Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике 7
1.1. Понятие и характеристика познавательных универсальных
учебных действий 7
1.2. Особенности формирования познавательных универсальных
учебных действий у обучающихся основной школы 19
1.3. Внеурочная деятельность как пространство для формирования
познавательных универсальных учебных действий 24
Вывод по первой главе 35
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике в основной школе 36
2.1. Констатирующий этап опытно - экспериментальной работы 36
2.2. Формирующий этап опытно - экспериментальной работы 42
2.3. Контрольный этап опытно - экспериментальной работы 72
Вывод по второй главе 80
Заключение 81
Список литературы 84
Приложение 1 87
Приложение 2 94
Приложение 3
В условиях модернизации образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) одной из главных становится проблема формирования у обучающихся среднего звена универсальных учебных действий, в том числе и познавательных, которые обеспечивают целостное развитие личности ученика.
Познавательные универсальные учебные действия представляют собой систему способов постижения окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования, а также совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [4].
Результаты исследований многих ученых (А.Г. Асмолов, М.Н. Бусова, С.Г. Воровщиков, В.А. Гуружапов, О.И. Ключко, Г.В. Репкина, Л.Г. Петерсон, Г.Г. Швецов) привели к единству понимания того, что познавательные универсальные учебные действия выступают ключевым ресурсом достижения планируемого успеха и оказывают влияние как на результативность поисковой деятельности, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося.
Безусловно, главную роль в формировании познавательных универсальных учебных действий выполняет учитель, способный к успешной организации как урочной, так и внеурочной деятельности. Ведь именно педагог управляет процессом обучения в образовательной организации, а также прививает обучающимся владение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, благодаря которой ученики получают возможность самостоятельно модернизировать имеющиеся у них навыки, развиваться, самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе, а также приобретать новые знания и умения на протяжении всей жизни. Поэтому современному учителю нужно быть теоретически и практически подготовленным к организации процесса обучения математике, нацеленного на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Цель исследования: разработка и реализация системы заданий, направленной на формирование познавательных универсальных учебных действий по математике во внеурочной деятельности в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения математике.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике.
Гипотеза исследования: повышению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся способствует реализация следующих условий:
1) На внеурочных занятиях по математике целенаправленно используется система заданий, направленная на развитие познавательных универсальных учебных действий;
2) На внеурочных занятиях применяются разнообразные формы обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная);
3) Внеурочные занятия по математике строятся с применением современных технологий обучения (проблемно - диалогическая, игровая, ИКТ, технология сотрудничества).
Для реализации цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий по математике во внеурочной деятельности в основной школе»;
2. Разработать и провести диагностическую работу для оценки сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы;
3. На основе результатов проведенной диагностики в рамках внеурочных занятий, разработать и реализовать систему заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
4. Провести повторную диагностику сформированности познавательных универсальных учебных действий участников экспериментального исследования, с целью оценки результативности разработанной системы задний.
Для реализации поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический: анализ литературы, обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: наблюдение, опрос.
3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
Методологическую основу исследования составляют результаты работ следующих авторов: А.Г. Асмолов, А.А. Вихман, В.А. Гуружапов, Л.В. Ведерникова, И.В. Петрова, Н.С. Подходова, А.Ю. Попов, А.В. Рогожина, Н.С. Фирсова, С.В. Чопова и др.
Опытно - экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №67 города Челябинска». В качестве участников исследования выступили обучающиеся 5 Б класса. Исследование проводилось в несколько этапов в период с октября 2018 года по апрель 2019 года.
На первом этапе (октябрь 2018 года) был проведен подбор и анализ литературы по теме исследования, разработан план написания выпускной квалификационной работы, определены цель, объект и предмет исследования, а также поставлены задачи и выбраны методы исследования; кроме того, был подобран диагностический инструментарий необходимый для определения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся, проведен констатирующий эксперимент и написана теоретическая часть.
На втором этапе (ноябрь 2018 года) был проведен количественный и качественный анализ результатов проведенного эксперимента, а также разработан план проведения формирующего этапа опытно - экспериментальной работы.
На третьем этапе (ноябрь - декабрь 2019 года) была проведена практическая апробация серии внеурочных занятий с обучающимися, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий по математике во внеурочной деятельности в основной школе.
На четвертом этапе (декабрь - апрель 2019) был проведен контрольный эксперимент, сравнительный анализ результатов опытно - экспериментальной работы, а также определена результативность системы заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся; кроме того, было осуществлено оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении материала по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся среднего звена во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в подборе диагностических заданий, позволяющих определить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся пятых классов, а также в разработке системы заданий, направленной на формирование познавательных УУД и определении их результативности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
В условиях модернизации образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов одной из главных проблем является формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий, решение которой становится возможным благодаря успешной организации учителем как урочной, так и внеурочной деятельности. Ведь именно педагог управляет процессом обучения в образовательной организации, а также прививает обучающимся владение ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться». Поэтому перед современным педагогом встает задача, заключающаяся в поиске результативных форм, технологий, средств, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий.
В процессе изучения теоретического материала по данной проблеме, было выявлено, что одним из таких средств является система заданий, направленная на формирование познавательных универсальных учебных действий, в связи с чем была поставлена цель и определена гипотеза исследования.
