Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция агрессивных проявлений в поведении младших школьников

Работа №117420

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
70
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты изучения агрессивных проявлений в поведении младших школьников 11
1.1 Агрессия и агрессивность как объект исследования в
зарубежной и отечественной психологии 11
1.2 Особенности агрессивных проявлений в младшем школьном
возрасте 19
1.3 Коррекционная работа психолога с агрессивными
проявлениями в младшем школьном возрасте 27
Глава 2 Экспериментальное изучение возможностей коррекции агрессивного поведения младших школьников 39
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2 Диагностика агрессивности младших школьников 43
2.3 Апробация программы психологической коррекции по
преодолению агрессивного поведения у младших школьников .... 53
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования 59
Заключение 68
Список используемой литературы

Актуальность темы. Агрессивность человека и агрессия, выплескиваемая на другого, в последнее десятилетие становится в обществе все более заметным явлением. Все чаще в обществе обсуждается проблема семейного насилия, школьного буллинга, враждебность в межличностных отношениях и пр. Статистические исследования, проводимые российской академией наук (РАН), подтверждают наличие этого явления.
Агрессия, как объект изучения, всегда привлекала внимание ученых, благодаря исследованиям которых было точно установлено, что это поведенческая форма, направленная на причинение вреда другому вплоть до его уничтожения, отражающая внутреннее напряжение, страх, несогласие, недовольство, злость. Такие чувства сегодня захватывают и человека, и общество - нарастает враждебность, агрессия в разных формах и видах проникает в различные сферы жизни людей и проявляется во всех возрастах.
Агрессия в детских возрастах изучается как в теоретических, так и в прикладных психологических исследованиях. Особенное внимание в них уделяется изучению причин и факторов, порождающих агрессию у детей, которая выражается в чрезмерной поведенческой форме. Выявленная связь этого с внутренним напряжением, с ощущением человеком угрозы , во многом обуславливает агрессивные проявления, а у детей с несформированной саморегуляцией и самоконтролем это становится особенно заметным.
Младший школьный возраст, будучи одним из важных этапов развития человека - его психики и личности, где новая социальная ситуация определяет радикальные изменения в детях и предъявляет новые требования, привнося в сферу переживаний и чувств не меньше изменений, чем в интеллектуальную сферу ребенка и сферу его общения и деятельности. Такая перестройка условий жизнедеятельности, где игра сменяется новым видом ведущей деятельности, требующей усилий, самоконтроля и самодисциплины, не может не вызывать внутреннего напряжения, которое понятным образом влияет на все сферы активности младших школьников и зачастую проявляется в агрессивности с разной направленностью и в разных видах. Агрессия в младшем школьном возрасте может проявляться в виде драчливости, неуступчивости, высокой конфликтности, повышенной жестокости, раздражительности, повышенной обидчивости.
Проблема исследования. Сталкиваясь с такой проблемой как «агрессивный ребенок», значимым для научных исследований является поиск причин, вызывающих вспышки агрессии, которыми могут выступить как неблагоприятные семейные отношения, нескладывающиеся межличностные отношения со сверстниками и с учителем, неуспехи в учебе, так и влияние масс-медиа или существующей системы отношений с имеющимися нормами и правилами. Но большую актуальность для изучения приобретают задачи прикладного и практического характера, где проблемой исследования становится необходимость поиска эффективных подходов и методов, способных предотвратить развитие агрессивных черт характера у детей и сформировать навыки конструктивных способов выражения агрессии. Такими сферами исследований являются поиски эффективных профилактических и психокоррекционных программ, направленных на предупреждение агрессивных проявлений в поведении детей младшего школьного возраста или их устранение.
Проблема детской агрессивности и пути ее профилактики и коррекции исследуется активно как в зарубежной (Р. Бэрон, Д. Доллард, Л. Берковиц, А. Басс, З. Фрейд, Э. Фромм и др.), так и в отечественной (Н.М. Платонова, Г.Э. Бреслав, Н.Д. Левитов, А.А. Реан и др.) психологии. А агрессию в детских возрастах изучали Т.Г. Румянцева, А.А. Реан, Н.Д. Левитов, Г. Паренс и многие другие.
