Организационно-педагогические основы управления воспитательной системой в образовательной организации
|
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы проблемы управления воспитательной системой в образовательной организации
1.1. Воспитательная система как педагогическая проблема 7
1.2. Создание воспитательной системы в образовательной
организации 17
1.3. Анализ подходов к управлению воспитательной системой
образовательной организации в современных условиях 27
Выводы по 1 главе 38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по созданию воспитательной системы в дошкольной образовательной организации
2.1. Анализ и оценка состояния организации воспитательного процесса
в практике образовательной организации 40
2.2. Создание воспитательной системы в ГККП «Ясли-сад № 15 акимата г.Костаная отдела образования г.Костаная» 55
2.3. Оценка эффективности воспитательной системы 66
Выводы по 2 главе 72
Заключение 75
Список литературы
Глава 1. Теоретические основы проблемы управления воспитательной системой в образовательной организации
1.1. Воспитательная система как педагогическая проблема 7
1.2. Создание воспитательной системы в образовательной
организации 17
1.3. Анализ подходов к управлению воспитательной системой
образовательной организации в современных условиях 27
Выводы по 1 главе 38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по созданию воспитательной системы в дошкольной образовательной организации
2.1. Анализ и оценка состояния организации воспитательного процесса
в практике образовательной организации 40
2.2. Создание воспитательной системы в ГККП «Ясли-сад № 15 акимата г.Костаная отдела образования г.Костаная» 55
2.3. Оценка эффективности воспитательной системы 66
Выводы по 2 главе 72
Заключение 75
Список литературы
Актуальность исследования. Актуальность проблемы управления воспитательной системой в дошкольном учреждении обусловлена глубокими переменами, обусловленными обновлением государственной политики в сфере образования.
Во-первых, изменения затронули структуру системы образования в целом. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольные учреждения впервые признаны первым уровнем образования. Образовательный процесс объединяет процессы воспитания и обучения на основе духовно-нравственных и социо-культурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения. Содержание образования не носит учебно-дисциплинарного характера, а ориентировано на гуманность и личностно-ориентированный подход. Воспитание ребенка всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение носит воспитывающий характер, а в целом эти звенья взаимно дополняют друг друга и направлены на достижение общей цели.
Во-вторых, целью дошкольного воспитания сегодня является формирование общей культуры личности. Это включает в себя воспитание ценностных установок здорового образа жизни, развитие интеллектуальных, социальных, нравственных, физических, эстетических качеств; инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; формирование у него предпосылок учебной деятельности и мотивации на овладение знаниями. Речь идет не о сумме определенных знаний и подготовке к школе. На первый план выдвигается максимальное обогащение личностного развития, которого можно достичь путем включения детей в различные виды деятельности, организуя общение со сверстниками и взрослыми.
В-третьих, полноценными участниками образовательных отношений становятся родители, соответственно они выполняют воспитательные функции в тесном сотрудничестве с дошкольным учреждением. Воспитание ребенка должно строиться с учетом структуры семьи, социального статуса, ее традиций и опыта, ценностных установок, учитывать родительские запросы. Выработка единых подходов в воспитании ребёнка позволит глубже раскрыть его возможности и способности.
Новая образовательная политика государства ставит одной из приоритетных задач повышение качества образования, что определяет необходимость новых подходов в управлении образованием дошкольным учреждением в целом, а частности затрагивает и его воспитательную систему.
Проблема воспитания в образовательном процессе на протяжении многих десятилетий поднималась в педагогике учеными прошлого и настоящего: А.Ф. Ахматов, Е.В. Бондаревская, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, A М. Леушина, Б.Т. Лихачев, А.А. Люблинская А.С. Макаренко, B. А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, И.П. Подласый, Д.Б. Эльконин и
многие др. Под воспитательной системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых в образовательном учреждении способствует целенаправленному и эффективному развитию личности ребенка. Воспитательная система носит индивидуальный характер, поскольку развивается в условиях конкретной образовательной организации. Воспитательная система обладает рядом признаков, среди которых можно выделить: значимые цели воспитания; субъектное взаимодействие участников в различных видах деятельности; связь с окружающей социальной средой, обеспечивающей функционирование и развитие системы.
