Работа педагога с семьёй по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия младших школьников
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Освещение проблемы работы педагога с семьей по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия младших школьников 7
1.1 Особенности межличностного взаимодействия младших
школьников 7
1.2 Влияние типов семейного воспитания на межличностное
взаимодействие младших школьников 14
1.3 Направления работы педагога с семьёй по профилактике
нарушений межличностного взаимодействия младших школьников 18
Выводы по 1 главе 23
ГЛАВА 2 Экспериментальная работа по взаимодействию педагога с семьёй по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия
младших школьников 26
2.1 Организация экспериментального исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов 28
2.3 Программа взаимодействия педагога с семьёй по
предупреждению нарушений межличностного взаимодействия у младших
школьников 35
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Список использованных источников
Приложение 1
ГЛАВА 1. Освещение проблемы работы педагога с семьей по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия младших школьников 7
1.1 Особенности межличностного взаимодействия младших
школьников 7
1.2 Влияние типов семейного воспитания на межличностное
взаимодействие младших школьников 14
1.3 Направления работы педагога с семьёй по профилактике
нарушений межличностного взаимодействия младших школьников 18
Выводы по 1 главе 23
ГЛАВА 2 Экспериментальная работа по взаимодействию педагога с семьёй по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия
младших школьников 26
2.1 Организация экспериментального исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов 28
2.3 Программа взаимодействия педагога с семьёй по
предупреждению нарушений межличностного взаимодействия у младших
школьников 35
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Список использованных источников
Приложение 1
Когда ребенок начинает учиться в школе, его жизнь и социальное положение начинает меняться. Школьник включается в новый коллектив, где ему предстоит получать знания, развиваться. Именно в младшем школьном возрасте происходит усвоение моральных норм поведения, начинается формироваться общественная направленность личности. Для каждого очень важно уметь общаться и находить общий язык, ведь человек - это существо социальное. Общение наполняют его жизнь новыми знакомствами, полезными знаниями и делами. А от взаимодействия в школьном коллективе зависит психологический климат в классе, настрой детей на обучение и качество усвоения знаний [6].
В младшем школьном возрасте у ребенка формируются основные личностные качества - коммуникативность, самостоятельность, объективность и еще великое множество качеств. Также возникает потребность в самопознании, самореализации и осознании собственной значимости в коллективе. В этом возрасте активно формируются социальные установки и нормы общения, отношения к окружающим. В школьном коллективе формируются межличностные отношения, которые следует уметь поддерживать. Именно вследствие межличностных отношений дети получают опыт общения, учатся проявлять и контролировать различные эмоции, чувства, развиваются навыки контроля и самоконтроля [2].
Наряду межличностного общения школьники также сталкиваются с трудностями, выход из которых им следует только учиться находить. Вследствие этих трудностей могут возникать различные межличностные нарушения. Именно поэтому тема данного исследования является весьма актуальной. В младшем школьном возрасте дети не в состоянии самостоятельно разрешать некоторые межличностные конфликты, поэтому со стороны педагога следует проводить работу по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия [19]. Так как возрастная специфика младших школьников имеют ряд своих особенностей, таких как смена ведущей деятельности, возникновение психических новообразований, укрепление внутренней позиции и еще происходит ряд особенностей, то работа педагога должна опираться также на работу с семьями детей. Работа педагога с семьей направлена на укрепление семьи, наиболее полного использования её воспитательного потенциала. Корректировать межличностные отношения следует также через семью. Нередко межличностные нарушения происходят из-за какого-либо психологического или же психического насилия в семье [12].
Существуют различные способы работы с семьями детей. Важно определить какое взаимодействие будет самым успешным и продуктивным и всегда действовать комплексно. При должной работе педагога можно вовсе избежать межличностных конфликтов в детском коллективе или же свести их к минимуму.
Следует отметить, что проблемой межличностных конфликтов занимались такие ученые как Е. М. Бабосов, Н. В. Гришина, С. М. Емельянов, М. Дойч, Л. Козер, У. Линкольн. А проблемой профилактики межличностных конфликтов - А. Г. Здравомыслов, А. Я. Анцупов, А. Гидденс, О. С. Гребенюк, Н. И. Леонов.
Противоречие: в результате анализа данной проблемы было выявлено противоречие между необходимостью предупреждения нарушений межличностного взаимодействия и недостаточной методической обеспеченностью работы педагога с семьей.
Проблема: каково содержание программы работы педагога с семьёй по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия младших школьников?
