ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования профессиональной компетенции студентов в профессиональных образовательных организациях 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования профессиональных компетенций студентов СПО 7
1.2. Методика формирования профессиональных компетенций у студентов-технологов в условиях профессиональной образовательной организации 13
1.3. Процесс формирования профессиональных компетенций студентов-технологов при изучении специальных дисциплин 16
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. Организация опытно-экспериментальной работы по исследованию уровня сформированности профессиональных компетенций студентов
колледжа на занятиях специальных дисциплин 26
2.1. Цели, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы 26
2.2. Разработка методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов по модулю ПМ.04 «Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий по специальности» как фактор формирования профессиональных компетенций студентов-технологов 31
2.3 Анализ результатов опытно-практической работы по выявлению уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов-технологов в ходе изучения специальных дисциплин 66
Выводы по 2 главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
Приложения 87
Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному профессиональному образованию.
От современного процесса обучения требуется постоянное развитие, подстройка под актуальные проблемы общества, требуется коренное изменение стратегии обучения. Одновременно с этим происходит процесс усложнения, расширения объема учебного материала. Образовалось противоречие между необходимостью постоянного повышения научно-теоретического уровня преподавания материала и использованием в этих целях малоэффективных традиционных методик, технологий обучения. Это противоречие можно устранить внедрением в учебный процесс современных педагогических и образовательных технологий. В образовательных учреждениях страны наблюдается тенденция все более широкого использования учебно-исследовательской работы со студентами.
Каждые 3-5 лет изменения претерпевают информационные технологии, а, следовательно, и требования к специалистам. Развитие современного образования должно быть направлено на получение высококлассного специалиста. Его компетентность определяется наличием знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также совокупностью компетенций.
Педагогическое образование России решает актуальную задачу кадрового обеспечения. Специалисты системы педагогического образования призваны стать носителями идей обновления и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта. Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования напрямую зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Повышения компетентности и формирования готовности будущего учителя к выполнению профессиональной деятельности требуют новые условия существования
образовательной среды, обновление содержания образования, информационных форм и методов обучения.
Для современного образования во всем мире значимой является тенденция к усилению ориентации на субъективный опыт обучающегося, развитие творчества в сочетании с ответственностью за результат своих действий.
Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но прежде всего, подготовить учителя, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи. Однако изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований (В.А. Сластенин, В.С. Собкин, С.Г. Вершловский и др.) и анализ реальной школьной практики показывают, что учительство не совсем готово к решению этих задач, ибо профессиональная компетентность современного учителя и его ментальность недостаточно соответствует требованиям модернизации базового образования.
Необходимость устранения недостатков в профессиональной подготовке современного учителя актуализирует вопросы, связанные с содержанием педагогического образования.
Актуальность темы. Главной задачей образовательных учреждений профессионального образования является удовлетворение потребностей личности в получении профессионального образования. В развитии профессиональной компетенции это значит, что студент в процессе обучения должен не только получить знания, умения и навыки по интересующей его профессии, специальности, но и научиться самостоятельно обновлять эти знания на основе быстро меняющейся и растущей информации для того, чтобы не отстать от научно-технического прогресса и быть востребованным на рынке труда в любой период своей профессиональной деятельности. Кроме того, в последние годы обозначилась тенденция повышения требований работодателей предприятий разных форм собственности к определенным личностным качествам будущего специалиста.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по специальной дисциплине направленных на формирование профессиональных компетенций студентов профессиональной образовательной организации.
Объектом исследования процесс формирования профессиональных компетенций студентов профессиональной образовательной организации
Предмет исследования - методика формирования профессиональных компетенций у студентов профессиональной образовательной организации при изучении специальных дисциплин.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие и выявить особенности профессиональных компетенций у студентов СПО;
2. Изучить технологию развития профессиональных компетенций при изучении специальных дисциплин;
3. Провести диагностику сформированности профессиональной
компетенции студентов;
4. Разработать рабочую программу специальной дисциплины
направленную на развитие профессиональных компетенций;
5. Разработать методические рекомендации для педагогов профессиональных образовательных организаций по развитию профессиональных компетенций студентов СПО.
Методы исследования - изучение и анализ учебно - методической и специальной литературы, учебно - программной и планирующей документации, изучение интернет ресурсов по проблеме исследования, разработка методических рекомендации.
Практическая значимость исследования - результаты нашего исследования могут быть использованы в профессиональном образовательном учреждении.
Базы исследования - исследование проводилось на базе ГБПОУ «Челябинский государственный техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего»
Структура работы - данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам сформулировать основные понятия:
Компетентность определяется, как овладение человеком соответствующих компетентностей, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности; как качество личности, проявляющееся в способности и готовности её к деятельности, основанной на знаниях и опыте.
