Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Работа №81248

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное процесс

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
269
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы следственного эксперимента
§ 1. Возникновение и развитие идеи следственного эксперимента в
отечественной уголовно-процессуальной науке 6
§ 2. Уголовно-процессуальная сущность следственного эксперимента на
современном этапе и его виды 13
§ 3. Цели следственного эксперимента 20
Глава 2. Производство следственного эксперимента
§ 1. Общие вопросы организации подготовки и проведения следственного
эксперимента 25
§ 2. Средства и способы производства следственного эксперимента 34
Глава 3. Процессуальное оформление и оценка результатов следственного эксперимента
§ 1. Фиксация результатов следственного эксперимента 41
§ 2. Оценка результатов следственного эксперимента следователями и
судами 49
Заключение 54
Список использованной литературы 58
Приложения

Следственный эксперимент как следственное действие в последнее время становится все более популярным процессуальным действием в правоприменительной деятельности, поскольку новые научно-технические достижения позволяют максимально приблизить обстановку проведения эксперимента к среде, в которой было совершено расследуемое преступление. Инновационные технологии, основанные на «погружении» участников эксперимента в обстановку совершения преступления, при необходимости способны вызвать подобные (если не те же самые) эмоции, что способствует выяснению истины.
Актуальность рассмотрения практики следственного эксперимента обуславливается следующими обстоятельствами.
Во-первых, это явление мало исследовано именно по новому Уголовно-процессуальному кодексу РФ (далее - УПК РФ), вся аналитическая литература преимущественно строится на нормах УПК РСФСР; во-вторых, представляет интерес обобщение современной практики в области проведения одного из распространенных и своеобразных следственных действий - следственном эксперименте.
Вопрос следственного эксперимента - один из наиболее спорных и обсуждаемых в уголовно-правовой науке. Уголовно-процессуальное право с давних пор изучала возможности следственного эксперимента в раскрытии и расследовании преступлений. Существует множество учебников по уголовному процессу и криминалистике, в которых наряду с изложением устоявшихся разделов появляются тенденции углубленного изучения ее теоретических основ, поиска новых путей развития, сближения науки с практикой борьбы с преступностью.
Содержащийся в данной работе анализ юридической литературы и правоприменительной практики позволяет получить представление о теории следственного эксперимента, о спорных и не изученных вопросах его проведения, таких, например, как цели и виды следственного эксперимента, соотношение его со следственным осмотром, экспертизой, опознанием и т.п.
Объект исследования - правоотношения, возникающие в процессе проведения следственного эксперимента.
Предмет исследования - понятие следственного эксперимента.
Цель дипломной работы: на основе изученных нормативных, научных источников, правоприменительной практики выявить имеющиеся проблемы и сформулировать определенные предложения, направленные на
совершенствование уголовно-процессуального законодательства,
регулирующего порядок проведения следственного эксперимента.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность следственного эксперимента.
2. Рассмотреть порядок производства следственного эксперимента.
3. Рассмотреть порядок фиксации результатов следственного эксперимента.
4. Изучить порядок и необходимость оценки результатов производства следственного эксперимента.
В процессе работы используются следующие методы: изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, моделирование, сравнение и анализ.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых- процессуалистов и криминалистов, таких как: О.Я. Баев, Ф.В. Глазырин, Н.И. Гуковская, Р.С. Белкин, Е.М. Лившиц, В.А Образцова, И.Л. Петрухин, А.П. Рыжаков, В.И. Радченко, С.А. Шейфер, Н.П. Яблоков и других.
Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения общей теории права, конституционного, уголовно-процессуального, уголовного и других отраслей права.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, международные нормативно-правовые акты, Федеральные конституционные законы и Федеральные законы, постановления Конституционного Суда России и постановления Пленума Верховного Суда России, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовный кодекс Российской Федерации, нормативные акты Президента России, приказы, указания, инструкции и другие ведомственные нормативные акты.
Структурно данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определены: цель, задачи, предмет, объект.
В первой главе «Теоретические основы следственного эксперимента» раскрывается понятие следственного эксперимента, его история становления, как следственного действия, анализируется его уголовно-правовая сущность, цель и виды.
