ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ АДДИКЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ АДДИКЦИИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения 7
1.2. Семья, ее роль и влияние на формирование аддиктивного
поведения младших школьников 17
1.3. Направления деятельности педагога с семьёй по профилактике
компьютерной аддикции у младших школьников 27
Выводы по I главе 33
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1. Организация и методы исследования уровня зависимости от
компьютерных игр у младших школьников, выявление типа родительского отношения 36
2.2. Анализ результатов исследования 40
2.3. Программа взаимодействия педагога с родителями по
профилактике компьютерной аддикции в начальной школе 48
Выводы по II главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ АДДИКЦИИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения 7
1.2. Семья, ее роль и влияние на формирование аддиктивного
поведения младших школьников 17
1.3. Направления деятельности педагога с семьёй по профилактике
компьютерной аддикции у младших школьников 27
Выводы по I главе 33
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1. Организация и методы исследования уровня зависимости от
компьютерных игр у младших школьников, выявление типа родительского отношения 36
2.2. Анализ результатов исследования 40
2.3. Программа взаимодействия педагога с родителями по
профилактике компьютерной аддикции в начальной школе 48
Выводы по II главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Еще совсем недавно компьютер был для каждого из нас чем-то новым и удивительным. Однако за последнее время интерес к его применению значительно вырос. И теперь компьютер стал для нас не только инструментом для обработки информации, но и нашим незаменимым помощником: при работе, учебе, воспитании и обучении детей.
Стоит заметить, что компьютеры повлекли за собой появление компьютерных игр. С начала 80-х гг. они становятся оной из основных частей индустрии развлечений, которая овладела большим количеством людей, включая и детей младшего школьного возраста. Войдя в нашу повседневную жизнь, компьютерные технологии стали неотъемлемой частью современной жизни.
Однако новое увлечение оценивается совсем неоднозначно. С одной стороны оно связано с восхищением компьютерных возможностей: без сомнений, любая сфера промышленной и общественной деятельности не получила бы дополнительных возможностей развития без компьютера и сети Интернет. Однако с другой стороны, в средствах массовой информации всё чаще можно услышать огромное количество сообщение, которые негативно отзываются о компьютерных технологиях, а также предупреждают нас об опасном влиянии компьютера и компьютерных игр.
Детей привлекают компьютерные игры, ведь в них они могут придумать свой собственный мир и тем самым уйти от реальной жизни. Каждый ребенок может самостоятельно принимать решения и не думать, к каким последствиям они могут привести. У детей развиваются такие операции мышления, как обобщение, классификация. Помимо этого, компьютерные игры оказывают огромное значение на развитие интеллекта, навыков умственной деятельности, на формирование эмоциональной сферы ребенка. Однако пристрастие к компьютерной жизни влечет за собой и массу проблем.
Компьютерная зависимость - это влечение к занятиям, связанное с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Компьютерная зависимость является серьезной социальной проблемой, поскольку она влечет за собой утрату работоспособности, а также конфликты с окружающими. Большинство людей считает, что благодаря компьютерным играм они могут забыть о тревогах, а также уйти от трудных ситуаций.
На сегодняшний день в педагогике большое значение уделяется проблеме компьютерной зависимости, такими отечественными авторами, как И.Ю. Кулагина, Ц.П. Короленко, Т.И. Комарова, Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, а также американскими авторами и учеными: К. С. Грин, К. Россер, Ж.В. Канг, К.А. Андерсон.
Мы считаем, что тема, выбранная нами, является актуальной. Столкнувшись с проблемой зависимости от компьютерных игр, педагоги и родители должны взаимодействовать вместе. Важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности.
В результате исследования сложилось следующее противоречие: не-смотря на то, что на детей в младшем школьном возрасте большое влияние оказывают педагоги, при возникновении компьютерной аддикции они не имеют достаточно возможностей для решения проблемы с компьютерной зависимостью. Именно поэтому необходимо взаимодействие педагога и семьи для всестороннего решения данной проблемы.
Проблема исследования: как могут взаимодействовать педагог и семья по профилактике компьютерной аддикции в начальной школе?