Управление воспитательной системой складывается из последовательно реализуемых на каждом этапе развития системы действий или функций. К ним относятся: анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль, регулирование и коррекция. В литературе теория управления представлена трудами следующих авторов: Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, И.М. Поташник, В.М. Распопов, Е.И. Рогов, Г.Н. Сериков, Г.Л. Фриш, Т.М. Шамова, Т.Х. Шакуров и многие др. Эти работы раскрывают особенности создания воспитательной системы в общеобразовательной школе. Различные аспекты организации и управления воспитательным процессом в дошкольном учреждении рассматриваются работах К.Ю. Белой, Л.Г. Богославец, А.А. Майер, Н.Я. Михайленко, А.Н. Троян и др.
Однако, существующие научные исследования не в полной мере раскрывают вопросы управления воспитательной системой в дошкольном учреждении на современном этапе, не учитывают всех факторов, определяющих ее эффективность.
Все вышесказанное обуславливает проблему исследования, которая заключается в разрешении возникшего противоречия между необходимостью развития системы воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения, ориентированной на формирование общей культуры личности ребенка, и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к ее решению.
Тема магистерской работы: «Организационно-педагогические основы управления воспитательной системой в образовательной организации».
Объект исследования: воспитательный процесс в образовании.
Предмет исследования: управление воспитательной системой в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать и реализовать на практике воспитательную систему дошкольной образовательной организации.
В начале нашего исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой воспитательная система в дошкольной образовательной организации будет эффективной при следующих условиях:
- учет специфики организации и контингента воспитанников;
- выявление образовательных потребностей и запросов родителей;
- наличие интегрирующей деятельности, позволяющей объединить разрозненные воспитательные воздействия в целостный процесс и содействовать личностному развитию ребенка.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом, выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по поставленной проблеме, уточнить сущность и содержание понятия «воспитательная система» с современных позиций.
2. Рассмотреть подходы к созданию воспитательной системы в образовательной организации, особенности управления воспитательной системой в ДОУ.
3. Экспериментально изучить состояние воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации.
4. Разработать и представить воспитательную систему дошкольной образовательной организации, оценить ее эффективность.
В работе использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: изучение и обобщение накопленного педагогического опыта в литературе; экспериментальное изучение проблемы, диагностика, анализ, разработка модели воспитательной системы.
Методологические основы исследования:
- системный подход в обучении и воспитании детей (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина и др.);
- общие представления о воспитательной системе, ее структуре, основных характеристиках, закономерностях развития (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, М.М. Поташник, Н.К. Тихомирова и др.);
- воспитательная система как объект управления (Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, И.М. Поташник, В.М. Распопов, Е.И. Рогов, Г.Н. Сериков, Г.Л. Фриш, Т.М. Шамова, Т.Х. Шакуров);
- научно-методические основы управления воспитательным процессом в ДОУ (К.Ю. Белая, Л.Г. Богославец, А.А. Майер, Н.Я. Михайленко, А.Н. Троян и др.).
База исследования: ГККП «Ясли-сад № 15 акимата г.Костаная отдела образования г.Костаная» (РК).
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении сущности воспитательной системы образовательной организации, описании ее структуры; в выявлении условий функционирования и развития воспитательной системы образовательной организации.
Практическая значимость исследования состоит в создании воспитательной системы дошкольной образовательной организации. Положения и выводы могут быть использованы в современной практике дошкольного образования.
Структура магистерской работы: введение, теоретическая и практическая часть с выводами, заключение, список литературы. В работе представлены рисунки и таблицы.
Во-первых, изменения затронули структуру системы образования в целом. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольные учреждения впервые признаны первым уровнем образования. Образовательный процесс объединяет процессы воспитания и обучения на основе духовно-нравственных и социо-культурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения. Содержание образования не носит учебно-дисциплинарного характера, а ориентировано на гуманность и личностно-ориентированный подход. Воспитание ребенка всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение носит воспитывающий характер, а в целом эти звенья взаимно дополняют друг друга и направлены на достижение общей цели.
