Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ

Работа №81956

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2020
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ 11
1.1 Состояние проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по развитию экономической грамотности детей ... 11
1.2 Теоретико-методическая основа формирования понятия «финансовая
грамотность» у детей дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические условия взаимодействия дошкольной
образовательной организации и семьи по развитию экономической грамотности детей 29
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ 45
2.1 Состояние проблемы формирования навыков экономической
грамотности дошкольного возраста в практике дошкольной образовательной организации 45
2.2 Реализация психолого-педагогических условий взаимодействия
дошкольной образовательной организации и семьи по развитию экономической грамотности детей 56
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретации 71
Выводы по второй главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 8

Экономическая грамотность - это результат процесса финансового образования, который можно определить как совокупность осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, которые необходимы для принятия успешных решений в сфере финансов и в конечном итоге для достижения экономического благосостояния. Данное определение закреплено в стратегии повышения экономической грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г.
Основная причина финансовых затруднений и проблем во взрослой жизни является безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов. Именно в детстве формируется правильное отношение к деньгам. В будущем человек, у которого воспитали рациональное отношение к деньгам, не должен испытывать страха «остаться без денег» или пристрастия к расточительности, он сможет избрать оптимальную экономическому устройству общества стратегию финансового поведения.
С точки зрения включения экономической грамотности в образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального общения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности как ответственность, бережливость, творчество, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека.
Для России остается актуальной проблема внедрения
экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельствуют об этой необходимости:
- именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни;
- стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.);
- это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.
Передовые страны мира на протяжении длительного периода осуществляют программы финансовой грамотности с раннего возраста. В США с шести лет дети получают банковские карты и производят покупки, так реализация образовательных программ, связанных с экономической грамотностью в этой стране, начинается с дошкольного возраста. Самой передовой страной в области повышения экономической грамотности для детей дошкольного возраста признается Сингапур. Банки в этой стране начинают работу с детьми пятилетнего возраста и в дальнейшем сопровождают их на всем жизненном пути. Банки предлагают счета для детей, при этом их можно открыть при частном визите ребенка в отделение банка, либо в режиме онлайн. Данная услуга дает возможность ребенку быть активным потребителем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым способствуя формированию экономической грамотности и самостоятельности.
В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое. Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста.
На сегодняшний день в Российской Федерации реализуются следующие программы по повышению экономической грамотности населения:
Заявленная проблема находит отражение в нормативных документах:
- Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приоритетный национальный проект «Образование»;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 04.10.200 г. № 751;
- Национальная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 г. Пр-271;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей») от 15.05.2013 г. № 792-р;
- Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г. № 2039-р
Анализ литературы показал, актуальные научно-методические и дидактические аспекты взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по развитию экономической грамотности детей раскрываются в исследованиях Т.А. Арефьевой, Л.Н. Галкиной, О.А. Гладковой, Л.М. Клариной, Н.А. Крючковой, Е.А. Курак, Р.С. Лукьяновой, А.Ю. Селезневой, Е.А. Сидякиной, А.А. Смоленцевой, Н.А. Струнилиной, Т.Г. Хановой, А.Д. Шатовой и др.
В современной теории и практике финансово-экономического воспитания и образования детей дошкольного возраста существуют некоторые противоречия между:
- важностью проблемы экономического развития дошкольников и недостаточной её теоретической разработкой как важнейшим социально-психологическим механизмом социализации ребенка с учётом специфики дошкольного возраста в целях становления психологически зрелой личности в последующем;
- значимостью уровня развития экономического развития старших
дошкольников и недостаточной практической реализованностью в индивидуально-групповой работе воспитателей и педагогов в процессе воспитания и обучения в рамках дошкольных воспитательных учреждений;
- имеющимися психолого-диагностическими методиками, практическим материалом для работы со старшими дошкольниками и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий процесса взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей по развитию экономических навыков детей.
Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске теоретико-методического обеспечения процесса развития экономической грамотности дошкольников, а именно процесс взаимодействия педагога и родителя для получения и развития финансовых навыков детей.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по развитию экономической грамотности дошкольника.
Объект исследования - процесс взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по развитию экономической грамотности детей.
Предметом исследования выступают психолого-педагогические условия взаимодействия между семьей и дошкольным учреждением в процессе обучения экономической грамотности детей.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по развитию экономической грамотности детей повысится, если:
- разнообразить формы работы с родителями по развитию экономической грамотности детей;
- организовать совместную деятельность детей и взрослых на основе комплексного применения методов и приемов развития экономических навыков;
- активизировать субъектный опыт детей в развитии экономической грамотности через разные виды детской деятельности.
