Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №81530

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы120
Год сдачи2020
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
241
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12
1.1. Анализ проблемы эмоционально-нравственного развития детей
старшего дошкольного возраста в научно-методической и психолого-педагогической литературе 12
1.2. Теоретико-методологическая основа эмоционально-нравственного
развития детей старшего дошкольного возраста 22
1.3. Психолого-педагогические условия эмоционально-нравственного
развития детей старшего дошкольного возраста 28
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИХ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМУ
РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 43
2.1. Организация и общая характеристика осуществления психолого-педагогического исследования 43
2.2. Содержательно-методическое обеспечение по созданию психолого-
педагогических условий, благоприятствующих эмоционально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста 50
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация .. 63
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ

В современном обществе приоритет отдается познавательному развитию детей и, как правило, не происходит практической реализации целенаправленной работы в сфере эмоционально-нравственного развития дошкольников. Следовательно, нарушается целостное, гармоничное развитие личности.
В наши дни, когда ребенок в буквальном смысле находится «во власти» средств массовой информации, диктующих ему весьма развязный и агрессивный тип поведения, когда у детей искажаются представления о доброте, милосердии, справедливости и патриотизме, когда умножается детская агрессивность, конфликтность, то очевидно, что проблема эмоционально-нравственного развития становится все более актуальной.
Эмоционально-нравственное развитие - педагогически управляемый процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей в целом, их социализацией, введением в мир культуры - культуры мировосприятия, самовыражения. Очевидно, что в современной социально-культурной обстановке требуется целенаправленный подход к эмоционально-нравственному развитию подрастающего поколения.
Заявленная проблема находит отражение в нормативных документах:
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации - №273-ФЗ» (ст. 2
п. 2: « <...> создание условий для самоопределения и социализации
обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»);
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за
счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам);
3. ФГОС ДО (1.6. п. 6: «формирования общей культуры личности детей, в том числе <...> развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств <...>; 4.6. «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе <.> Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства в т.ч. чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; <.> может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками <.>).
Нравственные ценности, ценностные ориентации и в этике, и в психологии рассматриваются в контексте триады «оценка - отношение - личностный смысл». Эмоция - их необходимая составляющая. Вслед за многими психологами мы употребляем термин «эмоции» в расширенной трактовке, имея в виду и чувства.
Проблема формирования эмоциональной сферы, развития чувств нашла достаточное освещение в исследованиях И.Д. Беха, О.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, Г.М. Бреслава, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и др. Они доказывают, что развитие эмоций и чувств у детей активно влияет на совершенствования их нравственных качеств.
В психолого-педагогической науке существует огромное количество исследований, посвящённых нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.Г. Якобсон и др.).
Часть исследователей (Н.А. Корниенко, О.В. Гирфанова, В.В. Заболтина и др.) в качестве номинаций предпочитают использовать новые понятия - «эмоционально-нравственное воспитание (ЭНВ)» и связанного с ним «эмоционально-нравственное развитие (ЭНР)»; другие же авторы (Р.С. Буре, Э.И. Кякинен и др.) продолжают оперировать традиционными терминами «нравственное воспитание» и «нравственное развитие», вкладывая в них новое содержание эмоционально-нравственного
воспитания и развития.
Данные социального опроса педагогов-практиков на тему: «Организация эмоционально-нравственного развития дошкольников» свидетельствует о дефиците целостной системы эмоционально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. Выявлено акцентирование внимания педагогов на развитии когнитивного компонента (нравственное сознание), работа по развитию эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов носит фрагментарный характер. Следуя обоснованных психологией и педагогикой ориентиров на особую сензитивность детей старшего дошкольного возраста к эмоционально развитию (А.В. Запорожец, Т.Д. Марцинковская, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелкова, др.) а также положения о том, что дошкольное образование должно строиться с учётом ценностей возраста, приоритетное место должен занимать эмоциональный компонент нравственного развития.
Необходимость научного рассмотрения проблемы эмоционально-нравственного развития старших дошкольников определяется и рядом противоречий:
- между потребностью общества в гуманистически направленной, культурной личности, ориентированной на соблюдение нравственных норм, и проявлениями детской агрессивности, конфликтности части современных дошкольников;
- между доминирующим значением эмоционально-нравственного развития для становления личности ребенка и преобладанием в дошкольном образовании интеллектуально-информационных программ и технологий;
- между требованием практики к созданию психолого-педагогических условий, благоприятствующих эмоционально-нравственному развитию детей, и недостаточной методической и содержательной разработанностью решения данной проблемы в ДОО.
Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему нашего исследования: «Эмоционально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и внедрить в работу ДОО эффективные психолого-педагогические условия эмоционально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс эмоционально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, благоприятствующие эмоционально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: эмоционально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно, если:
1. Реализуется в качестве теоретико-методологической основы комплекс культурологического, полисубъектного и психотерапевтического подходов;
2. соблюдается сочетание принципов: природосообразности,
эмпатийности, рефлексивности, единства рационального и
эмоционального факторов, учета ведущего вида деятельности;
3. внедряется совокупность психолого-педагогические условий, благоприятствующих эмоционально-нравственному развитию детей:
- создание благоприятной эмоциогенной среды в старшей группе ДОО, ориентирующей детей на взаимодействие со сверстниками;
- проведение комплекса психологических игр и упражнений «Я чувствую», направленного на осознание (рефлексию) своего эмоционального состояния;
- организация занятий, используя метод сказкотерапии, направленных на развитие эмоционального опыта.
Согласно цели и гипотезе исследования определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Уточнить категориальный аппарат исследования.
3. Разработать психолого-педагогические условия эмоционально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста и их содержательно-смысловое наполнение.
4. Описать критерии и показатели эмоционально-нравственного развития у детей 5-6 лет.
5. Обеспечить содержательно-методическое внедрение психолого-педагогических условий, благоприятствующих эмоционально¬
нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- положения гуманистической психологии и педагогики, признающие личность и ее переживания высшей ценностью (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, C.JI. Рубинштейн и др.);
- педагогические и психологические концепции детства, отражающие связь развития социальных эмоций и нравственного становления ребенка с воздействиями взрослого и особенностями приобретаемого опыта общения и деятельности (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, Н.Г. Морозова);
- теории в области ведущей деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
- исследования, посвященные феномену эмпатии в структуре личности человека (Н.Н. Обозов, А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менджерицкая и др.) и ребенка дошкольного возраста (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: изучение, анализ научно-методической и
психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, сравнение, систематизация, моделирование.
2. Эмпирические: изучение педагогического опыта дошкольных образовательных организаций, анализ образовательных программ дошкольного образования, наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, статистические методы обработки результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Обоснована и реализована совокупность теоретико-методологических подходов и дидактических принципов, оптимизирующих процесс эмоционально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Конкретизировано понятие «эмоционально-нравственное развитие» (ЭНР). Эмоционально-нравственное развитие - педагогически управляемый процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей в целом, их социализацией, введением в мир культуры - культуры мировосприятия, самовыражения.
3. Разработаны и внедрены психолого-педагогические условия, благоприятствующие эмоционально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- проанализирован, обобщен и систематизирован материал по проблеме исследования в процессе и результате изучения психолого-педагогической и методической литературы;
- спроектирована теоретико-методическая основа исследования, состоящая из совокупности методологических подходов и принципов, составляющих концептуальное решение проблемы эмоционально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в создании содержательно-методического обеспечения для образовательного процесса в ДОО по реализации психолого-педагогических условий, благоприятствующих эмоционально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста. Материалы исследования могут использоваться педагогами и психологами в образовательной деятельности дошкольных организаций.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ "ДС № 51" Копейского городского округа. Исследованием было охвачено 47 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в три этапа с 2018 по 2020 гг.
Первый этап (2018-2019 гг.) - изучалась психолого-педагогическая и научно-методическая литература по проблеме исследования; сформулирована цель, выдвинута гипотеза, поставлены задачи и выбраны методы опытно-экспериментальной работы; проводилось изучение практических аспектов решения проблемы; определялся понятийный аппарат, актуализировались ведущие идеи исследования, проводился диагностический срез.
Второй этап (2019-2020 гг.) - углублялись теоретические и практические аспекты исследуемой проблемы, определялась и внедрялась совокупность психолого-педагогических условий.
Третий этап (2020 г.) - осуществлялась обработка материалов повторной диагностики, обобщались данные, полученные теоретическим и практическим путем, обсуждались результаты апробации психолого-педагогических условий, формулировались основные выводы, определялись перспективы исследования, производилось оформление научно-исследовательской работы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Считаем, что в современных условиях развития общества необходимо формирование предпосылок эмоционально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. Под эмоционально-нравственным развитием мы понимаем педагогически управляемый процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей в целом, их социализацией, введением в мир культуры - культуры мировосприятия, самовыражения.