Цель: изучение теоретических и практических аспектов проблемы предупреждения нарушений межличностного взаимодействия младших школьников для разработки программы взаимодействия педагога с семьёй.
Объект: процесс предупреждения нарушений межличностного
взаимодействия младших школьников.
Предмет: деятельность педагога с семьёй по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия младших.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности межличностного взаимодействия младших школьников.
2. Определить влияние типов семейного воспитания на
межличностное взаимодействие младших школьников.
3. Изучить направления деятельности педагога с семьёй по профилактике нарушений межличностного взаимодействия младших школьников.
4. Проанализировать результаты работы по изучению уровня сформированности межличностных взаимоотношений младших школьников.
5. Разработать программу взаимодействия педагога с семьей, направленную на предупреждение нарушений межличностного взаимодействия у младших школьников.
В ходе работы над темой исследования было пройдено три этапа: подготовительный, рабочий и заключительный.
На подготовительном этапе осуществлялся поиск теоретической и эмпирической информации и инструментария исследования, систематизировался и изучался отобранный материал, выявлялась проблема исследования, определялась его цель, задачи, структуры и методы, а также разрабатывался эксперимент.
На рабочем этапе был проведен эксперимент, высказывались свои мнения по рассматриваемым вопросам, формулировались выводы по параграфам и главам, оформлялся научно-справочный аппарат.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ города Челябинска. В эксперименте приняли участие 23ребенка в возрасте 8-9 лет. В ходе исследования были использованы теоретические (анализ литературы, обобщение информации) и практические (эксперимент, анкетирование) методы.
Практическая значимость нашей квалификационной работы заключается в том, что разработанные нами программа взаимодействия с семьёй может быть использована УНК в процессе работы по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия у младших школьников.
Квалификационная работа имеет следующую структуру: содержание, введение, две главы, первая - теоретическая, вторая - практическая, выводы по каждой главе, заключение, список литературы и приложение. В тексте работы 4 таблицы, 2 рисунка. Список литературы представлен 45 источниками.
В младшем школьном возрасте у ребенка формируются основные личностные качества - коммуникативность, самостоятельность, объективность и еще великое множество качеств. Также возникает потребность в самопознании, самореализации и осознании собственной значимости в коллективе. В этом возрасте активно формируются социальные установки и нормы общения, отношения к окружающим. В школьном коллективе формируются межличностные отношения, которые следует уметь поддерживать. Именно вследствие межличностных отношений дети получают опыт общения, учатся проявлять и контролировать различные эмоции, чувства, развиваются навыки контроля и самоконтроля [2].
Наряду межличностного общения школьники также сталкиваются с трудностями, выход из которых им следует только учиться находить. Вследствие этих трудностей могут возникать различные межличностные нарушения. Именно поэтому тема данного исследования является весьма актуальной. В младшем школьном возрасте дети не в состоянии самостоятельно разрешать некоторые межличностные конфликты, поэтому со стороны педагога следует проводить работу по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия [19]. Так как возрастная специфика младших школьников имеют ряд своих особенностей, таких как смена ведущей деятельности, возникновение психических новообразований, укрепление внутренней позиции и еще происходит ряд особенностей, то работа педагога должна опираться также на работу с семьями детей. Работа педагога с семьей направлена на укрепление семьи, наиболее полного использования её воспитательного потенциала. Корректировать межличностные отношения следует также через семью. Нередко межличностные нарушения происходят из-за какого-либо психологического или же психического насилия в семье [12].
Существуют различные способы работы с семьями детей. Важно определить какое взаимодействие будет самым успешным и продуктивным и всегда действовать комплексно. При должной работе педагога можно вовсе избежать межличностных конфликтов в детском коллективе или же свести их к минимуму.
Следует отметить, что проблемой межличностных конфликтов занимались такие ученые как Е. М. Бабосов, Н. В. Гришина, С. М. Емельянов, М. Дойч, Л. Козер, У. Линкольн. А проблемой профилактики межличностных конфликтов - А. Г. Здравомыслов, А. Я. Анцупов, А. Гидденс, О. С. Гребенюк, Н. И. Леонов.
Противоречие: в результате анализа данной проблемы было выявлено противоречие между необходимостью предупреждения нарушений межличностного взаимодействия и недостаточной методической обеспеченностью работы педагога с семьей.
Проблема: каково содержание программы работы педагога с семьёй по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия младших школьников?
