ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
1.1. Развитие эмоциональной лексики в онтогенезе 7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 12
1.3.Особенности эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи III уровня 18
1.4.Значение сюжетно-ролевой игры в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.. .23 Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
2.1. Методы и приемы изучения эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 29
2.2. Анализ результатов изучения эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 33
Выводы по 2 главе 47
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
3.1. Организация и содержание логопедической работы по развитию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня с включением сюжетно-ролевой игры 48
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 57
Выводы по 3 главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
Список использованных источников 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Важным условием успешного обучения в школе является хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста. Практическое овладение лексическими средствами языка является одной из основных задач обучения детей с нарушениями речи.
Эмоциональная лексика способствует наиболее точному описанию и осознанию чувств, настроений и переживаний человека, а также решению проблем общения.
Эмоциональная лексика является средством выражения отношения человека к предмету высказывания в определенной ситуации, а также средством выражения своих личных чувств и эмоциональных переживаний.
Эмоциональная лексика - это лексический пласт, который служит средством общения между дошкольниками и помогает осуществлять межличностное общение. Используется избирательно и фрагментарно у детей с нарушениями речи.
Развитие эмоциональной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания ребенка.
В начале 80-х годов XX века в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной впервые была поставлена проблема обогащения детской речи эмоциональной лексикой. Формирование социально активной личности старшего дошкольника рассматривалось как эмоциональная лексика.
Эмоциональная лексика способствует интенсивному накоплению опыта нравственного поведения детей и совершенствованию социальных контактов с окружающими.
Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, Т.Б. Барминкова, В.К. Воробьева, О.Е. Грибова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская исследовали проблему особенностей развития словарного запаса у детей с патологией речи. Их исследование выявило количественные и качественные различия в словарном запасе детей с нарушениями речи.
Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.В. Симонова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина предложили основные направления словообразования у детей с нарушениями речи и разработали методические рекомендации, способствующие формированию словарного запаса у детей.
И.Ю. Кондратенко, считает, что дети с нарушениями речи используют эмоциональную лексику фрагментарно и только в устойчивых стереотипных сочетаниях. Дети испытывают значительные трудности в определении и наименовании эмоциональных состояний.
Формирование эмоциональной лексики способствует оценке коммуникативных ситуаций, выражению собственных и чужих переживаний, чувств, правильному пониманию и наименованию определенного эмоционального состояния.
Несмотря на то, что теоретические основы изучения лексической стороны речи детей с нарушениями речи созданы, проблема развития эмоциональной лексики до сих пор не решена.
Ее специфические особенности до конца не исследованы, отсутствуют методы и приемы коррекционной работы, направленные на ее обогащение. В связи с этим выбранную нами тему следует считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: изучить теоретически и практически определить содержание логопедической работы по развитию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности включения сюжетно-ролевой игры в содержание логопедической работы по развитию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет успешной при соблюдении следующих условий:
1. Поэтапная организация работы по развитию эмоциональной лексики.
2. Особенности организации, включения в содержание и определения приемов сюжетно-ролевой игры с целью развития эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Исходя из поставленной цели, мы определили задачи исследования:
1. Изучение и анализ научно-теоретической и методической литературы по проблеме развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Выявить особенности эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание логопедической работы с включением сюжетно-ролевой игры для развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и рассмотреть эффективность ее использования в коррекционной работе.
Для реализации поставленных целей и задач исследования был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) педагогический эксперимент;
3) метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положение о взаимовлиянии и единстве эмоционально-познавательного развития ребенка Л.С. Выготского, концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с нарушениями речи Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Научно-исследовательская база: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 «Снегирек» г. Сургут.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Представлены основные положения квалификационного исследования:
1. в публикациях в сборнике по итогам международной научно-практической конференции «Современные тенденции фундаментальных и прикладных исследований»; в научном журнале № 5 (56) «Студенческий форум» г. Москва в рубрике «Педагогика».
2. на педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения детского сада № 31 «Снегирёк» и докладах на методическом объединении специалистов г. Сургута.
Интеграция в общеобразовательные школы детей с речевыми нарушениями успешна при условии достаточно высокого уровня развития речи, в том числе ее лексической стороны. Одной из основных задач коррекционного обучения в специальных дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями является практическое усвоение лексических средств языка.
Проведенное нами исследование направлено на изучение особенностей и развитие эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста.
