Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ

Работа №26743

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1011
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей 9
младшего школьного возраста
1.1 Агрессия, агрессивность, агрессивное поведение: понятие,
причины 9
1.2 Агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста
средствами игры 14
1.3 Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного
возраста средствами игры 19
2 Эмпирическое исследование коррекции агрессивного поведения детей
младшего школьного возраста средствами игры 36
2.1 Организация и методы исследования. Анализ первичной
диагностики 36
2.2 Программа коррекции агрессивного поведения младшего
школьника 50
2.3 Анализ результатов повторной диагностики 54
Заключение 67
Список использованных источников 71
Приложение А 76
Приложение Б 78

Агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: 1) ухудшением социальных условий жизни детей. Агрессивному поведению дети могут учиться и в процессе общения со сверстниками. В дошкольном и младшем школьном возрасте критерий силы является весьма значимым для большинства детей, мальчики особенно стремятся к обладанию этим качеством, так как детское сообщество никак нельзя назвать демократичным.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, изменение тона на угрожающий; демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»); крик, негодование; агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»; сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; использование физической силы; втягивание в конфликт посторонних людей; непреклонное настаивание на своей правоте; нотации, проповеди, «чтение морали», наказания или угрозы наказания; обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...», «Ты никогда не...»; сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу; команды, жесткие требования, давление; оправдания, подкуп, награды. На подобное поведение взрослых дети начальной школы часто теряют контроль над собой; часто спорят и ссорятся с окружающими; отказываются выполнять просьбы взрослых; могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения; склонны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных
Между тем, особенно важной является помощь младшим школьникам, агрессивность которых находится только в стадии становления. Нужно научить этих ребят расслабляться, учить адекватно оценивать ситуацию, уметь контролировать свои эмоции.
Цель: коррекция уровня агрессивного поведения у младших школьников средствами игры.
Объект исследования: агрессивное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста средствами игры.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование игр является эффективным методом коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть на основе теоретического анализа понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме возможности применения игры при работе с агрессивным поведение в младшем школьном возрасте.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование с целью выявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
4. Разработать и апробировать коррекционную программу с использованием игры, с детьми младшего школьного возраста с агрессивным поведением.
5. Провести повторное исследование особенностей агрессивного поведения в младшем школьном возрасте, проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение (при наблюдении за поведением первоклассников были использованы критерии, разработанные американскими психологами М. Алворд и П. Блейкер).
3. Беседа с классными руководителями и родителями.
4. Проективный тест «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич
5. Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой
6. Экспертная оценка.
7. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов, методы математической статистики (непараметрический критерий Манна-Уитни).
Экспериментальное исследование было организовано на базе средней школы №1 сельского поселения Ванавара Красноярского края. В исследовании участвовали ученики первых классов. Выборка составила 49 учеников. Выборка представлена первоклассниками с агрессивным поведением в количестве 10 человек в возрасте от 6,5 до 7,5 лет.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2015 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы работы с младшими школьниками с агрессивным поведением, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики особенностей личностного развития и поведения младших школьников.
2 этап (апрель 2016г.) - организация проведения коррекционной программы с использованием игр при работе с детьми младшего школьного возраста с агрессивным поведением.
3 этап (май 2016г.) - проведение повторной диагностики поведения младших школьников с агрессивным поведением анализ полученных результатов исследования, определение эффективности коррекционной программы с использованием игры и средств игры при работе с детьми, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные результаты исследования и разработанная нами коррекционная программа с использованием игр направленная на коррекцию агрессивного поведения младших школьников может быть использована в практической деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 61 наименований и приложения. Общий объем работы составляет 79 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста вызвала острый научно-практический интерес многих исследователей. В настоящее время в психологической литературе достаточно разработаны сущность агрессии и факторы ее возникновения, но при этом причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте недостаточно раскрыты. Кроме того, на сегодняшний день неопределенны эффективные методы коррекции агрессивных проявлений в поведении детей младшего школьного возраста.
