Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ 6-ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №105720

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы42
Год сдачи2021
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
84
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня
1.1 Развитие эмоциональной лексики как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Особенности развития детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня и роль театрализованной игры в данном процессе 10
Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной
лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 17
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной лексики у детей
6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 17
2.2 Содержание работы по развитию эмоциональной лексики
у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры 26
2.3 Изучение динамики уровня развития эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 34
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Актуальность исследования обосновывается следующими моментами:
- во-первых, значимостью для детей дошкольного возраста развития речи, речевой деятельности, которая обеспечивает ребенку активность в общении с окружающими людьми (сверстниками и взрослыми);
- во-вторых, распространением на современном этапе среди дошкольников нарушений с точки зрения речевой патологии - общее недоразвитие речи (Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, Т.Б. Барминкова, О.Е. Грибова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская);
- в-третьих, выбора средств, форм, методов и приемов, обеспечивающих преодоления данного нарушения;
- в-четвертых, роль игровой деятельности, а именно театрализованной игры в развитии эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретический анализ исследований свидетельствует о важности рассматриваемой проблемы и недостаточным использованием театрализованной игры в данном процессе.
На основании вышеизложенного, было установлено противоречие между необходимостью развития у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня эмоциональной лексики и недостаточным применением театрализованной игры (содержания, методов и форм работы), соответствующих целям и задачам.
Таким образом, актуальность исследования и данное противоречие, позволили выявить проблему: какова значимость театрализованной игры в становлении эмоциональной лексики детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: теоретически обозначить и практически изучить возможности театрализованной игры в становлении эмоциональной лексики детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс становления эмоциональной лексики детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: театрализованная игра как средство становления эмоциональной лексики детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие эмоциональной лексики детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня возможно, если:
- выбраны театрализованные игры и выявлено их эмоционально насыщенное содержание;
- учтены особенности детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
- разработано поэтапное включение детей в театрализованную игру;
- проведено взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя) и родителей детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую научную литературу по проблеме коррекции эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Установить уровень развития эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и реализовать содержание работы по становлению эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры и установить ее эффективность.
Теоретическо-методологическую основу исследования составляют:
- положение о единстве эмоционального и когнитивного развития (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев);
- исследование лексического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи и разработкой методик, для уровня сформированности словаря прилагательных (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Г.В. Чиркина Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева);
Методы исследования:
- теоретический анализ психологической, психолингвистической,
педагогической литературы, изучение медико-психолого-педагогической документации детей: личные дела, речевые карты, протоколы медико-педагогической комиссии;
- практические методы: психолого-педагогический эксперимент,
формирующий, контрольный этап;
- качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Новизна исследования: заключается в том, что установлена возможность применения театрализованной игры для развития эмоциональной лексики детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования: рассчитана возможность развития эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры.
Практическая значимость исследования: исследования могут быть использованы воспитателями детских садов, педагогами-психологами, учителями-логопедами для развития эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальная база исследования: МАОУ детский сад № 120 «Сказочный г. о. Тольятти. В исследовании приняли участие 10 детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 наименований). Для иллюстрации текста используется 10 таблица. Основной текст работы изложен на 42 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретической основы проблемы и проведенных исследований позволяет сделать следующие выводы:
Развитие эмоциональной лексики отмечают все исследователи речевого развития (Л.С. Волкова, Л.М. Исхакова, В.А. Калягин, Н.В. Нищева и другие). По данным исследований, эмоциональный словарь у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня часто развит неудовлетворительно. Если он не сформирован, логически построить фразу невозможно. Это явление, встречающееся у таких детей, сужает круг общения, что приводит к нерешительности, стеснительности и отсутствию инициативы.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что у 7 детей, (54% от общего количества детей), низкий уровень развития эмоциональной лексики. У 4 детей (31%) был диагностирован средний уровень. И только у 2 детей, (15%), уровень развития эмоциональной лексики был высоким.
