиях национального ДОУ подтвердилась
Методологической основой исследования явились труды психологов Л.С.Выготского [15], Б.М.Теплова [60];педагогические теории Н.А.Ветлугиной [14],К.Д.Ушинского [71]фундаментальные труды в области физиологии Н.А.Бернштейна [3], А.Е. Дмитриева [71], П.Ф.Лесгафта [31], А.В.Кенеман [24].
Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в жизни. В процессе развития двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности.
Формирование двигательных способностей ребенка происходит в соответствии с законом роста и развитием детского организма. Освоение двигательных навыков средствами музыки активизирует музыкальный слух, двигательные способности, чувство ритма, артистичность и т.д.
В процессе развития двигательных навыков необходимо решить следующие задачи: совершенствовать развитие движения; использовать разнообразные исходные положения двигательных комбинаций; освоить разнообразный музыкально-ритмический репертуар. Для осуществления поставленных целей и задач можно использовать педагогический опыт Н.А.Ветлугиной [14], А.И.Бурениной [7], О.Б.Бубновой [7], Б.М.Теплова [60].В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции).
Главным компонентом национальной культуры можно назвать родной язык, он является проводником устного народного творчества. Знание основ родной культуры способствует познанию дошкольниками самих себя, воспитывает гордость по отношению к своей стране, осознания ценности, а главное, необходимости своей жизни для общества в целом. Воспитывая детей на основах родного языка в ДОУ, педагоги решают значительную проблему обучения, а именно воспитания любви, бережного взаимоотношения, уважения интереса к своей малой родине.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность использования на занятиях татарского музыкального репертуара; введение в содержание занятий основ национальных традиций. Это отвечает потребностям и интересам представителей титульной нации и позволяет организовать занятия, направленные на изучение музыкальной культуры, экономических особенностей региона, национального (родного) языка и литературы.
Развитие двигательных навыков средствами музыки положительно влияет на общее развитие детей. У ребенка развивается внимание, воля, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленная также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии и способности к импровизации в движении под музыку.
Восприятие музыки - активный слуховой и двигательный процесс. Через движение ребенок ярче и эмоциональнее воспринимает музыку, ощущает смену ее настроений, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности. В процессе восприятия, эмоционально сопереживая образы музыкальных произведений, ребенок осмысливает их. Он находится под влиянием художественного музыкального образа, сила которого пробуждает эстетическое отношение. Постепенно ребенок подходит к отражению сопереживаемых художественных образов в доступной ему исполнительской деятельности. Работа в направлении развития психологии музыкального восприятия обогащает художественный и жизненный опыт ребенка. Разнообразие музыкальных художественных образов, смена их эмоционального колорита оказывает непосредственное глубокое воспитательное влияние на детей, вызывает различные чувства, мысли, раздумья, дает возможность пережить пусть кратковременные, но яркие эмоции, обогащающие внутренний мир ребенка.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В реализации разработанном нами цикле музыкальных занятий приняли участие 30 детей из МБДОУ «Кубэлэк» с. Муслюмово. Из них - 15 детей из старшей группы (КГ) и 15 детей из подготовительной группы (ЭГ).
На констатирующем этапе с помощью диагностики был выявлен начальный уровень развития двигательных навыков детей. Перевод числовых данных в таблицы и диаграммы наглядно продемонстрировал недостаточный уровень двигательных навыков детей в обеих группах.
Содержание формирующего этапа представляло собой реализацию цикла музыкальных занятий для детей ЭГ с целью развития двигательных навыков, включающих в себя пальчиковые упражнения, психогимнастику и коммуникативные игры.
Дошкольники (КГ) занимались по программе предусмотренный ФГОС. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождение до школы».
На контрольном этапе эксперимента была повторно проведена диагностика уровня развития детей (ЭГ) и (КГ) и представлены сравнительные результаты в таблице №7. Результаты диагностики показали более высокий уровень развития двигательных навыков у детей (ЭГ), и незначительное повышение уровень у детей (КГ).
Опытно-экспериментальная работа показала, что разработанный и внедренный в процесс обучения дошкольников цикл музыкальных занятий дал возможность существенно увеличить уровень развития двигательных навыков у дошкольников в экспериментальной группе. Результаты проявились по следующим показателям:
- музыкальность;
- эмоциональность;
- творческие проявления;
- координация, ловкость движений;
- память;
- внимание.
Предложенная гипотеза исследования по развитию двигательных навыков дошкольников средствами музыки в условиях национального ДОУ подтвердилась
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ РИТМОПЛАСТИКИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1990 р. Год сдачи: 2020 - ФИТБОЛ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ В ДОО
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ
ПРАЗДНИКАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