Цель: изучение теоретических и практических аспектов проблемы предупреждения нарушений межличностного взаимодействия младших школьников для разработки программы взаимодействия педагога с семьёй.
Объект: процесс предупреждения нарушений межличностного
взаимодействия младших школьников.
Предмет: деятельность педагога с семьёй по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия младших.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности межличностного взаимодействия младших школьников.
2. Определить влияние типов семейного воспитания на
межличностное взаимодействие младших школьников.
3. Изучить направления деятельности педагога с семьёй по профилактике нарушений межличностного взаимодействия младших школьников.
4. Проанализировать результаты работы по изучению уровня сформированности межличностных взаимоотношений младших школьников.
5. Разработать программу взаимодействия педагога с семьей, направленную на предупреждение нарушений межличностного взаимодействия у младших школьников.
В ходе работы над темой исследования было пройдено три этапа: подготовительный, рабочий и заключительный.
На подготовительном этапе осуществлялся поиск теоретической и эмпирической информации и инструментария исследования, систематизировался и изучался отобранный материал, выявлялась проблема исследования, определялась его цель, задачи, структуры и методы, а также разрабатывался эксперимент.
На рабочем этапе был проведен эксперимент, высказывались свои мнения по рассматриваемым вопросам, формулировались выводы по параграфам и главам, оформлялся научно-справочный аппарат.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ города Челябинска. В эксперименте приняли участие 23ребенка в возрасте 8-9 лет. В ходе исследования были использованы теоретические (анализ литературы, обобщение информации) и практические (эксперимент, анкетирование) методы.
Практическая значимость нашей квалификационной работы заключается в том, что разработанные нами программа взаимодействия с семьёй может быть использована УНК в процессе работы по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия у младших школьников.
Квалификационная работа имеет следующую структуру: содержание, введение, две главы, первая - теоретическая, вторая - практическая, выводы по каждой главе, заключение, список литературы и приложение. В тексте работы 4 таблицы, 2 рисунка. Список литературы представлен 45 источниками.
В младшем школьном возрасте формируется межличностные отношения, в результате которых начинается активное приобретение навыков общения. От того, как у ребёнка построены взаимоотношения со сверстниками, зависит становление его личности. В межличностном взаимодействии могут возникнуть некие нарушения, но в силу своего возраста младшие школьники не всегда могут самостоятельно найти выход из трудной ситуации и тут приходит на помощь педагог, который помогает выйти из затруднительной ситуации. А чтобы минимизировать нарушения межличностного взаимодействия он работает не только с детьми, но и с их родителями. Ведь именно семья играет значимую роль в жизни ребенка.
Актуальность данной темы определяется потребностью в профилактике нарушений межличностного взаимодействия младших школьников.
Целью нашей работы было изучение теоретических и практических аспектов проблемы предупреждения нарушений межличностного взаимодействия младших школьников.
В теоретической части нашего исследования нами были изучены и проанализированы работы таких педагогов, как Н.В. Гришина, Н. И. Леонов, А. С. Макаренко, Р. В. Овчарова и др. Анализ литературных источников позволил определить, что межличностные отношения - это объективно переживаемые и осознаваемы в разной степени взаимосвязи между людьми. Межличностный конфликт, в свою очередь, является наиболее распространённым видом конфликта и представляет собой публичное столкновение субъектов взаимодействия, которое основано на возникновении противоречий.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сказать, что тип семейного воспитания непосредственно влияет на взаимодействие младших школьников со сверстниками, среди основных
типов семейного воспитания (авторитарный, либеральный, демократический) демократический тип является наиболее оптимальным. В таких семьях ребенок развивается полноценно, имеет возможность высказывать свою точку зрения и возможность быть самостоятельным.
Для профилактики нарушений межличностного взаимодействия младших школьников выделяется три направления: работать с педагогами, работа с родителями, работа с детьми. В современном мире происходит усложнение процесса формирования личности ребенка, вследствие этого педагогу необходимо активно взаимодействовать с родителями. В работе с ними используются различные формы взаимодействия, они могут быть коллективными и индивидуальными и могут реализоваться как традиционно, так и не традиционно.
Для проведения исследования нами были использованы следующие методики: «Социометрия» (Д. Морено), опросник «Какой у вас стиль семейного воспитания» (Р. В. Овчарова).
