Работа педагога по профилактике гейм-аддикции у младших школьников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования гейм-аддикции у младших школьников 7
1.1. Гейм-аддикция как психическое явление и причины формирования
гейм-аддикции у младших школьников 7
1.2. Причины формирования гейм-аддикции у младших школьников 18
1.3. Направления деятельности педагога по профилактике гейм-аддикции 22
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности гейм-аддикции у младших школьников 33
2.1. Цели и задачи экспериментальной работы 33
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы 37
2.3. Программа деятельности педагога по профилактике гейм-аддикции у
детей младшего школьного возраста 42
Выводы по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложения
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования гейм-аддикции у младших школьников 7
1.1. Гейм-аддикция как психическое явление и причины формирования
гейм-аддикции у младших школьников 7
1.2. Причины формирования гейм-аддикции у младших школьников 18
1.3. Направления деятельности педагога по профилактике гейм-аддикции 22
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности гейм-аддикции у младших школьников 33
2.1. Цели и задачи экспериментальной работы 33
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы 37
2.3. Программа деятельности педагога по профилактике гейм-аддикции у
детей младшего школьного возраста 42
Выводы по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложения
В настоящее время в развитии современного общества компьютерные и информационные технологии активно используются не только в качестве средств обработки и хранения информации, но и как средство проведения досуга и развлечения. При тесном взаимодействии с компьютером игра происходит в специфической среде виртуальной реальности, которая особенно привлекает ребят младшего школьного возраста. Нахождение в виртуальной реальности для многих из них заменяет развлечение со сверстниками, общение с родителями.
На сегодняшний момент существует ряд специальных исследований, направленных на изучение компьютерной активности, а конкретно проблемы формирования компьютерной зависимости в разных возрастных категориях детей.
Апогей игровой компьютерной активности приходится на возраст 10-11 лет. Компьютерная зависимость имеет пагубные последствия в период формирования личности ребенка младшего школьного возраста. Чрезмерное увлечение компьютерными играми сказывается в изменении поведения ребенка в худшую сторону, в снижении успеваемости в школе. В большинстве случаев появляются трудности в общении с окружением, прежде всего с членами семьи. В последнее время психологи, родители и педагоги натыкаются на эту проблему почти ежедневно и нуждаются в её разрешении.
Основной проблемой является негативное воздействие на детей младшего школьного возраста игр отрицательного содержания, которые отражают наипростейший уровень игровой культуры, популярный в современном обществе.
Данные проблемы актуальны с точки зрения их влияния на личность ребенка младшего школьного возраста, чем выше степень его увлечения компьютерными играми, которая проявляется в игровой компьютерной активности, т.е. в частоте и продолжительности игры за компьютером. Дети младшего школьного возраста с высокой степенью игровой активности в первую очередь находятся в зоне риска формирования зависимости.
Проблема игровой зависимости заинтересовывала как российских ученых, так и зарубежных. Проблему аддиктивного поведения в целом изучали ученые: Ц. П. Короленко, А. С. Тимофеева, А. Ю. Акопов, С.А. Кулаков и др. Короленко Ц.П. в 2001 году разработал классификацию аддиктивного поведения, которая используется и в настоящее время. Шмелев А.Г. в 1988 году занимался проблемой именно гейм-аддикции. Он предложил классификацию, в которой выявил 7 классов игр и указал самые опасные из них.
Таким образом, возникает противоречие между увеличивающимися случаями проявления гейм-аддикции у младших школьников с одной стороны и недостаточным вниманием педагогов к возможностям учебных занятий в процессе профилактики гейм-аддикции с другой.
Проблема исследования: каково содержание работы педагога по профилактике гейм-аддикции у младших школьников?
Цель исследования - изучить теоретические аспекты проблемы профилактики гейм-аддикции у младших школьников для разработки программы работы педагога по профилактике гейм-аддикции.
Объектом исследования является гейм-аддикция у младших школьников.