Развитие практических навыков будущих специалистов в области общественного питания по сути своей предполагает весьма комплексное, разностороннее и продуманное обучение. Овладеть необходимыми навыками - значит, стать способным выполнять свою работу на высоком уровне эффективности и в соответствии с установленными стандартами.
Мы разработали методические рекомендации для организации самостоятельной работы по профессиональному модулю «Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий».
Для проведения экспериментальной работы нами была выбрана группа будущих технологов ГБПОУ «Челябинский государственный техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего».
Результат показал, что при внедрении методических рекомендаций для организации самостоятельной работы студентов, уровень усвоения знаний стал выше именно в экспериментальной группе.
1. Алексеева Л. П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М.: НИИВО, 2009.
2. Антипова В.М. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете / В.М. Антипова, К.Ю. Колесина, Г.А. Пахомова //Педагогика.-2008.-№8.-С.57-62.
3. Баскаев Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу/ Р.М. Баскаев//Инновации в образовании.-2008.- №1.-С.10-15.
4. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. 14.Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. М., 2010.
5. Беспалова В.Г., «Педагогический звездопад». Программа повышения психологической компетентности педагогов/ В.Г. Беспалова, И.В. Мотина, Е.В. Овчинникова // Вестник практической психологии образования.-2008.-№4.- С.110-117.
6. Блинов Л.В. Социально-профессиональная компетентность личности - продукт межкультурного взаимодействия/ Л.В. Блинов, В.Л. Недорезова // Педагогическое образование и наука.-2008.-№1.-С.52-56.
7. Васильева Е. Активность студентов как показатель их социализации и социальной компетенции/ Е. Васильева, А. Малыгина //Alma mater.-2007.- №7.- С.18-22.
8. Верещагина Н.О. Формирование профессиональной компетентности специалистов в области естественнонаучного образования в Герценовском университете/ Н.О. Верещагина, Т.В. Вилейто //География и экология в школе XXI века.-2007.-№4.-С.73-78.
9. Вертохвостова Г. Мониторинг как средство повышения профессиональной компетентности педагогов/ Г. Вертохвостова //Народное образование.-2009.-С.121-126.
10. Володина Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению / Ю.А. Володина // Психологическая наука и образование.-2008.-№2.-С.80-86.
11. Г айнутдинов Х.Ш. Профессиональная компетентность организации / Х.Ш. Гайнутдинов //Педагогическое образование и наука.-2008.-№6.-С.26-29.
12. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению: Автореф. дис. на соиск. уч. степени д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2009.
13. Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога/ Е.А. Генике. - М.:Сентябрь,2008.-176с. - (Биб-каж. «Директор школы».-2008.-№5).
14. Гериш Т.В. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального образования/ Т.В. Гериш, П.И. Самойленко // Стандартыи мониторинг в образовании.-2010.-№2.-С.11-15.
15. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 2009.
16. Голуб Г.Б. Оценка уровня сформированности ключевых
профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и
процедуры / Г.Б Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман //Вопросы образования.-2008.- №2.-С.161-185.
17. Грачев А.А. Профессиональная компетентность практического психолога в сфере образования: организационный подход/ А.А. Грачев //Вестник практической психологии образования.-2008.-№2.-С.42-50.
18. Гришанова Н.А. Развитие компетентности специалий как важнейшее направление реформирования профессионального образования. Десятый симпозиум. Квалиметрия в образовании: методология и практика / Под науч. ред.Н.А. Селезневаой и А.И. Субетто. Кн. б. М., 2009.
19. Дахин, А.Н. Моделирование образовательной компетентности/ А.Н. Дахин //Вестник педагогических инноваций.-2009.-№1.-С.84-100.
20. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO,2010.
26. Дьячкова Л.Г. Вуз и работодатель: практика компетентностного подхода становлению молодого специалиста/ Л.Г. Дьячкова //Стандарты и мониторинг в образовании.-2006.-№5.-С.46-50.
21. Есауленко, Г.В. Профессиональная компетентность руководителя в обеспечении правового и документационного управления персоналом / Г.В. Есауленко //УправлениеДОУ.-2008.-№3.-С.50-69.
22. Захлебный А.Н. Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования / А.Н. Захлебный, Е.Н.
Дзятковская //Стандарты и мониторинг в образовании.-2008.-№7.-С.11-15.
23. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования //Образование и наука. 2008. №2(14).
24. Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред.И.А. Зимней. М., 2010.
25. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность //Социальная работа / Отв. ред. И.А.Зимняя. Вып. 2. М., 1992.
26. Иванов Д.И. Профессиональная компетентность учителя/ Д.И. Иванов //Биб-каж. «Директор школы».-2007.-№6.-С.54-57.
27. Иванов Д.И. Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе/ Д.И. Иванов //Школьные технологии. - 2008. -№ 1.-С.149-158.