Объект исследования - профилактика компьютерной аддикции в начальной школе.
Предмет исследования - профилактика компьютерной аддикции у младших школьников в процессе взаимодействия педагога и семьи.
Целью исследования является изучение теоретических аспектов проблемы взаимодействия педагога и семьи с целью разработки программы совместной деятельности по профилактике компьютерной аддикции.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «компьютерная зависимость» как вид аддиктивного поведения.
2. Изучить роль семьи и ее влияние на формирование аддиктивного поведения младших школьников.
3. Рассмотреть направления деятельности педагога с семьей по профилактике компьютерной аддикции у младших школьников.
4. Провести диагностику выявления уровня зависимости от компьютерных игр у младших школьников.
5. Проанализировать результаты экспериментальной работы по выявлению типа родительского отношения в семье.
6. Разработать программу взаимодействия педагога и семьи по профилактике компьютерной аддикции.
Для того чтобы решить поставленные задачи будут использоваться следующие методы исследования:
1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;
2) эмпирические методы, включающие психологические тестирования.
3) методы обработки и интерпретации данных.
Наше исследование проходило на базе МАОУ СОШ № 50.В исследовании принимали участие школьники 3 «А» класс в количестве 23 человека.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, приложений и списка литературы. В тексте работы 7 таблиц, 6 рисунков. Библиографический список представлен 51 источником.
Апробация результатов исследования проходила путем:
- публикации результатов исследования:
1. Пшеничникова В.А. Влияние компьютерных игр на развитие младших школьников [Текст] / В.А. Пшеничникова // Пространство общественной жизни: материалы IX Межвузовской студенческой научно-практической конференции / Челябинский филиал Университета РАО, 9 апреля 2015 г. - Челябинск: Издательский дом «Монограф», 2015 - С.36-38.
2. Пшеничникова В.А. Влияние компьютерных игр на эмоциональную сферу младших школьников [Электронный ресурс]. URL: - https: //elibrary.ru/item.asp?id=28924241(дата обращения 8.05.2018).
- участия в конференциях:
1. IX Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Пространство общественной жизни», г. Челябинск, 9 апреля 2015 года.
2. III Международная научно-практическая конференция «Наука и инновации в XXI веке: Актуальные вопросы, открытия и достижения», г. Пенза, 5 апреля 2017 года.
Стоит заметить, что компьютеры повлекли за собой появление компьютерных игр. С начала 80-х гг. они становятся оной из основных частей индустрии развлечений, которая овладела большим количеством людей, включая и детей младшего школьного возраста. Войдя в нашу повседневную жизнь, компьютерные технологии стали неотъемлемой частью современной жизни.
Однако новое увлечение оценивается совсем неоднозначно. С одной стороны оно связано с восхищением компьютерных возможностей: без сомнений, любая сфера промышленной и общественной деятельности не получила бы дополнительных возможностей развития без компьютера и сети Интернет. Однако с другой стороны, в средствах массовой информации всё чаще можно услышать огромное количество сообщение, которые негативно отзываются о компьютерных технологиях, а также предупреждают нас об опасном влиянии компьютера и компьютерных игр.
Детей привлекают компьютерные игры, ведь в них они могут придумать свой собственный мир и тем самым уйти от реальной жизни. Каждый ребенок может самостоятельно принимать решения и не думать, к каким последствиям они могут привести. У детей развиваются такие операции мышления, как обобщение, классификация. Помимо этого, компьютерные игры оказывают огромное значение на развитие интеллекта, навыков умственной деятельности, на формирование эмоциональной сферы ребенка. Однако пристрастие к компьютерной жизни влечет за собой и массу проблем.
Компьютерная зависимость - это влечение к занятиям, связанное с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Компьютерная зависимость является серьезной социальной проблемой, поскольку она влечет за собой утрату работоспособности, а также конфликты с окружающими. Большинство людей считает, что благодаря компьютерным играм они могут забыть о тревогах, а также уйти от трудных ситуаций.
На сегодняшний день в педагогике большое значение уделяется проблеме компьютерной зависимости, такими отечественными авторами, как И.Ю. Кулагина, Ц.П. Короленко, Т.И. Комарова, Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, а также американскими авторами и учеными: К. С. Грин, К. Россер, Ж.В. Канг, К.А. Андерсон.