В результате констатирующего эксперимента нами были получены следующие результаты: 52,1 % (11 семей) имеет демократический тип семейного воспитания - дети воспитываются в любви, понимании и имеют права личного выбора; 26,2 % (6 семей) диагностирован авторитарный тип воспитания - родители в этих семьях не считаются с мнение ребенка и предпочитают чрезмерную строгость в воспитании; у 21,7 % (5 семей) преобладает либеральный тип семейного воспитания - ребенку предоставляется полная свобода во всём. Среди 23 семей все-таки преобладает демократический тип семейного воспитания, большинство родителей стараются поддерживать с детьми дружеские отношения.
В классном коллективе большая часть - 56,5 % детей являются принятыми классом (14 учащихся); 26,2 % (5 учащихся) являются предпочитаемыми сверстниками; в классном коллективе 17,3 % (4 учащихся) имеют статус звёзд. Класс имеет высокий уровень сплоченности, его коэффициент составил 32,3 % - разобщенность на отдельные группировки в классе отсутствуют, все учащиеся стараются поддерживать дружеские связи между собой.
Для профилактики нарушений межличностного взаимодействия нами была разработана программа работы педагога с семьями учащихся «Вместе мы сила!».
В итоге работы цель исследования достигнута, задачи реализованы. Продолжение нашей работы мы видим в проверке результативности разработанной нами программы.
Актуальность данной темы определяется потребностью в профилактике нарушений межличностного взаимодействия младших школьников.
Целью нашей работы было изучение теоретических и практических аспектов проблемы предупреждения нарушений межличностного взаимодействия младших школьников.
В теоретической части нашего исследования нами были изучены и проанализированы работы таких педагогов, как Н.В. Гришина, Н. И. Леонов, А. С. Макаренко, Р. В. Овчарова и др. Анализ литературных источников позволил определить, что межличностные отношения - это объективно переживаемые и осознаваемы в разной степени взаимосвязи между людьми. Межличностный конфликт, в свою очередь, является наиболее распространённым видом конфликта и представляет собой публичное столкновение субъектов взаимодействия, которое основано на возникновении противоречий.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сказать, что тип семейного воспитания непосредственно влияет на взаимодействие младших школьников со сверстниками, среди основных
типов семейного воспитания (авторитарный, либеральный, демократический) демократический тип является наиболее оптимальным. В таких семьях ребенок развивается полноценно, имеет возможность высказывать свою точку зрения и возможность быть самостоятельным.
Для профилактики нарушений межличностного взаимодействия младших школьников выделяется три направления: работать с педагогами, работа с родителями, работа с детьми. В современном мире происходит усложнение процесса формирования личности ребенка, вследствие этого педагогу необходимо активно взаимодействовать с родителями. В работе с ними используются различные формы взаимодействия, они могут быть коллективными и индивидуальными и могут реализоваться как традиционно, так и не традиционно.
Для проведения исследования нами были использованы следующие методики: «Социометрия» (Д. Морено), опросник «Какой у вас стиль семейного воспитания» (Р. В. Овчарова).
В результате констатирующего эксперимента нами были получены следующие результаты: 52,1 % (11 семей) имеет демократический тип семейного воспитания - дети воспитываются в любви, понимании и имеют права личного выбора; 26,2 % (6 семей) диагностирован авторитарный тип воспитания - родители в этих семьях не считаются с мнение ребенка и предпочитают чрезмерную строгость в воспитании; у 21,7 % (5 семей) преобладает либеральный тип семейного воспитания - ребенку предоставляется полная свобода во всём. Среди 23 семей все-таки преобладает демократический тип семейного воспитания, большинство родителей стараются поддерживать с детьми дружеские отношения.
В классном коллективе большая часть - 56,5 % детей являются принятыми классом (14 учащихся); 26,2 % (5 учащихся) являются предпочитаемыми сверстниками; в классном коллективе 17,3 % (4 учащихся) имеют статус звёзд. Класс имеет высокий уровень сплоченности, его коэффициент составил 32,3 % - разобщенность на отдельные группировки в классе отсутствуют, все учащиеся стараются поддерживать дружеские связи между собой.
Для профилактики нарушений межличностного взаимодействия нами была разработана программа работы педагога с семьями учащихся «Вместе мы сила!».
В итоге работы цель исследования достигнута, задачи реализованы. Продолжение нашей работы мы видим в проверке результативности разработанной нами программы.
Подобные работы
- Психологическая коррекция межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2023 - Коррекция агрессивных проявлений в поведении младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Средства и способы профилактики школьной неуспеваемости младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО КЛАССА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическая профилактика детской вербальной агрессии в младшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая программа коррекции стресса родителей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