Эмоциональная лексика, являясь неотъемлемой частью лексикона, необходима для приобщения детей к разнообразному миру эмоций, она способствует более точному осознанию и описанию эмоциональных переживаний как собственных, так и других людей, лучшей оценке происходящих событий, а так же решению коммуникативных задач.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня развитие эмоциональной лексики не происходит спонтанно, в связи, с чем большое значение имеет коррекционно-развивающая логопедическая работа, направленная на развитие эмоционального пласта лексики.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой ребёнок развивается духовно и физически, совершенствуется его память, внимание, ловкость, дисциплинированность.
Игра для детей дошкольного возраста представляет собой своеобразный способ усвоения общественного опыта и имеет большое значение для развития всей личности ребенка.
Изучение состояния эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста проведено нами в сравнительном плане с дошкольниками, имеющими нормальное речевое развитие, и позволило выполнить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-теоретическую и
методическую литературы по проблеме развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Выявить особенности эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание логопедической работы с включением сюжетно-ролевой игры для развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и рассмотреть эффективность ее использования в коррекционной работе.
Для решения поставленных задач мы использовали общеизвестные логопедические, педагогические методики, а так же применили сюжетно-ролевую игру позволяющие выявить особенности употребления эмоциональной лексики.
В процессе исследования выявлены типологические ошибки в области эмоциональной лексики у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Выявлено, что при определении и назывании эмоциональных состояний дошкольники с ОНР смешивали различные эмоции, доступные возрасту; установлено, что дети с ОНР не могут адекватно выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания, а также испытывают трудности в передаче эмоциональных состояний средствами лицевой экспрессии; определен высокий уровень тревожности детей с речевыми нарушениями, указывающий на недостаточную приспособленность к жизненным ситуациям и их эмоциональную оценку, что, на наш взгляд, может быть предметом более детального исследования с целью определения связи развития эмоциональной лексики с уровнем тревожности.
Полученные новые данные об особенностях эмоциональной лексики, паралингвистических средств общения определили основные направления коррекционно-логопедической работы, осуществляемой в условиях специального дошкольного учреждения.
Основываясь на системном психолого-педагогическом подходе к анализу и коррекции нарушений речи, деятельностном подходе, а также на принципах развития чувства языка, связи речевых нарушений с другими сторонами психического развития, развивающего обучения, системности, коррекции и компенсации, предложена система коррекционного воздействия.
Коррекционное обучение состоит из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный.
Систематическая, пошаговая, специально организованная коррекционная работа по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня оказывает влияние на расширение детского лексикона, позволяет качественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения. Положительно отражается на точности выражения мыслей, правильном построении фраз, влияет на адекватное понимание эмоциональных состояний, а также оказывает благоприятное воздействие на развитие речевой коммуникации в целом.
Кроме того, организованное обучение положительно влияет на развитие паралингвистических средств общения и выразительность речи.
Предложенные методические приемы коррекционной работы могут использоваться педагогами наряду с традиционными при обучении дошкольников с речевой патологией, а так же детей с нормальным речевым развитием.
Данная работа позволяет решить вопросы, связанные с оптимизацией коррекционного обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи, а также с подготовкой к успешной интеграции выпускников логопедических дошкольных учреждений в общеобразовательные школы.
Проведенное исследование указывает на перспективы в плане продолжения изучения развития эмоциональной лексики у дошкольников и младших школьников, а также дальнейшей разработки и совершенствования коррекционно-развивающей системы обучения детей, имеющих различные речевые нарушения.
1. Азимов Э. Г. Словарь методических терминов [Текст] : учеб. пособие / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Санкт-Петербург, 1999. - 472 с.
2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина;
- Москва: Академия, 2000. - 400 с.
3. Алексеева М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст] : учеб. пособие / М.М. Алексеева, В. И. Яшина; - Москва: Академия, 1999. - 160 с.
4. Алтухова Т. А. Коррекция нарушения чтения у детей - учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: [Текст] / Татьяна Алтухова - Москва, 1995. - 233 с.
5. Амосов Н. М. Моделирование мышления и психики [Текст] / Николай Амосов. - Киев: Наукова думка, 1965 - 303 с.
6. Аркин Е. А. Дошкольный возраст [Текст] / Ефим Аркин. - Москва: Учпедгиз, 1948. - 336 с.
7. Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка [Текст] / Ирина Арнольд. - Москва: Высшая школа, 1986. - 295 с.
8. Артемов В. А. Очерк психологии [Текст]/ Владимир Артемов. - Москва: Уч.пед.гиз, 1954. - 215 с.
9. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека [Текст] / Нина Арутюнова.