Мы считаем, что тема, выбранная нами, является актуальной. Столкнувшись с проблемой зависимости от компьютерных игр, педагоги и родители должны взаимодействовать вместе. Важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности.
В результате исследования сложилось следующее противоречие: не-смотря на то, что на детей в младшем школьном возрасте большое влияние оказывают педагоги, при возникновении компьютерной аддикции они не имеют достаточно возможностей для решения проблемы с компьютерной зависимостью. Именно поэтому необходимо взаимодействие педагога и семьи для всестороннего решения данной проблемы.
Проблема исследования: как могут взаимодействовать педагог и семья по профилактике компьютерной аддикции в начальной школе?
Объект исследования - профилактика компьютерной аддикции в начальной школе.
Предмет исследования - профилактика компьютерной аддикции у младших школьников в процессе взаимодействия педагога и семьи.
Целью исследования является изучение теоретических аспектов проблемы взаимодействия педагога и семьи с целью разработки программы совместной деятельности по профилактике компьютерной аддикции.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «компьютерная зависимость» как вид аддиктивного поведения.
2. Изучить роль семьи и ее влияние на формирование аддиктивного поведения младших школьников.
3. Рассмотреть направления деятельности педагога с семьей по профилактике компьютерной аддикции у младших школьников.
4. Провести диагностику выявления уровня зависимости от компьютерных игр у младших школьников.
5. Проанализировать результаты экспериментальной работы по выявлению типа родительского отношения в семье.
6. Разработать программу взаимодействия педагога и семьи по профилактике компьютерной аддикции.
Для того чтобы решить поставленные задачи будут использоваться следующие методы исследования:
1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;
2) эмпирические методы, включающие психологические тестирования.
3) методы обработки и интерпретации данных.
Наше исследование проходило на базе МАОУ СОШ № 50.В исследовании принимали участие школьники 3 «А» класс в количестве 23 человека.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, приложений и списка литературы. В тексте работы 7 таблиц, 6 рисунков. Библиографический список представлен 51 источником.
Апробация результатов исследования проходила путем:
- публикации результатов исследования:
1. Пшеничникова В.А. Влияние компьютерных игр на развитие младших школьников [Текст] / В.А. Пшеничникова // Пространство общественной жизни: материалы IX Межвузовской студенческой научно-практической конференции / Челябинский филиал Университета РАО, 9 апреля 2015 г. - Челябинск: Издательский дом «Монограф», 2015 - С.36-38.
2. Пшеничникова В.А. Влияние компьютерных игр на эмоциональную сферу младших школьников [Электронный ресурс]. URL: - https: //elibrary.ru/item.asp?id=28924241(дата обращения 8.05.2018).
- участия в конференциях:
1. IX Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Пространство общественной жизни», г. Челябинск, 9 апреля 2015 года.
2. III Международная научно-практическая конференция «Наука и инновации в XXI веке: Актуальные вопросы, открытия и достижения», г. Пенза, 5 апреля 2017 года.
В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми.
Компьютер дал нам всем большие возможности: поиск работы, подготовка рефератов на различные темы при подготовке домашнего задания, общение через сайты, покупка одежды и еду, хранение разной информации, развлечения в виде компьютерных игр.
Ярким примером того, что всё хорошо в меру являются компьютерные игры. Если увлекаться ими разумно, то они приносят много пользы. Помогают разрядиться. В компьютерных играх дети могут придумать собственный мир, в который нет доступа никому, у каждого есть возможность самостоятельно принимать любые решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести. В виртуальном мире ребёнок может воплотить свои мечты и фантазии.
Однако вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. По статистике современные дети и подростки все больше времени проводят за компьютером. В условиях летних каникул этот вопрос актуален как никогда. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, и просто сократило время на подготовку домашних заданий. Родители часто целый день находятся на работе и не могут контролировать время, проведенное детьми за компьютером, и игры в которые играют их дети, а на магазинных полках можно встретить огромное разнообразие компьютерных игр.