Подводя всё вышеупомянутое, мы выявили преобладание среднего и низкого уровней эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня, участвовавших в нашем эксперименте.
В ходе формирующего эксперимента проводилась проверка выдвинутой гипотезы. Были разработаны театрализованные игры для развития эмоциональной лексики у детей 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. При разработке игр учитывали возраст детей, уровень развития эмоциональной лексики, доступность, содержательность, динамичность, возможность расширять объем эмоционального словаря.
«Игры использовались педагогом-логопедом на групповых и индивидуальных занятиях по направлениям логопедической работы:
- расширение объема эмоционального словаря;
- развитие лексики;
- развитие синонимии и антонимии;
- формирование словообразования;
- формирование лексических связей слова» [10].
«Результаты практического эксперимента показали положительную динамику уровня развития эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня. Количество детей с высоким уровнем осталось прежним, однако количество детей со средним уровнем увеличилось на 23%, и количество детей с низким сократилось на 23%» [10.]
Установленная положительная динамика является показателем результативности проведенной нами работы по развитию эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованных игр, специальных упражнений и игровых заданий.
Цель работы выполнена, задачи исследования были решены, выдвинутая гипотеза доказана.



1. Алянский Ю. Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. Худож. Р. Доминов.-2-е изд. перераб. и доп.Л.: Дет.лит., 1990.159c.: ил.
2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Творческий. центр, 2003. 128 с.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольника. М., 1991. 45 с.
4. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения //
Редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. - М.: Изд-во Акад. пед. наук
РСФСР, 1961. 696 с. : 1 л. портр. Указ.: с. 679-688. - Библиогр.: с. 689-691
5. Власенко И. Т.: Чиркина Г. В. Методы обследования речи
у детей. М., 1996. 54 с.
6. Волкова Л. С. Логопедия // Книга по Требованию. М.: Москва,
2009. 704 с.
7. Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 123 с.
8. Запорожец А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка. // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. /Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986. 134 с.
9. Исхакова Л. М. Развитие эмоциональной сферы детей [Электронный ресурс] // lib.znate.ru: электр. б-ка. - Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index-135078.html. - Загл. с экрана. - 16.04.2014.
10. Калмыкова А. И. Влияние театрализованной игры на развитие эмоциональной лексики детей 5-го года жизни с системным нарушением речи. Бакалаврская работа. ТГУ. 2019. 52 с.
11. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: СПб.: КАРО,
2005. 146 с.
12. Курзинер Е. С. Речевые этапы онтогенеза // Психолингвистика. Материалы конференции. М., 2001. С. 25-35.
13. Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. М.: СПб.: Каро,
2006. 321 с.
14. Лалаева Р. И.: Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) М.: СПб : СОЮЗ, 1999. 160 с.
15. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. М.: АПН РСФСР, 1958. 31 с.
16. Лосев П. Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4 - 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения / Под. ред. П. Н. Лосева. М.: ТЦ Сфера, 2005. 160 с.
17. Макарова В. Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие М.: Педагогическое общество России, 2007. 127 с.
18. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. М.: СПб, 2003. 234 с.
19. Слесарева О. А. Взаимодействие учителя логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ // Статья в сборнике трудов конференции Орехово-Зуево. 2017. № 2. С. 378-382. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30478388_73230111.pdf(дата обращения: 22.02.2020)
20. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2004. 164 с.
21. Ступак Л. В. Онтогенез диалогической речи. М. : Ленанд, 2012. 113 с.
22. Тихеева Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1981. 144 с.
23. Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. М. : Просвещение, 2002. 32 с.
24. Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2001. № 4. С. 68-76.
25. Трифонова В. А. Выявление детей с нарушениями речи. М., 2001. 236 с.
26. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. 240 с.
27. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг). М.: Педагогика, 1982. 164 с.
28. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2001. 173 с.
29. Штанько И. В. Театрализованные игры дошкольников // Детский сад от А до Я. М., 2003. № 6. С. 71 - 75.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