Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Средства и способы профилактики школьной неуспеваемости младших школьников

Работа №17089

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I . Теоретические подходы к изучению проблемы неуспеваемости младших школьников 6
1.1. Особенности познавательной сферы младших школьников 6
1.2. Психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости в начальных классах 13
1.3. Основные средства и способы профилактики школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте 22
Выводы по первой главе 28
Глава 2 . Эмпирическое исследование средств и способов профилактики школьной неуспеваемости младших школьников на примере МБОУ СОШ №3 г. Кызыла 30
2.1. Профилактика школьной неуспеваемости младших школьников в условиях массовой школы 30
2.2. Программа по развитию познавательных процессов и предупреждению школьной неуспеваемости младших школьников 41
2.3. Результативность профилактической работы по предупреждению неуспеваемости младших школьников 44
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложение 1. Методики для диагностики познавательных процессов 61
Приложение 2 Результаты методики «Заучивание 10 слов» 72
Приложение 3 Результаты методики «Корректурная проба» 73
Приложение 4 Результаты методики «Исключение липшего» 74
Приложение 5 Результаты методики «Гpaфичеcкий« диктант» 75
Приложение 6 Результаты сравнения средних значений 76
Приложение 7 1 Программа по развитию познавательных процессов 78


Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае и уметь устранить их.
Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, ІІ.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер,А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Ю.К. Бабанский) [18, 64].
Для предупреждения школьной неуспеваемости и ее профилактики необходимо применение ряда психолого-педагогических средств и способов.
Важно отметить, что в последнее время модернизация образования требует организации в образовательной среде профилактических мероприятий,
направленных на предупреждение школьной неуспеваемости.
Цель исследования: изучение средств и способов профилактики школьной неуспеваемости младших школьников.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические подходы к изучению проблемы неуспеваемости младших школьников;
- изучить особенности познавательной сферы младших школьников; 
- выделить психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости у младших школьников;
- рассмотреть основные средства и способы профилактики школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте;
- изучить опыт работы ОУ по профилактике школьной неуспеваемости младших школьников;
- разработать рекомендации педагогам по совершенствованию мер предупреждения школьной неуспеваемости младших школьников.
Объект исследования: школьная неуспеваемость как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: средства и способы профилактики школьной неуспеваемости учащихся начальных классов.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ документации);
- эмпирические (тестирование по методикам «Корректурная проба»,«Заучивание 10 слов», «Исключение лишнего», «Графический диктант»;
количественный и качественный анализ);
- статистические (t-критерий Стьюдента для зависимых выборок).
База исследования: МБОУ COIII №3 г. Кызыла.
Выборка: 2 «г» класс, всего 23 школьника.
В данном исследовании выдвигается гипотеза о том, что применяя разные средства и способы профилактической работы можно предупредить школьную неуспеваемость.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические и экспериментальные исследования проблемы школьной неуспеваемости М.Н. Даниловой, II.A. Менчинской, Т.А. Власовой,Н.К.Корсаковой, Ю.К. Бабанского.
Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты позволили разработать комплекс психолого-педагогических рекомендаций по устранению школьной неуспеваемости. Предложенный комплекс рекомендаций может быть использован практическими психологами, родителями и педагогами школы.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Неуспеваемость можно трактовать как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы об усвоении знаний, развитии умений, формировании навыков творческой деятельности и воспитанности.
В данной работе сделана попытка показать, что применение разных средств и способов профилактики школьной неуспеваемости младших школьников является необходимой частью современного учебно-воспитательного процесса.
Зная средства и способы профилактики школьной неуспеваемости,такие как самостоятельная работа, индивидуальные беседы, дополнительные задания, встречи с родителями можно заблаговременно предупреждать ее.
Для более эффективного процесса предупреждения трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работа с родителями. Младший школьный возраст является самым важным этапом привития личности к учебной деятельности. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, ведущей деятельностью на данном возрастном этапе, является учебная деятельность. Хочется сказать, что школьная неуспеваемость проблема вполне решаемая, но требуется создание определенных условий и применение психолого-педагогических средств и способов ее предупреждения. Дополнительные занятия с неуспевающими или отстающими учащимися, применение различного рода игровых и учебных технологий на уроках и внеклассных занятиях способствуют профилактике школьной неуспеваемости. Кроме того, для предупреждения школьной неуспеваемости младших школьников необходима организация работы с родителями. В качестве основных способов профилактики неуспеваемости может выступать родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями, тематические классные часы. Общешкольные тематические профилактические мероприятия по предупреждению неуспеваемости привлекают внимание родителей к проблеме успеваемости своих детей. 