Во-вторых, целью дошкольного воспитания сегодня является формирование общей культуры личности. Это включает в себя воспитание ценностных установок здорового образа жизни, развитие интеллектуальных, социальных, нравственных, физических, эстетических качеств; инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; формирование у него предпосылок учебной деятельности и мотивации на овладение знаниями. Речь идет не о сумме определенных знаний и подготовке к школе. На первый план выдвигается максимальное обогащение личностного развития, которого можно достичь путем включения детей в различные виды деятельности, организуя общение со сверстниками и взрослыми.
В-третьих, полноценными участниками образовательных отношений становятся родители, соответственно они выполняют воспитательные функции в тесном сотрудничестве с дошкольным учреждением. Воспитание ребенка должно строиться с учетом структуры семьи, социального статуса, ее традиций и опыта, ценностных установок, учитывать родительские запросы. Выработка единых подходов в воспитании ребёнка позволит глубже раскрыть его возможности и способности.
Новая образовательная политика государства ставит одной из приоритетных задач повышение качества образования, что определяет необходимость новых подходов в управлении образованием дошкольным учреждением в целом, а частности затрагивает и его воспитательную систему.
Проблема воспитания в образовательном процессе на протяжении многих десятилетий поднималась в педагогике учеными прошлого и настоящего: А.Ф. Ахматов, Е.В. Бондаревская, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, A М. Леушина, Б.Т. Лихачев, А.А. Люблинская А.С. Макаренко, B. А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, И.П. Подласый, Д.Б. Эльконин и
многие др. Под воспитательной системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых в образовательном учреждении способствует целенаправленному и эффективному развитию личности ребенка. Воспитательная система носит индивидуальный характер, поскольку развивается в условиях конкретной образовательной организации. Воспитательная система обладает рядом признаков, среди которых можно выделить: значимые цели воспитания; субъектное взаимодействие участников в различных видах деятельности; связь с окружающей социальной средой, обеспечивающей функционирование и развитие системы.
Управление воспитательной системой складывается из последовательно реализуемых на каждом этапе развития системы действий или функций. К ним относятся: анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль, регулирование и коррекция. В литературе теория управления представлена трудами следующих авторов: Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, И.М. Поташник, В.М. Распопов, Е.И. Рогов, Г.Н. Сериков, Г.Л. Фриш, Т.М. Шамова, Т.Х. Шакуров и многие др. Эти работы раскрывают особенности создания воспитательной системы в общеобразовательной школе. Различные аспекты организации и управления воспитательным процессом в дошкольном учреждении рассматриваются работах К.Ю. Белой, Л.Г. Богославец, А.А. Майер, Н.Я. Михайленко, А.Н. Троян и др.
Однако, существующие научные исследования не в полной мере раскрывают вопросы управления воспитательной системой в дошкольном учреждении на современном этапе, не учитывают всех факторов, определяющих ее эффективность.
Все вышесказанное обуславливает проблему исследования, которая заключается в разрешении возникшего противоречия между необходимостью развития системы воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения, ориентированной на формирование общей культуры личности ребенка, и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к ее решению.
Тема магистерской работы: «Организационно-педагогические основы управления воспитательной системой в образовательной организации».
Объект исследования: воспитательный процесс в образовании.
Предмет исследования: управление воспитательной системой в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать и реализовать на практике воспитательную систему дошкольной образовательной организации.
В начале нашего исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой воспитательная система в дошкольной образовательной организации будет эффективной при следующих условиях:
- учет специфики организации и контингента воспитанников;
- выявление образовательных потребностей и запросов родителей;
- наличие интегрирующей деятельности, позволяющей объединить разрозненные воспитательные воздействия в целостный процесс и содействовать личностному развитию ребенка.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом, выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по поставленной проблеме, уточнить сущность и содержание понятия «воспитательная система» с современных позиций.
2. Рассмотреть подходы к созданию воспитательной системы в образовательной организации, особенности управления воспитательной системой в ДОУ.
3. Экспериментально изучить состояние воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации.
4. Разработать и представить воспитательную систему дошкольной образовательной организации, оценить ее эффективность.