В теоретической части исследования нами был изучен феномен аддиктивного поведения в континууме девиантного, как одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния различными способами: фармакологическими и нефармакологическими. Мы выяснили, что на современном этапе актуальной становится проблема игровой компьютерной аддикции. В теоретической части мы узнали о понятии «семья», ее роли, а также влиянии семьи на формирование аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста.
Также мы выяснили направления деятельности педагога с семьёй по профилактике компьютерной аддикции у младших школьников.
В практической части исследования мы провели психологическое тестирование Такера на выявление уровня сформированности игровой зависимости. А также с помощью теста-опросника родительских отношений (ОРО), авторы которого А.Я.Варга, В.В.Столин, выявили тип родительского воспитания в семьях учащихся. При проведении практической части мы выяснили, что существует взаимосвязь между типом родительского отношения и формированием компьютерной аддикции младших школьников. И, несмотря на то, что на детей в младшем школьном возрасте большое влияние оказывают педагоги, при возникновении компьютерной аддикции они не имеют достаточно возможностей для решения проблемы с ней.
В связи с этим нами была разработана программа взаимодействия педагога с семьей по профилактике компьютерной аддикции. Разработанная нами программа деятельности педагога может быть использована учителями начальных классов в работе по профилактике ученических конфликтов.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи выполнены. Дальнейшим направлением исследования может стать экспериментальная проверка результативности разработанной нами программы взаимодействия педагога и родителей по профилактике компьютерной зависимости.
Компьютер дал нам всем большие возможности: поиск работы, подготовка рефератов на различные темы при подготовке домашнего задания, общение через сайты, покупка одежды и еду, хранение разной информации, развлечения в виде компьютерных игр.
Ярким примером того, что всё хорошо в меру являются компьютерные игры. Если увлекаться ими разумно, то они приносят много пользы. Помогают разрядиться. В компьютерных играх дети могут придумать собственный мир, в который нет доступа никому, у каждого есть возможность самостоятельно принимать любые решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести. В виртуальном мире ребёнок может воплотить свои мечты и фантазии.
Однако вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. По статистике современные дети и подростки все больше времени проводят за компьютером. В условиях летних каникул этот вопрос актуален как никогда. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, и просто сократило время на подготовку домашних заданий. Родители часто целый день находятся на работе и не могут контролировать время, проведенное детьми за компьютером, и игры в которые играют их дети, а на магазинных полках можно встретить огромное разнообразие компьютерных игр.
В теоретической части исследования нами был изучен феномен аддиктивного поведения в континууме девиантного, как одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния различными способами: фармакологическими и нефармакологическими. Мы выяснили, что на современном этапе актуальной становится проблема игровой компьютерной аддикции. В теоретической части мы узнали о понятии «семья», ее роли, а также влиянии семьи на формирование аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста.
Также мы выяснили направления деятельности педагога с семьёй по профилактике компьютерной аддикции у младших школьников.
В практической части исследования мы провели психологическое тестирование Такера на выявление уровня сформированности игровой зависимости. А также с помощью теста-опросника родительских отношений (ОРО), авторы которого А.Я.Варга, В.В.Столин, выявили тип родительского воспитания в семьях учащихся. При проведении практической части мы выяснили, что существует взаимосвязь между типом родительского отношения и формированием компьютерной аддикции младших школьников. И, несмотря на то, что на детей в младшем школьном возрасте большое влияние оказывают педагоги, при возникновении компьютерной аддикции они не имеют достаточно возможностей для решения проблемы с ней.
В связи с этим нами была разработана программа взаимодействия педагога с семьей по профилактике компьютерной аддикции. Разработанная нами программа деятельности педагога может быть использована учителями начальных классов в работе по профилактике ученических конфликтов.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи выполнены. Дальнейшим направлением исследования может стать экспериментальная проверка результативности разработанной нами программы взаимодействия педагога и родителей по профилактике компьютерной зависимости.
Подобные работы
- Взаимодействие педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Работа с семьей по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Работа педагога по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Работа педагога по профилактике гейм-аддикции у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2020 - Профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - Диагностика и профилактика игровой и интернет- зависимости в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