Эмпирическое исследование показало, что результаты диагностики в конце I и III четверти отличаются, показатели повторной диагностики лучше,чем на первом этапе. Это дает основание полагать, что применение в учебно-воспитательном процессе средств и способов профилактики, а также программы по развитию познавательных процессов позволяет предупредить школьную неуспеваемость у младших школьников.
Таким образом, можно заключить, что поставленная цель достигнута,выдвинутая гипотеза подтвердилась.



1. Аминов, Н.А. Экспресс-диагностика аверсивных (страх - гнев)состояний и формы межличностных конфликтов у младших школьников.Диагностика и регуляция эмоциональных состояний / Н.А. Аминов, И.С.Аверина. - М.: Владос, 2000. - 116 с.
2. Амонашвили, ІІІ.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш.А. Амонашвили // Вопросы психологии. - 2002. - № 5. -81 с.
3. Андрущенко , Т.Ю. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения / Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. - 2003. - № 1.- 94 с.
4. Андрущенко , Т.Ю . Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - 87 с.
5. Ануфривв , А.Ф . Ккк преодолеть трудности в обучении детей .Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики.Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось,2002.-224 с.
6. ТбОн^^й, Ю.К. (^'0^436444 процесса обучения: oбщeдидсктичсский аспект / Ю.К. Бабанский. - СПб.: Речь, 2006,- 198 с.
7. 1аа]^,^ие]р, Г.Л . Что касается меня...: Сомннния и пepeживапия младших школьников / Г.Л. Бардиее, И.М. Никольская.- СПб.: Речь, 2005. - 203 с.
8. Болотникова, О.П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста:Автореф. дис. ... канд. психол. Наук / О.П. Болотникова. - М., 2003. - 24 с.
9. Брель, 1ЛЮ . Coциaльнoгпcиxoлoгичсские факторы формироанния тетеожностг у младших шкгеьеикое и пути ее профглaстисг и коррекции /ЕЛО. Брель. - Томск, 2005,- 351 с.
10. ІІуя, Т-Л. Ига а в эстегитссоoм гoclгтааиги маадшгі'о шоелагсз а //Начальная школа. - 1999. - № 2. 94 с. 
11. Венгер, A.JI. Психологическое обследование младших школьников /А.Л. Венгер, Г.А Цукерман. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.
12. Виноградова, А.Д. Психолого-педагогическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста / А.Д. Виноградова. - СПб.,2(0(0^. -217 с.
13. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С.Неезнер. - М.: Просвещение, 2002.- 133 с.
14. Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться / Б.С.Волков. - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с.
15. Волочоов , А .А. , Индивидуальный стиль учсбнѳй активности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1999. - № 5. - 86 с.
16. Выговкаяя, И . П . Эмцпттайные ОТНОШЫШЙ млддших школы-іиовв,воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал. - 2000. - Т. 17, № 4.-79 с.
17. Bыгoтатий, Л.С. Вопросы дамкой птиxoлoтии / Л.С. Вытолкний.- СПб. :Союз, 1999.-224 с.
18. 1'вврилоаа , 'ГЛ . Анліиз эмпттийных исpeжиаывий млддших школьников и младших подростков: психология межличностного познания /Т.П. Гаврилова. - М., 2000. - 85 с.
19. Ггаай, В.В . Роль учебных заданий в развитей твopчсакoгo мышления младших школьников // Начальная школа. - 2000. - № 6. - 101 с.
20. ГИмзов , М.В . Старший дошкольник и млддший школши: :психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, B.C. Герасимова JI.M.-М., 2001310 с.
21. Гсраиимов, В.II . Методолога. и методы пcиxoлoтичсакoгo исследования / В.П. Герасимов, О.А. Сычев. - Бийск, 2004. -219 с.
22. Гильбух, О.1О. Школьная неуспеваемость: диагностика и коррекция /0.10. Гильбух. - Киев, 2001. - 164 с. 