Целью исследования являлась разработка и реализация системы заданий направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий по математике во внеурочной деятельности в основной школе.
Гипотезой исследования являлось предположение о том, что целенаправленное применение на внеурочных занятиях по математике специально подобранных заданий способствует повышению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся среднего звена.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены задачи, в рамках которых была изучена теоретическая литература по проблеме исследования и проведена опытно - экспериментальная работа.
Изучение теоретических аспектов формирования познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике позволило определить понятие познавательных УУД, этапы формирования и значимость внеурочной деятельности в данном процессе.
Познавательные универсальные учебные действия - система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Формирование познавательных универсальных учебных действий, включающих в себя общеучебные, логические, знаково - символические и действия постановки и решения проблемы, имеет свои особенности и проходит в три этапа: «Представление», «Способ», «Овладение».
В формировании познавательных универсальных учебных действий большая роль отводится имеющей свои цели, задачи, особенности, принципы и формы внеурочной деятельности, которая является результативной в том случае, если каждое занятие органически вписывается в учебный процесс, а также педагогом используются современные формы и технологии обучения, использование которых дает учителю инструмент, направленный на активизацию работы учеников, а также на формирование качественных характеристик личности и познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
Проведение опытно - экспериментальной работы осуществлялось на базе МАОУ «Лицей №67 г. Челябинска» в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе работы была проведена оценочная работа, с целью определения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся пятого класса, которая позволила определить, что у большинства обучающихся познавательные УУД сформированы недостаточно. В связи с чем было разработано содержание формирующего этапа, основу которого составили разработка и реализация системы заданий, направленных на формирование познавательных УУД.
На формирующем этапе работы была осуществлена реализация подобранных и систематизированных заданий, направленных на формирование познавательных УУД, посредством применения на внеурочных занятиях «Дневника путешественника», представляющего собой рабочую тетрадь, в которой содержится увлекательный теоретический материал, образцы выполнения определенных упражнений и непосредственно задания, способствующие формированию у обучающихся познавательных УУД, самостоятельности, наблюдательности, геометрической зоркости и умения рассуждать, а также создающие условия для развития интереса к математике, математического кругозора и эрудиции обучающихся.
На контрольном этапе была проведена повторная оценочная работа, результаты которой позволили сделать вывод об улучшении показателей сформированности познавательных универсальных учебных действий, что в свою очередь говорит о том, что систематическое применение направленных на формирование познавательных УУД и систематизированных в единую разработку под названием «Дневник путешественника» заданий способствует формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся пятого класса, что позволяет считать поставленную гипотезу исследования подтвержденной, цель достигнутой, задачи решенными, а дальнейшее исследование по данной проблеме перспективным.
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
2. Битянова М.Р. Учимся учиться и действовать. Методические рекомендации к рабочей тетради / М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В.Меркулова. - Самара: ИД «Федоров», 2013. - 96 с.
3. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии / Л.И. Боженкова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 205 с.
4. Ведерникова Л. В. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников / Л. В. Ведерникова, О. А. Поворознюк, О. Г. Бырдина// Педагогическое образование и наука.- 2014. — № 3. — с. 52-55.
5. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной
компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебнометодического и управленческого сопровождения / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова и др. - М.: 5 за знания, 2010. - 402 с.
6. Газейкина А.В. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы / А.В. Газейкина, Ю.О. Казакова // Педагогическое образование в России. - 2016. - №7. - с. 161 - 168.
7. Даутова О.Б. Изменение учебно - познавательной деятельности школьника в современном образовании: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.01. - СПб, 2011. - 408 с.
8. Егорина, В.С. Формирование универсальных логических действий младших школьников и повышение эффективности образования / В.С. Егорина // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 10. - с. 38-43.
9. Елисеева Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен / Д.С. Елисеева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2014. - №4. - с. 16 - 26.
10. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение / Н.Б. Истомина. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2005. - 272 с.
11. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2005. - 448 с.
12. Медведева Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59.
13. Мещеряков В. В. Организация работы математического кружка учащихся 5-6 классов в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения / В.В. Мещеряков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 6. - с. 91-95.
14. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. - Волгоград: Учитель, 2016. - 174 с.
15. Новик Р.Л. Взаимодействие дополнительного образования и внеурочной деятельности/ Р.Л.Новик// Классный руководитель. — 2002. - № 6. - с. 82-86.
16. Патрикеева И.Д. ФГОС НОО. Осваиваем деятельностный поход: Книга для учителя / И.Д. Патрикеева. - М.: Мнемозина, 2013. - 80 с.
17. Петровский А.В. Психология / А.В. Петровский. - М.: Академия,
2004. - 512 с.
18. Петронюк И.С. Психолого-педагогические подходы к проблеме учебного познания / И.С. Петронюк // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2 (39). - С. 40-42.
19. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике / А.В. Фарков. - М.: Айрис-Пресс, 2009. - 288 с.
20. Шатилова А.В. Внеурочная работа по математике в условиях дифференциации обучения: учеб. пособие. 2-е изд., доп./ А.В. Шатилова, Е.В. Сухорукова, Е.Ю. Павлова, О.А. Задкова. —Балашов: «Николаев»,
2005. —180с.