Согласно цели и гипотезе исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по развитию экономической грамотности детей.
2. Изучить особенности формирования развития экономической грамотности у ребенка дошкольного возраста.
3. Обосновать критерии и показатели процесса
сформированности экономической грамотности детей дошкольного возраста.
4. Разработать психолого-педагогические условия,
благоприятствующие активизации субъектных позиций ребенка.
Теоретико-методологической основой исследования выступают: компетентностный, деятельностный подходы.
Этапы исследования:
1. Констатирующий этап (октябрь - декабрь 2018г.) - изучалась психолого-педагогическая и научно-методическая литература по проблеме исследования; сформулирована цель, выдвинута гипотеза, поставлены задачи и выбраны методы опытно-поисковой работы; проводилось изучение практических аспектов решения проблемы; определялся понятийный аппарат, актуализировались ведущие идеи исследования, проводился диагностический срез.
2. Формирующий этап (январь - май 2019г.) - углублялись теоретические и практические аспекты исследуемой проблемы, определялась и внедрялась совокупность психолого-педагогических условий.
3. Контрольный этап (сентябрь - декабрь 2019г.) - осуществлялась обработка материалов повторной диагностики, обобщались данные, полученные теоретическим и практическим путем, обсуждались результаты апробации психолого-педагогических условий, формулировались основные выводы, определялись перспективы исследования, производилось оформление научно-исследовательской работы.
База исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Академический лицей № 95 г.
Челябинска» с дошкольным отделением.
Теоретическая значимость исследования:
1. Охарактеризован и теоретически обоснован процесс развития экономических навыков старших дошкольников.
2. Определены специфические особенности развития экономической грамотности старших дошкольников.
3. Обоснована теоретическая значимость использования психолого-педагогических условий для процесса взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по развитию экономической грамотности детей.
Практическая значимость исследования состоит в использовании материалов исследования в педагогической деятельности образовательных дошкольных учреждений.
Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется тщательным анализом психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; выбором комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; разнообразием источников информации; а также эффективными результатами внедрения методических разработок в практику учреждения дошкольного образования.
Личное участие автора состоит в разработке основных положений взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по развитию экономической грамотности детей; в получении научных результатов, изложенных в диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- осуществления экспериментальной деятельности в период с 2018 по 2020 гг.;
- заочного участия автора в конференциях различного уровня: На защиту выносятся следующие положения:
1. Определяем понятие экономической грамотности детей и процесса взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по развитию экономических навыков.
2. Доказываем, что эффективность процесса взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по развитию экономической грамотности детей обеспечивается реализацией следующих психолого-педагогических условий:
- разнообразие форм работы с родителями по развитию
экономической грамотности детей;
- организация совместной деятельности детей и взрослых на основе комплексного применения методов и приемов развития экономических навыков;
- формирование субъектного опыта детей в развитии экономической грамотности через разные виды детской деятельности.
Структура диссертационной работы: работа состоит из введения, двух глав, таблиц, диаграмм, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по взаимодействию дошкольной образовательной организации и родителей по развитию экономической грамотности детей. В рамках исследования решался ряд задач.
Актуальные научно-методические и дидактические аспекты к организации экономического образования детей в условиях дошкольной образовательной организации раскрываются в исследованиях Т.А. Арефьевой, Л.Н. Галкиной, О.А. Гладковой, Л.М. Клариной, Н.А. Крючковой, Е.А. Курак, Р.С. Лукьяновой, А.Ю. Селезневой, Е.А. Сидякиной, А.А. Смоленцевой, Н.А. Струнилиной, Т.Г. Хановой, A. Д. Шатовой и др.
Основная же группа ученых (А.Ф. Аменд, И.А. Барило, З.А. Валиева, Н.И. Горлач, М.Н. Ермоленко, И.Б. Иткин, В.П. Киселева, К.Я. Клепач, Л.П. Кураков, Л.П. Мельникова, Л.М. Нульман, О.В. Плахотник, Л.Н. Пономорев, И.А. Сасова, А.А. Саламатов, Т.Е. Сергеева, B. А. Товстик, Л.А.Фесенко, А.Т. Шпак) обосновывает экономическое образование как самостоятельное направление и в тоже время как составную часть всей системы воспитания.
В данной работе конкретизированы понятия «финансовая грамотность» и «взаимодействие дошкольной образовательной организации и родителей по развитию экономической грамотности детей».
