Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности

Работа №114022

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
79
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.
Работа носит методический характер.

Введение …3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Современные концепции социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 12
Краткие выводы по первой главе 21
Глава 2. Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной деятельности 23
2.1. Развивающая предметно-пространственная среда детского cада как фактор социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Художественная деятельность детей дошкольного возраста как средство социально-нравственного воспитания 31
Краткие выводы по второй главе 36
Заключение 38
Список использованных источников 40
Глоссарий…………………………………………………………………………45
Приложение 47

Проблема социально-нравственного воспитания дошкольников всегда занимала важное место в педагогике. Еще большую актуальность этот вопрос приобрел в последнее время. В современном обществе преобладает безразличие, отсутствие чуткого и бережного отношения друг к другу, детский эгоизм, основными показателями которых является отсутствие уважения к окружающим. Недооценка важности воспитания нравственных ценностей с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеки последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Старший дошкольный возраст является периодом активного освоения этических норм, правил, становления нравственных чувств и ценностей. Наиболее важным этапом в формировании механизмов поведения и деятельности является развитие индивидуальности дошкольника в целом. Это обусловлено значительными изменениями, которые происходят в эмоционально-волевом, умственном развитии детей, формировании мотивационной сферы, общения со сверстниками и взрослыми. Известно, что основы воспитания закладываются в раннем детстве, а стержень характера, а именно его основа формируется к пяти годам. Далее ребенок приобретает только привычки.
К проблеме нравственного воспитания дошкольников, которая является актуальной сегодня, обращались многие ученые и педагоги. Они поднимали такие созвучные с нашим исследованием вопроса, как: общение дошкольников с взрослыми и сверстниками (Я. Коломинский, М. Лисина, Г.Стеркина, Т. Репина ); приобщение детей дошкольного возраста к миру общечеловеческих ценностей, выступающих в категориях добра и справедливости (Р. Буре, В. Нечаева ); формирование готовности к восприятию моральных норм (увлечения, переживания, осмысления, осознания) (Н. Горопаха) .
Теоретико-методологические основы воспитания культуры поведения детей исследовали Л. Венгер , С. Петерина , и др.; особенности воспитания культуры поведения на разных этапах онтогенетического развития анализировали А. Богданова , С. Петерина, и др.; эстетические аспекты культурного поведения анализировали В. Дружинин , И. Зязюн , Л. Масол , др. Интерес ученых к процессу формирования культуры поведения, начиная с дошкольного возраста, объясняется признанием дошкольного детства периодом начальной социализации личности.
Поэтому главная цель дошкольного образования – создать благоприятные условия для личностного становления детей, обеспечить их сбалансированное развитие, согласованность в жизни основных тенденций к самореализации, саморазвития и самосохранения, формирования жизненной компетентности, развития ценностного отношения к миру природы, культуры, людей, самих себя. В самостоятельный аспект выделяется формирование начал духовности с первых лет жизни в направлениях закладывания основ культуры межличностного общения, моральной, гражданской, художественно-эстетической, семейно-бытовой, правовой, интеллектуальной, экологической, религиозной культуры.
Следовательно, социальная значимость, недостаточная разработка указанной проблемы и практическая потребность в ее реализации вызвали выбор темы исследования.
Объект исследования: социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественная деятельность как средство социально-нравственного воспитания.
Цель исследования: стало изучение теоретических аспектов социально- нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами художественной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Описать современные концепции социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать развивающую предметно-пространственную среду детского cада как фактор социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить возможности художественной деятельности детей дошкольного возраста как средства социально-нравственного воспитания.
