Развитие профессиональных компетенций студентов при изучении специальных дисциплин в профессиональной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования профессиональной компетенции студентов в профессиональных образовательных организациях 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования профессиональных компетенций студентов СПО 7
1.2. Методика формирования профессиональных компетенций у студентов-технологов в условиях профессиональной образовательной организации 13
1.3. Процесс формирования профессиональных компетенций студентов-технологов при изучении специальных дисциплин 16
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. Организация опытно-экспериментальной работы по исследованию уровня сформированности профессиональных компетенций студентов
колледжа на занятиях специальных дисциплин 26
2.1. Цели, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы 26
2.2. Разработка методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов по модулю ПМ.04 «Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий по специальности» как фактор формирования профессиональных компетенций студентов-технологов 31
2.3 Анализ результатов опытно-практической работы по выявлению уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов-технологов в ходе изучения специальных дисциплин 66
Выводы по 2 главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
Приложения 87
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования профессиональной компетенции студентов в профессиональных образовательных организациях 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования профессиональных компетенций студентов СПО 7
1.2. Методика формирования профессиональных компетенций у студентов-технологов в условиях профессиональной образовательной организации 13
1.3. Процесс формирования профессиональных компетенций студентов-технологов при изучении специальных дисциплин 16
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. Организация опытно-экспериментальной работы по исследованию уровня сформированности профессиональных компетенций студентов
колледжа на занятиях специальных дисциплин 26
2.1. Цели, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы 26
2.2. Разработка методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов по модулю ПМ.04 «Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий по специальности» как фактор формирования профессиональных компетенций студентов-технологов 31
2.3 Анализ результатов опытно-практической работы по выявлению уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов-технологов в ходе изучения специальных дисциплин 66
Выводы по 2 главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
Приложения 87
Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному профессиональному образованию.
От современного процесса обучения требуется постоянное развитие, подстройка под актуальные проблемы общества, требуется коренное изменение стратегии обучения. Одновременно с этим происходит процесс усложнения, расширения объема учебного материала. Образовалось противоречие между необходимостью постоянного повышения научно-теоретического уровня преподавания материала и использованием в этих целях малоэффективных традиционных методик, технологий обучения. Это противоречие можно устранить внедрением в учебный процесс современных педагогических и образовательных технологий. В образовательных учреждениях страны наблюдается тенденция все более широкого использования учебно-исследовательской работы со студентами.
Каждые 3-5 лет изменения претерпевают информационные технологии, а, следовательно, и требования к специалистам. Развитие современного образования должно быть направлено на получение высококлассного специалиста. Его компетентность определяется наличием знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также совокупностью компетенций.
Педагогическое образование России решает актуальную задачу кадрового обеспечения. Специалисты системы педагогического образования призваны стать носителями идей обновления и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта. Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования напрямую зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Повышения компетентности и формирования готовности будущего учителя к выполнению профессиональной деятельности требуют новые условия существования
образовательной среды, обновление содержания образования, информационных форм и методов обучения.
Для современного образования во всем мире значимой является тенденция к усилению ориентации на субъективный опыт обучающегося, развитие творчества в сочетании с ответственностью за результат своих действий.
Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но прежде всего, подготовить учителя, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи. Однако изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований (В.А. Сластенин, В.С. Собкин, С.Г. Вершловский и др.) и анализ реальной школьной практики показывают, что учительство не совсем готово к решению этих задач, ибо профессиональная компетентность современного учителя и его ментальность недостаточно соответствует требованиям модернизации базового образования.
Необходимость устранения недостатков в профессиональной подготовке современного учителя актуализирует вопросы, связанные с содержанием педагогического образования.
Актуальность темы. Главной задачей образовательных учреждений профессионального образования является удовлетворение потребностей личности в получении профессионального образования. В развитии профессиональной компетенции это значит, что студент в процессе обучения должен не только получить знания, умения и навыки по интересующей его профессии, специальности, но и научиться самостоятельно обновлять эти знания на основе быстро меняющейся и растущей информации для того, чтобы не отстать от научно-технического прогресса и быть востребованным на рынке труда в любой период своей профессиональной деятельности. Кроме того, в последние годы обозначилась тенденция повышения требований работодателей предприятий разных форм собственности к определенным личностным качествам будущего специалиста.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по специальной дисциплине направленных на формирование профессиональных компетенций студентов профессиональной образовательной организации.
Объектом исследования процесс формирования профессиональных компетенций студентов профессиональной образовательной организации
Предмет исследования - методика формирования профессиональных компетенций у студентов профессиональной образовательной организации при изучении специальных дисциплин.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие и выявить особенности профессиональных компетенций у студентов СПО;
2. Изучить технологию развития профессиональных компетенций при изучении специальных дисциплин;
3. Провести диагностику сформированности профессиональной
компетенции студентов;
4. Разработать рабочую программу специальной дисциплины
направленную на развитие профессиональных компетенций;
5. Разработать методические рекомендации для педагогов профессиональных образовательных организаций по развитию профессиональных компетенций студентов СПО.
Методы исследования - изучение и анализ учебно - методической и специальной литературы, учебно - программной и планирующей документации, изучение интернет ресурсов по проблеме исследования, разработка методических рекомендации.
Практическая значимость исследования - результаты нашего исследования могут быть использованы в профессиональном образовательном учреждении.
Базы исследования - исследование проводилось на базе ГБПОУ «Челябинский государственный техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего»
Структура работы - данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения.
