Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №49705

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2020
Стоимость1990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
371
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………… 3
1. Теоретико-методические основания развития вокально-хоровых навыков у учащихся начальных классов………………….
11
2. Характеристика и основные положения театральной деятельности в условиях учреждения дополнительного образования……………………………………………………………

28
3. Методические аспекты развития вокально-хоровых навыков у учащихся начальных классов в процессе театральной деятельности …………………………………………………………..

35
4.Разработка методического обеспечения для развития творческой индивидуальности и его апробация в процессе развития вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов средствами театрализованной деятельности в МБУ ДО «Нурлатской детской школы искусств»……………………………..



74
Заключение……………………………………………………............
Список использованной литературы………………………………
Приложения…………………………………………………………



В педагогической науке уделяется большое внимании художественно-эстетическому воспитанию и образованию подрастающего поколения. На это направлена деятельность учреждений дополнительного образования – школ искусств, Дворцов Творчества, клубов и студий и т.п. Искусство служит ведущим образовательным средством, которое воздействует на формирование личности и мировоззрения ребенка, развитие его духовного потенциала. Немалую роль в этом может сыграть хоровое пение, которая является неотъемлемым компонентом общей системы эстетического воспитания.
Хоровое пение - одна из наиболее доступных и любимых видов творчество для любого учащегося. Особое место по своему значению занимает коллективное пение, как творческий процесс в формирование музыкально-художественных образов. Вследствие этого, хоровое пение в школе занимает важное место, способствуя к осуществлению задач вокально-хорового воспитания учащихся.
Коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями: развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков, благотворно сказывается и на физическом состоянии учащихся, воспитывает у них внимание, наблюдательность и дисциплинированность.
Одна из важных задач, которую решает вокально-хоровая деятельность в школе – научить детей не только правильно петь, но и помочь в анализе данного произведение и посредством вокально-хоровых умений раскрыть художественный образ исполняемого текста. Эта задача на протяжении многих лет остаётся актуальной, привлекающей внимание всё большего круга музыкантов-педагогов. Очевидно, потому, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями. Это и развитие музыкальных способностей, и формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки, и, наконец, воспитание лучших человеческих качеств.
Огромную роль играет значимость проблемы художественного развития детей школьного возраста возрастающая потребность общества в творческих личностях. Актуальность данной проблемы обозначена в нормативном документе РФ «Концепция развития дополнительного образования до 2020 г.» от 4 сентября 2014 г. N 1726-р, согласно которой, Целями Концепции являются: приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества; интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом; - разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов, в общем, и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности.
Также в этом документе выделены современные проблемы в области культуры, среди которых: недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества; культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются.
В данном документе намечены пути реализации обозначенных проблем и решения поставленных задач: формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества; непрерывное обновление программно-методического обеспечения.
Тема данной курсовой работы на сегодняшний день является весьма актуальной, поскольку в течение последних нескольких десятилетий педагоги не уделяли должного внимания исторически сложившемуся опыту музыки и общественных деятелей, что привело к фундаментальной потере лучших традиций музыкально-эстетического воспитания, связанных с дореволюционным периодом. В то же время мы наблюдаем кризисные явления в современном хоровом образовании.
Благодаря созданию последовательной сети дополнительно музыкального образования (публикация специальной литературы по вокальной и хоровой культуре, проведение специальных курсов для подготовки опытных певцов и лидеров хоров, использование разнообразных форм исполнения и т. д.) были успешно решены социально-педагогические проблемы. Поэтому, основываясь на анализе существующего опыта, необходимо найти оптимальные механизмы для использования этого педагогического наследия в учебном процессе образовательных учреждений и любительских коллективов.
Хочется отметить, что в последние несколько лет возрос интерес к хоровой педагогике. Это связано с тем, что хор стал играть большую роль даже в современной музыке, не говоря уже о самоценности хорового исполнения, о его красоте, гармоничности хорового пения. Но для того чтобы добиться хоть какого-то уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, учеников необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки исполнения.
Вследствие этого, в условиях развития, общество выявляет новые требования для педагогов. Они должны находиться в постоянном поиске наиболее совершенных путей в организации и повышения уровня эффективного образования учеников и соответственно уровня профессиональной компетентности самого учителя, а для этого в своей педагогической практике нужно использовать различные инновационные методы обучения.