Гипотеза исследования. Нами высказано предположение, что процесс социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условиях:
–учет психологических и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
– включение информации о нормах и правилах нравственного поведения в процесс организации разных видов детской деятельности;
– целенаправленное социально-нравственного воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности;
– расширение содержания развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию представлений и способов выполнения норм и правил нравственного поведения.
Теоретические основы исследования. Психолого-педагогический аспект проблемы социально-нравственного воспитания человека раскрыты в трудах К.А. Альбухановой-Славской, И. Беха, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.Р.Рубинштейна и др. Особенностям организации процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста посвящены работы Л.В. Артемовой, С.А. Козловой, Л.В. Новоселовой, Т.И. Пониманской и др.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследование.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов и других специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для социально-нравственного поведения. Конкретными нравственными формами поведения дошкольников являются: моральные поступки и моральные действия; моральная оценка; моральная самооценка; нравственные представления; нравственные отношения дошкольников к сверстников, других людей, к формам поведения, к труду и его результатам, к окружающей природе, к поручениям воспитателя, родителей; моральная саморегуляция и моральная позиция.
Возрастными предпосылками становления нравственных форм поведения являются особенности развития у них когнитивной сферы (особенности восприятия и осознания, памяти, мышления и воображения), самосознания (самооценки, самоконтроль), побудительной (мотивы поведения, привычки), и эмоциональной сферы (эмоциональная впечатлительность, эмпатия). В этом возрасте формируются первые нравственные представления и оценки, они получают первичное представление о смысле морального поведения, о социальных последствиях поведения; увеличивается количество информации о возможных намерениях партнера; углубляется понимание связи между особенностями поведения и реакцией на нее партнеров; возникает соответствие поведения социальным, моральным стандартам. Развитие нравственных форм поведения происходит путем накопления опыта нравственных (и безнравственных) действий и поступков; увеличение количества ситуаций, которые ребенок наблюдает, в которых конструирует новые формы поведения. Основой данного процесса выступает внутренний план действий.
2. Анализ теоретических исследований свидетельствует, что в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста внимание следует уделить процессу формирования умения соблюдать нормы культуры поведения, которое проявляется в наличии представлений о нормах и правилах морального поведения, владении способами выполнения норм и правил морального поведения, желании выполнять нормы и правила культуры поведения, умении реализовывать представления и способы в поведении и деятельности.
3. Педагогическими условиями эффективного социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста нами определены: учет психологических и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста; включение информации о нормах и правилах нравственного поведения в процесс организации разных видов детской деятельности; целенаправленное социально-нравственного воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности; расширение содержания развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию представлений и способов выполнения норм и правил нравственного поведения.
4. Большую роль в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста имеет художественная деятельность. Художественная деятельность призвана пробудить в душе каждого ребенка тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое позволит ему творить мир. Именно старший дошкольный возраст является для ребенка сенситивным к восприятию, осознанию прекрасного, формированию художественного вкуса, творческих способностей, нравственных качеств, чувств и убеждений.