Во второй главе «Производство следственного эксперимента» рассматриваются участники, основание, средства, способы проведения следственного эксперимента.
В третьей главе «Процессуальное оформление и оценка результатов следственного эксперимента» изучается практика производства следственного эксперимента по различным категориям уголовных дел, рассматриваются вопросы достоверности и вероятности результатов следственного эксперимента, оценки результатов следственного эксперимента следователями, дознавателями и судами.
В заключении сформулированы выводы и предложения по совершенствованию проведения следственного эксперимента. Кроме того, разработан комплекс научно обоснованных выводов, предложений и рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования и практики реализации механизма проведения следственного эксперимента при расследовании преступлений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное в данной работе исследование позволяет сделать определенные выводы и сформулировать предложения по совершенствованию теории и практики проведения следственного эксперимента.
В качестве независимого процессуального действия следственный эксперимент прошел через несколько этапов исторического развития. На первом этапе (середина XIX века - до конца 30-х годов ХХ в.) происходит первоначальное накопление теоретических знаний, формируется понятийный аппарат, определяются цели и задачи эксперимента как следственного действия. На втором этапе (40-50-е гг. ХХ в.), наиболее активно проводятся исследования теории следственного эксперимента. В этот период следственный эксперимент был выделен как самостоятельный вид следственных действий, также в этот период изучалось его содержание, цели и задачи. На третьем этапе развития (начиная с 1960 года, когда соответствующая статья была включена в Уголовно-процессуальный кодекс) происходит совершенствование теории и практики следственного эксперимента в качестве самостоятельной правовой процедуры.
Таким образом, следственный эксперимент используется в практической работе следователей на протяжении более 100 лет, и почти 50 лет он существует в уголовно-процессуальном законодательстве в качестве самостоятельного следственного действия. Тем не менее, на сегодняшний день ученые и процессуалисты спорят о содержании и сущности следственного эксперимента. Более того, даже в официальных комментариях к Уголовно-процессуальному кодексу имеются его различные определения, различные интерпретации его целей, задач и видов. На практике, следственный эксперимент до сих пор иногда заменяется другими следственными действиями, например проверкой показаний на месте. На практике возникают ситуации, когда следователи проводят иные следственные действия вместо следственного эксперимента . Естественно, что в результате таких «ошибок» результаты следственных действий не признаются судом в качестве доказательства по уголовному делу, и в лучшем случае уголовное дело отправляется на дополнительное расследование, а в худшем случае - преступникам выносится оправдательный приговор.
На первый взгляд, «ошибки» следователей, связанные с заменой следственного эксперимента другими следственными действиями происходит из-за сходства и даже совпадения, многих их элементов. Тем не менее, основная причина этой путаницы, по нашему мнению, не связана с тем, что многие элементы различных следственных действий, похожи друг на друга, а также из-за того, что некоторые следователи не понимают экспериментальную природу следственного эксперимента и не уделяют ему должного значения.
При оформлении данной работы и изучении практических материалов, мы пришли к выводу, что следственный эксперимент обычно проводится при расследовании дел, получивших широкую огласку, преступления, связанные с массовой гибелью людей, совершенные маньяками и педофилами. То есть следственный эксперимент чаще всего проводится при расследовании уголовных дел, получивших широкий общественный резонанс. Довольно часто следственный эксперимент проводится при расследовании убийств и дорожно - транспортных происшествий, которые привели к серьезным последствиям. В других случаях следственный эксперимент проводится, в лучшем случае, в одном случае из десяти (Приложение 2).
Таким образом, следственный эксперимент, в практической деятельности правоохранительных органов проводится не во всех случаях и достаточно редко. Тем не менее, бывают ситуации, когда только во время следственного эксперимента могут быть подтверждены или опровергнуты, гипотезы и предположения, выдвинутые следователем при расследовании уголовного дела.
Для того, чтобы грамотно и с максимальной эффективностью провести следственный эксперимент и представить результаты в качестве доказательства в суде, следователь должен иметь четкое представление о его содержании и сущности, знать его основные этапы, тактику подготовки и проведения данного следственного действия.