23. Горлова, ЕЛ. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. Наук /E.JL Горлова. - М., 2002. - 28 с.
24. Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретические основания
преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. - 1999. - №1. - 97 с.
25. Данилова, Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ под.ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1999. - 160 с.
26. Данилова , М.Н. Пути повышения качества знаний учащихся и предупреждение неуспеваемости в школе / М.Н. Данилова. - М.:Просвещение, 2001,- 120 с.
27. Дмитриева И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению: Автореф. дис. ... канд.
психол. наук / И.М. Дмитриева. - Н.Новгород, 2003. - 19 с.
28. Дмитриева, И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению: Дис. ... канд. психол.наук. - Н.Новгород: НГПУ, 2003. - 176 с.
29. Домырева, Е.А. Исследование когнитивных барьеров в учебной
деятельности младших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.А.Домырева. - Курск, 2002. - 16 с.
30. Дубровина, И.В . Возрастная и педагогическая психология / И.В.Дубровина, Л.М. Прихожан. - М.: Академия, 2003.- 368 с.
31. Егорова, Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью / Т.В.Егорова. - М., 2001.- 177 с.
32. Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников,отстающих в развитии / Т.В. Егорова. - М., 2004.
33. Ермолавв, О.1Ѳ. Внимание школьника / 0.10. Ермолаев, Т.М.Марютина, Т.А. Мешкова. - М.: Знание, 1999. - 185 с. 
34. Заводова, Ю.В. Как помочь ребенку в учебе: рекомендации родителям /
Ю.В.Заводова, М.В.Калужская //Справочник классного руководителя. - 2011-№3.-57 с.
35. Зак, А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников /А.З. Зак. - М.: Владос, 2004. - 89 с.
36. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников /А.З. Зак. - М.: Просвещение, 2001. - 117 с.
37. Захарова, А.В. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - 71 с.
38. Захароаа, А.В., Худобина ЕЛО . І3за:^?оо,дййств:ис когнитивного и
эмоционального компонента самооценки в младшем школьном возрасте //
Новые исследования в психологии и физиологии / А.В. Захарова, ЕЛО.Худобина. - М., 1999. - №1. - 67 с.
39. Зотов, ІОЛэ . Opагнизация соврсм^ного уроаа : книаа для учителя/Ю.Б.Зотов.- СПб, 2007.-177 с.
40. Ившова , ЕЛ. . Стила адаптации к новым условиям учебной
деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков): Автореф. дис. ... канд. психол. наук Е.В. Иванова. - Пермь, 2001.- 18 с.
41. Калита , И.И . Коррекционно-рзввивающеа обуыеііиа младших
школьников // Журнал практического психолога. - 2000. - № 1. - 65 с.
42. Калеіиіикоаа , ЛК’ . Словррь пcиxoлoгo-пДдaгoI'Ичсcкиx понятий :
справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной
формобучения / Т. Е. Каленникова, А. Р. Борисевич. - Минск:БЕТУ, 2007. -68 с.
43. Карпичко , О .В . Соддшиа системы профилах-иики школьной
неуспеваемости в начальной школе / О.В. Карпиико // Образование в современной шаоле.-2008.-№1. 
44. Климакова, Ю.В . Психологические условия изменения отношения
младших шсольнгсов с «страху ошгбсг»: Автореф. дге. ... санд. пегхол.наус Ю.В. Климасова. - М., 2000. - 24 е.
45. Княевва , Т.Н . Психологическая система обеспечения готовности
младших школьников е задержкой пеихичеесого развития с обучению в
ОСНОВНОЙ шсоле в уеловиах интеграции в общеобразовательную ереду: Дие...
дост. пеихол. наус / Т.Н. Князева. - П.Новгород, 2005. - 392 е.
46. Коломинский , Я.Л . Учителю о психолоиии дттсй шестилетнгго
возраета: снига дла учителя / ЯП. Коломинесий, Е.А. Паньсо. - М.:Проевещение, 1999. - 190 е.
47. Kopoтснка , И.І. . Ocoбeннoети личноттной дезадптгации у
первоклаееников е задержсой пеихичеесого развития: Дие. ... санд. пеихол.наус И.В. Коротенс^ - ПЛовгород, 2005. - 206 е.