Предмет исследования - профилактика гейм-аддикции у младших школьников в работе педагога.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить гейм-аддикцию как психическое явление и рассмотреть причины формирования гейм-аддикции у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить направления деятельности педагога по профилактике гейм- аддикции у младших школьников.
3. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
4. Разработать программу работы педагога по профилактике гейм- аддикции у детей младшего школьного возраста.
В данной работе мы использовали следующие методы исследования: теоретические (анализ педагогической и психологической литературы, обобщение, систематизация, сравнение и др.), практические (тестирование обучающихся младшего школьного возраста).
Базой исследования было выбрано МКОУ СОШ Челябинской области.
В эксперименте приняли участие 20 обучающихся 4 класса.
Практическая значимость исследования:
Апробация работы осуществлялась путем:
- публикации результатов исследования:
1. Соплина, А.А. Профилактика формирования гейм-аддикции у детей младшего школьного возраста / А.А. Соплина, М.В. Жукова // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 7(41). - Новосибирск: СибАК, 2017. - с. 45-50.
2. Соплина, А.А. Проблема гейм-аддикции в младшем школьном возрасте / А.А. Соплина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(59).
3. Соплина, А.А. Психологические детерминанты гейм-аддикции у
младших школьников / А.А. Соплина // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам IX Международной научно- практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы». - № 7(9). - М., Изд. «Интернаука», 2016.
4. Соплина, А.А. Проблема формирования гейм-аддикции у младших
школьников / А.А. Соплина // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам XVIII Международной научно - практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы». - № 16(18). - М., Изд. «Интернаука», 2016.
5. Соплина, А.А. Компьютерная зависимость, как причина нарушения адаптации ребенка к обучению в школе / А.А. Соплина // Тенденции, перспективы и приоритеты развития современной системы образования: сб. научных трудов по материалам V Международного педагогического форума молодых ученых. - Самара: Профессиональная наука, 2017. - 88 с.
- участия в конференциях:
1. V Международный педагогический форум молодых ученых «Тенденции, перспективы и приоритеты развития современной системы образования». 13 декабря, 2017 год, город Самара.
2. XLVIII Международная научно-практическая конференция «Наука вчера, сегодня, завтра». Апрель 2017 год, город Новосибирск.
3. LIX Студенческая международная научно-практическая конференция. Ноябрь 2017 год, город Новосибирск.
4. IX Международная научно-практическая конференция «Молодой ученый: вызовы и перспективы». Апрель 2016 год, город Москва.
5. XVIII Международная научно-практическая конференция «Молодой ученый: вызовы и перспективы». Сентябрь 2016 год, город Москва.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений. В тексте работы 3 таблицы, 1 рисунок. Список литературы представлен 53 источниками.
На сегодняшний момент существует ряд специальных исследований, направленных на изучение компьютерной активности, а конкретно проблемы формирования компьютерной зависимости в разных возрастных категориях детей.
Апогей игровой компьютерной активности приходится на возраст 10-11 лет. Компьютерная зависимость имеет пагубные последствия в период формирования личности ребенка младшего школьного возраста. Чрезмерное увлечение компьютерными играми сказывается в изменении поведения ребенка в худшую сторону, в снижении успеваемости в школе. В большинстве случаев появляются трудности в общении с окружением, прежде всего с членами семьи. В последнее время психологи, родители и педагоги натыкаются на эту проблему почти ежедневно и нуждаются в её разрешении.
Основной проблемой является негативное воздействие на детей младшего школьного возраста игр отрицательного содержания, которые отражают наипростейший уровень игровой культуры, популярный в современном обществе.
Данные проблемы актуальны с точки зрения их влияния на личность ребенка младшего школьного возраста, чем выше степень его увлечения компьютерными играми, которая проявляется в игровой компьютерной активности, т.е. в частоте и продолжительности игры за компьютером. Дети младшего школьного возраста с высокой степенью игровой активности в первую очередь находятся в зоне риска формирования зависимости.