При написании данной работы, мы пришли к выводу, что материалы исследования свидетельствуют о наличии значительного количества процессуальных проблем, связанных с проведением следственного эксперимента. К числу наиболее важных из них, которые должны быть решены в уголовно-процессуальном законе, на наш взгляд, следует отнести следующие:
- во - первых, ст. 181 Уголовно-процессуального кодекса гласит, что следственный эксперимент производится следователями, а на самом деле он может быть проведен и другими лицами, например, дознавателем. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе после слова «следователь» необходимо добавить слово «дознаватель».
- во - вторых, ст. 181 Уголовно-процессуального кодекса
предусматривает, что производство следственного эксперимента допускается, если нет опасности для здоровья участвующих в нем лиц, однако необходимо заметить, что жизнь человека является более ценным правом, чем его здоровье. Поэтому уместно в данной статье отразить формулировку об отсутствии опасности для жизни и здоровья участвующих в следственном эксперименте лиц.
- в - третьих, сомнительным представляется вопрос о проведении следственного эксперимента в ночное время, применительно ч. 3 ст. 164 УПК РФ установленном недопустимостью проведения следственных действий в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, а следственный эксперимент к подобным случаям не относится.
- в - четвертых, одной из неурегулированных вопросов процессуального законодательства является положение проведения следственного эксперимента в жилых помещениях, соответственно ст. 25 Конституции РФ противопоказано входить в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Поскольку в УПК РФ не прописаны права суда о принятии решения на проведение следственного эксперимента в жилищах, в рамках УПК РФ
проводить следственный эксперимент в жилище против воли лиц, в нем проживающих, нельзя даже по решению суда.
- в - пятых, анализируя проблемные вопросы теории следственного эксперимента, подобает проанализировать права и обязанности его участников. Сопоставляя права, обязанности участников следственного эксперимента мы обнаружили, что они преподнесены в различной редакции и не имеют единой трактовки. В связи с этим, мы считаем разумным при следующей редакции УПК РФ, провести их процессуальный и лингвистический анализ и изложить в единообразном порядке.
- в - шестых, включить в перечень доказательств по уголовному делу (ч. 2 ст. 74 УПК РФ) результаты следственного эксперимента, поскольку именно они рассматриваются в суде, а протокол эксперимента служит лишь бумажным носителем подтверждения правомерности проведенного эксперимента (как это сделано в отношении показаний подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, заключений экспертов и специалистов);
В целом, можно заметить, что новые уголовно-процессуальные нормы достаточно четко отграничивают следственный эксперимент от других следственных действий, что подчеркивает его независимую природу.
К сожалению, следственные органы не всегда имеют возможность проводить следственные эксперименты ввиду их дороговизны, поскольку это требует затрат и материальных и временных ресурсов (Приложение 1). Кроме того, результаты эксперимента далеко не всегда приводят к бесспорным, категорическим выводам. Вместе с тем при расследовании значительного количества преступлений следственный эксперимент бывает иногда незаменимым средством получения доказательств.
Безусловно, оправдание невинного и наказание виновного не должно зависеть от приземленных причин, как-то нехватка времени или финансов. Никакие расходы не сравнятся с судьбой человека. Следственный эксперимент должен прочно войти и утвердиться в практике уголовного процесса.



1. Конституция Российской Федерации: Всенародное голосование от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2013. № 4. Ст. 445.
2. Всеобщая декларация прав человека: принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 2009.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS №005 (Рим 4 ноября 1950 г.): ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2010. № 20. Ст. 2143.
4. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. №1 -ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст.898.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации:
Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.
7. Об организации прокурорского надзора за органами предварительного следствия: Приказ Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г.№162 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 27. Ст. 1256.
II. Специальная литература
1. Уголовный процесс: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.П. Божьева, Е.А. Доля. М.: ИНФРА-М, 2014.
2. Профессиональный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации по главам / под ред. В.И. Радченко, В Г. Кашепова, А С. Михлина. М.: НОРМА, 2014.