- Москва: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
10. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Татьяна Ахутина. - Москва: Изд-во Моск. Ун-та., 1989 - 215 с.
11. Бабина Г. В. Методика обогащения словарного запаса учащихся старших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] Галин Бабина. - Москва, 1990. - 252 с.
12. Баженов Н. М. Выразительное чтение [Текст] / Н. М Баженов, Р. А. Черкашин - Харьков: Изд-во Харьк. Ун-та, 1960. - 224 с.
13. Бажин Е. Ф. О возможности распознавания эмоций по изолированному речевому сигналу [Текст]: Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии /Е. Ф. Бажин, Т. В. Корнева, А. Я. Вукс. - Москва, 1976. —10—11с.
14. Бажин Е. Ф. О роли профессионального и полового фактора в аудиторской оценке эмоционально окрашенной речи [Текст]: Проблемы космической биологии / Е. Ф. Бажин, Т. В. Корнева. — Москва: Наука,1977. — 293 с.
15. Белопольская Н. Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра [Текст] / Наталия Белопольская — Москва: Когито - центр, 2000. — 36 с.
16. Белянин В. П. Введение в психолингвистику [Текст] / Валерий Белянин. — Москва: ЧеРо, 2000. — 128 с..
17. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Алиса Бородич. Москва: Просвещение, 1981. — 255 с.
18. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Рахиль Боскис. — Москва: АПН РСФСР, 1963. — 335 с.
19. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья [Текст] / Валентина Ветрова. — Москва: Педагогическое общество России, 2000. — 192 с.
20. Виноградов В. В. Избранные труды: Лексикология и
лексикография [Текст]/ Виктор Виноградов. — Москва: Наука, 1977. — 312 с.
21. Витт Н. В. Речь и критические ситуации [Текст]:
Предварительные материалы экспериментальных исследований по психолингвистике / Надежда Витт. — Москва,1974. — 189 с.
22. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] / Игорь Власенко. — Москва: Педагогика, 1990. — 184 с.
23. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников [Текст]:Книга для логопедов / Галина Волкова. - Санкт - Петербург : Детство - Пресс, 2003. - 240 с.
24. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Лев Выготский. - Москва: АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
25. Выготский Л. С. Мышление и речь [Текст] / Лев Выготский. - Москва: Лабиринт, 1999. - 352 с.
26. Выготский Л. С. Психология [Текст] / Лев Выготский. - Москва: Эксмо - Пресс, 2000. - 1008 с.
27. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию [Текст] / Лев Выготский. - Москва: МГУ, 1976. - 184 - 219 с.
28. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. - Т. 2 / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
29. Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения [Текст] / Лев Выготский. - Москва: Уч.пед.гиз, 1935. - 135 с.
30. Галкина-Федорук Е. М. Современный русский язык [Текст] / Е. М. Галкина - Федорук, К. В. Горшкова, Н. М. Шанский. - Москва:
У.чпед.гиз, 1957. - 410 с.
31. Г альперин П. Я. К проблеме внимания Хрестоматия по вниманию / Петр Гальперин. - Москва, 1976.220-228 с.
32. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/ Александр Гвоздев. - Москва: АПН РСФСР, 1961. - 471 с.
33. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык [Текст]/ Александр Гвоздев. - Москва: Просвещение, 1973. - 432 с.
34. Глухов В. П. О формировании связной описательной речи старших дошкольников с недоразвитием речи [Текст]: Дефектология / Вадим Глухов. - 1990. - № 6. - 63-70 с.
35. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]: 2 - е изд., испр. и доп / Вадим Глухов. - Москва: Аркти, 2004. - 168 с.
36. Гончарова Е. Л. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: Опыт проектирования нового содержания обучения [Текст]: Дефектология / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина. - 1998. - № 3. -. 3-14 с.
37. Граборов А. И. Очерки по олигофренопедагогике [Текст]/ Алексей Граборов. - Москва: Уч.пед.гиз, 1961. - 196 с.
38. Гуровец Г. В. Клинико - педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией, и методы коррекционного воздействия [Текст]: Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская; Под ред. В. И. Селиверстова и С. Н. Шаховской. - Москва: Моск. гос. пед. ин-та, 1985. - 103-114 с.
39. Данилова Н. Н. Психофизиология [Текст]: Учебник для вузов / Нина Данилова. - Москва: Аспект - Пресс, 1999. - 373 с.
40. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных [Текст] / Чарльз Дарвин. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 365 с.
41. Жинкин Н. И. Механизмы речи [Текст] / Николай Жинкин. - Москва: Академии педагогических наук, 1958. - 370 с.
42. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество [Текст] / Николай Жинкин. - Москва: Лабиринт, 1998. - 368 с.
43. Жукова Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва: Просвещение, 1973. - 222 с.
44. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва: Просвещение 1990. - 239 с.
45. Залевская А. А. Слово в лексиконе человека [Текст] / Александра Залевская. - Воронеж: ВГУ, 1990. - 208 с.
46. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся [Текст] /Анатолий Зикеев. - Москва: Педагогика, 1976. - 240 с.
47. Иванов Н. П. Лексические упражнения в детском саду [Текст]: Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Николай Иванов - Москва: Просвещение, 1980. - 17-28 с.
48. Изард К. Психология эмоций [Текст]/ Кэррол Изард - Санкт- Петербург: Питер, 1999. - 464 с.
49. Изард К. Эмоции человека / Кэррол Изард - Москва: МГУ, 1980. - 439 с.
50. Ильин Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Евгений Ильин. - Санкт- Петербург: Питер, 2001. - 137 с.
51. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия [Текст] / Валерий Ковшиков. - Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 96 с.
52. Кожина М. Н. Стилистика русского языка [Текст] / Маргарита Кожина. - Москва: Просвещение, 1983. - 223 с.
53. Колмогорова Л. С. Человекознание: Курс психологии с элементами этики и валеологии: 1 класс [Текст] / Л. С. Колмогорова, Н. Н. Григорьвская, И. А. Модина. - Москва: Генезис, 1998. - 160 с.
54. Коломинский Я. Л. Психология детей шестилетнего возраста [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - Минск: Университетское,1999. - 316 с.
55. Коровин К. Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей [Текст] / Кирилл Коровин. - Москва: Педагогика, 1976. - 255 с.
56. Крылова Н. А. Специальные приемы и методы обучения русскому языку слабовидящих детей [Текст] : учеб. пособие / Наталья Крылова. - Москва: ВОС, 1990. - 66 с.
57. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций: Дети 5-7 лет [Текст]. - Ярославль: Академия развития, 2000 - 159 с.
58. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Наталья Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 205 с.
59. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Ирина Кондратенко. - Санкт-Петербург: КАРО,2006. 139 с.
60. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Раиса Лалаева. - Москва: Владос. 1999. - 224 с.
61. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург: Союз, 2001. - 224 с.
62. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Роза Левина. - Москва: АПН РСФСР, 1958. - 31 с.
63. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с нарушениями речи / [Текст] / Роза Левина. - Москва: АПН РСФСР, 1961. — 311 с.
64. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей [Текст] / Роза Левина. - Москва: Уч.пед.гиз, 1951. - 120 с.
65. Леонтьев А. А. Объект и предмет психолингвистики и ее отношение к другим наукам о речевой деятельности [Текст]: Теория речевой деятельности / Алексей Леонтьев. - Москва: Наука, 1968. - 14-36 с.
66. Леонтьев А. А. Психологическая структура значения [Текст]: Семантическая структура слова: Психолингвистические исследования / Алексей Леонтьев. - Москва: Наука, 1971. -7-19 с.
67. Леонтьев А. А. Формы существования значения [Текст]: Психолингвистические проблемы семантики / Алексей Леонтьев. - Москва: Наука, 1983. -5-20 с.
68. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / Алексей Леонтьев. - Москва: Просвещение, 1969. - 214 с.
69. Леонтьев А. А. Некоторые характеристики спонтанной речи в состоянии эмоционального напряжения [Текст]: Общая и прикладная психолингвистика / Алексей Леонтьев. - Москва, 1973. - 88-113 с.
70. Лепская Н. И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) [Текст] / Наталья Лепская. - Москва: МГУ, 1997. - 152 с.
71. Логинова В. И. Формирование словаря [Текст]: Развитие речи детей дошкольного возраста / В. И. Логинова; под ред. Ф. А. Сохина. - Москва: Просвещение, 1984. -83-101 с.
72. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) [Текст] / Владимир Лубовский. - Москва: Педагогика, 1978. - 224 с.
73. Лукьянова Н. А. Экспрессивная лексика разговорного употребления (проблемы семантики) [Текст] / Нина Лукьянова. - Новосибирск: Наука, 1986. - 227 с.
74. Лурия А. Р. Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания [Текст]:Теория речевой деятельности / А Лурия, Л. С. Цветкова. - Москва: Наука, 1968. - 219-233 с.
75. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ Александр Максаков. - Москва, 1987. - 74 с.