Сегодня проблема детской агрессивности и возможностей ее предупреждения не теряет своей актуальности и за счет того, что на поведение младших школьников и формирование у них агрессивного поведения влияет большое количество и макрофакторов. К ним относятся изменение культурных условий социального развития (например, увеличение количества агрессивных игр, мультфильмов, доступ к негативной ситуации и т.д.), общественные изменения (например, ухудшение экономической ситуации, пандемии и т.д.) и пр. В этом направлении постоянно ведется поиск инновационных методов и приемов психологической работы, оптимизация уже существующей системы коррекции и профилактики. При этом основное внимание традиционно уделяется подростковому возрасту, так как считается, что именно на него приходится пик агрессивных проявлений, а вопросы коррекции и профилактики агрессивного поведения младших школьников остаются мало разработанными. Этот факт и обуславливает проблему нашего исследования.
Противоречие:
- изученность проблемы агрессии и агрессивности личности в современной психологической науке все еще не полностью освещает ее особенности в младшем школьном возрасте;
- имеющиеся теоретические исследования детской агрессивности и возможности ее предупреждения и коррекции, накопленные в практико-ориентированных исследованиях и психотерапевтических направлениях, все еще в недостаточной степени раскрывают возможности и подходы психологической коррекции агрессивного поведения с целью предупреждения формирования личностной агрессивности и деликвентного поведения.
Цель исследования - изучение возможностей психологической коррекции агрессивных проявлений в поведении детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - агрессия детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - психологическая коррекция проявлений агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что своевременное выявление агрессивных тенденций в личности ребенка младшего школьного возраста и создание психологических условий, в которых целенаправленно будут формироваться навыки конструктивного общения, основы саморегуляции, рефлексии и самоанализа, будут способствовать предупреждению развития агрессивности и коррекции проявленного у детей агрессивного поведения.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ литературы, посвященной зарубежным и отечественным психологическим исследованиям проблемы агрессии и агрессивности личности и ее особенностей в младшем школьном возрасте;
- провести эмпирическое исследование детей младшего школьного возраста с целью выявления у них проявлений агрессивного поведения и уровня агрессии;
- разработать и апробировать программу психологической коррекции агрессивных проявлений в поведении младших школьников;
- определить эффективность апробированной программы и сделать выводы по результатам работы.
Методы и методики исследования:
1) Метод теоретического анализа.
2) Метод наблюдения.
3) Психодиагностические методы:
- проективная методика «Несуществующее животное», автор М.З. Друкаревич;
- методика систематизации агрессивных проявлений в поведении детей посредством систематического наблюдения, автор И.А. Фурманов
4) Методы обработки эмпирических данных - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Методологическая основа исследования. Теоретико-методологическим основанием исследования выступили концепции возрастного развития Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона, О.А. Карабановой, Г. Крайга, Ф. Райса, концепции агрессивного поведения и его коррекции Г.Э. Бреслава, Н.Д. Левитова, Л.М. Семенюка, Н.М. Платоновй и А.А. Реана, а также психоаналитический подход к происхождению детской агрессивности Г. Паренса и комплексный личностный подход А.А. Реана, Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении имеющихся в современной отечественной и зарубежной психологии подходов к изучению агрессии и агрессивности как личностного свойства и анализе выявленных в исследованиях возрастных особенностей агрессии, присущих младшему школьнику. Также значимостью обладает систематизация практико-ориентированных подходов по проблемам коррекции и профилактике агрессивного поведения у детей и предупреждения развития агрессивности личности.
Практическая значимость исследования выражена в возможности широкого применения специалистами - педагогами и психологами, апробированных нами психодиагностических методов своевременного выявления агрессивных тенденций у ребенка посредством анализа его рисунков и наблюдения за поведением в деятельности и общении, а также использования игр и упражнений, способствующих как предупреждению, так и коррекции агрессивного поведения у младших школьников.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБУ «Школа № 66» г. о. Тольятти. Для решения задач исследования нами были отобраны испытуемые, в качестве которых выступили дети младшего школьного возраста, обучающиеся во 2-м классе данной школы. На участие в эксперименте было получено предварительное согласие родителей учащихся.
Новизна исследования: в работе рассмотрены возможности коррекции агрессивности младших школьников на основе комплексной психологической программы, включающей в себя как специальные и целенаправленные игры, так и упражнения, направленные на формирование необходимых навыков.