Проблема игровой зависимости заинтересовывала как российских ученых, так и зарубежных. Проблему аддиктивного поведения в целом изучали ученые: Ц. П. Короленко, А. С. Тимофеева, А. Ю. Акопов, С.А. Кулаков и др. Короленко Ц.П. в 2001 году разработал классификацию аддиктивного поведения, которая используется и в настоящее время. Шмелев А.Г. в 1988 году занимался проблемой именно гейм-аддикции. Он предложил классификацию, в которой выявил 7 классов игр и указал самые опасные из них.
Таким образом, возникает противоречие между увеличивающимися случаями проявления гейм-аддикции у младших школьников с одной стороны и недостаточным вниманием педагогов к возможностям учебных занятий в процессе профилактики гейм-аддикции с другой.
Проблема исследования: каково содержание работы педагога по профилактике гейм-аддикции у младших школьников?
Цель исследования - изучить теоретические аспекты проблемы профилактики гейм-аддикции у младших школьников для разработки программы работы педагога по профилактике гейм-аддикции.
Объектом исследования является гейм-аддикция у младших школьников.
Предмет исследования - профилактика гейм-аддикции у младших школьников в работе педагога.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить гейм-аддикцию как психическое явление и рассмотреть причины формирования гейм-аддикции у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить направления деятельности педагога по профилактике гейм- аддикции у младших школьников.
3. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
4. Разработать программу работы педагога по профилактике гейм- аддикции у детей младшего школьного возраста.
В данной работе мы использовали следующие методы исследования: теоретические (анализ педагогической и психологической литературы, обобщение, систематизация, сравнение и др.), практические (тестирование обучающихся младшего школьного возраста).
Базой исследования было выбрано МКОУ СОШ Челябинской области.
В эксперименте приняли участие 20 обучающихся 4 класса.
Практическая значимость исследования:
Апробация работы осуществлялась путем:
- публикации результатов исследования:
1. Соплина, А.А. Профилактика формирования гейм-аддикции у детей младшего школьного возраста / А.А. Соплина, М.В. Жукова // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 7(41). - Новосибирск: СибАК, 2017. - с. 45-50.
2. Соплина, А.А. Проблема гейм-аддикции в младшем школьном возрасте / А.А. Соплина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(59).
3. Соплина, А.А. Психологические детерминанты гейм-аддикции у
младших школьников / А.А. Соплина // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам IX Международной научно- практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы». - № 7(9). - М., Изд. «Интернаука», 2016.
4. Соплина, А.А. Проблема формирования гейм-аддикции у младших
школьников / А.А. Соплина // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам XVIII Международной научно - практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы». - № 16(18). - М., Изд. «Интернаука», 2016.
5. Соплина, А.А. Компьютерная зависимость, как причина нарушения адаптации ребенка к обучению в школе / А.А. Соплина // Тенденции, перспективы и приоритеты развития современной системы образования: сб. научных трудов по материалам V Международного педагогического форума молодых ученых. - Самара: Профессиональная наука, 2017. - 88 с.
- участия в конференциях:
1. V Международный педагогический форум молодых ученых «Тенденции, перспективы и приоритеты развития современной системы образования». 13 декабря, 2017 год, город Самара.
2. XLVIII Международная научно-практическая конференция «Наука вчера, сегодня, завтра». Апрель 2017 год, город Новосибирск.
3. LIX Студенческая международная научно-практическая конференция. Ноябрь 2017 год, город Новосибирск.
4. IX Международная научно-практическая конференция «Молодой ученый: вызовы и перспективы». Апрель 2016 год, город Москва.
5. XVIII Международная научно-практическая конференция «Молодой ученый: вызовы и перспективы». Сентябрь 2016 год, город Москва.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений. В тексте работы 3 таблицы, 1 рисунок. Список литературы представлен 53 источниками.
В данной квалификационной работе мы подробно изучили теоретические аспекты проблемы гейм-аддикции у младших школьников и рассмотрели основные направления деятельности педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников.
