Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №95026

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы121
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВСИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей как педагогическая
проблема 10
1.2. Методологические подходы развития эмоциональной отзывчивости у
детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Потенциал полихудожественной деятельности в развитии
эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развитости
эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей
старшего дошкольного возраста в полихудожественной
деятельности 47
2.3. Диагностическое исследование по выявлению уровня развитости эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на итоговом этапе опытно-поисковой работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 105


Нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и способны вдохновлять его на большие деля и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. На современном этапе развития общества с новой силой ощущается потребность нравственного воспитания детей. Во многих дошкольных учреждениях приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, отодвигая в тень становление эмоциональной сферы. Обычным и распространенным явлением для последнего времени стало наличие агрессивного ребенка почти в каждой группе детского сада. У многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Поэтому наряду с интеллектуальным развитием ребенка, ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы. Именно в дошкольном возрасте необходимо учить ребенка сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (далее ФГОС ДО) [25] представляет социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования: ребенок старшего дошкольного возраста обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. В целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуализируется развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания [25]. В.А. Сухомлинский утверждал, что в детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств. Наша задача развить эмоциональную сферу ребенка. Отмечая значимость развития эмоциональной сферы ребенка обратим внимание на слова А.В. Запорожца «эмоции дошкольника необходимо «выращивать», воспитывать и развивать в деятельности» [13, с. 130]. Так мы пришли к мысли о развитии эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в полихудожественной деятельности.
Старший дошкольный возраст детей является сензитивным для формирования основ ценностного сознания через взаимодействие с художественными образами. В работах Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Е.А. Ермолинской, А.В. Запорожца, С.К. Козловой, Н.Г. Куприной, В.С. Мухиной, Г.А. Урунтаевой мы находим подтверждение тому, что в эстетической восприимчивости старших дошкольников, особую роль играют художественно-образные средства. Особенно в усвоении образов поведения, развития нравственных чувств через эмоциональную отзывчивость к образам. Во время восприятия произведений искусства у дошкольников развивается способность эмоционально переживать содержание произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему. Также развивается способность видеть прекрасное и безобразное, причем не только в искусстве, но и в окружающей действительности. По мнению психолога, (Г. Фолькельт) детское искусство носит экспрессионистский характер - дети изображают не то что они видят, а то что переживают. Они выражают свои чувства, свои эмоциональные состояния. Изобразительная деятельность позволяет детям непосредственно пережить, почувствовать разнообразные состояния и чувства.
Все вышеизложенное, подчеркивает актуальность проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречия:
- На социально-педагогическом уровне - между потребностью общества нравственного воспитания детей и неготовностью дошкольных образовательных учреждений к решению данной задачи в условиях современного общества.
- На научно-педагогическом уровне - между востребованностью и необходимостью создания программы, направленной на развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста и отсутствием методики данного процесса в полихудожественной деятельности.
- На научно-методическом уровне - между изученностью теоретических аспектов развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием методических разработок по применению в практике в системе образования.
Из актуальности и выявленных противоречий вытекает проблема исследования, состоящая в выявлении развивающего потенциала полихудожественной деятельности при решении задач, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников. В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности».
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: программа по развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности «Живая палитра».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности «Живая палитра».
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста пройдет успешно если:
- будут использованы деятельностный, аксиологический, полихудожественный подходы, позволяющие вовлечь детей в художественное переживание, и отразить эмоциональное отношение в творческом самовыражении;
- будет разработана и реализована программа «Живая палитра» по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности, включающая в себя различные виды деятельности и форму организации педагогического процесса, носящий интегративный характер, объединяющий музыкальный, театральный, литературный, изобразительный виды искусств.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу и нормативно-правовые акты по проблеме исследования, на основании этого, определить содержание и структуру понятия «развитие эмоциональной отзывчивости» применительно к детям старшего дошкольного возраста;
2) Обосновать выбор методологических подходов: аксиологического, полихудожественного, деятельностного подходов в развитии эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста;
3) Разработать и реализовать программу «Живая палитра» по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности.
4) Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровней развитости эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста и провести диагностику на начальном и итоговом этапах опытно-поисковой работы, проанализировать результаты работы, сделать выводы.