2. Обосновываем эффективное применение совокупности культурологического, полисубъектного, психотерапевтического подходов и принципов: природосообразности, эмпатийности, рефлексивности, единства рационального и эмоционального факторов, учета ведущего вида деятельности как теоретико-методологической основы процесса эмоционально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Определяем структуру содержательно-методического комплекса психолого-педагогических условий, благоприятствующих эмоционально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста.
4. Доказываем эффективность психолого-педагогических условий, благоприятствующих эмоционально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста:
- создание благоприятной эмоциогенной среды в старшей группе ДОО, ориентирующей детей на взаимодействие со сверстниками;
- проведение комплекса психологических игр и упражнений «Я чувствую», направленного на осознание (рефлексию) своего эмоционального состояния;
- организация занятий, используя метод сказкотерапии, направленных на развитие эмоционального опыта.
Структура диссертационной работы: работа состоит из введения, двух глав, таблиц, диаграмм, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по эмоционально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста. В рамках исследования решался ряд задач.
Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы (Л.И. Божович, Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.Г. Якобсон и др.) позволяет лишь только выделить определенную совокупность признаков, которые раскрывают содержание эмоционально-нравственного развития. Отечественные психологи (А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают необходимость развития эмоциональной сферы, развития чувств как движущей силы нравственного развития личности.
Современное понимание эмоционально-нравственного воспитания (ЭНВ) и развития (ЭНР) раскрывается в работах О.В. Гирфановой, В.В. Заболтиной, Н.А. Корниенко и др. Данные категории связаны с актуализацией у ребёнка потребности к сочувствию и основаны на более тесной связи эмоционального и когнитивного компонентов.
В данной работе конкретизировано понятие «эмоционально-нравственное развитие» (ЭНР). Эмоционально-нравственное развитие - педагогически управляемый процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей в целом, их социализацией, введением в мир культуры - культуры мировосприятия, самовыражения.
В период дошкольного детства (сензитивный 5-6 лет) закладывается фундамент эмоционально-нравственного развития: нравственное сознание (знания норм и ценностей); эмоциональная оценка (нравственные эмоции и
чувства); внутренняя позиция ребенка (нравственная саморегуляция и поведение).
Для решения исследовательской проблемы нами избрана теоретико-методологическая основа, представляющая собой комплекс следующих подходов и принципов:
Культурологический подход (О.С. Газман, А.В. Иванов, Н.Б. Крылова) обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Дети воспитываются в процессе взаимодействия со взрослыми, с миром, осваивая культуру, нормы и ценности.
1) принцип единства и гармонизации рационального и эмоционального факторов;
2) принцип эмпатийности (Ю.М. Гордеев, М.Г. Маркина, А.Н. Моисеева, И.М. Насенкова, А.Н. Насифуллина, Т.В. Романова и др.).
Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности.
1) принцип природосообразности (П.П. Блонский, Ю.К. Бабанский, Т.И. Ильина, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина, С.Т. Шацкий и др.);
2) принцип субъектности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Ю.П. Зинченко и др.).
Психотерапевтический подход (В.М. Букатов, Н.П. Капустин, В.П. Кащенко, Л.Д. Лебедева, Т.А. Стефановская). В воспитании стали все чаще прибегать к методам психотерапии, которая в свое время позаимствовала их из педагогики. В обновленном виде и с новыми названиями эти методы вызывают эффект новизны.
1) принцип учета ведущих видов деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
2) принцип рефлексивности (В.К. Елисеев, А.В. Карпов, Л.П. Качалова, И.И. Левина, В.А. Лефевр, Г.П. Щедровицкий и др.).
На основе проведенного нами ранее теоретического анализа сущности, форм и особенностей эмоционально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста, мы выделяем в структуре уровня эмоционально-нравственной культуры, следующие содержательные компоненты, представляющие собой параметрально-критериальные характеристики:
- эмоции социальные (понимание эмоций, эмоциональная отзывчивость);
- произвольность эмоций;
- нравственное развитие (моральное суждение, осознание нравственной нормы);
- нравственная саморегуляция.
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития эмоционально-нравственной культуры у старшего дошкольника: низкий, средний и высокий.