В результате проведения педагогического эксперимента было выявлено, что для данной возрастной категории характерна проблема гейм-аддикции. Чуть больше половины класса, исходя из результатов эксперимента, оказались на грани развития игровой зависимости, либо уже в стадии зависимости. Это все происходит потому, что нахождение в виртуальной среде для многих из них заменяет обыденное человеческое общение. Дети не нуждаются в занятиях чем-либо, вся их жизнь связана с победами и рекордами в играх.
Обобщив результаты педагогического эксперимента, мы предложили рабочую программу педагога, направленную на профилактику гейм - аддикции у детей младшего школьного возраста.
В настоящее время среди ученых нет еще единогласного мнения о том, стоит ли воспринимать проблему гейм-аддикции в серьезных масштабах. Чрезмерное увлечение компьютерными играми может поглотить ребенка, из-за чего он будет меньшее время уделять учебе, творчеству, спорту и т.д. Детская психика является наиболее подверженной воздействиям извне, т.к. она еще не до конца сформирована. Может возникнуть опасность появления личностных расстройств и зависимости.
Конечно, современное время - это время новых информационных технологий, и с компьютеризацией облегчились многие процессы и манипуляции, но не стоит забывать и о возможном пагубном воздействии на психику, физическое состояние и общее благополучие человека.
В заключении хотелось бы отметить, что своевременные профилактические мероприятия по предупреждению гейм-аддикции могут предотвратить возникновение зависимости. Самое главное, что нужно, всегда осуществлять контроль над самим собой и не допускать чрезмерного и бестолкового времяпрепровождения за компьютером. Нужно использовать это «чудо» техники лишь только по назначению, и тогда проблема гейм-аддикции будет постепенно идти на спад.
Т.о. цель нашей работы достигнута, задачи выполнены.
Дальнейшим направлением исследования может стать разработка рабочих программ на каждую возрастную категорию, обучающуюся в образовательном учреждении.
В результате проведения педагогического эксперимента было выявлено, что для данной возрастной категории характерна проблема гейм-аддикции. Чуть больше половины класса, исходя из результатов эксперимента, оказались на грани развития игровой зависимости, либо уже в стадии зависимости. Это все происходит потому, что нахождение в виртуальной среде для многих из них заменяет обыденное человеческое общение. Дети не нуждаются в занятиях чем-либо, вся их жизнь связана с победами и рекордами в играх.
Обобщив результаты педагогического эксперимента, мы предложили рабочую программу педагога, направленную на профилактику гейм - аддикции у детей младшего школьного возраста.
В настоящее время среди ученых нет еще единогласного мнения о том, стоит ли воспринимать проблему гейм-аддикции в серьезных масштабах. Чрезмерное увлечение компьютерными играми может поглотить ребенка, из-за чего он будет меньшее время уделять учебе, творчеству, спорту и т.д. Детская психика является наиболее подверженной воздействиям извне, т.к. она еще не до конца сформирована. Может возникнуть опасность появления личностных расстройств и зависимости.
Конечно, современное время - это время новых информационных технологий, и с компьютеризацией облегчились многие процессы и манипуляции, но не стоит забывать и о возможном пагубном воздействии на психику, физическое состояние и общее благополучие человека.
В заключении хотелось бы отметить, что своевременные профилактические мероприятия по предупреждению гейм-аддикции могут предотвратить возникновение зависимости. Самое главное, что нужно, всегда осуществлять контроль над самим собой и не допускать чрезмерного и бестолкового времяпрепровождения за компьютером. Нужно использовать это «чудо» техники лишь только по назначению, и тогда проблема гейм-аддикции будет постепенно идти на спад.
Т.о. цель нашей работы достигнута, задачи выполнены.
Дальнейшим направлением исследования может стать разработка рабочих программ на каждую возрастную категорию, обучающуюся в образовательном учреждении.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА ГЕЙМ-ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018