От современного процесса обучения требуется постоянное развитие, подстройка под актуальные проблемы общества, требуется коренное изменение стратегии обучения. Одновременно с этим происходит процесс усложнения, расширения объема учебного материала. Образовалось противоречие между необходимостью постоянного повышения научно-теоретического уровня преподавания материала и использованием в этих целях малоэффективных традиционных методик, технологий обучения. Это противоречие можно устранить внедрением в учебный процесс современных педагогических и образовательных технологий. В образовательных учреждениях страны наблюдается тенденция все более широкого использования учебно-исследовательской работы со студентами.
Каждые 3-5 лет изменения претерпевают информационные технологии, а, следовательно, и требования к специалистам. Развитие современного образования должно быть направлено на получение высококлассного специалиста. Его компетентность определяется наличием знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также совокупностью компетенций.
Педагогическое образование России решает актуальную задачу кадрового обеспечения. Специалисты системы педагогического образования призваны стать носителями идей обновления и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта. Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования напрямую зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Повышения компетентности и формирования готовности будущего учителя к выполнению профессиональной деятельности требуют новые условия существования
образовательной среды, обновление содержания образования, информационных форм и методов обучения.
Для современного образования во всем мире значимой является тенденция к усилению ориентации на субъективный опыт обучающегося, развитие творчества в сочетании с ответственностью за результат своих действий.
Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но прежде всего, подготовить учителя, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи. Однако изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований (В.А. Сластенин, В.С. Собкин, С.Г. Вершловский и др.) и анализ реальной школьной практики показывают, что учительство не совсем готово к решению этих задач, ибо профессиональная компетентность современного учителя и его ментальность недостаточно соответствует требованиям модернизации базового образования.
Необходимость устранения недостатков в профессиональной подготовке современного учителя актуализирует вопросы, связанные с содержанием педагогического образования.
Актуальность темы. Главной задачей образовательных учреждений профессионального образования является удовлетворение потребностей личности в получении профессионального образования. В развитии профессиональной компетенции это значит, что студент в процессе обучения должен не только получить знания, умения и навыки по интересующей его профессии, специальности, но и научиться самостоятельно обновлять эти знания на основе быстро меняющейся и растущей информации для того, чтобы не отстать от научно-технического прогресса и быть востребованным на рынке труда в любой период своей профессиональной деятельности. Кроме того, в последние годы обозначилась тенденция повышения требований работодателей предприятий разных форм собственности к определенным личностным качествам будущего специалиста.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по специальной дисциплине направленных на формирование профессиональных компетенций студентов профессиональной образовательной организации.
Объектом исследования процесс формирования профессиональных компетенций студентов профессиональной образовательной организации
Предмет исследования - методика формирования профессиональных компетенций у студентов профессиональной образовательной организации при изучении специальных дисциплин.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие и выявить особенности профессиональных компетенций у студентов СПО;
2. Изучить технологию развития профессиональных компетенций при изучении специальных дисциплин;
3. Провести диагностику сформированности профессиональной
компетенции студентов;
4. Разработать рабочую программу специальной дисциплины
направленную на развитие профессиональных компетенций;
5. Разработать методические рекомендации для педагогов профессиональных образовательных организаций по развитию профессиональных компетенций студентов СПО.
Методы исследования - изучение и анализ учебно - методической и специальной литературы, учебно - программной и планирующей документации, изучение интернет ресурсов по проблеме исследования, разработка методических рекомендации.
Практическая значимость исследования - результаты нашего исследования могут быть использованы в профессиональном образовательном учреждении.
Базы исследования - исследование проводилось на базе ГБПОУ «Челябинский государственный техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего»
Структура работы - данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам сформулировать основные понятия:
Компетентность определяется, как овладение человеком соответствующих компетентностей, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности; как качество личности, проявляющееся в способности и готовности её к деятельности, основанной на знаниях и опыте.
Развитие практических навыков будущих специалистов в области общественного питания по сути своей предполагает весьма комплексное, разностороннее и продуманное обучение. Овладеть необходимыми навыками - значит, стать способным выполнять свою работу на высоком уровне эффективности и в соответствии с установленными стандартами.
Мы разработали методические рекомендации для организации самостоятельной работы по профессиональному модулю «Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий».
Для проведения экспериментальной работы нами была выбрана группа будущих технологов ГБПОУ «Челябинский государственный техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего».
Результат показал, что при внедрении методических рекомендаций для организации самостоятельной работы студентов, уровень усвоения знаний стал выше именно в экспериментальной группе.
Компетентность определяется, как овладение человеком соответствующих компетентностей, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности; как качество личности, проявляющееся в способности и готовности её к деятельности, основанной на знаниях и опыте.
Развитие практических навыков будущих специалистов в области общественного питания по сути своей предполагает весьма комплексное, разностороннее и продуманное обучение. Овладеть необходимыми навыками - значит, стать способным выполнять свою работу на высоком уровне эффективности и в соответствии с установленными стандартами.
Мы разработали методические рекомендации для организации самостоятельной работы по профессиональному модулю «Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий».
Для проведения экспериментальной работы нами была выбрана группа будущих технологов ГБПОУ «Челябинский государственный техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего».
Результат показал, что при внедрении методических рекомендаций для организации самостоятельной работы студентов, уровень усвоения знаний стал выше именно в экспериментальной группе.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ КЕЙС-
ТЕХНОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Проектирование самостоятельной работы обучающихся профессиональных образовательных организаций при изучении дисциплин профессионального цикла
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ
КОЛЛЕДЖЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Деловое общение как фактор формирования профессиональных компетенций в процессе изучения экономических дисциплин (на примере государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование профессиональной мотивации студентов среднего профессионального образования при изучении экономических дисциплин в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Развитие лингвострановедческой компетенции студентов бакалавриата
средствами иностранного языка (на примере английского и арабского
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - Комплекс дидактических средств по правовым дисциплинам как средство обучения в профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Активизация познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе изучения дисциплин профессионального цикла
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Управление инновационными процессами в профессиональной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019