3. Шпилев В.Н. Участники уголовного процесса: учебное пособие. М.: Экзамен, 2012.
4. Герасимов И.Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений: учебное пособие. М.: Спарк, 2014.
5. Уголовный процесс: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / под ред. К.Ф. Гуценко. М.: НОРМА, 2013.
6. Назаров А.Д. Следственные ошибки в досудебных стадиях уголовного процесса. Красноярск, 2012. С. 31.
7. Уголовный процесс: учебник для студентов юридических вузов и факультетов 8-е изд. / под ред. К.Ф. Гуценко. М.: НОРМА, 2013.
8. Научно - практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. В.М. Лебедева. М.: ЮРАЙТ , 2015. С. 224.
9. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской
Федерации (постатейный) / Под общей редакцией Радченко В.И. - М.:
Юридический дом "Юстицинформ",- 2013г.
10. Костикова Н.А. Применение звукозаписи в следственной деятельности/ Н.А. Костикова // Российский следователь. 2012. № 6.С. 23-24
11. Хаметов Р.Б. Проблемы использования средств компьютерной техники и звукозаписи при протоколировании следственных действий/ Хаметов Р.Б., Финогенов Н.Н. // Российский следователь. 2012. № 16.С. 1.
12. Криминалистика. Полный курс: учебник / ред. А. Г. Филиппов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 835 с.
13. В.М. Мешков // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2012. № 2.С. 130.
14. Уголовный процесс России: учебник / под ред. Громова Н.А., Пономаренко В. А., Францифорова Ю.В. М.: ЮРАЙТ, 2013.
15. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Б. Т. Безлепкина. — М., 2012. 822 с.
16. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. М.: Норма, 2015.
17. Криминалистика : учеб. для вузов / под ред. Р. С. Белкина. М., 2013.-971 с.
18. Ляхов, Ю. А. Следственный эксперимент в
уголовном судопроизводстве : учеб. пособие / Ю. А. Ляхов, О. А. Луценко, Ю. Б. Чупилкин. Ростов н/Д, 2011. - 88 с.
19. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение / Шейфер С.А. - Самара: Самарский университет, 2004. С. 148.
20. Криминалистика: учебник для бакалавров / ред. Л.Я. Драпкин. - М.: Юрайт, 2013. - 831 с.
21. Следственные действия. Криминалистические рекомендации.
Типовые образцы документов / под ред. В. А. Образцова. М., 2011. - 501 с.
22. Тактика следственных действий : учеб. пособие / под ред. В. И. Комиссарова. Саратов, 2012. - 202 с.
23. Быков, В. М. Принуждение при производстве следственных действий / В. М. Быков, Н. В. Ткачева // Право и политика. 2013. - № 5. -С. 136¬145.
24. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Под ред. В. П. Божьева. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2012;
25. Большой юридический словарь / Под. ред. Додонова В.Н., Ермакова В.Д., Крылова М.А. и др. М.: Изд.-во: Инфра-М., 2001;
26. Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. - М.: Изд-во "Зерцало", 2005;
27. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013 // Правовая система Гарант
28. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.И. Радченко. — 2е изд., перераб. и доп. — М.: "Юридический Дом "Юстицинформ", 2006;
29. Быков В. М. Принятие следователем решения о производстве следственных действий // "Законность", № 10. 2012;
30. Быков В.М. Фактические основания производства следственных действий по УПК РФ // "Журнал российского права", № 6. 2013;
31. Шейфер, С. А. Проблемы развития следственных действий в УПК РФ / С. А. Шейфер // Уголов, право. 2012. - № 3. - С. 90-92.
32. Ильченко, Ю. И. Тактические приемы исследования материальной обстановки места происшествия : автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1965.-24 с.
33. Ясинский, А. Н. Теоретико-методологические основы следственных действий, производимых на месте происшествия: автореф.дис. канд. Юрид. наук. М.,2007. -28 с.
34. Ароцкер Л.Е. Следственный эксперимент в советском уголовном процессе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1951г.
35. Лившиц Ю.Д. Меры процессуального принуждения в советском уголовном процессе: автореф. канд. юрид. наук. М., 1958.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