Положения, выносимые на защиту:
- агрессия, как поведение, направленное на причинение вреда другому или самому себе и проявляемое в разных формах, в младшем школьном возрасте имеет как свои особенности, так и причины ее возникновения и формирования;
- своевременное выявление присущей ребенку агрессии и признаков у него агрессивного поведения и организация специальных условий в виде комплексной психологической программы, направленной на снятие напряжения, формирование у младших школьников конструктивных навыков общения и взаимодействия, будет способствовать предупреждению и коррекции у них агрессивных проявлений и агрессивности личности.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы (69 источников). Для иллюстрации результатов теоретического анализа и отражения хода экспериментальной работы используется 13 рисунков и 5 таблиц. Основной текст работы изложен на 77 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Экспериментальное исследование, проведенное в рамках выпускной квалификационной работы бакалавра психологии, было направлено на изучение возможностей коррекции агрессивных проявлений в поведении младших школьников
В ходе исследования изучалась гипотеза о том, что своевременное выявление агрессивных тенденций в личности ребенка младшего школьного возраста и создание психологических условий, в которых целенаправленно будут формироваться навыки конструктивного общения, основы саморегуляции, рефлексии и самоанализа, будут способствовать предупреждению развития агрессивности и коррекции проявленного у детей агрессивного поведения.
Для достижения цели нами были решены такие задачи, как теоретический анализ агрессии и агрессивности личности в научных исследованиях зарубежных и отечественных психологов, ее особенности в младшем школьном возрасте, а также реализовано экспериментальное изучение в рамках цели и для проверки гипотезы.
Анализ проблемы исследования показал, что в настоящее время тема агрессии и агрессивности является актуальной в связи с ростом в обществе различных проявлений агрессии, жестокости, в том числе, у детей и подростков.
Под агрессией понимают психическое состояние, действие, нацеленное на причинение вреда или ущерба по отношению к людям или окружающим предметам. Агрессивность - это личностное свойство, определяющее готовность человека к агрессивным действиям и нанесению ущерба другому (группам или предметам, вплоть до окружающей среды, в целом).
Агрессивное поведение присуще и детям младшего школьного возраста. Данный возраст - это период бурного психического и психологического развития. У ребенка активно развивается познавательная деятельность, эмоционально-волевая и нравственная сфера, а переход к школьному обучению обязывает его осваивать новые социальные роли и требования. Основными новообразованиями младшего школьника является внутренняя позиция школьника, рефлексия, а ведущей деятельностью становится учебная.
Новая социальная ситуация развития характеризуется новыми требованиями, повышением ответственности, оценочностью деятельности, дисциплиной. Это требует адаптации, которая, как известно, вызывает внутреннее напряжение и эмоциональную нестабильность, что способствует появлению агрессивных тенденций в поведении и личности реьенка. Возникающие у ребенка учебные трудности в этот период могут также негативно сказываться как на развитии личности, так и на психологическом благополучии ребенка. Агрессия в поведении детей требует отдельного внимания, так как она, сохраняясь, становится устойчивым личностным качеством. В результате этого продуктивность и возможности ребенка снижаются, происходит деформация личности, возникают проблемы в межличностном взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками. Это актуализирует задачу создания условий, способных обеспечить решение задач полноценного и качественного развития личности в этом возрасте.
Такая значимость эмоционального неблагополучия требует специализированного вмешательства с целью корректировки и профилактики. Психологическая помощь, своевременно оказанная ребенку, способна предупредить тревожность, агрессивность, нарушения самооценки ребенка. Работа по предупреждению и коррекции негативных аспектов личности и поведения в младшем школьном является актуальной задачей, а психолог, реализующий возможности психологической профилактики и психологической коррекции, может сыграть положительную роль в решении таких развивающих задач.
Психологическая коррекция агрессивного поведения использует многие методы, средства и технологии. Ведущими из них являются игровые методы, арт-терапия в виде рисуночной терапии, сказкотерапии и пр. В ходе их применения у ребенка формируются необходимые навыки общения и взаимодействия, осваиваются конструктивные способы поведения в разных ситуациях, появляются возможности конструктивно разрешать конфликтные ситуации и решать возникающие проблемы. То есть, в ходе целенаправленной коррекционной работы происходит не только устранение имеющихся повреждений, но и развитие новообразований личности младшего школьника, ориентированных на зону ближайшего развития.
В рамках выпускной квалификационной работы нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение возможностей коррекции агрессивных проявлений в поведении детей младшего школьного возраста.
Экспериментальное исследование было организовано в три этапа:
Для проведения эксперимента была сформирована выборка испытуемых - детей младшего школьного возраста, обучающихся во 2-м классе в количестве 25 человек.