В работе использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: изучение и обобщение накопленного педагогического опыта в литературе; экспериментальное изучение проблемы, диагностика, анализ, разработка модели воспитательной системы.
Методологические основы исследования:
- системный подход в обучении и воспитании детей (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина и др.);
- общие представления о воспитательной системе, ее структуре, основных характеристиках, закономерностях развития (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, М.М. Поташник, Н.К. Тихомирова и др.);
- воспитательная система как объект управления (Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, И.М. Поташник, В.М. Распопов, Е.И. Рогов, Г.Н. Сериков, Г.Л. Фриш, Т.М. Шамова, Т.Х. Шакуров);
- научно-методические основы управления воспитательным процессом в ДОУ (К.Ю. Белая, Л.Г. Богославец, А.А. Майер, Н.Я. Михайленко, А.Н. Троян и др.).
База исследования: ГККП «Ясли-сад № 15 акимата г.Костаная отдела образования г.Костаная» (РК).
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении сущности воспитательной системы образовательной организации, описании ее структуры; в выявлении условий функционирования и развития воспитательной системы образовательной организации.
Практическая значимость исследования состоит в создании воспитательной системы дошкольной образовательной организации. Положения и выводы могут быть использованы в современной практике дошкольного образования.
Структура магистерской работы: введение, теоретическая и практическая часть с выводами, заключение, список литературы. В работе представлены рисунки и таблицы.
Проблема управления воспитательной системой в современной дошкольной образовательной организации раскрыта в теории и практике педагогической науки не в полной мере, что определяет актуальность темы представленной магистерской работы.
В теоретической части исследования проведен анализ психолого- педагогической и управленческой литературы по проблеме.
Под воспитательной системой понимают целостную совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у образовательной организации способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности обучающегося. Любая воспитательная система в своём развитии проходит ряд этапов, а движущей силой развития выступает противоречие между традициями и новациями. Главной целью и результатом функционирования любой воспитательной системы, критерием её эффективности является развивающаяся личность ребенка.
Воспитательная система как социально-педагогический феномен имеет множество разновидностей. Тип воспитательной системы определяется содержанием системообразующих видов деятельности образовательного учреждения.
Происходящие в дошкольном образовании инновационные изменения (признание дошкольного образования уровнем общего образования, введение государственных стандартов дошкольного образования) обуславливают необходимость изменения подходов к управлению воспитательной системой в ДОУ.
Управление воспитательной системой ДОУ осуществляется заместителем заведующего по воспитательной работе (старшим воспитателем) посредством реализации управленческих функций: анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль, регулирование и коррекция.
Важнейшим критерием эффективности деятельности воспитательной системы образовательной организации является целостность системы: наличие и качество целей, содержания, основных воспитательных форм, использование современных воспитательных технологий, необходимые условия и измерители процесса и его результатов.
В практической части исследования представлено описание опытно- экспериментальной работы, которая проводилась на базе ГККП «Ясли-сад № 15 акимата г.Костаная отдела образования г.Костаная».
Эксперимент включал три этапа, на каждом из которых решались свои задачи.
На констатирующем этапе осуществлялся анализ кадровых и материально-технический условий в ДОУ; анализ сетевого взаимодействия ДОУ с образовательными и другими учреждениями; проводилась диагностика состояния воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; анкетирование родителей «Изучение потребностей родителей в вопросах воспитания и обучения детей».
Педагогический коллектив имеет в своем составе разные возрастные группы, в целом обладает большим профессиональным опытом и квалификацией, имеет свои традиции и сложившиеся ценности, хорошо отлаженную систему наставничества молодых специалистов. Материально-техническое оснащение учреждения постоянно пополняется и совершенствуется. Детский сад активно развивает сотрудничество с социумом на уровне социального партнерства.
При оценке состояния воспитательно-образовательного процесса выявлены замечания и недостатки по таким направлениям как «ведение документации», «реализация индивидуального подхода» и «работа с родителями», «организации предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ГОС ДО». Общие итоги таковы: в 2 группах работа поставлена на высоком уровне, а еще в 2 группах - на допустимом, стальные 6 групп показали работу на оптимальном уровне, а критического уровня не выявлено.