Актуальность нашего исследования определяется проблемами, как сферы образования, так и общества в целом. Отсутствие социальной и экономической стабильности, возрастающая напряженность и отчужденность во взаимоотношениях, и многое другое обуславливают рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущего поколения.
Необходимость изучения причин агрессии и разработки методов ее коррекции определяется увеличением агрессивных проявлений в поведении маленьких детей и ростом детской преступности.
Агрессивные тенденции в поведении ребенка проявляются наиболее остро в переходные периоды, например в подростковом возрасте или во время перехода из семьи в организованную школьную среду.
Агрессивное поведение свойственно каждому ребенку, однако не у каждого подобные формы поведения закрепляются и переходят в устойчивую характеристику личности из-за чего, впоследствии, возникают трудности в личностном развитии, общении и самореализации.
В данной работе под агрессивным поведением понимается внешние действия, наносящие вред другим людям или самому агрессору, нарушающие правила и нормы взаимодействия в социуме.
Младший школьный возраст связан со многими психологическими изменениями. Одно из важнейших изменений - это переход к произвольному и осознанному поведению. В этом возрасте младший школьник учиться ставить цели и добиваться ожидаемого результата. Новые формы поведения напрямую связанны со школьной средой, но сам факт поступления в школу не обеспечивает появление данных качеств.
Способность произвольно действовать, как и все высшие формы психической деятельности, формируется постепенно и только в совместной с взрослым деятельности. Именно родители и учителя определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, являясь, в первую очередь, примером для подражания.
В отличие от взрослого, ребенок более эмоционально неустойчив, его поведение чаще спонтанно и полностью находиться под властью эмоций. Именно это и обуславливает необходимость обучения ребенка осознанию своих эмоций и их контролю с целью избежать их негативных проявлений.
Благодаря общению с взрослым ребенок обучается осознавать свои чувства. В ходе исследования нами было замечено, что готовность со стороны взрослого понять и принять ребенка таким, какой он есть дает агрессивному ребенку бесценный опыт и позитивно сказывается на его дальнейшем взаимодействии с миром.
В данной работе определены возможные причины агрессивного поведения - это семейная ситуация, методы воспитания в семье, телевидение и другие средства массовой информации, недостаток коммуникативных навыков, низкая самооценка, неразвитость игровой деятельности, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и эгоцентризм.
В настоящее время существует множество приемов и направлений в коррекционной работе с нарушениями в поведении. Система коррекционных мероприятий включает психогигиенические, лечебно-педагогические, коррекционные, общеоздоровительные мероприятия, а также психофармакологию и психотерипию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности, характер психической патологии, уровень социальной адаптации, структура и форма агрессивного поведения, соотношение биологических и социально-психологических факторов.
Успех коррекции нарушений поведения возможен при согласованной работе ряда специалистов, понимании и участии родителей ребенка. Коррекция поведения должна учитывать уникальность и неповторимость ребенка, в ее основе должен лежать индивидуальный подход. Индивидуальный подход подразумевает выявление причины деструктивных проявлений в данном конкретном случае и выбор соответствующих методов коррекции.
В своей деятельности педагог-психолог использует различные методы и формы работы с агрессивными проявлениями. К методам работы психолога с агрессивными детьми в школе относятся: психогимнастика, логотерапия. музыкотерапия, арт-терапия и игротерапия.
Самым успешным методом психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, на сегодняшний день, является игротерапия.
В рамках данной дипломной работы была разработана и апробирована программа психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Целью данной программы была коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Критерием эффективности проведенной программы является динамика таких показателей, как снижение уровня агрессивного поведения, развитие навыков межличностных взаимоотношений, овладение навыками саморегуляции.