Степень изученности темы исследования
Проблемы музыкально-хорового исполнения и воспитания наиболее полно развиваются в изучении истории хорового выступления, тему которого затронули А. А. Егоров, В. И. Краснощеков, Д. Л. Локшин.
В частности, Д. Л. Локшин в своей работе «Замечательные русские хоры и дирижеры» дает описание русской хоровой исполнительской культуры на период с конца XVIII века; деятельность российских хоровых коллективов и дирижеров до 1917 года, развитие профессионального и самодеятельного творчества после 1917 года.[35]
Краснощеков в одном из разделов книги «Вопросы хоровых исследований» дает краткий исторический обзор развития русского хорового искусства - от древности до наших дней. Впервые в концентрированной форме он дает представление об истории хорового пения не только русского, но и других народов, раскрывает их национальные особенности и традиции пения. [32, С.80-87]
А. А. Егоров также рассматривает деятельность самых известных русских и советских хоров с дореволюционной эпохи.[20]
Проблемы развития музыкальной самодеятельности на современном этапе наиболее широко раскрыты в работах С. В. Попова и П. Левандо. Например, С. В. Попов фокусируется на развитии хоровой автономии, ее типах и направлениях, проблемах внутрихоральной работы. Научное освещение текущих проблем практики хора продолжается в монографии П. Левандо «Проблемы хоровых исследований».
В процессе изучения литературы по теме исследования было выявлено противоречие между большой изученностью теории формирования вокально-хоровых навыков и недостаточной разработанностью методического обеспечения дли их развития у учащихся детской школы искусств младших классов на базе общеобразовательной школы средствами театральной деятельности.
На основе изученной литературы была сформулирована проблема исследования – какое методическое обеспечение будет способствовать развитию вокально-хоровых навыков средствами театральной деятельности в условиях дополнительного образования?
Выделенные проблема и противоречие позволили сформулировать тему исследования: «Развитие вокально-хоровых навыков учащихся начальных классов средствами театрализованной деятельности в условиях дополнительного образования».
Объект исследования – процесс обучения в хоровом классе в учреждении дополнительного образования, основанного на базе общеобразовательной школы.
Предмет исследования – развитие вокально-хоровых навыков средствами театральной деятельности а младших классах.
Цель исследования – заключается в разработке методического обеспечения для развития вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов средствами театрализованной деятельности в условиях дополнительного образования.
Гипотеза исследования. Эффективность развития вокально-хоровых навыков в процессе театральной в младших классах детской школы искусств на базе общеобразовательных школ значительно повысится, если будут:
 Изучены теоретические аспекты развития вокально-хоровых навыков охарактеризовать ее основные виды с позиции задач развития творческой индивидуальности.
 Выделены основные положения театральной деятельности в условиях учреждениях дополнительного образования.
 Рассмотрены методические вопросы развития вокально-хоровых навыков средствами театрализованной деятельности.
 Разработано методическое обеспечение для развития творческой индивидуальности и его апробация в процессе развития вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов средствами театрализованной деятельности в МБУ ДО «Нурлатской детской школы искусств».
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты развития вокально-хоровых навыков охарактеризовать ее основные виды с позиции задач развития творческой индивидуальности.
2. Выделить основные положения театральной деятельности в условиях учреждениях дополнительного образования.
3. Рассмотреть методические вопросы развития вокально-хоровых навыков средствами театрализованной деятельности.
4. Разработать методическое обеспечение для развития творческой индивидуальности и выполнить его аппробацию в процессе развития вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов средствами театрализованной деятельности в МБУ ДО «Нурлатской детской школы искусств».
Методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по теории и практике музыкального обучения учащихся младшего школьного возраста, исследования по проблемам развития вокально-хоровых навыков; сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение методов (традиционные и инновационный) музыкального обучения детей младшего возраста.
- практические: наблюдение за обучающимися младших классов; сравнение результатов диагностики развития вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов средствами театрализованной деятельности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента для выявления эффективности проведенной работы.
- экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный
Теоретической основой исследования явились концептуальные положения философии, педагогике, психологии, общетеоретические концепции воспитания и обучения (К.В.Кузьмина, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, Г.И.Щукина); педагогические труды по теории и методике художественного воспитания и обучения (О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевсксий); труды педагогов-музыкантов (Г.Г.Нейгаус, Г.М.Цыпин, В.Н.Шатская); основные идеи теории и практики театрального обучения и воспитания (В.М.Букатов, П.М.Ершов, А.П.Ершова, М.О.Кнебель, Вл.И.Немирович-Данченко, К.С.Станиславский, Г.А.Толстоногов и др.)
Этапы исследования:
На первом этапе исследования (сентябрь 2017 – декабрь 2017 уч.г.) были изучены теоретико-методические и психолого-педагогические основания развития вокально-хоровых навыков у учащихся начальных классов.
На втором этапе (декабрь 2017 – май 2018 уч.г.) были рассмотрены характеристика и основные положения театральной деятельности в условиях учреждений дополнительного образования. Была рассмотрена общая характеристика детской театральной деятельности и история развития театральной деятельности в системе дополнительного образования;
На третьем этапе (май 2018 – декабрь 2019 уч.г.) было разработано методическое обеспечение для развития вокально-хоровых навыков у учащихся начальных классов в процессе театральной деятельности, так же была проведена экспериментальная работа. Подведены итоги исследования, выполнена систематизация и обобщение. Оформлены результаты работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что было разработано методическое обеспечение, которое включает общие методические рекомендации, по развитию вокально-хоровых навыков в процессе театральной деятельности в младших классах, включая подбор музыкально-творческих упражнений.
Практическая значимость работы заключается в том, что внедрение данного методического обеспечения позволит значительно повысить качество развития творческой индивидуальности в хоровых классах ДШИ на базе общеобразовательных школ и учителю приходится брать целый класс вне зависимости от музыкальных способностей каждого учащегося.
Структура работы включает в себя: введение, четыре параграфа, заключение, список литературы и приложения.






Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Среди детских творческих коллективов, функционирующих в учреждениях дополнительного образования, достаточно часто присутствуют и театральные коллективы. Здесь ребенок, соприкасаясь с театральным искусством, воспитывается эстетически и нравственно, приобретает навыки коллективного творчества. Совокупность музыки и театра при занятие в системе дополнительного образования способствуют социализации дошкольника в процессе осмысления им содержательного подтекста литературного произведения, участия в игре, музыкальное исполнение произведений, создают благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения приемов позитивного взаимодействия. В игровой деятельности дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, что способствует развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. При этом важно, что для детей музыкальный театр является одним из самых доступных видов искусства, поскольку он отражает жизнь посредством игры. Театральное искусство привлекает ребенка и как зрителя, и как потенциального актера. В ходе подготовки курсовой работы были изучены примерные программы, утвержденные министерством культуры, а также авторские программы. Из проведенного нами анализа программных материалов следует, что каждую программу необходимо адаптировать для занятий конкретного коллектива с учетом возраста участвующих в нем детей. При составлении программы должны быть соблюдены требования, установленные действующим законодательством. Одновременно с этим нужно иметь в виду, что организация детского музыкального театра предполагает возможность гибкого построения образовательного процесса в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности. При осуществлении педагогической деятельности на уроке необходимо учитывать возрастные и личностные особенности каждого учащегося и смоделировать индивидуальный подход к каждому ученику.
В работе было рассмотрено теоретико-методические основания развития вокально-хоровых навыков у учащихся начальных классов, характеристика и основные положения театральной деятельности в условиях учреждения дополнительного образования и методические аспекты развития вокально-хоровых навыков у учащихся начальных классов в процессе театральной деятельности.
Были выявлены и проверены результативность использования комплекса педагогических условий, способствующих развитию вокально-хоровых навыков на уроках хора в ДШИ.
В практической части исследования были выявлены музыкальные интересы учащихся. На протяжении четырех месяцев в своей работе я использовала как традиционные методы работы, так и инновационные: метод «музыкальный театр», разработанный в системе образования К. Орффа, а также метод проекта, целью которого явилось музыкально-театральная постановка. Хочется отметить, что учащиеся в экспериментальном классе стали лучше усваивать пройденный материал и у них появилась заинтересованность в уроках хорового класса, а используя визуальные методы дети более внимательно и продуктивно занимаются учебной деятельностью, что способствуют к раскрытию творческих способностей каждого учащегося.