Анкетирование родителей предполагало выявление широкого круга вопросов по проблеме воспитания и обучения детей. Приоритетом для родителей является здоровье, умственное и физическое развитие ребенка. Все родители нуждаются в оказании консультативной и методической помощи по проблемам воспитания. Но в свою очередь, занимают пассивную позицию и не всегда готовы оказывать помощь педагогам. Родители заинтересованы в дополнительном образовании детей, предпочитают следующие направления: интеллектуальное развитие - 53%, обучение грамоте и математике - 58%, художественно-эстетическое развитие - 38%, медицинские услуги - 34%, обучение иностранным языкам - 21%, информатика - 24%.
Данные констатирующей диагностики стали основой для проектирования концепции воспитательной системы учреждения, которая получила название «Семицветик».
На формирующем этапе прошла апробация воспитательной системы, целью которой является развитие творческого потенциала и способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для его самореализации, содействие успешной адаптации и социализации в обществе.
В качестве интегрирующей деятельности было выбрано художественно-эстетическое направление. Оно учитывает индивидуальные особенности детей и в наибольшей степени позволит раскрыть их потенциальные возможности, будет способствовать полноценному развитию и задавать правильные нравственные ориентиры.
Принципы построения воспитательной системы: тематизма и событийности, гуманизации, историзма, интегративности, деятельностного подхода, индивидуализации и дифференциации.
Воспитание и развитие детей осуществляется по трем направлениям: художественно-познавательное, эмоционально-оценочное, деятельностное. Организация работы по решению задач художественно-эстетического воспитания и развития детей проходит в разных видах деятельности в преемственном взаимодействии всех участников воспитательно-образовательного процесса и тесном сотрудничестве с социумом и родителями. Диагностика и анализ состояния художественно-эстетического воспитания и развития детей направлены на реализацию целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
На обобщающем этапе подводились итоги работы по внедрению воспитательной системы «Семицветик». При качественном анализе было обращено внимание на следующие показатели: изменение развивающей предметно-пространственной среды в группах; положительная динамика в развитии воспитанников; участие детей в конкурсах различного уровня; расширение сетевого взаимодействия детского сада с учреждениями образования, культуры и спорта города; повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей и их активное участие в воспитательной деятельности.
Общая оценка работы ДОУ была дана родителями: на высоком уровне оценили работу ДОУ - 74% опрошенных, на среднем уровне - 22%, на удовлетворительном - только 4%, а низкого уровня не выявлено. Такие показатели говорят об эффективности созданной воспитательной системы в ДОУ.
Таким образом, все поставленные задачи исследования решены, цель достигнута. Практическая значимость заключается в возможности использования представленного опыта в практике работы дошкольных образовательных организаций.
В теоретической части исследования проведен анализ психолого- педагогической и управленческой литературы по проблеме.
Под воспитательной системой понимают целостную совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у образовательной организации способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности обучающегося. Любая воспитательная система в своём развитии проходит ряд этапов, а движущей силой развития выступает противоречие между традициями и новациями. Главной целью и результатом функционирования любой воспитательной системы, критерием её эффективности является развивающаяся личность ребенка.
Воспитательная система как социально-педагогический феномен имеет множество разновидностей. Тип воспитательной системы определяется содержанием системообразующих видов деятельности образовательного учреждения.
Происходящие в дошкольном образовании инновационные изменения (признание дошкольного образования уровнем общего образования, введение государственных стандартов дошкольного образования) обуславливают необходимость изменения подходов к управлению воспитательной системой в ДОУ.
Управление воспитательной системой ДОУ осуществляется заместителем заведующего по воспитательной работе (старшим воспитателем) посредством реализации управленческих функций: анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль, регулирование и коррекция.
Важнейшим критерием эффективности деятельности воспитательной системы образовательной организации является целостность системы: наличие и качество целей, содержания, основных воспитательных форм, использование современных воспитательных технологий, необходимые условия и измерители процесса и его результатов.
В практической части исследования представлено описание опытно- экспериментальной работы, которая проводилась на базе ГККП «Ясли-сад № 15 акимата г.Костаная отдела образования г.Костаная».
Эксперимент включал три этапа, на каждом из которых решались свои задачи.