28. Киреева М.В. Система повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических работников/ М.В. Киреева, Е.В. Ладинская // Методист.-2009.-№6.-С.54-58.
29. Климентьева М.Ф. Реализация методологической компетентности при работе с одаренными детьми в Томском гуманитарном лицее/ М.Ф. Климентьева //Одаренный ребенок.-2008.-№1.-С.47-57.
30. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высш. исред. пед. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Изд. центр «Академия»,2009.-176с.
31. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
32. Краевский В. Методологическая компетентность педагогов- исследователей как условие научного обеспечения модернизации образования/ В. Краевский //Соискатель-педагог.-2008.-№1.-С.31-35. 6.
33. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 2010.
34. Кун Т. Структура научных революций. М., 2011.
35. Лаптева, И.Д. К вопросу о педагогической компетентности / И.Д. Лаптева //Педагогическое образование и наука. - 2007. - №4.-С.35-38.
36. Лаудан Л. Наука и ценности//Современная философия науки. Хрестоматия. М., 2009.
37. Лебедев В.В. Структурирование компетенций — перспективное направление в решении проблем образования/ В.В. Лебедев //Школьные технологии. -2008. -№2 .-С.97-103.
38. Лившиц В.Б. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников/ В.Б. Лившиц //Справочник руководителя образовательного учреждения.-2008.-№12.-С.16-23.
39. Литвиненко М.В. Подходы диагностирования сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста/ М.В.Литвиненко //Стандартыи мониторинг в образовании.-2008.-№2.-С.38-40.
40. Любимов Л.Л. Компетентностный подход и качество общего образования/ Л.Л. Любимов //Экономика в школе.-2008.-№1/2.-С.4-11.
41. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / /Советская педагогика. 2010.№8.
42. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2009.
43. Матушкин Н. НИРС как составляющая системы формирования компетенций специалиста/ Н. Матушкин, И. Столбова, Т. Ульрих //Alma mater.-
2008. -№5.-С.3-7.
44. Мачехина О.Н. Ролево-игровое проектирование в свете компетентностного подхода в образовании / О.Н. Мачехина //Преподавание истории в школе.-2007.-№5.-С.13-16.
45. Метаева В.А. Рефлексия как метакомпетентность/ В.А. Метаева //Педагогика.-2009.-№3.-С.57-61.
46. МитинаЛ.М. Психология профессионального развития. М., 2009.
47. Мясников В.А. Компетенции и педагогические измерения/ В.А. Мясников, Н.Н. Найденова //Педдиагностика.-2008.-№2.-С.42-49.
48. Нефедова Л.А., Развитие ключевых компетенций в проектном обучении/ Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова // Школьные технологии.-2009.-№4.- С.61-68.
49. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторыразвития. М., 2010.
50. Нугуманова Л.Н. Компетентностный подход в профильном обучении/ Л.Н. Нугуманова // Педагогическое образование и наука.-2008.-№6.- С.9-15.
51. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и словосочетаний. 2008 // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000: Мультимедиа-энциклопедия. М., 2000.
52. Пеняева С.А. Рефлексивные составляющие компетентности и особенности их формирования у студентов в процессе обучения/ С.А. Пеняева //Стандартыи мониторинг в образовании.-2008.-№1.-С.11-14.
53. ПетровскаяЛ.А. Компетентность в общении. М., 2008.
54. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2009. (англ. 1984).
55. Редихин В.И. Компетенции в коммуникации/ В.И. Редихин
//Школьные технологии.-2008.-№5.-С. 11-20.
56. Семушина Л.Г., Кагерманьян B.C., Жукова Е С, Иванова, Л.Н., Карпнюк Г.А., Леонтьева М.Ф. и др. Разработкаметодики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов средних специальных учебных заведений. М., 2009.
67. Скала К. Социальная компетенция. Ключевые квалификации// WWW.uni-protokolle.de/Forum/25, 2008 (на нем.яз.)
58. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования, М., 2010.
59. Татур Ю.Г. Образовательная система России. М.: Высшая школа,
2009.
60. Фишман, И.С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся/ И.С. Фишман //Методист.-2008.-№3.- С.2-5; №4.-С. 11-16.
61. Ховов О.В. Компетентность профессиональная / О.В. Ховов //Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./под ред. С.Я. Батышева.-М.:АПО,2008.-Т.1.-С.454-455.
62. Хуторской А. В. (редактор-составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». М„ 2008.
63. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии об-разования и теории педагогики РАО 23 апреля 2009. Центр «Эйдос» WWW/eidos.ru/news/compet/htm,
64. Чуб, Е.В. Интенсификация обучения как фактор подготовки компетентного специалиста/ Е.В. Чуб //Инновации в образовании.-2008.-№7.- С.96-103.