Сбор эмпирических данных о выраженности агрессивных тенденций в поведении детей младшего школьного возраста показал наличие у большинства детей тех или иных агрессивных реакций и поведенческих паттернов. Чаще всего проявляется у детей физическая и вербальная агрессия - дети дерутся, толкаются, замахиваются, часто жалуются друг на друга, ругаются и спорят с воспитателем и со сверстниками. Аналогичные данные были получены по результатам наблюдении за поведением детей в ситуации учебной деятельности и в ситуации семейного взаимодействия.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы была разработана и апробирована программа психологической коррекции, направленной на устранение и минимизацию агрессивных проявлений в поведении детей.
Программа представляла собой комплекс занятий, в ходе которых формировались навыки саморегуляции и контроля своего поведения, навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, а также формировалась толерантность к воздействию негативных стимулов, вызывающих агрессивные реакции. Целью программы было формирование основ конструктивного поведения в стрессогенных ситуациях деятельности и общения.
По итогам апробации программы нами был проведен анализ эффективности проведенных мероприятий. Данные об уровне и специфике агрессивного поведения детей, полученные на контрольном этапе эксперимента, отразили наличие положительной динамики в проявлении агрессивного поведения и агрессивности у младших школьников. я и обижаются.
По итогам экспериментального исследования и обработки всех полученных по ходу его реализации данных видно, что наблюдалось улучшение поведения и состояния детей младшего школьного возраста - увеличилось число детей с нормальным уровнем агрессивности, эмоциональные реакции детей в большей степени стали позитивны, негативные эмоции были ситуативно адекватны, дети стали более восприимчивы к ситуации с ее правилами и нормами и к индивидуальности другого. Также дети стали более внимательны и восприимчивы, а поведение их стало целеориентированным в гораздо большей степени.
Данные изменения свидетельствуют об эффективности апробированной в ходе исследования программы коррекции проявлений агрессивных тенденций в поведении у детей младшего школьного возраста.



1. Авдулова Т. П. Психология игры: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 232 с.
2. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006. 336 с.
3. Астапов В. М., Вакнин Е. Е. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства. М.: Юрайт, 2022. 274 с.
4. Афонькина Ю. А. Справочник педагога-психолога школы. ФГОС. М.: Учитель, 2020. 173 с.
5. Балашова Е. Ю. О некоторых проблемах когнитивного развития
детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018. №7. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/o-nekotoryh-problemah-kognitivnogo-razvitiya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta
6. Банщикова Т. Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 8. URL:http:ZZe-koncept.ru/2013Z13169.htm
7. Беляева Е. Б. Развитие психических процессов младших школьников
в процессе игры как ведущей формы обучения [Электронный ресурс] ZZ Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. №6. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/razvitie-psihicheskih-protsessov-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-igry-kak-veduschey-formy-obucheniya-2
8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2015. 512 с.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
10. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2004. 144 с.
11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2014. 416 с.
12. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2022. 224 с.
13. Высоков И. Е. Математические методы в психологии: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2022. 431 с.
14. Гиппенрейтер Ю. Б. Большая книга общения с ребенком. М.: АСТ, 2021. 464 с.
15. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие. М.: Флинта, 2021. 272 с.
16. Дубровина И. С. Психологическое благополучие школьников. Учебное пособие для бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 368 с.
17. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60-72
18. Ениколопов С. Н., Чудова Н.В. Агрессивность и имплицитная теория // Прикладная юридическая психология. 2017. № 2. С. 18-26.
19. Запорожец А. В. Психология действия. М.: МОДЭК, 2000. 736 с.
20. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. М.: Каро, 2006. 672 с.
21. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. СПб.: Питер, 2014. 368 с.
22. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. М.: Рос. пед. агентство, 1997. 191 с.
23. Ким А. А. Особенности развития памяти у младших школьников
[Электронный ресурс] // Вестник науки. 2019. №1 (10). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-razvitiya-pamyati-u-mladshih-shkolnikov
24. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей. СПб.: Речь, 2018. 160 с.
25. Ковалёв П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: дисс. ... канд. психологических наук: 19.00.07. Рос. пед. ун-т. Санкт- Петербург, 1996. 161 с.
26. Колосова С. Л. Детская агрессия. СПб.: Питер, 2008. 224 с.
27. Копытин А. И, Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2017. 197 с.
28. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2019. 940 с.
29. Кряжева Н. Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. М.: У-Фактория, 2006. 192 с.
30. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2021. 192 с.
31. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 344 с.
32. Левитов Н. Д. Психические состояния агрессии // Вопросы психологии. 1972. №6. С. 18-24.
33. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Книга по Требованию, 2012. 431 с.
34. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. СПб.: Смысл, 2019. 432 с.