В экспериментальной группе работа была направлена на реализацию психолого-педагогических условий, благоприятствующих эмоционально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста:
- создание благоприятной эмоциогенной среды в старшей группе ДОО, ориентирующей детей на взаимодействие со сверстниками;
- проведение комплекса психологических игр и упражнений «Я чувствую», направленного на осознание (рефлексию) своего эмоционального состояния;
- организация занятий, используя метод сказкотерапии, направленных на развитие эмоционального опыта.
Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента для экспериментальной и контрольной групп показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 4% и 18% и количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 22%.
Сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группах на этапах констатирующего и контрольного экспериментов показывает расхождение результатов этих групп на вышеназванных этапах: на этапе констатирующего эксперимента расхождение незначительное: высокий уровень на 4%, средний уровень на 1%, низкий уровень на 3%. На этапе контрольного эксперимента расхождение в результатах увеличилось: средний - на 10%, низкий - на 11%.
Для определения значимых различий между показателями на констатирующем и контрольном этапе нами был использован критерий Т- Вилкоксона. Расчет критерия Т-Вилкоксона показал, что эмпирическое значение Тэмп (6) находится в зоне значимости. Из таблицы критических значений критерия Т-Вилкоксона для выборки 23 человека Ткр для p <0,01 составляем 62, в то время как Ткр для p <0,05 равно значению 83. Это подтверждает эффективность проведенной нами работы и правомерность выдвинутой гипотезы. Все поставленные задачи были решены в полной мере.
Анализ полученных количественных и качественных результатов опытно-экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.



1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2005. - 267с.
2. Алексеева, Н.И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе: Автореф. канд. дис. / Н.И. Алексеева. - М., 1987. - 150 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Как живете, дети? / Ш.А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 2006. - 176с.
4. Апресян Р.Г. Концепция социально-эмоционального обучения и задачи морального воспитания / Р.Г. Апресян // Вопросы психологии. - 2019. - №1. - С. 29-39.
5. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2007. - 528 с.
6. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968. - 464 с.
8. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.
9. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990. - 140 с.
10. Володина, И.А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС / И.А. Володина // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С.1301-1304.
11. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Под ред. А.М. Виноградовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
14. Гайворонская, Т.А. Развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности: дис. кан. пед. наук / Т.А. Гайворонская. - Санкт-Петербург, 2009. - 246 с.
15. Гайворонская, Т.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в
театрализованной деятельности. Методическое пособие / Т.А. Гайворонская, В.А. Деркунская. - М.: Центр педагогического
образования, 2007. - 144 с.
16. Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова // Вопросы психологии. -
1993. - №4. - С.121-134.
17. Гирфанова, О.В. Эмоционально-нравственное развитие младших школьников средствами синтеза искусств: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 21.04.06 / О.В. Гирфанова. - Киров, 2006. - 245 с.
18. Григорьева, А.А. Субъектность ребенка как важное условие становления личности / А.А. Григорьева, М.И. Баишева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.26. - С.386-390.
19. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция
эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для
практических работников ДОУ / под ред. Пазухиной И.А. - М.: Детство-Пресс, 2008. - 272 с.
20. Деркунская, В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре / В.А. Деркунская. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 128 с.
21. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие: в 2 ч. / Н.С. Ежкова. - Москва: ВЛАДОС, 2010. - Ч.1. - 127 с.
22. Заболтана, В.В. К вопросу о значении игры для эмоционально-нравственного развития дошкольников с нормальным и нарушенным слухом / В.В. Заболтина // 10-е Царскосельские чтения: Международная научная конференция. 25-26 апреля 2006. - СПб, 2006. - С. 35-37.
23. Заболтина, В.В. Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.03: защищена 13.12.07 / В.В. Заболтина. - Москва, 2007. - 166 с.
24. Запорожец, А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / А.В. Запорожец // Вопросы психологии. - 2004. - № 6. - С. 25-27.
25. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - М.: Академия, 1996. - 346 с.
26. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.; М.: Речь,
2018. - 320 с.
27. Изотова Е.И. Эмоциональная социализация детей: закономерности и механизмы / Е.И. Изотова // Вопросы психологии. - 2016. - №1. - С. 55¬67.
28. Изотова, Е.И. Феноменология эмоционального развития современных дошкольников / Е.И. Изотова // Психологические исследования. - 2013. - Т.6. - № 29. - С. 8.
29. Изотова, Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников / Е.И. Изотова // Мир психологии. - 2015. - № 1. - С. 65 -77.
30. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
31. Ипполитова, Н.В. Развитие эмпатии через образовательную область Художественная литература / Н.В. Ипполитова // Детский сад. Всё для воспитателя! - 2012. - №4. - С. 2-8.
32. Калинина, Р.Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Р.Р. Калинина. - СПб., 1998. - 193 с. - РГБ ОД, 61:99-19/203-9.
33. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
34. Колпакова, Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Н.Колпакова // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - С. 78-85.
35. Кондрашова, Н.В. Развитие эмпатии у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности / Н.В. Кондрашова, Я.И. Фурман // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.15. - С. 296-300.
36. Коношенко, О.Л. Домашний психолог. Сказкотерапия / О.Л. Коношенко. - М.: Эксмо, 2002. - 72 с.
37. Конюхов, Н.Н. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы / Н.Н. Конюхов. - М.: Знание,
1994. - 203 с.
38. Корниенко, Н.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Н.А. Корниенко. - Новосибирск: Сиб. кадровый центр, 1992. - 208 с.
39. Котова, Е.В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей / Е.В. Котова. - М.: ТЦ «Сфера», 2007. - 156 с.
40. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
41. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.
42. Лаптева, Ю.А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста / Ю.А. Лаптева, И.С. Морозова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2016. - № 3. - С. 51¬55.
43. Лешли, Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. Для воспитателя дет. сада / Д. Лешли. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
44. Любина, Г. Обучение дошкольников «языку чувств» / Г.Любина // Дошкольное воспитание. - 1996. - №2. - С. 4-13.
45. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - 4-е изд., дополн. и испр. - М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 868 с.
46. Овчаренко, Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5¬7 лет / Е.Р. Овчаренко // Науч. -метод. журнал «Начальная школа плюс: До и После». - 2003. - №10. - С. 78-84.
47. Плотникова, К. М. Социально-эмоциональное развитие дошкольников / К.М. Плотникова // Вопросы дошкольной педагогики. -
2019. - №2. - С. 17-20.
48. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
49. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
50. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального образования, преподавателей, психологов / Под ред. В.А. Петровского. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 152 с.
51. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
52. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях изменяющегося пространства детства: монография / под науч. ред. О. Г. Филипповой. - Челябинск: Изд. центр «Титул», 2018. - 340 с.
53. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1986 - 176 с.
54. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
55. Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать / С.И. Семенака. - М.: Аркти, 2003. - 79 с.
56. Слепкова, Е.В. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга / Е.В. Слепакова // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сборник научных трудов. - Минск, 1999.
57. Степанова, Г.Н. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Н. Степанова //Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 39-53.
58. Стрелкова Л.П. Творческое воображение: эмоции и ребенок: Методические рекомендации / Л.П. Стрелкова // Обруч. - 1996. - № 4. - С. 24-27.
59. Стрелкова, Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения / Л.П. Стрелкова // Эмоционально-личностное развитие дошкольника: хрестоматия / сост. Е.К. Ягловская. - Москва: АНО ПЭБ, 2008. - С. 210-237.
60. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Минск: Нар. асвета, 1981. - 288 с.
61. Тимохина, Э.Н. Воспитание сочувствия у дошкольников / Э.Н. Тимохина // Школа духовности. - 2000. - № 2. - С. 85-89.
62. Тимошенко, Т.В. Современные проблемы определения подходов к эмоционально-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста / Т.В. Тимошенко // Казанский педагогический журнал. - 2018. - №1. - С.133-136.
63. Трубайчук, Л.В. Методические рекомендации к подготовке и защите магистерской диссертации / Л.В. Трубайчук. - Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2011. - 118 с.
64. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 1995. - 212 с.
65. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
66. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).
67. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
68. Филиппова, О.Г. Психолого-педагогические условия развития
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста / О.Г. Филиппова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 8. - С. 86-91.
69. Фромм, Э.З. Искусство любить / Э.З. Фромм. - Минск: Полифакт, 1991. - 80 с.
70. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: гуманитарное издательство «Владос», 1999. - 383 с.
71. Юревич, А.В. Нравственное состояние современного российского общества: эмпирические оценки / А.В. Юревич // Вопросы психологии. - 2016. - №6. - С. 49-62.
72. Яновская, М.Г. Воспитание эмоционально-нравственной культуры младших школьников / М.Г. Яновская // Воспитание и обучение. - Начальная школа. - 2015. - №6. - С. 12-18.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