Элементы новизны и теоретическая значимость:
- уточнено содержание и структура понятия «развития эмоциональной отзывчивости» применительно к детям старшего дошкольного возраста;
- определены методологические основы развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности;
- выявлены педагогические условия эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности
Практическая значимость исследования:
- разработана и реализована программа «Живая палитра» направленная на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности.
База опытно-поисковой работы: МДОУ детский сад №19 р.п. Верхняя Синячиха, Свердловской области. В исследовании приняли участие 8 детей старшей группы.
Этапы исследования.
Первый этап исследования - заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании основных идей, цели и конкретных задач исследования. Были изучены теоретические основы педагогической проблемы, проведен анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база.
Второй этап исследования - уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи исследования. Второй этап состоял в проведении опытно-поисковой работы. В сентябре 2019 года осуществлялась начальная диагностика развитости эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников, были описаны результаты, сделаны выводы. В процессе опытно-поисковой работы, с сентября 2019 года по август 2020 года, осуществлялась разработка и реализация программы «Живая палитра», направленной на развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности. Материалы были обобщены в опытно-поисковой работе.
Третий этап исследования состоял в проведении итоговой диагностики развитости эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в сентябре 2020 года. Были проанализированы исходная и итоговая диагностики в процессе сопоставления результатов, сформулированы выводы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников - это интегрированное личностное качество, выражающееся в способности воспринимать, распознавать и оценивать эмоциональное состояние (содержание) объекта, адекватно эмоционально реагировать, формируя индивидуальный эмоциональный опыт.
2. Процесс развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников строится на основе взаимосвязи деятельностного, полихудожественного, аксиологического подходов.
- Деятельностный подход позволяет воспроизвести в педагогической работе процессы внутреннего диалога с миром художественного произведения через вовлечение детей в художественно-практическую деятельности.
- Полихудожественный подход предполагает единство сознания,
деятельности и поведения. Позволяет ребенку в творческом процессе осуществлять практический анализ средств художественной
выразительности, сопоставляя языки искусств на основе внутреннего родства.
- Аксиологический подход позволяет подбор произведений искусства классической традиции прошлого и современности, которые побуждали бы ребенка к рефлексии над актуальными для данного возраста нравственными проблемами: любовь к близким, дружба со сверстниками, справедливость, честность в отношениях с окружающими, уважение к старшим, ответственность за свои поступки.
3. Разработанная и реализованная программа «Живая палитра», направлена на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности, способствует развитию у детей эмпатии, воображения, творческих способностей, приобретению навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми. Содержание программы, разработка тем позволяют ребенку самостоятельно выбирать вид деятельности, которой он может заниматься в рамках темы, выражать свое эмоциональное отношение к ней, учиться выражать свои эмоции и чувства.
4. Положительная динамика развития эмоциональной отзывчивости в полихудожественной деятельности, выявленная при повторной диагностике, говорит о правильно выбранной стратегии исследования которая выражается в положениях гипотезы. Выявлены педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста и обоснована возможность их реализации в полихудожественной деятельности. Определены компоненты развитости эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в полихудожественной деятельности, дана характеристика уровней в показателях, диагностируемых у старших дошкольников в полихудожественной деятельности, что позволяет использовать материалы исследования для работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного теоретического исследования опытно- поисковой работы, были решены поставленные задачи.
1. Анализ литературы по теме исследования позволил определить содержание понятия «эмоциональная отзывчивость». Эмоциональная отзывчивость это интегрированное личностное качество, выражающееся в способности воспринимать, распознавать и оценивать эмоциональное состояние (содержание) объекта, адекватно эмоционально реагировать, формируя индивидуальный эмоциональный опыт.
2. Психолого-педагогические особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте заключаются в следующем:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
- формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические;
- появляется способность предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности;
- дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сопереживания другим людям.
3. Анализ возможностей полихудожественной деятельности как средства развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста позволил прийти к следующему выводу:
- полихудожественная деятельность способствует формированию у воспитанников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;
- развивает эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
- способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства, потребность общения с ними.
Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, менее привязан к стереотипу в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельности детей разнообразие и новизну.
