Формирование познавательных универсальных учебных действии во внеурочной деятельности по математике в основной школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике 7
1.1. Понятие и характеристика познавательных универсальных
учебных действий 7
1.2. Особенности формирования познавательных универсальных
учебных действий у обучающихся основной школы 19
1.3. Внеурочная деятельность как пространство для формирования
познавательных универсальных учебных действий 24
Вывод по первой главе 35
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике в основной школе 36
2.1. Констатирующий этап опытно - экспериментальной работы 36
2.2. Формирующий этап опытно - экспериментальной работы 42
2.3. Контрольный этап опытно - экспериментальной работы 72
Вывод по второй главе 80
Заключение 81
Список литературы 84
Приложение 1 87
Приложение 2 94
Приложение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике 7
1.1. Понятие и характеристика познавательных универсальных
учебных действий 7
1.2. Особенности формирования познавательных универсальных
учебных действий у обучающихся основной школы 19
1.3. Внеурочная деятельность как пространство для формирования
познавательных универсальных учебных действий 24
Вывод по первой главе 35
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике в основной школе 36
2.1. Констатирующий этап опытно - экспериментальной работы 36
2.2. Формирующий этап опытно - экспериментальной работы 42
2.3. Контрольный этап опытно - экспериментальной работы 72
Вывод по второй главе 80
Заключение 81
Список литературы 84
Приложение 1 87
Приложение 2 94
Приложение 3
В условиях модернизации образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) одной из главных становится проблема формирования у обучающихся среднего звена универсальных учебных действий, в том числе и познавательных, которые обеспечивают целостное развитие личности ученика.
Познавательные универсальные учебные действия представляют собой систему способов постижения окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования, а также совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [4].
Результаты исследований многих ученых (А.Г. Асмолов, М.Н. Бусова, С.Г. Воровщиков, В.А. Гуружапов, О.И. Ключко, Г.В. Репкина, Л.Г. Петерсон, Г.Г. Швецов) привели к единству понимания того, что познавательные универсальные учебные действия выступают ключевым ресурсом достижения планируемого успеха и оказывают влияние как на результативность поисковой деятельности, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося.
Безусловно, главную роль в формировании познавательных универсальных учебных действий выполняет учитель, способный к успешной организации как урочной, так и внеурочной деятельности. Ведь именно педагог управляет процессом обучения в образовательной организации, а также прививает обучающимся владение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, благодаря которой ученики получают возможность самостоятельно модернизировать имеющиеся у них навыки, развиваться, самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе, а также приобретать новые знания и умения на протяжении всей жизни. Поэтому современному учителю нужно быть теоретически и практически подготовленным к организации процесса обучения математике, нацеленного на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Цель исследования: разработка и реализация системы заданий, направленной на формирование познавательных универсальных учебных действий по математике во внеурочной деятельности в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения математике.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике.
Гипотеза исследования: повышению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся способствует реализация следующих условий:
1) На внеурочных занятиях по математике целенаправленно используется система заданий, направленная на развитие познавательных универсальных учебных действий;
2) На внеурочных занятиях применяются разнообразные формы обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная);
3) Внеурочные занятия по математике строятся с применением современных технологий обучения (проблемно - диалогическая, игровая, ИКТ, технология сотрудничества).
Для реализации цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий по математике во внеурочной деятельности в основной школе»;
2. Разработать и провести диагностическую работу для оценки сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы;
3. На основе результатов проведенной диагностики в рамках внеурочных занятий, разработать и реализовать систему заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
4. Провести повторную диагностику сформированности познавательных универсальных учебных действий участников экспериментального исследования, с целью оценки результативности разработанной системы задний.
Для реализации поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический: анализ литературы, обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: наблюдение, опрос.
3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
Методологическую основу исследования составляют результаты работ следующих авторов: А.Г. Асмолов, А.А. Вихман, В.А. Гуружапов, Л.В. Ведерникова, И.В. Петрова, Н.С. Подходова, А.Ю. Попов, А.В. Рогожина, Н.С. Фирсова, С.В. Чопова и др.