На констатирующем этапе осуществлялся анализ кадровых и материально-технический условий в ДОУ; анализ сетевого взаимодействия ДОУ с образовательными и другими учреждениями; проводилась диагностика состояния воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; анкетирование родителей «Изучение потребностей родителей в вопросах воспитания и обучения детей».
Педагогический коллектив имеет в своем составе разные возрастные группы, в целом обладает большим профессиональным опытом и квалификацией, имеет свои традиции и сложившиеся ценности, хорошо отлаженную систему наставничества молодых специалистов. Материально-техническое оснащение учреждения постоянно пополняется и совершенствуется. Детский сад активно развивает сотрудничество с социумом на уровне социального партнерства.
При оценке состояния воспитательно-образовательного процесса выявлены замечания и недостатки по таким направлениям как «ведение документации», «реализация индивидуального подхода» и «работа с родителями», «организации предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ГОС ДО». Общие итоги таковы: в 2 группах работа поставлена на высоком уровне, а еще в 2 группах - на допустимом, стальные 6 групп показали работу на оптимальном уровне, а критического уровня не выявлено.
Анкетирование родителей предполагало выявление широкого круга вопросов по проблеме воспитания и обучения детей. Приоритетом для родителей является здоровье, умственное и физическое развитие ребенка. Все родители нуждаются в оказании консультативной и методической помощи по проблемам воспитания. Но в свою очередь, занимают пассивную позицию и не всегда готовы оказывать помощь педагогам. Родители заинтересованы в дополнительном образовании детей, предпочитают следующие направления: интеллектуальное развитие - 53%, обучение грамоте и математике - 58%, художественно-эстетическое развитие - 38%, медицинские услуги - 34%, обучение иностранным языкам - 21%, информатика - 24%.
Данные констатирующей диагностики стали основой для проектирования концепции воспитательной системы учреждения, которая получила название «Семицветик».
На формирующем этапе прошла апробация воспитательной системы, целью которой является развитие творческого потенциала и способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для его самореализации, содействие успешной адаптации и социализации в обществе.
В качестве интегрирующей деятельности было выбрано художественно-эстетическое направление. Оно учитывает индивидуальные особенности детей и в наибольшей степени позволит раскрыть их потенциальные возможности, будет способствовать полноценному развитию и задавать правильные нравственные ориентиры.
Принципы построения воспитательной системы: тематизма и событийности, гуманизации, историзма, интегративности, деятельностного подхода, индивидуализации и дифференциации.
Воспитание и развитие детей осуществляется по трем направлениям: художественно-познавательное, эмоционально-оценочное, деятельностное. Организация работы по решению задач художественно-эстетического воспитания и развития детей проходит в разных видах деятельности в преемственном взаимодействии всех участников воспитательно-образовательного процесса и тесном сотрудничестве с социумом и родителями. Диагностика и анализ состояния художественно-эстетического воспитания и развития детей направлены на реализацию целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
На обобщающем этапе подводились итоги работы по внедрению воспитательной системы «Семицветик». При качественном анализе было обращено внимание на следующие показатели: изменение развивающей предметно-пространственной среды в группах; положительная динамика в развитии воспитанников; участие детей в конкурсах различного уровня; расширение сетевого взаимодействия детского сада с учреждениями образования, культуры и спорта города; повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей и их активное участие в воспитательной деятельности.
Общая оценка работы ДОУ была дана родителями: на высоком уровне оценили работу ДОУ - 74% опрошенных, на среднем уровне - 22%, на удовлетворительном - только 4%, а низкого уровня не выявлено. Такие показатели говорят об эффективности созданной воспитательной системы в ДОУ.
Таким образом, все поставленные задачи исследования решены, цель достигнута. Практическая значимость заключается в возможности использования представленного опыта в практике работы дошкольных образовательных организаций.
Подобные работы
- Организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, управление дошкольным образованием. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ АДАПТИРОВАННЫЕ
ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ
«ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Организационно-педагогические условия развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Деятельность педагогического коллектива по разработке программы развития образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Воспитательная работа школы как элемент системы управления образовательной организации (Рязанский государственный университет)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023