Финансовая грамотность для дошкольников - это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ экономической культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение). Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Для решения исследовательской проблемы нами избрана теоретико-методологическая основа, представляющая собой комплекс следующих подходов: компетентностный, деятельностный.
Компетентностный подход разрабатывается такими исследователями, как А.Л. Андреевым, А.С. Белкиным, Э.Ф. Зеером, И.А. Зимней, Д.А. Ивановым, К.Г. Митрофановым, Дж. Равен, В.В. Сериковым, О.В. Соколовой, А.В. Хуторским и др.
Главная идея компетентностного подхода, по мнению многих специалистов состоит в том, что нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными
характеристиками и уметь в любой момент самостоятельно найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации, уметь воспользоваться ими в различных ситуациях и сферах жизни.
Основы деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка.
На основе проведенного теоретического анализа сущности, форм и особенностей развития экономической грамотности детей, мы выделяем в структуре содержательные компоненты, представляющие собой следующие критерии:
1. Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей);
2. Деятельностный компонент (экономические умения);
3. Эмоционально-ценностный компонент (нравственно¬
экономические качества личности).
На основе выделенных компонентов, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития экономической грамотности детей: низкий, средний и высокий.
В экспериментальной группе работа была направлена на реализацию психолого-педагогических условий, благоприятствующих эффективности процесса взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по развитию экономической грамотности детей:
- разнообразие форм работы с родителями по развитию
экономической грамотности детей;
- организация совместной деятельности детей и взрослых на основе комплексного применения методов и приемов развития экономических навыков;
- формирование субъектного опыта детей в развитии экономической грамотности через разные виды детской деятельности.
Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента для экспериментальной и контрольной групп показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 17% и 18% и количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 35%.
Анализ полученных количественных и качественных результатов опытно-экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.



1. Аксенова, Н.И. Поиграем в экономику [Текст] / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л.А. Павленко // Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники - 38 с.
2. Аменд, А.Ф. Формирование нравственных
представлений дошкольников в процессе экономического воспитания [Текст] / А.Ф. Аменд, А.А. Саламатов // Детский сад от А до Я. 2003. - №4. - с.55.
3. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших
дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями [Текст] / Л.М. Аношина // Детский сад от А до Я. 2003. -№4. - с.103.
4. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки [Текст] / С.В. Белокашина // Дошкольная педагогика. 2009. - №7. - с.8.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография [Текст] / Л.И. Божович // СПб.:Питер, 2009. - 398 с.
6. Брушлинский, A.B. Проблемы субъекта в психологической науке (статья вторая) [Текст] / A.B. Брушлинский // Психологический журнал. —1992, Т. 12. - №6. - С. 3-12.
7. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский // М.: Юрайт, 2017. -198 с.
8. Галкина, Л.Н. Экономика для детей: метод. пособие / Л.Н. Галкина // Челябинск: Цицеро, 2013. - 112 с. 5.
9. Галкина, Л.Н. Готовность педагогов ДОУ к осуществлению экономического образования детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Галкина // Образование и наука на XXI век:
Материал на 9-а международная научная практичная конференция,
2013. - С. 51-57.
10. Галкина, Л.Н. Социально-коммуникативное развитие: формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Галкина // 2014. C. 20-29.
11. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учеб. Пособие [Текст] / Л. Н. Галкина // Челябинск, 2006. - 98 с.
12. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Галкина // Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, 2015 - 89 с.
13. Глазырина, Л.Д. Экономическое воспитание
дошкольника: справ. и метод. материалы [Текст] / Л.Д.Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко // Мозырь: Содействие, 2006. - 84 с.
14. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик вос-питания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / А.Г. Гогоберидзе; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево // СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
15. Иванова, Н. Г. Что такое «экономика»? Проект для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Г. Иванова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - С.12 - 14.
16. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.Н. Доронова, М // «Сфера», 2002 - С. 114.
17. Зверева, О.Л., Общение педагога с родителями в ДОУ.
Методический аспект [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова // М.: Творческий центр «Сфера» - 2005 - С. 89.
18. Киреева, Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. [Текст] / Л.Г. Киреева // М., 2008. - 169 с.
19. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей или как Миша
стал бизнесменом [Текст] / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, О.В. Попова // М.: ПедагогикаПресс - 1996. - 125 с.
20. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации [Электронный ресурс].
21. Котюсова, И.М. Экономика в сказках и играх [Текст] / И.М. Котюсова, Р.С. Лукьянова // Нижний Новгород, 1994. - 45 с. 14.
22. Крупник, Н.Я. Путешествие в мир экономики [Текст] / Н.Я. Крупник. М. // Легппромбытиздат, 1993 - 110 с. 15.