Опытно - экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №67 города Челябинска». В качестве участников исследования выступили обучающиеся 5 Б класса. Исследование проводилось в несколько этапов в период с октября 2018 года по апрель 2019 года.
На первом этапе (октябрь 2018 года) был проведен подбор и анализ литературы по теме исследования, разработан план написания выпускной квалификационной работы, определены цель, объект и предмет исследования, а также поставлены задачи и выбраны методы исследования; кроме того, был подобран диагностический инструментарий необходимый для определения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся, проведен констатирующий эксперимент и написана теоретическая часть.
На втором этапе (ноябрь 2018 года) был проведен количественный и качественный анализ результатов проведенного эксперимента, а также разработан план проведения формирующего этапа опытно - экспериментальной работы.
На третьем этапе (ноябрь - декабрь 2019 года) была проведена практическая апробация серии внеурочных занятий с обучающимися, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий по математике во внеурочной деятельности в основной школе.
На четвертом этапе (декабрь - апрель 2019) был проведен контрольный эксперимент, сравнительный анализ результатов опытно - экспериментальной работы, а также определена результативность системы заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся; кроме того, было осуществлено оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении материала по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся среднего звена во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в подборе диагностических заданий, позволяющих определить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся пятых классов, а также в разработке системы заданий, направленной на формирование познавательных УУД и определении их результативности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Познавательные универсальные учебные действия представляют собой систему способов постижения окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования, а также совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [4].
Результаты исследований многих ученых (А.Г. Асмолов, М.Н. Бусова, С.Г. Воровщиков, В.А. Гуружапов, О.И. Ключко, Г.В. Репкина, Л.Г. Петерсон, Г.Г. Швецов) привели к единству понимания того, что познавательные универсальные учебные действия выступают ключевым ресурсом достижения планируемого успеха и оказывают влияние как на результативность поисковой деятельности, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося.
Безусловно, главную роль в формировании познавательных универсальных учебных действий выполняет учитель, способный к успешной организации как урочной, так и внеурочной деятельности. Ведь именно педагог управляет процессом обучения в образовательной организации, а также прививает обучающимся владение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, благодаря которой ученики получают возможность самостоятельно модернизировать имеющиеся у них навыки, развиваться, самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе, а также приобретать новые знания и умения на протяжении всей жизни. Поэтому современному учителю нужно быть теоретически и практически подготовленным к организации процесса обучения математике, нацеленного на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Цель исследования: разработка и реализация системы заданий, направленной на формирование познавательных универсальных учебных действий по математике во внеурочной деятельности в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения математике.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике.
Гипотеза исследования: повышению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся способствует реализация следующих условий:
1) На внеурочных занятиях по математике целенаправленно используется система заданий, направленная на развитие познавательных универсальных учебных действий;
2) На внеурочных занятиях применяются разнообразные формы обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная);
3) Внеурочные занятия по математике строятся с применением современных технологий обучения (проблемно - диалогическая, игровая, ИКТ, технология сотрудничества).
Для реализации цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий по математике во внеурочной деятельности в основной школе»;
2. Разработать и провести диагностическую работу для оценки сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы;
3. На основе результатов проведенной диагностики в рамках внеурочных занятий, разработать и реализовать систему заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
4. Провести повторную диагностику сформированности познавательных универсальных учебных действий участников экспериментального исследования, с целью оценки результативности разработанной системы задний.
Для реализации поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический: анализ литературы, обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: наблюдение, опрос.
3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
Методологическую основу исследования составляют результаты работ следующих авторов: А.Г. Асмолов, А.А. Вихман, В.А. Гуружапов, Л.В. Ведерникова, И.В. Петрова, Н.С. Подходова, А.Ю. Попов, А.В. Рогожина, Н.С. Фирсова, С.В. Чопова и др.