35. Лоренц К. Агрессия или Так называемое зло. М.: АСТ, 2021. 416 с.
36. Лютова Е. К., Монина Б. Г. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми. СПб.: Речь, 2010. 136 с.
37. Мандель Б. Р. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2016. 352 с.
38. Менделевич В. Д., Соловьева С. Л. Неврозология и
психосоматическая медицина. Минск: Городец, 2016. 600 с.
39. Можгинский Ю. Б. Агрессивность детей и подростков.
Распознавание, лечение, профилактика. М.: Когито-Центр, 2008. 184 с.
40. Можгинский Ю. Б. Агрессия детей и подростков. Клинические особенности и принципы терапии. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. 196 с.
41. Момотова М. И., Хагажеева И. Р. Проблемы готовности младших школьников к обучению в основной школе [Электронный ресурс] // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. №37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-gotovnosti-mladshih-shkolnikov-k-obucheniyu-v-osnovnoy-shkole
42. Мосина Т. Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного
возраста [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. №6 (22). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-
povedenie-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta
43. Музыченко Г. Ф. Проективная методика «Несуществующее животное». СПб.: Речь, 2013. 556 с.
44. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития и бытия личности. Учебник для студентов вуза. Том 1. М.: Наука, 2022. 671 с.
45. Налчаджян А.А. Агрессивность человека / А.А. Налчаджян. -СПб: Питер, 2009. - 734 с.
46. Немов Р. С. Психические состояния. Книга 4 // Общая психология. Учебник и практикум. В 3-х томах. Том II. В 4-х книгах. М.: Юрайт, 2016. 243 с.
47. Психология человеческой агрессивности / под ред. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2003. 656 с.
48. Раковчена С. С. Возрастные и индивидуальные особенности развития познавательных процессов младших школьников [Электронный ресурс] // Акмеология. 2013. №2 (46). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-i-individualnye-osobennosti-razvitiya-poznavatelnyh-protsessov-mladshih-shkolnikov
49. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности //Психологический журнал. Том 17. № 5. М.: Наука, 1996. С. 3-18.
50. Реан А. А. Психология личности. СПб.: Питер, 2016. 288 с.
51. Румянцева Т. Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. Минск: Университетское, 1991.156 с.
52. Савинков С. Н. Основы психологической коррекции детей и подростков / С.Н. Савинков, Е.О. Барышева, В.А. Золотова, В.В. Козырева, Е.И. Позднякова. М.: ИНФРА-М, 2021. 217 с.
53. Сапольски Р. Психология стресса. 3-е издание. СПб.: Питер, 2019. 480 с.
54. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного
поведения у подростков и условия его коррекции. М.: Флинта, 2001. 96 с.
55. Скабелина Н. А. Влияние уровня самооценки на проявление
агрессивности подростков [Электронный ресурс] // Скиф. 2018. №8 (24). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie-urovnya-samootsenki-na
proyavlenie-agressivnosti-podrostkov
56. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 154 с.
57. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х кн. М.: Эксмо-Пресс, 1999. 768 с.
58. Столяренко Л. Д., Столяренко Д. В. Возрастная психология. Учебник. М.: Феникс, 2017. 443 с.
59. Стотт Дж. Карта наблюдений [Электронный ресурс]. С. 8-12. URL: http://gc-pmss.ru/files/pdf2017/karta nabludenij stotta.pdf
60. Тухужева Л. А. Психологические особенности младшего школьника [Электронный ресурс] // Вопросы науки и образования. 2021. №8 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-mladshego-shkolnika
61. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать. Части 1-4. М.:
Генезис, 2006. 541 с.
62. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2021. 736 с.
63. Фурманов И. А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Речь, 2007. 480 с.
64. Фурманов И. А. Социальная психология агрессии и насилия: профилактика и коррекция. Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальности «Психология». Минск: Изд. центр БГУ, 2016. 401 с.
65. Шестакова Е. Г., Дорфман Л. Я. Агрессивное поведение и агрессивность личности // Образование и наука. Известия уральского отделения российской академии образования. 2009. № 7(64). С. 51-66.
66. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: МОДЭК, 1997. 416 с.
67. Энциклопедический психологический словарь-справочник. Учебно-методическое пособие. М.: Харвест, 2021. 864 с.
68. Buss A. The psychology of aggression. New York: Wiley, 1961. 307 p.
69. Dollard J., Miller N. E., Doob L. W. Frustration and Aggression. New Haven, CT, US: Yale University Press. 1968. 240 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