Совокупным результатом деятельности, которая осуществлялась на формирующем этапе, стала постановка музыкальной сказки «Новогоднее приключение Маленького принцы», которая смогла помочь раскрыть и улучшить творческие способности каждого учащего экспериментальной группы.
В спектакле задействованы все учащиеся хорового коллектива. Его содержание рассчитано на восприятие дошкольного и школьного возраста и носит познавательный характер. Положительно повлияло на заинтересованность учащихся к музыкальной и театральной деятельности. Ученики охотно участвовали в репетициях; в подготовке реквизитов, костюмов, декораций. Герои чувствовали себя на сцене непринужденно и вступали в диалог со зрителем. В спектакле принимали участие не только дети, обладающие явными музыкальными способностями, но и имеющие средние данные. Сравнительный анализ общих результатов констатирующего и заключительного этапов опытной работы позволяет говорить о наметившейся положительной динамике в развитии творческих способностей детей хорового класса.
В результате наших наблюдений хочется отметить, что благодаря выполнению специальных творческих упражнений и использованию метода музыкальный театр и метод проекта, целью которого была театрализованная постановка, мы смогли улучшить качества вокально-хоровых навыков, а также степень развитости различных психологических процессов. Большое внимание уделялось практическим упражнениям и репетиционной работе. Практические упражнения включали в себя игры на воображение, импровизацию, упражнения на постановку и развитие дыхания, артикуляционные упражнения. Помимо этого проводились игры, направленные на развитие разных психических и двигательных процессов, использовались игры на развитие музыкально-пластические импровизации. Для того чтобы детям было на занятиях психологически комфортно, чтобы у них не возникало страха сделать что-нибудь не так, мы старались подбадривать их, высказывать замечания в корректной форме. Мы подбирали такой музыкальный материал, который был бы доступен для детского понимания и эмоционально-пластического воплощения, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Используя упражнения разного характера, более активно задействуются различные области голосового аппарата: носовая полость, рот, зубы, язык, голосовые связки, дыхание. Систематические занятия вокально-хоровыми упражнениями, театрально-игровыми мы способствуют укреплению и развитию детского голосового аппарата, который необходим для успешного развития творческий способностей учащихся.
Об эффективности использования данной системы вокально-хоровых упражнений можно судить по результатам диагностики. Диагностика на уроках музыки показала, что учащиеся в самом начале обучения певческим навыкам недостаточно проявляли интерес к пению и развитию певческих способностей: не могли сосредоточиться на исполнении отдельных элементов интонация, звуковысотный диапазон, динамический диапазон, тембральный диапазон, дикция и техника исполнения.
Сделав эксперимент, мы можем прийти к выводу о том, что метод «музыкальный театр», разработанный в системе образования К. Орффа, где средства - звук, жест, танец, слово, литературный текст и звук помогают ребенку «видеть» музыку, чувствовать ее, проникнуть в нее и при использование ее в классе, является более продуктивным. Дети лучше усваивают пройденный материал и становятся заинтересованными в уроках хорового класса, а используя визуальные методы дети более внимательно и продуктивно занимаются учебной деятельностью, что способствуют к раскрытию творческих способностей каждого учащегося. И отсюда мы можем говорить о подтверждении поставленной мной гипотезы



1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М.: Академия, 2014. 336 с.
2. Адищев В.И. Музыкальное образование в женских институтах и к
адетских корпусах России второй половины XIX – начала XX века. – М.: Музыка, 2007. – 344 с
3 . Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика. – М., 2005
4. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. –С. 235, 336.
5 . Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей / В. П. Анисимов. М.: Владос, 2014. 290 с.
6 . Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1 – М.: Музыка, 1961. С. 17
7. Арсеневская, О. Н. Музыкальные занятия: Волгоград, 2012. 187 с.
8. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.
9. Бабаджан, Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 2007. - 267 с.
10 . Барышева Т. А., В.А. Шекалов «Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей» - Ростов-на-Дону, Феникс, 2004;
11. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. – 352 с.
12. Генералова И.А. Мастерская чувств Ч. 2. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. – 64 с
13. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость /Н.А.Ветлугина // Восприятие музыки. М: Музыка. – 1990 – С. 45–52
14. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.