Опытно - экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №67 города Челябинска». В качестве участников исследования выступили обучающиеся 5 Б класса. Исследование проводилось в несколько этапов в период с октября 2018 года по апрель 2019 года.
На первом этапе (октябрь 2018 года) был проведен подбор и анализ литературы по теме исследования, разработан план написания выпускной квалификационной работы, определены цель, объект и предмет исследования, а также поставлены задачи и выбраны методы исследования; кроме того, был подобран диагностический инструментарий необходимый для определения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся, проведен констатирующий эксперимент и написана теоретическая часть.
На втором этапе (ноябрь 2018 года) был проведен количественный и качественный анализ результатов проведенного эксперимента, а также разработан план проведения формирующего этапа опытно - экспериментальной работы.
На третьем этапе (ноябрь - декабрь 2019 года) была проведена практическая апробация серии внеурочных занятий с обучающимися, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий по математике во внеурочной деятельности в основной школе.
На четвертом этапе (декабрь - апрель 2019) был проведен контрольный эксперимент, сравнительный анализ результатов опытно - экспериментальной работы, а также определена результативность системы заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся; кроме того, было осуществлено оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении материала по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся среднего звена во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в подборе диагностических заданий, позволяющих определить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся пятых классов, а также в разработке системы заданий, направленной на формирование познавательных УУД и определении их результативности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
В условиях модернизации образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов одной из главных проблем является формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий, решение которой становится возможным благодаря успешной организации учителем как урочной, так и внеурочной деятельности. Ведь именно педагог управляет процессом обучения в образовательной организации, а также прививает обучающимся владение ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться». Поэтому перед современным педагогом встает задача, заключающаяся в поиске результативных форм, технологий, средств, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий.
В процессе изучения теоретического материала по данной проблеме, было выявлено, что одним из таких средств является система заданий, направленная на формирование познавательных универсальных учебных действий, в связи с чем была поставлена цель и определена гипотеза исследования.
Целью исследования являлась разработка и реализация системы заданий направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий по математике во внеурочной деятельности в основной школе.
Гипотезой исследования являлось предположение о том, что целенаправленное применение на внеурочных занятиях по математике специально подобранных заданий способствует повышению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся среднего звена.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены задачи, в рамках которых была изучена теоретическая литература по проблеме исследования и проведена опытно - экспериментальная работа.
Изучение теоретических аспектов формирования познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике позволило определить понятие познавательных УУД, этапы формирования и значимость внеурочной деятельности в данном процессе.
Познавательные универсальные учебные действия - система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Формирование познавательных универсальных учебных действий, включающих в себя общеучебные, логические, знаково - символические и действия постановки и решения проблемы, имеет свои особенности и проходит в три этапа: «Представление», «Способ», «Овладение».
В формировании познавательных универсальных учебных действий большая роль отводится имеющей свои цели, задачи, особенности, принципы и формы внеурочной деятельности, которая является результативной в том случае, если каждое занятие органически вписывается в учебный процесс, а также педагогом используются современные формы и технологии обучения, использование которых дает учителю инструмент, направленный на активизацию работы учеников, а также на формирование качественных характеристик личности и познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
Проведение опытно - экспериментальной работы осуществлялось на базе МАОУ «Лицей №67 г. Челябинска» в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе работы была проведена оценочная работа, с целью определения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся пятого класса, которая позволила определить, что у большинства обучающихся познавательные УУД сформированы недостаточно. В связи с чем было разработано содержание формирующего этапа, основу которого составили разработка и реализация системы заданий, направленных на формирование познавательных УУД.
На формирующем этапе работы была осуществлена реализация подобранных и систематизированных заданий, направленных на формирование познавательных УУД, посредством применения на внеурочных занятиях «Дневника путешественника», представляющего собой рабочую тетрадь, в которой содержится увлекательный теоретический материал, образцы выполнения определенных упражнений и непосредственно задания, способствующие формированию у обучающихся познавательных УУД, самостоятельности, наблюдательности, геометрической зоркости и умения рассуждать, а также создающие условия для развития интереса к математике, математического кругозора и эрудиции обучающихся.