23. Крючкова, В.А. Беседы о экономике: учебно-метод. Пособие [Текст] / В.А. Крючкова // Самара, 1994 - 26 с.
24. Кузина, О. В. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России [Текст] / О.В. Кузина // Вопросы экономики. 2015. № 8. C. 129-148.
25. Кулакова, М. В. Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах, загадках. Экономика от А до Я. [Текст] / М.В. Кулакова // Н. Новгород, 1997. - 125 с.
26. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников:
примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий [Текст] / Под ред. Е.А. Курака. // М.: ТЦ Сфера, 2002. -
С.58.
27. Левчук, З.К. Нравственно - экономическое воспитание дошкольников и перспективы [Текст] / З.К. Левчук //Актуальные проблемы теории и истории педагогики. - Витебск, 2006. - с. 158 - 161.
28. Лившиц, А.Я. Введение в рыночную экономику: курс
лекций [Текст] / А.Я. Лившиц. М. // 1991. - 255 с.
29. Липсиц, И.В. Структура обучения экономическим знаниям в средней школе [Текст] / А.Я. Лившиц // Рос. энциклоп. 1992. № 12. - С. 110-112.
30. Лушникова, Е.В. Как мы играем в экономику [Текст] /
Е.В. Лушникова // Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008 - №
11- с.75.
31. Меньшикова, О.И. Экономика детям, большим и
маленьким [Текст] / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, О.В. Попова. // М.: Просвещение - 1994 - 76 с.
32. Нарушева, Г. Е. Экономика и дошкольник: актуально ли? [Текст] / Г.Е. Нарушева // Обруч. - 1997. -№4. -С. 23-24.
33. Пантина, Н.С. Основные векторы субъективации в дошкольном образовании [Текст] / Н. С. Пантина // М.:АСТ, 2000. - 51 с.
34. Полиманская Т.И. Усвоение нравственных норм старшими дошкольниками в совместной трудовой деятельности [Текст] / Т.И. Полиманская // Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / под ред. Р.С. Буре. М.: Просвещение, 1987. 117 с.
35. Прокофьева, О.О. Мы и экономика [Текст] / О. Прокофьева // Пралеска. - 2006. - № 7. - с.17-18.
36. Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье [Текст] / И.А. Сасова // М., 1989 - 45 с.
37. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику [Текст] / А.А. Смолнцева // СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2009 - 176 с.
38. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок [Текст] / А.А. Смолнцева // М.: АРКТИ - 2006. - 88 с.
39. Стахович, Л.В. Методические рекомендации для
воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников [Текст] / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская // М.: ВИТАПРЕСС -
2019.
40. Стахович, Л.В. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» [Текст] / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская // М.: ВИТА-ПРЕСС - 2019.
41. Стахович, Л.В. Сборник мини-спектаклей по
финансовой грамотности для дошкольников [Текст] / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская // М.: ВИТА-ПРЕСС - 2019. -25 с.
42. Стахович, Л.В. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» [Текст] / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская //М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. -61 с.
43. Стахович, Л.В. Советы родителям: говорите с детьми о финансах [Текст] / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская // М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
44. Стахович, Л.В. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» [Текст] / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская // М.: ВИТА-ПРЕСС - 2019.
45. Суворова, О.В. К проблеме становления и проявления субъектности у детей 6-7 лет [Текст] / О.В. Суворова // Психологические исследования развития личности: возрастной, гендерный и профессиональный аспект Нижний Новгород, 2014 - С. 28-40.
46. Табих, Е.А. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / Е.Н. Табих // Минск: Выш. шк., 2007. - 48 с.: ил.
47. Тимофеева, Л.Л. Формирование субъектности на этапе дошкольного образования [Текст] / Л.Л. Тимофеева // Педагогика.
2015. - № 7. - С. 70-77.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
49. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / А.Д. Шатова // М., 2005. - 254 с.
50. Шатова, А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание [Текст] / А. Д. Шатова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 8. - С. 17-24.
51. Шатова, А. Д. Дошкольник... и экономика [Текст] / А. Д. Шатова // Обруч. - 1999. - № 1.
52. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / А. Д. Шатова. - М., 2005. - 254 с.
53. Шишова, Е.О. Взаимосвязь качества образовательной среды и субъектно-личностных характеристик дошкольника [Текст] / Е.О. Шишкова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. - № 10 (82). - С. 50-59.
54. Ягунова, Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности [Текст] / Н.М. Ягунова // Детский сад от А до Я.2003. - №4. - с.128.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