4. В процессе исследования была разработана программа «Живая
палитра» направленная на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Реализация программы происходит в разных формах организации образовательной деятельности детского сада и детей. Реализация программы рассчитана на календарный год, включая летние месяцы, примерно по две темы в месяц. Разные темы имеют разные виды планирования: имеются конспекты, технологические карты
образовательной деятельности, план-паутинка и сценарии. Разработка тем позволяют ребенку самостоятельно выбирать вид деятельности, которой он может заниматься в рамках темы, выражать свое эмоциональное отношение к ней, учиться выражать свои чувства и эмоции. Самое главное - чтобы тема имела смысловое завершение в деятельности ребенка.
5. В опытно-поисковой работе была доказана эффективность
разработанной программы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности. Были выбраны следующие показатели: эмоционально-ориентационный,
эмоционально-творческий, эмоционально-смысловой. На исходном этапе опытно-поисковой работы результаты были следующие: на высоком уровне эмоциональной отзывчивости - 30% детей, на среднем - 50%, на низком - 20%. На итоговом этапе результаты заметно изменились: с высоким уровнем - 40% детей, со средним - 60%, с низким уровнем - детей нет.
В связи с приведенными данными, можно сделать вывод о положительном изменении развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.


1. Абраменкова, В.В. Развитие гуманных отношений и социальная
психология детства / В.В. Абраменкова. - URL:
http://www.voppsy.ru/issues/1986/864/864027.htm (дата обращения: 22. 10.
2020).
2. Абраменкова, В.В. Психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. -2002- №1.-С.14-18.
3. Алимова, Э.Д. Педагогические условия развития эмоциональной
отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр / Э.Д. Алимова // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. научн. конф. - Санкт- Петербург: Свое издательство, 2016 - С. 27-30. - URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11430/ (дата обращения: 25.10.2020).
4. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического
воспитания детей в полихудожественной деятельности / Е.Н. Бородина// URL: https://docplayer.ru/42309895-Borodina-elena-nikolaevna-nravstvenno-
patrioticheskoe-vospitanie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v- polihudozhestvennoy-deyatelnosti.html (дата обращения: 05.10.2020).
5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения / Г. М. Бреслав. - Москва: Педагогика, 1990.
6. Буданова, О.В. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ О.В. Буданова, Н.А. Виноградова, Ф.Г. Гайнуллова, Н.В. Микляева, Т.М. Палий, Ж.В. Садоаникова, Л.В. Самсонова; под ред. Н.В. Микляевой. - Москва: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
7. Вартанян, Г.А. Эмоции и поведение / Г.А. Вартанян, Е.С. Петров. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1989. - 144 с.
8. Выготская, И. Релаксация как система расслабляющих упражнений / И. Выготская, Н. Берковская // Народное образование. - 1999. - №10.
9. Выготский Л.С. Проблема возраста /Сборник сочинений в 6 т.
Москва: 1984. Т.4. - URL: http://elib. gnpbu. ru/text/vygotsky ss-v-
6tt t4 1984/go,12;fs,0/ (дата обращения 03.10.2020).
10. Галич, Т.Н. Роль произведений искусства в формировании у детей младшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости / Т.Н. Галич, А.С. Макаримова. // Молодой ученый. - 2020. - № 18 (308). - С. 486-487. - URL: https://moluch.ru/archive/308/69402/ (дата обращения: 12.10.2020).
11. Додонов, Б.И. В мире эмоций / Б. И Додонов. - Киев: Политиздат Украины, 1987. - 140 с.
12. Ежова, Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего
воспитания и образования детей дошкольного возраста: автореферат диссертации доктора педагогических наук: 13.00.07 / Е.Н. Ежова. - 2009. - URL: https://www.dissercat.com/content/teoriya-i-praktika-emotsionalno-
razvivayushchego-vospitaniya-i-obrazovaniya-detei-doshkolno-0 (дата
обращения: 19.10.2020).
13. Запорожец, А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка / Избр. психол. труды: в 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. - Москва: Педагогика, 2006. - с. 112-115.
14. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард; пер. с англ. В Мисник. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 464 с.
15. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсеньева - Москва, 1987. URL: http:elib/gnpbu.r/text/kapterevizbrannye- pedagodicheskie-sochineniya 1982/go,10;fs,0/ (дата обращения 19.05.2020).
16. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет: Изд. 4-е, испр. И доп. / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина - Москва: Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