На контрольном этапе была проведена повторная оценочная работа, результаты которой позволили сделать вывод об улучшении показателей сформированности познавательных универсальных учебных действий, что в свою очередь говорит о том, что систематическое применение направленных на формирование познавательных УУД и систематизированных в единую разработку под названием «Дневник путешественника» заданий способствует формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся пятого класса, что позволяет считать поставленную гипотезу исследования подтвержденной, цель достигнутой, задачи решенными, а дальнейшее исследование по данной проблеме перспективным.
В процессе изучения теоретического материала по данной проблеме, было выявлено, что одним из таких средств является система заданий, направленная на формирование познавательных универсальных учебных действий, в связи с чем была поставлена цель и определена гипотеза исследования.
Целью исследования являлась разработка и реализация системы заданий направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий по математике во внеурочной деятельности в основной школе.
Гипотезой исследования являлось предположение о том, что целенаправленное применение на внеурочных занятиях по математике специально подобранных заданий способствует повышению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся среднего звена.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены задачи, в рамках которых была изучена теоретическая литература по проблеме исследования и проведена опытно - экспериментальная работа.
Изучение теоретических аспектов формирования познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике позволило определить понятие познавательных УУД, этапы формирования и значимость внеурочной деятельности в данном процессе.
Познавательные универсальные учебные действия - система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Формирование познавательных универсальных учебных действий, включающих в себя общеучебные, логические, знаково - символические и действия постановки и решения проблемы, имеет свои особенности и проходит в три этапа: «Представление», «Способ», «Овладение».
В формировании познавательных универсальных учебных действий большая роль отводится имеющей свои цели, задачи, особенности, принципы и формы внеурочной деятельности, которая является результативной в том случае, если каждое занятие органически вписывается в учебный процесс, а также педагогом используются современные формы и технологии обучения, использование которых дает учителю инструмент, направленный на активизацию работы учеников, а также на формирование качественных характеристик личности и познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
Проведение опытно - экспериментальной работы осуществлялось на базе МАОУ «Лицей №67 г. Челябинска» в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе работы была проведена оценочная работа, с целью определения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся пятого класса, которая позволила определить, что у большинства обучающихся познавательные УУД сформированы недостаточно. В связи с чем было разработано содержание формирующего этапа, основу которого составили разработка и реализация системы заданий, направленных на формирование познавательных УУД.
На формирующем этапе работы была осуществлена реализация подобранных и систематизированных заданий, направленных на формирование познавательных УУД, посредством применения на внеурочных занятиях «Дневника путешественника», представляющего собой рабочую тетрадь, в которой содержится увлекательный теоретический материал, образцы выполнения определенных упражнений и непосредственно задания, способствующие формированию у обучающихся познавательных УУД, самостоятельности, наблюдательности, геометрической зоркости и умения рассуждать, а также создающие условия для развития интереса к математике, математического кругозора и эрудиции обучающихся.
На контрольном этапе была проведена повторная оценочная работа, результаты которой позволили сделать вывод об улучшении показателей сформированности познавательных универсальных учебных действий, что в свою очередь говорит о том, что систематическое применение направленных на формирование познавательных УУД и систематизированных в единую разработку под названием «Дневник путешественника» заданий способствует формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся пятого класса, что позволяет считать поставленную гипотезу исследования подтвержденной, цель достигнутой, задачи решенными, а дальнейшее исследование по данной проблеме перспективным.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование аналитико-синтетических умений во внеурочной деятельности в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Формирование действия построения логической цепи рассуждения во внеурочной деятельности по математике в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике (Математическое образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Задачи на доказательство по алгебре и началам математического анализа как средство формирования познавательных универсальных учебных действий старшеклассников
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021