В рамках коррекционных занятий были решены следующие задачи коррекционной работы: обучение приемлемым способам выражения гнева, снятие эмоционального и мышечного напряжение, снижение уровня агрессии, обучение навыкам общения и приемам саморегуляции.
Результаты исследования позволяют говорить о том, что в школьной среде произошли значительные изменения в поведении младших школьников, а в семейной среде особых изменений в поведении агрессивных детей не произошло. На наш взгляд, это обусловлено тем, что наша коррекционная работа ограничилась школьной средой.
В дальнейшем рекомендуется подключить к коррекционной работе родителей. В данной работе предложены рекомендации для родителей и педагогов по взаимодействию с агрессивным ребенком младшего школьного возраста.
На основе выделенных в данной работе особенностей агрессивных проявлений, вслед за исследователями агрессивного поведения, считаем необходимым разработку и апробирование методов психологической коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.



1. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л.С. Берковиц. - Москва : Генезис, 2001. — 567 с.
2. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова. — Москва : Генезис, 2001. — 400 с.
3. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, Е.С. Аванесов. - Москва : Проспект, 2007. — 622 с.
4. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2003. — 648 с.
5. Волкова, Е. Агрессивный ребенок. Трудные дети или трудные родители / Е. Волкова. - Москва : Проспект, 2002. — 545 с.
6. Выготский, Л.С. Орудия и знак в развитии ребенка / Л.С. Выготский. - СПб : Питер, 2002. - 752 с.
7. Гуревич, П.С. Психологический словарь / П.С. Гуревич. - Москва : Генезис, 2007. — 965 с.
8. Дьяченко, М.И. Психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск : Владос, 2004. — 600 с.
9. Кардуэлл, М. Психология А-Я. Словарь справочник / М. Кардуэлл . - Минск : Владос, 2000. — 400 с.
10. Карманова, Ж.А. Методологические основы психологии развития / Ж.А. Карманова. - Караганда, 2010. - 90 с.
11. Карманова, Ж.А. Особенности психологии младших школьников / Ж.А. Карманова. - Караганда : КарГУ, 2003. - 116 с.
12. Колосова, С.Л. Развитие личности детей с агрессивным поведением в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту / С.Л. Колосова. — Москва : Образование, 2006. — 420 с.
13. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - Москва : Генезис, 2003. - 512 с.
14. Красноперова, Ю.А. Педагогические условия предупреждения и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей / Ю.А. Красноперова. — Уфа, 2005. — 85 с.
15. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 160 с.
16. Кузченко, О.А. Педагогические условия профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту / О.А. Кузченко. - Волгоград, 2006. — 90 с.
17. Кусаинова, М.А. Психолого-педагогический словарь / М.А. Кусаинова. - Алмата : Мисанта, 2007. — 548 с.
18. Кэмпбелл, Р. Как справляться с гневом ребенка / Р. Кэмпбелл. - СПб : Питер, 1999. — 350 с.
19. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кряжева. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 160 с.
20. Кузнецова, Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности. Начальная школа / Л.Н. Кузнецова. - Москва : Генезис, 1999. — 391 с.
21. Лалаяну, И. Энергия агрессии / И. Лалаяну // Семья и школа. - 1995. - №6. - С. 14-23.
22. Лебедева, Л.Ю. Мирись, мирись и больше не дерись: проблемы детской агрессии / Л.Ю. Лебедева // Школьный психолог. - 2000. - №37. - С. 35 — 40.
23. Ломтева, Т. Большие игры маленьких детей. От 0 до 14 лет / Т. Ломтева. - Москва : Дрофа-Плюс, 2005. - 272 с.
24. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) / К. Лоренц - Москва : Образование, 2003. — 300 с.
25. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - Москва, 2000. - 304 с.
26. Мавлянова, О.В. Эмоциональная компетентность и целенаправленность поведения детей младшего школьного возраста с разными формами проявления агрессии / О.В. Мавлянова. - Москва, 2011. — 70 с.
27. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. — 500 с.
28. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. — Москва: Генезис, 2011. - 315 с.
29. Мещеряков, Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В.Зинченко. - Москва: Проспект, 2004. — 645 с.
30. Митина, О.В. Математические методы в психологии. Практикум /
O. В. Митина. - Москва : Знание, 2008. — 431 с.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - Москва : Генезис, 2006. - 500 с.
32. Мухина, В.С. Детская психология/ В.С. Мухина. - Москва : Генезис, 2007. - 450 с.
33. Назмутдинов, Р.А Теоретический анализ исследования агрессии /
P. А Назмутдинов // Наука. - Костанай : Академия комитета уголовно-исполнительной системы МВД Республики Казахстан. - 2011. - №4. - С. 62 - 66.
34. Немов, Р.С. Психология образования / Р.С. Немов, - Москва : Владос, 2007. — 350 с.
35. Немов, Р.С. Психология: учебное пособие / Р.С. Немов. В 3-х книгах. Кн. 3. Психодиагностика. - Москва : Генезис, 2007. — 648 с.
36. Никитин, А.В. Психологические особенности агрессивного поведения / А.В. Никитин. - Москва: Генезис, 2006. — 250 с.
37. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - Москва : Генезис, 2000. - 305 с.
38. Ольшанская, Е. Агрессивный ребенок: что делать? / Е. Ольшанская - Москва : Генезис, 1999. — 345 с.
39. Павлова, Н.Н. Педагогические условия коррекции агрессивного поведения детей / Н.Н. Павлова. — Якутск, 2001. — 75 с.
40. Панфилова, Н. Долой агрессию / Н. Панфилова. — Москва: Генезис, 2002. — 415 с.
41. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. - Минск: Владос, 2002. — 348 с.
42. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.П. Подласый. - Минск : Владос, 2000. — 352 с.
43. Рогов, Е. И. Психология / Е.И. Рогов. Учебное пособие для вузов. - Москва: Генезис, 2005. - 490 с.
44. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. Минск : Владос, 2000. — 510 с.
45. Романов, А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик / А.А. Романов. - Москва : Изд-во «Романов», 2001. - 315с.
46. Романова, Е.С. Психодиагностика / Е.С. Романова. - Москва : Генезис, 2011. — 410 с.
47. Самоукина, Н.Г. Практический психолог в школе / Н.Г. Самоукина.
- Москва : Генезис, 1999. — 300 с.
48. Сечко, В.В. Математические методы обработки психологических данных / В.В. Сечко. — Минск: Владос, 2002 .— 324 с.
49. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Питер, 2000. — 623 с.
50. Сланбекова, Г.К. Изучение влияния личностной агрессивности и тревожности на отношение к агрессивной рекламе / Г.К. Сланбекова // Вестник КарГУ. - 2012. - №1. - С. 12 - 15.
51. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. В 2-х т. - Москва : Генезис, 2000. — 359 с.
52. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов- на-Дону: Владос, 1999. — 200 с.
53. Тулебаева, А.Б. Исследование личности ребенка / А.Б. Тулебаева, Р.Т. Алимбаева. — Караганда : Мисанта, 2010. - 90 с.
54. Фигдор, И.А. Детская агрессивность / И.А. Фигдор. — Москва : Проспект, 2000. — 200 с.
55. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. - Москва : Генезис, 2001. — 500 с.
56. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск : Владос, 2001. — 250 с.
57. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова. - Ярославль : Владос, 2001. — 450 с.
58. Чудакова, М.Ю. Причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и его предупреждение в деятельности школьного психолога / М.Ю. Чудакова. - Москва : Генезис, 2012. — 200 с.
59. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - Москва, 2005. - 450 с.
60. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - СПб.: Питер, 2011. - 435 с.
61. Янаев, С.И. Краткий словарь терминов по психологии и педагогике / С.И. Янаев. - Москва : Образование, 2006. — 545 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