48. Кораскоаа, І-З^КС. Нейропиихолоиическая диaтнoетике и коррекция
младших шкоеьников / Н.К. Кореасова. - М., 2000. - 257 е.
49. КОРЗСКОКД, П.К . Іес;ес^ісвющц^с дтти / Kopкскoкa, Н.К., Микддее Ю.В.,Балашова ЕЛО. - М., 2000. - 205 е.
50. Косма , Т.В. Мышинше младшего школьника. Атоореф. дис. .. . кндд.
пеихол. наус / Т.В. Коема. - Киев, 2001. - 17 е.
51. Коттромина , СП. . Кск просдант-гь трудіютти в обучннии дттсй чтению ,
математите, руеесому азысу / С.П. Коетромина. - М.: ACT: Хранитель, 2008.-28 е.
52. Koчелтсаa, ІІ.В . Особенности взaимoсаяги ммоций и соopчсккoгo
мышлениа в младшем шсолы-юм возрасте / Н.В. Кочанаеш Дие. ... санд. пеихол. наус. - М., 2000. - 201 е.
53. Куварина, И.В . Формировніше обобщн-шотии yмевттнныx дййст'иий у
младших шсольнисов в уеловиах инттеетктуаеьного диалога: Дие. ... санд.пеихол. наус /11.1Е Куприна. - П.І Іовгород: IIIЛ IV, 2000. - 174 е. 
54. Кузьмищева, М.Л. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис.канд. психол. наук / М.Л. Кузьмищева. - М., 2002. - 21 с.
55. Ларина, Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников
в различных условиях обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Э.В. Ларина. - М., 2002. - 22 с.
56. Локалова, II. II. Как помочь слабоуспевающему школьнику.
Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / H.I I.Локалова. - М.: Ось-89, 2003. - 96 с.
57. Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция,психопрофилактика / Н.П. Локалова. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
58. Макеева, Е.А. Особенности мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития: Дис. ... канд. психол. наук / Е.А. Макеева.- М., 2004. - 223 с.
59. Мальц, Л. А. Формирование критичности мышления младших
школьников в обучении: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л.А. Мальц. -Казань, 2002. - 21 с.
60. Мамонова, Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции в
младшем школьном возрасте: Дис. ... канд. психол:. наук / Е.Б. Мамонова. -Н.Новгород: ПЕНУ, 2004. - 201 с.
61. Маневич, Н.А. Развитие социальной креативности у интеллектуально
одаренных детей младшего школьного возраста: Дис. ... канд. психол. наук /Н.А. Маневич. - Н.Новгород, 2006. - 171 с.
62. Маракушина, И.Е. Социальное и индивидуально-личностное развитие
младших школьников в ситуациях совместной творческой деятельности с
педагогом (лонгитюдное исследование): Автореф. дис. ... канд. психол. наук /
И.Е. Маракушина. - М., 2002. - 24 с.63. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В.
Манохина. - М.: Владос, 1999. 195 с. 
64. Менчинская, Н.Л. Проблемы обучения, воспитания и психического
развития ребёнка: Избранные педагогические труды / Н.Л. Менчинская. - М.:Издательство Московского психолого-социального института, 2004. - 512 с.
65. Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие к семинарским и практическим занятиям / сост.: Н.В. Шутова, В.В. Кисова. -Н.Новгород: Ш'ІІУ, 2002. - 64 с.
66. Молодцова, П.Г. Развитие визуального мышления у детей младшего
хщксглъѵлѵо цоэрайта. па. материале произведений живописи: Дис. ... канд. психол. паук ) П.Ѵ ."Молодцова. - Мові ород*. ДШѵ. - Р.
67. Монина, Г.Б.Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником / Г'.Б. Монина, Н.В. Панасюк - СПб.: Речь, 2010. -200 с.
68. Москвичева, Л.В. Развитие 51-концепции у младших школьников
средствами содержательного общения со сверстниками и учителем: Дис. ...канд. психол. наук / Л.В. Москвичева. - Н.Новгород, 2003. - 212 с.
69. Никольская, И. М. Психологическая диагностика, коррекция и
профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников: Автореф. дис.... д-ра наук И.М. Никольская. - СПб., 2001. - 201 с.
70. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская,Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2001. - 507 с.
71. Овчарова. Р.В. Практическая психологическая в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.:ТІ I, Сфера, 2001. -240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