15. «Вокальный словарь» – составитель И.Кочнев, А.Яковлев
16. Гиппиус С.В. Актерский тренинг: Гимнастика чувств. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2008 – 377 с.
17. Далецкий О. Методика вокала. - М.:Музыка, 2012.
18. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2006. 367с.
19. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. «Дополнительное образование детей» - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011
20 . Егоров А.А. Теория и практика работы с хором.-Л.: Музгиз, 1951. -238
21. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – 2-еизд., перераб. и доп. – М.:Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998 – 366 с.
22. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. – М., 2001
23. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Владос, 2003.- 272 с.
24. Заднепровская Г. В. Анализ музыкальных произведений: Учеб. пособие для студ. муз. пед. училищ и колледжей. --М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
25. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006 – 144 с.
26. Ильина Е. Р. Музыкально-педагогический практикум: учебное пособие для студентов вузов и преподавателей / Е. Р. Ильина. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. – 416 с.
27. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя /Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1981 – 192 с.
28. Казанцева, Л. П. Основы теории музыкального содержания: учеб.пособие / Л. П. Казанцева. - Астрахань : Волга, 2009. - 368 с.
29. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. – 3-е изд.М.:
Искусство, 1982 – 119 с.
30 . Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура.- М.,1981.- С.43
31. Коджаспирова Г.М. «Педагогика» - М.: Гардарики, 2014 г.
32. Козлянинова И.П. Сценическая речь. – М.: Просвещение, 1976. – 336 с.
33. Краснощеков, В. И. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. — 299 с.
34. Кузнецов, Ю. М. Практическоехороведение. Учебный курс хороведения / Ю. М. Кузнецов. - М.: 2009. - 158 с.
35. Лавров Н.Н. Дыхание по Стрельниковой, изд.Феникс 2005, с.123
36. Локшин Д.Л. Замечательные русские хоры и их дирижеры. (Краткие очерки). -М.: Музгиз, 1963. -Изд. 2-е доп. -211с.
37. Левашова Г. Поговорим о музыке: Беседы о музыке.- Л.: Детская литература, 2004.
38. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
39. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.т– М.: Знание, 1981. – 96 с.
40. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 2008. С. 28-37.
41. Митрофанова, Д.А. Хоровое пение. Методика работы с детским хором: Учебное пособие / Д.А. Митрофанова. - СПб.: Планета Музыки, 2014. - 176 c.
42. Мурадели В. «Музыкальные картины» (для детского хора без сопровождения). – М., МРI, 2008
43. «Музыка». В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М., Издательство «Дрофа», 2003
44. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. СПб.: Питер. 2011. 218 с.
45. Новицкая Л.П. Н–73 Уроки вдохновения / ред. Ю.С. Калашников. – М.: Всерос. театр, общество, 1984. – 383 с
46. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учеб.пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2009. – 400 с.
47. Подуровский В.М. Психологическая коррекция профессиональной музыкально — педагогической деятельности: Теория, проблемы, практика. М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2000.- С.24
48. Плужников К. Механика пения. Принципы постановки голоса. – СПб., 2004.
49. Прейсман Э.М. О музыке и музыкантах : время, события: отв. ред. Н.А. Яловская. - Красноярск, 2013.
50. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. - М., 2013.
51. Радынова О.П. Слушаем музыку. – М.: Просвещение, 1990 – 160 с.
52. Романовский Н.В. «Хоровой словарь», Музыка, 2005.
53. Самарин В. А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
54. Семенюк В.О. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства. - М.: ООО Издательство «Композитор», 2008. - 328 с.
55. Скловская Е.Е. Система работы с театральным коллективом// Дополнительное образование и воспитание. – 2009. – № 3. – С.28–38.
56. Слабодчикова Т.Г. Хоровое пение в современном мире /Материалы международной конференции «Культура. Наука. Творчество», Минск: Наука. 2008. 342 с.
57. Стаина О.А. Организация театральных занятий, направленных на развитие способности к импровизации // Дополнительное образование и воспитание. – 2011 – № 8 – С. 35–40.
58. Станиславский К.С. Работа актера над собой // Собр. соч.: В 8-ми тт. –Т. 2 – М.: Искусство, 1954 – 424 с.
59. Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981.- С.13-15, 76-81


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