1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. Допуск из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
Монографии, учебники, учебные пособия, журналы (печатные)
1. Абдуллаева Н.А. Современные проблемы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // В сборнике: Наука и образование состояние, проблемы, перспективы развития. 2021. С. 16-20.
2. Амонова Н. Воспитание социально-нравственных качеств школьников // Молодой ученый. 2022. № 1 (396). С. 233-235.
3. Андреева Л.Д., Соколова Т.Д. Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы // Наукосфера. 2021. № 3-2. С. 93-99.
4. Арутюнян М.А., Литвинова Д.Д., Мамедова А.Т. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста // В сборнике: Закономерности и тенденции инновационного развития общества. 2019. С. 21-23.
5. Балл Г.А. Категория «личность» в исторической психологии / Г.А. Балл // Историческая психология: истоки и современное состояние: монография / Под ред. И.Н. Коваля, В.И. Подшивалкиной, О.В. Яремчук.- Одесса: ОНУ им. И.И. Мечникова, 2012.- С. 48-53.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Лайда, 2012. 208 с.
7. Бородина О.М., Михайлова Е.В. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию родного края // В сборнике: Троица образования: педагог - обучающийся - родитель. 2019. С. 63-64.
8. Буре, Р. С. Воспитание гуманных чувств и отношений: учебно-наглядное пособие для проведения бесед с дошкольниками 5–7 лет / Р. С. Буре. – СПБ,: Детство-пресс, 2014. 24 с.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2017. 199 с.
10. Горопаха Н.М. Педагогические условия осознания нравственной
ценности правил поведения детьми дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1992.-16с.
11. Гудкова О.В. Роль этикета в социально-нравственном воспитании дошкольников // Экономика и социум. 2018. № 11 (54). С. 1353-1358.
12. Дворецкая Т.Н. Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 40 (226). С. 189-192.
13. Дубинина Д.Н. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой // В сборнике: Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе. 2018. С. 37-40.
14. Дубровская Е.А., Козлова С.А., Юрина Н.Н., Казакова Т.Г., Курочкина И.Н., Куликова Ю.С. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: Учебник и практикум. М.: АСТ, 2017. 229 с.
15. Закирова Т.Ю. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Технологии образования. 2020. № 4 (10). С. 10-12.
16. Запорожец А.В. Психология: учеб. пособие для дошкольных пед. училищ. М.: Учпедгиз, 1953. 188 с.
17. Зеленская О.В. Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // В сборнике: Актуальные вопросы развития профессионализма педагога в современных условиях. 2019. С. 154-156.
18. Зырянова С.М., Каратаева Н.А., Киселева Г.М., Кружевских О.В., Лашкова Л.Л., Шанц Е.А. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2019. 231 с.
19. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество.- М.: Просвещение, 2005. - 146с.
20. Каримова Л.М., Валеев Р.Э. Духовно-нравственное воспитание детей // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 2 (36). С. 264-266.
21. Колокольцева М.А. Технологии социально-нравственного воспитания дошкольников: учебное пособие. М.: Перо, 2019. 128 с.
22. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. — Мн.: Изд-во «Нар. Асвета», 1984.
23. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество.- М., 2005. - 160 с.
24. Комарова И.А. Современные подходы к проблеме социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // В сборнике: Актуальные вопросы дошкольного образования. 2020. С. 11-28.
25. Коротаева Е.В. Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста // В сборнике: Мир детства и образование. 2020. С. 25-29.
26. Леонтьев, А.Н., Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста» 2010 – 144с.
27. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. М.: Детство-Пресс, 2010. 224 с.
28. Мардашова Р.С., Хуззятова А.Х. Социально-нравственное воспитание дошкольников // В сборнике: Стимулирование инновационного развития общества в стратегическом периоде. 2018. С. 52-54.
29. Мартынова В.А., Трубицына М.В. Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации // Социальные отношения. 2021. № 4 (39). С. 41-47.
30. Махалова Т.В. Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей в детском саду // Технологии образования. 2020. № 4 (10). С. 26-27.
31. Нейфельд А.А. Развивающая предметно - пространственная среда как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста // В сборнике: Проблемы и тенденции научных исследований в системе образования. 2019. С. 130-132
32. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990. – 88с.
33. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды дошкольном учреждении. – М.: Наука, 2015. – 211 с.
34. Попова Т.И., Дудорова М.Н. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 82-89.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2017. 540 с.
36. Русанова Н.Н. Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности // В сборнике: Методы и механизмы реализации компетентностного подхода в психологии и педагогике. 2019. С. 129-134.
37. Семенова Е.В. Укрепление и обогащение духовно-нравственного здоровья дошкольников посредством художественно-творческой деятельности // В сборнике: Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы. 2020. С. 354-367.
38. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие. М.: АСТ, 2009. 576 с.
39. Сокольникова Н.М. Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности // Вопросы дошкольной педагогики. 2019. № 10 (27). С. 10-13.
40. Таратенко О.А., Белоусова П.Э. Современные условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста // Коррекционно-педагогическое образование. 2021. № 6 (30). С. 73-78.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